Непредвиденный
Непредвиденный | |
---|---|
Ранефереф, Неферефра, Нуфирр, Нуфирефр, Шерес | |
![]() Статуэтка Неферефра , расписной известняк. [1] | |
фараон | |
Царствование | Вероятно, два года или меньше [2] в начале-середине 25 века до нашей эры [примечание 1] |
Предшественник | Нефериркаре Какай (скорее всего) или Шепсескаре |
Преемник | Шепсескаре (скорее всего) или Ньюсерре Ини |
Супруга | вероятно, Хенткаус III |
Дети | не уверен, либо Менкаухор Кайу ♂ , либо Шепсескаре ♂ Нахцаре ♂ Предполагаемый: Странный ♂ |
Отец | Нефериркаре Какаи |
Мать | Хенткаус II |
Умер | 20–23 года [21] |
Похороны | Пирамида Неферефры |
Памятники | Пирамида Неджерибау Ранефереф Храм Солнца Хотеп-Ре |
Династия | Пятая династия |
Неферефр Иси ( ок. 25 век до н. э .; также известный как Ранефереф , Ранефер и по гречески - Χέρης , Черес ) был древнеегипетским фараоном в Пятой династии период Старого царства . Скорее всего, он был старшим сыном фараона Нефериркаре Какаи и царицы Хенткаус II . До того, как взошел на престол, он был известен как принц Ранефер.
Неферефр построил для себя пирамиду в королевском некрополе Абусира под названием Нетджерибау Ранефереф , что означает « Басы Неферефра божественны». Пирамида так и не была закончена, а надпись каменщика показала, что работы над каменной конструкцией были прекращены во время или вскоре после второго года правления короля. Учитывая скудность свидетельств, относящихся к периоду его правления, египтологи воспринимают это как свидетельство того, что Неферефр неожиданно умерла после двух-трех лет пребывания на троне. Тем не менее Неферефр был похоронен в своей пирамиде, наспех завершенной в виде мастабы его вторым преемником и предположительно младшим братом, фараоном Нюсерре Ини . Там были обнаружены фрагменты его мумии, свидетельствующие о том, что он умер, когда ему было чуть больше двадцати.
Мало что известно о деятельности Неферефра, кроме закладки фундамента его пирамиды и попыток завершить пирамиду своего отца. Единственный текст показывает, что Неферефр планировала или только что начала строить храм Солнца под названием Хотеп-Ре , что означает «Ра доволен» или «стол для подношений Ра», который, возможно, никогда не функционировал как таковой, учитывая краткость правления короля. После его смерти Неферефр мог стать эфемерным и малоизвестным фараоном Шепсескаром , чьи отношения с Неферефром остаются весьма неопределенными и обсуждаемыми.
Источники
[ редактировать ]Современный
[ редактировать ]Существует очень мало археологических источников, современников Неферефры, и этот факт теперь рассматривается египтологами, в том числе Мирославом Вернером , как подразумевающий очень короткое правление. [22] Вернер знал только одну надпись, датированную его правлением. Строители пирамиды оставили его на угловом блоке в конце коридора, ведущего к основаниям пирамиды. [23] Надпись была написана на четвертый день сезона Ахет в год первой подсчета скота , мероприятия, состоящего в пересчете скота по всей стране для оценки суммы взимаемых налогов. Традиционно считается, что во времена Древнего царства такие подсчеты происходили каждые два года. [24] хотя недавние переоценки привели к тому, что египтологи пришли к выводу о менее регулярном и несколько более частом подсчете. [25] Следовательно, надпись должна относиться к первому или второму году пребывания Неферефра на троне и самое позднее к его третьему году. [примечание 3] [26] Наконец, несколько артефактов, датированных правлением Неферефра или вскоре после него, были обнаружены в его погребальном комплексе и в других местах Абусира . [примечание 4] например, глиняные печати с именем Гора . [28]
В некоторых папирусах Абусира, обнаруженных в храме Хентхауса II и датируемых серединой-концом Пятой династии, упоминаются погребальный храм и погребальный культ Неферефре. Они представляют собой письменный источник, почти одновременно с его правлением, который не только подтвердил существование комплекса пирамид Неферефры в то время, когда он еще не был идентифицирован, но и подтвердил существование комплекса пирамид Неферефра в то время, когда он еще не был идентифицирован. [29] но также дает подробную информацию об административной организации и важности погребального культа царя в древнеегипетском обществе. [30]
Исторический
[ редактировать ]
Неферефра присутствует в нескольких списках древнеегипетских царей, все они относятся к периоду Нового царства . Самый ранний такой список, в котором упоминается Неферефр, - это « Список царей Абидоса» , написанный во время правления Сети I ( 1290–1279 до н.э.), и где его преномен занимает 29-ю запись, между преноменами Нефериркаре Какаи и Нюсерре Ини. [31] Во время последующего правления Рамзеса II (1279–1213 гг. до н.э.) Неферефра появляется на Табличке Саккара , [32] на этот раз после Шепсескаре, то есть второго преемника Нефериркаре Какаи. Из-за ошибки переписчика имя Неферефре в этом списке указано как «Ханефере» или «Неферхаре». [33] Имя Неферефре, по всей вероятности, также было дано в Туринском каноне (третий столбец, 21-я строка), который датируется тем же периодом, что и табличка в Саккаре, но с тех пор он был утерян из-за большого пробела, затронувшего документ. Тем не менее, часть продолжительности правления, приписываемая Неферефре в каноне, все еще читаема: знак одной чертой указывает на один год правления, к которому в принципе можно добавить десятилетие, поскольку соответствующий знак будет фактически потерян в пробелах документ. [23]
Неферефра также, вероятно, упоминалась в «Эгиптиаке» , истории Египта, написанной в III веке до нашей эры во время правления Птолемея II (283–246 до н.э.) египетским жрецом Манефоном . Никакие копии « Эгиптиаки» не сохранились до наших дней, и теперь она известна только благодаря более поздним сочинениям Секста Юлия Африканского и Евсевия . Африканский сообщает, что Египтяне упоминали преемственность «Неферхерес → Сисирес → Херес» в середине Пятой династии. Считается, что Неферхерес, Сисирес и Черес являются эллинизированными формами Нефериркаре, Шепсескара и Неферхаре (то есть Неферефре) соответственно. Таким образом, реконструкция Пятой династии, сделанная Манефоном, хорошо согласуется с табличкой из Саккары. [31] в африканском воплощении Египта Сообщается, что Черес правил 20 лет. [34]
Семья
[ редактировать ]Родители и братья и сестры
[ редактировать ]
Неферефре был, по всей вероятности, старшим сыном своего предшественника фараона Нефериркаре Какаи от царицы Хенткаус II . [3] [5] [35] Об этом свидетельствует рельеф на известняковой плите, обнаруженный в доме в селе близ Абусира. [36] и изображение Нефериркаре и его жены Хенткауса со «старшим сыном короля Ранефером», [примечание 5] [37] имя, идентичное некоторым вариантам имени Неферефр. [38] Это указывает на то, что Ранефером звали Неферефре, когда он был еще только наследным принцем , то есть до его восшествия на престол. [39]
У Нефериркаре и Хенткауса был как минимум еще один сын, будущий король Нюсерре Ини . Кроме того, поскольку отношения между Шепсескаром и Неферефрой остаются неясными, вполне возможно, что они тоже были братьями, как предполагает египтолог Силке Рот. [40] хотя были предложены и другие гипотезы по этому поводу: Вернер считает Шепсескара сыном Сахуре и, следовательно, дядей Неферефре, в то время как Яромир Крейчи считает, что Шепсескаре был сыном Неферефре. [41] Наконец, еще один брат, [42] возможно моложе [43] также были предложены Неферефр и Ньюсерре: Ириенре, принц ири-пат [примечание 6] которого о происхождении свидетельствует тот факт, что его погребальный культ был связан с культом его матери, причем оба они имели место в храме Хенткауса II. [45] [46]
Супруга и дети
[ редактировать ]До 2014 года о супруге Неферефре не было известно. [41] [47] В конце того же года мастаба Хенткауса III была обнаружена археологами из Чешского института египтологии, работавшими в Абусире, к юго-востоку от пирамиды Неферефры. [48] [49] [50] Местоположение и дата гробницы, а также найденные в ней надписи убедительно свидетельствуют о том, что Хенткаус III была царицей Неферефр. [51] Действительно, Хенткаус III предположительно был не только похоронен в течение нескольких десятилетий после правления Неферефр, но и ее мастаба также находится в непосредственной близости от его пирамиды. [примечание 7] и она носила титул «жены короля», доказывая, что она была королевой. [48]
Кроме того, Хенткаус III также называли «матерью короля» по надписям на ее гробнице, указывающим на то, что ее сын стал фараоном. Поскольку известно, что второй преемник Неферефра Нюсерре Ини был его братом, а не сыном, и поскольку Хенткаус III мог быть похоронен во время правления Ньюсерре, на что указывают грязевые печати, [48] в качестве возможных вариантов остается только эфемерный преемник Неферефр Шепсескаре или преемник Ньюсерре Менкаухор Кайу . [48] В египтологии продолжаются дебаты относительно этих двух альтернатив. Вернер утверждает, что Шепсескаре был дядей Неферефре и, следовательно, Менкаухор Кайу был сыном Неферефре. Между тем, Крейчи считает более вероятной противоположную гипотезу о том, что Шепсескаре был сыном Неферефра от Хенткауса III. [41]
Вернер предложил еще двух сыновей Неферефра и Хенткауса III: «сына короля» Нахцаре, [54] родство которого подтверждается общей датой и местом его могилы, [41] и Какайбаеф, член элиты, похороненный в Абусире. [54] Крейчи отмечает отсутствие титульного «сына короля» по отношению к Какайбаефу, тем самым подчеркивая гипотетический характер утверждения Вернера. [41]
Царствование
[ редактировать ]Вступление на престол
[ редактировать ]
В египтологии существуют две конкурирующие гипотезы, описывающие последовательность событий, начиная со смерти Нефериркаре Какаи, третьего короля Пятой династии, до коронации Нюсерре Ини, шестого правителя династии. Манефона Опираясь на исторические источники, в первую очередь на список царей Саккары и «Египтиаку» , где, как говорят, Неферефра сменила Шепсескара, [34] многие египтологи, такие как Юрген фон Бекерат и Хартвиг Альтенмюллер, традиционно считали [55] что произошла следующая королевская преемственность: Нефериркаре Какай → Шепсескаре → Неферефре Иси → Ньюсерре Ини. [5] [56] В этом сценарии Неферефр будет отцом Нюсерре, который станет фараоном после неожиданной смерти первого. [5] [57]
Эта точка зрения была оспорена на рубеже тысячелетий, особенно Вернером, [58] [59] [60] который отвечал за археологические раскопки королевского некрополя Абусира Пятой династии с 1976 года. Во-первых, есть рельеф, упомянутый ранее, показывающий, что Неферефре, по всей вероятности, была старшим сыном Нефериркаре. [39] [61]
Во-вторых, при раскопках пирамиды Неферефре была обнаружена его мумия, которая показала, что на момент смерти Нефериркаре ему было от 18 до 20 лет. [62] Следовательно, как старший сын предыдущего короля, в возрасте от подросткового до двадцати с небольшим лет, Неферефр находился в оптимальном положении для восхождения на трон. Таким образом, утверждение о том, что Шепсескара правил между Неферефрой и его отцом, потребовало бы объяснения того, почему и как претензии Шепсескара на трон могли быть сильнее, чем претензии Неферефра. [63]

В-третьих, археологические данные указывают на то, что Шепсескаре, скорее всего, правил всего от нескольких недель до нескольких месяцев самое большее, а не семи лет, как ему приписывают в « Египтиаке» . [13] [55] гипотеза, уже поддержанная Николя Грималем еще в 1988 году. [67] Действительно, Шепсескаре - наименее известный король Пятой династии, у которого было всего две печати. [68] [69] и несколько оттисков печатей с его именем, известных по состоянию на 2017 год, [70] [71] [72] [73] нехватка свидетельств предполагает очень короткое правление. В пользу этого говорит и состояние незавершенной пирамиды Шепсескара, которая «была прервана [и] соответствует работе нескольких недель, возможно, не более одного или двух месяцев». [74]
В-четвертых, археологические данные также свидетельствуют в пользу датировки правления Шепсескара после правления Неферефр. [75] Некоторые из немногих отпечатков печатей с именем Шепсескара были обнаружены в самой старой части погребального храма Неферефр. [76] который не был построен до смерти Неферефр. [77] Кажется, это указывает на то, что Шепсескаре делал подношения погребальному культу Неферефры, которая, следовательно, должна была царствовать до него. [77] [78] Другой аргумент касается расположения пирамид Сахуре , Нефериркаре Какаи и Неферефре : они образуют линию, указывающую на Гелиополь , точно так же, как это делают три пирамиды Гизы . [примечание 8] [66] Напротив, незавершенная пирамида Шепсескара не находится на линии Гелиополя, что убедительно свидетельствует о том, что пирамида Неферефра уже была на месте, когда Шепсескаре начал строить свою. [79] Наконец, хотя Шепсескаре упоминается как непосредственный предшественник Неферефра в списке царей Саккары, Вернер отмечает, что «это небольшое несоответствие можно объяснить [политическими] беспорядками того времени и династическими спорами». [78] Аргументы Вернера убедили ряд египтологов, в том числе Даррела Бейкера, Эрика Хорнунга и Йорверта Эдвардса . [13] [55] [80]
Продолжительность правления
[ редактировать ]
В то время как Неферефре дается царствование около 20 лет, что является воплощением » Манефона « Египтиаки , [34] Текущая академическая точка зрения состоит в том, что это число является переоценкой истинной продолжительности его правления, которая, должно быть, была значительно короче. Прежде чем результаты обширных раскопок в Абусире были полностью опубликованы, египтологи, следуя традиционной гипотезе преемственности, приписывали Неферефру около десяти лет правления, основываясь на нехватке свидетельств, одновременных с его правлением. Например, фон Беккерат и Винфрид Барта дали ему 11 и 10 лет на престоле соответственно. [82] [83] Сейчас у этой точки зрения мало сторонников. [33]
Ведь с тех пор Вернер выдвинул гипотезу правления продолжительностью не более двух лет. [23] Его вывод основан на археологических данных: незавершенном состоянии предполагаемой пирамиды и общей нехватке документов, датирующих его правление. Вернер пишет:
Форма гробницы Неферефры... как и ряд других археологических находок ясно указывают на то, что строительство погребального памятника царя было прервано из-за неожиданной ранней смерти царя. План недостроенного здания пришлось в корне изменить и было принято решение спешно переоборудовать недостроенную пирамиду (из которой была построена лишь незаконченная нижняя ступень ядра) в «квадратную мастабу» или, точнее, , стилизованный первобытный холм. На момент смерти короля не было построено ни погребальное помещение, ни фундамент заупокойного храма. [23]
Более того, два исторических источника подтверждают гипотезу о недолгом правлении: надпись каменщика на пирамиде Неферефры была обнаружена «примерно на двух третях высоты сохранившегося ядра памятника». [23] и, вероятно, относится к первому или второму году пребывания Неферефр на троне; и Туринский канон, который приписывает Неферефре менее двух полных лет правления. [23] Сочетание археологических и исторических свидетельств привело к единому мнению, что правление Неферефр длилось «не дольше двух лет». [23]
Строительная деятельность
[ редактировать ]Пирамидальный комплекс
[ редактировать ]
Пирамида
[ редактировать ]Неферефр начал строительство для себя пирамиды в царском некрополе Абусир, где его отец и дед строили свои пирамиды. Древним египтянам он был известен как Нетджерибау Ранефереф, что означает « Басы Неферефра божественны». [примечание 9] [84]
Задуманная с квадратным основанием 108 м (354 фута), пирамида Неферефра должна была быть больше, чем пирамиды Усеркафа и Сахуре, но меньше, чем пирамида его отца Нефериркара. [85] После неожиданной смерти Неферефры были достроены только ее нижние уровни. [9] достигая высоты c. 7 м (23 фута). [86] Впоследствии Нюсерре спешно достроил памятник, заполнив его центральную часть некачественным известняком, раствором и песком. [87] Наружные стены здания были покрыты гладким и почти вертикальным покрытием из серого известняка под углом 78° к земле, чтобы придать ему форму мастабы, хотя и квадратного в плане, а не обычной прямоугольной формы. [88] Наконец, терраса на крыше была покрыта глиной, в которую был впрессован местный пустынный гравий, что придавало ей вид насыпи в окружающей пустыне. [88] и действительно, оно называлось «Курган». [примечание 10] что памятник впоследствии назвали древние египтяне. [90] Вернер предположил, что памятник был завершен таким образом, чтобы придать ему форму первобытного кургана , кургана, возникшего из первобытных вод Ну в творении мифе о гелиополитанской формы древнеегипетской религии . [89]
Памятник использовался как каменоломня начиная с периода Нового царства. [90] но позже был сохранен от дальнейших повреждений, поскольку внешний вид грубой незавершенной и заброшенной пирамиды не привлек внимание грабителей гробниц. [88]
Заупокойный храм
[ редактировать ]Работы над погребальным храмом, в котором должен был совершаться погребальный культ умершего короля, еще не начались, когда умерла Неферефе. В течение короткого 70-дневного периода, разрешенного между смертью короля и его погребением, [91] Преемник Неферефр - возможно, эфемерный Шепсескар. [55] — построил небольшую часовню из известняка. Он был расположен на платформе основания пирамиды, в зазоре длиной 5 м (16 футов), оставшемся между каменной кладкой и краем платформы, где по первоначальным планам должен был располагаться корпус пирамиды. [91] Эта небольшая часовня была построена во время правления Ньюсерра. [92] Этот фараон также построил более крупный погребальный храм для своего брата Неферефра, простирающийся на всю длину стороны пирамиды на 65 м (213 футов), но построенный из более дешевого сырцового кирпича . [93]

Вход в храм представлял собой двор, украшенный двумя каменными и 24 деревянными колоннами. [92] Позади находился самый ранний гипостильный зал Древнего Египта, остатки которого все еще можно обнаружить, его крышу поддерживают деревянные колонны в форме гроздей лотосов, опирающиеся на известняковые основания. [80] Возможно, этот зал был вдохновлен королевскими дворцами того времени. [94] [95] В сооружении располагалась большая деревянная статуя короля, а также статуи военнопленных. [92] К северу от зала располагались складские помещения для подношений. В этих комнатах было обнаружено несколько статуй Неферефр, в том числе шесть голов царей, [80] сделав Неферефра королем Пятой династии с наиболее сохранившимися статуями. [96] К востоку от главного зала находилось « Святилище Ножа », служившее бойней для ритуалов. В двух узких комнатах по обе стороны от центрального алтаря перед ложной дверью в главном зале могли располагаться помещения длиной 30 м (98 футов). [80] солнечные лодки, подобные лодкам Хуфу . [91]
Значительный тайник административных папирусов, сравнимый по размеру с папирусами Абусира, найденными в храмах Нефериркаре и Хенткаус II. [97] был обнаружен в кладовой погребального храма Неферере во время раскопок Египетского института Пражского университета в 1982 году . [67] Наличие этого тайника обусловлено своеобразными историческими обстоятельствами середины Пятой династии. [97] Поскольку и Нефериркаре, и Неферефре умерли до того, как их комплексы пирамид были завершены, Нюсерре изменил их запланированную планировку, перенаправив дамбу, ведущую к пирамиде Нефериркаре, на свою собственную. Это означало, что погребальные комплексы Неферефре и Нефериркаре стали несколько изолированными на плато Абусир. Поэтому их священникам приходилось жить рядом с храмовыми помещениями во временных жилищах. [98] и они хранили административные записи на месте. [97] Напротив, записи других храмов хранились в городе-пирамиде недалеко от пирамид Сахуре или Ньюсерре, где нынешний уровень грунтовых вод означает, что все папирусы уже давно исчезли. [99]
Мумия Неферефры
[ редактировать ]Фрагменты мумий оберток и картона , а также разбросанные куски человеческих останков были обнаружены на восточной стороне погребальной камеры пирамиды. [100] Останки составили левую руку, левую ключицу , все еще покрытую кожей, фрагменты кожи, вероятно, со лба, верхнего века и левой стопы, а также несколько костей. [101] Эти останки находились в том же археологическом слое , что и обломки саркофага из красного гранита. [100] а также то, что осталось от погребального инвентаря короля, [примечание 11] намекая, что они действительно могут принадлежать Неферефре. [15] Это было дополнительно подтверждено последующими исследованиями методов бальзамирования, использованных на мумии, которые оказались совместимыми с датой Древнего царства. [15]
Тело короля, вероятно, было высушено с помощью натрона , а затем покрыто тонким слоем смолы, а затем покрыто белым известковым покрытием. Нет никаких доказательств удаления мозга, как ожидалось от методов мумификации после Древнего царства. [15] Окончательное подтверждение идентичности мумии дает радиоуглеродное датирование , которое дало интервал 2628–2393 гг. до н.э. для человеческих останков, что близко соответствует предполагаемым датам Пятой династии. [102] являются Таким образом, Неферефр вместе с Джедкаре Исеси одними из очень немногих фараонов Древнего царства, чья мумия была идентифицирована. [62] Биоархеологический . анализ останков Неферефра показал, что король не участвовал в напряженной работе [15] умер, когда ему было чуть больше двадцати, в возрасте от 20 до 23 лет, и его рост мог составлять от 1,67 до 1,69 м (от 5 футов 6 дюймов до 5 футов 7 дюймов). [103] В погребальной камере были обнаружены останки второго человека, но оказалось, что они принадлежали человеку из позднего средневековья , который, вероятно, жил в 14 веке нашей эры. Для захоронения его просто положили на тряпки и засыпали песком. [15]
Храм Солнца
[ редактировать ]Следуя традиции, установленной Усеркафом , основателем Пятой династии, Неферефр спланировала или построила храм богу солнца Ра. Называется Хотеп-Ре [примечание 12] древними египтянами, что означает «Ра доволен». [5] или «Стол для подношений Ра», [104] храм еще не обнаружен, но предположительно находится недалеко от пирамиды Неферефра в Абусире. [5] Известно только [105] [106] из надписей, обнаруженных в мастабе Ти в Северной Саккаре, [107] [108] где оно упоминается четыре раза. [105] Ти служил чиновником администрации пирамид и храмов Солнца в Сахуре, Нефериркаре и Ньюсерре. [108] [109]
Учитывая очень короткое правление Неферефра, отсутствие свидетельств Хотеп -Ре за пределами мастабы Ти, а также отсутствие священников, служивших в храме, Вернер предполагает, что храм, возможно, никогда не был завершен и, следовательно, никогда не функционировал как таковой. . Скорее, он мог быть интегрирован или повторно использован из его материалов для Шесепибре , храма Солнца, построенного вероятным младшим братом Неферефр, Нюсерре. [110] Между прочим, более раннее открытие немецкой археологической экспедиции 1905 года под руководством Фридриха Вильгельма фон Биссинга может подтвердить теорию Вернера. Эта экспедиция обнаружила руины больших зданий из сырцового кирпича под храмом Солнца Ньюсерре в Абу-Горабе . [111] Вполне возможно, что они представляют собой остатки храма Солнца Неферефре, хотя из-за отсутствия надписей, подтверждающих эту идентификацию, она остается предположительной. [106]
Пирамида Нефериркаре Какаи
[ редактировать ]
Когда он взошел на трон, Неферефру предстояла задача завершить пирамиду своего отца, которая с квадратным основанием со стороной 105 м (344 фута) и высотой 72 м (236 футов) является крупнейшей пирамидой, построенной во времена Пятой династии. . [112] Несмотря на то, что после смерти Нефериркаре пирамида уже шла полным ходом, у нее не было внешней облицовки из известняка, и сопутствующий заупокойный храм все еще нужно было построить. Поэтому Неферефра начала покрывать поверхность пирамиды известняком и строить фундамент каменного храма на восточной стороне пирамиды. Его планы были прерваны его смертью, и обязанность завершить строительство памятника легла на плечи Ньюсерра, который отказался от задачи покрыть лицо пирамиды и вместо этого сосредоточился на строительстве заупокойного храма из кирпича и дерева. [113]
Погребальный культ
[ редактировать ]Как и другие фараоны периода Старого царства, Неферефр извлек выгоду из погребального культа, установленного после его смерти. Некоторые детали этого культа, возникшего во времена Пятой династии, сохранились в папирусах Абусира. Ежегодно в честь умершего правителя проводился 10-дневный фестиваль, во время которого по крайней мере один раз на бойне его погребального храма приносили в жертву не менее 130 быков. [30] Акт массового жертвоприношения животных свидетельствует о важности, которую царские погребальные культы имели в древнеегипетском обществе, а также показывает, что огромные сельскохозяйственные ресурсы были потрачены на деятельность, которую Вернер считал непродуктивной, что, по их мнению, возможно, способствовало упадку Старого царства. [30] Основными получателями этих жертвоприношений были жрецы культа, которые потребляли подношения после необходимых церемоний. [30]
Погребальный культ Неферефр, по-видимому, прекратился в конце Древнего царства или во время Первого переходного периода . [114] Следы возможного возрождения культа в эпоху позднего Среднего царства скудны и неоднозначны. Во времена Двенадцатой династии некий Хуянх был похоронен в погребальном храме Неферефре. Остается неясным, было ли это связано с тесными связями с умершим правителем или потому, что другая культовая деятельность в этом районе ограничивала выбор места для гробницы Хуянха. [115]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Предлагаемые даты правления Неферефра: 2475–2474 гг. До н.э., [3] [4] [5] [6] 2460–2455 гг. до н. э., [7] 2460–2453 гг. до н.э., [8] 2448–2445 гг. до н. э., [9] [10] 2456–2445 гг. до н. э., [11] 2431–2420 гг. до н.э., [12] 2404 г. до н. э., [13] 2399 г. до н.э. [14] Наконец, радиоуглеродное датирование фрагмента кожи мумии Неферефры дало даты 2628–2393 гг. до н.э. [15]
- ^ Неопределенный перевод, возможно, уменьшительное. [16] [20]
- ^ Надпись гласит: rnpt sp tpy, 3bd 4 3ḫt . [23]
- ^ Например, из мастабы принцессы Хеджетнебу , дочери Джедкаре Исеси, были найдены глиняные печати Неферефре. [27]
- ^ Транслитерация надписи — [s3-nswt] smsw Rˁ-nfr . [35]
- ^ Это Jrj-pˁt . Этот титул, который часто переводится как «потомственный принц» или «потомственный дворянин», а точнее «заботящийся о дворянстве», обозначает весьма высокое положение. [44]
- ^ Мирослав Барта , руководитель группы археологов, сделавших открытие, утверждает, что «Раскопанная гробница является частью небольшого кладбища к юго-востоку от комплекса пирамид короля Неферефра, что заставило команду думать, что царица Хенткаус могла быть жена Неферефра, поэтому она была похоронена недалеко от его погребального комплекса». [52] [53]
- ↑ В Гелиополе находился главный храм Ра, который в то время был важнейшим религиозным центром страны. [66] Храм был виден как из Абусира, так и из Гизы. [63] и, вероятно, находился там, где пересекались линии некрополей Абусира и Гизы. [66]
- ^ Древнеегипетская транслитерация названия пирамиды, Nṯr.j-b3w-Rˁ-nfr f .
- ↑ Оригинальный древнеегипетский термин iat , используемый для описания памятника в папирусах Абусира, также был переведен как «холм». [86] [89]
- ^ Это фрагменты четырех алебастровых каноп и куски трех кальцитовых футляров. [100]
- ^ Транскрипция древнеегипетского Ḥtp-Rˁ .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вернер 1985b , стр. 272–273, табл. XLV–XLVIII.
- ^ Хорнунг 2012 , с. 484.
- ^ Jump up to: а б Вернер 2001b , с. 589.
- ^ Хавасс и Сенусси 2008 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Альтенмюллер 2001 , с. 599.
- ^ Jump up to: а б Эль-Шахави и Атия 2005 , стр. 61–62.
- ^ Шнайдер 1996 , стр. 261–262.
- ^ Клейтон 1994 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б Малек 2000а , стр. 100.
- ^ Райс 1999 , с. 141.
- ^ Струдвик 2005 , с. ххх.
- ^ фон Беккерат 1999 , с. 285.
- ^ Jump up to: а б с Хорнунг 2012 , с. 491.
- ^ Струдвик 1985 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Струхаль и Винанек 2000 , стр. 558.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лепроон 2013 , с. 39.
- ^ Клейтон 1994 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б Вернер 1985а , с. 284.
- ^ Вернер 1985a , стр. 282–283.
- ^ Шееле-Швейцер 2007 , стр. 91–94.
- ^ Струхаль и Винанек 2000 , стр. 558 и 560.
- ^ Вернер 2001a , с. 401.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Вернер 2001а , с. 400.
- ^ Канавати 2001 , стр. 1–2.
- ^ Вернер 2001a , с. 414.
- ^ Вернер 1999a , с. 76, рис. 6.
- ^ Вернер, Каллендер и Струхаль 2002 , стр. 91 и 95.
- ^ Вернер, Каллендер и Струхаль 2002 , стр. 91.
- ^ Вернер и Земина 1994 , с. 135 и 166.
- ^ Jump up to: а б с д Вернер и Земина 1994 , с. 152.
- ^ Jump up to: а б Вернер 2000 , с. 581.
- ^ Мариетта 1864 , с. 4, пл. 17.
- ^ Jump up to: а б Бейкер 2008 , с. 251.
- ^ Jump up to: а б с Уодделл 1971 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б Вернер 1985а , с. 282.
- ^ Вернер и Земина 1994 , с. 135.
- ^ Позенер-Кригер 1976 , том. II, с. 530.
- ^ Вернер 1980 , с. 261.
- ^ Jump up to: а б Вернер 1985a , стр. 281–284.
- ^ Рот 2001 , с. 106.
- ^ Jump up to: а б с д и Крейчи, Ариас Китнарова и Одлер 2015 , стр. 40.
- ^ Шмитц 1976 , с. 29.
- ^ Вернер, Позенер-Кригер и Янози 1995 , стр. 171.
- ^ Струдвик 2005 , с. 27.
- ^ Бод 1999b , с. 418, см. н. 24.
- ^ Вернер, Позенер-Кригер и Янош 1995 , стр. 70.
- ^ Додсон и Хилтон 2004 , стр. 64–69.
- ^ Jump up to: а б с д Обнаружение гробницы Хенткауса III 2015 г. , сайт Карлова университета.
- ^ Крейчи, Ариас Китнарова и Одлер 2015 , стр. 28–42.
- ^ Экспресс Трибьюн 2015 .
- ^ Крейчи, Ариас Китнарова и Одлер 2015 , стр. 34.
- ^ Луксор Таймс 2015 .
- ^ Консервация и археология 2016 .
- ^ Jump up to: а б Вернер 2014 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б с д Бейкер 2008 , стр. 427–428.
- ^ фон Бекерат 1999 , стр. 58–59.
- ^ фон Бекерат 1999 , стр. 56–59.
- ^ Вернер 2000 .
- ^ Вернер 2001a .
- ^ Вернер 2001b .
- ^ Бод 1999a , с. 208.
- ^ Jump up to: а б Струхаль и Винанек 2000 , стр. 559.
- ^ Jump up to: а б Вернер 2001а , с. 397.
- ^ Вернер 2000 , с. 602.
- ^ Ленер 2008 , с. 142.
- ^ Jump up to: а б с д Вернер 2000 , с. 586.
- ^ Jump up to: а б Гримал 1992 , с. 77.
- ^ Даресси 1915 , с. 94.
- ^ Вернер 2000 , с. 583.
- ^ Вернер 2001a , с. 396.
- ^ Вернер 2000 , с. 582.
- ^ Вернер 2000 , стр. 584–585 и рис. 1 р. 599.
- ^ Kaplony 1981 , A. Text, стр. 289–294 и B. Tafeln, 8lf.
- ^ Вернер 2001a , с. 399.
- ^ Вернер 2000 , с. 585.
- ^ Вернер и Земина 1994 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б Вернер 2003 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б Вернер 2002 , с. 310.
- ^ Вернер 2000 , с. 587.
- ^ Jump up to: а б с д Эдвардс 1999 , с. 98.
- ^ Вернер 1985b , стр. 274–275, табл. XLIX–LI.
- ^ фон Бекерат 1997 , с. 155.
- ^ Барта 1981 , с. 23.
- ^ Гримал 1992 , с. 116.
- ^ Гримал 1992 , с. 117.
- ^ Jump up to: а б Ленер 2008 , стр. 146–148.
- ^ Ленер 1999 , с. 784.
- ^ Jump up to: а б с Вернер и Земина 1994 , с. 138.
- ^ Jump up to: а б Вернер 1999b , с. 331.
- ^ Jump up to: а б Вернер и Земина 1994 , с. 139.
- ^ Jump up to: а б с Вернер и Земина 1994 , с. 140.
- ^ Jump up to: а б с Ленер 2008 , с. 148.
- ^ Вернер и Земина 1994 , стр. 141.
- ^ Вернер 2010 , с. 91.
- ^ Вернер и Барта 2006 , стр. 146–152.
- ^ Сурузян 2010 , с. 82.
- ^ Jump up to: а б с Вернер и Земина 1994 , с. 169.
- ^ Вернер и Земина 1994 , с. 79 и 170.
- ^ Вернер и Земина 1994 , с. 79 и 169.
- ^ Jump up to: а б с Струхаль и Винанек 2000 , стр. 552.
- ^ Бейкер 2008 , с. 250.
- ^ Струхаль и Винанек 2000 , стр. 558–559.
- ^ Струхаль и Винанек 2000 , стр. 555.
- ^ Вернер и Земина 1994 , с. 110.
- ^ Jump up to: а б Вернер 1987 , с. 294.
- ^ Jump up to: а б Вернер и Земина 1994 , с. 111.
- ^ Эпрон и др. 1939–1966 , т. 1. И пл. 37 и 44, Том. 2-я пл. 183.
- ^ Jump up to: а б Вернер 1987 , с. 293.
- ^ Вернер и Земина 1994 , с. 53.
- ^ Вернер 1987 , с. 296.
- ^ фон Биссинг, Борхардт и Кес 1905 .
- ^ Гримал 1992 , стр. 116–119, таблица 3.
- ^ Ленер 2015 , с. 293.
- ^ Малек 2000b , стр. 245.
- ^ Моралес 2006 , стр. 328–329.
Источники
[ редактировать ]- АФП (4 января 2015 г.). «В Египте найдена гробница ранее неизвестной царицы фараонов» . «Экспресс Трибьюн» . Проверено 4 января 2015 г.
- Альтенмюллер, Хартвиг (2001). «Старое царство: Пятая династия». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, Том 2 . Издательство Оксфордского университета. стр. 597–601. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Бейкер, Даррелл (2008). Энциклопедия фараонов: Том I – От периода до Двадцатой династии, 3300–1069 гг . до н.э. Стейси Интернэшнл. ISBN 978-1-905299-37-9 .
- Барта, Винфрид (1981). «Хронология I-V династий по данным реконструированного Аннала Камня». Журнал египетского языка и древности (на немецком языке). 108 (1). Де Грюйтер: 11-23. дои : 10.1524/zaes.1981.108.1.11 . S2CID 193019155 .
- Бод, Мишель (1999a). Царская семья и власть в Древнем Египетском царстве. Том 1 (PDF) . Учебная библиотека 126/1 (на французском языке). Каир: Французский институт восточной археологии. ISBN 978-2-7247-0250-7 .
- Бод, Мишель (1999b). Царская семья и власть в Древнем Египетском царстве. Том 2 (PDF) . Учебная библиотека 126/2 (на французском языке). Каир: Французский институт восточной археологии. ISBN 978-2-7247-0250-7 .
- Клейтон, Питер (1994). Хроника фараонов . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-05074-3 .
- «Чешская экспедиция обнаруживает гробницу древнеегипетской неизвестной царицы» . Сайт Карлова университета . 21 января 2015 года . Проверено 8 января 2017 г.
- Даресси, Жорж Эмиль Жюль (1915). «Бронзовый цилиндр из древней империи» . Анналы Службы египетских древностей (на французском языке). 15 .
- Додсон, Эйдан; Хилтон, Дайан (2004). Полные королевские семьи Древнего Египта . Thames & Hudson Ltd. Лондон: ISBN 978-0-500-05128-3 .
- Эдвардс, Йорверт Эйддон Стивен (1999). «Абусир». В Барде, Кэтрин; Шуберт, Стивен Блейк (ред.). Энциклопедия археологии Древнего Египта . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. С. 97–99 . ISBN 978-0-203-98283-9 .
- Эль-Шахави, Абир; Атия, Фарид (2005). Египетский музей в Каире: прогулка по переулкам Древнего Египта . Каир: Фарид Атия Пресс. ISBN 978-9-77-172183-3 .
- Эпрон, Люсьен; Даума, Франсуа; Гойон, Жорж ; Вильд, Анри (1939–1966). Могила Ти. Рисунки и акварели Люсьен Эпрон, Франсуа Домаса, Жоржа Гойона, Анри Вильда . т. е. 65 1–3. Каир: Мемуары, опубликованные сотрудниками Французского института восточной археологии в Каире. OCLC 504839326 .
- Грималь, Николас (1992). История Древнего Египта . Перевод Яна Шоу. Оксфорд: издательство Блэквелла. ISBN 978-0-631-19396-8 .
- Хавасс, Захи ; Сенусси, Ашраф (2008). Керамика Древнего Королевства из Гизы . Американский университет в Каире Press. ISBN 978-977-305-986-6 .
- Хорнунг, Эрик ; Краусс, Рольф; Уорбертон, Дэвид, ред. (2012). Древнеегипетская хронология . Справочник востоковедения. Лейден, Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-11385-5 . ISSN 0169-9423 .
- Канавати, Нагиб (2001). «Никауисеси, пересмотр системы датировки Древнего Царства» (PDF) . Информационный бюллетень Фонда Рандла египетской археологии . 75 .
- Каплони, Питер (1981). Цилиндрические печати Древнего Королевства. Каталог цилиндрических печатей II. Общая часть с исследованиями по монархии Древнего царства II. Каталог цилиндрических печатей А. Текст Б. Таблицы (на немецком языке). Брюссель: Fondation Egyptologique Reine Elisabeth. ISBN 978-0-583-00301-8 .
- Крейчи, Яромир; Ариас Китнарова, Катарина; Одлер, Мартин (2015). «Археологические раскопки мастабы царицы Хенткаус III (Гробница AC 30)» (PDF) . Пражские египтологические исследования . ХV . Чешский институт археологии: 28–42.
- Ленер, Марк (1999). «пирамиды (Старое царство), строительство». В Барде, Кэтрин; Шуберт, Стивен Блейк (ред.). Энциклопедия археологии Древнего Египта . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. стр. 778–786 . ISBN 978-0-203-98283-9 .
- Ленер, Марк (2008). Полные пирамиды . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-28547-3 .
- Ленер, Марк (2015). «Акционеры: оккупация храма в долине Менкауре в контексте» . В Дер Мануэляне, Питер; Шнайдер, Томас (ред.). К новой истории Древнего Египта: взгляд на эпоху пирамид . Гарвардские египтологические исследования. Том. 1. Лейден, Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-30189-4 .
- Лепроон, Рональд Дж. (2013). Великое имя: древнеегипетский царский титул . Сочинений древнего мира нет. 33. Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-1-58983-736-2 .
- Малек, Яромир (2000a). «Старое царство (ок. 2160–2055 до н.э.)» . В Шоу, Ян (ред.). Оксфордская история Древнего Египта . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-815034-3 .
- Малек, Яромир (2000b). «Правители Старого Королевства как «местные святые» в районе Мемфита во времена Старого Королевства». В Барте, Мирослав ; Крейчи, Яромир (ред.). Абусир и Саккара в 2000 году . Прага: Академия наук Чехии – Институт Востока. стр. 241–258. ISBN 978-80-85425-39-0 .
- Мариетта, Огюст (1864). «Стол Саккара» . Revue Archéologique (на французском языке). 10 . Париж: Дидье: 168–186. OCLC 458108639 .
- Моралес, Антонио Дж. (2006). «Следы официального и народного почитания Нюсерры Ини в Абусире. Поздняя пятая династия в Поднебесную». В Барте, Мирослав; Коппенс, Филип; Крейчи, Яромир (ред.). Абусир и Саккара в 2005 году, Материалы конференции, состоявшейся в Праге (27 июня – 5 июля 2005 г.) . Прага: Академия наук Чехии, Институт Востока. стр. 311–341. ISBN 978-80-7308-116-4 .
- Позенер-Кригер, Пауль (1976). Архив погребального храма Нефериркаре-Какай (Папирус Абусира) . Учебная библиотека, т. 1. 65/1–2 (на французском языке). Каир: Французский институт восточной археологии в Каире. OCLC 4515577 .
- Райс, Майкл (1999). Кто есть кто в Древнем Египте . Рутледж Лондон и Нью-Йорк. ISBN 978-0-203-44328-6 .
- Рот, Силке (2001). Царские матери Древнего Египта с раннего периода до конца XII династии . Египет и Ветхий Завет (на немецком языке). Том 46. Висбаден: Харрассовиц. ISBN 978-3-447-04368-7 .
- Шееле-Швейцер, Катрин (2007). «О царских именах V и VI династий». Göttingen Miscelles (на немецком языке). 215 . Геттинген: Геттингенский университет, семинар по египтологии и коптологии: 91–94. ISSN 0344-385X .
- Шмитц, Беттина (1976). Расследование названия s3-njśwt «Королевский сын» . Печатные диссертации Хабельта: серия по египтологии (на немецком языке). Том 2. Бонн: Хабельт. ISBN 978-3-7749-1370-7 .
- Шнайдер, Томас (1996). Лексикон фараонов (на немецком языке). Мюнхен: немецкое издательство в мягкой обложке. ISBN 978-3-42-303365-7 .
- Сурузян, Уриг (2010). «Образы Старого царства». В Бринкманне, Винценце (ред.). Сахуре. Смерть и жизнь великого фараона (на немецком языке). Мюнхен: Хирмер. ISBN 978-3-7774-2861-1 .
- Струхаль, Юджин; Вигнанек, Любош (2000). «Останки царя Неферефры найдены в его пирамиде в Абусире». В Барте, Мирослав; Крейчи, Яромир (ред.). Абусир и Саккара в 2000 году . Прага: Академия наук Чехии – Восточный институт. стр. 551–560. ISBN 978-80-85425-39-0 .
- Струдвик, Найджел (1985). Управление Египтом в Древнем царстве: высшие титулы и их обладатели (PDF) . Исследования по египтологии. Лондон; Бостон: Кеган Пол Интернэшнл. ISBN 978-0-7103-0107-9 .
- Струдвик, Найджел К. (2005). Тексты эпохи пирамид . Письма Древнего мира (книга 16). Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-1-58983-680-8 .
- «Гробница царицы Хентакавесс III обнаружена в Египте» . Консервация и археология . 2016.
- Вернер, Мирослав (1980). «Королева-мать Ченткаус Абусирская и некоторые замечания по истории пятой династии». Исследования древнеегипетской культуры (на немецком языке). 8 :243-268. JSTOR 25150079 .
- Вернер, Мирослав (1985а). «Король династии Вед. Ренефереф или Ренефереф?» . Бюллетень Французского института восточной археологии (на французском языке). 85 : 281–284.
- Вернер, Мирослав (1985б). «Скульптуры Ренеферефа, обнаруженные в Абусире» . Бюллетень Французского института восточной археологии (на французском языке). 85 : 267–280.
- Вернер, Мирослав (1987). «Заметки о Солнечном Храме ḤTP-Rˁ и дате Мастабы Ти». Бюллетень Французского института восточной археологии (на французском языке). 87 : 293–297.
- Вернер, Мирослав; Земина, Милан (1994). Забытые фараоны, утраченные пирамиды: Абусир (PDF) . Прага: Академия Шкодаэкспорт. ISBN 978-80-200-0022-4 . Архивировано из оригинала (PDF) 1 февраля 2011 года.
- Вернер, Мирослав; Позенер-Кригер, Пауль; Янош, Питер (1995). Абусир III: пирамидальный комплекс Хенткаус . Раскопки Чешского института египтологии. Прага: Universitas Carolina Pragensis: Academia. ISBN 978-80-200-0535-9 .
- Вернер, Мирослав (1999а). «Предварительный отчет о раскопках в Абусире за 1997/8 год». Журнал египетского языка и древности . 126 :70–77. дои : 10.1524/zaes.1999.126.1.70 . S2CID 192824726 .
- Вернер, Мирослав (1999б). Пирамиды: тайна, культура и наука великих памятников Египта . Гроув/Атлантик. ISBN 978-0-80-219863-1 .
- Вернер, Мирослав (2000). «Кем был Шепсескара и когда он правил?» (PDF) . В Барте, Мирослав; Крейчи, Яромир (ред.). Абусир и Саккара в 2000 году . Прага: Академия наук Чехии, Институт Востока. стр. 581–602. ISBN 978-80-85425-39-0 . Архивировано из оригинала (PDF) 1 февраля 2011 года.
- Вернер, Мирослав (2001а). «Археологические заметки о хронологии 4-й и 5-й династий» (PDF) . Восточный архив . 69 (3): 363–418.
- Вернер, Мирослав (2001б). «Старое Королевство: Обзор». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта, Том 2 . Издательство Оксфордского университета. стр. 585–591. ISBN 978-0-19-510234-5 .
- Вернер, Мирослав; Каллендер, Вивьен; Струхаль, Евжен (2002). Абусир VI: Семейное кладбище Джедкаре (PDF) . Раскопки Чешского института египтологии. Прага: Чешский институт египтологии, факультет искусств Карлова университета. ISBN 978-80-86277-22-6 . Архивировано из оригинала (PDF) 7 апреля 2013 года.
- Вернер, Мирослав (2002). Пирамиды: тайна, культура и наука великих памятников Египта . Гроув Пресс. ISBN 978-0-8021-3935-1 .
- Вернер, Мирослав (2003). Абусир: Царство Осириса . Американский университет в Каире Press. ISBN 978-977-424-723-1 .
- Вернер, Мирослав; Барта, Мирослав (2006). Абусир IX: комплекс пирамид Ранеферефа. Археология . Раскопки Чешского института египтологии. Прага: Чешский институт египтологии. ISBN 978-8-02-001357-6 .
- Вернер, Мирослав (2010). «Несколько соображений относительно королевского дворца Старого Королевства (ḥ)» (PDF) . Антропология, Международный журнал человеческого разнообразия и эволюции . XLVIII (2): 91–96.
- Вернер, Мирослав (2014). Сыны Солнца. Взлет и упадок Пятой династии . Прага: Карлов университет в Праге, факультет искусств. ISBN 978-80-7308-541-4 .
- Беккерат, Юрген (1997). Буркард, Гюнтер; Кесслер, Дитер (ред.). Хронология египетской истории от доисторических времен до 332 г. до н.э. до нашей эры (на немецком языке). Том 46. Мюнхенские египтологические исследования. ISBN 978-3805323109 .
- Беккерат, Юрген (1999). Справочник египетских королевских имен (на немецком языке). Мюнхенские египтологические исследования, выпуск 49, Майнц: Филип фон Заберн. ISBN 978-3-8053-2591-2 .
- фон Биссинг, Фридрих Вильгельм ; Борхардт, Людвиг ; Кес, Герман (1905). Святилище короля Не-Возера-Ре (Ратхурес) (на немецком языке). OCLC 152524509 .
- Уодделл, Уильям Гиллан (1971). Манефон . Классическая библиотека Леба, 350. Кембридж, Массачусетс; Лондон: Издательство Гарвардского университета; В. Хайнеманн. OCLC 6246102 .
- «Обнаружена 4500-летняя гробница неизвестной древнеегипетской царицы» . Луксор Таймс . 4 января 2015 года . Проверено 8 января 2017 г.
