Ложь через

, Фальш-дверь или углубленная ниша , [1] это художественное изображение двери, которая не функционирует как настоящая дверь. Их можно вырезать на стене или нарисовать на ней. Они являются обычным архитектурным элементом в гробницах Древнего Египта , но, возможно, появились раньше в некоторых донурагических сардинских гробницах, известных как Domus de Janas . Позже они встречаются и в этрусских гробницах, а во времена Древнего Рима использовались в интерьерах как домов, так и гробниц.
Месопотамское происхождение
[ редактировать ]Египетская архитектура находилась под влиянием месопотамских прецедентов, поскольку она переняла элементы месопотамского храма и гражданской архитектуры. [3] Эти обмены были частью отношений Египта и Месопотамии с 4-го тысячелетия до нашей эры. [3]
Утопленные ниши были характерны для архитектуры месопотамского храма и были приняты в египетской архитектуре, особенно для дизайна гробниц Мастаба , во времена Первой и Второй династий , со времен периода Накада III (около 3000 г. до н.э.). [3] [4] Неизвестно, был ли перенос этого рисунка результатом месопотамских рабочих в Египте, или же храмовые конструкции, появившиеся на импортированных месопотамских печатях, могли быть достаточным источником вдохновения для египетских архитекторов. [3]
Древний Египет
[ редактировать ]Древние египтяне верили, что ложная дверь — это порог между мирами живых и мертвых, через который божество или дух умершего могут войти и выйти. [5]
Ложная дверь обычно была центром часовни для подношений гробницы, где члены семьи могли класть подношения умершему на специальную плиту для подношений, помещенную перед дверью. [6]
Большинство ложных дверей находится на западной стене погребальной часовни или камеры для жертвоприношений, потому что древние египтяне ассоциировали запад со страной мертвых . Во многих мастабах похороненные внутри мужа и жены имеют собственную ложную дверь.
Структура
[ редактировать ]Ложная дверь обычно вырезается из цельного куска камня или деревянной доски и не предназначена для использования в качестве обычной двери. В центре двери расположена плоская панель или ниша, вокруг которой расположены несколько пар дверных косяков — некоторые создают иллюзию глубины и ряда рам, фойе или прохода. Полуцилиндрический барабан, вырезанный прямо над центральной панелью, служил имитацией тростниковой циновки, которой закрывали настоящие двери.
Дверь также обрамлена рядом карнизов и перемычек, а над центром двери обычно вырезана сцена подношения, изображающая умершего перед столом с подношениями. [5] Иногда владельцы гробницы вырезали статуи по своему образу и ставили их в центральную нишу ложной двери.
Историческое развитие
[ редактировать ]

Конфигурация ложной двери с рядом вложенных дверных косяков заимствована из нишистого дворцового фасада и связанной с ним стелы из плит , которая стала распространенным архитектурным мотивом в ранний династический период. Ложная дверь впервые использовалась в мастабах Третьей династии Старого царства (ок. 27 века до н.э.), и ее использование стало почти универсальным в гробницах четвертой - шестой династий . [7] Редко ложная дверь Древнего царства сочеталась со статуями, демонстрируя общее происхождение ложной двери и наоса в аналогичных архитектурных особенностях раннего древнего Египта. [8] В течение почти ста пятидесяти лет правления фараонов шестой династии Пепи I , Меренра и Пепи II , мотив ложной двери претерпел последовательную серию изменений, затронувших расположение панелей, что позволило историкам датировать гробницы на основе какой стиль фальш-двери использовался. [9] [10] : 808 Тот же подход к датировке используется и для Первого промежуточного периода. [11]
После Первого переходного периода популярность ложных дверей уменьшилась, и их заменили стелами в качестве основных поверхностей для написания погребальных надписей. [10] : 808
Изображения ложных дверей также появлялись на гробах Среднего царства , таких как Гроб Нахтхнума (MET 15.2.2a, b), датируемый поздним периодом 12-й династии ( ок. 1850–1750 гг. До н.э. ). [12] Здесь ложная дверь представлена двумя деревянными дверями, которые закреплены дверными засовами и с обеих сторон закреплены архитектурными нишами, что напоминает более ранние ниши храмовых и дворцовых фасадов, таких как стена ограждения, окружающая погребальный комплекс царя Джосера Третьей династии. . Подобно ложным дверям Старого царства, изображения ложных дверей на гробах Среднего царства облегчали перемещение духа умершего между загробной жизнью и миром живых. [13]
Надписи
[ редактировать ]Боковые панели обычно покрыты надписями с именами умерших и их титулами, а также рядом стандартизированных формул подношений . Эти тексты превозносят достоинства умершего и выражают позитивные пожелания относительно загробной жизни.
Например, на ложной двери Анхиреса написано: [14]
Писец дома боговых документов, столист Анубиса, последователь великого, последователь Тьентета, Анхиреса.
На перемычке написано:
Это сделал для него его старший сын, жрец-чтец Медунефер.
На левом и правом внешних косяках написано:
Подношение, которое царь и Анубис,
кто обитает в божественном шатре-святыне, отдайте для погребения на западе,
совершенно состарившись.
Это был его старший сын, жрец Медунефер,
который действовал от его имени, когда он был похоронен в некрополе.
Писец дома бога документов Анхирес.
Доисторическая Сардиния
[ редактировать ]
Резные или раскрашенные донурагические ложные двери встречаются примерно в 20 гробницах, в основном расположенных на северо-западе Сардинии . [16] : 137–139 примером могут служить некоторые из Domus de Janas некрополя Ангелу Руджу , которые датируются по-разному: от культур Озиери до Боннанаро донурагической Сардинии ( ок. 3200 – ок. 1600 до н. э. ). [17]
Эти ложные двери, очевидно, возникшие в результате сильного восточного влияния, [17] : 11 обычно появляются на задней стене основной камеры и представлены горизонтальными и вертикальными рамами и выступающей перемычкой. [16] : 137–139 Иногда дверь увенчивают расписными или резными рогами быка U-образной формы , вписанными друг в друга в переменном количестве. [16] : 144 [15]
В отличие от египетских, значение донурагических ложных дверей менее ясно. Утверждалось, что они представляют собой проход в загробную жизнь, который окончательно отделяет умершего от живых близких, а также предотвращает возможное возвращение . [16] : 137–139 Альтернативно, возможно, что эти ложные двери являются просто подсказками плана соответствующего бывшего дома умершего. [18] : 44
Этрурия
[ редактировать ]
В этрусских гробницах ложная дверь имеет дорический дизайн и всегда изображается закрытой. Чаще всего его рисуют, но в некоторых случаях вырезают рельефно , как в гробнице Харонта в Тарквинии . В отличие от ложной двери в древнеегипетских гробницах, этрусская ложная дверь породила множество интерпретаций. Возможно, это была дверь в подземный мир, подобно тому, как ее использовали в Древнем Египте. Его могли использовать для обозначения места, где будут вырезаны новые двери и камеры для будущего расширения гробницы. Другая возможность состоит в том, что это дверь самой гробницы, если смотреть снаружи. В гробнице авгуров в Тарквинии слева и справа от ложной двери изображены двое мужчин. Их жесты причитания указывают на то, что умерший считался находящимся за дверью. [19]
Древний Рим
[ редактировать ]
Расписные двери часто использовались в отделке как первого, так и второго стиля интерьеров римских вилл .
Примером может служить вилла Юлия Полибия в Помпеях , где для достижения симметрии на стене напротив настоящей двери нарисована фальшивая дверь. Помимо создания архитектурного баланса, они могли помочь сделать виллу больше, чем она была на самом деле. [20]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Термин ложная дверь (также ка-дверь, стела ложной двери, fausse-porte, Scheintiir) обозначает архитектурный элемент, который встречается в основном в частных гробницах Старого Королевства (мастабы и высеченные в скалах гробницы): утопленная ниша либо в западной стене камеры для жертвоприношений, либо в восточном фасаде гробницы. Она имитирует наиболее важные части египетской двери, но ниша не обеспечивает реального входа во внутреннее пространство. Такие фиктивные двери встречаются и в других местах. архитектурные контексты» в Редфорд, Дональд Б. (2001). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта: AF . Издательство Оксфордского университета. п. 498. ИСБН 978-0195138214 .
- ^ Мидор, Бетти Де Шонг (2000). Инанна, госпожа самого большого сердца: Стихи шумерской верховной жрицы Энхедуанны . Издательство Техасского университета. стр. 14–15. ISBN 978-0292752429 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Спрос, Нэнси Х. (2011). Средиземноморский контекст ранней греческой истории . Джон Уайли и сыновья. п. 71. ИСБН 978-1444342345 .
Нэнси Х. Деманд — почетный профессор исторического факультета Университета Индианы, Блумингтон, Индиана. - ^ Зильберман, Нил Ашер (2012). Оксфордский справочник по археологии . Издательство Оксфордского университета. п. 464. ИСБН 978-0199735785 .
- ^ Перейти обратно: а б Бард, К.А. (1999). Энциклопедия археологии Древнего Египта . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Аллен, JP (2000). Среднеегипетский . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 95.
- ^ Додсон, Эйдан (2010). «Архитектура погребения и декоративные системы». В Ллойде, Алане (ред.). Спутник Древнего Египта . Уайли-Блэквелл. п. 808. дои : 10.1002/9781444320053.ch36 . ISBN 978-1405155984 .
Частные гробницы Третьей династии [ок. 2686 г. до н.э. – 2613 г. до н.э.] в целом повторяли образец Второго, будучи кирпичными мастабами. Однако произошли значительные изменения в виде места для жертвоприношений в южном конце восточного фасада, которое в некоторых случаях было облицовано камнем и выступало в сердце мастабы. Эти подкладки могли быть украшены, а ниша в северном конце гробницы могла быть посвящена культу жены владельца гробницы. Южная ниша и ее плита-стела во времена Третьей династии превратились в то, что при следующей династии стало классической ложной дверью.
- ^ Одлер, Мартин; Петеркова Глоухова, Мария; Дуликова, Вероника (2021). «Уникальный образец искусства Древнего царства: Погребальная стела Сехемки и Хенутсена из Южного Абусира» . Ägypten und Levante (на немецком языке). 31 : 403–424. дои : 10.1553/AEundL31s403 . ISSN 1015-5104 . S2CID 245576259 .
- ^ Струдвик, Найджел (1986). Управление Египтом в Древнем царстве . Кеган Пол.
- ^ Перейти обратно: а б Додсон, Эйдан (2010). «Архитектура погребения и декоративные системы». В Ллойде, Алане (ред.). Спутник Древнего Египта . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1405155984 .
- ^ Питкин, Мелани (2023). Египет в первый промежуточный период: история и хронология его ложных дверей и стел (1-е изд.). Лондон: Публикации Golden House. ISBN 9781906137816 .
- ^ «Гроб Хнумнахта» . www.metmuseum.org . Проверено 17 ноября 2020 г.
- ^ Аллен, Джеймс П. (2015). Оппенгейм, Адела; Арнольд, Доротея ; Арнольд, Дитер; Ямамото, Кей (ред.). Гроб Хнумнахта . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. стр. 232–233, вып. 169.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Струдвик, Найджел К. (2005). Тексты эпохи пирамид . Брилл. п. 239.
- ^ Перейти обратно: а б Монте Сисери или С'Инканту – Путифигари . neroargento.com
- ^ Перейти обратно: а б с д Конту, Эрколе (2006). Доисторическая и нурагическая Сардиния. Том 1: Сардиния до нурагов [ Доисторическая и нурагическая Сардиния. Том 1: Сардиния до нурагов ] (на итальянском языке). Редактор Карло Дельфино. ISBN 8871384210 .
- ^ Перейти обратно: а б Демартис, Джованни Мария (1986). Некрополь Ангелу Ружу . Археологическая Сардиния 2. Редактор Карло Дельфино.
- ^ Танда, Джузеппа (1985). Искусство domus de janas в изображениях Йнгеборга Мангольда: Провинциальный дворец, 26 апреля – 25 мая 1985 г. (на итальянском языке). Сассари, администрация провинции.
- ^ Жанно, Жан-Рене (2005). Религия в древней Этрурии . Мэдисон: Издательство Университета Висконсина. п. 56. ИСБН 978-0299208448 .
- ^ Кларк, Джон Р. (1991). Дома римской Италии, 100 г. до н. э. – 250 г. н. э.: ритуал, пространство и украшение . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. стр. 113–115. ISBN 978-0520084292 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Оуэн, Морис (24 февраля 2010 г.). «Ложь – Двери» . Ложная дверь: растворение и становление в римской настенной живописи . Саутгемптонский университет Солент . Проверено 28 июля 2013 г.