Донурагическая Сардиния

![]() |
История Сардинии |
Донурагический период относится к предыстории Сардинии от палеолита до среднего бронзового века , когда нурагическая цивилизация на острове процветала .
Поскольку письменность еще не была изобретена, единственным источником информации об образе жизни человека в этот период являются археологические данные. В частности, предметы, артефакты, материальные следы, обладающие характеристиками, которые можно считать выражением материальной культуры населения или этнической группы. [ 1 ]
Палеолит
[ редактировать ]Обнаружение палеолитических каменных мастерских указывает на присутствие человека на Сардинии в период от 450 000 до 10 000 лет назад.
По мнению исследователей, гоминид по прозвищу «Нур» первым колонизировал нынешнюю территорию острова около 250 000 лет назад, в нижнем палеолите ; Основываясь на исследованиях фаланги, найденной в пещерах Нуриге в Черемуле , исследователи предположили, что он, возможно, был донеандертальцем . [ 2 ] но некоторые выразили сомнения, предполагая морфологическую дистанцию от гоминидов. [ 3 ]
Во время последнего ледникового периода уровень моря был ниже примерно на 130 метров; в то время Сардиния и Корсика образовывали один большой остров, отделенный от Тосканы лишь узким морским рукавом.
Древнейшие останки Homo sapiens на Сардинии относятся к верхнему палеолиту ; их следы были найдены в центральной части Сардинии в « пещере Корбедду » Олиены . [ 4 ]
Мезолит
[ редактировать ]Мезолитические человеческие останки были найдены в «пещере Су Колору» Лаэрру на севере Сардинии ( Англона ). [ 5 ] Материальная культура предполагает, что эти люди пришли на Сардинию с итальянского полуострова после трудного плавания на примитивных лодках. [ 4 ]
Самый старый полный человеческий скелет (переименованный в «Амсикору») был найден в 2011 году на территории Арбуса , он датируется примерно 7000 годом до нашей эры, периодом перехода между мезолитом и неолитом. [ 6 ]

неолит
[ редактировать ]О культуре Карроппу
[ редактировать ]Культура Су Карроппу представляет собой самую раннюю фазу неолита на Сардинии ( 6 тысячелетие до н. э. ). С 1968 года в ходе раскопок, проведенных археологами Энрико Ацени и Жераром Байю в каменном укрытии на известняковых холмах на территории Сирри под названием «Су Карроппу», была обнаружена различная грубая керамика черно-серого цвета, украшенная отпечатком Cerastoderma edule. вместе с инструментами из обсидиана из Монте-Арчи . [ 7 ]
Там также были найдены остатки древних блюд, обнаружены кости таких животных, как олень , Prolagus sardus , дикий кабан , что документирует экономику, основанную на сельском хозяйстве , охоте и рыболовстве . Присутствие двух человеческих скелетов вместе с украшениями из ракушек, по мнению исследователей, свидетельствовало об обычаях пещерных погребений.
Культура Су Карроппу имеет соответствие на Корсике, Итальянском полуострове и Пиренейском полуострове , но особенно находки на Сардинии и Корсике подтверждают ключевую роль этих двух островов в понимании неолитизации северо-западной части Средиземного моря . [ 8 ]
Культура Зеленой пещеры
[ редактировать ]Культура Гротта-Верде названа в честь пещеры, расположенной в Капо-Качча недалеко от Альгеро , где в 1979 году были сделаны важные находки. Ее датируют второй фазой раннего неолита в середине пятого тысячелетия до нашей эры . [ 7 ]
Эта культура присутствовала в северо-западной части Сардинии и характеризовалась производством изысканной керамики, украшенной зубчатым инструментом. [ 7 ]
На найденной в пещере вазе на ручках стилизованно изображены человеческие головы с небольшими носиком, глазами и ртом. По словам археолога Джованни Лиллиу , это будет первое антропоморфное изображение в предыстории Сардинии.
На стене внутри пещеры также были найдены необычные граффити – еще одно уникальное свидетельство об этих людях.
Файл культуры
[ редактировать ]
В 1971 году священник и спелеолог Ренато Лория обнаружил на территории Мара , между Вилланова-Монтелеоне и Боза , овраг площадью около шестидесяти квадратных метров. Впоследствии пещеру исследовали археологи В. Р. Свитсур и Дэвид Х. Трамп , которые обнаружили последовательность различных культур, распространявшихся в течение очень длительного периода времени.
Самая старая из этих культур датируется концом пятого тысячелетия до нашей эры ; Результаты показывают, что эта культура была развита людьми, занимавшимися сельским хозяйством, земледелием , охотой и рыболовством. Исследователи отметили почти полное исчезновение более ранних форм керамического декора и появление крупных зеленокаменных колец, распространенных также на Корсике и итальянском полуострове. Эти результаты заставили исследователей утверждать, что в тот период сардинское население имело тесные торговые отношения со средиземноморскими неолитическими общинами южной Франции , Пиренейского полуострова, Итальянского полуострова и Сицилии . [ 9 ]
Хорошая культура
[ редактировать ]
Культура Бону Игину преобладала с 4000 г. до н.э. по 3400 г. до н.э. [ 10 ] Он получил свое название от «Святилища Богоматери Бону Игину» («доброго соседа» на сардинском языке ) в муниципалитете Мара, недалеко от которого находится «пещера де Тинтирриолу», место, в котором были обнаружены значительные количество керамики с зооморфными и антропоморфными ручками. Он широко распространился по большей части острова, и одной из самых важных деревень была деревня «Пуйстерис» в Могоро .
Археологи считают ее первой культурой на Сардинии, использовавшей искусственные полости в качестве могил, и представляют собой естественную эволюцию предыдущей культуры Филестру, пещера которой расположена в том же районе.
Артефакты, связанные с деревней и некрополем «Куккуру С'Арриус», показывают хорошо организованное общество. На этом месте были многочисленные находки женских фигурок, изображающих так называемую « Богиню-Мать », чье предполагаемое поклонение было широко распространено в большей части Европы и в Средиземноморье во время неолита, и изображалось разными способами: стоя, сидя или покачиваясь. грудное вскармливание . [ 9 ] Место «Куккуру С'Арриус» указывается многими учеными, принадлежащими к культуре Сан-Сириако.
Культура Святого Сириако
[ редактировать ]Культура Сан-Сириако (3400-3200 гг. до н. э.) характеризует конец среднего неолита. Археологи считают его культурной связью между Бонуигину и Озиери и в настоящее время проходят точное определение. [ 9 ]
Он получил свое название от церкви Святого Кириака Терральбы , муниципалитета в провинции Ористано , рядом с которым была найдена доисторическая деревня, полная свидетельств.
На этом этапе были построены первые Domus de Janas . [ 11 ] тип подземной гробницы, которая распространится по всему острову, за исключением Галлуры. [ 12 ]
Арцакенские культуры
[ редактировать ]
Культура Арцакены интересовала в основном регион Галлура и некоторые другие восточные части острова, а также разветвления на южной Корсике : по этой причине ее также называют « корсикано-галлурским культурным аспектом ».
Большие «круглые могилы» Галлуры знаменуют дебют мегалитизма на Сардинии, одного из старейших в западном Средиземноморье. [ 11 ] Погребальный инвентарь включал такие предметы, как изысканные чашки из мыльного камня , кремневые ножи, небольшие треугольные топоры из твердого камня и ожерелье из зеленого мыльного камня.
Озиерские культуры
[ редактировать ]Культура Озиери (3200-2700 гг. до н. э.), также известная как «культура Святого Михаила», названа в честь одноименной пещеры в муниципалитете Озиери , где были найдены важные свидетельства. Действительно, на этом месте были найдены вазы тонкой работы, элегантно украшенные геометрическими узорами, вырезанными на глине и расписанными красной охрой. Старые имеют круглую форму и только что закончены, а более поздние — сильно стилизованы и изысканны.

Ученые считают этот тип керамики новым для неолитической Сардинии, и до этого подобные артефакты считались типичными для Кикладских островов и Крита . В результате значительной торговли с этими далекими островами на Сардинии появились новые технологии производства, новые знания в области металлургии и новый образ жизни. Эти находки однозначно продемонстрировали сильный культурный и торговый обмен, произошедший между сардинскими донурагическими народами и неолитической Грецией . [ 13 ]
На основании этих важных выводов ученые сходятся во мнении, что культура Озиери является первой великой культурой Сардинии.
энеолит
[ редактировать ]Субозьерские культуры
[ редактировать ]Культура Суб-Озиери (также называемая «Красными Озиери»), датируемая периодом между 2850 и 2700 годами до нашей эры, является продолжением, особенно в центральной и южной части Сардинии. [ 14 ] предыдущего этапа позднего неолита.
Обсидиан сейчас используется редко, тогда как металлургия меди серебра и стала распространяться .
Культура Абеалсу-Филигоса
[ редактировать ]Первое место (Абеалзу) — у Осило , второе (Филигоса) — у Макомера . Эта культура развивалась между 2700 и 2400 годами до нашей эры и ограничивалась примерно дюжиной памятников, расположенных в районе Сассари и несколькими другими на юге центральной Сардинии. [ 15 ]
Эти народы обожествляли своих предков возведением статуи менгира (в основном расположенной в центрально-западной Сардинии) и построили или восстановили большой мегалитический храм Монте-д'Аккодди , недалеко от Сассари, скорее всего, посвященный богу Солнца .
Погребальный инвентарь включал такое оружие, как медные кинжалы, [ 16 ] каменные топоры-молоты и наконечники стрел из обсидиана. [ 17 ] Керамика Абельзу имеет сходство с керамикой культуры Ринальдоне . [ 15 ]
Культура Монте-Кларо
[ редактировать ]
Культура Монте-Кларо распространилась по всему острову между 2400 и 2100 годами до нашей эры. Основными нововведениями являются гробницы в форме печи, отдельные могилы, появившиеся в районе Кальяри , и огромные мегалитические стены центрально-северной части острова, такие как «Монте Баранта», недалеко от Ольмедо . [ 12 ]
Керамика демонстрирует влияние Востока на юге и культуры Фонбуисс (юг Франции) на севере. [ 18 ]
Культура в стаканах
[ редактировать ]
Культура кубков зародилась за пределами острова; его население смешалось с людьми предшествующих коренных культур. Он был распространен преимущественно вдоль западного побережья и прилегающей низменности, тогда как находки на восточном побережье немногочисленны и сосредоточены преимущественно в районе Доргали .
Их можно узнать по производителям изысканной керамики, а также по использованию каменных наручей , медных кинжалов, браслетов, колец и ожерелий из ракушек или бивней животных. Впервые золотые на острове появились изделия ( Гробница Бингиа-э-Монти , [ 19 ] Гоннострамаца ).
Культура кубков на Сардинии разделилась на три этапа: [ 20 ]
- Старая фаза (2100–2000 гг. До н.э.) с сильным иберийским и провансальским влиянием .
- Второй этап (2000–1900 гг. До н.э.), на котором проявляются очевидные влияния Центральной Европы.
- Третий этап (1900–1800 гг. До н.э.), задокументированный на стоянках «Лу Маринару» и «Падру Джоссу» (Неукрашенный стакан).
Ранний бронзовый век
[ редактировать ]Культура Боннанаро
[ редактировать ]
В 1800 году до нашей эры культура Боннанаро, регионализация предыдущей культуры кубков с влиянием культуры Полада северной Италии , распространилась по всему острову.
Вероятно, они воздвигли первые « протонураги » или «псевдонураги», но их число невелико по сравнению с общим числом построек. Эти «протонураги» представляют собой основание с коридором и лестницей, ведущей на террасу.
Генетика
[ редактировать ]
Согласно современным археогенетическим исследованиям (2020 г.), неолитические сардинцы проявили большее родство с кардиальными популяциями Иберии и Южной Франции . В последующий период энеолита наблюдается существенная генетическая преемственность, и пропорции предковых компонентов западных охотников-собирателей и ранних европейских земледельцев остаются стабильными и составляют ~ 17% и ~ 83% соответственно. Как и на Пиренейском полуострове и на Сицилии значительного количества генов, связанных с миграциями из Понтийско-Каспийской степи . , и в отличие от центральной и северной Европы, у сардинских особей кубков не было выявлено [ 21 ] [ 22 ]
Исследование, проведенное в 2022 году Манджушей Чинталапати, Ником Паттерсоном и Прией Мурджанией, обнаружило вместо этого ранний, скромный поток генов от пастухов западной степи около 2600 года до нашей эры. [ 23 ]
Фенотипически пренурагические сардинцы были преимущественно кареглазыми, темно-коричневыми или черноволосыми и с промежуточным или смешанным оттенком кожи. [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Prenuragico (на итальянском языке) , получено 6 мая 2024 г.
- ^ Жюльен Вандевенн, Палец на homo sardaignus
- ^ Барбара Уилкенс, Фаланга пещеры Нуриге возле Черемуле: пересмотр и новая информация
- ^ Перейти обратно: а б Паоло Мелис - Место высадки на побережье Кастельсардо, между нурагической и римской эпохой.
- ^ Джузеппе Питцалис, Пино Фену, Фабио Мартини, Лючия Сарти, [Онлайн-версия Grotta Su Coloru: Первые данные о культурных контекстах мезолита и неолита (Раскопки 1999–2003 гг.)], на Сардинии, Corsica et Baleares antiquae: международный журнал, 2003.
- ^ Notizie.Alguer.it - Самый старый сардинский скелет, найденный в Арбусе.
- ^ Перейти обратно: а б с Бригалья, Мастино, Орту 2005 , с. 5.
- ^ С.В.Виллиген, Между Тосканой и Провансом, древняя неолитическая Корсика в средиземноморском контексте - доисторическая Корсика и Сардиния
- ^ Перейти обратно: а б с Бригалья, Мастино, Орту 2005 , с. 5-10
- ^ Ugas 2005 , p. 12.
- ^ Перейти обратно: а б Ugas 2005 , p. 14.
- ^ Перейти обратно: а б Бригалья, Мастино, Орту 2005 , с. 9.
- ^ Джованни Лиллиу: До нурагов в обществе Сардинии на протяжении веков, стр.9
- ^ Антропонет-Суб Озиери
- ^ Перейти обратно: а б Под редакцией Манлио Бригалья - История Сардинии (1995), стр. 43.
- ^ Мария Грация Мелис - Древний, средний и продвинутый энеолит на Сардинии.
- ^ Антропонет-культура Абельзу
- ^ Ugas 2005 , p. 16.
- ^ Энтони Хардинг, Гарри Фоккенс, Оксфордский справочник по европейскому бронзовому веку, стр. 58
- ^ Ugas 2005 , p. 17.
- ^ Фернандес, Даниэль М. (24 февраля 2020 г.). «Распространение степного и иранского происхождения на островах Западного Средиземноморья» . Экология и эволюция природы . 4 (3): 334–345. Бибкод : 2020NatEE...4..334F . дои : 10.1038/s41559-020-1102-0 . ПМК 7080320 . ПМИД 32094539 .
- ^ Маркус и др. (2020) (2020). «Генетическая история от среднего неолита до представления на средиземноморском острове Сардиния» . Природные коммуникации . 11 (1): 939. Бибкод : 2020NatCo..11..939M . дои : 10.1038/s41467-020-14523-6 . ПМК 7039977 . ПМИД 32094358 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Манджуша Чинталапати, Ник Паттерсон, Прия Мурджани (2022) Пространственно-временные закономерности основных событий примеси человека во время европейского голоцена eLife 11:e77625 https://doi.org/10.7554/eLife.77625
- ^ Тина Саупе (2021), «Древние геномы обнаруживают структурные сдвиги после прибытия степных предков на Итальянский полуостров» , Current Biology , 31 (12): 2576, Бибкод : 2021CBio...31E2576S , doi : 10.1016/j. cub.2021.04.022 , hdl : 11585/827581 , получено 6 мая 2024 г. Данные S6.
Литература
[ редактировать ]- Ацени Э., Предыстория Сульчис-Иглесиенте , А.В.В., Иглесиас. История и общество, Иглесиас, 1987 г.
- А.А.В., Карбония и борозда. Археология и территория под редакцией В.
- АА.ВВ., Ихнусса. Сардиния от истоков до классической эпохи , Милан, 1981 год.
- АА.ВВ. Цивилизация Сардинии на протяжении веков - Турин - ERI Editions.
- Баррека Ф., Топографическое исследование региона Сульчис, Монте-Сирай III , 1966 г.
- А.В.В., Доисторическая Сардиния. История, материалы, памятники , 2017
- Бригалья М., Мастино А., Орту Г. История Сардинии 1. От истоков до восемнадцатого века , Бари, 2006.
- Казула ФК, История Сардинии - Сассари 1994.
- Конту Э., Монте д'Аккодди (Сассари). Проблемы изучения и исследования уникального доисторического памятника Дежа Конференция, БАР. с. 288. Оксфорд. (1984)
- Лиллиу Г., Цивилизация сардинцев от неолита до эпохи нурагов . Турин - Издания ERI - 1967.
- Лиллиу Г., Скульптуры нурагической Сардинии, Верона, 1962 г.
- Ло Скьяво Ф., Л. Усай, Культовые свидетельства нурагической эпохи: пещера Пиросу в районе Су Бенацу в Сантади
- Сиригу Р., Доисторическая и протоисторическая археология Сардинии. Введение в исследование , Кальяри, CUEC, 2009 г.
- Тине С., Монте д'Аккодди 10 лет новых раскопок. - Сассари - 1992 г.
- Угас, Г. (2005). Рассвет Нураги . Кальяри.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Г. Вебстер и М. Вебстер (2017). Пунктуальная изолированность. Археология Сардинии 4-го и 3-го тысячелетий , Оксфорд: Международная серия BAR 2871.
- Гэри Вебстер (2019). Сардинский неолит: археология VI и V тысячелетий до нашей эры . БАР межд. Сер. 2941. Оксфорд: Издательство BAR.