Нурагическая цивилизация
История Сардинии |
Нурагическая цивилизация , [1] [2] также известная как Нурагическая культура , была цивилизацией или культурой на средиземноморском острове Сардиния , Италия , которая существовала с 18-го века до нашей эры. [3] (средний бронзовый век ), или с 23 века до нашей эры, [4] [5] до римской колонизации в 238 г. до н. э. [6] [7] [8] Другие считают, что эта культура существовала как минимум до II века нашей эры. [9] а в некоторых областях, а именно в Барбадже , до VI века нашей эры, [10] [11] или, возможно, даже до 11 века нашей эры. [5] [12]
Прилагательное «нурагический» не является ни автонимом , ни этнонимом . Он происходит от самого характерного памятника острова, нураги , сооружения типа башни-крепости, которое древние сардинцы строили в больших количествах, начиная примерно с 1800 года до нашей эры. [13] Сегодня более 7000 нурагов усеивают ландшафт Сардинии. [а]
Никаких письменных свидетельств об этой цивилизации обнаружено не было. [16] если не считать нескольких возможных коротких эпиграфических документов, относящихся к последним этапам нурагической цивилизации. [17] Единственная письменная информация исходит из классической литературы греков и римлян и может считаться скорее мифической, чем исторической. [18]
История
[ редактировать ]Донурагическая Сардиния
[ редактировать ]В каменном веке остров впервые был заселен людьми, прибывшими сюда в эпоху палеолита и неолита из Европы и Средиземноморья . Древнейшие поселения обнаружены как в центральной, так и в северной Сардинии ( Англоне ). На острове развилось несколько более поздних культур, таких как культура Озиери (3200–2700 гг. До н.э.). Экономика была основана на сельском хозяйстве, животноводстве, рыболовстве и торговле с материком. С распространением металлургии серебряные и медные предметы и оружие. на острове также появились [19] : 16 В 2014 году Сардиния раннего энеолита была определена как один из первых центров добычи серебра в мире. [20] Это произошло в IV тысячелетии до нашей эры.
Остатки этого периода включают сотни менгиров (называемых пердас фитас ). [21] и дольмены , более 2400 гипогейных гробниц, называемых domus de Janas , статуи менгиров , изображающие воинов или женские фигуры, и ступенчатая пирамида Монте -д'Аккодди , недалеко от Сассари , которые демонстрируют некоторое сходство с монументальным комплексом Лос-Мильярес ( Андалусия ). и более поздние талиоты на Балеарских островах . По мнению некоторых ученых, сходство этой структуры со структурами, найденными в Месопотамии, связано с культурными притоками, пришедшими из Восточного Средиземноморья. [22] [19] : 16
Алтарь Монте д'Аккодди вышел из употребления начиная с ок. 2000 г. до н. э., когда культура кубков , которая в то время была широко распространена практически во всей Западной Европе на острове появилась . Кубки прибыли на Сардинию из двух разных регионов: во-первых, из Испании и южной Франции , а во-вторых, из Центральной Европы , через Итальянский полуостров . [23]
Нурагическая эпоха
[ редактировать ]Ранний бронзовый век
[ редактировать ]Культура Боннанаро была последней эволюцией культуры кубков на Сардинии (ок. 1800–1600 до н. э.) и имела некоторые сходства с современной культурой Полада на севере Италии . Эти две культуры имели общие черты материальной культуры, такие как неукрашенная керамика с ручками в форме топора. [24] Эти влияния, возможно, распространились на Сардинию через Корсику , где они впитали в себя новые архитектурные приемы (такие как циклопическая кладка ), которые уже были широко распространены на острове. [25] В это время на остров прибыли новые народы, пришедшие с материка , принеся с собой новую религиозную философию, новые технологии и новый образ жизни, сделав предыдущие устаревшими или переосмыслив их. [26] : 362 [27] : 25–27
Возможно, именно благодаря стимулам и моделям (а почему бы и нет? - капле крови) из Центральной Европы и Полада-Роны, культура Боннанаро I дает толчок известному и производит в ногу с раз. ... Из общего сурового, практичного характера и существенности материального оснащения (в частности, керамики без какого-либо украшения) мы понимаем характер и воинственный нрав пришельцев, а также конфликтную направленность, которую они придают жизни на острове. . Это подтверждается наличием каменного и металлического оружия (медного и бронзового). Металл распространяется и в предметах обихода (медные и бронзовые шила), и в поделочных предметах (бронзовые кольца и серебряная фольга)... Кажется, чувствуется падение идеологий старого донурагического мира, соответствующее новому историческому перелому.
- Джованни Лиллиу , Цивилизация сардинцев , с. 362, Нурагическая цивилизация, стр. 25-27
Широкое распространение бронзы принесло многочисленные улучшения. Благодаря новому сплаву меди и олова ( или мышьяка ) был получен более твердый и стойкий металл, пригодный для изготовления инструментов, используемых в сельском хозяйстве, охоте и военном деле. На более позднем этапе этого периода (Боннанаро A2), вероятно, датируется строительство так называемой протонураге . [19] : 37–71 платформенная структура, знаменующая первую фазу нурагической эпохи. Эти постройки сильно отличаются от классических нурагов неправильной планиметрией и очень коренастым видом. Они более многочисленны в центрально-западной части Сардинии, позже распространились по всему острову. [28]
Средний и поздний бронзовый век
[ редактировать ]Датируемые серединой II тысячелетия до нашей эры нураги, развившиеся из предшествующих протонурагов, представляют собой мегалитические башни с формой усеченного конуса; каждая нурагическая башня имела по крайней мере внутреннюю камеру толоса, а самые большие башни могли иметь до трех наложенных друг на друга камер толоса. Они широко распространены по всей Сардинии, примерно один нураге на каждые три квадратных километра. [27] : 9
Ранние греческие историки и географы размышляли о загадочных нурагах и их строителях. Они описали наличие сказочных построек, названных дайдалиями , по имени Дедала , который, построив свой лабиринт на Крите, переселился бы на Сицилию, а затем на Сардинию. [27] : 9 Современные теории об их использовании включают социальную, военную, религиозную или астрономическую роль, в качестве печей или гробниц. Хотя этот вопрос уже давно вызывает споры среди ученых, современный консенсус заключается в том, что они были построены как защищаемые жилые дома, включая сараи и бункеры. [29]
Во второй половине II тысячелетия до нашей эры археологические исследования доказали увеличение размеров поселений, построенных вокруг некоторых из этих построек, которые часто располагались на вершинах холмов. Возможно, из соображений защиты к первоначальным башням были добавлены новые, соединенные стенами с прорезями, образующими сложный нураге . [30]
Среди наиболее известных из многочисленных существующих нурагов — Су Нуракси в Барумини , Санту Антине в Торральбе , Нураге Лоса в Аббасанте , Нураге Пальмавера в Альгеро , Нураге Генна Мария в Виллановафорру , Нураге Серучи в Гоннесе и Аррубиу в Орроли . Самые большие нураги, такие как Нураге Аррубиу, могли достигать высоты около 25–30 метров и могли состоять из 5 главных башен, защищенных несколькими слоями стен, и в общей сложности десятков дополнительных башен. [31] Было высказано предположение, что некоторые из нынешних сардинских деревень ведут свое происхождение непосредственно от нурагических деревень, включая, возможно, те, которые содержат корень Нур-/Нор- в своем названии, такие как Нурачи , Нураминис , Нурри , Нураллао и Норагугуме . [32]
Вскоре на Сардинии, стране, богатой рудниками, особенно медными и свинцовыми , были построены многочисленные печи для производства сплавов , которые продавались по всему Средиземноморскому бассейну. Нурагики стали искусными мастерами по металлу; они были одними из основных производителей металла в Европе, [33] и производил широкий спектр бронзовых предметов. Новое оружие, такое как мечи, кинжалы и топоры, предшествовало сверлам, булавкам, кольцам, браслетам, статуэткам и вотивным лодкам, которые демонстрируют тесную связь с морем. Олово, возможно, привлекло торговцев бронзового века из Эгейского моря, где медь доступна, но олова для изготовления бронзы мало. [34] Обнаружен первый поддающийся проверке плавильный шлак, его появление в кладе древнего олова подтверждает местную плавку, а также литье. [35]
Обычно упоминаемые источники и торговля оловом в древние времена находились на Пиренейском полуострове или в Корнуолле . Рынки включали цивилизации, живущие в регионах с бедными металлическими ресурсами, такие как Микенская цивилизация , Кипр и Крит , а также Пиренейский полуостров , факт, который может объяснить культурное сходство между ними и цивилизацией нурагов и присутствие нурагических памятников в последнее время. Микенская керамика бронзового века, западная и центральная критская и кипрская керамика, а также копии местного производства сосредоточены в полудюжине мест находок, которые, по-видимому, функционировали как «сообщества-ворота». [36]
Связь с народами моря
[ редактировать ]В эпоху поздней бронзы (14–13–12 вв. до н.э.) произошла обширная миграция так называемых « народов моря» , описанных в древнеегипетских источниках. Они разрушили микенские и хеттские поселения, а также напали на Египет . По мнению Джованни Угаса, шерденов , одно из важнейших племен морских народов, следует отождествлять с нурагическими сардинцами . [37] [9] [38] Эту идентификацию также поддержал Антонио Тарамелли . [39] Вир Гордон Чайлд , [40] Себастьяно Туса , [41] [42] Вассос Карагеоргис , [43] и Карлос Роберто Зореа из Мадридского университета Комплутенсе . [44]
Другая гипотеза состоит в том, что они пришли на остров примерно в 13 или 12 веке после неудавшегося вторжения в Египет; однако эти теории остаются спорными. Симонид Кеосский и Плутарх говорили о набегах сардинцев на остров Крит в тот же период, когда народ моря вторгся в Египет. [45] [46] Это, по крайней мере, подтвердило бы, что сардинцы- нураги часто посещали восточную часть Средиземного моря.Дополнительные доказательства можно найти в нурагической керамике XIII века, найденной в Тиринфе , Коммосе , [47] Коккинокремнос , [48] Хала Султан Текке , [49] Минет эль-Бейда [50] и на Сицилии , в Липари , [51] и район Агридженто , расположенный вдоль морского пути, соединяющего западное и восточное Средиземноморье; Керамика, похожая на керамику Сардинии позднего бронзового века, также была найдена в египетском порту Марса-Матрух . [52]
Археолог Адам Зерталь предположил, что Харошет Хаггойим в Израиле , дом библейского персонажа Сисары , можно отождествить с местом « Эль-Ахват » и что это было нурагическое место, что позволяет предположить, что он происходил из народа Шердена Сардинии. . [53] Влияние нурагической архитектуры в Эль-Ахвате было замечено также Бар Шаем из Хайфского университета . [54]
Железный век
[ редактировать ]Археологи традиционно определяют нурагическую фазу от 900 до 500 до н.э. ( железный век ) как эпоху аристократии . Производилась прекрасная керамика, а также все более сложные инструменты, повышалось качество оружия. С расцветом торговли металлургическая продукция и другие промышленные товары экспортировались во все уголки Средиземноморья, от Ближнего Востока до Испании и Атлантики. Число хижин в деревнях увеличилось, и в целом наблюдался значительный рост населения. Строительство нурагов прекратилось, так как многие из них были заброшены или частично разобраны начиная с 1150 г. до н. э. [55] [56] а индивидуальные гробницы заменили коллективные захоронения (Гробницы гигантов). [57] [58] По мнению археолога Джованни Лиллиу , настоящим прорывом того периода стала политическая организация, вращавшаяся вокруг парламента деревни, состоящего из глав и самых влиятельных людей, собиравшихся для обсуждения наиболее важных вопросов.
Карфагенское и римское завоевание
[ редактировать ]Около 900 г. до н.э. финикийцы стали все чаще посещать Сардинию. Наиболее распространенными портами захода были Каралис , Нора , Бития , Сульчи , Таррос , Боса и Ольвия . Римский историк Юстин описывает карфагенскую экспедицию под предводительством Малха в 540 г. до н.э. против все еще сильной нурагической Сардинии. Экспедиция провалилась, и это вызвало политическую революцию в Карфагене , из которой вышел Магон . Он начал еще одну экспедицию против острова в 509 г. до н. э., после того как сардинцы напали на прибрежные города финикийцев. По мнению Пьеро Бартолони, именно Карфаген напал на финикийские города на побережье, а не туземцы, жившие в этих городах вместе с финикийцами, поскольку разрушенные финикийские города, такие как Сульчис или Монте-Сирай, он постулировал, что они населены в основном коренные сардинцы . [59]
Карфагеняне после ряда военных кампаний, в которых Магон погиб и был заменен своим братом Гамилькаром , одолели сардинцев и завоевали прибрежную Сардинию, Иглезьенте с ее рудниками и южные равнины. Нурагическая культура, возможно, сохранилась в гористой части острова. В 238 году до нашей эры карфагеняне в результате поражения от римлян в первой Пунической войне сдали Сардинию Риму. Сардиния вместе с Корсикой стала римской провинцией ( Корсика и Сардиния ), однако греческий географ Страбон подтверждает сохранение во внутренней части острова нурагической культуры даже в имперские времена. [60]
Общество
[ редактировать ]Религия играла важную роль в нурагическом обществе, что привело учёных к гипотезе о том, что нурагическая цивилизация была теократией . На некоторых бронзовых изделиях нурагов четко изображены фигуры вождей-царей, которых можно узнать по плащам и посохам с боссами. Также изображены другие классы, в том числе горняки, ремесленники, музыканты, борцы (последние аналогичны представителям минойской цивилизации) и многие воины, что заставило ученых думать о воинственном обществе с четкими военными подразделениями ( лучники , пехотинцы ). . Разная униформа могла принадлежать разным кантонам, кланам или разным воинским частям. Священническую роль могли выполнять женщины. Некоторые небольшие изделия из бронзы также дают представление о нурагическом уходе за собой и моде. У женщин обычно были длинные волосы; мужчины носили две длинные косы по обе стороны лица, а волосы на голове были очень коротко подстрижены или прикрыты кожаной шапкой.
Деревни
[ редактировать ]Нурагическая цивилизация, вероятно, основывалась на кланах, каждый из которых возглавлял вождь, проживавший в сложном нураге. [19] : 241 с простыми людьми, живущими в близлежащих деревнях, в каменных круглых домах с соломенными крышами, похожих на современные пиннетты пастухов Барбаджии .
В конце заключительного бронзового века и на этапах раннего железного века дома строились по более сложному плану, с несколькими комнатами, часто расположенными вокруг двора; в нурагическом поселении Сант-Имбения, расположенном у побережья, некоторые постройки использовались не для проживания, а для хранения драгоценных металлов, продуктов питания и других товаров и были построены вокруг огромной площади, интерпретируемой археологами как рынок . [61] [62] Строительство прямоугольных домов и построек из сушеного кирпича засвидетельствовано в некоторых местах по всему острову начиная с позднего бронзового века. [63]
Управление водными ресурсами было важно для нурагов, у самых сложных нурагов был как минимум колодец; Нураге Аррубиу, например, представил сложный гидравлический имплантат для отвода воды. [64] Еще одним свидетельством мастерства нурагов в создании гидравлических имплантатов является акведук Греману, единственный известный на сегодняшний день акведук нурагов. [65]
На заключительном этапе бронзового века и раннего железного века на Сардинии развивались протогородские поселения с открытыми пространствами, такими как мощеные площади и улицы, и постройками, предназначенными для определенных функций, такими как мастерские по металлу, отдельные дома были снабжены складскими помещениями. объектов и обслуживались инфраструктурой. [66] [67]
Племена
[ редактировать ]Самыми знаменитыми народами этого острова являются Илиенсы, Балари и Корси...
- Плиний Старший , Естественная история , Liber III.
На протяжении второго тысячелетия и в первой половине I тысячелетия до нашей эры Сардинию заселяла единая обширная и однородная культурная группа, представленная нурагами. Столетия спустя римские источники описывают остров как населенный многочисленными племенами, которые постепенно слились в культурном отношении. Однако они сохранили свою политическую идентичность, и племена часто воевали друг с другом за контроль над самой ценной землей. Наиболее важные упомянутые нурагические популяции включают баларесов , корси и илиенсов , последние бросили вызов процессу романизации и жили в месте, которое раньше называлось Чивитатас Барбари (ныне Барбаджа ).
- Илиенсы . или Иолы (позже Диагесбес ), идентифицированные древними авторами как греческие колонисты во главе с Иолаем (племянником Геракла ) или троянские беженцы, жили на территории нынешней центрально-южной Сардинии Греческие историки сообщали также, что на них неоднократно вторгались карфагеняне и римляне , но тщетно. [68]
- Баларесов . отождествляют с культурой кубков [19] : 22–32 Они жили на территории нынешних Нурра , Когинас и Лимбара традиционных районов Сардинии . Вероятно, они принадлежали к той же группе, от которой произошла талайотская культура Балеарских островов. [19] : 22–32
- Корси Галлуре в Корсике и на . жили Они были идентифицированы как потомки культуры Арзакены . На юге Корсики во 2-м тысячелетии до нашей эры торрейская цивилизация . параллельно с нурагической развивалась
Культура
[ редактировать ]Религия
[ редактировать ]Изображения животных, таких как бык , принадлежат, скорее всего, донурагическим цивилизациям, однако сохранили свое значение у нурагов, часто изображались на кораблях, бронзовых вазах, использовались в религиозных обрядах. Найдены небольшие бронзовые скульптуры, изображающие фигурки получеловека-полубыка, а также четырехрукие и глазные персонажи и двуглавого оленя: они, вероятно, имели мифологическое и религиозное значение. Еще одно священное животное, которое часто изображалось, — это голубь . Религиозную роль, возможно, имели также небольшие точеные диски с геометрическими узорами, известные как пинтадера , хотя их функция еще не определена.
Ключевым элементом нурагической религии было плодородие, связанное с мужской силой Быка- Солнца и женской силой Воды- Луны . По исследованиям ученых, существовали Богиня-Мать средиземноморского типа и Бог-Отец ( Бабай ). Важную роль играли такие мифологические герои, как Норакс , Сард , Иолай и Аристей , военачальники также считались божествами.
Раскопки показали, что нурагики в определенные периоды года собирались в общих святых местах, для которых обычно характерны сидячие ступени и наличие священной ямы. В некоторых святых местах, таких как Греману в Фонни , Серра Орриос в Доргали и С’Арку’э Ис Форрос в Виллагранде Стрисаили , существовали прямоугольные храмы, в центральной святой комнате, возможно, находился священный огонь . [69] Божества, которым поклонялись, неизвестны, но, возможно, они были связаны с водой или с астрономическими объектами, такими как Солнце, Луна и солнцестояния.
Некоторые сооружения могли бы иметь федеральную роль на Сардинии, например, святилище Санта-Виттория недалеко от Серри , которое было одним из крупнейших нурагических святилищ, занимавшим площадь более 20 гектаров. [70] включая как религиозные, так и гражданские здания. По словам итальянского историка Джованни Лиллиу, именно там основные кланы центрального острова проводили свои собрания для подписания союзов, принятия решений о войнах или заключения коммерческих соглашений. [71] Помещения для торгов также присутствовали. Известно по крайней мере двадцать таких многоцелевых структур, в том числе Санта-Кристина в Паулилатино и Силиго ; некоторые из них были повторно использованы в качестве христианских храмов, например, кумбессии Сан-Сальваторе-ин-Синис в Кабрасе . В святилищах были построены некоторые ритуальные бассейны и ванны, такие как бассейн Нураге Нурдоле, который работал через систему желобов. [66] Кроме того, есть свидетельства культов, практиковавшихся в пещерах в честь хтонического божества , о чем свидетельствуют артефакты, найденные в пещере Пиросу в Сантади .
Святые колодцы
[ редактировать ]Святые колодцы представляли собой сооружения, посвященные культу водного божества . Хотя первоначально они были отнесены к 8–6 векам до нашей эры, из-за их передовых технологий строительства, они, скорее всего, относятся к более раннему бронзовому веку, когда Сардиния имела прочные отношения с микенскими королевствами Греции и Крита, примерно в 14–13 веках до нашей эры. [56]
Архитектура нурагических святых колодцев повторяет тот же образец, что и нурагов: основная часть состоит из круглого помещения со сводом-толосом с отверстием на вершине. Монументальная лестница соединяла вход в это подземное ( гипогей ) помещение, основная роль которого — собирать воду священного источника. На внешних стенах установлены каменные скамейки, на которые верующие клали подношения и религиозные предметы. В некоторых местах также были жертвенные алтари. Некоторые ученые полагают, что они могли быть посвящены Сардусу, одному из главных нурагических божеств. Священная яма, похожая на сардинские, была найдена в западной Болгарии , недалеко от села Гарло . [72]
Разворотные домики с бассейном
[ редактировать ]Начиная с позднего бронзового века в нурагических поселениях начинает появляться своеобразный тип круглого сооружения с центральным бассейном и скамейками, расположенными по всему периметру помещения, лучшим примером такого типа сооружения является ритуальный фонтан Са Седда э. Сос Каррос , недалеко от Олиены , где благодаря гидравлическому имплантату из свинцовых труб вода лилась из протомов в форме барана внутрь бассейна. [73] Некоторые археологи интерпретировали эти здания как ритуальные и религиозные функции. [74] как тепловые конструкции. [75]
Храмы Мегарона
[ редактировать ]Эти уникальные здания, расположенные в различных частях острова и посвященные культу целебных вод, представляют собой архитектурное проявление, отражающее культурную жизнеспособность нурагических народов и их взаимодействие с ровесниками средиземноморских цивилизаций. Фактически, многие ученые видят в этих зданиях иностранное эгейское влияние. [27] : 109
Они имеют прямолинейную форму с выступающими наружу боковыми стенками. Некоторые из них, например, Малчитту в Арзакене, имеют апсидальную форму, в то время как другие, такие как храм Са Каркаредда в Виллагранде Стрисаили, завершаются круглой комнатой. Они окружены священными территориями, называемыми теменос .Иногда в одном и том же месте обнаруживаются несколько храмов, как, например, в случае с огромным святилищем С’Арку’э Ис Форрос , где было раскопано множество храмов-мегаронов со сложным растением.Самая большая и лучше всего сохранившаяся сардинская Мегара называется Дому де Оргия в Эстерзили .
Могилы великанов
[ редактировать ]«Могилы гигантов» представляли собой коллективные погребальные сооружения, точная функция которых до сих пор неизвестна и которые, возможно, произошли от удлиненных дольменов . Они датируются всей нурагической эпохой вплоть до железного века , когда их заменили ямные могилы, и чаще встречаются в центральном секторе острова. Их план имел форму головы быка.
Возле входа были установлены большие каменные скульптуры, известные как бетили (разновидность тонкого менгира, иногда с грубым изображением мужских половых органов или женской груди). Иногда гробницы строились с использованием техники opus isodomum , где использовались камни тонкой формы, как, например, в гигантских гробницах Мадау или Илои.
Искусство
[ редактировать ]Бронзовые статуэтки
[ редактировать ]Бронзетти ) — небольшие бронзовые статуэтки , ( brunzittos или brunzittus на сардинском языке полученные методом литья по выплавляемым моделям ; они могут иметь размер до 39 см (15 дюймов) и изображать сцены повседневной жизни, персонажей разных социальных слоев, фигурки животных, божеств, корабли и т. д. Большинство из них были обнаружены в различных местах Сардинии; однако значительное меньшинство также было обнаружено в этрусских памятниках, особенно в гробницах, в Италии ( Вульчи , Ветулония , Популония , Маджоне ) и Кампании ( Понтеканьяно ) и южнее, в греческой колонии Кротоне центральной .
Гиганты Монте-Прама
[ редактировать ]Гиганты Монте-Прама — группа из 32 (или 40) статуй высотой до 2,5 м (8,2 фута), найденных в 1974 году недалеко от Кабраса , в провинции Ористано . На них изображены воины, лучники, борцы, модели нурагов и боксеров со щитом и вооруженной перчаткой. В зависимости от различных гипотез датировка Колоссов – названия, которое археолог Джованни Лиллиу . дал статуям [76] : 84–86 - варьируется между 11 и 8 веками до нашей эры. [77] Если это будет дополнительно подтверждено археологами, как это уже сделал анализ C-14, это будут самые древние антропоморфные скульптуры Средиземноморья после египетских статуй , предшествовавших куроям Древней Греции . [78]
У них дискообразные глаза и одежда в восточном стиле. Статуи, вероятно, изображали мифологических героев, охраняющих гробницу; по другой теории, они могли быть своего рода Пантеоном типичных нурагических божеств. Их открытие доказало, что нурагическая цивилизация сохранила свои особенности и привнесла новые на протяжении веков, вплоть до финикийской колонизации части Сардинии.
Керамика
[ редактировать ]В керамике мастерство и вкус сардинских мастеров проявляются главным образом в украшении поверхностей сосудов, непременно используемых в ритуальных целях в ходе сложных церемоний, а в некоторых случаях даже подлежащих раздавливанию в конце обряда, как кувшины, найденные на дне священных колодцев. [79] Керамика также отображает геометрические узоры на лампах, сосудах грушевидной формы (исключительно для Сардинии) и акосах . Завезенные (например, микенские) и местные формы были обнаружены в нескольких местах по всему острову. Также встречается на итальянском полуострове, Сицилии, в Испании и на Крите, все указывает на то, что Сардиния очень хорошо интегрирована в древнюю торговлю Средиземного моря .
Язык
[ редактировать ]Язык или языки, на которых говорили на Сардинии в бронзовый век, неизвестны, поскольку нет никаких письменных записей того периода, хотя недавние исследования показывают, что примерно в 8 веке до нашей эры, в веке , нурагическое население, возможно, приняло алфавит « железном красный» (западный) тип , аналогичный используемому на Эвбее . [17]
По мнению Эдуардо Бласко Феррера , палео-сардинский язык был родствен протобаскскому и древнеиберийскому со слабыми индоевропейскими следами, [80] но другие полагают, что это было связано с этрусским языком . Джованни Угас предполагает, что на Нурагической Сардинии на самом деле существовали различные языковые области (две или более), возможно, доиндоевропейские и индоевропейские . [19] : 241–254
Несколько ученых, в том числе Иоганнес Хубшмид , Макс Леопольд Вагнер и Эмидио Де Феличе , выделили различные доримские лингвистические субстраты на Сардинии. Древнейший, пан-средиземноморский, широко распространенный на Пиренейском полуострове , во Франции , Италии , Сардинии и Северной Африке , второй испано-кавказский субстрат, который мог бы объяснить сходство между баскским и палео-сардинским, и, наконец, лигурийский субстрат. [81]
Экономика
[ редактировать ]Экономика нурагов, по крайней мере вначале, была в основном основана на сельском хозяйстве (новые исследования показывают, что они первыми начали заниматься виноградарством в западном Средиземноморье). [82] ) и животноводстве, а также на рыболовстве. [83] Также производились алкогольные напитки, такие как вино и пиво. Выращивание дынь, вероятно, импортированных из Восточного Средиземноморья, доказывает практику садоводства. [84] Как и на современной Сардинии, 60% почвы было пригодно только для разведения крупного рогатого скота и овец. Вероятно, как и в других человеческих сообществах, у которых скот является традиционной экономической основой, собственностью этой сложившейся социальной иерархии. Существование дорог для повозок, датируемых 14 веком до нашей эры, создает впечатление хорошо организованного общества. [85] Знаки, найденные в металлических слитках, свидетельствуют о существовании системы счисления, использовавшейся для учета у нурагов.
Навигация сыграла важную роль: историк Пьерлуиджи Монтальбано упоминает об обнаружении вдоль побережья нурагических якорей, некоторые из которых весили 100 кг (220 фунтов). [83] Это позволяет предположить, что нурагики использовали эффективные корабли, длина которых могла достигать 15 метров (49 футов). Это позволило им путешествовать по всему Средиземноморью, устанавливая торговые связи с микенской цивилизацией (о чем свидетельствует общая форма гробниц толос и поклонение быкам), Испанией, Италией, Кипром, Ливаном. Такие предметы, как медные слитки кипрского типа, были найдены на Сардинии, а бронза и нурагическая керамика раннего железного века были найдены в Эгейском регионе на Кипре. [86] в Испании ( Уэльва , Таррагона , Малага , Теруэль и Кадис ) [87] вплоть до Гибралтарского пролива , а также в этрусских центрах итальянского полуострова, таких как Ветулония , Вульчи и Популония (известные в 9-6 веках по нурагическим статуям, найденным в их гробницах).
Сардиния была богата такими металлами, как свинец и медь. Археологические находки доказали хорошее качество нурагической металлургии, в том числе многочисленных бронзовых орудий. Так называемый «золотой век» нурагической цивилизации (конец 2-го тысячелетия до нашей эры, начало 1-го тысячелетия до нашей эры), возможно, совпал с расцветом добычи металлов на острове. Широкое использование бронзы, сплава, в котором использовалось олово, металл, которого, однако, не было на Сардинии, за исключением, возможно, единственного месторождения, еще раз доказывает способность нурагов торговать необходимыми им ресурсами. Исследование 71 древнего шведского бронзового предмета, датируемого скандинавским бронзовым веком в 2013 году , показало, что большая часть меди, использовавшейся в то время в Скандинавии, поступала из Сардинии и Пиренейского полуострова. [88] Обработка железа на острове засвидетельствована с 13 века до нашей эры. [89]
Палеогенетика
[ редактировать ]История Италии |
---|
Портал Италии |
В генетическом исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications в феврале 2020 года, были изучены останки 17 человек, отождествленных с нурагической цивилизацией. Образцы выделенной Y-ДНК принадлежали к гаплогруппе I2a1b1 (2 образца), R1b1b2a , G2a2b2b1a1 , R1b1b (4 образца), J2b2a1 (3 образца) и G2a2b2b1a1a , тогда как образцы выделенной мтДНК принадлежали к различным типам гаплогрупп T , V , H , J , K и U. [90] Исследование обнаружило убедительные доказательства генетической преемственности между нурагической цивилизацией и ранними неолитическими жителями Сардинии, которые были генетически похожи на неолитические народы Иберии и южной Франции . [91] Было установлено, что около 80% из них имеют происхождение от ранних европейских фермеров (EEF) и на 20% являются предками западных охотников-собирателей (WHG). [92] Было предсказано, что они в значительной степени произошли от народов неолитической культуры кардиальной керамики , которая распространилась по всему западному Средиземноморью в Южной Европе ок. 5500 г. до н.э. [93] Нурагики отличались от многих других народов Европы бронзового века практически полным отсутствием степных предков . [91] [94]
Исследование Villalba-Mouco et al., проведенное в 2021 году. определил возможный поток генов, происходящий с итальянского полуострова, начиная с энеолита . В доисторической Сардинии компонент, связанный с иранскими земледельцами или Кавказом предками, связанными с , присутствующий в материковой Италии со времен неолита (вместе с компонентами EEF и WHG), постепенно увеличивается с 0% в раннем энеолите до примерно 5,8% в бронзовом периоде. Возраст. [95] Отсутствие компонента, связанного с мадленцами , вместо этого исключит вклады энеолита юга Пиренейского полуострова . [95] Согласно исследованию Манджуши Чинталапати и др., проведенному в 2022 году, «на Сардинии большинство образцов бронзового века не имеют предков, связанных со степными скотоводами. У некоторых людей мы нашли доказательства степного происхождения», которые появятся примерно через ~ 2600 г. до н.э. [96] Ниже приведены пропорции предковых компонентов группы нурагических особей из Су Аседаццу (SUA), Сеуло и С'Орку'э Туэри (ORC), Пердасдефогу . [96]
Образец | Западный Охотник-Собиратель | Ранние европейские фермеры | Западные степные пастухи |
---|---|---|---|
США003 | 16,8% | 72,5% | 10,6% |
СУА006 | 18,6% | 74,1% | 7,3% |
ORC003 | 8,8% | 83,6% | 7,6% |
ORC004 | 12,8% | 84,7% | 2,5% |
ORC005 | 13,9% | 77,2% | 8,9% |
ORC006 | 15,2% | 79,3% | 5,5% |
ORC007 | 19,5% | 75,7% | 4,8% |
(1) - Данные Манджуши Чинталапати, Ника Паттерсона, Прии Мурджани (2022 г.). Таблица J: Анализ qpAdm групп неолита бронзового века на человека.
Внешний вид
[ редактировать ]Следующие результаты были получены в отношении пигментации глаз , а также волосяных фолликулов и кожи в результате изучения древней ДНК 44 человек, живших в нурагический период, выходцев из центральной и северо-западной Сардинии. Цвет глаз голубой у 16% исследованных образцов и темный у остальных 84%. Цвет волос на 9% светлый или темно-русый и на 91% темно-коричневый или черный. Цвет кожи средний у 50%, средний или темный у 16%, темный или очень темный у остальных 34%. [97]
В популярной культуре
[ редактировать ]Кино и телевидение
[ редактировать ]- Nuraghes S'Arena (2017) фэнтезийный короткометражный фильм, вдохновленный нурагической цивилизацией, с участием итальянского рэпера Салмо . [98] [99]
Опера
[ редактировать ]- «И Шардана» — опера, написанная итальянским композитором Эннио Поррино в 1959 году, действие которой происходит на Сардинии в нурагический период.
Музыка
[ редактировать ]- Атмосферный блэк-метал- проект Downfall of Nur описывает в своих альбомах распад нурагической цивилизации. [100]
См. также
[ редактировать ]Древняя история |
---|
Предшественник предыстории |
|
Сноски
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нурагическая цивилизация на Сардинии (PDF) , 2 ноября 2023 г.
- ^ Паоло Мелис (2003), Нурагическая цивилизация , получено 2 ноября 2023 г.
- ^ Лейтон, Роберт (2022). «Нураги как ритуальные памятники сардинского бронзового и железного веков (около 1700–700 до н. э.)» . Открытая археология . 8 : 229–255. дои : 10.1515/opar-2022-0224 . hdl : 20.500.11820/cdeed7fc-54f3-48f6-9ee4-c27eaa4b2a35 . S2CID 248800046 .
- ^ Чичиллони, Риккардо; Кабрас, Марко (22 декабря 2014 г.). «Аспекты поселений на восточной стороне Монте-Арчи (Ористано-Сардиния) между средней бронзой и ранним железным веком» . Тетради (на итальянском языке) (25). Управление археологии, изобразительного искусства и ландшафта столичного города Кальяри и провинций Ористано и Южной Сардинии: 84. ISSN 2284-0834 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вебстер, Гэри; Вебстер, Мод (1998). «Хронологическое и культурное определение Нурагика VII, 456–1015 гг. н. э.» . Сардинская и Эгейская хронология : 383–398. ISBN 1900188821 . OCLC 860467990 .
- ^ Г. Лиллиу (1999) с. 11 [ нужна полная цитата ]
- ^ Бельмут, Мириам С. (2012). «Нурагическая культура» . В Фэгане, Брайан М. (ред.). Оксфордский справочник по археологии . Том. 1: «Боль» — «Хохо». Издательство Оксфордского университета. п. 534. ИСБН 9780195076189 .
- ^ Мартини, И. Питер; Чесворт, Уорд (2010). Пейзажи и общества: избранные случаи . Springer Science & Business Media. п. 169. ИСБН 9789048194131 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Угас, Джон (2016). «Шардана и Сардиния. Народы моря, союзники Северной Африки и конец Великих Королевств». Кальяри, Edizioni Della Torre .
- ^ Роуленд, Р.Дж. «Когда закончился нурагический период на Сардинии». Сардиния Антиква. Исследования в честь Пьеро Мелони по случаю его семидесятилетия, 1992, 165–175.
- ^ Казула, Франческо Чезаре (2017). «Древняя Сардиния: от Средненурагической Сардинии (100 г. до н.э.) до Византийской Сардинии (900 г. н.э.)». История Сардинии . Том И.п. 281.
Таким образом, с имперской стороны подразумевалось признание неукротимой, если не свободной, и уже в некотором смысле государственной Барбаджии Сардинии, где цивилизация или, по крайней мере, культура нурагического происхождения продолжала существовать, безусловно, менялась и развивалась благодаря внешнее римское и римское влияние, о котором мы ничего не знаем, кроме некоторых поздних политических последствий.
- ^ Вебстер, Гэри С.; Вебстер, Мод Р. (1998). «Проект Duos Nurages на Сардинии: промежуточный отчет за 1985–1996 годы» . Журнал полевой археологии . 25 (2): 183–201. дои : 10.2307/530578 . ISSN 0093-4690 . JSTOR 530578 .
- ^ Джованни Лиллиу (2006). «Нурагическая Сардиния» (PDF) . Издания Маэстрали. Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2012 года.
- ^ Ацени, Э.; и др. (1985). Ихнусса . п. 5. [ нужна полная цитата ]
- ^ «Гражданская Нурагика» . Привинсия дель Соле (на итальянском языке). 2007. Архивировано из оригинала 29 мая 2007 года . Проверено 24 апреля 2024 г.
- ^ Моноха, М.; Коссу, К.; Мигаледду, М. (2012). Слова знаков, Рассвет письменности на Сардинии . Археологическая Сардиния, Путеводители и маршруты. Сассари: Карло Дельфино Редактор.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Угас, Джон (2013). «Цифровые и письменные знаки на Сардинии между бронзовым и железным веками». В Мастино, Аттилио; Спану, Пьер Джорджио; Зукка, Раймондо (ред.). Таррос Феликс . Том 5. Рим: Кароччи. стр. 295–377.
- ^ Перра, М. (1993). Сардиния в классических источниках . Ористано: Издательство S'Alvure.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Угас, Джон (2005). Рассвет Нураги . Кальяри: издательство Fabula. ISBN 978-88-89661-00-0 .
- ^ Мелис, Мария Грация (2014). Меллер, Х.; Перницка, Э.; Риш, Р. Риш (ред.). Серебро на неолитической и энеолитической Сардинии . Металлы силы – раннее золото и серебро. 6-й Центральногерманский археологический день с 17 по 19 октября 2013 г. в Галле. Галле: Государственный исторический музей Галле.
- ^ Лука Лай (2008). Взаимодействие экономических, климатических и культурных изменений, исследованное с помощью изотопного анализа костной ткани: случай Сардинии, 4000–1900 гг. до н.э. п. 119. ИСБН 978-0-549-77286-6 – через Google Книги.
- ^ Эрколе Конту, Археологическая Сардиния – Доисторический алтарь Монте Д'Аккодди , с. 65
- ^ Джованни Лиллиу, Искусство и религия донурагической Сардинии , стр.132
- ^ «Альберто Мораветти, нурагический комплекс Пальмавера» (PDF) . sardegnacultura.it . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ Паоло Мелис (январь 2007 г.), Новое захоронение культуры Боннанаро из Иттири (провинция Сассари, Сардиния) и отношения между северной Сардинией и Корсикой в древнем бронзовом веке (на итальянском языке) , получено 16 октября 2023 г.
- ^ Лиллиу, Джованни (2004). Цивилизация сардинцев от палеолита до эпохи нурагов . Нуоро: Мистраль.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Лиллиу, Джованни (1982). Нурагическая цивилизация (PDF) . Сассари: Дельфин. Архивировано из оригинала (PDF) 14 мая 2012 г. - через онлайн-книгу на сайте Sardegnadigiltallibrary.it.
- ^ Паркинсон, Э.В., Маклафлин, Т.Р., Эспозито, К. и др. Тенденции радиоуглеродного датирования и предыстория Центрального Средиземноморья . J World Prehist 34, 317–379 (2021). https://doi.org/10.1007/s10963-021-09158-4
- ↑ Строгий узор в ландшафте гробниц и нурагов был проанализирован Блейк, Эмма (апрель 2001 г.). «Построение нурагического региона: пространственная связь между гробницами и башнями на Сардинии бронзового века». Американский журнал археологии . 105 (2): 145–161. дои : 10.2307/507268 . JSTOR 507268 . S2CID 155610104 .
- ^ Лиллиу, Джованни . «Сарденья Нурагика» (PDF) . sardegnadigitallibrary.it . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2012 года . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ Национальный археологический музей Нуоро, Иль Сарчидано: Орроли, Нураге Аррубиу. Архивировано 30 июня 2015 г. в Wayback Machine (на итальянском языке).
- ^ Франческо Чезаре Казула , Краткая история Сардинии , с. 25. ISBN 88-7138-065-7
- ^ «provinciadelsole.it» . Проверено 3 мая 2015 г.
- ^ Олово как приманка для трейдеров было впервые предложено в эссе Н. Гейла и З. Гейла о сардинской металлургии в книге Мириам С. Бальмут, изд. Исследования по сардинской археологии 3 (Оксфорд, 1987).
- ^ РФ Тайлекот, М. С. Бальмут, Р. Массоли-Новелли (1983). «Металлургия меди и бронзы на Сардинии». История Металлики . 17 (2): 63–77.
- ^ Мириам С. Балмут, изд. Исследования по сардинской археологии 3: Нурагическая Сардиния и микенский мир (Оксфорд, 1987) представляют статьи коллоквиума в Риме, сентябрь 1986 г.; Представление о «сообществах-воротах» с микенского направления исследуется в Т. Р. Смите, Микенская торговля и взаимодействие в западно-центральном Средиземноморье, 1600–100 до н. э. , 1987.
- ^ «Джованни Угас: Шардана» . СП Интервиста. Архивировано из оригинала 5 апреля 2020 года . Проверено 3 мая 2015 г.
- ^ «Новое исследование археолога Угаса» . 3 февраля 2017 г.
Несомненно, нурагическим народом были шарданы.
- ^ Тарамелли, Антонио (1982). Раскопки и открытия. 1903–1910 (на итальянском языке). Сассари: редактор Карло Дельфино. OCLC 643856632 .
Но я считаю, что последствия нашего наблюдения о преемственности элементов энеолита в элементах нурагической цивилизации имеют больший размах, чем то, что видел мой коллега; то есть, что цивилизация Шарданы была здесь полностью развита, от своих первоначальных семян, что она выросла здесь, воинственная, энергичная, и что она далека от того, чтобы рассматривать Сардинию как крайнее убежище рассеянной расы, преследуемой, как бегущего зверя, семитическим элементом, пришедшим сюда, чтобы укусить и подчинить его, мы должны увидеть гнездо, из которого он смело вылетел, оставив отпечаток господства, борьбы, упорства на почве, которую он приобрел для цивилизация.
- ^ Гордон Чайлд, Вир (1930). Бронзовый век .
В нурагических святилищах и кладах мы находим необычайное разнообразие вотивных статуэток и моделей из бронзы. Особенно распространены фигуры воинов, грубые и варварские в исполнении, но полные жизни. Воин был вооружен кинжалом и луком и стрелами или мечом, покрыт двурогим шлемом и защищен круглым баклером. Одежда и вооружение не оставляют сомнений в существенной идентичности сардинского пехотинца рейдерам и наемникам, изображенным на египетских памятниках как «Шардана». В то же время многочисленные вотивные барки, также из бронзы, демонстрируют важность моря в жизни Сардинии.
- ^ Туса, Себастьяно (2018). Народы Великого Зеленого: Средиземноморье во времена фараонов (на итальянском языке). Рагуза: издания по истории и общественным наукам. ISBN 9788899168308 . OCLC 1038750254 .
- ^ Презентация книги Себастьяно Туса «Люди Великой зелени» в Музее Сапиенца Ближнего Востока, Египта и Средиземноморья в Риме (на итальянском языке). 21 марта 2018. Событие происходит в 12:12.
- ^ Карагеоргис, Вассос (2011). «Полированная посуда ручной работы на Кипре и в других странах Средиземноморья». О котелках, чашках для питья, ткацких станках и этнической принадлежности на Кипре бронзового века и соседних регионах: международный археологический симпозиум, проходивший в Никосии, 6-7 ноября 2010 г. Фонд АГ Левентиса. п. 90. ИСБН 978-9963-560-93-6 . OCLC 769643982 .
Наиболее вероятно, что среди эгейских иммигрантов были и беженцы с Сардинии. Это может подтверждать свидетельства Мединет Хабу о том, что среди народов моря были также беженцы из различных частей Средиземноморья, некоторые из Сардинии, Шарданы или Шердена. [...] Вероятно, эти шарданы сначала отправились на Крит, а оттуда присоединились к группе критян для путешествия на восток.
- ^ Зорея, Карлос Роберто (2021). Морские народы в Ханаане, Кипре и Иберии (12-10 века до н.э.) (PDF) . Мадрид: Мадридский университет Комплутенсе .
- ^ Паллоттино 2000 , с. 119.
- ^ «Паола Руджери — Талос, бронзовый автомат против сардинцев: древнейшие отношения Крита и Сардинии» (PDF) . uniss.it . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ «Керамика. История, язык и перспективы Сардинии» (PDF) . п. 34. Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 года.
- ^ Гейл, Нью-Хэмпшир (2011). «Источник металлического свинца, использованного для изготовления ремонтного зажима на нурагической вазе, недавно раскопанной в Пила-Коккинокремос на Кипре». В. Карагеоргис; О. Коука (ред.). О котелках, чашках для питья, ткацких станках и этнической принадлежности на Кипре бронзового века и в соседних регионах . Никосия.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Градоли, Мария Г.; Вайман-Барак, Паула; Бюрге, Тереза; Дансет, Закари К.; Стерба, Йоханнес Х.; Скьяво, Фульвия Ло; Перра, Мауро; Сабатини, Серена; Фишер, Питер М. (2020). «Кипр и Сардиния в эпоху поздней бронзы: нурагическая столовая посуда в Хала Султан Текке» . Журнал археологической науки: отчеты . 33 : 102479. Бибкод : 2020JArSR..33j2479G . дои : 10.1016/j.jasrep.2020.102479 . S2CID 224982889 .
- ^ Юнг, Рейнхард; Костопулу, Иоанна (январь 2023 г.), «Наблюдения за керамикой кампаний 2014–2019 гг.» , Дж. Бретшнайдер/А. Канта/Дж. Дриссен, Раскопки в Пила-Коккинокремосе. Отчет о кампаниях 2014–2019 гг. Aegis 24 , получено 10 октября 2023 г.
- ^ Сантони, Винченцо; Сабатини, Донателла (2010). «Предварительный отчет и анализ». Раскопки (PDF) (Отчет). Гоннеса, Нураге Серуччи. Том IX.
- ^ Култраро, Массимо, Море, кишащее торговцами и пиратами: отношения и торговые пути между Египтом и Сицилией во 2-м тысячелетии до нашей эры (на итальянском языке) , получено 16 октября 2023 г.
- ^ Сигел-Ицкович, Джуди (2 июля 2010 г.). «Давняя археологическая загадка решена: ханаанский генерал базировался в Вади Ара» . Иерусалим Пост .
- ^ «Археологический объект может пролить свет на жизнь библейского злодея Сисары» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . 27 ноября 2019 г. Проверено 28 июня 2022 г.
Если посмотреть на планы поселений Шарданы на Сардинии во втором тысячелетии до н.э., на протяжении всего этого периода, то можно увидеть волнистые стены, коридоры... можно увидеть высокие груды камней, которые превратились в классическая нурагическая культура Сардинии. Единственные хорошие архитектурные параллели можно найти на Сардинии и в культуре Шардана.
- ^ Бернардини, Паоло (2012). Некрополь раннего железного века на Сардинии. Размышления о каком-то perdutio, вернее, упущенном из виду веках . Нурагики, финикийцы и другие. Сардиния и Средиземноморье между последним бронзовым веком и ранним железным веком. Материалы 1-го Международного конгресса по случаю двадцатипятилетия музея Генны Марии Виллановафорру, Виллановафорру 14-15 декабря 2007 г. с. 135–149 . Проверено 24 апреля 2024 г. - через Academia.edu.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кампус, Франко; Леонелли, Валентина; Раб, Фульвия. «Культурный переход от бронзового века к железному веку в Нурагической Сардинии по отношению к Тирренской Италии» (PDF) . beniculturali.it . Интернет-бюллетень археологии (на итальянском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2016 года . Проверено 30 июля 2017 г.
- ^ Тронкетти, Карло (2012). Какие аристократии существовали на Сардинии железного века? . Материалы XLIV научного совещания: Предыстория и протоистория Сардинии. Флоренция: Итальянский институт предыстории и протоистории. стр. 851–856 . Проверено 3 мая 2015 г. - через Academia.edu.
- ^ Бернардини, Паоло (2011). Некрополь раннего железного века на Сардинии: размышление о каких-то утерянных или, скорее, упущенных из виду веках . стр. 351–386. ISBN 978-88-430-5751-1 . Проверено 24 апреля 2024 г. - через ReasearchGate.
- ^ Бартолони, Пьеро (2004). Гора Сираи (PDF) . Археологическая Сардиния, Путеводители и маршруты. Том 10 (Новое изд.). Сассари: редактор Карло Дельфино. ISBN 88-7138-172-6 .
- ^ Страбон . География (на древнегреческом языке). Том. 3, XVII.
- ^ Верни их, Марко. «Проект Сант-Имбения» . academia.edu . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ Де Роза, Беатрис Альба Лидия. «Сант'Имбения (Альгеро, СС). Вклад археометрии в реконструкцию истории и деятельности нурагического поселения» (PDF) (на итальянском языке).
- ^ Мосса, Альберто (8 июня 2017 г.). «Сан-Сперате (Ка-Сардиния), Виа Монастир. Нурагическая керамика недавнего II и последнего бронзового века: формальные характеристики и функциональные аспекты». Слои: контексты территории археологии (2). дои : 10.13125/2532-0289/2668 .
- ^ Ло Скьяво, Фульвия; Санжес, М. «Нураги Аррубиу из Орроли» .
- ^ Фадда, Мария Аусилия. «Нурагические архитекторы Греману» .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Цифровая библиотека Сардинии» (PDF) . 20161222154027.
- ^ Рендели, Марко (2017). Мораветти, А.; Мелис, П.; Фоддай, Л.; Альба, Э. (ред.). «История и памятники Нурагической Сардинии» . Сассари: Карло Дельфино Редактор.
- ^ Павсаний . Hellados Periegesis [ Описание Греции ]. IX, 17, 5.
- ^ Лиллиу, Джованни. «Искусство и религия Нурагической Сардинии» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 ноября 2012 года.
- ^ Манчини, Паола (2011). «Святилище Санта-Виттория ди Серри» (PDF) . Раскопки (на итальянском языке).
- ^ Лиллиу, Джованни (1967). «Во времена нураги». Цивилизация Сардинии на протяжении веков . Турин: ЭРИ. п. 22.
- ^ Митова-Дзонова, Д. (1983). Мегалитический храм-фонтан протосардинского типа из деревни Гарло Перникского района . София: Комитет по культуре.
- ^ Салис, Джанфранко. «Са Седда и Сос Каррос ди Олиена» (на итальянском языке).
- ^ «Нурагический комплекс Са Седда и Сос Каррос» (на итальянском языке). Министерство культурного наследия, деятельности и туризма. Архивировано из оригинала 2 августа 2017 года . Проверено 2 августа 2017 г.
- ^ Паглиетти, Джакомо (январь 2009 г.). «Карусель с бассейнами нурагической эпохи» . Журнал доисторических наук (на итальянском языке).
- ^ Лиллиу, Джованни (2006). Нурагическая Сардиния (PDF) . Нуоро: Издания Il Maestrale. ISBN 978-88-89801-11-6 . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2012 г. - через онлайн-книгу на сайте Sardegnadigitallibrary.it.
- ^ Андреоли, Алиса (27 июля 2007 г.). «Сардинская армия каменных гигантов». Пятница Республики . Рим: Gruppo Editoriale L'Espresso. стр. 82–83.
- ^ Леонелли, Валентина (2012). «Рестаури Монте Прама, тайна гигантов» . Архео. Текущие дела прошлого (на итальянском языке): 26–28 . Проверено 21 ноября 2012 г.
- ^ АА. В.В., Скульптуры Монте Прама - Контекст, раскопки и материалы , с.51 [ нужна полная цитата ]
- ^ Феррер, Эдуардо Бласко, изд. (2010). Палеосардо: Лингвистические корни неолитической Сардинии [ Палеосардо: Лингвистические корни неолитической Сардинии ]. Де Грюйтер Мутон.
- ^ Ирибаррен Аргаис, Мэри Кармен (1997). «Слова на -р- сардинского языка. Связи с Пиренейским полуостровом» . Fontes Linguae Vasconum: Studia et Documenta (на испанском языке). 29 (76): 335–354 . Проверено 3 декабря 2002 г.
- ^ «Самая старая лоза западного Средиземноморья находится на Сардинии» . www.unica.it . Университет Кальяри . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Монтальбано, Пьерлуиджи (июль 2009 г.). ШРДН, Повелители Моря и Металла . Нуоро: Зения. ISBN 978-88-904157-1-5 .
- ^ «Нурагическое поселение Са-оса-Кабрас, или Место и материалы» .
- ^ Манунза, Мария Розария (21 декабря 2016 г.). «Нурагические и микенские артефакты вдоль дороги бронзового века недалеко от Биа-э-Пальма — Селаргиус (Калифорния)» . Тетради (27): 147–200.
- ^ «Возвращение к слиткам бычьей кожи позднего бронзового века – вопросы значения и перспективы» .
- ^ Фундони, Джованна. «Нурагическая керамика Пиренейского полуострова и взаимоотношения Сардинии и Пиренейского полуострова в первые века I тысячелетия до нашей эры» Материалы 44-го научного совещания «Предыстория и протоистория Сардинии» . Проверено 3 мая 2015 г.
- ^ Линг, Йохан; Стос-Гале, Зофия; Грандин, Лена; Биллстрем, Кьель; Хьяртнер-Хольдар, Ева; Перссон, Пер-Улоф (2014). «Движущиеся металлы II: Происхождение артефактов скандинавского бронзового века с помощью изотопного и элементного анализа свинца». Журнал археологической науки . 41 : 106–132. Бибкод : 2014JArSc..41..106L . дои : 10.1016/j.jas.2013.07.018 .
- ^ Мосса, Альберто (21 декабря 2016 г.). «Сталелитейная промышленность как индикатор контактов между Сардинией и Кипром: пример нурагического сектора Виа Монастир ди Сан Сперате (Калифорния)» . Тетради (27): 107–124 . Проверено 8 апреля 2018 г. - через www.quaderniarcheocaor.beniculturali.it.
- ^ Маркус и др. 2020 , Дополнительные данные 1, Основная таблица.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маркус и др. 2020 , стр. 5–6.
- ^ Маркус и др. 2020 , с. 3.
- ^ Маркус и др. 2020 , стр. 2, 9.
- ^ Клементе, Флориан; Унтерлендер, Мартина; Долгова, Ольга; Аморим, Карлос Эдуардо Г.; Корадо-Сантос, Франциско; Нойеншвандер, Самуэль; Ганиацу, Элиссавет; Круз Давалос, Диана И.; Анкьери, Лукас; Мишо, Фредерик; Винкельбах, Лаура (13 мая 2021 г.). «Геномная история дворцовых цивилизаций Эгейского моря» . Клетка . 184 (10): 2565–2586.e21. дои : 10.1016/j.cell.2021.03.039 . ISSN 0092-8674 . ПМЦ 8127963 . ПМИД 33930288 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вильяльба-Моуко, Ванесса; и др. (2021). «Геномная трансформация и социальная организация в период перехода от медного века к бронзовому веку на юге Иберии» . Достижения науки . 7 (47): eabi7038. Бибкод : 2021SciA....7.7038V . дои : 10.1126/sciadv.abi7038 . hdl : 10810/54399 . ПМЦ 8597998 . ПМИД 34788096 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Манджуша Чинталапати, Ник Паттерсон, Прия Мурджани (2022) Пространственно-временные закономерности основных событий примеси человека во время европейского голоцена eLife 11:e77625 https://doi.org/10.7554/eLife.77625
- ^ Тина Саупе и др., Древние геномы обнаруживают структурные сдвиги после прибытия степных предков на Итальянский полуостров , Дополнительная информация, Данные S6. Основные результаты предсказания фенотипа, относящиеся к Таблице 3 и методам STAR. (A) Описание групп, используемых для прогнозирования фенотипа и связанного с ним анализа. (B) Частота эффективного аллеля в группах Италии, Ближнего Востока и Ямной и результаты ANOVA. (C) Частота эффективного аллеля в различных итальянских группах и результаты ANOVA. (D) Пошаговое предсказание фенотипа и генотипа по выбранным информативным маркерам фенотипа (указывается как количество эффективных аллелей: 0, 1 или 2), 2021 г.
- ^ «Нурагес Шарена» . IMDB . Проверено 28 января 2022 г.
- ^ il Giornale , изд. (15 марта 2017 г.). «Древняя цивилизация Нураге в фэнтези. Главный герой — рэпер Салмо» . Проверено 31 августа 2017 г.
- ^ «Антонио Санна из «Падения Нура» . Эхо и пыль . 13 ноября 2016 года . Проверено 28 января 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Ацени, Энрико (1981). Ихнусса. Сардиния от ее истоков до классической эпохи . Милан.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Бернардини, Паоло (2010). Башни, металлы, море . Сассари: Карло Дельфино Редактор.
- Депальмас, Анна (2005). Бронзовые корабли Нурагической Сардинии . Кальяри: Гасперини.
- Дайсон, Стивен Л.; Роуленд, Роберт Дж. (2007). Пастухи, моряки и завоеватели - Археология и история Сардинии от каменного века до средневековья . Музей археологии и антропологии. Филадельфия: Пенсильванский университет. ISBN 978-1-934536-02-5 .
- Фоддай, Лавиния (2008). Зооморфные скульптуры. Этюды по нурагическим фигуративным бронзовым изделиям . Каргеге: Библиотека Сардинии.
- Ланер, Франко (2011). Доисторическая Сардиния, от антропоморфов до теламонов Монте-Прама, Са'ЭНА . Кальяри: Кондахес.
- Лиллиу, Джованни (1966). Скульптуры Нурагической Сардинии (PDF) . Кальяри: Заттера. Архивировано из оригинала (PDF) 24 декабря 2013 г. - через Онлайн-книгу на сайте Sardegnadigitallibrary.it под ред. 2008 Иллиссо.
- Лиллиу, Джованни (1967). Цивилизация Сардинии на протяжении веков . Турин: ЭРИ.
- Маркус, Джозеф Х.; и др. (24 февраля 2020 г.). «Генетическая история от среднего неолита до представления на средиземноморском острове Сардиния» . Природные коммуникации . 11 (939). Исследования природы : 939. Бибкод : 2020NatCo..11..939M . дои : 10.1038/s41467-020-14523-6 . ПМК 7039977 . ПМИД 32094358 .
- Мелис, Паоло (2003). Нурагическая цивилизация . Сассари: Delfino Editore.
- Монтальбано, Пьерлуиджи (июль 2009 г.). ШРДН, Повелители Моря и Металла . Нуоро: Зения Эдитрис. ISBN 978-88-904157-1-5 .
- Наварро и Барба, Густав (2010). Нурагическая культура Сардинии . Барселона: Editions dels ALILL. ISBN 978-84-613-9278-0 .
- Паллоттино, Массимо (2000). Нурагическая Сардиния . Нуоро: издания Илиссо. ISBN 978-88-87825-10-7 .
- Перра, Марио (1997). ΣΑΡΔΩ, Сардиния, Сардиния . Ористано: С'Альвуре.
3 тома
- Питтау, Массимо (2001). Сардинский или протосардинский язык . Кальяри: издатель Этторе Гасперини.
- Питтау, Массимо (2007). История нурагов Сардинии . Селаргиус: Издательство Domus de Janas.
- Питтау, Массимо (2008). Сардус Патер и воины Монте Прамы . Сассари: ЭДЕС.
- Питтау, Массимо (2011). Древние сардинцы среди «народов моря» . Селаргиус: Издательство Domus de Janas.
- Питтау, Массимо (2013). Нурагическая Сардиния . Кальяри: Edizioni della Torre.
- Скинту, Данило (2003). Небесные башни, Архитектура и символика нурагов Сардинии . Могоро: издательство PTM.
- Вакка, Э.Б. (1994). Нурагическая цивилизация и море . Quartu Sant'Elena: Издательство ASRA.
- Вебстер, Гэри С. (1996). Предыстория Сардинии 2300-500 гг . до н.э. Монографии по средиземноморской археологии. Шеффилд Академик Пресс. ISBN 978-1850755081 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Балмут, Мириам С. (1987). Нурагическая Сардиния и Микенский мир . Оксфорд, Англия: БАР
- Вебстер, Гэри С. (2015). Археология Нурагической Сардинии . Бристоль, Коннектикут: Equinox Publishing Ltd.
- Зедда, Мауро Пеппино (2016). «Ориентация сардинских нурагических «хижин для собраний» ». Средиземноморская археология и археометрия . 16 (4): 195–201.