Солнце
Тун Сунь/Тянь-Сунь/ Ту-Кунь/Ланг-я-сю ( Дуньсюнь / Дяньсюнь / Дукунь / Лан Ясю ) ( Тиан Сон / Ланг Я Сив ) | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
52 г. н.э. [1] –с. 6 век н.э. | |||||||||||
![]() Территория Тун Сун (I-VI вв. н. э.) и соседи. Темно-зеленый: территория до обретения независимости от Фунана , предложенная Лоуренсом Палмером Бриггсом в 1950 году; [2] : 260 Светло-зеленый: как и Лан-чиа , территория расширилась после обретения независимости, предложенная Джорджем Кодесом в 1924 году. [2] : 269 | |||||||||||
Капитал | Понг Тук или Накхон Патом [3] : 52 | ||||||||||
Религия |
| ||||||||||
Историческая эпоха | Прото- Дваравати эпоха | ||||||||||
• Учредил | 52 г. н.э. [1] | ||||||||||
• Покорён Фунаном | До 245 г. н.э. [4] : 25 | ||||||||||
• Зависимость Фунана | До 245 г. - конец V века. | ||||||||||
• Обрел независимость и стал Лан-цзя. | Конец V века [2] : 263 | ||||||||||
• Отправили первое посольство в китайский суд | 515 г. н.э. | ||||||||||
• Упразднено | в. 6 век н.э. | ||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть |
История Таиланда |
---|
![]() |
![]() |


Тун Сунь ( китайский : 頓遜 ) или Тянь-Сунь или Тянь-Сунь ( китайский : 典遜 ; [5] : 32 Тайский : Свеча-сосна. [1] ) или Ту-кун/Ту-куэн/Чу-ту-кун ( 都昆 ), [2] : 305 позже Лан-цзя или Лан-я-сю [2] : 262–263 ( 郎伽/狼牙脩 , позади Я Сиу [6] ) представляла собой группу из пяти древних Мон политических образований , [2] : 259 простирается от современного нижнего центрального Таиланда до перешейка Кра на юге Таиланда и региона Танинтари в Мьянме . [4] : 25, 27 [5] : 38 Он существовал с I по VI века н.э., [4] : 28 [2] : 259 и, как говорили, простирался от восточного до западного побережья, контролируя жизненно важную отрасль морской торговли на дальние расстояния между Индийским океаном и Южно-Китайским морем . [3] [4] [5] : 34 Это было также одно из первых индийских государств в Юго-Восточной Азии . [4] : 28
Тун Сунь оставался независимым, пока не был захвачен и не стал вассалом Фунана в III веке нашей эры. [4] : 20 [2] : 258 по крайней мере, до 245 г. н.э. [4] : 25 Тун Сунь исчез из истории примерно в начале VI века нашей эры. [2] : 262 новые княжества Дваравати . когда в центральном Таиланде возникли [7] : 234 [8]
Королевство Лан-цзя или Лан-я-сю, вероятно, было преемником государства Тун Сунь, поскольку его первое посольство, отправленное в Китай в 515 году нашей эры, утверждало, что страна была основана примерно на 400 лет раньше, но получила независимость в конце 5 век. Некоторые ученые предположили, что Лан-цзя расположен в нижней части центрального Таиланда, вероятно, на той же территории, что и Тун Сунь. Лан-цзя дополнительно отправлял посольства в Китай в 523 и 531 годах. [2] : 262–263 Кодес предложил, чтобы Лан-я-сю расширил свою территорию на восток до современной провинции Чантабури на востоке Таиланда, где она граничила с Ченлой . [2] : 269
Южный Лан-цзя позже присоединился к Пан Пану на юге, [2] : 262–263 в то время как его северная территория стала Дваравати и колонией Королевства Лаво после слияния с Чин Линь после упадка Фунаня в середине VI века. [2] : 268–270, 281 Раньше , что Лан-я-сю предполагалось будет Лангкасукой, но согласно местоположению, указанному в китайском тексте, написанном в 636 году, он должен был располагаться в современном нижнем центральном Таиланде . [6]
Этимология
[ редактировать ]Поскольку Тун Сунь был разделен между пятью монархами, [4] : 27 [5] : 34 этимология названия, данного китайцами, весьма актуальна: цифра «5» на древнем языке Мон Нья Кур , на котором говорили тысячи древних людей Мон Дваравати Нья Кур , произносится как Чуун , а Дуинр означает «королевство, страна». Это было интерпретировано как означающее, что Тун Сун была конфедерацией пяти территорий. Это также случайно соответствовало легендарному государству Суварнабхуми , которое, как утверждают тайские ученые, существовало с конца 2-го века до нашей эры до 2-го века нашей эры в современном центральном Таиланде , которое состоит из пяти королевских городов в верхней части Малайзийского полуострова , включая Суварнабхуми (нынешний дневной старый город Накхон Патом ), Ратчабури , Муанг Синг , Пхетчабури и Танинтари , вероятно, с другим владением короны, Ламфакаппа Накхон (ลัมภกัปปะนคร, современный Лампанг ) на севере. [9] : 25
Расположение Тун Сан
[ редактировать ]Даже точное местоположение Тун Сан остается неясным. Тем не менее, ученые предполагают, что это, вероятно, было на верхнем полуострове Малайзии , возможно, недалеко от Понг Тука ( พงตึก ) в современной провинции Канчанабури или в районе Пхра Патом в старом городе Накхон Патом в центральном Таиланде , где доминировали люди мон в соответствующих районах. период. [3] : 52 Китайцы сообщили, что Тун Сунь находится более чем в 3000 ли от южной границы Фунаня . [5] : 34 Его территория имела ширину 1000 ли и простиралась от восточного до западного побережья , а политический центр располагался в 50 ли от моря. [4] : 2 [5] : 33 Его граница с северным соседним образованием, Чин-линем, была нечеткой, но, вероятно, не намного выше нынешнего Мергуи - региона Танинтари , в то время как на юге она встречала королевство Чу-ли (Такола; предположительно Пан Пан ) недалеко от Крайский перешеек . [2] : 259
Другие ученые, сингапурец Хан Вай Тун и HGQ Уэльса , с другой стороны, предполагают, что Тун Сунь, вероятно, мог располагаться на южной оконечности Малайского полуострова, недалеко от деревни Джохор Лама в Джохоре , Малайзия , но это предположение было опровергнуто Полом. Уитли из-за отсутствия доказательств, подтверждающих древнее процветание. [4] : 26
Роланд Брэдделл предположил, что Тун Сунь находился на расстоянии менее четверти расстояния от Чу-ли , который, как полагал Брэдделл, был Коу-чи из полиса Коле в современном районе Куантана в Малайзии, до Фунаня, согласно тексту, приведенному в Ло яне. Чиа Лан Чи о путешествии Бодхибхадры утверждает, что Тун Сунь находился примерно в тридцати днях плавания от Фунаня и в одиннадцати днях пути к северу от Коучи . [4] : 26–27 Это переписывалось с тайским ученым Руангьотом Джантракири ( Ruangyot Jantrakiri ), который сказал, что Тун Сунь был основан в 52 году нашей эры и располагался в современном подрайоне На Тхам ( подрайон На Там ), провинция Яла , на глубоком юге Таиланда. [1] Однако несколько историков подтвердили, что местность, упомянутая Джантракири, вероятно, была Чи Ту . [2] : 264–266
Неправильная интерпретация местоположения Лан-я-сю
[ редактировать ]Самое раннее и наиболее подробное описание королевства взято из записи китайской династии Лян (502–557) Лян Шу , которая относится к королевству «Ланг-я-сю» ( китайский : 狼牙脩 , среднекитайский : lɑŋ ŋˠa sɨu). ). В записи упоминается, что королевство было основано более 400 лет назад. [10] что делает его основание вероятным где-то в конце I или начале II века. По словам Ляншу , «Лан-я-сю» находился в 30-дневном пути с востока на запад и в 20-дневном с севера на юг, 24 000 ли на расстоянии от Гуанчжоу . Это заставило Пола Уитли предположить, что Лан-я-сю — это Ланкасука ( китайский : 凌牙斯加/龍牙犀角 ; Лин-я-си-цзя/Лун-я-си-цзяо), который находился на территории современного глубокий юг Таиланда, [11] и его предположение продолжается многими учеными и по сей день. [6] Однако, согласно местоположению Лан-я-сю, данному буддийским монахом Ицзин во время его возвращения из Индии в Китай в конце VII века, Ицзин уточнил расположение государств на современной материковой части Юго-Восточной Азии с запада- В восточном направлении, а Ланг-я-сю, как говорили, находился на востоке Шри Кшетры и на западе Дваравати , Ченлы и Чампы . [6] Таким образом, современные тайские учёные предполагают, что Лан-я-сю, вероятно, располагался на территории современного нижнего центрального Таиланда, к западу от древнего Дваравати . [6] переписывался с Джорджем Кодесом, который предположил, что Лан-я-сю когда-то расширил свою территорию на восток до современной провинции Чантабури в восточном Таиланде , где она граничила с Ченлой . [2] : 269
Однако из-за совпадения территорий, заявленных в вышеупомянутом тексте Кьезе, написанном Ицзином , и территорией, которая, как предполагалось, должна была стать зависимостью Фунаня , Тун Сунь вместе с историей, переданной посольством Лан-я-сю в Китайский суд по поводу создания государства и обретения независимости, а также исчезновения Тун Суня из исторических источников в начале VI века. Предполагалось, что Лан-я-сю был государством-преемником Тун Суня, а затем превратился в государство или слился с ним. с Дваравати . [2] : 262–263
Политика и общество
[ редактировать ]Период Тун Сунь: 52 г. н.э. - 6 век н.э.
[ редактировать ]Политическую структуру Тун Суна определить трудно. Здесь находилась колония выходцев из Южной Азии, включавшая более 1000 брахманов. [4] : 21 [2] : 261 Это было упомянуто в III веке нашей эры в Нань-чжоу И-у Цинь, китайце, в котором отмечается, что жители Тун Суна практиковали смешанные браки с брахманами из Индии, которые, как сообщается, были очень набожными. [4] : 21–22 Пятьсот семей ху ( 胡 ), которые считались монгольскими и татарскими племенами из Средней Азии , а также две (сотни?) фо-ту [а] также присутствовали в стране. [4] : 21
В отличие от Фунана, жители Тун Суна избавлялись от мертвецов, позволяя птицам поедать их плоть. Затем кость сожгли, положили в урну и выбросили в море. Кремация была еще одним распространенным методом захоронения. [4] : 21 [5] : 35–36 Tun Sun также производит духи и пудру для тела из более чем десяти видов цветов, которые можно выращивать внутри страны круглый год. [4] : 22–23 [5] : 35
Хотя город был наиболее активен в III веке нашей эры, Тун Сунь упоминается в китайском тексте Лян Шу, написанном в VI веке, где Тун Сунь описывается как « ступенька в океане » и « рынок, где Восток и Запад встретиться » – предполагая, что он находился на одном из самых важных торговых путей через полуостров и привлекал торговцев как из Индии, так и из Китая. Ежедневно его посещали более 10 000 торговцев, [5] : 35 с торговыми отношениями, простирающимися от Тонкинского залива до Индии и Партии . [4] В « Лян Шу» рассказывается история об индейце по имени Каундинья, который посетил Тун Сунь и получил божественное послание о том, что он должен править Фунаном , и продолжил это делать. Эта история представляет собой знаменитый миф позднейшей Кхмерской империи . [3]
Тун Сунь был разделен между пятью монархами. [4] : 27 [5] : 34 подразумевая, что это некая более высокая форма политической организации, чем форма простого племенного общества. [4] : 27 Королей Тун Суна зовут К'ун Лунь . [4] : 21 [2] : 261
Период Лан-цзя: VI – VII вв.
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( апрель 2024 г. ) |
Археологические памятники
[ редактировать ]- Као Сам Каео (4 век до н.э. - 5 век н.э.)
- Кха Мао Йи, округ Каутаунг , Мьянма
- Ху Буа (6-16 вв. Н. Э.)
- Бан Дон Та Пхет (основан в 6 веке до н.э.)
- Муанг Кампхенг Саен (7-11 вв. н.э.)
- Ступа Тунг Сетти (8-10 вв. н.э.)
- Понг Тук (основан в I веке н.э.)
- Старый город Накхон Патом (основан в I веке н. э.)
- Старый город Ратчабури (основан в 4 веке до н.э.)
Цитаты
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Руангьот Чандрахири (2009). Оглядываясь назад на 5000-летнюю историю за пределами тайских анналов. Королевство Тянь Сунь, 595–693 гг. До н. э. [ Воспоминания о 5000-летней истории за пределами тайских анналов: Королевство Тянь Сунь, 52 г. н.э. – 151 г. н.э. ] (на тайском языке). стр. 166. ISBN 9789748285870 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Лоуренс Палмер Бриггс (1950). «Кхмерская империя и Малайский полуостров» . Дальневосточный ежеквартальный вестник . 9 (3). Издательство Университета Дьюка : 256–305. дои : 10.2307/2049556 . JSTOR 2049556 . Архивировано из оригинала 26 апреля 2024 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дугалд Дж. В. О'Рейли (2007). Ранние цивилизации Юго-Восточной Азии . Роуман Альтамира. п. 238. ИСБН 9780759102798 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Пол Уитли (1956). «Тун-Сун (頓 遜)» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии (1/2). Издательство Кембриджского университета : 17–30. JSTOR 25222785 . Архивировано из оригинала 26 апреля 2024 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Густав Шлегель (1899). «Географические заметки. VII. Тун-Сунь頓遜 или Тянь-Сунь典遜 Тенассерим или Танах-Сари» . Тунг Пао . 10 (1). Издательство Brill : 33–38. JSTOR 4525378 . Архивировано из оригинала 26 апреля 2024 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джиравут Бунрасами (2 февраля 2023 г.). « Ланг Ясив» — это не «Лангкасука», что свидетельствует о поддержке дискурса, искажающего историю. Из ошибок госорганов» . www.luehistory.com (на тайском языке). Архивировано из оригинала 28 апреля 2024 года . Проверено 29 апреля 2024 года .
- ^ Грант Эванс (2014). «Королевство Ай-Лао и Нан Чао/Тали: переориентация» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 14 марта 2023 года . Проверено 21 января 2024 г.
- ^ Стэнли Дж. О'Коннор (1970). «Дваравати: самое раннее королевство Сиам (6–11 века нашей эры)» . Журнал азиатских исследований . 29 (2). Издательство Университета Дьюка . Архивировано из оригинала 28 апреля 2024 года.
- ^ Тептани, Пхра Борихан (1953). Национальные хроники Таиланда: история нации с древних времен (на тайском языке). С. Таммасамакхи. Архивировано из оригинала 5 ноября 2023 года . Проверено 5 ноября 2023 г.
- ^ Кит Джин Оой, изд. (2004). Юго-Восточная Азия: Историческая энциклопедия, от Ангкор-Вата до Восточного Тимора, Том 1 . АВС-КЛИО. стр. 764–765. ISBN 978-1576077702 .
- ^ Пол Уитли (1961). Золотой Херсонес: Исследования по исторической географии Малайского полуострова до 1500 г. н.э. Куала-Лумпур: Университет Малайи Пресс . стр. 253–255. OCLC 504030596 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Золотая земля: Суварнабхуми» (PDF) . Агентство развития геоинформатики и космических технологий . 2018. Архивировано из оригинала (PDF) 2 мая 2024 года . Проверено 2 мая 2024 г.
- Пиравит Коада; Санханат Дисамутара (2024 г.). «Изучение торговых путей через Тайско-Малайский полуостров: симуляционный анализ» . Журнал островной и прибрежной археологии . дои : 10.1080/15564894.2024.2335624 .