Королевство Шри Кшетра
Королевство Шри Кшетра Пауза | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 3-9 века н.э. – ок. 1050-е годы | |||||||
![]() | |||||||
Капитал | Шри Кшетра | ||||||
Общие языки | Пью | ||||||
Религия | буддизм , анимизм , вайшнавизм | ||||||
Правительство | Монархия | ||||||
Историческая эпоха | Классическая античность | ||||||
• Основание Королевства | в. С 3 по 9 века н.э. | ||||||
• Запуск бирманского календаря. | 21 марта 640 г. | ||||||
• Дуттабаунг восходит на трон | 25 марта 739 г. | ||||||
• Падение Королевства | в. 1050-е годы | ||||||
|
Шри Кшетра ( Шри Кшетра , -бирмански : земля по Бирманское произношение: [θəjè khɪʔtəjà pjì] ; Санскрит : Шри Кшетра, букв. 'Поле удачи' [1] или «Поле славы» [2] ), расположенный вдоль реки Иравади на территории современной Хмавзы, когда-то был известным поселением Пью . Пью занимал несколько участков в Верхней Мьянме , из которых Шри Кшетра считается самым большим, городская стена окружала площадь 1477 гектаров. [3] хотя недавнее исследование показало, что он окружал своими монументальными кирпичными стенами 1857 гектаров территории с пригородной территорией такого же размера, будучи крупнейшим городом Юго-Восточной Азии до времен Ангкора. [4] Проблемы, связанные с датировкой этого места, привели к тому, что большая часть материалов датируется между седьмым и девятым веками нашей эры, однако недавние исследования показывают, что культура Пью в Шри Кшетре была активна за несколько столетий до этого.
Шри Кшетра является местом хранения большей части художественного наследия Пью. Приход буддизма в города Пью привел к увеличению художественного производства, и от более раннего периода оккупации сохранилось очень мало. Огромное количество сохранившихся материалов указывает на богатую визуальную культуру, которую поддерживали Пью в Шри Кшетре. Китайские паломники Сюань-цанг в 648 году и И-цинг в 675 году упоминали имя Шри Кшетры как «Шш-ли-ча'-т'о-ло» и что это была буддийская страна. [5]
Известность Пью в Шри Кшетре снизилась примерно в девятом веке нашей эры. Последнее упоминание о Пью встречается в Пагане, где находится камень двенадцатого века с надписями на языках Пью, Мон, бирманском и Пали. [6]
История
[ редактировать ]Бирманские легенды сильно отличаются от реконструкции истории Пью учеными. Широко распространенное мнение, основанное на интерпретации обширных междисциплинарных данных, предполагает, что Шри Кшетра был основан между пятым и седьмым веками народом Пью. [7] Эта интерпретация была оспорена учеными, которые утверждали, что он был заселен раньше этих дат. [8] Радиоуглеродное датирование, проверенное на древесном угле, найденном в Шри Кшетре, дает даты между 50 и 200 годами нашей эры, что значительно раньше, чем считалось ранее. [9] Эта ранняя дата в первые века первого тысячелетия нашей эры делает пью одними из первых урбанизированных народов Юго-Восточной Азии. В течение двух сезонов раскопок, с января по февраль 2015 года и с декабря 2015 года по февраль 2016 года, под руководством Дженис Старгардт в кургане Яханда в Шри Кшетре, были найдены ранние черепки с оттисками буддийских мотивов, позднее датированные ок. 340 +/- 30 г. н.э. [10] и кремационные захоронения культуры Пью около 270 +/- 30 г. н.э. [10]
Шри Кшетра - крупнейшее поселение Пью, обнаруженное на данный момент (Бейктано и Шри Кшетра - единственные памятники Пью, в которых были проведены обширные раскопки. Другие важные города Пью, такие как Мингмау и Биннака, могли бы принести больше артефактов при более обширных раскопках). Он занимал площадь большую, чем площадь Пагана одиннадцатого века или Мандалая девятнадцатого века . [11] Городские стены Шри Кшетры — самые большие из поселений Пью. [12] Многочисленные разрушенные ступы и храмы были обнаружены как внутри, так и за пределами городских стен Шри Кшетры. [13] Три основные ступы, которые являются особенностью ландшафта Пью в Хмавзе, Баубауги, Паяме и Пайяджи, также расположены за пределами стен.
Помимо археологических данных, существует ряд письменных источников, в которых упоминается Пю, которые в основном встречаются в китайских исторических источниках. Самое раннее упоминание - это отчет Чан Чу в четвертом веке нашей эры, а также более поздние отчеты китайских паломников Сюаньцзана и Ицзин в седьмом веке нашей эры. [14] В восьмом веке нашей эры в танских историях упоминается прибытие ко двору посольства из столицы Пю в 801 году. [15] Хотя эти письменные записи помогают датировать Шри Кшетру и демонстрируют межкультурные взаимодействия, они фрагментированы и не могут быть подтверждены другими доказательствами.
Шри Кшетра был важным перевалочным пунктом между Китаем и Индией. Он был расположен на реке Иравади, недалеко от моря, до того, как образовалась дельта Иравади. Корабли из Индийского океана направлялись в Проме для торговли с пью и китайцами. [16] Торговля с Индией оказала на Шри Кшетру важное культурное влияние, включая приход буддизма, который был наложен на существующие системы верований. Существуют убедительные доказательства богатой буддийской культуры в Шри Кшетре, а также существования индуистской религии.
Королевские имена
[ редактировать ]Несколько надписей, обнаруженных в Шри Кшетре, содержат возможные королевские имена и династические титулы. Ниже представлена таблица переведенных погребальных надписей Пью, найденных на четырех каменных погребальных урнах, раскопанных за городскими стенами Шри Кшетры на месте, которое считается царским захоронением. [17] Эти надписи, впервые переведенные О. Благденом в 1917 году, дают представление о царствовании Пью и возможной датировке Шри Кшетры. [18] [19]
Имя | Дата смерти указана в надписи | Эквивалентная дата используя раннюю эпоху Пью | Эквивалентная дата используя Гупта Эру | Эквивалентная дата используя стандартную эпоху Пью | Изображения |
---|---|---|---|---|---|
Родственник Турии Викьямы | 35 | 113 ЭК | 354 г. н. э. | 673 г. н.э. | ![]() |
Турия Викьяма (Сурья Викрама) | Пятый месяц 50 года | 128 | 369 | Июль 688 г. (с 4 июля по 1 августа) | ![]() |
Нет Викяма (День Викрамы) | 24-й день 2-го месяца 57 года. | 135 | 376 | 13 апреля 695 г. | ![]() |
Тиха Викьяма (Сиха Викрама) | 4-й день 2-го месяца 80-го года | 158 | 399 | 8 апреля 718 г. |
Современные письменные свидетельства указывают на два разных династических имени: Викьяма (Викрама) и Варман (Варман). [17] полагают, что первая династия, называемая династией Викьяма (Викрама), Г.Х. Люсе и Тан Тун запустила календарь Пью с эпохальной датой 22 марта 638 года, который позже стал бирманским календарем, в 640 году нашей эры. [20] [21] Учитывая свидетельства датировки Шри Кшетры ранее седьмого века, вполне вероятно, что цари Пью существовали до того, как имена упоминались в погребальных урнах. С другой стороны, бирманские хронические источники предполагают, что династия Шри Кшетра была основана в 444 г. до н.э. королем Дуттабаунгом (ဒွတ္တပေါင်), однако с этого раннего времени не было никаких археологических свидетельств. [22]
Легенда
[ редактировать ]Согласно Хманнану Язавину , королевской хронике династии Конбаунг , королевство Шри Кшетра было основано двумя братьями по имени Маха Танбава и Сула Танбава в 484 году до нашей эры. Братья были отпрысками королевства Тагаунг, в Верхней Бирме, и в конечном итоге произошли от королей Абхиязы и Дазаязы , оба из которых принадлежали к Сакья клану Будды расположенного . Братья родились слепыми, и их собственный отец Тадо Маха Яза приказал казнить их при рождении за слепоту. Однако их мать, Кейннайи Деви , тайно воспитывала их до 482 г. до н.э., когда отец обнаружил их существование и снова приказал убить их. Их мать посадила слепых принцев на плот рядом с их матерью по реке Иравади до того, как прибыли палачи короля. Дрейфуя по реке, братья чудесным образом обрели зрение с помощью людоедки . [23]
Обладая новообретенным видением, братья прибыли в окрестности Шри Кшетры (недалеко от современного Пьяя (Прома)), жители Пью которого воевали с народом Каньян . Потеряв своего вождя в войне, Пью назначили вождем вновь прибывшего Маха Танбаву. «Королевство» Шри Кшетры было основано в 484 году нашей эры. ( Хманнан не указывает размеры королевства.) Всего говорят, что в общей сложности 27 царей этой династии правили 578 лет. [24] [25]
Хманнан продолжает, что конец королевства наступил в 94 году нашей эры из-за гражданской войны между пью и каньянами, двумя из трех основных этнических групп королевства. ( Мранма (бирманцы) были третьими.) Первоначально пью одержали победу над каньянами. Но вскоре победители разделились на три соперничающие группы, и последовал второй раунд войны. Воспользовавшись неразберихой, четвертая группа, мон Нижней Бирмы, вытеснила все коренные народы из Шри Кшетры. Одна из групп беженцев во главе с Тамоддаритом , племянником последнего царя Шри Кшетры, скиталась дюжину лет. В 107 году нашей эры Тамоддарит основал город Паган (Баган) и Языческую династию . [26]
Памятники и археологические памятники
[ редактировать ]Валы
[ редактировать ]
Шри Кшетра — это большой город с руинами множества построек, дворцов и ступ. Наиболее заметной особенностью города является круглый план, отмеченный полукругом валов на северной, южной и западной сторонах. За валами находился ров, отмеченный чередой танков в засушливый сезон. В нескольких местах крепостных валов есть выдающиеся ворота, а вокруг этих ворот расположены святыни и важные руины.
Пайама ступа
[ редактировать ]
Ступа Паяма расположена к северу от крепостных валов Шри Кшетры, недалеко от деревни Конейо (18°50'3" с.ш. и 95°18'7" в.д.). В хрониках Мьянмы сообщается, что он был построен королем Дуттабаунгом для хранения реликвий Будды. Строение построено из кирпича и известкового раствора на четырех террасах. Имея коническую форму, характерную для ступ в ранних рельефных скульптурах Шри Кшетры, это одна из первых ступ среднего периода Пью, датируемая IV-VII веками.
Бау Бау Джи Пайя
[ редактировать ]Бау Бау Гьи Пайя — важная буддийская ступа, расположенная к югу от крепостных валов Шри Кшетры (18°47'10" с.ш. и 95°17'7" в.д.). Это круглое кирпичное строение, приподнятое на террасе на высоту около 46 метров. Форму ступы часто сравнивают со ступой Дхамек в Сарнатхе в Индии, которой она, вероятно, ровесница. С падением Шри Кшетры в середине девятого века царь Анаврахта открыл ступу и вынес реликвию, которая была повторно установлена в этой столице, в Багане . Вместо него он оставил несколько подписанных вотивных табличек. [27]

Комплекс Паяхтаунг
[ редактировать ]Комплекс Паяттуанг, получивший номер HMA.31 по данным Департамента археологии, расположен в центре Шри Кшетры, недалеко от музея-заповедника (18°48'25" с.ш. и 95°17'33" в.д.). Комплекс состоит из нескольких построек: (а) собственно храм Паяхтаунг, квадратное кирпичное здание, похожее по стилю на некоторые здания в Багане и датируемое примерно десятым веком, (б) современный храм на востоке, (в) разрушенная кирпичная ступа, (г) фундамент небольшого разрушенного строения и (д) восьмиугольное кирпичное здание, в котором находилась массивная каменная урна с надписью на языке Пью , представляющая собой, по-видимому, памятную запись о королях Пью. [28] Урна, обнаруженная в марте 1993 года, сейчас находится в Национальном музее Мьянмы (Янгон) .
Курган Кхин Ба
[ редактировать ]
Курган Кхин Ба расположен внутри крепостных валов, на южной стороне города, недалеко от ворот Таравади и ступы Мате Гьягоне. Кхин Ба, расположенный на координатах 18°47'37"N и 95°18'0"E, является местом древней ступы и одним из наиболее важных памятников ранних археологических раскопок в Шри Кшетре и Мьянме. Впервые раскопанные в 1926–1927 годах, они принесли множество находок, которые сейчас выставлены в Музее Шри Кшетры и Национальном музее Мьянмы (Янгон) . Помимо ранних терракотовых бляшек и каменных рельефов, в Кхин Ба был найден «большой серебряный реликварий». [29] Реликварий с надписями на языках Пью и Пали сопровождался серией золотых листьев, на которых был буддийский текст шестого века. Обычно его считают старейшим сохранившимся образцом палийского языка.
Искусство
[ редактировать ]С начала двадцатого века раскопки на этом месте Пью обнаружили значительное количество произведений искусства Пью, в отличие от минимальных находок в Бейктано и Халине. [30] Предметы, обнаруженные в Шри Кшетре, можно датировать четвертым и девятым веками нашей эры; однако сложность датировки искусства Пю привела к тому, что большинство художественных находок в целом датированы этим периодом. Искусствоведческое исследование стелы, обнаруженной в Шри Кшетре, предполагает датировку первого века нашей эры, что делает ее самым ранним произведением искусства Пью, однако это оспаривается учеными. [31] Дальнейшие исследования также показали, что искусство Пью основано на ряде влияний как индийской, так и юго-восточной азиатской культур.
Художественные находки, обнаруженные в Шри Кшетре, в основном буддийские. Однако существование скульптур и фрагментов, изображающих индуистских божеств, чаще всего Вишну, позволяет предположить, что вайшнавизм практиковался наряду с буддизмом. [32] Остатки в Шри Кшетре свидетельствуют о процветающей буддийской культуре, существовавшей в этом поселении Пью. Разнообразие буддийских материалов включает вотивные таблички, каменные скульптуры, скульптуры из бронзы и других драгоценных металлов, архитектурные фрагменты и реликварии, а также другие артефакты, включая бусы ручной работы, изготовленные из камня, стекла, терракоты и кости; кольца; и серебряные чаши и тарелки. Хронология искусства Пю, демонстрирующая развитие и характеристики стиля Пю, еще не установлена. [33]
Бывший арт Пю
[ редактировать ]
Знакомиться с искусством Пью в Шри Кшетре сложно. В исследованиях, проведенных в Шри Кшетре, использовались различные методы, включая радиоуглеродное датирование, стилистический анализ и палеографические исследования для определения дат; однако большая часть датировок до сих пор оспаривается учеными. [34] Палеографическое исследование рукописи с золотым листом, содержащей пали , найденной в кургане Кхин Ба, предполагает, что этот сценарий может быть датирован пятым веком нашей эры, что намного раньше, чем дата седьмого века нашей эры, к которой он первоначально был отнесен. [35] Это исследование сыграло важную роль в пересмотре даты кургана Кхин Ба; однако предложенная датировка не была принята всеми учеными. Аргумент против датировки материала Пью в Шри Кшетре ранее седьмого века нашей эры также основан на стилистическом сравнении: ученые предполагают, что, хотя артефакт может иметь те же атрибуты, что и артефакты пятого века нашей эры в Индии, культура пятого века могла быть действовал в седьмом веке нашей эры, а это означало бы, что сходство могло указывать на более позднюю дату. [36] В Шри Кшетре необходимо продолжить исследования, чтобы прояснить вопросы, связанные с датировкой искусства Пью.
Влияния
[ редактировать ]Искусство Пью в Шри Кшетре обнаруживает ряд влияний. Это искусство обладает качествами, схожими с искусством Южной Индии (включая периоды Гуптов и постгуптов), Андхра-Прадеша и Шри-Ланки. Серебряные скульптуры Будды, найденные в реликтовой камере кургана Кхин Ба, демонстрируют стилистические особенности, также встречающиеся в Шри-Ланке, в том числе широкие плечи, укороченные шеи, отдельные локоны для волос и прозрачные одежды. [37] Хотя культурное влияние на пью очевидно из-за сходства с Индией, ученые также продемонстрировали сходство с монами в Бирме и Дваравати в Таиланде. [38] Триады Будды и ступ, использование мегалитов и общие образы были названы демонстрацией влияния этих соседних культур Юго-Восточной Азии. [39] Широкие сравнения, сделанные при анализе искусства Пю, демонстрируют сложность изучения искусства этой культуры.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хтин Аунг, Маунг (1970). История Бирмы до 1287 года: защита хроник. Оксфорд: Общество Ашоки, 8–10.
- ^ Аунг-Твин, Майкл (1996). «Королевство Баган». В Джиллиан Криббс. Мьянма Страна духов . Гернси: Co & Bear Productions, 77.
- ^ Мур, Элизабет (2012). Пейзаж Пью: Сборник статей . Мьянма: Департамент археологии, 175,
- ^ Старгардт, Дженис и др. (2015). «Ранняя городская археология в Юго-Восточной Азии: первые свидетельства существования поселения Пью в Шри Ксетре, Мьянма», Antiquity, декабрь 2015 г., Галерея проектов.
- ^ Кьяинг, Вин, (2019). Остатки буддийской культуры Шри Кшетры , в Азиатско-Тихоокеанском журнале религий и культур, том 3, № 2, 2019 г., стр. 51.
- ^ Люс, Гордон Х. (1985). Фазы доязычества: язык и история . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 47.
- ^ Аунг-Твин, Майкл (2005). Туманы Раманьи: Легенда о Нижней Бирме (иллюстрированное издание). Гонолулу: Гавайский университет Press, 24–26.
- ^ Хадсон, Боб (2012). «За тысячу лет до Багана: радиоуглеродные даты и древние города Пью в Мьянме» . Доклад, представленный на конференции «Ранняя Мьянма и ее глобальные связи», Баган, 5–7.
- ^ Хадсон (2012). «За тысячу лет до Багана: радиоуглеродные даты и древние города Пью в Мьянме», 5–7.
- ^ Jump up to: а б «Шри Кшетра, древний город Пью — директор Дженис Старгардт — Департамент археологии» . 28 апреля 2019 г.
- ^ Аунг-Твин (2005). Туманы Раманьи: Легенда о Нижней Бирме, 24–26.
- ^ Мур (2012). Пейзаж Пью , 195.
- ^ «Карта обзора Шри Кшетры, 2005–2007 гг.» (2008). Полевая школа археологии Пьяй и Сиднейский университет. https://www.academia.edu/2411552/Hudson-2008-archaeological_survey_map_of_SRIKSETRA
- ^ Люси (1985). Фазы доязычества: язык и история, 47.
- ^ Файр, генерал-лейтенант сэр Артур П. (1883). История Бирмы (изд. 1967 г.). Лондон: Сюсил Гупта, 17.
- ^ Хтин Аунг (1970). История Бирмы до 1287 года: Защита хроник , 8–10.
- ^ Jump up to: а б Мур (2012). Пейзаж Пью: Сборник статей, 210.
- ^ Благден, Колорадо (1917). «Надписи Пью», Журнал Бирманского исследовательского общества 7: 37–44.
- ^ Тан Тун (1964). Исследования по истории Бирмы (на бирманском языке) 1 . Янгон: Маха Дагон, 42 года.
- ^ Люсе 1970: 330
- ^ Тан Тун (1964). Исследования по истории Бирмы, 40.
- ^ Тин, Пе Маунг; Люси, Гордон Х. (1923). Стеклянный дворец, хроника королей Бирмы . Лондон: Издательство Оксфордского университета, 14.
- ^ Королевская историческая комиссия Бирмы (1832 г.). Хманнан Язавин (на бирманском языке) 1–3 (изд. 2003 г.). Янгон: Министерство информации, Мьянма, 164–165.
- ^ Используется в Vol. 1 (2003), 168–170.
- ^ Файр (1883). История Бирмы, 17.
- ^ Используется в Vol. 1 (2003), 185–188.
- ^ Пол Страчан, Имперское язычество: искусство и архитектура Старой Бирмы (Гонолулу: Гавайский университет, 1989), стр. 9.
- ^ «Мемориальное сооружение и каменная урна в комплексе Паяхтаунг, Шри Кшетра» . СИДДХАМ: База данных азиатских надписей . Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ Дженис Старгардт, Прослеживая мысль через вещи: древнейшие палийские тексты и ранняя буддийская археология Индии и Бирмы (Амстердам: Королевская Нидерландская академия искусств и наук, 2000).
- ^ Мур (2012). Пейзаж Пью: Сборник статей, 176.
- ^ Гутман, Памела и Хадсон, Боб (2012–13). «Стела первого века из Шрикшетры». Вестник Французской школы Дальнего Востока 99:17.
- ^ Люси (1985). Фазы доязычества, 55.
- ^ Гай, Джон (1997). «Стела воина-правителя из Шри Кшетры, Пью, Бирма» (PDF) . Журнал Сиамского общества . 85 .
- ^ Мур (2012). Пейзаж Пью: Сборник статей, 175.
- ^ Старгардт, Дженис (1995). «Четыре старейших сохранившихся палийских текста: результаты Кембриджского симпозиума по золотому палийскому тексту Шри Кшетры (Бирма), апрель 1995 г.». Журнал Палийского текстового общества . XXI : 212.
- ^ Браун, Роберт (2001). «Искусство Пю: Взгляд на Восток и Запад», Ориентации 32:35.
- ^ «Великий серебряный реликварий Шри Кшетры: место встречи ранней эпиграфики и буддийского искусства», Метрополитен-музей, 35:06, опубликовано MET Media.
- ^ Галлоуэй, Шарлотта (2010). «Способы увидеть художественный континуум Пюмон и Дваравати». Бюллетень Индо-Тихоокеанской ассоциации предыстории 30: 70.
- ^ Браун (2001). «Искусство Пю: Взгляд, Восток и Запад», 39.
Библиография
[ редактировать ]
- Аунг-Твин, Майкл (1996). «Королевство Баган». В Джиллиан Криббс (ред.). Мьянма Страна духов . Гернси: Co & Bear Productions. ISBN 978-0952766506 .
- Аунг-Твин, Майкл (2005). Туманы Раманьи: Легенда о Нижней Бирме (иллюстрированное издание). Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN 9780824828868 .
- Благден, Колорадо (1917). «Надписи Пью», Журнал Бирманского исследовательского общества 7: 37–44.
- Браун, Роберт (2001). «Искусство Пю: Взгляд на Восток и Запад», Ориентации 32: 35–41.
- Чарни, Майкл В. (2006). Мощное обучение: буддийские литераторы и трон последней династии Бирмы, 1752–1885 гг . Анн-Арбор: Мичиганский университет.
- Галлоуэй, Шарлотта (2010). «Способы увидеть художественный континуум Пюмон и Дваравати». Бюллетень Индо-Тихоокеанской ассоциации предыстории 30: 70–78.
- Гутман, Памела и Хадсон, Боб (2012–13). «Стела первого века из Шрикшетры». Бюллетень Французской школы крайнего Востока 99: 17–46.
- Хтин Аунг, Маунг (1967). История Бирмы . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Кембриджского университета.
- Хтин Аунг, Маунг (1970). История Бирмы до 1287 года: защита хроник . Оксфорд: Общество Ашоки.
- Хадсон, Боб (2012). «За тысячу лет до Багана: радиоуглеродные даты и древние города Пью в Мьянме». Доклад, представленный на конференции Early Myanmar и ее конференции по глобальным связям в Багане. [1] Архивировано 9 сентября 2016 г. в Wayback Machine.
- Люси, GH (1970). Старая Бирма: раннее язычество . Том. 2. Долина Саранчи, штат Нью-Йорк: Artibus Asiae и Нью-Йоркский университет.
- Люси, Гордон Х. (1985). Фазы доязычества: язык и история . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Мур, Элизабет (2012). Пейзаж Пью: Сборник статей . Мьянма: Департамент археологии.
- Фейр, генерал-лейтенант сэр Артур П. (1883 г.). История Бирмы (изд. 1967 г.). Лондон: Сюсил Гупта.
- Королевская историческая комиссия Бирмы (1832 г.). Хманнан Язавин (на бирманском языке). Том. 1–3 (изд. 2003 г.). Янгон: Министерство информации Мьянмы.
- Старгардт, Дженис (1995). «Четыре старейших сохранившихся палийских текста: результаты Кембриджского симпозиума по золотому палийскому тексту Шри Кшетры (Бирма), апрель 1995 г.». Журнал Общества палийских текстов XXI : 199–213.
- Тин, Пе Маунг; Люси, Гордон Х. (1923). Стеклянный дворец, хроника королей Бирмы . Лондон: Издательство Оксфордского университета.
- Тан Тун (1964). Исследования по истории Бирмы (на бирманском языке). Том. 1. Янгон: Маха Дагон.
- «Великий серебряный реликварий Шри Кшетры: место встречи ранней эпиграфики и буддийского искусства», Метрополитен-музей, 35:06, опубликовано MET Media, 29 мая 2014 г.
- Бывшие страны в истории Бирмы
- Бывшие королевства
- Бывшие монархии Азии
- бирманская монархия
- Пью города-государства
- Объекты всемирного наследия в Мьянме
- Государства и территории, основанные в 7 веке.
- Государства и территории, упраздненные в 1050-х годах.
- Заведения VII века в Азии
- Разрушения 1050-х годов в Азии