бирманская одежда

Часть серии о |
Культура Мьянмы |
---|
![]() |
Люди |
Одежда в Мьянме различается в зависимости от этнической принадлежности , географии, климата и культурных традиций жителей каждого региона Мьянмы (Бирмы). Самый широко известный бирманский национальный костюм — лонги , который носят как мужчины, так и женщины по всей стране. Бирманская одежда также отличается большим разнообразием тканей, переплетений, волокон, цветов и материалов, включая бархат , шелк , кружево , муслин и хлопок.
История
[ редактировать ]Доколониальная эпоха
[ редактировать ]Пэган был
[ редактировать ]
Во времена династии Паганов , хотя хлопок был наиболее часто используемым текстильным материалом, в бирманской одежде также использовались другие импортные ткани, такие как шелк, атлас и бархат. [1] Торговля с соседними обществами восходит к эпохе Пью и, безусловно, обогатила материальную культуру благодаря импортному текстилю, используемому для ритуалов и костюмов. [1] Например, пагода Мингалазеди , построенная во время правления Наратихапате , содержит хранимые предметы атласной и бархатной одежды, которые не производились на местном уровне. [1]
Короли и принцы языческой эпохи носили одежды, называемые вутлон , дуйин и тойин, в качестве верхней одежды, а в качестве нижней одежды носили набедренные повязки, похожие на дхоти . [1] Между тем, аристократические женщины носили лифы без бретелек, называемые иньси (ရင်စေ့), поверх сорочки, прежде чем перейти к более свободным курткам и нательной одежде, в том числе более длинным предметам одежды, похожим на сари, и мешковатым брюкам, которые получили распространение в более поздний языческий период. [1] Относительный социальный статус отличался использованием узоров золотого и серебряного шитья; высший класс и правящий класс носили высококачественную одежду с цветочным орнаментом. [1]
эпоха Конбаунг
[ редактировать ]
Платье было важным культурным аспектом жизни в доколониальных бирманских королевствах. Иностранные путешественники сообщали о наличии в каждом доме ткацкого станка, позволяющего каждой женщине ткать повседневную одежду своей семьи. [2] Винченцо Сангермано , итальянский священник, назначенный в королевство Конбаунг на рубеже XIX века, заметил, что местные жители «великолепны и экстравагантны в своей одежде». [3] Церемония просверливания ушей для девочек была главным обрядом посвящения . Местные жители украшали себя золотом и серебром, в том числе кольцами с драгоценными камнями, ожерельями, браслетами и ножными браслетами. [3] Эти аксессуары сопровождали традиционную одежду, состоящую из накидки, напоминающей саронг — пасо для мужчин или хтамейн для женщин — оба из которых были сделаны из хлопка или шелка. [3] В качестве обуви носили деревянные или кожаные сандалии. [3] Мужчины и женщины одинаково одевались в свои лучшие наряды, в том числе в украшенные куртки, для посещения пагод и других важных событий. [3]
Законы о роскоши, называемые язагаинг, диктовали потребление материалов бирманскими подданными в королевстве Конбаунг: все, от стиля дома до одежды, соответствующей социальному положению, от правил, касающихся погребальных церемоний и использования гроба, до использования различных речевых форм в зависимости от ранга. и социальный статус. [4] [5] [6] В частности, законы о роскоши в королевской столице носили чрезвычайно строгий и тщательно продуманный характер. [7] Положения о роскоши, регулирующие одежду и украшения, тщательно соблюдались как средство укрепления социальной иерархии.
Модели со знаками отличия павлина были строго предназначены для королевской семьи, а длиннополые куртки и сюрко до бедер хтаингматейн предназначались для официальных лиц. [8] Ткани с металлическими нитями, блестками и вышивкой были доступны только членам королевской семьи, высокопоставленным чиновникам и принцам-данникам ( саубва ). [2] Бархатные сандалии разрешалось носить только членам королевской семьи и женам министров. [4] Аналогичным образом регламентировалось украшение драгоценностями и драгоценными камнями. использование хинтхапады ( ဟင်္သပဒါး ), киноварного красителя, изготовленного из киновари . Также регулировалось [4]
Колониальная эпоха
[ редактировать ]
Рассвет колониального правления привел к отмене законов о роскоши. В отличие от соседнего французского Индокитая , бирманская монархия была полностью демонтирована, что немедленно создало вакуум для государственной поддержки материальной культуры, институтов и традиций. [9] Колониальная эпоха положила начало волне неаристократических бирманских нуворишей , которые стремились перенять стили и костюмы аристократов доколониальных времен. [2]
В британскую колониальную эпоху одежда приобрела новое значение в жизни бирманцев как выражение антиколониальных настроений. [10] Бирманские националисты связывали традиционную одежду, в частности Яу лонги пинни ; , разновидность лонги из региона Яу, и тайкпон , без воротника желтого куртку цвета , с антиколониализмом и националистическими настроениями Бирманцы, носившие этот характерный наряд, были арестованы британской полицией. [10] [11] Ношение «традиционной» одежды теперь рассматривалось среди бирманцев как способ пассивного антиколониального сопротивления. [11] [10] Ганди Вдохновленные движением Свадеши , бирманские националисты также проводили кампании бойкота импортных товаров, включая одежду, чтобы способствовать потреблению одежды местного производства. [10]
Стили одежды также менялись в колониальную эпоху; от объемных таунгшай пасо и хтамейн со шлейфом отказались в пользу более простых лонги , которые было удобнее носить. [2] Женский саронг ( хтамейн ) стал короче, доходя уже не до ступней, а до лодыжек, а длина верхней полосы саронга уменьшилась, обнажая большую часть талии. [12] В этот период также появилась прозрачная муслиновая блузка для женщин с кружевным лифом, похожим на корсет, под названием за бавли ( ဇာဘော်လီ ). Британское правление также повлияло на моду на прически и одежду. Западные аксессуары, такие как ремни и кожаная обувь, обычно носили с «традиционной» одеждой. [13] Подстриженные короткие волосы, называемые бо ке , заменили длинные волосы и стали нормой среди бирманских мужчин. [12] женщины начали носить прически типа , амаук Точно так же состоящие из завитой наверху челки с гребнем и для волос пучка традиционного . [12] Популярность традиционной бирманской татуировки также снизилась.
Современная эпоха
[ редактировать ]
Наступление независимости усилило центральную роль одежды в национальной идентичности Мьянмы. В то время как другие страны Юго-Восточной Азии стремились «модернизировать» предпочтительный выбор одежды для своих граждан (например, Сиам с культурными мандатами или Индонезия с поощрением брюк вместо саронга для мужчин), сменявшие друг друга правительства Бирмы поощряли дальнейшее использование лонги обоими мужчинами. и женщины как повседневная одежда. [2] В своем выступлении на Всебирманской индийской культурной конференции в 1951 году премьер-министр Бирмы У Ну назвал одежду одним из главных отличительных признаков нации, отметив, что национальный костюм «несет в себе ту отличительную черту культуры риса или национальной культуры, которая это его основа». [10] [2] « Бирманский путь к социализму» продолжал укреплять практику ношения традиционной одежды в пользу западной одежды. [9]
Национальные костюмы
[ редактировать ]Лунги
[ редактировать ]
костюм Мьянмы лонги – Национальный . Бирманское произношение: [lòʊɴd͡ʑì] ), юбка с запахом до щиколотки, которую носят как мужчины, так и женщины. Лонги которые в его современной форме были популяризированы в британский колониальный период, заменив традиционные пасо, носили мужчины, и хтамейн, которые носили женщины в доколониальные времена.
Доколониальный хтамейн имеет широкий шлейф, называемый йетхина (ရေသီနား), и в наше время его можно увидеть только как свадебный наряд или танцевальный костюм. Точно так же доколониальное пасо обычно носят только во время сценических представлений, включая танцы и любые другие представления, а также свадьбы или светские мероприятия.
Ачейк текстиль
[ редактировать ]
Коренной бирманский текстильный узор, называемый ачейк ( крючок ; [ʔət͡ɕʰeɪʔ] ) или лунтая ачейк (Lūntaya acheik), представляет собой замысловатые волны, переплетающиеся с полосами горизонтальных полос, украшенные арабесками . Лунтая ( คัว่ ต้า ; [lʊ́ɴtəjà] ), что буквально означает «сто челноков», относится к трудоемкому, дорогому и сложному процессу плетения этого узора, который требует использования от 50 до 200 отдельных челноков, каждый из которых наматывается другой цвет шелка. [14] [15] Ткачество трудоемко: для получения переплетающихся волнообразных узоров требуется как минимум два ткача, манипулирующих челноками. [2]
Ачейк чаще всего используется в качестве ткани для мужского пасо или женского хтамеина. Цветовые палитры, используемые в ачейке, включают в себя смелый набор контрастных оттенков в аналогичной цветовой гамме, чтобы создать мерцающий эффект обманки . [2] В моделях для мужчин используются более простые зигзагообразные, косые и переплетающиеся мотивы, а в моделях для женщин волнистые волны переплетаются с причудливыми украшениями, такими как цветочные мотивы или лианы. [2]
Города Амарапура и Вундвин остаются крупными национальными центрами традиционного ткачества ачейк , хотя в последние годы более дешевые имитации фабричного производства из Китая и Индии Мьянмы значительно разрушили традиционную кустарную промышленность . [16]
Плетение ачейк берет свое начало в Амарапуре , недалеко от пагоды Пахтодавги . [17] Название ачейк может происходить от названия квартала, в котором жили ткачи, Летчейк- роя (ряд ручного крючка); сам термин ранее назывался waik , имея в виду плетеный зигзагообразный узор. [17]
Хотя некоторые источники утверждают, что узор ачейк был введен ткачами Манипури в конце 1700-х годов, не существует сопоставимого текстиля Манипури, который бы напоминал ачейк . [2] Волнообразные узоры на самом деле могли быть вдохновлены неолитическими мотивами и природными явлениями (например, волнами, облаками, местной флорой и фауной). [17] Узоры типа Ачейк встречаются на керамике, относящейся к городам-государствам Пью (400-900-е годы н.э.), а также на настенных росписях храмов, относящихся к эпохе Королевства Баган (1000-1200-е годы н.э.). [2] Подарки, подаренные бирманскому королевскому двору, также могли стать дополнительным источником вдохновения. [17] Текстиль стал популярным во времена династии Конбаунг , во время которой законы о роскоши регулировали, кто может носить одежду ачейк . [18] Узор ачейк носили исключительно члены королевского двора, чиновники и их окружение. [17]
тайкпон куртка
[ редактировать ]Для деловых и официальных мероприятий мужчины Бамара носят маньчжурскую китайскую куртку, называемую тайкпон эинги ( taikpon eingyi , [taɪʔpòʊɴ] ), поверх рубашки с воротником-стойкой . Этот костюм был популярен в колониальную эпоху.
Женский эинги
[ редактировать ]Бирманские женщины носят блузки, называемые эинги ( рубашка [ʔéɪɴd͡ʑì] ). Есть два распространенных стиля эинги : иньцзы, иньбон застегнутый спереди, и сбоку застегнутый , . На формальные и религиозные мероприятия бирманские женщины обычно надевают шаль.
Хтаингматейн куртка
[ редактировать ]
Самая формальная версия национального женского костюма Мьянмы включает облегающую куртку длиной до бедер без пуговиц под названием htaingmathein ( ထိုင်မသိမ်း , [tʰàɪɴməθéɪɴ] ), иногда с расклешенными низами и вышитыми пайетками. Хтаингматейн в переводе с бирманского буквально означает «не собирается сидя», имея в виду тот факт, что облегающая куртка не мнется при сидении. Эта куртка была популярна среди аристократических классов во времена династии Конбаунг и современных высших классов, и теперь ее чаще всего носят женщины в качестве свадебного наряда или традиционного танцевального костюма, а иногда и на светских мероприятиях. Хтаингматейн иньхан носят поверх корсажа, называемого ( ရင် ခံ , [jɪ̀ɴkʰàɴ] ). Исторически сложилось так, что хтаингматейн также имел пару висячих придатков с обеих сторон, называемых калано ( ကုလားနို့ ).
Гаунгбаунг
[ редактировать ]
Бирманский национальный мужской костюм включает в себя платок, называемый гаунг баунг ( কায়্য়্য , [ɡáʊɴbáʊɴ] ), который носят для официальных мероприятий. В колониальную эпоху гаунг-баунг использовался как предмет формальной одежды. Дизайн современного бирманского гаунг баунга возник в середине 1900-х годов и маунг кьеттайай называется . [19] Это готовый гаунг-баунг, сделанный из ткани, завернутый в рамку из ротанга, которую можно носить, как шляпу.
Формальная обувь
[ редактировать ]Оба пола носят бархатные сандалии, называемые гадиба пханат ( бархатные туфли , также называемые мандалай пханат ), в качестве официальной обуви.
Региональные костюмы
[ редактировать ]Различные этнические группы Мьянмы имеют разные традиции в одежде и текстиле. Этнические костюмы большинства бирманских этнических групп обычно состоят из лонги, напоминающих саронг, с использованием различных узоров или тканей.
Чинские народы
[ редактировать ]
Народы чин представляют собой разнородную совокупность этнических групп, которые обычно живут на западе Мьянмы и говорят на родственных языках куки-чин . Женщины-чинки обычно носят лонги длиной до щиколотки из различных тканей и блузки, открывающиеся спереди. [20] в дополнение к аксессуарам, таким как металлические ремни. Мужчины-чины обычно носят рубашки и брюки, поверх которых надевают накидку в виде одеяла, как традиционную одежду. [20]
Качинский народ
[ редактировать ]
Народы качин представляют собой разнородную совокупность этнических групп, живущих на севере Мьянмы ( штат Качин ), причем каждая этническая группа обладает собственными вариациями традиционной одежды. Вообще говоря, мужчины и женщины Качин носят лонги с геометрическими или клетчатыми узорами, связанными с тканями Качин ручной работы. [20] Женщины джингфау также украшают себя металлическими шалями, усыпанными серебряными монетами поверх блузок. [20]
Каренские народы
[ редактировать ]Народы Карен представляют собой разнородную совокупность этнических групп, населяющих восточную часть Мьянмы ( штаты Кайин и штат Мон ) и в дельте реки Иравади . В качестве традиционной одежды каренские мужчины традиционно носят головные уборы с кисточками, свободно свисающими на правой стороне головы, а также туники без рукавов поверх лонги . [21] [20] Женщины Карен одеваются в длинные туники и лонги с повязками на голове, оба конца которых свисают спереди. [20] Карен лонги имеют горизонтальные полосы с параллельной полосой посередине. [20]
Кая люди
[ редактировать ]
Люди Каренни (также известные как Кая) обоих полов носят головные уборы; Женщины кая носят красные головные уборы, а мужчины кая носят белые головные уборы. [20] Женщины кая также носят красные плащи поверх блузок без рукавов и красных или черных лонги . [20] Мужчины Карен носят мешковатые брюки или лонги , а в особых случаях могут дополнять их серебряными кинжалами. [20]
Пн люди
[ редактировать ]Женщины племени мон традиционно носят шаль, называемую ят тут , которая накинута на грудь по диагонали, прикрывая одно плечо, а один конец спускается за спину. Археологические данные эпохи Дваравати (прямые предки народа мон) изображают женщин, носящих что-то похожее на похожую шаль, свисающую с плеча. [22] в красную клетку Мужчины мон традиционно носят лонги , рубашки без воротника и традиционные куртки, как и мужчины Бамара. [20] Женщины племени мон традиционно собирают волосы в пучок , обернув их гребнем. [20]
Люди Ракхайн
[ редактировать ]Жители Ракхайна (араканцы) обоих полов традиционно носят лонги . В качестве традиционной одежды мужчины Ракхайн также носят рубашки без воротника и куртки тайкпон , подобные мужчинам Бамара, а также платки, называемые гаунг баунг , с лишней тканью, задрапированной слева. [20] Женщины Ракхайн носят блузки поверх куртки хтаингматейн , поверх которой по диагонали накинута прозрачная шаль, перекинутая через одно плечо. [20]
Шан люди
[ редактировать ]Традиционная одежда народа Шан различается в зависимости от региона. Вообще говоря, мужчины Шаня носят мешковатые брюки цвета хаки, похожие на штаны рыбака , и повязку на голову. [20] Шанские женщины носят лонги с вышитыми узорами и тканями, связанными с их родными городами.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Да, да, чем (12 июня 2017 г.). «Стиль костюмов Мьянмы в период Багана» (PDF) . СОАС, Лондонский университет .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Грин, Александра (2008). Эклектичное коллекционирование: искусство Бирмы в музее Денисона . НУС Пресс. ISBN 978-9971-69-404-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сангермано, Винченцо; Сангермано, отец (1833). Описание Бирманской империи . Фонд восточных переводов Великобритании и Ирландии.
- ^ Перейти обратно: а б с Скотт 1882 , с. 411.
- ^ Скотт 1882 , с. 406-407.
- ^ Андрус 1947 , с. х.
- ^ Скотт 1882 , с. 406.
- ^ Скотт 1882 , с. 409.
- ^ Перейти обратно: а б Росес, Мина; Эдвардс, Луиза П. (2007). Политика одежды в Азии и Америке . Сассекс Академик Пресс. ISBN 978-1-84519-163-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ТАРГОШ, Тобиас; Славик, Зузанна (2016). «Бирманская культура в колониальный период 1885–1931 годов: мир бирманских ценностей в реакции на включение колониализма» . Политея . 13 (44): 277–300. doi : 10.12797/Politeja.13.2016.44.18 . ISSN 1733-6716 . JSTOR 24920307 .
- ^ Перейти обратно: а б Эдвардс, Пенни (2008). «Национализм по замыслу. Политика одежды в Британской Бирме» (PDF) . Информационный бюллетень МИАС (46). Международный институт азиатских исследований: 11.
- ^ Перейти обратно: а б с Икея, Чи (2008). «Современная бирманская женщина и политика моды в колониальной Бирме». Журнал азиатских исследований . 67 (4). Издательство Кембриджского университета: 1277–1308. дои : 10.1017/S0021911808001782 . S2CID 145697944 .
- ^ Эгрето, Рено (01 июля 2019 г.). «Модный парламент: политика одежды в постколониальных законодательных органах Мьянмы» . Парламентские дела . 72 (3): 684–701. дои : 10.1093/pa/gsy026 . ISSN 0031-2290 .
- ^ Грин, Джиллиан (25 мая 2012 г.). «На грани современности: бирманская живопись конца девятнадцатого века на ткани, изображающая Вессантара Джатака». Журнал исследований Бирмы . 16 (1): 79–121. дои : 10.1353/jbs.2012.0000 . ISSN 2010-314X . S2CID 162846149 .
- ^ «Шелковая ачейк-лунтая | Виктория и Альберта Поиск в коллекциях» . Collections.vam.ac.uk . Проверено 5 декабря 2017 г.
- ^ Линн, Чжо Йе (26 января 2019 г.). «Ткачи традиционного текстиля в Мандалае объединяйтесь» . Граница Мьянмы . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хардиман, Джон Перси (1901). Шелк в Бирме . суперинтендант государственной типографии, Бирма.
- ^ «Традиция ачейкского ткачества в Мьянме - ICHCAP» . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ «Мьянма гаунг баунг» . Архивировано из оригинала 22 августа 2007 г. Проверено 5 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Этнические костюмы» . Бирманская ассоциация Западной Австралии . Архивировано из оригинала 24 октября 2011 г. Проверено 05 января 2021 г.
- ^ «Искусства» . Карен Организация Миннесоты . Проверено 05 января 2021 г.
- ^ «Тайское ремесленное наследие: лепнина» . Прием заказов на изготовление ярусов главного изображения Будды в церквях, наружных ярусов, прием заказов на тиснение по металлу (на тайском языке). Проверено 5 января 2021 г.
Процитированная работа
[ редактировать ]- Андрус, Джеймс Рассел (1947). Экономическая жизнь Бирмы . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804703154 .
- Скотт, Джеймс Джордж (1882). Бирманец, его жизнь и представления . Лондон: Макмиллан.