Jump to content

бирманская одежда

Бирманец, сфотографированный в 1895 году, в тюрбане и шелковом таунгшай пасо .

Одежда в Мьянме различается в зависимости от этнической принадлежности , географии, климата и культурных традиций жителей каждого региона Мьянмы (Бирмы). Самый широко известный бирманский национальный костюм лонги , который носят как мужчины, так и женщины по всей стране. Бирманская одежда также отличается большим разнообразием тканей, переплетений, волокон, цветов и материалов, включая бархат , шелк , кружево , муслин и хлопок.

Доколониальная эпоха

[ редактировать ]

Пэган был

[ редактировать ]
Иллюстрация, изображающая одежду языческой эпохи.

Во времена династии Паганов , хотя хлопок был наиболее часто используемым текстильным материалом, в бирманской одежде также использовались другие импортные ткани, такие как шелк, атлас и бархат. [1] Торговля с соседними обществами восходит к эпохе Пью и, безусловно, обогатила материальную культуру благодаря импортному текстилю, используемому для ритуалов и костюмов. [1] Например, пагода Мингалазеди , построенная во время правления Наратихапате , содержит хранимые предметы атласной и бархатной одежды, которые не производились на местном уровне. [1]

Короли и принцы языческой эпохи носили одежды, называемые вутлон , дуйин и тойин, в качестве верхней одежды, а в качестве нижней одежды носили набедренные повязки, похожие на дхоти . [1] Между тем, аристократические женщины носили лифы без бретелек, называемые иньси (ရင်စေ့), поверх сорочки, прежде чем перейти к более свободным курткам и нательной одежде, в том числе более длинным предметам одежды, похожим на сари, и мешковатым брюкам, которые получили распространение в более поздний языческий период. [1] Относительный социальный статус отличался использованием узоров золотого и серебряного шитья; высший класс и правящий класс носили высококачественную одежду с цветочным орнаментом. [1]

эпоха Конбаунг

[ редактировать ]
Бирманские придворные и монарх в королевских парадных костюмах во время королевской церемонии пахоты .

Платье было важным культурным аспектом жизни в доколониальных бирманских королевствах. Иностранные путешественники сообщали о наличии в каждом доме ткацкого станка, позволяющего каждой женщине ткать повседневную одежду своей семьи. [2] Винченцо Сангермано , итальянский священник, назначенный в королевство Конбаунг на рубеже XIX века, заметил, что местные жители «великолепны и экстравагантны в своей одежде». [3] Церемония просверливания ушей для девочек была главным обрядом посвящения . Местные жители украшали себя золотом и серебром, в том числе кольцами с драгоценными камнями, ожерельями, браслетами и ножными браслетами. [3] Эти аксессуары сопровождали традиционную одежду, состоящую из накидки, напоминающей саронг — пасо для мужчин или хтамейн для женщин — оба из которых были сделаны из хлопка или шелка. [3] В качестве обуви носили деревянные или кожаные сандалии. [3] Мужчины и женщины одинаково одевались в свои лучшие наряды, в том числе в украшенные куртки, для посещения пагод и других важных событий. [3]

Законы о роскоши, называемые язагаинг, диктовали потребление материалов бирманскими подданными в королевстве Конбаунг: все, от стиля дома до одежды, соответствующей социальному положению, от правил, касающихся погребальных церемоний и использования гроба, до использования различных речевых форм в зависимости от ранга. и социальный статус. [4] [5] [6] В частности, законы о роскоши в королевской столице носили чрезвычайно строгий и тщательно продуманный характер. [7] Положения о роскоши, регулирующие одежду и украшения, тщательно соблюдались как средство укрепления социальной иерархии.

Модели со знаками отличия павлина были строго предназначены для королевской семьи, а длиннополые куртки и сюрко до бедер хтаингматейн предназначались для официальных лиц. [8] Ткани с металлическими нитями, блестками и вышивкой были доступны только членам королевской семьи, высокопоставленным чиновникам и принцам-данникам ( саубва ). [2] Бархатные сандалии разрешалось носить только членам королевской семьи и женам министров. [4] Аналогичным образом регламентировалось украшение драгоценностями и драгоценными камнями. использование хинтхапады ( ဟင်္သပဒါး ), киноварного красителя, изготовленного из киновари . Также регулировалось [4]

Колониальная эпоха

[ редактировать ]
Портрет бирманской семьи, одетой в традиционную одежду на рубеже 20-го века.
Мандалайская женщина, одетая в тянущийся хтамейн, который обычно носили до начала 20 века.

Рассвет колониального правления привел к отмене законов о роскоши. В отличие от соседнего французского Индокитая , бирманская монархия была полностью демонтирована, что немедленно создало вакуум для государственной поддержки материальной культуры, институтов и традиций. [9] Колониальная эпоха положила начало волне неаристократических бирманских нуворишей , которые стремились перенять стили и костюмы аристократов доколониальных времен. [2]

В британскую колониальную эпоху одежда приобрела новое значение в жизни бирманцев как выражение антиколониальных настроений. [10] Бирманские националисты связывали традиционную одежду, в частности Яу лонги пинни ; , разновидность лонги из региона Яу, и тайкпон , без воротника желтого куртку цвета , с антиколониализмом и националистическими настроениями Бирманцы, носившие этот характерный наряд, были арестованы британской полицией. [10] [11] Ношение «традиционной» одежды теперь рассматривалось среди бирманцев как способ пассивного антиколониального сопротивления. [11] [10] Ганди Вдохновленные движением Свадеши , бирманские националисты также проводили кампании бойкота импортных товаров, включая одежду, чтобы способствовать потреблению одежды местного производства. [10]

Стили одежды также менялись в колониальную эпоху; от объемных таунгшай пасо и хтамейн со шлейфом отказались в пользу более простых лонги , которые было удобнее носить. [2] Женский саронг ( хтамейн ) стал короче, доходя уже не до ступней, а до лодыжек, а длина верхней полосы саронга уменьшилась, обнажая большую часть талии. [12] В этот период также появилась прозрачная муслиновая блузка для женщин с кружевным лифом, похожим на корсет, под названием за бавли ( ဇာဘော်လီ ). Британское правление также повлияло на моду на прически и одежду. Западные аксессуары, такие как ремни и кожаная обувь, обычно носили с «традиционной» одеждой. [13] Подстриженные короткие волосы, называемые бо ке , заменили длинные волосы и стали нормой среди бирманских мужчин. [12] женщины начали носить прически типа , амаук Точно так же состоящие из завитой наверху челки с гребнем и для волос пучка традиционного . [12] Популярность традиционной бирманской татуировки также снизилась.

Современная эпоха

[ редактировать ]
Музыкант саунг (арфы) , одетый в традиционную блузку и ачейк хтамейн .

Наступление независимости усилило центральную роль одежды в национальной идентичности Мьянмы. В то время как другие страны Юго-Восточной Азии стремились «модернизировать» предпочтительный выбор одежды для своих граждан (например, Сиам с культурными мандатами или Индонезия с поощрением брюк вместо саронга для мужчин), сменявшие друг друга правительства Бирмы поощряли дальнейшее использование лонги обоими мужчинами. и женщины как повседневная одежда. [2] В своем выступлении на Всебирманской индийской культурной конференции в 1951 году премьер-министр Бирмы У Ну назвал одежду одним из главных отличительных признаков нации, отметив, что национальный костюм «несет в себе ту отличительную черту культуры риса или национальной культуры, которая это его основа». [10] [2] « Бирманский путь к социализму» продолжал укреплять практику ношения традиционной одежды в пользу западной одежды. [9]

Национальные костюмы

[ редактировать ]
Бирманская женщина, одетая в доколониальный хтамейн .

костюм Мьянмы лонги Национальный . Бирманское произношение: [lòʊɴd͡ʑì] ), юбка с запахом до щиколотки, которую носят как мужчины, так и женщины. Лонги которые в его современной форме были популяризированы в британский колониальный период, заменив традиционные пасо, носили мужчины, и хтамейн, которые носили женщины в доколониальные времена.

Доколониальный хтамейн имеет широкий шлейф, называемый йетхина (ရေသီနား), и в наше время его можно увидеть только как свадебный наряд или танцевальный костюм. Точно так же доколониальное пасо обычно носят только во время сценических представлений, включая танцы и любые другие представления, а также свадьбы или светские мероприятия.

Ачейк текстиль

[ редактировать ]
Мьянмы Члены Государственного совета мира и развития одеты в ачейк лонги.

Коренной бирманский текстильный узор, называемый ачейк ( крючок ; [ʔət͡ɕʰeɪʔ] ) или лунтая ачейк (Lūntaya acheik), представляет собой замысловатые волны, переплетающиеся с полосами горизонтальных полос, украшенные арабесками . Лунтая ( คัว่ ต้า ; [lʊ́ɴtəjà] ), что буквально означает «сто челноков», относится к трудоемкому, дорогому и сложному процессу плетения этого узора, который требует использования от 50 до 200 отдельных челноков, каждый из которых наматывается другой цвет шелка. [14] [15] Ткачество трудоемко: для получения переплетающихся волнообразных узоров требуется как минимум два ткача, манипулирующих челноками. [2]

Ачейк чаще всего используется в качестве ткани для мужского пасо или женского хтамеина. Цветовые палитры, используемые в ачейке, включают в себя смелый набор контрастных оттенков в аналогичной цветовой гамме, чтобы создать мерцающий эффект обманки . [2] В моделях для мужчин используются более простые зигзагообразные, косые и переплетающиеся мотивы, а в моделях для женщин волнистые волны переплетаются с причудливыми украшениями, такими как цветочные мотивы или лианы. [2]

Города Амарапура и Вундвин остаются крупными национальными центрами традиционного ткачества ачейк , хотя в последние годы более дешевые имитации фабричного производства из Китая и Индии Мьянмы значительно разрушили традиционную кустарную промышленность . [16]

Плетение ачейк берет свое начало в Амарапуре , недалеко от пагоды Пахтодавги . [17] Название ачейк может происходить от названия квартала, в котором жили ткачи, Летчейк- роя (ряд ручного крючка); сам термин ранее назывался waik , имея в виду плетеный зигзагообразный узор. [17]

Хотя некоторые источники утверждают, что узор ачейк был введен ткачами Манипури в конце 1700-х годов, не существует сопоставимого текстиля Манипури, который бы напоминал ачейк . [2] Волнообразные узоры на самом деле могли быть вдохновлены неолитическими мотивами и природными явлениями (например, волнами, облаками, местной флорой и фауной). [17] Узоры типа Ачейк встречаются на керамике, относящейся к городам-государствам Пью (400-900-е годы н.э.), а также на настенных росписях храмов, относящихся к эпохе Королевства Баган (1000-1200-е годы н.э.). [2] Подарки, подаренные бирманскому королевскому двору, также могли стать дополнительным источником вдохновения. [17] Текстиль стал популярным во времена династии Конбаунг , во время которой законы о роскоши регулировали, кто может носить одежду ачейк . [18] Узор ачейк носили исключительно члены королевского двора, чиновники и их окружение. [17]

тайкпон куртка

[ редактировать ]

Для деловых и официальных мероприятий мужчины Бамара носят маньчжурскую китайскую куртку, называемую тайкпон эинги ( taikpon eingyi , [taɪʔpòʊɴ] ), поверх рубашки с воротником-стойкой . Этот костюм был популярен в колониальную эпоху.

Женский эинги

[ редактировать ]

Бирманские женщины носят блузки, называемые эинги ( рубашка [ʔéɪɴd͡ʑì] ). Есть два распространенных стиля эинги : иньцзы, иньбон застегнутый спереди, и сбоку застегнутый , . На формальные и религиозные мероприятия бирманские женщины обычно надевают шаль.

Хтаингматейн куртка

[ редактировать ]
На этой фотографии колониальной эпохи женщина одета в иньхан (лиф) и хтаингматейн (куртка).

Самая формальная версия национального женского костюма Мьянмы включает облегающую куртку длиной до бедер без пуговиц под названием htaingmathein ( ထိုင်မသိမ်း , [tʰàɪɴməθéɪɴ] ), иногда с расклешенными низами и вышитыми пайетками. Хтаингматейн в переводе с бирманского буквально означает «не собирается сидя», имея в виду тот факт, что облегающая куртка не мнется при сидении. Эта куртка была популярна среди аристократических классов во времена династии Конбаунг и современных высших классов, и теперь ее чаще всего носят женщины в качестве свадебного наряда или традиционного танцевального костюма, а иногда и на светских мероприятиях. Хтаингматейн иньхан носят поверх корсажа, называемого ( ရင် ခံ , [jɪ̀ɴkʰàɴ] ). Исторически сложилось так, что хтаингматейн также имел пару висячих придатков с обеих сторон, называемых калано ( ကုလားနို့ ).

Гаунгбаунг

[ редактировать ]
Аунг Сан носит гаунг баунг и тайкпон (куртку).

Бирманский национальный мужской костюм включает в себя платок, называемый гаунг баунг ( কায়্য়্য , [ɡáʊɴbáʊɴ] ), который носят для официальных мероприятий. В колониальную эпоху гаунг-баунг использовался как предмет формальной одежды. Дизайн современного бирманского гаунг баунга возник в середине 1900-х годов и маунг кьеттайай называется . [19] Это готовый гаунг-баунг, сделанный из ткани, завернутый в рамку из ротанга, которую можно носить, как шляпу.

Формальная обувь

[ редактировать ]

Оба пола носят бархатные сандалии, называемые гадиба пханат ( бархатные туфли , также называемые мандалай пханат ), в качестве официальной обуви.

Региональные костюмы

[ редактировать ]

Различные этнические группы Мьянмы имеют разные традиции в одежде и текстиле. Этнические костюмы большинства бирманских этнических групп обычно состоят из лонги, напоминающих саронг, с использованием различных узоров или тканей.

Чинские народы

[ редактировать ]
Женщины носят различные формы одежды Чин, уникальные для их происхождения.

Народы чин представляют собой разнородную совокупность этнических групп, которые обычно живут на западе Мьянмы и говорят на родственных языках куки-чин . Женщины-чинки обычно носят лонги длиной до щиколотки из различных тканей и блузки, открывающиеся спереди. [20] в дополнение к аксессуарам, таким как металлические ремни. Мужчины-чины обычно носят рубашки и брюки, поверх которых надевают накидку в виде одеяла, как традиционную одежду. [20]

Качинский народ

[ редактировать ]
Женщины одеты в традиционную одежду Джингфау.

Народы качин представляют собой разнородную совокупность этнических групп, живущих на севере Мьянмы ( штат Качин ), причем каждая этническая группа обладает собственными вариациями традиционной одежды. Вообще говоря, мужчины и женщины Качин носят лонги с геометрическими или клетчатыми узорами, связанными с тканями Качин ручной работы. [20] Женщины джингфау также украшают себя металлическими шалями, усыпанными серебряными монетами поверх блузок. [20]

Каренские народы

[ редактировать ]

Народы Карен представляют собой разнородную совокупность этнических групп, населяющих восточную часть Мьянмы ( штаты Кайин и штат Мон ) и в дельте реки Иравади . В качестве традиционной одежды каренские мужчины традиционно носят головные уборы с кисточками, свободно свисающими на правой стороне головы, а также туники без рукавов поверх лонги . [21] [20] Женщины Карен одеваются в длинные туники и лонги с повязками на голове, оба конца которых свисают спереди. [20] Карен лонги имеют горизонтальные полосы с параллельной полосой посередине. [20]

Кая люди

[ редактировать ]
Пара, одетая в традиционную одежду Кая.

Люди Каренни (также известные как Кая) обоих полов носят головные уборы; Женщины кая носят красные головные уборы, а мужчины кая носят белые головные уборы. [20] Женщины кая также носят красные плащи поверх блузок без рукавов и красных или черных лонги . [20] Мужчины Карен носят мешковатые брюки или лонги , а в особых случаях могут дополнять их серебряными кинжалами. [20]

Девушки в Мавламьяинге одеты в традиционные наряды Мон.

Женщины племени мон традиционно носят шаль, называемую ят тут , которая накинута на грудь по диагонали, прикрывая одно плечо, а один конец спускается за спину. Археологические данные эпохи Дваравати (прямые предки народа мон) изображают женщин, носящих что-то похожее на похожую шаль, свисающую с плеча. [22] в красную клетку Мужчины мон традиционно носят лонги , рубашки без воротника и традиционные куртки, как и мужчины Бамара. [20] Женщины племени мон традиционно собирают волосы в пучок , обернув их гребнем. [20]

Люди Ракхайн

[ редактировать ]

Жители Ракхайна (араканцы) обоих полов традиционно носят лонги . В качестве традиционной одежды мужчины Ракхайн также носят рубашки без воротника и куртки тайкпон , подобные мужчинам Бамара, а также платки, называемые гаунг баунг , с лишней тканью, задрапированной слева. [20] Женщины Ракхайн носят блузки поверх куртки хтаингматейн , поверх которой по диагонали накинута прозрачная шаль, перекинутая через одно плечо. [20]

Шан люди

[ редактировать ]

Традиционная одежда народа Шан различается в зависимости от региона. Вообще говоря, мужчины Шаня носят мешковатые брюки цвета хаки, похожие на штаны рыбака , и повязку на голову. [20] Шанские женщины носят лонги с вышитыми узорами и тканями, связанными с их родными городами.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Да, да, чем (12 июня 2017 г.). «Стиль костюмов Мьянмы в период Багана» (PDF) . СОАС, Лондонский университет .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Грин, Александра (2008). Эклектичное коллекционирование: искусство Бирмы в музее Денисона . НУС Пресс. ISBN  978-9971-69-404-3 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Сангермано, Винченцо; Сангермано, отец (1833). Описание Бирманской империи . Фонд восточных переводов Великобритании и Ирландии.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Скотт 1882 , с. 411.
  5. ^ Скотт 1882 , с. 406-407.
  6. ^ Андрус 1947 , с. х.
  7. ^ Скотт 1882 , с. 406.
  8. ^ Скотт 1882 , с. 409.
  9. ^ Перейти обратно: а б Росес, Мина; Эдвардс, Луиза П. (2007). Политика одежды в Азии и Америке . Сассекс Академик Пресс. ISBN  978-1-84519-163-4 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ТАРГОШ, Тобиас; Славик, Зузанна (2016). «Бирманская культура в колониальный период 1885–1931 годов: мир бирманских ценностей в реакции на включение колониализма» . Политея . 13 (44): 277–300. doi : 10.12797/Politeja.13.2016.44.18 . ISSN   1733-6716 . JSTOR   24920307 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Эдвардс, Пенни (2008). «Национализм по замыслу. Политика одежды в Британской Бирме» (PDF) . Информационный бюллетень МИАС (46). Международный институт азиатских исследований: 11.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Икея, Чи (2008). «Современная бирманская женщина и политика моды в колониальной Бирме». Журнал азиатских исследований . 67 (4). Издательство Кембриджского университета: 1277–1308. дои : 10.1017/S0021911808001782 . S2CID   145697944 .
  13. ^ Эгрето, Рено (01 июля 2019 г.). «Модный парламент: политика одежды в постколониальных законодательных органах Мьянмы» . Парламентские дела . 72 (3): 684–701. дои : 10.1093/pa/gsy026 . ISSN   0031-2290 .
  14. ^ Грин, Джиллиан (25 мая 2012 г.). «На грани современности: бирманская живопись конца девятнадцатого века на ткани, изображающая Вессантара Джатака». Журнал исследований Бирмы . 16 (1): 79–121. дои : 10.1353/jbs.2012.0000 . ISSN   2010-314X . S2CID   162846149 .
  15. ^ «Шелковая ачейк-лунтая | Виктория и Альберта Поиск в коллекциях» . Collections.vam.ac.uk . Проверено 5 декабря 2017 г.
  16. ^ Линн, Чжо Йе (26 января 2019 г.). «Ткачи традиционного текстиля в Мандалае объединяйтесь» . Граница Мьянмы . Проверено 28 марта 2020 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и Хардиман, Джон Перси (1901). Шелк в Бирме . суперинтендант государственной типографии, Бирма.
  18. ^ «Традиция ачейкского ткачества в Мьянме - ICHCAP» . Проверено 28 марта 2020 г.
  19. ^ «Мьянма гаунг баунг» . Архивировано из оригинала 22 августа 2007 г. Проверено 5 декабря 2017 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Этнические костюмы» . Бирманская ассоциация Западной Австралии . Архивировано из оригинала 24 октября 2011 г. Проверено 05 января 2021 г.
  21. ^ «Искусства» . Карен Организация Миннесоты . Проверено 05 января 2021 г.
  22. ^ «Тайское ремесленное наследие: лепнина» . Прием заказов на изготовление ярусов главного изображения Будды в церквях, наружных ярусов, прием заказов на тиснение по металлу (на тайском языке). Проверено 5 января 2021 г.

Процитированная работа

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dd8cbc0894f458d8d641fbcf5f1dc009__1722147120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dd/09/dd8cbc0894f458d8d641fbcf5f1dc009.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Burmese clothing - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)