Малайская одежда
![]() Тани Ютака , малайско -японский секретный агент, сфотографирован в Баджу Мелаю. | |
Тип | Традиционное платье |
---|---|
Место происхождения | Малайское царство |
Производитель | малайцы |
Баджу Мелайу ( Джави : باجو ملايو ) — традиционный малайский мужской костюм, возникший при дворе Малаккского султаната и традиционно носимый мужчинами в Брунее , Малайзии , Сингапуре , некоторых частях Индонезии (особенно Суматре и Калимантане ), южных Филиппинах и южном Таиланде . [1] [2] В формальной форме Баджу Мелайу — национальная одежда Малайзии . [3] и Бруней , [4] обычно носят во время официальных мероприятий и мероприятий.
Базовая комбинация одежды Баджу Мелаю состоит из двух основных частей. Первым из них является сама баджу (рубашка с длинными рукавами), которая имеет либо приподнятый жесткий воротник, известный как воротник чекак мусанг (буквально лисий поводок), либо круглый вырез с коротким разрезом спереди, известный как воротник телук беланга . Вторая часть — это брюки, называемые целана или селуар . [5] Обе части изготовлены из ткани одного типа, обычно это хлопок или смесь полиэстера и хлопка. К официальному наряду добавляется украшение типа юбки, которое представляет собой либо самп , сделанный из сонгкета , тенун ткани , либо саронг , сделанный из хлопка или смеси полиэстера. Головной убор угольно-черного или темного цвета, называемый сонгкок, должен был носиться как дополнение к формальному наряду. В церемониальном наряде, известном на малайском языке как сеперсалинан , который обычно носят во время культурных мероприятий, головной убор сонгкок обычно заменяется на тенгколок . [6] Обычный баджу иногда можно заменить комбинацией текуа. [7] (разновидность куртки с короткими рукавами). В более изысканном платье баджу сикап или баджу лайанг (разновидность пальто). [8] [9] и ожидающий (декоративная пряжка ремня) носят. [10] Дополнительные аксессуары включают в себя крис, заправленный в самп , сложенную на талии [11] и традиционная капала (сандалии). [12]
Имя
[ редактировать ]Термин «Баджу Мелаю» буквально означает «малайская рубашка ». Слово одежда ( джави : Bajo ) происходит от персидского : بازو , букв. 'верхняя рука', [13] в то время как малайский ( джави : ملايو ) — эндоним малайского народа . Самая ранняя литературная ссылка на термин «Баджу Мелайу» содержится в « Малайских анналах» , написанных где-то между 15 и 16 веками. [14] [15] Однако его раннее использование в литературе могло, возможно, иметь общую форму, относящуюся к общей малайской одежде, а не к конкретному типу одежды. [16] [17]
Альтернативный термин, «Баджу Курунг» ( джави : باجو كوروڠ ), буквально «скрытое» или «закрытое платье», которое также было общим, считается введенным позже, предположительно придуманным для дизайна, созданного Теменггунгом Тун Хасаном во время правления султана Махмуд Шаха, который сумел скрыть большинство частей тела. [18] [19] Именно этот термин, воплощающий философскую основу одежды как мужчин, так и женщин, стал популярным в течение следующих сотен лет после султаната Малакка . [20] Однако в современной Малайзии мужская одежда была переименована в «Баджу Мелаю», чтобы отличить ее от женской одежды, которая до сих пор известна как Баджу Курунг . Тем не менее, общее использование термина «Баджу Курунг» сохранилось в Сингапуре и продолжало относиться к традиционной одежде для обоих полов. [2]
История
[ редактировать ]У мужчин и женщин волосы собраны в узел и одеты в один кусок ткани. Девушки из богатых семей носят на лбу четыре-пять золотых кругов, а дочери простого народа вместо них используют нитки цветных стеклянных бус.
Ранний малайский стиль одежды, как и в большинстве стран тропического мира, был простым и предполагал использование одного куска ткани для обоих полов. Это описание сделал Фэй Синь , китайский мусульманин и арабский ученый, написавший отчет о доисламском Паханге в « Синча Шэнлань» . [21] Возникновение султаната Малакка в 15 веке привело к значительным изменениям в стиле малайской одежды. Будучи важным торговым портом, Малакка превратилась не только в торговый, но и в культурный и религиозный центр. Сильное привнесение исламских ценностей, а также обширное влияние многоэтнических торговых сообществ способствовали развитию различных аспектов малайской культуры; язык, литература, искусство и культура. [18]
Сильное исламское влияние преобразовало ранние малайские стили одежды в соответствии с исламскими ценностями. [18] [22] Первое литературное упоминание о «Баджу Мелайу» было в « Малайских анналах», написанных во времена расцвета султаната Малакка. [14] [15] Малайские летописи приписывают введение придворного протокола, дресс-кода и других правил султану Мухаммад-шаху (1424–1444). правовой кодекс султаната Унданг-Унданг Малакка Считается, что был впервые обнародован в этот период. Во время правления Мухаммад-шаха было постановлено, что манера малайской одежды должна отличаться от одежды в других странах, будь то атас ангин (арабы, Индия и Европа) или бава ангин (Китай и кхмеры). [23] Считалось, что с этой эпохи ранняя форма самобытного малайского платья, состоящего из основного каина (ткани), баджу (рубашки) и дестара (головного убора). в мелаканском обществе начала формироваться [24] [25] [26]
Говорят , что в более поздние годы существования султаната правильное церемониальное платье малайских мужчин, называемое лима персалинан («пять частей одежды»), которое было описано в Хикаяте Ханг Туах , появилось во время правления султана Мансур Шаха (1459–1477 гг.) . ). Пять основных частей — это одежда ( баджу ), низ ( селуар ), головной убор ( дестар ), пояс ( себай ), пояс (каин сампинг). [27] Дальнейшие импровизации имели место во время правления султана Махмуд Шаха (1488-1511), когда Теменггунг Тун Хасан представил расширенный вариант рубашки с более свободной формой и удлиненными рукавами до уровня запястья. термин Баджу Курунг («скрытое платье»), поскольку оно успешно скрывало большую часть частей тела. Было сказано, что тогда для этого создания был придуман [18] Этот стиль одежды вместе с другими малайскими культурными ценностями затем был распространен в результате малайизации региона многими последующими малайскими султанатами.
Мелаканский стиль одежды сохранялся в малайском обществе в течение следующих сотен лет, прежде чем он снова вышел на передний план во время правления Абу Бакара из Джохора (1862-1895). [18] Во время его правления были проведены многочисленные реформы, в том числе модернизация малайского стиля одежды. Более элегантный стиль Баджу Курунг был представлен укороченным краем рубашки до уровня спины, тремя карманами и круглым вырезом с коротким разрезом спереди. Стиль был назван в честь бывшей столицы Джохора , Телок Бланги , и был представлен Дато Джафаром Мухаммадом , который стал первым Ментери Бесаром Джохора . [28] Было сказано, что новый стиль был изобретен, чтобы отличить стиль одежды последователей Абу Бакара от того старого мелаканского стиля одежды, который носили потомки султана Хусина и их последователи, проживавшие в Истана Кампонг Глам . [29] Говорят, что еще один популярный стиль, названный Чекак Мусанг, был введен во время правления Абу Бакара жителем Телук-Беланги по имени Хаджи Осман, Туан Бусу или Ван Бусу. Первоначально называвшийся Баджу Ван , он имеет тот же покрой, что и стиль Телук Беланга , но с высоким разрезным воротником и застежкой на 5 пуговиц. [30] Этот стиль стал самым популярным стилем до наших дней, в то время как стиль телук-беланга остается уникальным стилем одежды в штате Джохор. [31]
Стили
[ редактировать ]

Традиционный Баджу Мелайу обычно представляет собой форму баджу (рубашки) с четырьмя песаками (боковыми вставками) и двумя кекек (маленькими ластовицами) под проймами, чтобы они хорошо сидели и висели. [32] хотя более современные адаптации, как правило, исключают эти особенности в своей конструкции. Баджу называемых традиционно носят мужчины в брюках, селуар . Селуар . традиционно широкий сверху, скрепляется бегущей веревкой, называемой тали, и ближе к ногам, где он доходит до уровня ниже колен Стили селуар включают селуар-ачех , селуар-гадах , доходящий до лодыжек, и селуар-пендек , заканчивающийся примерно на середине бедер. Селуар -панджанг длинные и иногда застегиваются на пуговицы у ног. [33] Различные стили баджу мелаю в целом можно различить по дизайну выреза шеи баджу , а также по стилям и комбинациям ношения, в зависимости от статуса и региона. Но наиболее распространенные стили Баджу Мелаю следующие:
Беланга Бэй
[ редактировать ]Этот стиль назван в честь Телок Бланги в Сингапуре , где административная столица Джохор находилась под властью Теменггонга Даенг Ибрагима . [28] Его сын Абу Бакар , пришедший к власти в 1862 году, инициировал различные реформы во время своего правления, включая введение нового стиля малайской одежды. В 1866 году, после переноса столицы в Танджунг Путери (позже известный как Джохор-Бару), в ознаменование этого события новый стиль Баджу Мелайу был назван в честь старой столицы. [29] В число внесенных доработок вошли укороченный подол рубашки до уровня спины и три передних кармана. Самой поразительной особенностью этого стиля является то, что вырез шеи рубашки подшит жесткой строчкой, называемой туланг белут (буквально «позвоночник угря»), и заканчивается небольшой петлей в верхней части одной стороны, чтобы прикрепить единственную пуговицу, известную как канкинг . Тип пуговицы, украшенной гроздью бриллиантов, называется кунан-кунан секебун , а золотая пуговица называется гарам себуку . [32] Рубашку носят вместе с сампингом или саронгом , который заворачивается либо под рубашку («даган далам»), либо поверх рубашки («даган луар»). [34] Раньше только членам королевской семьи и аристократам разрешалось носить самппинг в стиле даган луар . [31]
Чекак Мусанг
[ редактировать ]Этот стиль буквально означает «лисий поводок» — это название используется для описания конструкции ошейника. Он также был введен во время правления султана Абу Бакара жителем Телок Бланги по имени Хаджи Осман, Туан Бусу или Ван Бусу. Его первоначальное название было Баджу Ван , оно того же кроя, что и телук-беланга, но с приподнятым воротником. [30] баджу Кажется , что планка составляет каин треть баджу сверху , когда ее носят с сампинг или каин сарунг . [35] Однако подол баджу на самом деле доходит до середины колен. Планка обычно имеет от трех до пяти петель и скрепляется вместе парадными заклепками, называемыми канкинг или ситат, которые мало чем отличаются от тех, которые используются в официальных классических рубашках в западном стиле . Шпильки обычно имеют завинчивающуюся заднюю часть и могут быть изготовлены из различных материалов, включая золото, серебро, драгоценные или полудрагоценные камни. Заклепки также можно соединить легкой металлической цепочкой, которая будет скрыта за рубашкой, когда планка будет застегнута. В отличие от стиля телук-беланга, самппинг в этом стиле обычно носят поверх баджу, в стиле, известном как даган далам . [36] Этот стиль Баджу Мелаю считается наиболее распространенным во всем регионе и был принят в качестве официальной одежды в Малайзии и Брунее. В других частях Юго-Восточной Азии тип одежды, идентичный стилю Чекак Мусанг, также широко известен как Телук Беланга или другие варианты его написания; тарук баланга ( Маранао - Таусуг ) и талуак баланго ( Минангкабау ). [37] [38]
Колар Тунку
[ редактировать ]Третий, но менее известный стиль – Колар Тунку. Первоначально он был изготовлен для первого премьер-министра Малайзии и имеет тот же крой, что и Чекак Мусанг и Телук Беланга , Тунку Абдул Рахмана но другой дизайн воротника. Он был вдохновлен воротником- стойкой с закругленными углами. В отличие от стиля Cekak Musang, у него нет пуговиц на воротнике, а на планке остаются только три пуговицы. [39]
Адаптации
[ редактировать ]Баджу Мелаю также является источником вдохновения для создания ряда униформ, которые носят несколько силовых структур и организаций боевых искусств. Официальная парадная форма , или баджу истиадат («церемониальная форма»), или униформа номер 1 для рядового состава Вооруженных сил Малайзии , вдохновлена стилем ношения Баджу Мелаю, когда белые туники и брюки носят вместе. с темно-зеленым сонгкоком и зелено-золотой парчовой отделкой . [40] [41] Эта традиция восходит к созданию Королевского малайского полка в 1932 году. Его первоначальная полковая парадная форма состояла из зеленого бархатного сонгкока, безупречно белого топа и брюк, а также зеленого и красного шелкового образца. [42] В наше время Центральный оркестр Королевского малайского полка , который обычно выступает в парадной одежде, стал самым старшим и официальным центральным оркестром малазийской армии , который занимается оказанием церемониальных почестей и музыкой Ян ди-Пертуан Агонгу . Премьер -министр , Главный судья , Председатель Сената и Спикер Палаты представителей .
В полиции дизайн церемониальной формы офицеров Королевской полиции Малайзии, не зарегистрированных в официальных документах , идентичен униформе вооруженных сил, но имеет образцы синей и черной парчи. [41] Почти аналогичный дизайн можно найти и в парадной форме Королевских вооруженных сил Брунея, с различиями лишь в цветовых вариантах. На традиционных тренировках Силата униформа обычно состоит из мешковатых черных брюк и черной баджу мелаю с длинными рукавами. Некоторые школы требуют, чтобы практикующие носили бэнкунг (ремни) во время тренировок, причем разные цвета обозначают разный ранг, в то время как в некоторых школах силата бэнкунг заменяют современным ремнем с пряжкой. носить черную бандану . Головной убор не является обязательным, но популярно [43] Саронг . также можно носить вместе с рулоном ткани, который можно использовать как сумку, одеяло или оружие [44]
-
Почетный караул Королевских вооруженных сил Брунея в парадной форме.
-
Центральный оркестр Королевского малайского полка ВС Малайзии в парадной форме.
-
Марширующий оркестр Королевской полиции Малайзии марширует в парадной форме.
Случаи использования
[ редактировать ]
Баджу Мелаю обычно носят малайские мужчины в Юго-Восточной Азии во время крупных исламских праздников, таких как Ид уль-Фитр , Ид аль-Адха и исламский Новый год , особенно в странах со значительным малайским населением; Бруней , Индонезия , Малайзия , Сингапур , Таиланд и Филиппины . [2]
В Брунее и Малайзии, где преобладают малайцы, баджу мелайу является национальной мужской одеждой. [3] [4] Повседневное использование поддерживается в общих религиозных случаях, таких как посещение мечетей или религиозных собраний, а также в других социальных мероприятиях, таких как свадьбы. Полный наряд Чекак Мусанг черного цвета, который носят вместе с черным сонгкоком и вышитым золотой нитью сампом , считается формальным платьем. [45] Это национальный наряд, требуемый протоколом во время официальных национальных мероприятий, особенно очень формальных, таких как официальное празднование дня рождения Янга ди-Пертуана Агонга или султана Брунея , приведение к присяге премьер-министра и членов кабинета министров, а также назначение на должность. послов. [45] Послы Малайзии, вручающие верительные грамоты главам иностранных государств, также обязаны носить черный Баджу Мелаю. [46] Белый Баджу Мелаю носят члены королевской семьи, оплакивая кончину члена королевской семьи. На государственной службе Баджу Мелаю — это альтернативный формальный наряд, который можно носить по пятницам или на любых торжественных мероприятиях. [47] Некоторые частные компании также разрешают своим работникам-мужчинам носить Баджу Мелаю по пятницам, тогда как другие придерживаются этого правила. Баджу Мелаю также используется в качестве официальной пятничной формы как в начальных, так и в средних государственных школах.
В Индонезии как Баджу Мелайу с обоими стилями воротника (и другая малайская одежда, такая как Баджу Курунг ) популярны в провинциях с большим малайским населением, таких как Риау , острова Риау , Западный Калимантан и в некоторых других провинциях, в основном на Суматре и других местах. где преобладает присутствие этнических малайцев. В последнее время Баджу Мелаю стал более популярным, и его носят не только на традиционных мероприятиях, но и в неформальных случаях. Правительственные чиновники в Риау и других местах с гордостью носят их во время официальных мероприятий (даже национальных). Бетави - версия Баджу Мелайу называется Баджу Деманг , потому что Бетави также являются частью большой малайской традиции, ее обычаи и одежда похожи на малайские. У других местных коренных малайских этнических групп в Индонезии также есть свой собственный стиль Баджу Мелаю, который, вероятно, имеет те же общие черты, такие как использование Сонгкока в качестве головного убора для мужчин и каин сампинг .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Традиционная одежда – Баджу Курунг» . Архивировано из оригинала 30 ноября 2021 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Кох .
- ^ Перейти обратно: а б Кондра 2013 , с. 465.
- ^ Перейти обратно: а б Чавалит и Промсутирак 2000 , с. 10.
- ^ Джонатан HX Ли, Кэтлин М. Надо (2011) Энциклопедия азиатско-американского фольклора и фольклора, Том 1 [1]
- ^ Кондра 2013 , с. 468.
- ^ Абдулла Абдул Кадир 2005 , с. 70.
- ^ Сити Зейнон Исмаил 2006 , стр. 76.
- ^ Чавалит и Промсутирак 2000 , стр. 116–120.
- ^ Сити Зейнон Исмаил 2006 , стр. 227.
- ^ Сити Зейнон Исмаил 2006 , стр. 85.
- ^ Мохд Саид бин Хаджи Сулейман 2008 , с. 8.
- ^ Сити Зейнон Исмаил 2006 , стр. 167.
- ^ Перейти обратно: а б Лейден 1821 , с. 271.
- ^ Перейти обратно: а б Абдул Самад Ахмад 1979 , с. 207.
- ^ Сити Зейнон Исмаил 2006 , стр. 137.
- ^ Сити Зейнон Исмаил 2006 , стр. 168.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Teh 2019 .
- ^ Чавалит и Промсутирак 2000 , стр. 90.
- ^ «Асал бусана популярная Мелаю - Ренкана - Утусан Онлайн» . Архивировано из оригинала 17 мая 2019 года . Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Линехан 1973 , с. 7.
- ^ Сити Зейнон Исмаил 2006 , стр. 104.
- ^ Сити Зейнон Исмаил 2006 , стр. 107.
- ^ Сити Зейнон Исмаил 2006 , стр. 75.
- ^ Абдул Самад Ахмад 1979 , с. 74.
- ^ Лейден 1821 , с. 94.
- ^ Сити Зейнон Исмаил 2006 , стр. 80.
- ^ Перейти обратно: а б Сити Зейнон Исмаил 2006 , с. 201.
- ^ Перейти обратно: а б Сити Зейнон Исмаил 2006 , с. 136.
- ^ Перейти обратно: а б Мохд Саид бин Хаджи Сулейман 2008 , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б Королевский совет Джохора .
- ^ Перейти обратно: а б Сельванаягам 1991 , с. 14.
- ^ Сити Зейнон Исмаил 2006 , стр. 194.
- ^ Сити Зейнон Исмаил 2006 , стр. 139.
- ^ Сельванаягам 1991 , с. 12.
- ^ Сельванаягам 1991 , с. 164.
- ^ Сити Зейнон Исмаил 2006 , стр. 16.
- ^ Сити Зейнон Исмаил 2006 , стр. 129.
- ^ Омар Али 2023 .
- ^ Захара Осман 2022 .
- ^ Перейти обратно: а б Мохтар Мохд Тохар 2010 , с. 255.
- ^ Teh 2022 .
- ^ Фаррер 2009 , с. 167.
- ^ Фаррер 2009 , с. 160.
- ^ Перейти обратно: а б Мохтар Мохд Тохар 2010 , стр. 250–254.
- ^ Почта Борнео, 2019 .
- ^ Мохтар Мохд Тохар 2010 , с. 198.
Библиография
[ редактировать ]- Абдул Самад Ахмад (1979), Сулалат Салатин , Деван Бахаса дан Пустака, ISBN 978-983-62-5601-0 , заархивировано из оригинала 12 октября 2013 г.
- Абдулла Абдул Кадир (2005). Аминь Суини (ред.). Полное собрание сочинений Абдуллы бин Абдул Кадира Мунси (на малайском языке). Джакарта: Популярная литература Gramedia [в сотрудничестве с] Ecole francaise d'Extreme-Orient . ISBN 978-9799-101-16-7 .
- Чавалит, Хуньинг Маенмас; Промсутирак, Манипин (2000). Костюмы в АСЕАН . Бангкок: Национальный комитет АСЕАН по культуре и информации Таиланда. ISBN 9747102838 .
- Кондра, Джилл (2013). Энциклопедия национальной одежды, традиционной одежды всего мира . Хольцбринк. ISBN 978-0313-376-36-8 .
- Фаррер, Дуглас С. (2009), Тени Пророка: боевые искусства и суфийский мистицизм , Springer, ISBN 978-1402093555
- Кох, Джейме. «Баджу куронг» . Архивировано из оригинала 30 ноября 2021 года.
- Лейден, Джон (1821), Малайские Анналы (перевод с малайского языка) , Лонгман, Херст, Рис, Орм и Браун
- Линехан, Уильям (1973), История Паханга , Малайзийское отделение Королевского азиатского общества, Куала-Лумпур, ISBN 978-0710-101-37-2
- Логан, Джеймс Ричардсон (1852), Журнал Индийского архипелага и Восточной Азии , том. 6, Перепечатка Крауса
- Мохд Саид бин Хаджи Сулейман (2008). Носите правильно малайский (на малайском языке). Издатель Национального университета Малайзии. ISBN 978-9679-428-00-1 .
- Мохтар Мохд Тохар (2010). Протокол и этикет при управлении и посещении мероприятий . Издательство Университета Путра Малайзии. ISBN 978-9673-441-45-7 .
- Омар Али (2023). «Наша история» . Архивировано из оригинала 2 апреля 2023 года.
- Королевский совет Джохора. «Традиционная одежда Джохора» . Проверено 20 июля 2023 г.
- Сельванаягам, Грейс Инпам (1991). Сонгкет: Тканое сокровище Малайзии — твердый переплет . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195-889-28-4 .
- Сити Зейнон Исмаил (2006). Одежда в малайском стиле (на малайском языке). Издатель Национального университета Малайзии. ISBN 978-9679-427-40-0 .
- Тех, Алан (2019). «Непреходящее очарование баджу курунга» . Новые времена проливов . Архивировано из оригинала 18 апреля 2022 года.
- Тех, Алан (2022). «Лучший полк Малайи» . Новые времена проливов . Архивировано из оригинала 21 июня 2022 года.
- Почта Борнео (2019). «Посол Мсии, уроженец Кучинга, вручает верительные грамоты Папе Франциску» . Архивировано из оригинала 14 июня 2021 года.
- Захара Осман (2022). «Королевский малайский полк занимает почетное место на юбилее королевы» . Архивировано из оригинала 18 апреля 2023 года.