Балийский текстиль

Балийский текстиль отражает исторические традиции Бали , Индонезия . Бали исторически был связан с основными судами Явы до 10 века; а после поражения королевства Маджапахит многие представители яванской аристократии бежали на Бали, и традиции были продолжены. Таким образом, Бали можно рассматривать как хранилище не только собственного искусства, но и искусства Явы доисламского 15 века. [1] Любая попытка окончательно описать балийский текстиль и его использование обречена на неполноту. Использование текстиля является живой традицией и поэтому постоянно меняется. Он также будет варьироваться от одного района к другому. По большей части старые ткани (за исключением особо священных) не почитаются из-за своего возраста. Новое гораздо лучше. В тропиках ткани быстро портятся, и их замена порождает добродетель.
Текстиль как знак или символ
[ редактировать ]На Бали текстиль – это гораздо больше, чем просто ткани, из которых шьют одежду. Начиная с пряжи и ткани, они являются средством, посредством которого познается и выражается божественная природа вселенной и ее материальные проявления. [2] Ткань занимает центральное место во всей балийской духовной деятельности. В каждой балийской индуистской семье каждый день член семьи делает подношения богам. Для этого она (обычно это она) должна как минимум надеть пояс на талию. Деревья и значительные скалы окутаны черно-белым поленгом . Когда жители деревни банджар собираются на пчеловодство в храме, они надевают саронг и пояс. Чем важнее событие (а балийский календарь полон важных дней), тем формальнее и сложнее платье.
Поленг
[ редактировать ]Ткань полэнг представляет собой черно-белый клетчатый узор, который можно увидеть почти повсюду. Поленг относится к черно-белым квадратам, а не к материалу, из которого он сделан, соткан или напечатан. Большая часть набивной ткани поступает с Явы, но на Бали все еще есть ткачи, которые производят поленги ручной работы для специального применения. [3]
Поленг часто используют в качестве обертки для священных деревьев, камней и святынь.
Эндек
[ редактировать ]Техника узорчатого эндека – это икат утка. Когда-то эндек был исключительно прерогативой балийских семей высшей касты, эндек ткал отдельными кусочками на ткацком станке, но теперь производится в больших количествах на верфях в мастерских в Гианьяре , Денпасаре , Табанане и других местах на ткацких станках ПТРК ( алат тенун букан месин). или немеханизированные ткацкие станки). [4]
Самые ранние из сохранившихся эндеков датируются концом 19 века, происходят из Северобалийского королевства Булеленг и имеют преимущественно геометрический дизайн. Цвет этих ранних тканей красный. Обычно у них были концы сонгкетов . Лишь позже появляются желтый и зеленый цвета, и сонгкет был исключен. [5]
- Современный икат основы, создающий зародышевый узор. Центральный Бали
- Ранний шелковый эндек Сингараджа
- Шелковый эндек Сингараджа конца XIX века.
- Деталь старой шелковой шали Булеленг.
Ну давай же
[ редактировать ]Келинг - это ткани, традиционно ткущиеся в полосы красного, желтого, темно-синего или черного цвета из хлопка ручного прядения, окрашенного натуральными красителями, полученными из корней сунти для красного цвета и плодов кунти для желтого цвета. Раньше большинство женщин Нуса Пениды носили нижние юбки из келинга, описанные Клэр Холт в 1930-х годах. Она описала разноцветную полосатую ткань, которую носили под темно-синим верхним каином так, что виднелась только небольшая ее часть. [6] Некоторые полагают, что это название происходит от балийского слова « келинг» , обозначающего индийского купца . Корни могут быть связаны с более старой легендой о первобытных предках деревни Тенганан , короле Каунге и его жене Келинг. Это подтверждается наблюдением, что ткани традиционно носят женщины. [7]
Ритуальное использование келинга включает в себя шестимесячную церемонию отонин для ребенка, церемонии отпугивания злых духов и другие обряды посвящения.
Они есть
[ редактировать ]Бебали — это название, которое обычно приписывают небольшой группе тканей, функция которых, по-видимому, была полностью священной. Плетение широко расположено, что придает ткани нежный вид, напоминающий марлю. По словам Гиттингера в 1970 году, все, что о них известно, полностью взято из записей в Музее фолькскунде в Базеле . [8] однако текстиль бебали сегодня можно купить на рынке Кумба Сари в Денпасаре. Хаузер-Шобилин утверждает, что существует как минимум девять тканей бебали с разными рисунками , каждая из которых имеет свое название. Существует, например, ткань с белой основой и утком, разделенная зелеными, желтыми и красными полосами, известная как сенана кави , функция которой заключается в трехмесячном ритуале, а также выкладывается в центральном святилище храма предков. Косая мемба (текущий песок) имеет белую основу и уток, на которых чередуются серые и белые полосы. Энкакан талух (разбитое яйцо) имеет яркий красно-белый клетчатый узор. Его приносят в храм как одежду Брахмы, бога, живущего на юге. [9] Двумя примерами ткани бебали являются, во-первых, плоские ткани, например, Каин чепук , Каин Сонгкет , Каин Секорди . Во-вторых, круглая ткань, при которой ткань снимают с ткацкого станка, а нити не обрезают, оставляя бесшовный лист ткани. На севере и юге Бали известен как Каин Вангсу , что означает «обходить» или «возвращаться». На востоке Бали, особенно в Клунгкунге и Карангасеме, их называют Гедоган или «круг», круг представляет ноль. Ида Аю Нгурах Пуниари (Ибу Дайю) пишет, что Гедоган или Вангсул не симметричны, это символизирует пурушу и предану (мужскую и женскую), где левая и правая стороны не совпадают, когда на ткацком станке деформируют несколько дополнительных ниток. добавляются так, что одна сторона получается неровная. Эти ткани бебали в настоящее время изготавливаются с использованием натуральных красителей и хлопчатобумажной ткани традиционным способом, качество которых сравнимо с предметами, собранными ранее в 1920-х годах. [10]
Плаш
[ редактировать ]Камбен чепук — икат утка с острова Нуса Пенида . В прошлом эти ткани использовались в качестве специальной церемониальной одежды, но сейчас чаще служат украшением храмов. [11]
Герингсинг
[ редактировать ]Герингсинг — это название двойной ткани икат , которую ткут в деревне Тенганан Пегрингсинга. [12] Известно около 20 узоров герингинга , размеры тканей варьируются от 20 до 60 см в ширину и могут достигать 2 метров в длину. Палитра герингинга обычно красная, нейтральная и черная. Герингсинг считаются священными тканями, которым «приписываются сверхъестественные свойства, особенно способствующие лечению, включая экзорцизм». [13] Это упоминается в стихотворении «Рангга Лаве» , в котором рассказывается о первом Маджапахита короле Радене Виджая, дающем своим воинам пояса, чтобы защитить их в битве. [14] Первым европейцем, описавшим герингсенг, был В.О.Дж. Ньювенкамп ; он узнал, откуда они пришли, и отправился в Тенганан. [15]
Техника плетения — крашение нити — сложна и ритуализирована, как описано на странице, посвященной плетению . После окрашивания основу кладут на ткацкий станок, и ткань ткут в рыхлое сбалансированное переплетение. Рисунок переносится как по основе, так и по утку. На всех этапах производства необходима высокая точность. Используя кирку, ткачиха регулирует уток при каждом проходе челнока, чтобы обеспечить точное выравнивание рисунка. [16]
Ядь-ядь
[ редактировать ]Идер-идер — это кусок ткани, на котором история, часто из Рамаяны или Махабхараты вышита . Они используются в качестве балдахина для храма или бале . Можно использовать все виды текстильных техник, включая тамбурную строчку, аппликацию, блестки. [17]
Ламак
[ редактировать ]
Ламак — это длинные знамена, которые вывешивают на пенджоре на фестивале галунган , а также перед храмами и святынями на других важных праздниках. Дизайн ламака обычно имеет стилизованную фигуру « ресницы» вверху, представленную треугольной юбкой, за которой следуют длинные узорчатые поля, заканчивающиеся рядом тампалов. Реснички . часто ассоциируются с Деви Шри, божеством плодородия и процветания . Несмотря на женственную форму, фигуру следует понимать как символ как мужчины, так и женщины. [18] В большинстве случаев они изготавливаются из поперечно разрезанных и накладных пальмовых листьев и поэтому являются весьма скоропортящимися. Лишь изредка их изготавливают из хлопка, сотканного дополнительным переплетением . [19] В западной и северной частях Бали ламак изготавливают из ткани, а все текстильные техники можно найти в ткачестве, вышивке и аппликациях. [18]
Прада
[ редактировать ]На Бали прада (также иногда называемая перада ) — это название техники украшения ткани золотой пылью или сусальным золотом. Prada – это не только балийский текстиль. Старые яванские источники предполагают, что он был популярен в аристократических кругах восточно-яванского королевства Маджапахит .
Батик с Явы когда-то обычно использовался в качестве основного материала, но теперь обычно используется яркая коммерческая ткань. Раньше наносили беловатый клей ( анкур ), полученный из рыбьих костей, или более темный клей, сделанный из кожи водяного буйвола, а затем наносили золото. Настоящую золотую Праду сегодня почти не встретишь. Его заменила ткань, напечатанная золотой краской или пластиковой фольгой. [20]
Сегодня Prada используется практически во всех торжественных мероприятиях. Его используют для украшения церемониальных зонтов шествий, оборачивают храмы, украшают церемониальные флаги пенжора, используют в костюмах танцоров и почти везде, где требуется блеск.
Сонгкет
[ редактировать ]Сонгкет – это техника, при которой для создания узора используется дополнительное переплетение утка. Ранние сонгкет были полностью из шелка с дополнительной ниткой из золотой нити. Сегодня встречаются смесовые ткани с хлопчатобумажными, каркасными золотыми и серебряными нитями, вискозой и искусственным шелком. Первоначально они были прерогативой высших каст, но с демократизацией балийского общества каждый, кто может позволить себе их купить, теперь может это сделать. Таким образом, сонгкет стал неотъемлемой частью парадного гардероба зажиточных балийцев. [21] И мужчины, и женщины носят сонгкет-бинты для всего тела в самые важные моменты жизни. На балийской свадьбе жених и невеста надевают одинаковые сонгкеты. Балийцы также носят сонгкет, когда им подпиливают зубы во время церемонии, называемой метата. [22]
- Деталь сонгкет-саронга. Сплетено на узком ткацком станке, а затем соединено.
- Сонгкет завершает шелковый селенданг Сингараджа. Очень старый и несколько потертый
- Деталь старой панели сонгкет Сингараджа
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Гиттингер 1979 , с. 139.
- ^ Хаузер-Шойблин, Набхольц-Карташофф и Рамсейер 1991 , стр. 8.
- ^ Хаузер-Шойблин, Набхольц-Карташофф и Рамсейер 1991 , стр. 81.
- ^ Хаузер-Шойблин, Набхольц-Карташофф и Рамсейер 1991 , стр. 15–30.
- ^ Хаузер-Шойблин, Набхольц-Карташофф и Рамсейер 1991 , стр. 16.
- ^ Холт 1970 , с. 78.
- ^ Хаузер-Шойблин, Набхольц-Карташофф и Рамсейер 1991 , стр. 75.
- ^ Гиттингер 1979 , с. 145.
- ^ Хаузер-Шойблин, Набхольц-Карташофф и Рамсейер 1991 , стр. 60.
- ^ Пуллен, Лесли (1–3 февраля 2009 г.). «Каин Бебали: возрождение и сохранение балийского священного текстиля. Монография». 2-й симпозиум АСЕАН по традиционному текстилю: сохранение традиционного текстиля Национального музея АСЕАН на Филиппинах . Манила, Филиппины.
- ^ Холт 1970 , стр. 67–84.
- ^ Потепление, Ванда; Говорски, Майкл (1981). Мир индонезийского текстиля . Коданша Интернэшнл. ISBN 0-87011-432-8 .
- ^ Гай, Джон (2009). Индийский текстиль на Востоке . Темза и Гудзон. п. 96. ИСБН 9780500288290 .
- ^ Хаузер-Шойблин, Набхольц-Карташофф и Рамсейер 1991 , стр. 130.
- ^ Карпентер, BW (1997). Вой Ньювенкамп, первый европейский художник на Бали . Перипл. п. 193. ИСБН 962-593-318-2 .
- ^ Гиллоу, Дж. (1992). Традиционный индонезийский текстиль . Темза и Гудзон. п. 86. ИСБН 0-500-23641-0 .
- ^ Максвелл, Робин (1990). Текстиль Юго-Восточной Азии: традиции, торговля и трансформация . Издательство Оксфордского университета, Австралия. п. 204. ISBN 0-19-553186-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Встречи с Бали: путешествие коллекционера. Индонезийский текстиль из коллекции доктора Джона Ю AC и доктора Джорджа Суттера AM . Сидней, Австралия: Художественная галерея Мосмана. 2014. с. 24. ISBN 9780980846645 .
- ^ Гиттингер 1979 , с. 147.
- ^ Хаузер-Шойблин, Набхольц-Карташофф и Рамсейер 1991 , гл. 4.
- ^ Хаузер-Шойблин, Набхольц-Карташофф и Рамсейер 1991 , стр. 39.
- ^ Нити жизни | http://www.threadsoflife.com | Код № Т.БЛ.СД.055
Библиография
[ редактировать ]- Гиттингер, Мэттибель (1979). Великолепные символы: текстиль и традиции Индонезии . Вашингтон, округ Колумбия: Музей текстиля . п. 157. LCCN 79-50373 . OCLC 5100926 .
- Хаузер-Шойблин, Бригитта; Набхольц-Карташофф, Мария-Луиза; Рамсиер, Урс (1991). Балийский текстиль . Лондон: Издательство Британского музея. ISBN 0-7141-2505-9 .
- Холт, Клэр (1970). « Остров бандитов, короткое исследовательское путешествие на Нуса-Пениду». В Бело, Джейн (ред.). Традиционная балийская культура . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231030847 . ОЛ 5628981М .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фонд Бебали. (Фонд любителей культуры Бебали) ypbb.org