Jump to content

Текстильное искусство хмонгов

Женщины хмонг на рынке в Сапе, Вьетнам.

Текстильное искусство хмонг состоит из традиционных и современных текстильных искусств и ремесел, производимых народом хмонг . Традиционные примеры текстиля хмонгов включают производство конопляных тканей ручного прядения, плетение корзин, крашение батика и уникальную форму вышивки, известную как цветочная ткань или Падж Нтауб на языке хмонг RPA . Наиболее широко признанный современный стиль текстильного искусства хмонгов — это форма вышивки, заимствованная из Падж Нтауба, известная как сюжетная ткань.

Традиционный текстиль хмонгов, такой как Падж Нтауб, играет важную роль в повседневной жизни хмонгов и часто напрямую связан с более крупными культурными проблемами, такими как религия, пол, экономика и этническая идентичность. Современный текстиль, такой как сюжетные ткани, обеспечивает важный исторический и культурный контекст и часто используется учеными и педагогами внутри и за пределами сообщества хмонг как средство понимания культуры хмонгов и взаимодействия с ней.

Традиционный Текстиль

[ редактировать ]

Конопляная ткань

[ редактировать ]
Деталь юбки хмонг с конопляной тканью и элементами батика

Большинство традиционных видов текстиля хмонг изначально изготавливались из конопляной ткани ручного прядения. [1] Конопля, разновидность каннабиса, будет выращиваться на небольших семейных или общинных фермерских участках до тех пор, пока растения не будут готовы к сбору и обработке женщинами хмонгов. Чтобы подготовить коноплю для производства текстиля, растения сушили на солнце, а волокнистый внешний слой стебля растения снимали и разделяли на короткие отрезки волокон, которые затем соединяли путем ручного скручивания отдельных частей, чтобы создать коноплю. длина материала, подходящая для плетения. Затем грубую конопляную ткань производили вручную на большом деревянном ткацком станке. [2]

Из-за диаспорической истории хмонгов, непоследовательной легальности марихуаны и трудоемкого характера производства конопляной ткани, в большинстве современных тканей хмонгов обычно используются либо готовые конопляные ткани, либо другие, более легкие коммерческие ткани. [1]

Плетение Корзин

[ редактировать ]
Корзина для переноски хмонгов (RPA: выучить; Пахау: 𖬎𖬰)

Корзины для переноски хмонгов, известные как кавм на языке хмонг RPA, традиционно использовались для перевозки сельскохозяйственных товаров или в качестве обычных контейнеров и изготавливались вручную с использованием доступных материалов, таких как бамбук и ротанг (разновидность пальмы). [1] Плетение корзин как текстильное искусство хмонгов уникально тем, что его часто производят мужчины. Хотя исследования в области плетения хмонгов ограничены, их примеры часто можно увидеть на выставке в музеях народного искусства или изображенных на тканях с сюжетами хмонгов.

Ткань, окрашенная в батик

Батик – это техника стойкого крашения, при которой на ткань наносится горячий воск для создания узора. Затем ткань красят, обычно в один цвет (традиционно индиго), и удаляют воск. Вощеные участки ткани устойчивы к краске, и желаемый рисунок сохраняется.

Традиционный батик хмонгов, известный как Падж Дауб нрадж чиаб/каб на языке хмонг RPA, [3] Для создания изделия использована белая конопляная ткань, пчелиный воск, краситель индиго и инструмент для шитья . Эстетически батик хмонг похож на другой визуальный дизайн хмонгов и часто имеет смелые и контрастные геометрические узоры. Эти конструкции достигаются путем удерживания ручки инструмента для резки медным наконечником, расположенным ближе к запястью, что позволяет рисовать прямые штрихи. Чтобы раскрыть рисунок, ткань несколько раз пропитывают краской индиго и оставляют сохнуть, а затем кипятят в воде, чтобы растопить воск. [3] Эта техника используется синими и зелеными хмонгами для украшения юбок, детских переносок и других типичных тканей хмонгов, но не встречается среди белых хмонгов.

Падж Нтауб или Цветочная ткань

[ редактировать ]

Падж Нтауб или цветочная ткань — это традиционная форма вышивки хмонгов, которой занимаются исключительно женщины. В этой уникальной форме вышивки используется широкий спектр техник вышивания, таких как вышивка крестиком, тамбурная строчка, сметочный стежок и гладьевая строчка, и часто аппликации , обратной аппликации и батика. в дизайне используются элементы [4] Эстетически традиционный Падж Нтауб состоит из сильно стилизованных, нерепрезентативных геометрических мотивов, которые разрабатываются как коллективно, так и индивидуально и различаются в зависимости от региона и племени. Эти рисунки часто используются для украшения традиционной одежды хмонгов, включая юбки, головные уборы, воротники рубашек и пояса, которые носят как мужчины, так и женщины, а также других тканей, таких как детские переноски, подушки и погребальный текстиль. [5]

Смерть и религия

[ редактировать ]

В традиционной культуре хмонгов женщины готовят традиционные похоронные ткани, украшенные Падж Нтаубом, для своих близких родственников, таких как родители, родственники мужа и супруга. Обычно это делается задолго до смерти родственников и дарится им в знак сыновней привязанности. Эти специальные ткани состоят из погребального халата, известного как tsho laus или khaub ncaws laus , большого матросского воротника, называемого dab tsho laus, прикрепленного к спине погребального халата женщины из числа белых хмонгов, квадратной погребальной подушки, называемой нуб нкоос для Синие и зеленые хмонги, а также пара тапочек, называемых кхау нуг на языке хмонгов (RPA).

Траурная подушка с цветочным узором

считается В традиционной культуре хмонгов , что одевание умерших в эти ткани Падж Нтауб позволит им присоединиться к своим умершим предкам и получить признание в духовном мире. Символическое значение конкретных мотивов и узоров на погребальном текстиле имеет множество интерпретаций, однако обычно существуют соглашения относительно размера, кроя и цветов, используемых для них каждым кланом или подгруппой хмонгов. Независимо от этих разнообразных интерпретаций, текстиль практически используется для ухода за телом умершего. Например, в погребальной традиции белых хмонгов большой матросский воротник, известный как даб тшо лаус, иногда используется для поддержки головы умершего во время транспортировки тела к месту захоронения. В погребальной традиции синих и зеленых хмонгов погребальная квадратная подушка, известная как нуб нкоос, действует как подушка для головы умершего. [3]

Пол и вышивка

[ редактировать ]

Согласно традиции, девочки-хмонги начинают осваивать навыки, необходимые для изготовления Падж Нтауб, у своей матери, бабушки или старшей сестры уже в три года и осваивают сотни сложных узоров. Умение в Падж Нтауб высоко ценится в традиционной культуре хмонгов и используется для обозначения желаемых женских качеств, таких как трудолюбие, креативность и дисциплина, и часто играет важную роль с точки зрения ухаживания и перспектив брака. Креативность и мастерство дизайна Падж Нтауб также традиционно связывались с плодовитостью вышивальщицы. [5] Когда женщины хмонг выходят замуж и присоединяются к дому своего мужа, они изучают и перенимают новые методы и традиции клана своего мужа Падж Нтауб от своей свекрови и других родственниц. При этом сохраняется традиция Падж Нтауб этого клана. [3]

Хотя трудоемкое производство и украшение одежды хмонг и падж нтауб входили в исключительную ответственность женщин и девочек старшего возраста, это не освобождало их от других обширных обязанностей, включая работу по дому, уход за детьми и работу на ферме. Из-за этого шитье часто приходилось поздно ночью или во время перерывов между другими обязанностями. [6]

Помимо традиций, семьи получат пользу от паджнтауба, создавая традиционные или современные изделия. Эти изделия затем будут проданы на Новый год хмонгов, который приходится на конец октября и на декабрь.

Матросский воротник женщины белых хмонгов, известный как даб тшо.

Символизм и язык

[ редактировать ]

Падж Нтауб часто носит весьма символичный характер, а красочные геометрические узоры функционируют множеством способов, в том числе в качестве абстрактного изображения, религиозного талисмана, групповой идентификации, и многие из них служат кодифицированным визуальным языком. [5] Исторически сложилось так, что народ хмонг имел в основном устную культуру до образования РПА хмонг в 1950-х годах. Однако, согласно популярной легенде, у хмонгов давным-давно была мощная письменность, которая была объявлена ​​вне закона, уничтожена китайскими правителями и потеряна со временем. В результате этой утраты хмонги систематизировали свой язык и спрятали слова как символы в узорах Падж Нтауб, вышитых в складках юбок. [5] [4] Многие ученые и исследователи пытались расшифровать символику мотивов Падж Нтауб, однако не существует единого мнения относительно единственного значения любого из мотивов, поскольку в диаспоре хмонгов им приписывают множество различных названий и интерпретаций. [7]

Хотя Падж Нтауб не следует понимать строго как визуальный алфавит, существует множество примеров и интерпретаций кодифицированной символики Падж Нтауба. [4] [8] Один из примеров этой кодифицированной символики можно найти в кресте хмонгов, который проявляется в виде отдельных или комбинированных стежков крестом, который используется в Падж Нтауб для украшения матросского воротника женщины Белых хмонгов на спине ее рубашки, называемого даб тшо в РПА на языке хмонг. Трактовка этого символа креста заключается в том, что он действует как защитный талисман для спины, которая считается самой уязвимой частью тела, от злых духов. [9] Другие интерпретации утверждают, что кресты по своей сути не имеют символической ценности, а вместо этого работают вместе, образуя более крупный дизайн Падж Нтауба, который издалека напоминает глаза и может обмануть злых духов, заставив их думать, что за ними всегда наблюдает пара глаз. . [10]

История ткани

[ редактировать ]
Ткань с историей хмонгов

Самая известная форма современной вышивки хмонгов — это сюжетная ткань. Сюжетные ткани хмонгов часто называют формой Падж Нтауб, но они эстетически уникальны в традиции хмонгов, поскольку в них ярко выражены элементы образного изображения и фрагменты текста (часто на английском языке), а также более традиционные геометрические мотивы и абстрактная символика. Эти уникальные и креативные вышивки призваны представить разборчивое повествование, и самые ранние примеры, как правило, были сосредоточены на жизни беженцев, военной оккупации и вынужденной миграции из Лаоса. [11] Другие примеры изображают популярные народные сказки хмонгов, истории создания и исторические отчеты о традиционной жизни и культуре хмонгов.

Происхождение

[ редактировать ]

По мнению большинства, первые сюжетные ткани начали появляться в 1970-х годах и производились женщинами хмонг в лагерях беженцев в Таиланде и Лаосе. [4] Точное происхождение сюжетной линии и причина того, почему женщины хмонг начинают отклоняться от традиционных геометрических абстракций Падж Нтауба, неясны. Стипендия выдвинула несколько возможных конкурирующих теорий, включая предположение о том, что работники по оказанию помощи беженцам изначально поощряли идею изготовления вышитых картин для продажи, или что ткани с историями возникли органически под воздействием иллюстрированных учебников на английском языке и китайских книг с выкройками, или что история одежда была средством запоминания и передачи традиций и опыта, часто связанных непосредственно с Тайной войной и выездом из Лаоса. [5] [4] Несмотря на это, некоторый уровень западного влияния явно присутствует в английском тексте, и широко известно, что полотна с рассказами продавались международной аудитории, часто с помощью миссионеров и сотрудников по оказанию помощи беженцам. [12]

Использование и значение

[ редактировать ]

Хотя большинство тканей с сюжетами, похоже, создаются для международного экспорта и туристического потребления, многие западные ученые и молодые американцы хмонги считают их очень ценными в качестве средств обучения и обучения, а также культурных артефактов. [5] Сегодня ткани с историями хмонгов часто служат первоисточником, который связывает диаспорическое сообщество хмонгов с его прошлым, сохраняет и развивает традиционные элементы Падж Нтауба, а также помогает повысить глобальную осведомленность об опыте и обращении с хмонгами во время Тайной войны и после нее. [13]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Ли, Гэри Йа; Тэпп, Николас (2010). Культура и обычаи хмонгов . Гринвуд. ISBN  978-0-313-34526-5 . OCLC   816626541 .
  2. ^ Кирк, Валери. «Текстиль хмонг Северного Вьетнама» . Персональный сайт Гэри Йиа Ли . Проверено 4 мая 2020 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Петерсон, Салли Н. (1990). От сердца и разума: создание Падж Нтауба в контексте сообщества (публикация № 9026627) [Докторская диссертация, Пенсильванский университет] . Издательство диссертаций ProQuest.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Она, Винсент К.; Бюлей-Мейснер, Мэри Луиза (2012). «Сшивание ткани жизней хмонгов: ценность изучения Падж Нтауба и сюжетной ткани в мультикультурном образовании». Хмонги и американцы: от беженцев к гражданам . Пресса Исторического общества Миннесоты. ISBN  978-0-87351-848-2 . OCLC   765881591 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Крейг, Джеральдин. «Модели изменений: переходы в текстильном языке хмонг». Журнал исследований хмонгов . 11 .
  6. ^ МакКолл, Ава Л. (1997). «Больше, чем красивая ткань: преподавание истории и культуры хмонгов посредством текстильного искусства». Теория и исследования в области социального образования . 25 (2): 137–167. дои : 10.1080/00933104.1997.10505799 . ISSN   0093-3104 .
  7. ^ Магливерас, Симеон С. «Текстиль хмонгов, симметрия, восприятие и культура». Симметрия , вып. 12, нет. 11 ноября 2020 г., с. 1829. Перекрестная ссылка , дои : 10.3390/sym12111829 .
  8. ^ «Вышивка хмонгов | Символы» . hmongembroidery.org . Проверено 6 мая 2020 г.
  9. ^ Коэн, Эрик (1987). «Крест хмонг: космический символ в текстильном дизайне хмонг (мео)» . RES: Антропология и эстетика . 14 (14): 27–45. дои : 10.1086/RESv14n1ms20166773 . JSTOR   20166773 . S2CID   113835013 – через JSTOR.
  10. ^ Магливерас, Симеон С. «Текстиль хмонгов, симметрия, восприятие и культура». Симметрия , вып. 12, нет. 11 ноября 2020 г., с. 1829. Перекрестная ссылка , дои : 10.3390/sym12111829 .
  11. ^ Герднер, Линда А. (2019). «Ткань с историей хмонгов с участием Мак Пхута (Участок 137 в Лиме) в Северном Лаосе: редкая по содержанию и художественным деталям» (PDF) . Журнал исследований хмонгов . 20 .
  12. ^ Петерсон, Салли (1988). «Перевод опыта и чтение сюжетной ткани». Журнал американского фольклора . 101 (399): 6–22. дои : 10.2307/540246 . ISSN   0021-8715 . JSTOR   540246 .
  13. ^ МакКолл, Ава Л. (1999). «Разговор через ткань: преподавание истории и культуры хмонгов посредством текстильного искусства». Социальные исследования . 90 (5): 230–236. дои : 10.1080/00377999909602421 . ISSN   0037-7996 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a996624bceaeaa1365cd8beb52a47aa0__1707091680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a9/a0/a996624bceaeaa1365cd8beb52a47aa0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hmong textile art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)