Jump to content

Африканский текстиль

Ткань Куба-рафия, изготовленная народом Куба на территории современной Демократической Республики Конго.
Современный текстильный дизайн Западной Африки

Африканский текстиль — это ткани из разных мест африканского континента . В Африке существует множество самобытных стилей, техник, методов окрашивания, а также декоративных и функциональных целей. Эти ткани имеют культурное значение, а также имеют значение как исторические документы африканского дизайна .

Некоторые из старейших сохранившихся африканских тканей были обнаружены на археологическом участке Кисси на севере Буркина-Фасо . Они изготавливаются из шерсти или тонкого «короткого» волоса животных, включая для целостности высушенную кожу. [1] Некоторые фрагменты также сохранились из Бенин-Сити тринадцатого века в Нигерии . [2] Исторически текстиль использовался в качестве валюты с четырнадцатого века в Западной и Центральной Африке. [3] Ниже представлен обзор некоторых распространенных техник и текстильных материалов, используемых в различных африканских регионах и странах.

Текстильное ткачество

[ редактировать ]

Ленточное ткачество , многовековая технология изготовления ткани путем переплетения полос вместе, характерна для ткачества в Западной Африке, где ткачи Манде и, в частности, люди Теллема считаются первыми, кто овладел искусством плетения сложных уточных узоров в полоски. [4] Находки из пещер на откосе Бандиагара в Мали предполагают, что его использовали еще в 11 веке. Тканые ткани состоят из узких полосок, которые нарезаются на нужную длину и сшиваются вместе. Из Мали эта техника распространилась по Западной Африке до Кот-д'Ивуара, Ганы и Нигерии. Волокно рафии из высушенных очищенных листьев рафийской пальмы обычно использовалось в Западной Африке и Центральной Африке, поскольку оно широко доступно в странах с лугами, таких как Камерун, Гана и Нигерия. Хлопковые волокна дерева капок широко использовались жителями Дагомбы для производства длинных полосок волокна для изготовления ганского халата. Другие волокнистые материалы включали неокрашенный дикий шелк, используемый в Нигерии для вышивки и ткачества, а также ткань из коры фиговых деревьев, используемую для изготовления одежды для торжественных случаев в Уганде, Камеруне и Конго. Со временем большая часть этих волокон была заменена хлопком. Текстиль ткали на горизонтальных или вертикальных ткацких станках с вариациями в зависимости от региона. [5]

  • Горизонтальные ткацкие станки: включают ткацкие станки с одной ремизкой, ткацкие станки с двойной ремизной рамой и ножными педалями и горизонтальные ткацкие станки с ямной педалью. Однако существует множество вариаций, например, йоруба. [6] В Нигерии используют одноремизные ткацкие станки с дополнительными струнными ремями, но ткачи Куба-рафии устанавливают ремизы под углом 45 градусов. Двойные ремизные рамы используются ткачами шелка Асанте, ткачами из Эве и Камеруна, а также ткачами Джермы в Нигере и Буркина-Фасо. В то время как амхара в Эфиопии используют ткацкие станки с ямной педалью с двойной головкой, где ткач сидит на краю небольшой ямы, вырытой в земле.
  • Вертикальные ткацкие станки: берберы в Северной Африке и йоруба в Нигерии использовали широкие вертикальные ткацкие станки для ткачества хлопчатобумажной ткани, в то время как вертикальные ткацкие станки с одной ремизой используются в Камеруне и Конго. Переносные ткацкие станки-треножники, используемые ткачами Манде, сегодня являются уникальными для Сьерра-Леоне и Либерии. [7]

Западная Африка

[ редактировать ]
Женщина йоруба в Асо окэ
Привет, Кенте
  • Асанте Кенте: [8] [9] [10] Асанте Западной Африки , были доминирующим народом Золотого Берега современной Ганы . Контролируя единственный доступный источник золота, Асанте торговали с другими африканскими государствами, а затем и с европейцами после контакта с португальцами в 15 веке. Благодаря своему богатству и богатому источнику золота они делали из золота всевозможные украшения, амулеты и талисманы. В 18 веке Асанте приобрели знания о технике ткачества полосок из Бондуку посредством торговли, которая наблюдается на территории современного Кот-д'Ивуара . Асанте завоевали уважение благодаря ткачеству полосок ткани кенте из хлопка и шелка в ткацкой деревне Бонвире. Термин «кенте» означает «корзина» и относится к шахматному узору ткани. Хлопок для раннего Кенте выращивался на месте, но шелк импортировался со времен шелководства a. Иоттон не коренной житель Ганы. В настоящее время кенте носят все население, однако его использование по-прежнему сконцентрировано среди представителей высшего общества и богатых людей. Это связано с его долгой историей связи с королевской семьей Асанте, которая также использовала его для обозначения своей духовной силы, что документально подтверждено более поздними находками в их святилищах божеств.
  • Эве Кенте: Ткань Кенте также носят овцы, проживающие в Гане, Того и республиках Бенин. Эве, группа, говорящая на гбе, происходящая из Нигерии, имела традицию горизонтального ткацкого станка, переняла стиль ткацкого станка с двойной рамой кенте от Асанте с некоторыми важными отличиями. Овцы ткут хлопчатобумажную ткань вместо шелка или вискозы и вводят плавающие фигурные узоры утка, изображающие пословицы. Кроме того, поскольку овцы не были централизованы, кентэ не ограничивалось использованием королевской семьи, хотя ткань по-прежнему ассоциировалась с престижем и особыми случаями. В Эве кенте существует большее разнообразие узоров и функций, и символика узоров часто больше связана с повседневной жизнью, чем с социальным положением или богатством.
  • Дагбон : Эти люди специализируются на плетении чинчини. Этот африканский текстиль используется для плетения ганского халата . Королевы, принцессы и женщины Дагбона носят чинчини. Плетением чинчини занимается «Кпалуу», один из традиционных профессионалов в обществе Дагбон, существующем до сих пор. Халат, сделанный из чинчини Дагбона, является самой изношенной традиционной тканью Ганы. [ нужна ссылка ] Во время провозглашения независимости от колониального правления первый премьер-министр и президент Ганы вместе с другими членами «Большой шестерки» (Гана) были одеты в халаты, провозглашая достижение независимости народом Ганы. В ноябре 2022 года мужская сборная Ганы по футболу прибыла в Катар в красивых выкройках халатов, сделанных из чинчини. Носки, хотя и родом из Северной Ганы, носят по всей Западной Африке.
  • Йоруба Асо Окэ : Асо окэ, что означает верхняя ткань, является самой престижной тканью йоруба, сотканной вручную. Для плетения ткани требуется определенный опыт и время. Традиционное асо окэ цвета индиго часто требовало, чтобы нить ручного прядения окрашивалась до четырнадцати раз, чтобы добиться необходимого глубокого синего цвета. Были использованы специальные методы, чтобы сделать нити стойкими к цвету, чтобы они не повредили более светлые нити или вышивку при стирке. Для изготовления сырого шелка асо окэ, называемого саньян, нужно собрать тысячи коконов моли, а их шелк тщательно распутать и сплести в нить. Эти виды трудоемкой деятельности были предпосылками ткачества и ручного вышивания. Технически асо окэ — это так называемое узкоткацкое переплетение с двумя ребрами. Ткань изготавливается путем плетения одной ленты ткани длиной сорок футов или более четырех дюймов. Затем этот длинный кусок отдают портному, который разрезает его на части, сшивает, а иногда и вышивает вручную. Традиционно асо окэ ткали из хлопка и импортного или отечественного шелка. Наряды асо окэ носят во время крупных церемоний, таких как свадьбы, похороны, церемонии наречения и важные религиозные праздники.
  • Фасо Дан Фани: производится в Буркина-Фасо народом Марка , название Дюла означает «ткань родины». [11] [12] Сплетено из хлопка , капка и дикого шелка тунтун . Нить прядут вручную, красят и ткут на двухгранных ткацких станках полосатую ткань: женщины прядут и красят , а мужчины ткут и шьют . [13] [14] Полосы каждой ткани сотканы в соответствии с пословицей. Таким образом, ношение ткани передает послание. [13] Томас Санкара (президент с 1983 года до своего убийства в 1987 году) продвигал дан фани как символ местного искусства и национальной гордости и поощрял его ношение как альтернативу западному костюму . [11] Это также перевело производство хлопка из сырья для экспорта на использование для внутреннего потребления . [15] [16] Шанкара сказал: «Мы не должны быть рабами того, что производят другие… ношение Фасо Дан Фани — это экономический, культурный и политический акт, бросающий вызов империализму ». [17] Когда Санкара вернулся к популярности в 2010-х годах, Фасо Дан Фани также стал более популярным в Буркина-Фасо и в Западной Африке в целом. [18] [19]

Восточная Африка

[ редактировать ]

Эфиопский хлопок. За исключением Эфиопии, текстильное ткачество менее распространено в Восточной Африке. В I веке хлопок был импортирован в Эфиопию арабами. В Эфиопии условия хороши для выращивания хлопка, поэтому хлопок затем выращивали на месте и ткали хлопчатобумажную ткань на горизонтальных ткацких станках. [20] в основном используется людьми с высоким социальным статусом.

Центральная Африка

[ редактировать ]
  • Куба-рафия: куба в Центральной Африке обладают одним из самых широких навыков текстильного мастерства в Африке, включая плетение ткани из листьев рафийской пальмы , а также вышивку, аппликацию, технику резки и резистивного крашения. Потребность Королевства Куба в традиционном текстиле для церемоний поддерживала их традиционную ткань и методы ткачества с момента расцвета королевства между 17 и 19 веками и до наших дней. В отличие от других регионов Африки, где со временем местные выращенные и домотканые материалы были заменены ткаными и синтетическими тканями, ткацкие станки Кубы из рафии не могли быть адаптированы для ткачества хлопка или других волокон; тем самым помогая сохранить традиционные навыки. Рафия является одним из наиболее важных местных волокон, используемых в Центральной Африке, включая Камерун, Республику Конго и Демократическую Республику Конго. Он растет в изобилии и устойчиво на болотистых землях. Для изготовления ткани из рафии собирают волокна рафийных пальм, снимают верхнюю кожуру и оставляют сушиться на солнце. Затем из волокна ткут юбки и накидки. Ткачество рафии также сосредоточено в восточной части Мадагаскара, где современные накидки из рафии хаклкат окрашиваются в несколько цветов.
  • Ткань из коры: Ткань из коры имеет церемониальное и ритуальное значение для баганда в Уганде, а также в Камеруне и Конго. Это одна из первых тканей, изготовленных в тропических регионах Африки к югу от Сахары, особенно в Центральной Африке. Кора тропического фигового дерева снимается с дерева один раз в год, а затем снова отрастает. Кору смачивают, а затем ритмично бьют по бревну, пока она не увеличится в четыре раза. [21] в ткань. Затем ткань украшают вышивкой или красят для создания вышитых платьев, связанных крючком шляп с перьями или популярной ткани из резистивной коры, вышитой Бамилеке.

Южная Африка

[ редактировать ]
  • Мадагаскарский шелк: Остров Мадагаскар расположен у юго-восточного побережья Африки, отделен от материка Мозамбикским каналом. Малазийские полинезийцы колонизировали остров в первом тысячелетии и посредством торговли принесли на остров и остальную Африку методы ткачества и погребальные обычаи. Хлопок выращивают по всему острову, но самым престижным материалом является шелк. Существует 13 известных разновидностей местного шелка. Шелк длинный и соткан на одном ткацком станке.

Северная Африка

[ редактировать ]
  • В Египте тканые гобелены, называемые килим, использовались в качестве ковриков, по крайней мере, с V века. Это ремесло до сих пор популярно во всей Африке и Азии и часто используется в качестве молитвенных ковриков.

Крашение

[ редактировать ]

Крашение – основной метод окраски тканей. От кочевников-туарегов от Сахары до Камеруна одежда, окрашенная индиго, самым распространенным красителем в Западной Африке, означала богатство и изобилие. Йоруба в Нигерии и мандинка в Мали признаны экспертами в окрашивании индиго. Широко использовались природные красители, такие как растительные и минеральные красители, в том числе синий цвет индиго, который получают из ручья, текущего от реки Сенегал до границы с Кэмероном, богатого Lonchocarpus cyanescens ( вид кустарника из семейства Fabaceae. Он широко известен как элу у йоруба, ануну у народа игбо как талаки у хауса, сауру в Тиве и как эбелу у народа Эдо) основное растение для окрашивания индиго. Другие натуральные красители включают серное дерево Моринда для желтого цвета, белый из каолиновой глины, черный из древесного угля или черной глины, коричневый из грязи и красный из Камвуда. Некоторые красители, например камвуд, перед использованием необходимо нагревать. Камдерево измельчают в порошок, затем кипятят перед добавлением окрашиваемого волокна. Однако другие красители, такие как кольский орех, не нуждаются в нагревании. Техники резиста, такие как тай-дай, сшитый и сложенный резист, восковой батик и крахмальный резист, являются типичными методами окрашивания, используемыми для создания узоров и цвета на ткани.

Западная Африка

[ редактировать ]
  • Сенегал: Устойчивое крашение предполагает сшивание ткани, чтобы предотвратить попадание красителя на выбранные участки ткани. Исторически швы выполнялись вручную, но теперь и на швейных машинах. Лучшими материалами, окрашенными в цвет индиго, являются ткани Saint Louis из Сенегала. [22] Ткачи манджак производят наиболее широко используемую ткань в Сенегале.
  • Нигерия: Среди хауса окрашивание индиго приносило богатство в древнем Кано . Йоруба — мастера процесса окрашивания индиго, они используют метод стежкового сопротивления для изготовления Adire Alabere .
  • Мали: Традиционная грязевая ткань изготавливалась по определенному методу с использованием плетения, красителей и местной грязи. Желаемые модели были результатом повторения процессов с течением времени.
  • Гана: символы Адинкры , представляющие пословицы и афоризмы, были нанесены на ткань с помощью резных штампов из калебаса. [23] и краситель на растительной основе для изготовления тканей Адинкра, которые традиционно носят члены королевской семьи и духовные лидеры. Ткани Адинкра произошли от племени Боно Акан в Гане.

Центральная Африка

[ редактировать ]
  • Камерун: Крашение индиго в Камеруне также производится в ямах, очень похоже на технику, практикуемую в соседней Нигерии. Для изготовления ткани, окрашенной в цвет индиго Бамилеке, геометрические узоры вышиваются на хлопчатобумажной ткани нитью рафии. Сшитую ткань затем окрашивают в синий цвет в красильных ямах с использованием индиго, которое традиционно было натуральным, но теперь заменено синтетическими версиями. Затем рафийные швы снимают с окрашенной ткани, чтобы обнажить рисунок белого резиста на синем фоне. Используемые узоры варьируются от геометрических племенных мотивов до фигуративных узоров людей и животных. Куба использует крашение зажимным резистом. Панели рафии складывают в форме куба, затем зажимают и окрашивают погружением. После окрашивания зажимы снимают, чтобы выявить рисунок резиста натуральной рафии на обычно окрашенном в черный цвет фоне.

Южная Африка

[ редактировать ]
  • Зимбабве: Батики создаются с использованием пасты из кукурузной муки. В восточной части Зимбабве существует давняя традиция изготовления прочных циновок естественного цвета из волокон коры.

Оформление: вышивка и вышивка бисером.

[ редактировать ]

Вышивка [24] использовался как в декоративных, так и в функциональных целях. Техники вышивки, такие как петлевая строчка и вышивка с разрезным ворсом, часто просты, но их сложные эффекты являются результатом уровня навыков и используемого окончательного дизайна рисунка. Например, аппликация с подшивкой — это простая техника, которая используется до сих пор, когда из кусочков ткани рафии вырезаются узоры и пришиваются к основной ткани. Декоративный узор зависит от региона и фантазии вышивальщицы. Асанте в Гане используют нефигуративные модели, представляющие пословицы, в то время как овцы [25] используйте образные узоры утка, также изображающие пословицы. Йоруба . делают ряды отверстий вдоль тканой полосы ткани Вышивка бисером распространена в Восточной Африке и Южной Африке, хотя ее все еще используют в других частях Африки, включая Нигерию и Эфиопию.

  • Западная Африка: в Нигерии хауса, нупе и йоруба используют разнообразную вышивку на своих струящихся платьях, которые йоруба называют агбада . халатами [26] которые носят мусульманские мужчины из Западной Африки и люди с высоким социальным статусом. в Гане Асафо , военные организации, существовавшие еще в конце 1400-х годов, уравновешивали политическую власть верховных вождей и наиболее развиты среди Фанте с типичным городом, имеющим от двух до 14 рот. Каждая компания имеет свое название, номер, регалии и святыню. Роту возглавляют старший командир, капитаны подразделений и другие должностные лица, в том числе лингвисты, знаменосцы, жрецы и жрицы. Франкаа [27] [28] - это флаг компании Fante Asafo. Цветной лоскутный узор на Франкаа отсылает к пословицам, изображает исторические события или утверждает богатство и мощь компании Асафо, которая его изготовила. Аппликации и вышивка появляются на обеих сторонах флага. До 1500-х годов Нигерия импортировала бусы из Индии. В XIX веке резчики и изготовители корон йоруба собирали регалии из импортных бус.
  • Восточная Африка: в Эфиопии есть две традиции вышивки: вышивка Амхара , находящаяся под влиянием коптских христианских традиций, и мусульманский стиль, первоначально сосредоточенный в городе Харар , на который повлияли индийские и арабские образцы вышивки. Вышивка амхара обычно пришивается на сорочке из неокрашенного хлопка ручной работы, а вышивка находится на шее, манжетах и ​​подоле. Сама вышивка выполняется хлопковым или серебряным бисером. Масаи, проживающие в Великой рифтовой долине Кении и Танзании, начали украшать свою кожу бисером в основном в 19 веке. [29] Бусы и ракушки также использовались для изготовления украшений и украшения масок, парадных платьев и костюмов.
  • Центральная Африка: ткачество из рафии, вышитые платья, связанные крючком платья и шляпы с перьями — все это уникально для страны Камерун. Куба используют аппликацию для укрепления рафии, используемой для пошива юбок. Поскольку рафия грубая, ее обычно промывают и растирают, чтобы смягчить. Это ослабляет волокна и создает дыры. Для прикрытия дырочек используются декоративные аппликации.
  • вышивка бисером коса Южная Африка: документировано , зулу, ндебеле и басуто. Исторически одежду украшали из натуральных материалов, например, из страусиных панцирей. Лишь в 1930-х годах португальцы начали продавать стеклянные бусины, и в конечном итоге они были куплены у индийских торговцев или христианских миссионеров. В культуре коса четки представляют собой организационную структуру общества и обряды посвящения, через которые прошли люди. Символические отсылки черпаются из бусинок через цвет, узор, форму и мотивы. Часто используемые мотивы на бусинах включают деревья, ромбы, четырехугольники, шевроны, треугольники, круги и параллельные линии, которые образуют узор, эксклюзивный для определенных возрастных групп. Кирпичный стежок – самая распространенная техника изготовления зулусского бисера. Бисерины располагаются рядами в шахматном порядке и по мере надевания каждой новой бисеринки нить проходит под петлю нити предыдущего ряда и обратно. Это придает зулусскому бисеру характерные черты. Зулусы предпочитают мотивы, состоящие из треугольников, диагональных и горизонтальных линий.

Культурное значение

[ редактировать ]

Ткачество имеет большое значение во многих африканских культурах. Догоны вращение , например, верят, что [30] а плетение нитей можно сравнить с воспроизводством человека и идеей возрождения. Цвет ткани часто имеет значение и отражает определенные качества и атрибуты. Например, у эве и ашанти черно-белую ткань кенте обычно носят на похоронах пожилых людей, чтобы обозначить как празднование жизни, так и оплакивание смерти. В большинстве случаев вдова в течение нескольких дней носит одежду своего покойного мужа.

Африканский текстиль можно использовать как исторические документы. [31] ткань можно использовать в память об определенном человеке, событии и даже политическом деле. Большая часть переданной истории была больше связана с тем, как другие влияли на африканский народ, а не с самим африканским народом. Гобелены рассказывают истории римских и арабских вторжений, а также то, как влияние ислама и христианства повлияло на жизнь Африки. То же самое можно сказать и о крупных событиях, таких как колониализм, африканская работорговля и даже холодная война. [32]

Африканский текстиль также имеет значение как исторический документ, предлагая перспективы в тех случаях, когда письменные исторические отчеты недоступны: «Историю Африки можно читать, рассказывать и записывать на ткани». [33]

Спрос Западной Африки на хлопчатобумажные ткани способствовал обмену между странами Юга в колониальные времена . [34]

Некоторые примеры африканского текстиля:

  1. ^ Магнавита, Соня (2008). «Самый старый текстиль из стран Западной Африки к югу от Сахары: факты о шерсти из Кисси, Буркина-Фасо» . Журнал африканской археологии . 6 (2): 243–257. дои : 10.3213/1612-1651-10118 . Архивировано из оригинала 4 ноября 2014 г.
  2. ^ Весна, Кристофер (1989). Африканский текстиль . Нью-Йорк: Полумесяц. п. 3. ISBN  978-0517688076 .
  3. ^ «Ткань и общество» . Обожаю африканский текстиль . Проверено 12 мая 2020 г.
  4. ^ Гиллоу 2003 , стр. 20–23.
  5. ^ «Типы ткацких станков в Африке к югу от Сахары» . Обожаю африканский текстиль . Проверено 12 мая 2020 г.
  6. ^ Гиллоу 2003 , стр. 53, 131–2, 182.
  7. ^ Гиллоу 2003 .
  8. ^ Боатенг, Боатема. «Ткань Адинкра и Кенте в истории, праве и жизни» . Архивировано из оригинала 17 июня 2020 г.
  9. ^ «Ткань Кенте (народы Асанте и Эве) (статья)» . Ханская академия . Проверено 12 мая 2020 г.
  10. ^ Боатенг, Боатема (2011). Авторское право здесь не работает: ткань Адинкра и Кенте и интеллектуальная собственность в Гане . Университет Миннесоты Пресс. ISBN  978-0-8166-7002-4 .
  11. ^ Jump up to: а б «Буркина-Фасо создает лейбл Faso dan fani | West Africa Gateway | Portail de l'Afrique de l'Ouest» . www.west-africa-brief.org .
  12. ^ «Обмен костюмов на образ «дан фани»» . Новости Би-би-си .
  13. ^ Jump up to: а б «Faso dan fani: Марка текстиля в Буркина-Фасо / Женевьева Хилл-Томас» . Смитсоновский институт .
  14. ^ «Фасо Дан Фани – Из Уагадугу в мир» . 1 июня 2019 г.
  15. ^ «Мир Томаса Санкары. Автор: Джей» . СРЕДНЕЗАПАДНЫЙ МАРКС .
  16. ^ Петерсон, Брайан Дж. (13 апреля 2021 г.). Томас Санкара: революционер в Африке времен холодной войны . Издательство Университета Индианы. ISBN  9780253053770 – через Google Книги.
  17. ^ Ю, доктор (17 декабря 2015 г.). «Фасо Дан Фани: ткань родины» .
  18. ^ «Фасо Дан Фани: А что, если бы Томас Санкара был прав?» . 15 октября 2014 г.
  19. ^ Африка, Ле-Пойнт (23 февраля 2021 г.). «Буркина-Фасо: мощное возвращение «фасо дан фани» » . Точка .
  20. ^ Гиллоу 2003 , с. 160.
  21. ^ Гиллоу 2003 , с. 182.
  22. ^ Гиллоу 2003 , с. 69.
  23. ^ Гиллоу 2003 , с. 88.
  24. ^ Гиллоу 2003 , стр. 140, 164, 182, 196.
  25. ^ «Введение в историю и культуру народа эве – Право на образование» . 27 декабря 2017 г. Проверено 9 июня 2022 г.
  26. ^ «Определение АГБАДА» . www.merriam-webster.com . Проверено 9 июня 2022 г.
  27. ^ «Коллекции | Национальный музей африканского искусства» . africa.si.edu . Проверено 12 мая 2020 г.
  28. ^ «Флаг компании Асафо (Франкаа)» . www.brooklynmuseum.org .
  29. ^ Гиллоу 2003 , с. 170.
  30. ^ «вращение» , The Free Dictionary , дата обращения 9 июня 2022 г.
  31. ^ Готт, Сюзанна; Логран, Кристин (2010). Современная африканская мода . Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0-253-00140-5 . OCLC   747431637 .
  32. ^ Весна 2012 г.
  33. ^ Весна 2012 г. , стр. 32–33 .
  34. ^ Кобаяши, Кадзуо (2019). Индийский хлопковый текстиль в Западной Африке: африканское агентство, потребительский спрос и формирование мировой экономики, 1750-1850 гг . Чам: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  978-3-030-18675-3 . OCLC   1104346097 .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7b1214a39d7aefb94de1066ba4d6958f__1721204880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7b/8f/7b1214a39d7aefb94de1066ba4d6958f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
African textiles - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)