верхнее пальто


Ткань асо окэ ( йоруба : aṣọ òkè, произносится как ах-ШАУ-окей ) — это ткань ручной работы, которая возникла у народа йоруба в Йорубаленде на территории сегодняшней Нигерии, Бенина и Того. Ткань, которую обычно ткут мужчины и женщины, используется для изготовления мужских платьев, называемых агбада , и шляп, называемых фила , а также женских накидок йоруба, называемых Иро , женской блузки йоруба, называемой Буба, и платья, называемого Комоле, а также головы . галстук , называемый геле и так далее.


Асо окэ происходит из культуры йоруба в Квара , Коги , Ондо , Ойо , Огун , Экити , Лагос и штатах Осун на западе Нигерии.

Способ изготовления ткани оставался неизменным на протяжении веков, однако были изучены новые технологии и методы производства, позволяющие уменьшить вес и толщину ткани асо окэ. Более легкие ткани делают эту одежду более доступной для повседневной носки, поскольку многие из местных асо окэ были непригодны для определенных климатических условий. [ 1 ] [ 2 ]
Виды асо окэ
[ редактировать ]Другой способ, с помощью которого дизайнеры сделали эту старую традиционную ткань более современной, заключается в «структурном манипулировании и объединении животных и цветочных мотивов в определенные формы сетки и геометрии, подходящие для приложений компьютерного дизайна». В основу более традиционных мотивов легли басни и фольклор.
- Саньянский тип: соткан из пряжи дикого шелка анафе и хлопка. Тип саньяна обычно бывает коричневого или коричневого цвета. [ 3 ] [ 4 ]
- Тип алаари : соткан из синтетического или местного хлопка и блестящих нитей, иногда с перфорированным узором. Алаари . обычно изготавливается в темно-красном или ярко-фиолетовом цвете [ 3 ]
- Тип этю : имеет темный цвет индиго с крошечными белыми полосками, отличающимися своей простотой. [ 5 ] [ 6 ]
- Опа аро: темно-синяя однотонная тканая ткань с зеленой полосой. [ 7 ]
- Ифун или фу : сочетание светло-коричневой и темно-синей ткани. [ 8 ]
- Вака : тканая ткань сплошного черного цвета с одной или двумя полосами основы красного цвета. [ 9 ]
- Асо-ипо, ифале, абата и апонупонин — красная тканая одежда. [ 10 ]
Aso Oke выпускается в различных цветах.
Ткани асо окэ также можно носить с другими тканями йоруба, например с араном, бархатной тканью с концентрическими узорами.
Женская одежда йоруба
[ редактировать ]Когда люди говорят об асо окэ, они обычно имеют в виду традиционную женскую одежду йоруба, состоящую из четырех частей: [ 11 ]
- Буба : блузка йоруба.
- Иро : юбка с запахом
- Желтый : повязка на голову
- Иборун или ипеле : шаль или плечевой пояс.
Однако женская одежда йоруба обычно изготавливается из различных традиционных тканей йоруба, а не только из асо окэ, сюда входят адире , сегхосен, а также различные виды кружева и анкара. Также в женскую одежду йоруба входят пакаджа/каджа и бусины для волос.
Формальная одежда
[ редактировать ]Йоруба всего мира носят ткань асо окэ для особых случаев. [ 12 ] включая праздники, свадьбы, [ 13 ] похороны и церемонии титулования вождя. Все последователи религии йоруба также носят ткани асо окэ и шляпы. Асо окэ, в частности, тип ету используется в маскараде Эгунгун . Изображенная ткань надевается максимально близко к коже маскера, она имеет сходство с саваном, в который заворачивают умершего. [ 14 ]
Техника и материалы, используемые при изготовлении Асо-Оке.
[ редактировать ]Выбор цвета, используемого при создании дизайна различных асо-окэ, является отражением аспектов верований и жизни народа йоруба и обычно передается из поколения в поколение по семейным линиям. Узоры представляют собой формы невербального общения, где каждый рисунок рассказывает свою историю. Традиционно материалы, используемые в прошлом, были местного производства и включали натуральный хлопок, шелк из коконов гусениц и нити, окрашенные индиго. [ 15 ] Инструменты для дизайна ткани для ткачества включают Аката (пропеллер), Ие (длинное колесо), Акаво (короткое колесо), Гоу и Кикгун (ролики), Ааса (ударники), Ому (удлинитель, используемый для удержания катушки) и Санрин (металлический колышек). [ 16 ]
Техника включает в себя несколько этапов, в том числе подготовку пряжи, которая в большинстве случаев изготавливается из окрашенного хлопка или шелка, установку ткацкого станка и последующее плетение ткани. Из хлопка, используемого при изготовлении Асо-оке, вручную изготавливают нити, которые при производстве комбинируются с другими материалами. [ 17 ] поскольку пряжа изготавливается из натуральных материалов, таких как луковая кожура и кора, после чего из пряжи превращаются нити и наматываются на бобины. После изготовления пряжи ткацкий станок устанавливается на две рамы, состоящие из двух вертикальных стоек и горизонтальной балки. Нить основы, идущая вертикально, наматывается на балку и продевается через небольшие металлические или деревянные рамки, называемые ремизками, которые помогают контролировать нить основы. Нити, идущие горизонтально (так называемые уточные), затем вплетаются в ткань с помощью челнока с помощью техники, известной как «выбор и подбор», которая включает в себя чередование двух уточных нитей, тем самым создавая узор, проделывая это на ткань . [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]- Adire : тай-дай йоруба.
- Африканский текстиль
- Фила (шляпа)
- Женская обертка
- Спуститься
- Женская одежда йоруба
- Ткань Кенте — сотканная Ашанти. народом
- Ткань из коры — сотканная Буганда. народом
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Агбадуду, AB; Огунрин, ФО (январь 2006 г.). «Асо-оке: нигерийский классический стиль и модная ткань» . Журнал модного маркетинга и менеджмента . 10 (1): 97–113. дои : 10.1108/13612020610651150 . ISSN 1361-2026 .
- ^ Оджо, Эммануэль Банколе (2007). «Печать современных тканей ручной работы (Асо-оке) на юго-западе Нигерии» . Проблемы дизайна . 23 (2): 31–39. дои : 10.1162/desi.2007.23.2.31 . ISSN 0747-9360 . JSTOR 25224104 .
- ^ Jump up to: а б Дэниелс, Камрин (16 октября 2023 г.). «Погрузитесь в Асо Окэ» . Художественный музей Сент-Луиса . Проверено 17 февраля 2024 г.
- ^ fagbemijo (22 мая 2014 г.). « Уши коренных народов йоруба: винтаж – типы и их значение», Адеронке Адесола Адесанья » Оеку Офун Храм Получено 3 марта 2024 г.
- ^ Банколе Оджо, Эммануэль (весна 2007 г.). «Печать современных тканей ручной работы (Асо-Оке) на юго-западе Нигерии». Проблемы дизайна . 23 (2): 31–39. дои : 10.1162/desi.2007.23.2.31 . S2CID 57568755 .
- ^ Агбадуду, AB (2006). «Асо-Оке: нигерийский классический стиль и модная ткань». Журнал моды, маркетинга и менеджмента . 10 : 97–113. doi : 10.1108/13612020610651150 – через Изумруд.
- ^ fagbemijo (22 мая 2014 г.). « Уши коренных народов йоруба: винтаж – типы и их значение», Адеронке Адесола Адесанья » Оеку Офун Храм Получено 1 июля 2024 г.
- ^ fagbemijo (22 мая 2014 г.). « Уши коренных народов йоруба: винтаж – типы и их значение», Адеронке Адесола Адесанья » Оеку Офун Храм Получено 1 июля 2024 г.
- ^ fagbemijo (22 мая 2014 г.). « Уши коренных народов йоруба: винтаж – типы и их значение», Адеронке Адесола Адесанья » Оеку Офун Храм Получено 1 июля 2024 г.
- ^ fagbemijo (22 мая 2014 г.). « Уши коренных народов йоруба: винтаж – типы и их значение», Адеронке Адесола Адесанья » Оеку Офун Храм Получено 1 июля 2024 г.
- ^ «Асо-Оке | Наследие Асо Окэ» . asooke.com.ng . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ Ннади, Чиома (6 февраля 2019 г.). «У этого нигерийского дизайнера Наоми Кэмпбелл и Имаан Хаммам демонстрируют его завораживающий костюм ручной работы» . Мода . Конде Наст . Проверено 8 октября 2019 г.
- ^ Яакух, Кумаше (25 октября 2022 г.). «Африканская свадебная мода: будьте в центре внимания, как эти 7 невест в ослепительном дизайне Asoke» . Законная Нигерия . Проверено 26 октября 2022 г.
- ^ Фицджеральд, Мэри Энн; Древал, Генри Дж.; Окедиджи, Мойо (1995). «Трансформация через ткань: костюм йоруба эгунгун» . Африканское искусство . 28 (2): 55–57. дои : 10.2307/3337226 . ISSN 0001-9933 . JSTOR 3337226 .
- ^ Штаб-квартира CIAFE (17 января 2024 г.). «Асо Окэ: сложные ткацкие традиции народа йоруба» . СИАФЕ . Проверено 15 марта 2024 г.
- ^ Акин-дада (11 марта 2021 г.). «Знаете ли вы? Искусство изготовления асо-оке – Asoebi Guest Fashion» . asoebiguest.com . Проверено 17 марта 2024 г.
- ^ «Крупный план Асо-Оке из племени йоруба» . Google Искусство и культура . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ Хлоя (11 июня 2023 г.). «Традиционные ремесла нигерийского асо окэ: текстиль ручной работы и наследие йоруба» . Журнал моментов . Проверено 15 марта 2024 г.