Jump to content

Юзен

Кимоно, окрашенное в технике юдзэн , с характерными четкими участками сопротивления (тонкие белые контуры вокруг окрашенного рисунка кленовых листьев).
Японское кимоно, окрашенное в технике юдзэн , 1912–1926 гг., из коллекции кимоно Халили.

Юдзэн ( 友禅 ) — японская техника резистного крашения , при которой красители наносятся внутри контуров окрашенного или неокрашенного резиста из рисовой пасты , который можно нарисовать от руки или нанести по трафарету; паста удерживает участки красителя разделенными. Зародившись в 17 веке, эта техника стала популярной как способ нарушить законы о роскоши в отношении тканей для одежды, [ 1 ] а также как способ быстрого изготовления кимоно , которое казалось раскрашенным вручную красками. Техника была названа в честь Миядзаки Юзена (宮崎友禅), художника-фаната 17 века, который усовершенствовал эту технику. [ 2 ] Рисунки вееров Миядзаки Юзена стали настолько популярными, что в 1688 году была опубликована книга под названием « Юдзэн-хиинагата» , в которой показаны аналогичные узоры, примененные к косодэ (предшественнику кимоно ). Мода на сложные живописные узоры юдзэн продлилась до 1692 года. [ 3 ]

Существует несколько подтипов техники юдзэн .

Первый — итомэ-юзен , иногда его еще называют хон-юзен . [ 3 ] Сначала на ткани или бумаге от руки рисуется эскиз черными термолабильными чернилами из дневных цветов . [ 4 ] подается паста из рисового порошка, рисовой пасты, рисовых отрубей и лайма (называемая нори ) Затем из конуса по контуру . Эти гребни пасты называются итомэ . жидкость на основе бобов, называемая годзиру применяется Затем в качестве протравы , чтобы красители лучше проникали. [ 3 ] Этап нанесения красителя называется иросаши . [ 4 ] Краска наносится с помощью кисти. Выступы пасты разделяют участки краски, подобно перегородчатой ​​эмали . На окрашенной области кисть можно использовать для нанесения омбре . градиентов [ 3 ] ( бокаси-дзомэ , [ 3 ] «омбре-окрашивание»). [ нужна ссылка ] муши — этап, при котором ткань пропаривается при температуре 80 °C (176 °F) в течение примерно 20–40 минут. На этом этапе для закрепления цвета можно применять [ 4 ] или пропаривание можно не проводить до тех пор, пока фон не будет окрашен. [ 3 ] Фон окрашивается путем покрытия всех уже окрашенных участков дополнительными резистными пастами с последующим нанесением фонового красителя либо кистью ( хики-дзоме ), [ 3 ] или окунув ткань в чан с красителем ( джи-дзомэ ), [ 4 ] иногда с дополнительным рисунком шибори (тай-дай). [ 3 ] Шаг юдзэн -нагаси смывает пасту с ткани; теперь это делается в специализированной раковине, а не в чистом потоке. [ 4 ] Затем ткань можно снова пропарить, чтобы отрегулировать ее размеры, и можно применить другие формы украшения, например вышивку. [ 3 ]

В 1870-х годах уцуси-юдзэн была разработана техника . Он использовал синтетические анилиновые красители , недавно завезенные в Японию, и смешивал их с резист-пастой нори . Когда ткань пропаривали, красители проникали в ткань, а паста оставалась на поверхности. действовали Таким образом , нори как краситель и как сопротивление другим красителям. Широко использовались трафареты. В 1879 году этой техникой окрасили шерстяную ткань под названием мосурин , получив мосурин-юзен. [ 3 ] (шерсть в то время была новым импортом в Японию). [ нужна ссылка ] Адаптация техники к шелку заняла больше времени; Хиросе Джисукэ из Киото приписывают разработку техники ката-юдзен . [ 3 ]

В 1881 году усовершенствования в технике красящей пасты и обработки паром позволили красить фон с помощью пасты ( сигоки ), часто используя более яркие цвета, чем традиционные техники. Вместо того, чтобы прокручивать полотно мимо художника, украшавшего его часть за раз, всю длину расстилали на доске. Все цветные пасты наносились через трафареты с помощью шпателя, причем для каждого цвета использовался свой трафарет. [ 3 ] (скорее как японская гравюра на дереве ). Работа кистью через трафареты использовалась только для создания градиентов. Трафарет для неокрашенной пасты использовался для создания скиаморфных белых контуров между цветными областями, благодаря чему готовый узор ката-юдзен напоминал итомэ-юдзен . [ 3 ]

1900 Всемирная выставка года в Париже представила стиль модерн. [ 3 ] (западное художественное движение, находящееся под сильным влиянием японского искусства ) [ нужна ссылка ] японским художникам. В начале 20-го века юзен разработал новый дизайн, вдохновленный модерном . [ 3 ]

Несмотря на то, что юдзэн внешне похож на цуцугаки , он отличается применением: на изделия цуцугаки обычно перед окрашиванием используется одно нанесение рисовой пасты, обычно в красильной ванне индиго , что приводит к характерному сине-белому конечному результату. Напротив, юдзэн может включать в себя несколько повторных нанесений рисовой пасты с нанесением вручную красителя на определенные участки перед удалением резиста.

Сегодняшний день

[ редактировать ]

Юдзэн продолжает оставаться популярной техникой украшения кимоно и оби , обычно используемой для более формальных нарядов и часто встречающейся на кимоно, например, куротомэсодэ . В отличие от других техник окрашивания кимоно, таких как цудзигахана , юдзэн никогда не выходил из моды и не был забыт как техника украшения текстиля. Красильщики, такие как Моригучи Како из Киото, продолжают создавать кимоно, окрашенные в стиле юдзэн , которые были настолько востребованы, что современная индустрия моды разработала промышленный метод копирования их для использования в одежде западного стиля. Известные дизайнеры, такие как Ханаэ Мори , широко заимствовали выкройки кимоно для своих коллекций от кутюрье. К концу 1980-х годов новое кимоно, сотканное и окрашенное вручную, стало чрезвычайно дорогим: формальная одежда стоила 25 000 долларов США.

На Окинаве . техника юдзэн также использовалась для производства ткани бингата, окрашенной по трафарету , родной для этого региона, производя яркий текстиль, который считается художественным национальным достоянием [ нужна ссылка ]

Юзен вариации

[ редактировать ]

Биродо-юдзэн , или юдзэн-биродо , — это юдзэн техника , при которой бархат окрашивается и расписывается в технике юдзэн , после чего ворс аккуратно срезается в определенных местах, создавая живописный эффект света и тени. [ 5 ] Техника впервые появилась в 19 веке и была описана в 1905 году Бэзилом Холлом Чемберленом . [ 6 ] являются формой росписи по бархату , Хотя технически работы биродо-юдзэн они не сравнимы с бархатными картинами Запада и Ближнего Востока, в которых в качестве холста используется бархат .

См. также

[ редактировать ]
  • Рокетсудомэ — традиционная японская техника окрашивания воском.
  • Катадзоме — традиционная техника окрашивания по трафарету.
  • Цуцугаки — техника ручного нанесения красителя, похожая на юдзэн.
  1. ^ Кондра, Джилл (2008). Гринвудская энциклопедия одежды на протяжении мировой истории . Издательская группа Гринвуд. ISBN  9780313336645 .
  2. ^ Ян, Санни; Нарасин, Рошель М. (2000). Текстильное искусство Японии . Токио: Shufunotomosha Co. стр. 49–50. ISBN  4889960619 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Фукацу-Фукуока, Юко (2004). «Эволюция техник и рисунков окрашивания юдзэн после Реставрации Мэйдзи» . Материалы симпозиума Текстильного общества Америки. Университет Небраски – Линкольн.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Окамура, Маюми (10 января 2014 г.). «юзен» . проект-japan.jp . Проект Япония . Проверено 5 августа 2021 г.
  5. ^ «Такеучи Сейхо (после), Луна над Венецией, текстильная настенная завеса» . Британский музей . Проверено 24 августа 2012 г.
  6. ^ Чемберлен, Бэзил Холл (1905). Вещи японские: заметки на различные темы, связанные с Японией, для путешественников и других лиц . Дж. Мюррей, Лондон (переиздано Echo Press, 2009 г.). ISBN  9781848301818 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c9c3a48d0d90c999f99dba152ded4382__1708039320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/82/c9c3a48d0d90c999f99dba152ded4382.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yūzen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)