Причудливый шелк

Причудливый шелк — стиль узорчатых шелковых тканей, популярный в Европе в конце 17 — начале 18 веков. Причудливые шелка характеризуются масштабными асимметричными узорами с геометрическими формами, стилизованными листьями и цветами, созданными под влиянием волны азиатского текстиля и декоративных предметов, достигшей в эти десятилетия на европейский рынок. Причудливые шелка использовались как для одежды, так и для мебели. [1] [2] В качестве описания этот термин впервые был использован доктором Вильгельмом Сломаном в названии книги « Причудливые узоры на шелке», опубликованной в 1953 году в Копенгагене . [3]
Разработка
[ редактировать ]Современное название «причудливый шелк» отражает смелые цвета и щедрое использование фактурных золотых и серебряных нитей, а также характерные удлиненные асимметричные узоры шелковых тканей, сотканных во Франции, Италии и Великобритании примерно с 1695 по 1720 год. [1] [4] Тканые шелковые узоры 1670-х годов имели узоры в виде украшенных полос, но в 1680-х и 1690-х годах они были заменены самыми ранними «прото-причудливыми» узорами, в которых присутствовали экзотические элементы, основанные на артефактах, импортированных из Ост-Индии , Китая и Индии «без разбора». в сочетании с нынешним европейским вкусом к выпуклым свиткам в стиле барокко ». [5] В наиболее экстремальных проявлениях, с 1700 по 1705 год, причудливые шелка имеют «одни из самых необычных форм, которые когда-либо были представлены в шелковом дизайне» до развития стиля модерн в начале 20 века. [5] Характеристики этих дизайнов включают диагональный акцент с растянутыми и искаженными ботаническими мотивами . [1] [5]
Развитие причудливых узоров среди английских ткачей по шелку из Спиталфилдса можно довольно точно датировать на основе сохранившихся тканей и документов. Примерно в 1707 и 1708 годах причудливые конструкции сочетали искаженные цветы с архитектурными элементами, такими как арки, навесы, беседки и диагональные заборы. [6] В 1709–10 масштабы узоров были уменьшены и появились элементы шинуазри и японезери . После 1710 года акцент на причудливых формах уступил место «все более обильным полунатуралистическим цветам». [7] Причудливый период закончился с появлением в 1720-х годах новой моды на ткани с кружевными узорами и натуралистичными цветами. [7]
Техника и приложения
[ редактировать ]ткали причудливые шелка На ткацком станке , а красочные узоры создавали из парчи или создавали с помощью утков с плавающими узорами ( лампас ). На пике моды средний раппорт причудливого шелкового узора составлял 27 дюймов (69 см) в высоту и десять дюймов (26 см) в ширину, повторяясь дважды по ширине ткани. [4] Эти масштабные узоры идеально подходили к популярной мантуе , женскому платью с длинными плавными линиями и небольшим количеством швов, а также были популярны для мужских жилетов и мебели. [1] [4]
Галерея
[ редактировать ]Яркие красные, желтые и оранжевые цвета в рисунках текстильного дизайна этого периода являются кодами различных типов металлических нитей. [8]
- Деталь мантуи из причудливой шелковой парчи лососево-розового цвета, ок. 1708. [9] Метрополитен-музей
- Кристофер Бодуэн, дизайн шелкового текстиля, 1707 год. Музей Виктории и Альберта .
- Джеймс Леман, дизайн шелкового текстиля, 1710 год. Музей Виктории и Альберта.
- Джозеф Дэндридж, дизайн шелкового текстиля, 1718 год. Музей Виктории и Альберта.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Такедо и Спилкер (2010), с. 209
- ^ Перейти обратно: а б Такедо и Спилкер (2010), с. 52
- ^ Музейное дело , вып. 18 (1992), с. 92. Чикагский институт искусств.
- ^ Перейти обратно: а б с Сьюэлл (2010), с. 497
- ^ Перейти обратно: а б с Ротштейн (1994), с. 11
- ^ «Панель из причудливого шелкового атласа: китайский экспорт для европейского рынка, ок. 1708–10» . Кора Гинзбург . Проверено 11 апреля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ротштейн (1994), с. 12
- ^ Браун (1996), с. 7
- ^ «Недавние приобретения: подборка, 1990–1991: Бюллетень Метрополитен-музея, т. 49, № 2 (осень 1991 г.)» . MetPublications, Метрополитен-музей. п. 51 . Проверено 25 февраля 2017 г. .
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, Клэр. Шелковые образцы восемнадцатого века из Музея Виктории и Альберта , Тамс и Гудзон, 1996 г., ISBN 0-500-27880-6 .
- Такеда, Шэрон Садако и Кэй Дурланд Спилкер. Создание моды: европейское платье в деталях, 1700–1915 гг. , LACMA/Prestel, США, 2010 г., ISBN 978-3-7913-5062-2 .
- Ротштейн, Натали. Дизайн тканого текстиля в Великобритании до 1750 года ( серия «Текстильные коллекции Музея Виктории и Альберта» ), Canopy Books, 1994, ISBN 1-55859-849-9 .
- Сьюэлл, Деннита. «Мантуя». Валери Стил, редактор. Берг-спутник моды. Издательство Берг, 2010, ISBN 978-1-84788-592-0 .
- (на немецком языке) Акерманн, Ганс Кристоф. Шелковые ткани XVIII века I. Причудливый шелк . Фонд Абегга, 2000 г., ISBN 3-905014-16-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с причудливыми шелками, на Викискладе?
- Мантуя в причудливом шелке лососево-розового и зеленого цвета, 1708 год , Метрополитен-музей.
- В альбоме Джеймса Лемана есть рисунки для ряда причудливых шелковых тканей, Музей Виктории и Альберта .
- Виды выставки «Причудливые шелка: экзотика примерно 1700 года» , Фонд Абегга (2000)