Jump to content

Мантуя (одежда)

Мантуя и нижняя юбка из причудливой шелковой парчи, Великобритания, ок. 1708 ( МЕТ )

Мантуя или «мантия») — (от французского manteuil предмет женской одежды , который носили в конце 17 — 18 веках. Первоначально это было свободное платье , позднее мантуя представляла собой верхнее платье или халат, который обычно носили поверх корсета , корсета и соответствующей или контрастной нижней юбки .

Мантуя или манто — новая мода, возникшая в 1670-х годах. Вместо отдельно выкроенного лифа и юбки мантуя свисала с плеч до пола (как платья более ранних периодов). Это началось как женская версия мужского баньяна , который носили для «раздевания». Постепенно мантуя превратилась в драпированное и плиссированное платье, а затем в платье, которое носили закольцованным и накинутым поверх контрастной нижней юбки и корсета. Мантуя и живот привели к созданию высокого квадратного выреза в отличие от широкого выреза с открытыми плечами, который раньше был в моде. Новый образ был более скромным и закрытым, чем предыдущие модели, и явно суетливым, с бантами, оборками, лентами и другой отделкой, но короткая нитка жемчуга и жемчужные серьги или «серьги», которые носили с 1630-х годов, оставались популярными.

Мантуя, сделанная из цельного отрезка ткани, со складками, чтобы соответствовать длинному шлейфу, идеально подходила для демонстрации дизайна нового шелка с искусным узором, пришедшего на смену однотонному атласу, популярному в середине века. [1]

Мантуя не только внесла новый стиль в женскую одежду, который оставался популярным на протяжении всего XVIII века, но и официально закрепила положение женщин-портних и швей как производителей верхней одежды. [2]

Этимология

[ редактировать ]

Происхождение термина мантуя , означающего «халат», неясно. Одежда, возможно, была названа в честь Мантуи в Италии, центра производства некоторых дорогих шелков, которые использовались для изготовления такой одежды. Этот термин также может происходить от термина «manteau» , французского обозначающего пальто. [3]

От этого предмета одежды возник термин «мантуанский производитель» , ранний термин для обозначения женской портнихи .

Эволюция мантуи

[ редактировать ]
Мантуя, вид спереди
Мантуя, вид сзади
Ранняя мантуя и нижняя юбка из полосатой шерсти с вышивкой металлической нитью, Великобритания, конец 17 века (МЕТ)

Раньше пошивом верхней одежды занимались преимущественно портные (это профессия, в которой преобладали мужчины), а женщины занимались изготовлением верхней одежды только в менее формализованной форме. [2] Когда мантуя зародилась как форма «раздевающейся» одежды, изготовлением мантуи занялись швеи в их профессиональной деятельности как производители льняной одежды, которую обычно носили как нижнее белье. [2] Однако, несмотря на то, что мантуя превратилась в общепринятую форму верхней одежды, французские портнихи получили право и постоянно боролись за продолжение производства мантуи, а также большинства других форм женской верхней одежды в восемнадцатом веке. [2]

За время своего пребывания в моде мантуя претерпела несколько изменений силуэта.

Самая ранняя мантуя появилась в конце 17 века как удобная альтернатива лифам на косточках и отдельным юбкам, которые тогда широко носили.

Французское платье , шелк, пигмент, лен. Британский, гр. 1740-е годы. Институт костюма: Метрополитен-музей 1995.235а, б.

Мантуя имела рукава длиной до локтя с манжетами, а верхняя юбка обычно затягивалась на бедра, обнажая нижнюю юбку. В самых ранних мантуах длинная юбка со шлейфом допускалась ниспадающей. Примерно с 1710 года стало принято прикалывать поезд. Конструкция мантуи была изменена таким образом, что после закрепления шлейфа на обратной стороне шлейфа показывалась лицевая сторона ткани или вышивки. Один из самых ранних сохранившихся примеров, датированный 1710–1720 годами, находится в Виктории и Альберта . коллекциях Музея [4]

Халат в стиле полонеза , шелковое полотняное переплетение с дополнительным узором по основе и утку. Франция, гр. 1775. Музей искусств округа Лос-Анджелес , M.70.85.

К середине 18 века мантуя превратилась в формальную версию, которую в основном носили в качестве придворной одежды . Драпировка верхней юбки становилась все более стилизованной, задняя часть шлейфа была почти полностью скрыта. [5] [6] Эта одежда , известная как мешок, спинка мешка, Robe à la Française или французское платье, поддерживалась корзинами, ширина которых увеличилась в 1740-х и 1750-х годах, а спереди располагался декоративный корсет. Нижние юбки были показаны спереди, с двумя крупными складками сзади, позволяющими ткани свободно струиться от шеи до пола. [7] Этот стиль мантуи чаще всего носили как официальную одежду в период с 1750-х по 1770-е годы. [8]

Три присборенные задние части юбки и приталенный лиф воплощения мантуи 1770-х годов, известного как платье полонез или Robe à la Polonaise , были отличительными чертами этого стиля: пышная юбка достигалась за счет шнура или лент. [9]

Robe à l'Anglaise или английское платье также было популярным стилем в Европе. Платье в английском стиле имело приталенную спину и открытую переднюю юбку, демонстрирующую украшенную нижнюю юбку, как в Robe à la Française. [10]

Окончательная версия мантуи, появившаяся около 1780 года, мало напоминала первоначальную мантую, созданную почти веком ранее. Вместо сложных драпировок и складок конца 17 - начала 18 веков шлейф превратился в отрезок ткани, прикрепленный к задней части лифа, как показано на примере в Музее Виктории и Альберта. [11]

Сохранившиеся примеры

[ редактировать ]
Придворная мантуя 1750-х годов со стилизованной драпировкой на спине (МЕТ).
Мантуя в Беррингтон-холле , ок. 1760 г.

Сохранившиеся образцы мантуи 17 века крайне скудны. Пожалуй, единственный известный сохранившийся образец взрослого размера — это вышитая шерстяная мантия и нижняя юбка. [12] в -музея Метрополитен Институте костюма . Нора Во опубликовала выкройку, взятую из этой мантуи. [13] В Музее Виктории и Альберта хранится чрезвычайно редкая модная кукла конца 17-го века, одетая в розовую шелковую мантию и нижнюю юбку. [14]

Также в Институте костюма есть мантия и нижняя юбка из причудливого шелка лососево-розового цвета, датированные 1708 годом. [15] Еще одна ранняя мантуя, шелк, датируемая примерно 1708–09 годами, принадлежит Дому-музею Клайва в Шрусбери; Выкройку этой мантуи взяла Джанет Арнольд. [16]

Большинство манту, сохранившихся в музейных коллекциях, представляют собой формальные варианты середины XVIII века, предназначенные для придворного костюма . Мантуа Беррингтон-холла 1760-х годов в Беррингтон-холле , которую, скорее всего, носила Энн Харли (урожденная Бэнэм) в качестве леди-мэра Лондона. [17] [18] и синяя шелковая мантия с соответствующим корсетом и нижней юбкой, датированная ок. 1750–65 в собрании музея Метрополитен - Института костюма . [19] [20] являются примерами этого типа мантуи.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Рибейро, Эйлин, о происхождении мантуи в конце 17 века, в книге «Платье в Европе восемнадцатого века 1715–1789» ; Эшелфорд, Джейн, Искусство одеваться
  2. ^ Jump up to: а б с д Бендалл, Сара А. (16 апреля 2023 г.). «Портнихи королев: женская работа и торговля одеждой в Лондоне конца семнадцатого века» . Обзор женской истории . 32 (3): 389–391. дои : 10.1080/09612025.2022.2136197 . ISSN   0961-2025 . S2CID   258301721 .
  3. ^ «Мантуя | Этимология, происхождение и значение мантуи по этимонлине» .
  4. ^ «Мантуя» . Музей Виктории и Альберта. Архивировано из оригинала 7 июля 2012 года . Проверено 3 июня 2021 г.
  5. ^ «Мантуя» . Музей Виктории и Альберта. Архивировано из оригинала 8 июля 2012 года . Проверено 3 июня 2021 г.
  6. ^ «Придворное платье [британское] (CI65.13.1a-c)» . В Хайльбрунне «Хронология истории искусств». Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/eudr/ho_C.I.65.13.1a-c.htm (октябрь 2006 г.)
  7. ^ «Французское платье | Хронология истории моды» . fashionhistory.fitnyc.edu . Проверено 2 июня 2023 г.
  8. ^ Неизвестно (1765–1770), Сэк , получено 2 июня 2023 г.
  9. ^ «Польское платье | Французское» . Метрополитен-музей . Проверено 2 июня 2023 г.
  10. ^ Неизвестно (1760–1770), Overdress , получено 2 июня 2023 г.
  11. ^ Мантуя, датированная 1775–1785 годами, в коллекциях Музея Виктории и Альберта.
  12. ^ Мантуя [Британский] (33.54a,b)». Хронология истории искусств Хайльбрунна. Нью-Йорк: Музей искусств Метрополитен, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/eudr/ho_33. 54a,b.htm (октябрь 2006 г.)
  13. ^ Во, Нора. Покрой женской одежды 1600–1930 гг. Лондон: Фабер, 1968. ISBN   0-571-08594-6
  14. ^ Мантуя леди Клэпхэм в коллекции Музея Виктории и Альберта.
  15. ^ "Мантуя [английский] (1991.6.1a,b)" . В Хайльбрунне «Хронология истории искусств». Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/ho/09/euwb/ho_1991.6.1a,b.htm (октябрь 2006 г.)
  16. ^ Арнольд, Джанет Образцы моды 1: Английские женские платья и их конструкция, ок. 1660–1860. Новое изд. Лондон: Макмиллан 1977. ISBN   0-333-13606-3
  17. ^ « Платье, достойное короля» — история Энн Бэнэм» . Национальный фонд Великобритании . Проверено 12 июля 2022 г.
  18. ^ «Беррингтон Холл Мантуя» . Грузинская костюмная компания . Проверено 12 июля 2022 г.
  19. ^ «Придворное платье ок. 1750 г.» . Метрополитен-музей . Проверено 12 июля 2022 г.
  20. ^ Арнольд, Джанет; Пассо, Себастьян; Торнтон, Клэр; Тирамани, Дженни (2022). Образцы моды 6. Содержание, крой, конструкция и контекст женской европейской одежды c. 1695-1795 гг . Лондон: Школа исторической одежды. стр. 64–67. ISBN  978-0-9931744-5-2 . OCLC   1330885967 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Джанет Арнольд: Образцы моды 1 (крой и конструкция женской одежды, 1660–1860) Wace 1964, Macmillan 1972. ( ISBN   0-89676-026-X )
  • Джанет Арнольд и др. : Образцы моды 6. Содержание, крой, конструкция и контекст женской европейской одежды c. 1695-1795. Лондон: Школа исторической одежды. стр. 64–67. ISBN   978-0-9931744-5-2 OCLC   1330885967 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 43f42cf4e6f8ebfac0e5965150e6553b__1708479300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/43/3b/43f42cf4e6f8ebfac0e5965150e6553b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mantua (clothing) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)