Фартингейл
Фартингейл — одна из нескольких конструкций , использовавшихся под западноевропейской женской одеждой , особенно в 16 и 17 веках, для поддержания юбки в желаемой форме и увеличения нижней половины тела. Мода Испании зародилась в . в пятнадцатом веке Фартингейлы выполняли важные социальные и культурные функции для женщин в Европе эпохи Возрождения, поскольку они выражали (в первую очередь, когда их носили придворные женщины), высокое социальное положение и богатство.
Испанский фартингейл
[ редактировать ]Испанское вердугадо , от которого происходит слово «фартингейл», представляло собой юбку-обруч, первоначально укрепленную травой эспарто ; более поздние конструкции в умеренном климатическом поясе укреплялись ивами ( ивами ), веревкой или (примерно с 1580 года) китовым усом . Название вердугадо происходит от испанского verdugo («зеленый лес» или более современного значения «палач»). [1]
Самые ранние источники указывают, что Жанна Португальская начала использовать вердугадос с обручами в Испании. Джоан вызвала много критики, поскольку она якобы носила платья со слишком большим вырезом , а ее распутное поведение считалось скандальным. Когда она начала использовать фартингалы, придворная мода последовала ее примеру. Поскольку у Жоан было двое внебрачных детей от Педро де Кастилья-и-Фонсека, ходили слухи, что она использовала фартингейл, чтобы скрыть беременность. [2]
На самых ранних изображениях испанских фартингалей видно, что обручи заметно выделяются на внешних поверхностях юбок, хотя позже они просто придавали форму верхней юбке. Говорят, что Екатерина Арагонская принесла эту моду в Англию после своей свадьбы с Артуром, принцем Уэльским , в 1501 году. их деревенская манера». [3] Однако мало свидетельств того, что она продолжала носить эту моду, переняв английский стиль одежды. В марте 1519 года на маске в Гринвичском дворце танцовщицы в причудливых «египетских» костюмах носили черные бархатные платья «с обручами от пояса вниз», которые, возможно, были фартингейлами. [4]
Фартингалы оставались неотъемлемой частью консервативной испанской придворной моды до начала 17 века (например, Маргарита Австрийская ), прежде чем превратились в гардейнфанте испанской одежды 17 века.
Фартингейлы в Англии и Шотландии
[ редактировать ]Одно из первых упоминаний о фартингале в Англии содержится в отчетах принцессы Елизаветы в 1545 году, в которых описывается фартингейл, сделанный из малинового брюггского атласа. [5] В 1547 году придворная Элизабет Холланд владела двумя красными атласными фартингалами из Брюгге. [6] Анна Сеймур, герцогиня Сомерсетская, попросила прислать ей одежду, в том числе фартингейл, в лондонский Тауэр в 1551 году. [7] Николас Удалл упомянул «трюки и золотые купюры» в своей комедии «Ральф Ройстер Дойстер», написанной около 1552 года. [8]
Испанские фартингейлы были куплены английской королевой Марией I и стали важным элементом моды Тюдоров в Англии. [9] Мэри Камеристу Джейн Рассел подарили фартингейл, сделанный из фустиана . [10] На обеде для французских дипломатов в мае 1559 года фартингалы Елизаветы I и ее дам занимали так много места, что некоторым женщинам ее личной покои пришлось сидеть на покрытом тростником полу. [11]
В сундуке с драматическими костюмами Королевского колледжа в Кембридже в 1554 году хранились некоторые предметы, сделанные из вышедших из употребления облачений, в том числе два куска голубого шелка, которые были «транспозидными в вардингалис» с парой рукавов. [12] Фартингейлы были куплены для детей, в том числе для Энн Кавендиш, девятилетней падчерицы Бесс Хардвик в 1548 году. [13] В 1550 году Маргарет Уиллоуби, сестре Фрэнсиса Уиллоуби , купили красную суконную нижнюю юбку, а ее «вардингале» была сделана из брекетов и покрыта красной тканью. [14] Маргарет и Мэри Китсон были куплены «вердингаллеями» в декабре 1573 года. [15] Мэри, как графиня Риверс, в 1641 году завещала одежду, в том числе гвоздику, фатингалы и булочки из черной тафты. [16]
У получившей французское образование Марии, королевы Шотландии, в 1550 году была черная тафта «вердугалле». [17] и еще один из фиолетовой тафты, [18] и набор модных кукол на 15 фартингалов. [19] Китовая кость была куплена для изготовления фартингалов в 1562 году. [20] Современный французский врач Амбруаз Паре отметил использование уса из пасти китов для женских «вертугалле» и «бусков». [21]
Французский ролл фартингейл
[ редактировать ]Французские фартингейлы возникли в придворных кругах Франции и впервые появились в Англии в 1570-х годах. 17 марта 1577 года английский посол в Париже Амьяс Полет отправил королеве Елизавете I фартингейл нового типа, заявив, что он «такой, какой сейчас используется французской королевой и королевой Наварры». Джанет Арнольд заявила, что этот новый стиль, вероятно, представлял собой булочку, которая лежала поверх конусообразного испанского фартингала. [22]
Рэндл Котгрейв в своем «Словаре французского и английского языков» (1611 г.) определил французский фартингейл как «вид булочки, которую используют такие женщины, которые не носят вардингалов». Несколько гардеробных отчетов и портновских счетов конца XVI века дают нам представление о том, из чего делались эти рулоны: их набивали ватой и тряпками и подкрепляли обручами из китового уса, проволоки или веревками из согнутого тростника. Бакрам (жесткий холст) – наиболее часто упоминаемый материал. В других ссылках описываются крахмалящиеся рулоны. [23]
Вот несколько примеров ссылок на булочки из « Гардеробных отчетов королевы Елизаветы I» (MS Egerton 2806):
- «[для] изготовления трех рулонов голландской одежды с вайерсом, связанным с ребеном (1585 г.)
- изготовление рулета из крахмального бакерама с китовой костью (1586 г.)
Нет сохранившихся примеров нижнего белья этого стиля, и только одна иллюстрация - сатирическая голландская гравюра ок. прикрепляет рулон 1600 г., на котором видно, как усталая женщина . [24] Судя по современным источникам и визуальным подсказкам, представленным на гравюре, кажется, что он представлял собой валик, набитый или поддерживаемый тростником, который, закрепляясь вокруг бедер, служил для расширения юбок в области бедер. , создание штор.
Некоторые современные костюмеры предполагают, что французский фартингал и «большой фартингал» были одним и тем же предметом одежды, а разница в форме и конструкции была вызвана изменениями в моде с 1580-х по 1590-е годы.
Французский фартингал с колесом или большой фартингейл
[ редактировать ]Второй стиль французского фартингала, также известный как фартингал «колесо», «барабан» или «колесо телеги», стал модным в Англии в 1590-х годах. Судя по всему, он состоял из нескольких обручей из китового уса, которые заканчивались от уровня талии в форме колеса. Эта конструкция часто поддерживалась мягким рулоном внизу и внешне отличалась от других французских рулонов фартингейла, поскольку у нее был твердый край, с которого юбки резко падали.
Хотя сохранившихся образцов этого типа одежды также не сохранилось, в отчетах о гардеробе королевы Елизаветы I есть ряд упоминаний о «Большом фартингале» в то время, когда этот стиль был в моде. «Великолепный» в этом контексте подразумевал большую окружность фартингейла, необходимую для достижения модного силуэта. Изменения в форме фартингейла повлияли на конструкцию других предметов одежды, включая «переднюю часть», открытую переднюю часть юбки или кирта, изготовленную из более дорогих тканей. Более поздние формы передней части были больше и шире, и некоторые сохранившиеся экземпляры, похоже, были расширены, чтобы приспособить новую форму. [25]
Большой фартингейл, судя по всему, носили под углом («низко спереди и высоко сзади»), что визуально удлиняло туловище владелицы и укорачивало ее ноги. Угол, вероятно, был создан за счет использования тел (корсетов) или лифов на кости с длинными центральными передами, которые давили на фартингейл, наклоняя его. Подобный эффект был показан во многих реконструкциях одежды.
Некоторые историки выразили сомнение по поводу размера этой одежды, ширина которой, как утверждали некоторые современники, могла достигать 1,4 метра. Вместо этого они утверждают, что кажущийся огромным размер этой одежды был оптической иллюзией, созданной при ношении ее с парой тел (корсетом), которые удлиняли и обтекали туловище. Критика фартингейлов также свидетельствует о пространственной тревоге, связанной с опасениями по поводу того, что эта одежда создает интимное личное пространство вокруг женского тела, маскирует присвоение социального статуса и физически вытесняет мужчин. Эти опасения продолжались и в восемнадцатом и девятнадцатом веках, где продолжались разговоры о размерах нижних юбок ( корзин ) и кринолинов . [26]
Анна Датская и мода на фартингейлы
[ редактировать ]Фартингейлы для королевы Елизаветы изготовил специалист Роберт Сибторп. В 1603 году Анна Датская переделала свои платья в соответствии с английской модой и наняла Роберта Хьюза для изготовления фартингалов с 1603 по 1618 год. [27] Роберт Наунтон подумал, что фартингал Анны мог скрывать беременность в октябре 1605 года, написав: «Королева обычно считается беременной, но это не выглядит выдающимся из-за используемых коротких вардугалов». [28]
Во время празднования в Лондоне в 1613 году свадьбы принцессы Елизаветы и Фридриха V Пфальцского было сказано, что женщин в фартингалах не допускали на многолюдные мероприятия в целях экономии места. Автор писем Джон Чемберлен надеялся, что это приведет к упадку моды. [29] Сама принцесса Елизавета была одета в фартингал из китового уса и «боди» работы Джона Спенса. [30]
В июне 1617 года Леонора, большой английский фартингал леди Беннет, привлекла нежелательное внимание толпы на улицах Амстердама. [31] В декабре 1617 года венецианский посол Пьеро Контарини был удивлен размером фартингала Анны Датской, ширина которого в бедрах составляла четыре фута. [32] Французские фартингалы больших размеров оставались популярными в Англии и Франции до 1620-х годов, когда они исчезли из портретной живописи и гардероба. На смену им пришли небольшие роллы или бам-роллы, которые сохранялись до конца семнадцатого века. В Испании испанские фартингалы превратились в Guardainfante и оставались узнаваемой частью испанской одежды до восемнадцатого века.
Дочь Анны Датской, Елизавета Стюарт, королева Богемии , была в Праге в 1620 году. Она писала о своем удивлении большими рюшами в испанском стиле и платьями в испанском стиле, которые носили аристократы и горожане без фартингалов. Она позаботилась о том, чтобы ее джентльмены адаптировались к культуре. [33]
К концу этого периода относится известный анекдот о фартингале. Говорили, что в 1628 году Джейн, жена английского посла Питера Уича в Константинополе, поразила Айше Султан , жену Мурада IV , своим фартингалом, и она задалась вопросом, все ли английские женщины имеют такую необычную фигуру. [34] Эта история, возможно, была написана в знак осуждения моды. [35]
Рукава Фартингейл
[ редактировать ]В Англии рукава были увеличены и имели форму арматуры из китовой кости, которую носили в качестве опоры под широкими рукавами, и их называли «рукавами фартингейла» или «рукавами вардингалла». В отчете Уильяма Джонса о пошиве платья для королевы Елизаветы упоминается «плательщик вардингаллов с рукавами голландской ткани, согнутыми китовой костью и покрытыми рибеном». [36] Другой отчет Джонса о королевском карлике Томасене в 1597 году включает в себя «пайер вертингале слевис из фустиана». Джонс сшил много пар рукавов в фартингале в 1580-х годах, возможно, для женщин при дворе Елизаветы. [37]
Такие рукава носили женщины вне придворных кругов. Энн Уильямсон из Уилна в Дербишире (внучка лорда Мордонта ) написала в декабре 1590 года своему мужу о лондонском портном, который шил для нее «пару вердингальских рукавов и французский вердингаль». [38] Член парламента Уэльса Уильям Морис в 1594 году попросил портного из Шрусбери изготовить французский лиф с рукавами в фартингале для его маленькой дочери или двоюродной сестры. [39]
Рукава-фартингейл для Кэтрин Фентон Бойл в октябре 1604 года стоили 4 шиллинга и 4 пенса от лондонского портного Роберта Добсона. [40] В 1605 году Кэтрин Толлемач написала своему лондонскому портному Роджеру Джонсу о рукавах фартингейл, покрытых атласом, и он предположил, что другой стиль рукавов, который сейчас в моде, будет «более подходящим» для ее нового платья. [41] В 1607 году велись дискуссии об обложении налогом импортированного уса из китового плавника, «используемого только в рукавах и телах для женщин». [42]
Сохранившийся единственный английский рукав-фартингал с обручами из китового уса и внешним шелковым рукавом был заново открыт в 2022 году. [43] Эти предметы, связанные с семьей Уиллоуби из Воллатон-холла , были показаны в телевизионной программе Antiques Roadshow . [44] Коллекция елизаветинских костюмов, оставшаяся в Воллатон-холле, была описана в 1702 году семейным историком Кассандрой Уиллоуби . [45]
Булавки Фартингейл
[ редактировать ]В гардеробных отчетах королевы Елизаветы упоминается покупка тысяч особых «больших вертингальных пиннов», «средних вертингальных пиннов» и «маленьких вертингальных пиннов» с 1563 года. [46] Вероятно, они использовались для закрепления глубоких складок на фатингейле, чтобы удерживать опоры из китового уса, а также для размещения тяжелых шелковых юбок поверх фартингейла.
Изготовителем булавок или «пиннером» Элизабет был Роберт Карелес. Он доставил переработанные старые булавки-фартингалы и другие булавки « Ипполите Татаринке », молодой русской женщине, которую привел ко двору Елизаветы Энтони Дженкинсон . У нее был фартингейл из ткани мокадо . [47] Булавки для Генриетты Марии изготовил Томас Ардингтон. В 1631 году его счет включал 13 500 «булавок среднего вардингале». [48]
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Рут Матильда Андерсон, Испаноязычный костюм, 1480–1530 (Нью-Йорк, 1979), 208.
- ^ Рут Матильда Андерсон, Испаноязычный костюм, 1480–1530 (Нью-Йорк, 1979), 208.
- ^ Рут Матильда Андерсон, Испаноязычный костюм, 1480–1530 (Нью-Йорк, 1979), 209: Томас Астл и Фрэнсис Гроуз, Antiquarian Reportary , 2 (Лондон, 1807), 288
- ^ Мария Хейворд , Платье при дворе Генриха VIII (Мани, 2007), с. 162.
- ^ Мария Хейворд , Платье при дворе Генриха VIII (Мани, 2007), с. 162.
- ^ Джордж Нотт, Работы Генри Ховарда, графа Суррея и сэра Томаса Вятта Старшего , том. 1 (Лондон, 1815 г.), стр. cxvi – cxvii.
- ^ Генри Эллис , Оригинальные письма , 2-я серия, том. 2 (Лондон, 1827 г.), с. 215.
- ^ Джон Фармер, Драматические произведения Николаса Удалла (Лондон, 1873), стр. 40.
- ^ Мария Хейворд, Платье при дворе Генриха VIII (Мани, 2007), с. 162.
- ^ Э. Эсткорт, Труды Лондонского общества антикваров , том. 3 (Лондон, 1864 г.), с. 105.
- ^ Уильям Стрейтбергер, Мастера пиров и придворный театр Елизаветы I (Оксфорд, 2016), стр. 56: Календарные государственные документы Венеции, 1558–1560 гг. (Лондон, 1890 г.), стр. 56. Календарные государственные документы Венеции, 1558–1560 гг. 93 нет. 77.
- ^ TH Vail Motter, Школьная драма в Англии (Порт Вашингтон, 1968), с. 260.
- ^ Мария Хейворд, Платье при дворе Генриха VIII (Мани, 2007), с. 162.
- ^ Рукописи HMC лорда Миддлтона (Лондон: HMS), 1911), стр. 401, 404.
- ^ Джон Гейдж , История и древности Хенгрейва, в Саффолке (Лондон, 1822 г.), стр. 204.
- ^ Джон Уотни, Некоторые сведения о монастыре Св. Осита в Эссексе и его жителях (Лондон, 1871 г.), стр. 110.
- ^ Маргарита Вуд , Зарубежная переписка с Марией Лотарингской: Документы Балкарра , том. 2 (Эдинбург, 1925), с. xxvii.
- ^ Альфонс де Рубль, Первая юность Марии Стюарт (Париж, 1891), с. 289
- ^ Майкл Пирс, Куклы Марии, королевы Шотландии: Исследование Эдинбургского замка (Эдинбург, 2018), с. 18
- ^ Джеймс Бальфур Пол , Отчеты казначея Шотландии: 1559-1566 , том. 11 (Эдинбург, 1916), с. 204.
- ^ Амбруаз Паре, Работы Амбруаза Паре (Париж, 1628 г.), с. 1056
- ^ Арнольд, Джанет (1988). Гардероб королевы Елизаветы открыт . Лидс [Англия]. ISBN 978-1-909662-53-7 . ОСЛК 21912234 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ↑ «Счета гардероба королевы Елизаветы», MS Egerton 2806, перечислены материалы, использованные для рулонов, изготовленных королевским производителем фартингейлов , см. новый веб-сайт «Гардероб королевы Елизаветы». Загружено.
- ^ Иллюстрация Гарольда Коды, «Чрезвычайная красота: преобразованное тело» , каталог выставки (Метрополитен-музей), 2001.
- ^ Мария Хейворд, Платье при дворе Генриха VIII (Мани, 2007), с. 165.
- ^ Бендалл, Сара А. (ноябрь 2019 г.). « Омерьте свои широкие и пышные одежды»: Фартингейл, пол и потребление пространства в елизаветинской и якобинской Англии» . Исследования эпохи Возрождения . 33 (5): 712–737. дои : 10.1111/rest.12537 . hdl : 11343/285126 . ISSN 0269-1213 . S2CID 165540329 .
- ^ Джемма Филд , Анна Датская: Материальная и визуальная культура судов Стюартов (Манчестер, 2020), стр. 124-9.
- ^ 12-й отчет HMC, часть I, Earl Cowper, Coke (Лондон, 1888 г.), стр. 58.
- ^ Элизабет МакКлюр Томсон, Письма Чемберлена (Лондон, 1966), стр. 75-6.
- ^ Фредерик Девон, Проблемы казначейства: Pell Records (Лондон, 1836), стр. 152.
- ^ Морис Ли, Дадли Карлтон Джону Чемберлену, 1603-1624 (Rutgers UP, 1972), стр. 237.
- ^ Аллен Хиндс, Календарные государственные документы, Венеция: 1617-1619 , том. 15 (Лондон, 1909), с. 80 нет. 135.
- ^ Надин Аккерман , Элизабет Стюарт: Королева червей (Оксфорд, 2021), стр. 140-141.
- ^ Сара Бендалл, Формирование женственности: базовая одежда, тело и женщины в Англии раннего Нового времени (Лондон, 2022), стр. 40-2.
- ^ Фрэнсис Пек , Desiderata Curiosa , vol. 1 (Лондон, 1779 г.), с. 575, цитируя Джона Бульвера , Антропометаморфоза (Лондон, 1650), стр. 546-7.
- ^ HMC Солсбери Хэтфилд , том. 14 (Лондон, 1923), с. 47
- ^ Джанет Арнольд, Гардероб королевы Елизаветы разблокирован (Лидс, 1988), стр. 108, 146, 153.
- ^ Сара Бендалл, Формирование женственности: базовая одежда, тело и женщины в Англии раннего Нового времени (Лондон, 2022), стр. 113-4: TNA SP 46/49 f.55.
- ^ «Счет торговца Шрусбери», Труды Шропширского общества археологии и естествознания (Шрусбери, 1879), стр. 401
- ^ Александр Б. Гросарт, Lismore Papers , 1 (Лондон, 1887), стр. 109
- ^ Мойра Коулман, Плодотворные усилия: бытовые секреты Кэтрин Толлемач из Хельмингем-холла XVI века (Филлимор, 2012), стр. 132.
- ^ Сара Бендалл, Формирование женственности: базовая одежда, тело и женщины в Англии раннего Нового времени (Лондон, 2022), стр. 104: HMC 9 Солсбери Хэтфилд , том. 19 (Лондон, 1965), стр. 485–6.
- ^ Нинья Михаила, «Рожденный с китовым усом: рукав фартингейла конца шестнадцатого века», Костюм , 58.1 (2024), 2–20. два : 10,3366/стоимость.2024,0284
- ↑ Дора Дэвис-Эвитт, «Эксперты ошеломлены «чрезвычайно редким» предметом одежды, сделанным королевой Елизаветой I», Tatler , 31 октября 2022 г.
- ^ Рукописи HMC лорда Миддлтона (Лондон: HMS), 1911), стр. 572–73.
- ^ Наташа Корда, «Бесплодные труды: женский труд и английская сцена раннего Нового времени» (Филадельфия, 2011), стр. 39.
- ^ Джанет Арнольд , Гардероб королевы Елизаветы разблокирован (Мани, 1988), стр. 107, 218-9.
- ^ Кэролайн Хиббард, «Покровительство королевы», Эрин Гриффи, Генриетта Мария (Эшгейт, 2008), с. 129.
Общие ссылки
[ редактировать ]- Андерсон, Рут Матильда : латиноамериканский костюм 1480–1530 гг ., Латиноамериканское общество Америки, Нью-Йорк, 1979. ISBN 0-87535-126-3 .
- Арнольд, Джанет : Образцы моды: крой и конструкция одежды для мужчин и женщин 1560–1620 гг. , Macmillan, 1985. Пересмотренное издание, 1986 г. ISBN 0-89676-083-9 .
- Арнольд, Джанет: Гардероб королевы Елизаветы разблокирован , WS Maney and Son Ltd, Лидс, 1988. ISBN 0-901286-20-6 . Электронная книга 2020 года .
- Бендалл, Сара, « Измерьте свои широкие и броские одежды»: фартингейл, гендер и потребление пространства в елизаветинской и якобинской Англии» , «Исследования эпохи Возрождения » , 33 (2019). два : 10.1111/rest.12537 .
- Бендалл, Сара, «Дело о «французском Вардинггейле»: методологический подход к реконструкции и пониманию эфемерной одежды» , Теория моды , 23:3 (2019). два : 10.1080/1362704X.2019.1603862 .
- Бендалл, Сара, «Китовый ус и гардероб Елизаветы I: китобойный промысел и создание аристократической моды», Apparence(s) , 11 (февраль 2022 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Елизаветинские костюмы, включая информацию о фартингале
- Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911. .