Jump to content

беда

Тагальские мужчины в традиционных тагальских баронгах , эсклавине (накидках от дождя) и салакоте, ок. 1855 г.
Артист (справа) в салакоте во время фестиваля Пахияс 2011 года в Лукбане, Кесон.

Салакот — традиционный легкий головной убор из Филиппин , который широко использовался в доколониальную эпоху и по сей день для защиты от солнца и дождя. У каждой этнолингвистической группы на архипелаге есть свой вариант, но все они обычно имеют куполообразную или конусообразную форму и могут варьироваться по размеру от очень широких полей до почти шлемообразных. Они сделаны из различных материалов, включая бамбук , ротанг , папоротники нито и бутылочную тыкву . Кончик короны обычно имеет шипованный или шишковидный наконечник из металла или дерева. Он удерживается на месте внутренней повязкой и подбородочным ремнем. [1] Шапка-салакот также повлияла на пробковый шлем, использовавшийся европейскими колонизаторами. Салакот или также пишется как салакот по -испански и салакко по- французски, является прямым предшественником пробкового шлема (также называемого салакот на испанском и французском языках), широко используемого европейскими вооруженными силами в колониальную эпоху . [2] [3]

Описание

[ редактировать ]

Салакот — это общий термин для ряда родственных традиционных головных уборов, используемых практически всеми этническими группами Филиппин. Обычно он имеет куполообразную или конусообразную форму, но существуют и другие стили, в том числе версии с куполообразной, конусообразной или плоской короной с плоскими или пологими полями. Кончик короны обычно имеет шипованный или шишковидный навершие из металла или дерева (иногда с перьями из конского волоса или перьев). По ободу также могут быть кисточки из бус, перьев или металлических украшений. Они могут варьироваться по размеру: от очень широких полей до почти шлемоподобных. Он удерживается на месте внутренней повязкой ( баат ) и подбородочным ремнем. Он широко использовался на Филиппинах до 20 века, когда его в значительной степени заменили шляпы в западном стиле. [1]

Салакот носят с тагальским баронгом.

Салакот может быть изготовлен из различных материалов, включая бамбук , ротанг , нито , бутылочную тыкву , солому бури , листья нипа , пандана листья , рог карабао и панцирь черепахи . Способ их изготовления и украшения зависит от этнической группы. [1] Салакот также мог иметь названные подтипы в зависимости от используемого материала. среди тагалогов Например, салакот, сделанный из расколотого бамбука, был известен как тинипас , а салакот, сделанный из сушеной бутылочной тыквы, был известен как такуком . Их также можно покрыть смолой , чтобы сделать их водонепроницаемыми. [4]

Большинство салакот были простыми и делались из дешевых материалов. Фермеры и рыбаки носили их для защиты от солнца и дождя. Более сложные изделия, изготовленные из более редких материалов, с инкрустированным орнаментом и кистями, считались драгоценными семейными реликвиями, передающимися из поколения в поколение. Они были символами статуса и могли использоваться как валюта, как залог под обещание или как подарок. [4]

Некоторые салакот также имели тканевые накладки (которые обычно украшены сложной вышивкой) или имели подкладки, в которых могли быть карманы для хранения ценных вещей и денег, а также листьев табака или бетеля . [4]

Варианты

[ редактировать ]
Покрытый тканью слаонг кинибанг женщин тболи .
уникальной формы Садок народа мандая на юго-востоке Минданао.

Название салакот происходит от варианта головного убора тагальцев и капампанганцев . Названия подобных головных уборов у других этнических групп Филиппин включают: [1] [4]

  • Талугонг — салакот народа иватан . Его носят мужчины в сочетании с жилетом из воявовых пальмовых листьев, называемым кана-и или канайи . Женщины, в свою очередь, носят соломенный капюшон, называемый вакул . [5]
  • Халлидунг , также известный как лидо , — это салакот народа Ифугао . Обычно изготавливается из саржевого ротанга или бамбука и покрывается смолой для придания водонепроницаемости. [6]
  • Калугунг – салакот народа Калинга . Обычно их делали из ротанга и нито или из светлого дерева. Они имели форму купола или пологого конуса.
  • Каттуконг , также известный как катуконг , туконг или табунгау , обычно изготавливается из сушеной тыквы, армированной нито , сплетенной по краю.
  • Садок или Сарок – относится к различным образцам салакота народов Висай , Биколано и Мандая .
    • Кебуано Сарок - также известный как такоконг на сиало-диалекте кебуано. Имеет легкий дизайн с орнаментом. Он сделан из плетеных стеблей растения нито ( Lygodium spp.) и/или высушенных листьев или бамбука, образующих узорчатую сетчатую структуру с фирменным цветочным узором из шести лепестков, выполненным из более легких листьев или тонких пластин бамбукового дерева, закрепленных на самый верх шляпы.
    • Биколано Садок - этот салакот сделан из листьев анахау и бамбука и имеет либо заостренную форму, напоминающую гору Майон , либо округлую форму с внутренней прикрепленной шляпой, надеваемой на голову владельца. Это также стиль салакота, который носят в Лейте и Сорсогоне.
    • Мандая садок – Мандая садок уникально вытянут спереди назад и часто украшается перьями, кисточками и бусами.
  • Саро – салакот народа таусуг.
  • Сарук – салакот народов якан и сама-баджау, сделанный из плетеного ротанга, нито и хлопка. Яканская версия имеет характерную куполообразную форму с широкой кроной. Сарук могут носить как мужчины, так и женщины. У мужчин их носят поверх традиционных платков писсябит .
  • Саяп , также известный как биналано или таписан , является салакотом народа магинданао. Они изготовлены из саржевого бамбука и нито.
  • Слаонг – салакот народа тболи . Они специфичны для пола. Мужчины носили неглубокий конический слаонг наф , сделанный из бамбука и ротанга с геометрическим черно-белым орнаментом. Женщины носили широкополый слаонг кинибанг , сделанный из бамбука, покрытый тканевой подкладкой, характерно свисающей по бокам и спине, обычно украшенной бахромой из бисера.
Инкрустированный серебром салакот XIX века в музее виллы Эскудеро.

Салакот — часть доколониальной культуры Филиппин. Самое раннее упоминание о салакоте относится к 1521 году, когда Антонио Пигафетта из экспедиции Фернана Магеллана описал «королеву, которая носила большую шляпу из пальмовых листьев в виде зонтика, с короной вокруг нее из тех же листьев, что и тиара Папы Римского». и она никогда никуда не ходит без такого человека». [1]

В 19 веке, в испанскую колониальную эпоху , салакот носили как символы статуса представители аристократического класса ( Принципалиа ) как часть тагальского ансамбля баронгов . [7] [8]

Эти салакоты испанской эпохи были изготовлены из ценных материалов, таких как черепаховый панцирь, и искусно украшены драгоценными камнями и драгоценными металлами, такими как серебро, [9] или, иногда, золото. [10] У них также обычно были длинные богато украшенные шипы с конским волосом на концах, а по ободу висели монеты или подвески. [11] На многих изображениях гунадорсильло и голов барангаев эти колониальные государственные функционеры изображаются носящими богато украшенные салакоты. [2] [9]

Пробковые шлемы

[ редактировать ]
Испанская военная форма на Филиппинах в 1862 году: салакот (справа), который носили как часть trage de Campaña (предвыборная форма)

Салакот также широко использовался в качестве военных солнцезащитных шляп на Филиппинах в колониальную эпоху как местными, так и испанскими войсками в испанской армии и Гражданской гвардии (где они были известны как салакот ). Обычно они были покрыты тканью. Сначала это было скопировано французскими колониальными войсками в Индокитае, которые назвали это салакко . Британские и голландские войска в близлежащих регионах последовали этому примеру, и в середине 19 века салакот стал обычным головным убором колониальных войск. [12] [9]

Салакот получил наибольшее распространение в Британской империи . Они начали экспериментировать с производными конструкциями в поисках легкой шапки для солдат, служащих в тропических регионах. Это привело к появлению ряда дизайнов, в конечном итоге приведших к созданию пробкового шлема «колониального образца» . [12] [2] [3]

Французские морские пехотинцы также представили раннюю версию салако на Французских Антильских островах , где она стала называться салако . [13]

Культурное значение

[ редактировать ]

Салакот является распространенным символом филиппинской идентичности, который часто носит национальное олицетворение Хуан Дела Круз вместе с тагальским баронгом . Каттукунг, сделанный из бутылочной тыквы, также часто ассоциируется с революционным лидером Илокано 18-го века Диего Силангом .

В 2012 году Теофило Гарсия из Абра на Лусоне , эксперт по изготовлению особого вида салакота из бутылочной тыквы ( Lagenaria siceraria ), был награжден Национальной комиссией по культуре и искусству премией «Gawad sa Manlilikha ng Bayan» («Национальные живые сокровища »). Премия) за преданность традиционному ремеслу изготовления салакота из тыквы, подтверждая статус салакота как одного из нематериальных культурных достояний Филиппин в категории традиционного мастерства. [1]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Перальта, Хесус Т. (2013). Салакот и другие головные уборы (PDF) . Национальная комиссия по культуре и искусству (NCCA) и нематериальному культурному наследию Азиатско-Тихоокеанского региона (ICHCAP), ЮНЕСКО. п. 232.
  2. ^ Jump up to: а б с Альфредо Р. Росес и др., ред., «Этнические головные уборы в филиппинском наследии: создание нации» , Филиппины: Lahing Pilipino Publishing, Inc., 1977, Vol. VI, стр. 100-1. 1106-1107.
  3. ^ Jump up to: а б Антон, Хасинто (5 декабря 2013 г.). «Романтическая элегантность Салакота» . Эль Паис . Архивировано из оригинала 3 апреля 2017 года . Получено 3 мая 2018 г. - через elpais.com.
  4. ^ Jump up to: а б с д Ночеседа, Элмер И. «Филиппинец и Салакот» . Тагальский словарь . Проверено 3 марта 2020 г.
  5. ^ Выбор, Potpot (30 апреля 2016 г.). «Батанес, остров Сабтанг празднует первый в истории фестиваль Вакуль-Канай » Рэплер Получено 6 . декабря
  6. ^ «ЯПМ АНТ 262579» . Музей естественной истории Пибоди . Проверено 3 марта 2020 г.
  7. ^ См. Форман, Джон, изд. (1907). Филиппинские острова: политическая, географическая, этнографическая, социальная и коммерческая история Филиппинского архипелага, охватывающая весь период испанского правления, с описанием последующего американского островного правительства (книга). Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, с. 223.
  8. ^ БЛЭР, Эмма Хелен и РОБЕРТСОН, Джеймс Александр, ред. (1904). Филиппинские острова, 1493–1898 гг . Том 17 из 55 (1609–1616). Историческое введение и дополнительные примечания Эдварда Гейлорда БОРНА; дополнительные переводы Генри Б. Латропа. Кливленд, Огайо: Компания Артура Х. Кларка. ISBN   978-1426486869 . ОСЛК 769945708, с. 331.
  9. ^ Jump up to: а б с Мануэль Бузета и Фелипе Браво, Географический, статистический и исторический словарь Филиппинских островов , Чарльстон, Южная Каролина: 2011, Nabu Press, Vol. I, стр. 241.
  10. ^ Лауреано, Феликс, изд. (1895). Воспоминания о Филиппинах: Книга-Альбом (книга) (на испанском языке). Том первый. Барселона: А. Лопес Роберт, с. 26.
  11. ^ Росес, Альфред Кингс; Ламб-Фернан, Джильда; Кирино, Чарльз и Гуттьерес, Мануэль С., ред. (1977). Филиппинское наследие: создание нации (10 томов). Манила: филиппинский паб Lahing. ISBN   978-9718574010 . OCLC 6088188. 1328526, Том. 4, с. 1106–1107.
  12. ^ Jump up to: а б Сучу, Питер (17 декабря 2018 г.). «Протосолнечные шляпы Дальнего Востока» . MilitarySunHelmets.com . Проверено 8 марта 2020 г.
  13. ^ Хенон, Янн-Рождество (26 августа 2019 г.). «Распродажа на банкноте?» . Нумизон Получено 8 , марта
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b236d7f5687770e8a5408241fa38f94e__1714471920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b2/4e/b236d7f5687770e8a5408241fa38f94e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Salakot - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)