Шаперон (головной убор)


Шаперон p ( / ˈ ʃ æ p ər oʊ n / или / ˈ ʃ æ ər ɒ n / которую ; среднефранцузский : chaperon ) был формой капюшона или, позже, очень универсальной шляпы, носили мужчины и женщины во всех частях страны. Западная Европа в средние века . Первоначально это была утилитарная одежда, сначала у нее вырос длинный частично декоративный хвост сзади ( лирипип ), а затем она превратилась в сложный, универсальный и дорогой предмет головного убора после того, как то, что изначально было вертикальным отверстием для лица, стало использоваться в качестве горизонтального отверстия. для головы. Шаперон был особенно моден в Бургундии середины 15 века , а затем постепенно вышел из моды в конце 15 века и вернулся к своему утилитарному статусу. Это наиболее часто используемый мужской головной убор в ранней нидерландской живописи , но его сложную конструкцию часто неправильно понимают. [ нужна ссылка ]
Скромное происхождение
[ редактировать ]

Шаперон возник до 1200 года как капюшон с короткой накидкой , надеваемый через голову или застегивающийся спереди. Капюшон можно было снять с головы и повесить сзади, оставив короткую накидку на шее и плечах. Край накидки часто обрезали, разрезали или делали зубцами для декоративного эффекта. Были шерстяные, используемые в холодную погоду, и более легкие – летом. В этой форме он сохранялся до конца Средневековья, его носили низшие классы, часто как женщины, так и мужчины, особенно в Северной Европе. Капюшон был свободным сзади и иногда заканчивался хвостом, заходящим в точку.
Термины и вывод
[ редактировать ]Chaperon — это уменьшительное от chape , которое, как и английское cap , cape и cope , происходит от позднелатинского cappa , которое уже могло означать кепку , накидку или капюшон ( OED ).
Хвост капюшона, часто довольно длинный, назывался типпитом. [ 2 ] или лирипипе на английском языке и лирипипе или корнет на французском языке. Элементом накидки был узор на французском языке и на английском языке . , а иногда и петушиный гребешок [ 2 ] когда причудливо вырезано. круглое бурреле (или рондель ). Позже в состав ансамбля могло войти [ 1 ] [ 3 ] Patte, cornette и bourrelet были обычными терминами во французском языке при бургундском дворе XV века и используются здесь. [ 1 ] В итальянском языке эквивалентными терминами были Фоджа , Беккетто и Маццоккио . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Chaperon иногда использовался в английском, а также немецком языке как для формы капюшона, так и для шляпы ( OED ). Но это слово никогда не появляется в « Письмах Пастона» , где много упоминаний о шляпах , капюшонах и чепчиках для мужчин. Как и во всех аспектах средневекового костюма, существует множество современных изображений одежды и множество упоминаний названий одежды в современных документах, но окончательное сопоставление названий со стилями на изображениях редко возможно. [ 2 ] На итальянском языке это слово было капучио [кап'пут:ʃo], или уменьшительное слово «капучино» , от которого произошли монахи-капуцины , чей характерный белый капюшон и коричневая мантия привели к тому, что обезьяна и сорт кофе были названы в их честь (это также означает колпачок ручки по-итальянски).
«Красная Шапочка» — это «Le Petit Chaperon rouge» в самой ранней опубликованной версии Шарля Перро , и французские изображения этой истории, естественно, отдают предпочтение сопровождающей, а не длинной шапочке в английских.
Во французском языке шаперон также использовался в соколиной охоте для обозначения капюшона, надеваемого на голову ястреба, когда его держат за руку, чтобы он не хотел улетать. Либо это, либо значение головного убора, которое позже в переносном смысле расширилось до слова chaperon (в британском английском почти всегда chaperone ), что означает защитный эскорт, особенно для женщины.
Варианты ношения
[ редактировать ]
Около 1300 года шаперон стали носить, помещая вместо этого отверстие, предназначенное для лица, поверх макушки; возможно, в жаркую погоду. В результате хвост корнета и накидка или накидка свободно свисали с макушки. Это вошло в моду, и в этом стиле стали изготавливать шапероны. Некоторые авторитеты используют термин «сопровождающий» только для этого типа, называя более ранние формы «капюшонами», что, безусловно, было их обычным названием на английском языке. Это категоризация только для современных дискуссий; нет никаких сомнений в том, был ли сопровождающий современным термином. Посмотрите на ношение Колли-Уэстона, мандилиона чтобы увидеть аналогичное развитие типа шерсти.
Развилось круглое бурреле (или рондель ) с мягкой подкладкой, которое сидело вокруг головы, в то время как корнет стал намного длиннее и постепенно стал более похожим на шарф по форме, пока к 1430-м годам он не стал обычно прямым по бокам и квадратным концом. Особенно в Италии иногда обходились без корнета, оставляя только нерасширенный трубчатый патч, прикрепленный к бурреле со всех сторон и свисающий с одной стороны головы. Рид (см. ссылки) называет эти шляпы-мешки . [ 2 ]
К 1400–1416 годам, к периоду знаменитых иллюминированных рукописей « Livre de Chasse» Гастона Феба ( Национальная библиотека, Париж, г-жа Франсэ, 616) и сопровождающих «Très Riches Heures du Duc de Berry », можно было увидеть многие фигуры. В знаменитых календарных сценах « Trés Riches Heures» их в первоначальном виде носят крестьяне, работающие в полях, как мужчины, так и женщины (февраль, март и сентябрь), и егеря (декабрь), а в новом виде — некоторые придворные (январь и май), носящие цветные и зубчатые, вероятно, из шелка. Однако сам герцог и наиболее видные придворные их не носят. В Livre de Chasse их чаще всего носят пешие егеря нижнего уровня в оригинальном виде, хотя и они, и конные охотники носят их и на макушке. Фигурки часто имеют капюшон и шляпу. Только оригинальную форму (оторошенную мехом в одном случае - л.51В) носят самые высокопоставленные деятели. [3]
К 1430-м годам обращение с тканью у большинства шаперонов стало проще, а корнет стал длинным и простым, хотя повязку все еще можно тщательно обрабатывать с помощью кинжала. Возможно, чрезмерно одетый придворный в мастерской Ван дер Вейдена «Эксгумация святого Губерта» ( Национальная галерея, Лондон, NG 783) этого десятилетия все еще имеет очень искусно вырезанную и вырезанную шкуру. [ 1 ] Фигура позади него носит его в церкви, что необычно (обе фигуры можно сравнить в Алтаре Семи Таинств ; см. Галерею ниже).
Развитый сопровождающий
[ редактировать ]
К середине 15-го века развитый шаперон (носимый на макушке с бурреле) стал обычной одеждой для мужчин высшего и среднего классов и носился на нарисованных портретах, в том числе на портретах герцогов Бургундских. Количество используемой ткани стало значительным, и хотя в этот период шапероны обычно были одноцветными, шелковые или дамасские были бы заметным признаком достатка. Зарегистрировано, что флорентийский шаперон 1515 года использовал шестнадцать локтей ткани на протяжении более десяти ярдов (9 метров). [ 7 ] В искусстве этого периода шапероны почти всегда изображаются однотонными, но нарисовать узорчатую шаперону было бы непростой задачей.
Корнет теперь дотянулся почти до земли, да и патта тоже немного подросла; оба теперь были простыми и не украшенными по краям. Бурреле могли быть очень большими или совсем скромными; некоторые явно были сделаны вокруг полого каркаса (сохранился рисунок итальянского блока для их изготовления). [ 1 ] Самые большие бурреле носили очень высокопоставленные мужчины примерно в 1445–1450 годах. Иногда они кажутся просто кольцом ( с бубликом трудно устоять перед аналогией ) с открытым центром, а иногда кажется, что отверстие хотя бы частично закрыто закрепленной тканью. Поскольку бурреле обычно имели одинаковую форму со всех сторон, несколько разных его частей можно было носить лицом вперед. Вероятно, по этой причине сопровождающих редко можно увидеть украшенными значками или украшениями. Теперь существовало множество способов ношения и ношения этой самой сложной и адаптируемой из шляп:
- А) корнет и повязку можно было связать вместе на макушке, чтобы создать яркий эффект, напоминающий тюрбан, иногда с коротким хвостом корнета или повязки, свисающим сзади.
- Б) Патте можно было закрепить петлей под подбородком и привязать или приколоть к бурреле на другой стороне лица, а корнет висел сзади или спереди или завязывался сверху.
- В) накладку можно было носить свободно сзади, с корнетом, завязанным сверху, или свободно свисающим спереди или сзади.
- D) и наоборот, повязку можно было завязать сверху, а корнет свободно свисать спереди или сзади.
- Д) накладку можно было носить сзади, свободно или заправлять в другую одежду на затылке, а корнет пару раз оборачивали вокруг макушки и под подбородком и закрепляли. Это подходило для холодной или ветреной погоды, особенно при езде.
- Е) при необходимости снять шаперона, в теплую погоду или в присутствии человека гораздо более высокого ранга (и, как правило, в церкви) его можно было надеть через плечо, свисая на противоположных сторонах повязки и корнета; или вокруг плеч. Что вышло вперед, а что назад, существенно различается, но чаще всего бурле отстает. Возможно, сопровождающий был прикреплен к плечу, так как ансамбль часто выглядит довольно ненадежно. Фигуры-доноры на религиозных картинах всегда носят своих сопровождающих таким образом, как они образно изображены в присутствии святых или Мадонны.
Примеры этих стилей показаны на иллюстрациях к статье и в разделе Галерея ниже.
Пик моды
[ редактировать ]
Единственная сохранившаяся рукописная миниатюра Рогира ван дер Вейдена изображает Филиппа Доброго с сопровождающим в стиле B. Рядом с ним стоит канцлер Николя Ролен , использующий менее яркую версию стиля B; только он имеет достаточный статус, чтобы носить свою компаньонку дома в присутствии герцога. За исключением епископа Турне , следующего за Роленом, все остальные мужчины носят непокрытую голову, даже молодой наследник Филиппа, несмотря на то, что некоторые из них являются высокопоставленными приближенными, которые, как и герцог, носят воротник Ордена Золотое руно . Но, насколько видно, у всех есть шляпы. Мужчина в сером, похоже, носит шляпу другого типа, но все остальные видимые шляпы — это шапероны, носимые в стиле F, в основном с корнетами вперед. У молодого Карла Смелого патта обернута вокруг шеи, а у человека крайнего справа бурреле лежит дальше, чем обычно, на спине, причем патта свисает с нее. Большинство сопровождающих черные, хотя у человека в синем есть один оранжево-розовый; Черный цвет переживал один из самых ранних периодов того времени, когда он был самым модным цветом. [ 8 ]
Сопровождающий никогда не становился настолько доминирующим ни в Италии, ни во Франции; и, похоже, его не так часто носили высокопоставленные особы, хотя иногда это так. [ 9 ] Есть знаменитый бюст Лоренцо Медичи в нем, хотя при этом он, возможно, намеренно избегает показной одежды (см. раздел галереи). Они более характерны для купцов и юристов этих стран, например, в образах Жана Фуке середины века. В Англии, с другой стороны, почти все некоролевские члены Ордена Подвязки изображены носящими их на своих портретах в « Книге подвязок Уильяма Брюгге » 1430–1440 годов ( Британская библиотека , Stowe MS 594). [ 10 ] В Священной Римской империи , Испании и Португалии они, как правило, были менее распространены и располагались ниже по социальной лестнице. [ 2 ] Духовенство их, по-видимому, никогда и нигде не носило. [ 2 ]
Политические сопровождающие
[ редактировать ]Шапероны использовались во Франции и Бургундии, чтобы обозначить своим цветом преданность политической фракции. Сами фракции также иногда назывались сопровождающими. Во время пленения в Англии короля Франции Иоанна II в 1356 году участники народного восстания в Париже против его сына, будущего Карла V , носили разноцветные шапероны: красного цвета для Парижа и синего цвета для Наварры , поскольку они поддерживали претендовал на французский престол король Наварры Карл Плохой . В 1379 году всегда неуравновешенные граждане Гента восстали против герцога Бургундского Филиппа Смелого в белых сопровождающих. Белый цвет также носили противники Арманьяков в Париже в 1413 году во время фракционных волнений во время одного из короля Карла VI . приступов безумия [ 11 ]
Шаперон был одним из предметов мужской одежды, фигурировавших в обвинениях, выдвинутых против Жанны д'Арк на суде в 1431 году. [ 12 ] Очевидно, это была шляпа, а не капюшон, поскольку, как утверждается, она сняла ее перед дофином - это было приведено в качестве еще одного убедительного доказательства того, что она приняла мужское поведение. [ 13 ]
Во Флоренции 15 века капуччи ассоциировались с республиканцами , а не с придворными (см. галерею). В 1516 году советник Медичи сказал им, что им следует заставить как можно больше молодых людей носить «придворный колпак», а не капучино. [ 14 ] Отчасти это связано с тем, что сопровождающий был слишком сложным, чтобы его можно было снять при встрече с человеком более высокого ранга (во всяком случае, во Флоренции); его просто коснулись или слегка отодвинули назад по голове. [ нужна ссылка ]
Капучио в искусстве эпохи Возрождения.
[ редактировать ]
Внизу: Перспективное исследование тора Паоло Уччелло, ок. 1430–1440. [ 15 ]

Итальянский капучио не только был изображен на многих портретах эпохи Возрождения в силу того, что был в моде того времени, но и представлял интерес, потому что форма маццоккио делала его хорошим предметом для развивающегося искусства перспективы . Художник Паоло Уччелло изучил перспективу маццоккио и включил ее в некоторые из своих картин (например, в «Контратаку Микелотто да Котиньолы в битве при Сан-Романо »). [ 15 ] [ 16 ]
Помимо портретов, многие из лучших и наименее формальных изображений сопровождающего в искусстве взяты из картин Рождества и других сцен ранней жизни Христа. Конечно, чаще всего носить шаперона всегда зимой. Святой Иосиф особенно полезен, поскольку в его изображениях никогда не бывает модно одетым, и это часть его характера в тот период, когда его часто изображают довольно растрепанным (см. примеры ниже). Пастухи - это фигуры низшего сословия, которые чаще всего изображаются в больших масштабах на картинах того периода.
Отклонить
[ редактировать ]Примерно к 1480 году шаперон вышел из моды, но его продолжали носить. [ 2 ] Размер бурреле был уменьшен, а паштет остался без украшений. На этом этапе Святого Иосифа часто можно было увидеть в развитой форме. К 1500 году развитый шаперон окончательно вышел из моды в Северной Европе, но первоначальная форма капюшона все еще оставалась полезным головным убором для пастухов и крестьян. К этому времени развитый сопровождающий закрепился в некоторых формах гражданской униформы юристов, ученых и членов некоторых рыцарских орденов, таких как Орден Подвязки. При таком использовании он постепенно уменьшался в размерах и часто навсегда прикреплялся к одежде под ним, фактически просто как украшение, в его нынешней форме, как часть академической одежды, называемая эпитожем . В Италии он оставался более популярным, скорее как достойная форма головного убора для пожилых мужчин, примерно до 1520-х годов.
Погребальные украшения на лошадях
[ редактировать ]В более позднем использовании этого термина название «сопровождающий» перешло к некоторым маленьким щитам , или гербам , и другим погребальным приспособлениям, помещенным на лбы лошадей, которые возили катафалки на процессии похорон. Их называли шаперунами или шаферунами , поскольку первоначально они прикреплялись к шаперонам или капюшонам, которые эти лошади носили вместе с другими государственными покрытиями. [ 17 ] (См. также Фронтера .)
Галерея
[ редактировать ]-
Les Très Riches Heures du duc de Berry , январь (фрагмент), ок. 1410. Два придворных, стоящие за столом слева, носят сопровождающих с искусно вырезанными и рваными узорами.
-
Деталь Яна ван Эйка » « Мадонны Ролин , ок. 1435. Двое граждан носят нашивки сзади в стиле C. Корнет того, кто слева, виден перед ним.
-
Портрет предположительно Джованни Арнольфини работы Яна ван Эйка , ок. 1438. Шаперон носят с корнетом, завязанным на макушке, и свисающим сзади платком (стиль С). Бурреле перекручен. [ 1 ]
-
Видение святого Евстафия Пизанелло . , ок 1440. Дендиский святой носит особенно объемный шаперон в стиле А. Как и в случае с некоторыми другими шляпами Пизанелло, изображение может быть несколько преувеличено по сравнению со шляпами, которые носят в действительности. [ 18 ]
-
Святой Франциск отрекается от своего отца Сассетты , 1437–1444 гг. Патте отца, или, возможно, корнет, кажется, наматывается вертикально на бурреле, которое довольно плоское. Он носит соответствующий плащ. У удерживающего его спутника есть сопровождающий, похожий на тюрбан.
-
Рогира ван дер Вейдена : Алтарь семи таинств Крещение, миропомазание и покаяние, 1445–1450 гг. Мужчина крайний слева хорошо видит свою рваную бороду. Отец ребенка над ним носит его в церкви. У трех конфирмованных мальчиков также есть сопровождающие. У старика, исповедующегося, есть отрезанный капюшон и шляпа на полу.
-
Рождество Рогира ван дер Вейдена , 1446 год. Святой Иосиф носит небольшой неразвитый шаперон, снятый с головы. Позади богато одетого донора висит его развитый сопровождающий, а над его ногами волочится по земле большой бурреле и длинный корнет.
-
Фигура донора работы Петруса Кристуса ок. 1450. Шаперон носится через плечо корнетом вперед, в стиле F.
-
Рождество Петруса Кристуса , ок. 1450. Святой Иосиф несет в руке свою пурпурную компаньонку, а корнет исчезает в другой его одежде.
-
Миниатюра мастера Жувенеля де Урсена , 1460 год. У ближайшего придворного через плечо есть сопровождающий, а также шляпа. За кроватью некоторые восточные принцы носят тюрбаны .
-
Фридрих Херлин, 1462–145 гг. Типично для Германии мужчины самого высокого статуса (с коленями) носят меховые (?) шапки, а сыновья с сопровождающими стоят на коленях на полу.
-
Внесение в храм мастера Благовещения Прадо , или Ганса Мемлинга , 1470-е годы. Святой Иосиф носит компаньон рабочего в оригинальном стиле, в то время как родственник справа носит простой, усовершенствованный.
-
еще одно в храме представление Ганса Мемлинга ок. 1470. Святой Иосиф теперь носит развитого, но простого сопровождающего с коротким корнетом на плечах.
-
Портрет молодого человека (Боттичелли, дворец Питти) , Флоренция ок. 1469. Корнет, задрапированный спереди, типично итальянский.
-
Немецкий крестьянин (ок. 1470 г.) в шляпе поверх шапочки-капюшона.
-
Лоренцо Медичи после Верроккьо , позже 1478 года, в довольно простом сопровождающем. Более крупные стили уже устарели, плюс он проецирует политическое послание как Pater Patriae . По ссылке ниже можно увидеть фотографии после реставрации.
-
Рождество Хуго ван дер Гуса , 1480 год. Фигуры, поддерживающие занавес, носят сопровождающих с короткими корнетами.
-
Рождество Ганса Шойфелейна , ок. 1507. К настоящему времени сопровождающий снова превратился в рабочую одежду. Святой Иосиф носит его через плечо, и все пастухи носят его с откинутым капюшоном.
-
Le Petit Chaperon Rouge работы французского художника Флери Франсуа Ришара (1777–1852), Лувр . Во французских описаниях этой истории, естественно, предпочтение отдается сопровождающему, а не длинному капюшону в английских.
Ссылки
[ редактировать ]- С. Д. Рид, От шаперонов к венкам: аспекты мужского головного убора 1400–1519 гг ., Диссертация магистра, 1992, Университет Мэриленда - NB. Головные уборы Рид классифицирует как капюшоны, шапероны и (некоторые) шляпы-мешки, которые рассматриваются в этой статье.
- Джо Хэнд и М. Вольф, Ранняя нидерландская живопись , Национальная художественная галерея, Вашингтон (каталог) / Кембридж, UP, 1986, ISBN 0-521-34016-0
- Каталоги Национальной галереи: Итальянские картины пятнадцатого века , Том 1, Диллиан Гордон , Лондон, 2003 г., ISBN 1-85709-293-7
- Габриэль Байс, «Охотничья книга» Гастона Феба , Heritage Books, Лондон, ISBN 0-946470-54-5
- Эдмон Поньон, «Очень богатые часы герцога Беррийского», Liber
- М. Вибберт, Головные уборы 14 и 15 веков , Полный анахронист, № 133, серия монографий SCA (август 2006 г.)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Лорн Кэмпбелл, Каталоги Национальной галереи: Нидерландские картины пятнадцатого века , 1998, ISBN 1-85709-171-X
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г С.Д. Рид, От шаперонов к венчикам: аспекты мужского головного убора 1400–1519 гг ., диссертация магистра, 1992, Университет Мэриленда, доступно в Интернете. Архивировано 8 марта 2011 г. на Wayback Machine - NB. Головные уборы Рид классифицирует как капюшоны, шапероны и (некоторые ) Все шляпы-мешки описаны в этой статье.
- ^ Создание головных уборов четырнадцатого и пятнадцатого веков , статья Мари Вибберт (Lyonnete Vibert), Материалы симпозиума по известным мировым костюмам (2005)
- ^ Фрик, Кэрол Коллиер. Одевание Флоренции эпохи Возрождения: семьи, состояния и изысканная одежда. Издательство Университета Джонса Хопкинса (2002). стр. 304–305.
- ^ Адамс, Лори. Ключевые памятники итальянского Возрождения. Вествью Пресс: 2000. с. 67.
- ^ Эрлс, Ирен. Искусство Возрождения: Актуальный словарь. Гринвуд Пресс: 1987. с. 189.
- ^ Кэрол Коллиер Фрик, Одежда Флоренции эпохи Возрождения: семьи, состояния и изысканная одежда, стр. 231, 2002, издательство Университета Джонса Хопкинса, ISBN 0-8018-6939-0 [1]
- ^ Т. Крен и С. Маккендрик (редакторы), Освещая эпоху Возрождения - триумф фламандской рукописной живописи в Европе , Музей Гетти / Королевская академия художеств, 2003, ISBN 1-903973-28-7
- ^ «Медаль [[Пизанелло]] дона Иньиго д'Авалоса, ум. 1484, великого камергера Неаполя с 1442 года, Метрополитен-музей» . Архивировано из оригинала 08.11.2010 . Проверено 31 декабря 2006 г.
- ^ См. изображения на Wikimedia Commons.
- ^ М. Н. Буйе, Чассан, Универсальный словарь истории и географии, содержащий собственно историю, универсальную биографию, мифологию, древнюю и современную географию , Hachette, Париж, 1878 г.
- ^ Множество ссылок на протяжении всего процесса (в английских версиях часто переводится как «шляпа»). См. статьи 12–17 обвинений и т. д. [2] Архивировано 16 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ "Она останавливается перед Карлом VII, снимает капюшон, ставит одно колено на землю и склоняет голову. Да благословит тебя Бог, добрый дельфин!" Миссия и мученичество Жанны д’Арк, 1913, с. 23. ссылки из Хроник (на французском языке)
- ^ Хорнквист, Микаэль. «Гражданский гуманизм: республиканская одежда». Архивировано 24 февраля 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Эммер, Мишель. «Искусство и математика: Платоновые тела». Леонардо 15 (4): 277–282 (осень 1982 г.).
- ^ «Битва при Сан-Романо» . Лувр . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г. Проверено 27 марта 2007 г.
- ^ 1728 Cyclopaedia , публикация в свободном доступе.
- ^ Сайсон, Л.; Диллиан Гордон (2001). Пизанелло, художник эпохи Возрождения . Лондон: Компания Национальной галереи. ISBN 1-85709-946-Х .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- История сопровождающего с простыми схемами
- Раздел «Сопровождающий» книги Адриана Хармонда 1929 года - на французском языке, со множеством изображений и реконструированными схемами вырезания.
- База данных CORSAIR из библиотеки Моргана - поиск сопровождающего дает 25 результатов из 2 французских рукописей, 1420–1435 гг.
- Le Livre de Chasse Гастона Феба, около 1400 г., от г-жи Фр 616 из Национальной библиотеки в Париже. Книга со множеством иллюстраций и текста на французском языке.
- Еще одна стильная сопровождающая от Пизанелло , с медали в NGA, Вашингтон.
- Бюст Лоренцо Медичи NGA после реставрации.
- Головной убор XV и начала XVI веков: обзор литературы - обновленный (1997 г.) раздел из вышеприведенной диссертации С.Д. Рида.
- Некоторые родственные головные уборы XV века: теории конструкции Синтии дю Пре Аржан