Хьюго ван дер Гус
Хьюго ван дер Гус | |
---|---|
Рожденный | в. 1430/1440 вероятно, Гент |
Умер | 1482 г. (от 42 до 52 лет) |
Национальность | фламандский |
Заметная работа | Портинари Триптих Алтарь Монфорте Падение и искупление человека |
Движение | Ранняя нидерландская живопись , Северное Возрождение. |
Гуго ван дер Гус ( ок. 1430/1440 – 1482) был одним из самых значительных и оригинальных фламандских художников конца 15 века. Ван дер Гус был выдающимся художником алтарей и портретов. Он внес важные новшества в живопись благодаря своему монументальному стилю, использованию специфической цветовой гаммы и индивидуалистической манере портретной живописи. Начиная с 1483 года, присутствие его шедевра, Триптиха Портинари , во Флоренции сыграло роль в развитии реализма и использовании цвета в искусстве итальянского Возрождения . [1]
Жизнь
[ редактировать ]Гуго ван дер Гус, вероятно, родился в Генте или окрестностях Гента около 1440 года. [1] Ничего достоверно не известно о жизни художника до 1467 года, когда он стал мастером гильдии художников Гента. Спонсорами его членства в гильдии были Йоос ван Вассенхове , мастер-художник из Гента с 1464 года, и Даниэль Рутарт. [2] Вполне вероятно, что до того, как стать мастером в Генте, он обучался где-то еще. Некоторые историки предполагают, что Дирик Баутс , возможно, был мастером Ван дер Гуса, но независимых доказательств этому нет. [3]
В 1468 году город Гент поручил художнику выполнить несколько работ в связи с пожалованием Великой индульгенции города . В последующие годы новые заказы от города потребовали от Ван дер Гуса создания украшений для таких мероприятий, как папские гербы. В 1468 году он был в городе Брюгге, делая украшения в честь свадьбы Карла Смелого и Маргариты Йоркской . Уго ван дер Гус снова упоминается 18 октября 1468 года, когда он и другие члены гильдии художников Гента принимали художников из соседнего Турне на собрании гильдии в Генте, чтобы вместе отпраздновать день Святого Луки. Святой Лука был покровителем художников.
В 1469 году Гуго ван дер Гус и Йоос ван Вассенхове поручились за Александра Бенинга за его вступление в качестве мастера в гильдию художников Гента. Александр Бенинг женился на Катерине (Катлин) ван дер Гус, двоюродной сестре или двоюродной сестре Гуго ван дер Гуса, в 1480 году. Художник и его мастерская работали по заказу города Гента над созданием геральдических украшений для Смелого Карла радостного въезда в город. Гент в 1469 году, а затем в 1472 году.
Когда в 1470 году Йоос ван Вассенхове уехал из Гента в Италию, чтобы стать придворным художником Федерико да Монтефельтро , герцога Урбино , ван дер Гус стал ведущим художником Гента. В 1467 году бургундский двор заплатил ван дер Гусу за создание гербов, использованных на похоронах Филиппа Доброго. Художник неоднократно избирался дьяконом гильдии художников Гента и служил ее дьяконом с 1474 по 1476 год.
Именно в этот период Хуго ван дер Гус написал «Поклонение волхвов» (также известное как «Алтарь Монфорте» ( Gemäldegalerie, Берлин )) и работал по заказу Томмазо Портинари для « Алтаря Портинари» ( Уффици , Флоренция), который поступил в ее назначение во Флоренции только в 1483 году, когда художник уже умер.
Ван дер Гус добился значительных успехов и получил важные заказы от бургундского двора, церковных учреждений, богатой фламандской буржуазии и ассоциаций итальянских деловых людей, базирующихся в Бургундских Нидерландах . [1] Достигнув в 1477 года пика своей карьеры, ван дер Гус внезапно решил закрыть свою мастерскую в Генте и стать frater conversus (то есть братом-мирянином) в монашеской общине Руд Клоостер (или Руклоостер) близ Аудергема (ныне в Брюсселе ). [4] Руд Клоостер входил в монашеское крыло движения «Современная преданность» и принадлежал Виндесхаймской конгрегации . В монастыре он пользовался определенными привилегиями. Ему разрешили продолжать работать над заказами по живописи и пить вино. Согласно хронике, написанной на латыни где-то между 1509 и 1513 годами Гаспаром Офюйсом, монахом из Руд Клостера, ван дер Гуса посещали выдающиеся люди, включая эрцгерцога Максимилиана . [4]
Во время своего пребывания в монастыре в 1482 году он получил просьбу от совета города Левена оценить работы для мэрии Левена, которые Дирик Баутс оставил незавершенными на момент своей смерти. В награду за эту услугу ван дер Гус получил от городских властей кувшин рейнского вина. Считается, что именно ван дер Гус завершил неоконченный Триптих Баутса для Ипполиты Бертоз . Его вкладом стало изображение на левой панели портретов пары, оплатившей триптих. В 1482 году монастырь отправил ван дер Гуса в Кельн вместе со своим сводным братом Николаесом, также принявшим монашеский постриг, и еще одним братом монастыря. [4] На обратном пути художник впал в острую депрессию и объявил себя проклятым. [5] Он предпринял попытку самоубийства. Его товарищи привезли его обратно в Брюссель, а затем в Руд Клоостер. [1] После непродолжительного выздоровления он вскоре умер в Руд Клостере. [4]
Есть предположение, что тревога по поводу своих художественных достижений, возможно, способствовала его безумию, поскольку «его глубоко беспокоила мысль о том, как он когда-нибудь закончит произведения искусства, которые ему предстояло написать, и тогда говорили, что девять лет едва ли пройдут». достаточно». [2] Отчет немецкого врача Иеронима Мюнцера от 1495 года, согласно которому художник из Гента был доведен до меланхолии попыткой воссоздать Гентский алтарь , возможно, относится к Гуго ван дер Гусу. [6]
Психическое расстройство Уго ван дер Гуса было вновь открыто только в 1863 году, когда бельгийский историк Альфонс Ваутерс опубликовал информацию, которую он нашел в недавно обнаруженной хронике Офюиса. Публикация Ваутерса вдохновила покойного бельгийского художника-романтика Эмиля Ваутерса (племянника Альфонса Ваутерса) на создание картины 1872 года «Портрет Гуго ван дер Гуса» (1872, Королевские музеи изящных искусств Бельгии ). Эта картина изображает Уго ван дер Гуса в период безумия и имела такой успех, что была награждена Большой медалью в парижском салоне . В 1873 году голландский художник Винсент Ван Гог упомянул картину Ваутерса в письме своему брату Тео Ван Гогу . Еще в двух случаях Ван Гог сравнил свою внешность с внешностью Ван дер Гуса, воссозданной Ваутерсом, и заявил, что эмоционально идентифицирует себя с художником 15-го века. [7]
Работа
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]Атрибуция его работ оказалась сложной задачей для историков искусства. Многие работы, которые в начале-середине 20 века считались написанными его рукой, теперь принимаются членами его мастерской или последователями за копии. В отсутствие документальных свидетельств атрибуция была основана на сравнении с его алтарем Портинари 1470 года ( Уффици , Флоренция ), авторство которого явно установлено Ван дер Гусом. [8]
Оригиналы значительной части произведений ван дер Гуса утеряны. Эти работы сохранились только благодаря более поздним копиям, сделанным после ныне утраченных оригиналов. Большое количество копий свидетельствует о высоком уважении, которым он пользовался, а также способствовало его важному влиянию на раннее фламандское искусство. Гравюры Мартина Шонгауэра по произведениям ван дер Гуса распространили влияние художника за пределы фламандских границ в Германию. Выдающийся художник из Брюгге Жерар Давид и помощники в его мастерской явно черпали вдохновение у гентского художника. [1]
Хьюго ван дер Гус был выдающимся художником запрестольных образов, а также портретов. Его основные религиозные работы включают Триптих Портинари ( Уффици , Флоренция ), Поклонение волхвов (также называемое «Алтарь Монфорте»), Поклонение пастухов (обе Gemäldegalerie, Берлин), « Падение и искупление человека» ( Музей истории искусств). ) и « Смерть Богородицы» ( Groeningemuseum , Брюгге). [9]
поручил Ван дер Гусу создать алтарь для церкви Святой Троицы В 1460-х годах первый ректор Эдвард Бонкил в Эдинбурге. Церковь была основана супругой шотландской королевы Марией Гельдерсской . [10] На четырех сохранившихся панелях алтаря Троицы изображен Яков III , король Шотландии, в окружении святого Андрея и его сына, будущего Якова IV , и его жены Маргариты Датской . Донор, Эдвард Бонкил, также присутствует. [11]
Триптих Портинари.
[ редактировать ]Самая известная сохранившаяся работа Ван дер Гуса — « Триптих Портинари» ( Уффици , Флоренция ). Триптих — алтарный образ, заказанный для церкви Сан-Эджидио в больнице Санта-Мария-Нуова во Флоренции Томмазо Портинари , управляющим Брюггского отделения банка Медичи . [12]
В 1483 году, по-видимому, через несколько лет после завершения работы ван дер Гуса, алтарь Портинари прибыл в Пизу, откуда его переправили по каналу к воротам Сан-Фриано во Флоренции. Алтарь повесили в церкви больницы Санта-Мария-Нуова.
Необработанные черты пастухов в композиции Ван дер Гуса произвели глубокое впечатление на художников, работавших во Флоренции. Доменико Гирландайо, вероятно, черпал вдохновение из Триптиха Портинари для своего Крещения в часовне Сассети. [1] Самая большая нидерландская работа, которую можно было увидеть во Флоренции, получила высокую оценку. В своем Vite 1550 года Джорджо Вазари назвал его «Уго д'Анверса» («Гюго Антверпенский»). Это единственная документация, подтверждающая авторство Хьюго ван дер Гуса. Все остальные работы приписываются Ван дер Гусу на основании стилистического сравнения с алтарем. [12]
После смерти Уго ван дер Гуса триптих был ошибочно приписан другим, в том числе Андреа дель Кастаньо и Доменико Венециано . [5] Эти два художника создали фрески вокруг алтаря, но не участвовали в его оформлении. В 1824 году Карл Фридрих Шинкель идентифицировал ее как работу Гуго ван дер Гуса. Лишь позднее эта теория стала общепринятой. [5]
На центральной панели Триптиха Портинари изображены центральные христианские мифы, касающиеся рождения христианского бога-спасителя: рождение Иисуса , поклонение пастухов и благовещение пастухам (на крайнем правом фоне). Было предложено множество интерпретаций иконографии алтаря. Композиция подчеркивает преданность Евхаристии и страсти Христовы . Евхаристия представлена через ангелов в литургических облачениях и визуальную аналогию снопа пшеницы с телом Христа . Страсти представлены в мрачных выражениях фигур и в цветочном натюрморте на переднем плане, который включает в себя такие цветы, как алая лилия, белые и фиолетовые ирисы и гвоздики. Один из контейнеров, в которые помещены цветы, относится к типу альбарелло . Альбарелли использовались в качестве медицинских сосудов, предназначенных для хранения аптекарских мазей и сухих лекарств, и, таким образом, на снимке отсылали к больничной обстановке (то есть больнице Санта-Мария-Нуова), в которой должен был быть выставлен алтарь. Некоторые цветы в цветочном натюрморте в эпоху Возрождения также использовались в лечебных целях и, таким образом, также отсылают к больничной обстановке. Эти упоминания о целебных силах также намекают на чудесное рождение Иисуса, которое, согласно христианской литературе, произошло без обычных родовых схваток. Предполагается, что само рождение Иисуса имело целебную силу, избавляя человечество от так называемого первородный грех , христианское учение о греховном состоянии человечества, возникшем в результате грехопадения человека . [13]
На боковых панелях изображены мужчины (левое крыло) и женщины (правое крыло) из семьи доноров Портинари, которые заказали и пожертвовали алтарь. В правом крыле также находится сцена благовещения волхвам , а в левом — сцена путешествия Марии и Иосифа в Вифлеем.
Портреты
[ редактировать ]Хьюго ван дер Гус считается одним из самых значительных художников-портретистов Европы 15 века. В то время портретная живопись приобретала все большее значение в искусстве из-за возобновления значения, придаваемого личности, чему способствовал рост гуманизма . [14]
Самостоятельных портретов Гуго ван дер Гуса не сохранилось. Его достижения в этом жанре известны только по портретам-дарителям, включенным в его религиозные диптихи и триптихи . Примерами могут служить левое крыло алтаря Святого Ипполита , центральная и правая панели которого работы Дирика Баутса ( ок. 1475 , Groeningemuseum, Брюгге), Алтарь Портинари , Алтарь Троицы (между 1473 и 1478 годами, Шотландская национальная галерея , Эдинбург). ) и фрагменты алтарных образов, таких как « Портрет мужчины на молитве со святым Иоанном Крестителем» ( Художественный музей Уолтерса ) и « Мужской портрет» . [9] [14] Портреты, включенные в эти религиозные произведения, обычно изображали молящегося мужчину или женщину, которые, кажется, испытывают какое-то видение, часто Девы Марии . [14]
« Портрет мужчины» ( ок. 1475 , Метрополитен-музей , Нью-Йорк) — хороший образец его портретной работы. Эта небольшая панель была обрезана до нынешней овальной формы по сравнению с первоначальным прямоугольным форматом. Вероятно, он образовывал правое крыло небольшого алтаря, известного как диптих, который состоит всего из двух панелей. Альтернативно, портрет жены натурщика мог быть нарисован на панели справа от центральной панели, изображающей христианскую сцену, так что в целом произведение искусства образовывало традиционный триптих. Христианская сцена, вероятно, представляла собой изображение Богородицы с Младенцем. В «Портрете мужчины» ван дер Гус продемонстрировал свои навыки художника-портретиста благодаря своей способности выявить решительную осанку и силу характера натурщика. Он добился этих эффектов, поместив натурщика на более высокий уровень, чем зритель, и создав контраст между лицом, которое ловит свет снаружи, и темной стеной позади него.
Ван дер Гус использовал эффекты светотени, чтобы еще больше подчеркнуть моделирование черт лица, которые кажутся сделанными из камня. Эти особенности, а также внешний вид рук и фона после того, как они были закрашены более поздними реставраторами, могут объяснить, почему ученые ранее приписывали этот мужской портрет итальянскому художнику Антонелло да Мессина . Абсолютный реализм подхода Гуго ван дер Гуса с его тщательной передачей темных тонов на лице мужчины, щетины на подбородке и грубых рук, соединенных в молитве, создает впечатление, что натурщик портрета был охвачен сильным чувство преданности.
Портрет-донор Ипполита де Бертохоза на левом крыле алтаря Святого Ипполита и голова Эдварда Бонкила, нарисованная на правом крыле алтаря Троицы, демонстрируют аналогичный реализм в трактовке портретов Ван дер Гуса. [9] Портрет молящегося мужчины со святым Иоанном Крестителем ( Художественный музей Уолтерса ) демонстрирует схожие черты. Поскольку в то время проявление сильных эмоций на публике осуждалось, Хуго ван дер Гус прибегнул в этой работе к самой тонкой мимике, чтобы выразить душевное состояние своих натурщиков. В « Портрете молящегося со святым Иоанном Крестителем» глубокая сосредоточенность натурщика тонко выражается в приподнятой брови и напряженных мышцах вокруг рта. [14]
Стилистическое развитие
[ редактировать ]Ван дер Гус считается одним из самых оригинальных и новаторских ранних нидерландских художников. Поскольку многие произведения Ван дер Гуса не сохранились, а большинство сохранившихся работ невозможно точно датировать, сложно установить стилистическое развитие Ван дер Гуса. Алтарь Портинари — единственное из его произведений, которое можно с уверенностью связать с художником.
Несмотря на это, историки искусства видят глобальное развитие, начинающееся со стиля, близкого к иллюзионизму Ван Эйка. Этот ранний стиль характеризовался подробным описанием в насыщенных цветах и единой перспективой, которую можно наблюдать в алтаре Монфорте и центральной панели Портинари. Ван дер Гус, возможно, перенял этот стиль у Петруса Кристуса или Дирика Баутса.
В более поздних работах постепенно отказывался от иллюзионизма в пользу усиления акцента на искусственности картинки как созданного образа, оторванного от реальности. Такой эффект был достигнут за счет использования ограниченной цветовой гаммы и выразительного искажения фигур и пространства. [2] Примерами работ в этом более позднем стиле являются « Смерть Богородицы» ( Groeningemuseum , Брюгге) и « Поклонение пастухов» ( ок. 1480 , Gemäldegalerie, Берлин ). Другими характеристиками, приписываемыми этим более поздним работам, являются разбивка пространства, отказ от элементов натюрморта, не связанных напрямую с предметом, а также преувеличенная взволнованность и избыток экспрессии в фигурах. Ранние ученые видели в этой эволюции отражение растущей психической нестабильности художника. Более поздние интерпретации придали большое значение приверженности художника движению Modern Devotion как важному влиянию. Эти интерпретации рассматривают более поздние картины как попытки Ван дер Гуса перевести идеи этого движения в визуальную среду. В частности, считается, что акцент движения на медитации играет ключевую роль в отказе художника от иллюзионизма. [15]
Приглушенный колорит позднего « Поклонения пастухов» , казалось, поддерживал интерпретацию стилистической эволюции от иллюзионизма. Недавняя реставрация «Поклонения» предоставила новые визуальные доказательства, которые противоречат предыдущим прочтениям, поскольку показали, что картина была не приглушенной, а яркой и сильно иллюзионистской. [16]
Не все ученые согласны с тем, что в творчестве ван дер Гуса произошло стилистическое развитие. Некоторые утверждают, что его карьера, продолжавшаяся всего 15 лет, была слишком короткой, чтобы можно было выделить какое-то развитие. Другие ученые рассматривают ван дер Гуса как художника, способного создавать в один и тот же период и даже в рамках одной композиции самые разные типы и стили работ. Они утверждают, что ван дер Гус обладал гибкостью и диапазоном, позволяющим использовать или отказываться от техник всякий раз, когда они соответствовали его целям. [2]
Рисунки
[ редактировать ]Хьюго ван дер Гус оставил большое количество рисунков. Эти рисунки или сами картины были использованы последователями для изготовления большого количества копий его собственных произведений, которые сейчас утеряны. [12] После смерти ван дер Гуса книжный иллюстратор Александр Бенинг , который был женат на племяннице ван дер Гуса, вероятно, стал обладателем рисунков и узоров ван дер Гуса. Считается, что Симон Бенинг , сын Александра Бенинга, представил эти рисунки в Брюгге позже, поскольку композиции Ван дер Гуса появляются в иллюстрированном , созданном Гент-Брюгге школой иллюминаторов часослове . [1]
Рисунок Джейкоба и Рэйчел, хранящийся в Картинной галерее Крайст-Черч в Оксфорде, считается редким сохранившимся рисунком с автографом Ван дер Гуса. Возможно, это был предварительный эскиз витража. [17]
Работает
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Тилль-Хольгер Борхерт, Хьюго ван дер Гус в Flemish Primitives
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Кэтрин Рейнольдс. «Идет, Хьюго ван дер». Гроув Арт Онлайн. Оксфордское искусство онлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 19 мая 2016 г.
- ^ Дж. Колдевей, А. Гермесдорф, П. Хувенн, Живопись Нидерландов: средние века и шестнадцатый век , Amsterdam University Press, 2006, с. 106-110 (на голландском языке)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Стехоу, Вольфганг (1989) [1966]. Искусство Северного Возрождения, 1400-1600 : источники и документы . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. стр. 15–18. ISBN 0-8101-0849-6 . ОСЛК 20595214 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Костер, Маргарет (1999). «Алтарь Портинари» Хуго ван дер Гуса: северное изобретение и флорентийский прием . Колумбийский университет.
- ^ Колин Томпсон, Лорн Кэмпбелл, Хьюго ван дер Гус и панели Тринити в Эдинбурге , попечители Национальных галерей Шотландии; Лондон: распространено А. Цвеммером, 1974, с. 5
- ^ Сьюзан Кослоу, «Влияние психического заболевания Хьюго ван дер Гуса и религиозных взглядов позднего средневековья на смерть Богородицы» , Архивировано 24 мая 2021 г. в Wayback Machine in Healing and History, Очерки Джорджа Розена, изд. Чарльз Э. Розенберг (Нью-Йорк: Академические публикации Нила Уотсона, 1979), с. 27-50
- ^ Кэмпбелл, Лорн . Нидерландская живопись пятнадцатого века . Лондон, Национальная галерея. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1998. ISBN 0-300-07701-7 , с. 240.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Портрет мужчины в Метрополитен-музее
- ^ Флеминг, Александр и Мейсон, Роджер, ред., Шотландия и фламандский народ (Бирлинн: Эдинбург, 2019), стр. 93
- ^ Джилл Харрисон, «Свежие взгляды на портрет Уго ван дер Гуса» Маргариты Датской и алтарь Троицы», Придворный историк , 24:2 (2019), стр. 120-138
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Лорн Кэмпбелл, нидерландской живописи пятнадцатого века Компания Национальной галереи , с. 240
- ^ Джулия И. Миллер, Чудесное рождение и алтарь Портинари , The Art Bulletin, Vol. 77, № 2 (июнь 1995 г.), Ассоциация искусств колледжей, стр. 249–261.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Портрет молящегося мужчины со святым Иоанном Крестителем в Художественном музее Уолтерса
- ^ Бернхард Риддербос, «Смерть Богородицы» Хуго ван дер Гуса и современная преданность: анализ творческого процесса , в: Oud Holland Vol. 120, № 1/2 (2007), стр. 1–30, Издатель: Brill.
- ^ Джессика Бускирк, «Поклонение пастухов Хьюго ван дер Гуса: между аскетическим идеализмом и городскими сетями в позднесредневековой Фландрии», JHNA 6: 1 (зима 2014 г.), DOI: 10.5092/jhna.2014.6.1.1
- ^ Вернер Шаде, «Встреча Иакова и Рахили» Хьюго ван дер Гуса: переоценка, в: Master Drawings Vol. 29, № 2 (лето 1991 г.), стр. 187–193.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
Ван дер Гуса «Поклонение королей» , Smarthistory в Академии Хана |
- СМИ, связанные с Уго ван дер Гусом, на Викискладе?
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 181.