Бернар Орлейский
Бернар Орлейский | |
---|---|
Рожденный | Бернар Орлейский между 1487 и 1491 годами |
Умер | 6 января 1541 г. Брюссель |
Национальность | фламандский |
Образование | мастерская отца |
Известный | Живопись, гобелены-шаржи, витражи. |
Заметная работа | Охоты на гобелены Максимилиана |
Движение | Северное Возрождение |
Покровитель(и) | Маргарита Австрийская |
Бернар ван Орлей (между 1487 и 1491 — 6 января 1541), также известный как Баренд или Барент ван Орлей , Бернарт ван Орлей или Баренд ван Брюссель , был разносторонним фламандским художником и представителем голландской и фламандской живописи эпохи Возрождения , который был одинаково активен как дизайнер гобеленов и, в конце жизни, витражей. Хотя он никогда не посещал Италию, он принадлежит к группе итальянизирующих фламандских художников, называемых католиками , на которых оказала влияние итальянская живопись эпохи Возрождения , в его случае особенно Рафаэль . [1]
Он родился и умер в Брюсселе и «служил своего рода комиссаром по делам искусств городского совета Брюсселя». Он был придворным художником правителей Габсбургов . Он был чрезвычайно продуктивен, концентрируясь на дизайне своих работ и оставляя их исполнение в основном другим, как в случае живописи, так и полностью в случае гобеленов и витражей. Возможно, этому он научился у Рафаэля, чья мастерская в Риме была беспрецедентно большой. [2]
Из-за того, что он полагался на мастерское исполнение, многие его сохранившиеся работы значительно различаются по качеству. Сохранилось также множество рисунков, в основном эскизов рисунков гобеленов и витражей. [3] Он или его мастерская могли бы создать для гобеленов полномасштабные рисунки , но они обычно терялись в процессе ткачества, когда их разрезали на полосы. Преобладающей тематикой его картин являются религиозные сцены и портреты, и он написал лишь ограниченное количество мифологических и аллегорических сюжетов. Его портреты в основном изображают членов династии Габсбургов и были созданы в его мастерской в нескольких версиях. Тематика его гобеленов была более разнообразной, отражая обычный диапазон этой среды: от библейских циклов до аллегорий, сцен битвы и охоты.
Его отец был дизайнером гобеленов в Брюсселе, а несколько потомков Бернара были художниками. Некоторые из них действовали еще в XVIII веке.
Семья
[ редактировать ]Его семья происходила родом из Люксембурга, потомков сеньоров д'Орля или д'Орли. [ нужна ссылка ] Затем его ветвь семьи переехала в герцогство Брабантское , где его отец Валентин ван Орлей (ок. 1466 — Брюссель 1532) родился внебрачным ребенком. Бернар и его брат Эверард (который также станет художником) родились в Брюсселе.
Расписные панели крыла скульптурного ретабло Салуццо приписывают Валентину ван Орлею, описывающему жизнь святого Иосифа (ок. 1510 г.). Сам ретабло выполнен в готическом стиле, но эти панели крыльев уже демонстрируют некоторые черты стиля Возрождения (Городской музей Брюсселя). Панели с изображением Жития святого Роха в церкви Святого Иакова в Антверпене приписываются Эверарду ван Орлею.
В 1512 году Бернар ван Орлей женился на Агнес Зегерс; в 1539 году, вскоре после смерти Агнес, он женился на Катерине Хеллинкс. У него было девять детей. Четверо его сыновей пошли по стопам отца и тоже стали художниками.
ученичество
[ редактировать ]Иногда предполагают, что Бернар ван Орлей получил художественное образование в Риме в школе Рафаэля , однако достоверных источников, подтверждающих это, нет. В то время в Брюсселе было всего несколько известных художников, таких как Ван Летем и художники из семьи Конинкслоо. Поэтому гораздо более вероятно, что первоначально он обучался в мастерской своего отца, малоизвестного художника, чье имя значится как «мастер» в «Liggere» (регистрах) Гильдии Святого Луки Антверпенского и у которого было несколько учеников. . [4]
Бернар ван Орлей получил свои знания о стиле Возрождения из гравюр и карикатур Рафаэля на гобелены со сценами из Деяний апостолов , которые находились в Брюсселе между 1516 и 1520 годами; они сейчас в Лондоне. их для вплетения в гобелены для Папы Льва изготовил Питер ван Алст X.
Картины
[ редактировать ]Одна из его самых ранних подписанных работ датируется 1512 годом: « Триптих Брюссельской корпорации плотников и каменщиков », также называемый Алтарем апостола . Центральная панель находится в Музее истории искусств в Вене, а боковые панели — в Королевских музеях изящных искусств Бельгии , Брюсселе. В нем рассказывается о жизни двух апостолов Фомы и Матфея. Первоначально он был заказан для часовни в церкви Пресвятой Богородицы Завельской в Брюсселе.
В своих ранних работах он продолжал традиции Яна ван Эйка , Рогира ван дер Вейдена и их последователей, но затем постепенно начал интегрировать итальянские мотивы Возрождения, представляя типы фигур и пространственные отношения, такие как работы Рафаэля .
В 1515 году ему было поручено взять на себя заказ триптиха для Братства Святого Креста в часовне церкви Синт-Вальбурга в Вёрне . Он закончил и доставил ее в 1522 году. Левая панель выставлена в Королевском музее изящных искусств Бельгии. На лицевой стороне изображена встреча Святой Елены с Папой Римским в архитектурном окружении зданий эпохи Возрождения и итальянских мотивах. На оборотной стороне изображена картина в стиле гризайль, изображающая Христа, падающего под крест. Правая панель выставлена в Галерее Сабауда в Турине и изображает Карла Великого, принимающего реликвии Страстей.
С 1515 года он и его мастерская получали множество заказов на портреты, в том числе от царской семьи и от людей, связанных с двором. В 1516 году он написал семь портретов Карла , который только что стал королем Испании, а также портреты его брата Фердинанда, будущего короля Венгрии, и его четырех сестер (предназначавшихся для короля Дании).
Расписанную копию Туринской плащаницы 1516 года , обычно приписываемую Альбрехту Дюреру , также иногда приписывают Бернару ван Орлею. [5] К 1517 году он был признан мастером Антверпенской гильдии Святого Луки.
23 мая 1518 года он был назначен официальным придворным художником регента Нидерландов Маргариты Австрийской , заменив Якопо де Барбари . [6] На этой должности он стал руководителем важной мастерской, что сделало его одним из первых предприимчивых художников в Северной Европе. В этой мастерской он создавал картины и, особенно после 1525 года, стал ведущим дизайнером гобеленов и витражей. Он занимал эту должность до 1527 года, когда он, его семья и несколько других художников попали в опалу из-за своих протестантских симпатий. Семья покинула Брюссель и поселилась в Антверпене. Пять лет спустя он вернулся в Брюссель, когда был восстановлен в должности новым регентом Нидерландов Марией Австрийской . После его смерти в 1541 году на посту придворного художника его сменил его ученик Майкл Кокси .
Среди его важнейших картин — « Триптих добродетели терпения» ( Королевские музеи изящных искусств Бельгии , Брюссель), также называемый алтарем Иова, заказанный в 1521 году Маргаритой Австрийской для иллюстрации написанного ею стихотворения о добродетели терпения. Внутренние панели представляют испытания Иова , а внешние панели повествуют притчу о Лазаре и богаче (вместо обычных гризайльных изображений святых). Этот триптих полностью выполнен рукой Бернара ван Орлея. Должно быть, он особенно гордился своей работой, поскольку дважды подписал ее и добавил свой герб, а также монограмму БВО и девиз «ELX SYNE TYT» («каждому свое время»). Это связано с его художественным мнением о том, что художник должен быть человеком, полностью интегрированным в свое время. [7]
В том же музее хранится еще один триптих того же художника: «Триптих Ханетона» . Этот триптих был заказан Филиппом Ханетоном, первым секретарем Тайного совета Карла V. На средней панели изображена пронзительная пиета на архаичном золотом фоне, написанная в очень индивидуальном стиле с влиянием фламандских примитивов и Альбрехта Дюрера . Бернар ван Орлей вместе с Яном Госсартом был одним из первых, кто представил сильную мускулатуру во фламандских картинах. На левой панели изображены Филипп Ханетон и его сыновья, а на правой — его жена и ее дочери.
Триптих « Страшный суд» ( Koninklijk Museum voor Schone Kunsten Antwerpen ), выполненный по заказу служителей Собора Богоматери в Антверпене в 1525 году, является одной из лучших его работ по своей оригинальности и мастерству. Картины гризайлем на обороте были выполнены Питером де Кемпенером , который в то время был учеником в мастерской ван Орлея.
Алтарь Голгофы в Онзе-Ливе-Враувекерк в Брюгге датируется 1534 годом. Он был заказан Маргаритой Австрийской первоначально для погребального памятника в церкви Бру в Бург-ан-Брессе в Бургундии. Боковые панели были закончены намного позже Маркусом Герардсом Старшим и привезены в Брюгге Маргаритой Пармской , регентом Нидерландов при короле Испании Филиппе II . Центральная часть изображает Голгофу, левая панель — Терновый венец , Бичевание Христа и Христа, несущего Крест. На правой панели изображены Пьета и Лимбо Справедливых.
Его портреты были более приглушенными и вдумчивыми, например, портреты Карла V и Маргариты Австрийской . Обычно он изображает своих героев в сидячей статичной позе, их невыразительные лица лишены особой психологической глубины и чувств. В его мастерской было изготовлено несколько копий этих портретов, особенно портретов Карла V и Маргариты Австрийской. Их предлагали в качестве подарка посетителям или придворным.
Обычно он изображал святых на портретах в полный рост, например, « Мария с младенцем» и «Иоанн Креститель» (Музей Прадо , Мадрид), на фоне открытой колоннады, балдахина или набора деревьев. Этот тип композиции можно встретить на многих картинах XVI века.
Бернар ван Орлей часто подписывал свои картины, особенно в ранний период до 1521 года, гербом сеньоров д'Орли: серебряных два поддона красного цвета . Утверждалось, что это подпись его отца Валентина. [8]
Когда Альбрехт Дюрер посетил Нидерланды в 1520 году, чтобы присутствовать на коронации нового императора Карла V, он назвал Бернарда ван Орлея «Рафаэлем Нидерландов». Дюрер, гостивший в доме ван Орлея с 27 августа по 2 сентября 1520 года, [9] также нарисовал портрет , который некоторые ученые идентифицируют как ван Орлея. [10] Дюрер оказал глубокое влияние на ван Орлея, который в своих более поздних работах пытался найти синтез между Дюрером и другим мастером эпохи Возрождения, Рафаэлем. [7]
Некоторыми важными учениками ван Орлея были Майкл Кокси , Питер Коке ван Алст и Питер де Кемпенир , которые продолжали придерживаться стиля католицизма . Другие ученики, такие как Ланселот Блондель и Ян Вермейен, продолжили традиции художника-дизайнера своего учителя.
Вместе с Яном Госсартом и Квентином Матсисом Бернар ван Орлей считается одним из ведущих новаторов фламандской живописи XVI века, переняв стиль и манеру итальянского Возрождения. Его картины выполнены с большой тщательностью до мельчайших деталей и выделяются яркими цветами.
Гобелены
[ редактировать ]В этот период гобелены пользовались большим уважением, чем картины, были дороже, часто ткали золотой и серебряной нитью. Они имели дополнительную ценность в качестве украшения и изоляции больших, голых и холодных стен дворцов и церковных хоров. [11]
Бернар ван Орлей уже в юности начал заниматься дизайном гобеленов, но после 1530 года он, похоже, вообще перестал рисовать, занимаясь исключительно карикатурами для гобеленов и рисунками для витражей.
из первых приписываемых ему гобеленовых карикатур были четыре карикатуры к Завеле » «Сказанию о Богоматери на Одними ( 1516–1518), выполненные по заказу Франса ван Таксиса. Один из них представляет покровителя и двух императоров, Максимилиана I и его отца Фридриха III . Это намек на почтовый контракт, полученный Франсом фон Таксисом , дающий ему монополию на почтовую систему между Брюсселем и остальной частью империи. Стиль этих гобеленов традиционный, с насыщенной композицией, расположенной в двухмерной плоскости.
С 1520-х годов, под влиянием гобеленов Рафаэля, сотканных в Брюсселе для папы Льва X , гобелены ван Орлея стали все больше напоминать картины, более соответствующие эстетике эпохи Возрождения. [12] как можно видеть в его серии «Страсти» (одна из которых установлена в Королевском дворце Мадрида , а другая разбросана по нескольким музеям) и «Оплакивание» в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия. Эти гобелены, некоторые из которых соткан Питером де Паннемакером, явно показать влияние гобеленовых карикатур Рафаэля и творчества Дюрера в передаче типов фигур. Поскольку Дюрер был гостем в доме ван Орлея во время подписания контрактов на эти гобелены, вполне возможно, что два художника обсуждали дизайн. Впервые в гобеленах «Страсти» фигуры приобрели драматический вес благодаря своим большим размерам и расположению на переднем плане. [13]
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Ван Орлей стал членом Братства Св. Себастьяна в церкви Св. Гаугерика . Более половины членов этого братства были по профессии ткачами.
В более поздние годы своей жизни (1521–1530) он создал двенадцать небольших карикатур (также называемых по французскому названию petits покровителей ), возможно, с помощью Яна Гителса, [14] за свою самую известную серию гобеленов « Охота Максимилиана» ( Лувр , Париж). Каждый из двенадцати гобеленов представлял отдельный месяц года. Они были заказаны императором Карлом V или кем-то из императорского двора. Чтобы воплотить их в жизнь, понадобилось два года и шестьдесят ткачей. Эти охоты проходили в окрестностях Брюсселя или в Сонийском лесу . В мультфильмах жесткость композиции уступает место большей динамичности. Он проявил свой талант изображать масштабные сцены воображаемой охоты на фоне реалистичного, живописного и детально детализированного пейзажа. Для этого проекта ван Орлей обратился за помощью к специалистам по охоте и ознакомился с Livre de Chasse ( Руководством по охоте ) Гастона Феба . [15] Этими карикатурами он, а также Иоганнес Страданус показали пример своим последователям, открыв новые пути в итальянизме с их классической широтой и легкостью в преобразовании изображения пейзажей. [16] успешная интеграция его в традиционные способы обучения Нидерландов. Этот динамизм достигнет своего пика в стиле барокко и творчестве Питера Пауля Рубенса . Иконография охотничьих отрядов во многом копировалась гобеленовыми мастерскими семьи Ленье, особенно Эверарта Ленье (1597–1680) — ведущих красильщиков и ткачей Брюсселя на протяжении более четырехсот лет.
Другой знаменитый комплект гобеленов был заказан Генрихом III Нассау-Бреда примерно в 1528-1530 годах. Они должны были прославить предков Дома Нассау . Гобелены погибли во время пожара 1760 года, но карикатуры до сих пор существуют и находятся в коллекции Метрополитен-музея (Нью-Йорк). Эти гобелены были одними из первых, которые объединили конный портрет с более неформальным групповым портретом.
«Битва при Павии» — еще один набор из семи гобеленов, выставленных в Музее Каподимонте (Неаполь, Италия), а семь небольших карикатур принадлежат Лувру в Париже . В этих гобеленах Бернар ван Орлей создал детальную историческую аутентичность в большом масштабе, с фигурами в натуральную величину в воображаемом окружении.
Гобелен «Геркулес, несущий небесные сферы», был заказан королем Португалии Иоанном II в 1530 году и его можно увидеть в Королевском дворце Мадрида . Армиллярий был символом короля Португалии.
Витраж
[ редактировать ]В конце жизни он также начал заниматься дизайном витражей. В окнах северного трансепта собора Св. Михаила и Гудулы в Брюсселе изображены члены Дома Габсбургов ( Карл V и его жена Изабелла Португальская ), Карл Великий и Елизавета Венгерские , а также сцены из « Легенды о чудесном воинстве» , в то время как окна южного трансепта изображают Людовика II Венгерского и Богемского и его жену Марию Австрийскую , сестру Карла V, стоящих на коленях перед вертикальной Троицей со Святым Людовиком и Богородицей с Младенцем. Эти окна знаменуют собой изменение стиля. Королевская династия по-прежнему была заключена в религиозные рамки, но теперь упор делался на дарителя, а не на почитаемого святого. Также больше не считалось необходимым узаконивать положение государя генеалогическим древом, поскольку не был представлен Филипп Красивый , отец Карла V. Эти окна можно с уверенностью приписать рисункам Бернарда ван Орлея. Их выполнил мастер-стеклодув Жан Хаек.
Он также разработал витражи для собора Святого Румбольда , Малины, изображающие Маргариту Австрийскую , ее третьего мужа Филиберта II, герцога Савойского , и Христа, входящего в Иерусалим. был обнаружен неопубликованный цветной рисунок этих окон. Эти окна были разрушены во время религиозных конфликтов между 1566 и 1585 годами. В 2004 году в Валансьене [17]
В Синт-Бавокерке в Харлеме , Голландия, также есть набор витражей, спроектированных ван Орлеем, изображающих дарителя Йориса ван Эгмонта , епископа Утрехта и его святого покровителя Мартина .
Другие художники семьи Ван Орлей
[ редактировать ]Бернар ван Орлей принадлежал к большой семье художников, начиная со своего отца:
- Валентин ван Орлей (1466–1532): Филипп ван Орлей (ок. 1491–1566) (дизайнер гобеленов- карикатур ); Бернар ван Орлей (1492?-1542?), художник и дизайнер гобеленов; Эверард Орлейский (род. после 1491 г.), художник; Гомар ван Орлей, художник (работал около 1533 г.).
- Бернард Орлейский: Михаил Орлейский; Иероним ван Орлей I, художник (работал около 1567–1602 гг.); Джайлс Орлейский, художник (ок. 1535–1553).
- Джайлс Орлейский (ок. 1535–1553): Иероним Орлейский II (художник и декоратор)
- Иероним ван Орлей II: Иероним ван Орлей III, художник-портретист, декоратор, гравер (задокументировано в 1652 году); Питер ван Орлей (1638-после 1708), миниатюрист и пейзажист; Франсуа ван Орлей, исторический художник; Ричард Орлей I
- Питер ван Орлей (1638–1708): Рихард ван Орлей II (1663–1732), художник и офорт; Ян ван Орлей (1665–1735), художник и офортист.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Снайдер, 426–427.
- ^ Снайдер, 427
- ^ Снайдер, 429
- ^ Хартвельд С. - Валентин ван Орли - Журнал Burlington для ценителей, Vol. 69, нет. 405 (декабрь 1936 г.), стр. 263-265+268-269
- ^ Копия Туринской плащаницы 1516 года.
- ^ Пирсон, Адреа Г. (осень 2001 г.). «Диптихи с религиозным портретом Маргариты Австрийской». Женский художественный журнал . 22 (2): 2+19–25.
- ^ Перейти обратно: а б Аутур де Бернар Ван Орлей, сын Питера Кемпенерета (на французском языке)
- ^ С. Хартвельд (декабрь 1936 г.). «Валентин ван Орлей». Журнал Burlington для ценителей . 69 (405): 263–265+268–269.
- ^ «Этюды западного гобелена» . Архивировано из оригинала 13 июля 2007 года . Проверено 13 марта 2007 г.
- ^ Альбрехт Дюрер (30 мая 1471 - 16 апреля 1528), Портрет Бернара Ван Орлея в Лувре
- ^ Ванденбрук, Пол; Мигель Анхель Залама (2007). Филипп Прекрасный, Красота и безумие . Бургос: Fundacion Carlos Amberes. стр. 27–28. (на голландском языке)
- ^ Майкл С. Пломп (осень 2003 г.). «Пилат умывает руки». Бюллетень Метрополитен-музея . LXII (2).
- ^ «Этюды западных гобеленов» . Архивировано из оригинала 13 июля 2007 года . Проверено 13 марта 2007 г.
- ^ Благородное развлечение. Охота в Испанских Нидерландах при эрцгерцогах. (Филипп Лизенборгс) (на голландском языке)
- ^ Охотничья книга
- ^ Розалин Бэкон, Великие рисунки Лувра: немецкие, фламандские и голландские рисунки, Браксиллер, Нью-Йорк, 1968 г.
- ^ Лекок, Изабель; Тодор Т. Петев (2004). «Обследование витража, предложенного Маргаритой Австрийской церкви Сен-Ромбо в Мехелене и приписываемого Бернару ван Орлею». Бельгийский журнал археологии и истории искусства . 73 :39–61. (аннотация онлайн (на французском языке) )
Ссылки
[ редактировать ]- Снайдер, Джеймс . Искусство Северного Возрождения , 1985, Гарри Н. Абрамс, ISBN 0136235964
- Арлетт Смолар-Мейнарт и др. - Путеводитель по городскому музею Брюсселя; Фонд ухода за памятниками и ландшафтами , некоммерческая организация, Брюссель, 1992 г.
- Элиан Де Уайлд и др. - Путеводитель по Королевским музеям изящных искусств Бельгии , Брюссель; Элис Издания, 1996; ISBN 2-930182-02-4
- Джейн Тернер (редактор). Художественный словарь Гроува - ISBN 0-19-517068-7 (твердый переплет, новое издание).
- Э. Бенезит — Словарь художников, скульпторов, дизайнеров и граверов ; Библиотека Грюнд, Париж, 1976 г.; ISBN 2-7000-0156-7
- Фермер, Джон Дэвид. «Бернар ван Орлей из Брюсселя». доктор философии дисс., Принстонский университет, 1981 г.
- Эйнсворт, Мэриан В., «Бернарт ван Орлей как дизайнерский гобелен». Докторская диссертация, Йельский университет, Нью-Хейвен, Коннектикут, 2 тома, 1982.
- Бальдасс, Людвиг (1944). «Развитие Бернарта ван Орлея». Ежегодник искусствоведческих коллекций высшей императорской семьи (Ежегодник искусствоведческих коллекций в Вене) . 13 : 141–191. (на немецком языке)
- Альфонс Гийом Гислен Вотерс — Бернард Орлейский; Корпорация «Адамант Медиа», 2001 г., ISBN 0-543-90978-6 (на французском языке)
- Сильвер, Ларри - Религия старины: Бернарт ван Орлей и религиозная традиция 1998, Пантеон 56: 75-84.
- Дессар Ч., Бернар ван Орлей 1488–1541 (Королевское общество археологии Бельгии), Брюссель, 1943, 9–10 (на французском языке)
- Холм Э., Питер Брейгель и Бернарт ван Орлей. Охота как мотив в голландском искусстве около 1500 г. (Охота в искусстве) , Берлин, 1964, 9 (на немецком языке)
- Дэвид Старки (редактор), Генрих VIII: Европейский суд в Англии , Collins & Brown Limited, 1991, ISBN 1-85585-008-7 В твердом переплете / 1855850133 в мягкой обложке, стр. 29 называет ван Орли в связи с надзором за дизайном витражей.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ортис, А.; Карретеро, К.; и др. (1991). Великолепие испанской монархии: гобелены и доспехи эпохи Возрождения из Patrimonio Nacional . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. (см. индекс)
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Бернаром ван Орли, на Викискладе?
- Коллекция заархивирована 26 сентября 2007 года в Wayback Machine в Королевских музеях изящных искусств Бельгии , Брюссель. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Картины в других музеях
- Ги Дельмарсель. Гобелены «Страсти Маргариты Австрийской» (ок. 1518–1524) - новые данные и документы, заархивированные 13 июля 2007 г. в Wayback Machine.
- Анна-Клэр Стайнбринг, « Поклонение волхвов Бернарда ван Орлея (кат. 400) », в коллекции Джона Г. Джонсона: история и избранные произведения [ постоянная мертвая ссылка ] , бесплатное цифровое издание Художественного музея Филадельфии.