Ян Госсарт


Ян Госсарт ( ок. 1478 – 1 октября 1532) был франкоязычным художником из Нидерландов, также известным как Ян Мабузе (имя, которое он взял из места своего рождения, Мобеж ) или Дженнин ван Хеннегоуве ( Эно ), как он называл себя, когда он поступил в Гильдию Святого Луки в Антверпене в 1503 году. [1] Он был одним из первых художников голландской и фламандской живописи эпохи Возрождения , посетивших Италию и Рим (что он сделал в 1508–1509 годах), и лидером стиля, известного как романизм элементы итальянской живописи Возрождения , который принес на север , иногда с довольно неприятный эффект. Он добился известности, по крайней мере, в Северной Европе и рисовал религиозные сюжеты, в том числе большие запрестольные образы , а также портреты и мифологические сюжеты, включая некоторую наготу.
По крайней мере, с 1508 года он, по-видимому, постоянно работал или, по крайней мере, удерживался у квазикоролевских покровителей, в основном членов расширенной семьи Габсбургов , наследников Валуа Бургундского герцогства . Это были Филипп Бургундский , Адольф Бургундский , Кристиан II Датский в изгнании и Менсия де Мендоса, графиня Нассау, третья жена Генриха III Нассау-Бреды . [2]
Он был современником Альбрехта Дюрера и довольно молодого Лукаса ван Лейдена , которого он знал, но в наше время его, как правило, уважали меньше, чем их. В отличие от них, он не был гравером, хотя его сохранившиеся рисунки очень хороши и некоторые предпочитают его картинам. [3]
Биография
[ редактировать ]На самом деле его звали «Ян Госсарт», и он был так известен при жизни; голландская версия «Госсарт» проникла в более поздние источники, несмотря на то, что родным языком Госсарта был французский. [4] О его молодости мало что известно. Один из его первых биографов, Карел ван Мандер , утверждал, что он был родом из небольшого городка в Артуа или Хенегувене ( графство Эно ), называемого Мобеж или Мобюз . [5] Другие ученые определили, что он был сыном переплетчика, получившего образование в аббатстве Мобеж , в то время как RKD упоминает, что есть доказательства, подтверждающие утверждение, что он родился в замке Дюрстеде . [6] Он зарегистрирован в Антверпенской гильдии Святого Луки в 1503 году. [6]
В 1508–1509 годах он отправился в Рим либо в компании, либо позже посланный Филиппом Бургундским , внебрачным сыном герцога Филиппа Доброго послал в качестве посла к Папе Юлию II , которого Филипп Красивый . Группа Филиппа, в которую, скорее всего, входил Госсарт, покинула Нидерланды в октябре 1508 года, прибыла в Рим 14 января 1509 года и вернулась в Гаагу к 28 июня 1509 года. [4] Хотя детали неясны, похоже, что Госсарт оставался на службе у Филиппа до его смерти в 1524 году, будучи тогда епископом Утрехта . Однако на протяжении всего этого времени он мог работать на других покровителей, в основном друзей Филиппа. [7]
В 1509–17 Госсарт числился жителем Мидделбурга . [6] По словам Ван Мандера, он был одним из первых фламандских художников, которые вернули итальянскую манеру живописи с большим количеством обнаженной натуры в исторических аллегориях. [5] С 1517 по 1524 год он зарегистрирован в замке Дуурстеде, где, по данным РКД, у него был Ян ван Скорель . учеником [6] С 1524 года он вернулся в Мидделбург в качестве придворного художника Адольфа Бургундского . [6] еще один родственник Габсбургов. Ян Мертенс Младший был еще одним учеником.
Он был современником Лукаса ван Лейдена . [5] и находился под влиянием художников, которые были до него, таких как Рогир ван дер Вейден , великий мастер Турне и Брюсселя , и, как и он, его композиции обычно были оформлены на архитектурный фон. [1]
Работает
[ редактировать ]
Госсарт демонстрирует влияние Антверпена в больших алтарях, ранее находившихся в замках Ховард и Скоуби . В Скоби он иллюстрирует легенду о графе Тулузском, который расстался со своим мирским имуществом, чтобы принять одежду отшельника. [1] Его алтарным образом « Снятие с креста» с тяжелыми двойными дверями в Мидделбурге восхищался Альбрехт Дюрер еще до того, как в саму церковь ударила молния. [5] Возможно, эта работа сейчас находится в Эрмитаже . [8] хотя Ван Мандер заявил, что его уничтожила молния, и описывает еще одно Снятие креста, принадлежавшее г-ну Магнусу Делфтскому в 1604 году.

В замке Ховард граф Карлайл получил «Поклонение королей» , ранее созданное для Грандмонтинов , которое объединяет около тридцати фигур на архитектурном фоне, разнообразных в деталях, массивных по форме и причудливых по орнаменту. [1] Эта картина сейчас выставлена в Национальной галерее , которая купила ее в 1911 году. Госсарт удивляет зрителя помпезностью костюма и яркими контрастами тонов. Его фигуры, как фигуры на шахматной доске, часто строги и условны. Пейзаж, проглядывающий сквозь колоннады, украшен башнями и шпилями в мельчайшей манере Ван дер Вейдена. После нескольких лет проживания в Антверпене Госсарт поступил на службу к Филиппу Бургундскому , бастарду Филиппа Доброго , в то время лорда Сомердика и адмирала Зеландии. Одна из его картин уже стала знаменитой: « Снятие с креста» (50 фигур) на главном алтаре аббатства Тонгерло . [1]
Филипп Бургундский приказал Госсарту выполнить копию церкви Мидделбурга, и ценность, которую тогда придавали картине, очевидна из того факта, что Дюрер специально приехал в Мидделбург (1521 г.), чтобы увидеть ее. В 1568 году алтарь погиб в результате пожара. В 1508 году Госсарт сопровождал Филиппа Бургундского в его итальянской миссии к папе, и этот случай произвел важную революцию в искусстве Нидерландов. Госсарт, по-видимому, в основном изучал в Италии холодные и отполированные произведения Леонардесков. Он не только привез домой новый стиль, но и ввел моду путешествовать по Италии; и с этого времени и до эпохи Рубенса и Ван Дейка считалось правильным, чтобы все фламандские художники посещали полуостров. Фламандцы привили итальянские манеры своему потомку, и крест получился настолько неудачным, что на столетие фламандское искусство утратило всякий след оригинальности. [1]
Госсарт, несомненно, сделал большое количество рисунков в Риме после бесчисленных древних руин и скульптур, которые имелись в городе. Сегодня известны только четыре сохранившихся журнала; лист с руинами Колизея ( Берлин, Купферстичкабинетт ), этюд так называемого Аполлона Кифареда (Венеция, Академия ), этюд так называемого Капитолийского Геркулеса (Частное собрание, Лондон) и лист с этюдами среди прочего, знаменитого Спинарио [9] или «выжиматель шипов» (Лейден, типография библиотеки Лейденского университета ).
Летом 1509 года Филипп вернулся в Нидерланды и, удалившись в свою резиденцию Сайтбург в Зеландии , предался удовольствиям планирования украшений для своего замка и заказа картин Госсаерта и Якопо де'Барбари . Находясь в постоянном контакте с двором Маргариты Австрийской в Мехелене , он давал работавшим у него художникам хорошие шансы на продвижение по службе. Барбари был назначен придворным художником регента, а Госсарт получил менее важные заказы. Записи доказывают, что Госсарт написал (посмертный) портрет Элеоноры Португальской и другие небольшие произведения для Карла V в 1516 году. [1]


Но его единственные подписанные картины этого периода — « Нептун и Амфитрита» 1516 года в Берлине и «Мадонна» с портретом Жана Каронделе 1517 года в Лувре, обе из которых позволяют предположить, что Вазари только понаслышке говорил о прогрессе, достигнутом Госсарт в истинном методе создания картин, полных мифологических обнаженных фигур и стихов. Трудно найти что-либо более грубое и уродливое, чем Амфитрита , если только это не гротескный и неуклюжий извозчик, изображающий Нептуна . В более поздних формах того же сюжета — «Адам и Ева» в Хэмптон-Корте или его более слабая копия в Берлине и «Венера и Амор» ( Королевские музеи изящных искусств Бельгии , Брюссель) — больше наготы в сочетании с реализмом самого распространенного типа. . [1]
К счастью, Госсарт был способен на более высокие усилия. Его Святой Лука пишет портрет Богородицы в Санкт-Файт в Праге, вариацию того же сюжета в Бельведере в Вене, Мадонну из коллекции Бэринга в Лондоне или многочисленные повторения Христа и насмешников (Гент и Антверпен). Все они доказывают, что путешествия оставили неизменными многие фундаментальные особенности Госсарта. Его фигуры до сих пор сохраняют характер камня; его архитектура так же богата и разнообразна, его тона так же сильны, как и прежде. Но яркие контрасты ярких оттенков сменяются более сдержанными серыми тонами; и холодная дымка, сфумато миланское , пронизывает поверхности. Лишь в редких случаях эти особенности не бросаются в глаза. Когда они меньше всего проявляются, мастер демонстрирует блестящую палитру в сочетании с гладкой поверхностью и четкими очертаниями. В этой форме мадонны Мюнхена и Вены (1527 г.), изображение девушки, взвешивающей золотые монеты (Берлин), и портреты детей короля Дании в Хэмптон-Корте представляют собой прекрасные образцы его мастерства. [1]
Еще в 1523 году, когда Кристиан II из Дании приехал в Нидерланды, он попросил Госсарта нарисовать изображения своих гномов. В 1528 году он попросил художника предоставить Жану де Зару эскиз гробницы его королевы Изабеллы в аббатстве Сен-Пьер недалеко от Гента. Несомненно, именно в это время Госсарт завершил портреты Иоанна, Дороти и Кристины, детей Кристиана II, попавшие в коллекцию Генриха VIII . Несомненно, эти портреты идентичны портретам троих детей из Хэмптон-Корта , которые давно были известны и часто копировались как изображения принца Артура, принца Генри и принцессы Маргарет Английской. На одной из копий в Уилтоне, на которой написано поддельное имя Ганса Гольбейна , вашего отца, и ложная дата 1495 года, часто цитировали как доказательство того, что Госсарт приехал в Англию во время правления Генриха VII ; но это утверждение не имеет под собой никакого основания. [1]
В период создания этих портретов Госсарт жил в Мидделбурге . Но время от времени он останавливался в другом месте. Когда Филипп Бургундский стал епископом Утрехта и поселился в замке Дюрстеде , в 1517 году его сопровождал Госсарт, который помог украсить новый дворец своего хозяина. После смерти Филиппа в 1524 году Госсарт спроектировал и воздвиг его могилу в церкви Вейк-бий-Дуурстеде . В конце концов он удалился в Мидделбург, где поступил на службу к брату Филиппа, Адольфу, лорду Вирену. [1]

Карела ван Мандера Биография обвиняет Госсарта в неуправляемой жизни; тем не менее, это описывает солидное образование, которое он, должно быть, получил, чтобы так хорошо освоить свое ремесло. Там же описан великолепный внешний вид Госсаерта, одетого в золотую парчу, когда он сопровождал Лукаса ван Лейдена в увеселительной поездке в Гент, Мехелен и Антверпен в 1527 году. [10] Работы Госсарта — это работы трудолюбивого и терпеливого художника; количество его дошедших до нас картин практически доказывает, что он не был развратником. Брак его дочери с художником Генри ван дер Хейденом из Левена предполагает, что у него был дом, и он не жил обычно в тавернах. Его смерть в Антверпене записана на портрете, выгравированном Джеромом Коком . [1]
- Рисунок Богородицы с младенцем и святыми , ок. 1511
- Геракл и Деянира , 1517 год.
- Флорис ван Эгмонд , 1519 г.
- Адам и Ева ок. 1520, Королевская коллекция
- Мадонна с младенцем, играющим с вуалью 1520–1530, Маурицхейс
- Даная , (1527)
- Портрет Франсиско де лос Кобоса и Молины , 1530 год.
- Изабелла Испанская и Датская
- Портрет купца , ок. 15:30
- Молодая принцесса (возможно, Доротея Датская ) 1530 г.
- Богородица с младенцем, белыми лилиями и вишней , ок. 15:30
- Мужской портрет (1493-1532)
- Христос между Богородицей и Иоанном Крестителем , Музей Прадо , Мадрид.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Кроу, 1911 год .
- ^ Кэмпбелл, 1–3
- ^ Каммингс, Лаура, Обзор Возрождения Яна Госсаерта на выставке The Guardian of the National Gallery, Лондон и Вашингтон, 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, 1
- ^ Jump up to: а б с д (на голландском языке) Мабузе в Карела ван Мандера » «Шильдербоке , 1604 г., любезно предоставлено Цифровой библиотекой голландской литературы.
- ^ Jump up to: а б с д и Рекорд артиста 32898 для Яна Госсарта в РКД.
- ^ Кэмпбелл, 2
- ^ 56051 в РКД.
- ^ «Спинарио» Госсарта было выбрано CODART в качестве одного из ста шедевров в книге «100 шедевров голландского и фламандского искусства 1350-1750 годов — CODART Canon» . Рисунок можно просмотреть в Лейденского университета. библиотеки цифровых коллекциях
- ^ (на голландском языке) Лукас ван Лейден в » Карела ван Мандера , «Шильдербоке 1604 г., любезно предоставлено Цифровой библиотекой голландской литературы.
Ссылки
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Лорн, «Биография - Ян Госсарт (Жан Госсарт)». Архивировано 16 апреля 2016 года в Wayback Machine , Национальная галерея, Лондон.
- свободном доступе : Кроу, Джозеф Арчер (1911). « Мабузе, Ян ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 17 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 189. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эйнсворт, Мэриан Винн , Человек, миф и чувственные удовольствия: Возрождение Яна Госсарта: Полное собрание сочинений , 2010, Метрополитен-музей, ISBN 1588393984 9781588393982, полностью онлайн.
- Снайдер, Джеймс . Искусство Северного Возрождения , 1985, Гарри Н. Абрамс, ISBN 0136235964
- Надин М. Оренштейн, «Насмешка над Христом Яна Госсаерта: смена состояний», Print Quarterly, XXVIII, 2011, 249–55
- Басс, Массачусетс (2016). Ян Госсарт и изобретение нидерландской старины. Издательство Принстонского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Яном Госсартом, на Викискладе?
- из полного каталога Национальной галереи в Лондоне . 7 работ Лорна Кэмпбелла
- Произведения и литература в PubHist