Jump to content

Ян Госсарт

Ян Госсарт-автопортрет (1515–1520). Коллекция Художественного музея Карриера , Манчестер, Нью-Гэмпшир.
Святой Лука, рисующий Мадонну — Ян Госсарт (1520–1525) Дерево, 109,5 × 82 см Музей истории искусств, Вена

Ян Госсарт ( ок. 1478 – 1 октября 1532) был франкоязычным художником из Нидерландов, также известным как Ян Мабузе (имя, которое он взял из места своего рождения, Мобеж ) или Дженнин ван Хеннегоуве ( Эно ), как он называл себя, когда он поступил в Гильдию Святого Луки в Антверпене в 1503 году. [1] Он был одним из первых художников голландской и фламандской живописи эпохи Возрождения , посетивших Италию и Рим (что он сделал в 1508–1509 годах), и лидером стиля, известного как романизм элементы итальянской живописи Возрождения , который принес на север , иногда с довольно неприятный эффект. Он добился известности, по крайней мере, в Северной Европе и рисовал религиозные сюжеты, в том числе большие запрестольные образы , а также портреты и мифологические сюжеты, включая некоторую наготу.

По крайней мере, с 1508 года он, по-видимому, постоянно работал или, по крайней мере, удерживался у квазикоролевских покровителей, в основном членов расширенной семьи Габсбургов , наследников Валуа Бургундского герцогства . Это были Филипп Бургундский , Адольф Бургундский , Кристиан II Датский в изгнании и Менсия де Мендоса, графиня Нассау, третья жена Генриха III Нассау-Бреды . [2]

Он был современником Альбрехта Дюрера и довольно молодого Лукаса ван Лейдена , которого он знал, но в наше время его, как правило, уважали меньше, чем их. В отличие от них, он не был гравером, хотя его сохранившиеся рисунки очень хороши и некоторые предпочитают его картинам. [3]

Биография

[ редактировать ]

На самом деле его звали «Ян Госсарт», и он был так известен при жизни; голландская версия «Госсарт» проникла в более поздние источники, несмотря на то, что родным языком Госсарта был французский. [4] О его молодости мало что известно. Один из его первых биографов, Карел ван Мандер , утверждал, что он был родом из небольшого городка в Артуа или Хенегувене ( графство Эно ), называемого Мобеж или Мобюз . [5] Другие ученые определили, что он был сыном переплетчика, получившего образование в аббатстве Мобеж , в то время как RKD упоминает, что есть доказательства, подтверждающие утверждение, что он родился в замке Дюрстеде . [6] Он зарегистрирован в Антверпенской гильдии Святого Луки в 1503 году. [6]

В 1508–1509 годах он отправился в Рим либо в компании, либо позже посланный Филиппом Бургундским , внебрачным сыном герцога Филиппа Доброго послал в качестве посла к Папе Юлию II , которого Филипп Красивый . Группа Филиппа, в которую, скорее всего, входил Госсарт, покинула Нидерланды в октябре 1508 года, прибыла в Рим 14 января 1509 года и вернулась в Гаагу к 28 июня 1509 года. [4] Хотя детали неясны, похоже, что Госсарт оставался на службе у Филиппа до его смерти в 1524 году, будучи тогда епископом Утрехта . Однако на протяжении всего этого времени он мог работать на других покровителей, в основном друзей Филиппа. [7]

В 1509–17 Госсарт числился жителем Мидделбурга . [6] По словам Ван Мандера, он был одним из первых фламандских художников, которые вернули итальянскую манеру живописи с большим количеством обнаженной натуры в исторических аллегориях. [5] С 1517 по 1524 год он зарегистрирован в замке Дуурстеде, где, по данным РКД, у него был Ян ван Скорель . учеником [6] С 1524 года он вернулся в Мидделбург в качестве придворного художника Адольфа Бургундского . [6] еще один родственник Габсбургов. Ян Мертенс Младший был еще одним учеником.

Он был современником Лукаса ван Лейдена . [5] и находился под влиянием художников, которые были до него, таких как Рогир ван дер Вейден , великий мастер Турне и Брюсселя , и, как и он, его композиции обычно были оформлены на архитектурный фон. [1]

Работает

[ редактировать ]
Поклонение королей , ранее находившееся в замке Ховард , теперь в Национальной галерее.

Госсарт демонстрирует влияние Антверпена в больших алтарях, ранее находившихся в замках Ховард и Скоуби . В Скоби он иллюстрирует легенду о графе Тулузском, который расстался со своим мирским имуществом, чтобы принять одежду отшельника. [1] Его алтарным образом « Снятие с креста» с тяжелыми двойными дверями в Мидделбурге восхищался Альбрехт Дюрер еще до того, как в саму церковь ударила молния. [5] Возможно, эта работа сейчас находится в Эрмитаже . [8] хотя Ван Мандер заявил, что его уничтожила молния, и описывает еще одно Снятие креста, принадлежавшее г-ну Магнусу Делфтскому в 1604 году.

Жан Каронделе

В замке Ховард граф Карлайл получил «Поклонение королей» , ранее созданное для Грандмонтинов , которое объединяет около тридцати фигур на архитектурном фоне, разнообразных в деталях, массивных по форме и причудливых по орнаменту. [1] Эта картина сейчас выставлена ​​в Национальной галерее , которая купила ее в 1911 году. Госсарт удивляет зрителя помпезностью костюма и яркими контрастами тонов. Его фигуры, как фигуры на шахматной доске, часто строги и условны. Пейзаж, проглядывающий сквозь колоннады, украшен башнями и шпилями в мельчайшей манере Ван дер Вейдена. После нескольких лет проживания в Антверпене Госсарт поступил на службу к Филиппу Бургундскому , бастарду Филиппа Доброго , в то время лорда Сомердика и адмирала Зеландии. Одна из его картин уже стала знаменитой: « Снятие с креста» (50 фигур) на главном алтаре аббатства Тонгерло . [1]

Филипп Бургундский приказал Госсарту выполнить копию церкви Мидделбурга, и ценность, которую тогда придавали картине, очевидна из того факта, что Дюрер специально приехал в Мидделбург (1521 г.), чтобы увидеть ее. В 1568 году алтарь погиб в результате пожара. В 1508 году Госсарт сопровождал Филиппа Бургундского в его итальянской миссии к папе, и этот случай произвел важную революцию в искусстве Нидерландов. Госсарт, по-видимому, в основном изучал в Италии холодные и отполированные произведения Леонардесков. Он не только привез домой новый стиль, но и ввел моду путешествовать по Италии; и с этого времени и до эпохи Рубенса и Ван Дейка считалось правильным, чтобы все фламандские художники посещали полуостров. Фламандцы привили итальянские манеры своему потомку, и крест получился настолько неудачным, что на столетие фламандское искусство утратило всякий след оригинальности. [1]

Госсарт, несомненно, сделал большое количество рисунков в Риме после бесчисленных древних руин и скульптур, которые имелись в городе. Сегодня известны только четыре сохранившихся журнала; лист с руинами Колизея ( Берлин, Купферстичкабинетт ), этюд так называемого Аполлона Кифареда (Венеция, Академия ), этюд так называемого Капитолийского Геркулеса (Частное собрание, Лондон) и лист с этюдами среди прочего, знаменитого Спинарио [9] или «выжиматель шипов» (Лейден, типография библиотеки Лейденского университета ).

Летом 1509 года Филипп вернулся в Нидерланды и, удалившись в свою резиденцию Сайтбург в Зеландии , предался удовольствиям планирования украшений для своего замка и заказа картин Госсаерта и Якопо де'Барбари . Находясь в постоянном контакте с двором Маргариты Австрийской в ​​Мехелене , он давал работавшим у него художникам хорошие шансы на продвижение по службе. Барбари был назначен придворным художником регента, а Госсарт получил менее важные заказы. Записи доказывают, что Госсарт написал (посмертный) портрет Элеоноры Португальской и другие небольшие произведения для Карла V в 1516 году. [1]

Портрет Хендрика III, графа Нассау-Бреда
Трое детей Кристиана II Датского 1526 г.

Но его единственные подписанные картины этого периода — « Нептун и Амфитрита» 1516 года в Берлине и «Мадонна» с портретом Жана Каронделе 1517 года в Лувре, обе из которых позволяют предположить, что Вазари только понаслышке говорил о прогрессе, достигнутом Госсарт в истинном методе создания картин, полных мифологических обнаженных фигур и стихов. Трудно найти что-либо более грубое и уродливое, чем Амфитрита , если только это не гротескный и неуклюжий извозчик, изображающий Нептуна . В более поздних формах того же сюжета — «Адам и Ева» в Хэмптон-Корте или его более слабая копия в Берлине и «Венера и Амор» ( Королевские музеи изящных искусств Бельгии , Брюссель) — больше наготы в сочетании с реализмом самого распространенного типа. . [1]

К счастью, Госсарт был способен на более высокие усилия. Его Святой Лука пишет портрет Богородицы в Санкт-Файт в Праге, вариацию того же сюжета в Бельведере в Вене, Мадонну из коллекции Бэринга в Лондоне или многочисленные повторения Христа и насмешников (Гент и Антверпен). Все они доказывают, что путешествия оставили неизменными многие фундаментальные особенности Госсарта. Его фигуры до сих пор сохраняют характер камня; его архитектура так же богата и разнообразна, его тона так же сильны, как и прежде. Но яркие контрасты ярких оттенков сменяются более сдержанными серыми тонами; и холодная дымка, сфумато миланское , пронизывает поверхности. Лишь в редких случаях эти особенности не бросаются в глаза. Когда они меньше всего проявляются, мастер демонстрирует блестящую палитру в сочетании с гладкой поверхностью и четкими очертаниями. В этой форме мадонны Мюнхена и Вены (1527 г.), изображение девушки, взвешивающей золотые монеты (Берлин), и портреты детей короля Дании в Хэмптон-Корте представляют собой прекрасные образцы его мастерства. [1]

Еще в 1523 году, когда Кристиан II из Дании приехал в Нидерланды, он попросил Госсарта нарисовать изображения своих гномов. В 1528 году он попросил художника предоставить Жану де Зару эскиз гробницы его королевы Изабеллы в аббатстве Сен-Пьер недалеко от Гента. Несомненно, именно в это время Госсарт завершил портреты Иоанна, Дороти и Кристины, детей Кристиана II, попавшие в коллекцию Генриха VIII . Несомненно, эти портреты идентичны портретам троих детей из Хэмптон-Корта , которые давно были известны и часто копировались как изображения принца Артура, принца Генри и принцессы Маргарет Английской. На одной из копий в Уилтоне, на которой написано поддельное имя Ганса Гольбейна , вашего отца, и ложная дата 1495 года, часто цитировали как доказательство того, что Госсарт приехал в Англию во время правления Генриха VII ; но это утверждение не имеет под собой никакого основания. [1]

В период создания этих портретов Госсарт жил в Мидделбурге . Но время от времени он останавливался в другом месте. Когда Филипп Бургундский стал епископом Утрехта и поселился в замке Дюрстеде , в 1517 году его сопровождал Госсарт, который помог украсить новый дворец своего хозяина. После смерти Филиппа в 1524 году Госсарт спроектировал и воздвиг его могилу в церкви Вейк-бий-Дуурстеде . В конце концов он удалился в Мидделбург, где поступил на службу к брату Филиппа, Адольфу, лорду Вирену. [1]

Святое Семейство, около 1507–1508 гг.

Карела ван Мандера Биография обвиняет Госсарта в неуправляемой жизни; тем не менее, это описывает солидное образование, которое он, должно быть, получил, чтобы так хорошо освоить свое ремесло. Там же описан великолепный внешний вид Госсаерта, одетого в золотую парчу, когда он сопровождал Лукаса ван Лейдена в увеселительной поездке в Гент, Мехелен и Антверпен в 1527 году. [10] Работы Госсарта — это работы трудолюбивого и терпеливого художника; количество его дошедших до нас картин практически доказывает, что он не был развратником. Брак его дочери с художником Генри ван дер Хейденом из Левена предполагает, что у него был дом, и он не жил обычно в тавернах. Его смерть в Антверпене записана на портрете, выгравированном Джеромом Коком . [1]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Кроу, 1911 год .
  2. ^ Кэмпбелл, 1–3
  3. ^ Каммингс, Лаура, Обзор Возрождения Яна Госсаерта на выставке The Guardian of the National Gallery, Лондон и Вашингтон, 2011 г.
  4. ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, 1
  5. ^ Jump up to: а б с д (на голландском языке) Мабузе в Карела ван Мандера » «Шильдербоке , 1604 г., любезно предоставлено Цифровой библиотекой голландской литературы.
  6. ^ Jump up to: а б с д и Рекорд артиста 32898 для Яна Госсарта в РКД.
  7. ^ Кэмпбелл, 2
  8. ^ 56051 в РКД.
  9. ^ «Спинарио» Госсарта было выбрано CODART в качестве одного из ста шедевров в книге «100 шедевров голландского и фламандского искусства 1350-1750 годов — CODART Canon» . Рисунок можно просмотреть в Лейденского университета. библиотеки цифровых коллекциях
  10. ^ (на голландском языке) Лукас ван Лейден в » Карела ван Мандера , «Шильдербоке 1604 г., любезно предоставлено Цифровой библиотекой голландской литературы.
  • Кэмпбелл, Лорн, «Биография - Ян Госсарт (Жан Госсарт)». Архивировано 16 апреля 2016 года в Wayback Machine , Национальная галерея, Лондон.
  •  В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Кроу, Джозеф Арчер (1911). « Мабузе, Ян ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 17 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 189.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f09f5d9b00c6d0ee0f5270ec797a4c44__1709651940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/44/f09f5d9b00c6d0ee0f5270ec797a4c44.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jan Gossaert - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)