Петрус Кристус

Петрус Кристус (англ. Голландский: [ˈpeː.trʏs ˈkrɪs.tʏs, ˈxrɪs-] ; в. 1410/1420 — 1475/1476) — ранний нидерландский художник, работавший в Брюгге с 1444 года, где вместе с Гансом Мемлингом он стал ведущим художником после смерти Яна ван Эйка . Он находился под влиянием ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена и известен своими инновациями в области линейной перспективы и тщательной техникой, которая, кажется, заимствована из миниатюр и освещения рукописей . Сегодня ему уверенно приписывают около 30 работ. [1] К наиболее известным относятся « Портрет картезианца» (1446 г.) и «Портрет молодой девушки» ( ок. 1470 г. ); оба являются весьма новаторскими в представлении фигуры на подробном, а не на плоском фоне.
В период между смертью Яна ван Эйка в 1441 году и появлением в городе Ганса Мемлинга в середине 1460-х годов Кристус был ведущим художником Брюгге, который в то время был ведущим нидерландским центром живописи. [2]
Кристус был анонимной фигурой на протяжении веков, его важность не была установлена до тех пор, пока не появились работы историков современного искусства. Джорджо Вазари почти не упоминает его в своих биографиях художников, написанных в эпоху Возрождения , а большинство современных записей просто перечисляют его среди многих других. В начале-середине девятнадцатого века Густав Вааген (который назвал его во французском стиле «Пьером Кристофсеном») и Иоганн Давид Пассаван сыграли важную роль в установлении биографических подробностей Кристуса и приписывании ему произведений. [3]
Жизнь [ править ]

Кристус родился в Барле , недалеко от Антверпена и Бреды . Долгое время считавшийся учеником и преемником Яна ван Эйка , его картины иногда путали с картинами ван Эйка. [4] Считается, что после смерти ван Эйка в 1441 году мастерскую его хозяина взял на себя Кристус. Кристус приобрел гражданство Брюгге в 1444 году, ровно через три года после смерти ван Эйка. [5] воспользовавшись указом Филиппа Доброго, разрешающим привлекать к себе людей, должников ему после восстания в Брюгге 1436–1438 годов. Если бы он был активным учеником в мастерской ван Эйка в Брюгге в 1441 году, он получил бы гражданство автоматически по истечении обычного периода в один год и один день. [6] Кристус, возможно, был преемником ван Эйка в школе Брюгге, но, возможно, не его учеником. Недавние исследования показывают, что Кристус, которого долгое время видели только в свете своего предшественника, был независимым художником, чьи работы демонстрируют такое же большое влияние, в частности, со стороны Дирка Баутса , Роберта Кампена и Рогира ван дер Вейдена .

Неизвестно, посетил ли Кристус Италию и принес ли стиль и технические достижения североевропейских художников непосредственно Антонелло да Мессина и другим итальянским художникам, но известно, что его картины были куплены итальянцами у большого сообщества иностранных купцов в Брюгге. Действительно, почти половина его картин была заказана итальянцами, имеет происхождение из Италии или Испании или вскоре была скопирована в этих странах. [7]
Документ, свидетельствующий о присутствии «Пьеро да Бруггиа» (Петруса из Брюгге?) в Милане, позволяет предположить, что он посетил этот город в то же время, что и Антонелло, и два художника, возможно, даже встречались. Этим можно объяснить поразительное сходство между Портретом мужчины, приписываемым Кристусу в Художественном музее округа Лос-Анджелес , и многими портретами Антонелло, включая предполагаемый автопортрет в Национальной галерее в Лондоне. Это также объяснило бы, как итальянские художники узнали о масляной живописи и как северные художники узнали о линейной перспективе . Антонелло, наряду с Джованни Беллини , был одним из первых итальянских художников, использовавших масляную краску, как его нидерландские современники. Кроме того, картина Христа с младенцем на троне со святыми Франциском и Иеронимом во Франкфурте, по-видимому, датированная 1457 годом (третья цифра неразборчива), является первой известной северной картиной, демонстрирующей точную линейную перспективу.
В 1462 году Кристус и его жена Гаудисин вступили в Братство Сухого Древа. [8] от чего его Мадонна Сухого Дерева получила свое название. [9] Он стал членом Гильдии Святого Луки и стал деканом гильдии в 1471 году. В Брюгге он был зарегистрирован как умерший в 1473 году. [8] [10] хотя Метрополитен-музей утверждает, что он умер в 1475 или 1476 году. [1]
Ганс Мемлинг сменил Кристуса на посту следующего великого художника Брюгге.
Работает [ править ]

Кристус представил как минимум шесть подписанных и датированных работ, которые составляют основу для любых других приписываний ему. Это: Портрет Эдварда Грайместона (предоставлен в аренду Национальной галерее, Лондон, 1446 г.), Портрет картезианца (Метрополитен-музей, Нью-Йорк, 1446 г.), так называемый «Св. Элигий в своей лавке» (Метрополитен). Коллекция Музея искусств Роберта Лемана , Нью-Йорк, 1449 г.), Богородица, кормящая младенца (ныне в Koninklijk Museum voor Schone Kunsten , Антверпен, 1449 г.), так называемые «Крылья берлинского алтаря» с Благовещением, Рождеством и Последним Суд (Gemäldegalerie, Staatliche Museen zu Berlin , 1452 г.) и « Богоматерь с Младенцем на троне со святыми Иеронимом и Франциском» ( Штедель , Франкфурт-на-Майне, 1457 г.?). Кроме того, на паре панелей в Музее Грёнинге в Брюгге (изображающих Благовещение и Рождество) указана дата 1452 года, но ее подлинность сомнительна.
Композиция « Оплакивание» , находящаяся сейчас в Метрополитен-музее , кажется, настолько вдохновлена мраморным рельефом Антонелло Гагини в соборе Палермо , что было высказано предположение, что картина могла быть написана для итальянского клиента. [11] В Метрополитен-музее хранятся пять из тридцати картин, обычно приписываемых ему. [1]
Поздняя работа, сдержанный «Портрет молодой девушки» ( ок. 1470 , Берлин) принадлежит к числу шедевров ранней нидерландской живописи , знаменуя собой новое развитие нидерландской портретной живописи. Он больше не показывает натурщика на нейтральном фоне, а в конкретном пространстве, ограниченном фоновыми стеновыми панелями. Кристус уже усовершенствовал этот формат в своих двух портретах 1446 года. Неизвестная женщина, чья изысканная одежда предполагает, что она родом из Франции, излучает ауру сдержанности и благородства, хотя в элегантной стилизации своей формы она выглядит немного нереальной. [12]
«Портрет картезианца» — самый ранний известный пример панно с изображением -обманки мухи . [13]
Галерея [ править ]
- Эдвард Гримстон , 1446 год. Национальная галерея , Лондон. (В кредит от графа Верулама)
- Портрет картезианца , 1446 год. Метрополитен-музей , Нью-Йорк.
- Святой Элигий в своей мастерской , 1449 год. Метрополитен-музей.
- Рождество , 1452 год. Картинная галерея
- Мадонна с Младенцем , 1460–1465 гг. Музей Прадо , Мадрид
- Сильверпойнтовый рисунок человека с соколом
- Мадонна с сухим деревом , ок. 1462–65. Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид
- Страшный суд , 1452 год. Картинная галерея
- Портрет молодого человека , ок. 1450-60. Национальная галерея , Лондон
- Рождество , гр. 1460-е годы. Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия
Примечания [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с « Петрус Кристус (действовал с 1444 г., умер в 1475/76 г.) ». Метрополитен-музей. Проверено 9 марта 2014 г.
- ^ Эйнсворт, 33–34.
- ^ Аптон (1990), 2
- ^ Дэвис, Мартин. «Нидерландские примитивы: Петрус Кристус». Журнал Burlington для ценителей , том 70, № 408, 1937. 138–39, 143.
- ^ Мартенс (1990), 5
- ^ Мартенс (1990), 5–6
- ^ Эйнсворт, 34 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лесберг, Сэнди, изд. (1974) [1966]. «Словарь готического искусства». Готическое искусство . Нью-Йорк: Peebles Press International. ISBN 0-85690-033-8 . ОСЛК 2163980 .
- ^ Боробия, Мар. « Богоматерь сухого Трика. 1465 ». Музей Тиссена-Борнемисы . Проверено 2 августа 2020 г.
- ^ «Петрус Кристус | Нидерландский художник» . Британская энциклопедия . Проверено 12 августа 2020 г.
- ^ Метрополитен-музей Плача . Проверено 24 октября 2014 г.
- ^ Кемпердик (2006), 23
- ^ Кандис Роулингс, Нарисованные парадоксы: Муха-обманка в эпоху Возрождения , Атанор , том. 26, 2008, стр. 7–13.
Ссылки [ править ]
- Эйнсворт, Мэриан Винн и др., От Ван Эйка до Брейгеля: ранние нидерландские картины в Метрополитен-музее , 2009, Метрополитен-музей, 2009. ISBN 0-8709-9870-6 , книги Google
- Кемпердик, Стефан. Ранний портрет из собрания принца Лихтенштейна и Художественного музея Базеля . Мюнхен: Престель, 2006. ISBN 3-7913-3598-7
- Мартенс, Максимилиан П.Дж. «Новая информация о биографии Петруса Кристуса и покровительстве его брюссельского плача». Симиолус: Ежеквартальный журнал по истории искусства Нидерландов. 20.1 (1990–1991): 5–23. Распечатать.
- Аптон, Джоэл М. Петрус Кристус: его место во фламандской живописи пятнадцатого века . Юниверсити-Парк и Лондон: Издательство Пенсильванского государственного университета, 1990. ISBN 0-271-00672-2
Дальнейшее чтение [ править ]
- Эйнсворт, Мэриан В. (1994). Петрус Кристус: мастер эпохи Возрождения из Брюгге . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 9780870996948 .
- Шабакер, Питер Х. Петрус Кристус . Утрехт, 1974 год.
- Стерлинг, Чарльз (март 1971 г.). «Наблюдения за Петрусом Кристусом». Художественный вестник . 53 (1): 1–26. дои : 10.2307/3048794 . JSTOR 3048794 .
Внешние ссылки [ править ]
СМИ, связанные с картинами Петруса Кристуса, на Викискладе?
- Oclc.org: «Европейская живопись 15-18 веков: Франция, Центральная Европа, Нидерланды, Испания и Великобритания» - онлайн-каталог коллекции (PDF) с материалами о Петрусе Кристусе (кат. № 12) .
- Отзыв об Эйнсворт
- 2 произведения Петруса Кристуса или после него на Art UK сайте