Аэрт ван ден Босше

Аэрт ван ден Босше или Мастер легенды о Криспинусе и Криспиниане (также известный как Аэрт Панхедель, Аэрт ван Панхедель, Арнул де Панхедель, Арнул Ванден Босше и Арнул ван ден Боске) [1] [2] был ранним нидерландским художником - алтарем , работавшим в Брюсселе и Брюгге в конце 15 века. До сих пор остается сомнение относительно того, следует ли его отождествлять с Мастером легенды о Святой Варваре или он был лишь одним из художников, работавших в мастерской, ответственной за произведения этого мастера. [1]
Жизнь
[ редактировать ]О жизни Аэрта ван ден Босше известно немного. Считается, что он родился ок. 1455 г. или раньше. Возможно, он был родом из Брюгге, хотя он или его предки могли быть выходцами из города Хертогенбос . Об этом, возможно, можно сделать вывод из того факта, что в Брюсселе, где он работал с 1490-х годов, он был записан в 1499 году как «Аэрт ван Панхедель, псевдоним ван ден Босше, шилдер» (художник). [2] Город Хертогенбос в просторечии называют Ден Бош (следовательно, ван ден Босше означает «из Хертогенбоса»), и поэтому его имя может указывать на то, что он был родом оттуда. Это предположение дополнительно подтверждается тем фактом, что когда он зарегистрировался в Гильдии Святого Луки в Брюгге , он подписался под именем «Харно ван ден Боске». [2] Известно также, что отец Аэрта, художник Янне ван ден Босше, сапожников также получал заказы от брюссельской гильдии . У Аэрта ван ден Босше был сын Гиелис, он же Гилис Панхедель , который подписал контракт с Гилкеном ван ден Боэске и был опытным художником. [2]
Аэрт ван ден Босше стал членом городского совета Брюсселя. [3] Есть предположение, что он, возможно, был учеником или помощником Уго ван дер Гуса . [1]
Работа
[ редактировать ]
Существует неясность относительно того, какие работы можно отнести к Аэрту ван ден Босше. Знаменитая Богородица с младенцем в пейзаже , ок. 1492–1498 гг., выставленная в Институте искусств Миннеаполиса, в настоящее время приписывается: «неизвестному художнику (художникам), возможно, мастеру Мадонны Грог или Аэрту ван ден Босше, бывшему мастеру вышитой листвы». [4] Святой Августин, приносящий жертву идолу манихеев, теперь приписывается Мастеру легенды о святой Варваре . Имя «Мастер легенды о Святой Варваре» было придумано немецким историком искусства Максом Якобом Фридлендером для обозначения анонимного художника или группы художников, работавших в Брюгге и Брюсселе . [5]
Единственным письменным доказательством того, что конкретное произведение искусства было заказано лично ему, является квитанция 1490 года о вознаграждении, выплаченном гильдией брюссельских сапожников за триптих Мученичества святых Криспина и Криспиниана . Триптих предназначался для алтаря гильдии в Никольской церкви. Обнаружение этой квитанции привело к идентификации сохранившейся картины, изображающей рассматриваемых святых, а также к идентификации ее художника, ранее известного как «Мастер легенды о святой Варваре», с Аэртом ван ден Босше. После этого открытия триптих был исключен из творчества Мастера легенды о святой Варваре. До сих пор нет единого мнения относительно точных отношений Аэрта ван ден Босше с Мастером «Легенды о святой Варваре» и о том, входил ли Аэрт ван ден Босше в мастерскую Мастера «Легенды о святой Варваре». [5]
По стилистическим соображениям считается, что Аэрт ван ден Босше нарисовал правую створку Триптиха с Чудесами Христа . Некоторые специалисты утверждают, что он также сотрудничал с Мастером «Легенды о святой Варваре»: например, на панели «Сцены из легенды о Генрихе II» фигуры в левом разделе, возможно, могли быть работой Ван ден Босше. [3]
Мученичество святых Криспина и Криспиниана
[ редактировать ]Сюжет картины — мученичество святых Криспина и Криспиниана . Согласно христианской легенде, эти святые были братьями-близнецами, родившимися в знатной римской семье в III веке нашей эры. Их якобы преследовал, пытал и казнил за свою веру Риктус Вар в Бельгийской Галлии . [6] Они стали покровителями сапожников 25 , кожевенников и кожевенников , и церковь почтила их праздником, отмечаемым октября. [7]
Мученический не триптих сохранился в своем первоначальном виде, так как центральная часть триптиха отделена от крыльев. В начале 19 века центральная часть (или самое большое среднее панно) была куплена в Петербурге у частного владельца графом Станиславом Потоцким , конюшим ( Конюшим ) при дворе русского царя во время иностранных разделов Польша . [8] Его выставили в его Вилянувском дворце , который Потоцкий превратил в арт-центр. В отличие от других польских дворян того времени, Потоцкий не принимал участия в Ноябрьском восстании против России. [8]
На протяжении более ста лет после последней подтвержденной покупки никто не знал, какой сюжет изображен в композиции. [9] Спекуляции включали « Десять тысяч мучеников» и другие темы, известные уже от Дюрера . Тему наконец обнаружил Ян Бялостоцкий ( pl ) из Польской академии наук , профессор Варшавского университета и бывший куратор Национального музея в Варшаве. Он идентифицировал на картине около 13 растений, большинство из которых используются при дублении кожи . В его предметном анализе цех сапожников был «соединительной тканью». [9] Письменные записи подтверждают, что шедевр был подарен гильдией в качестве алтаря церкви Святого Николая, расположенной рядом с биржей в Брюсселе, для обеспечения собственного процветания. [10] Тематика связана с профессией сапожника. На картине изображено легендарное мученичество святых Криспина и Криспиниана. У них были сломаны кости (слева), вырваны ногти на ногах (вверху слева), со спины сорвана кожа длинными узкими полосами (в центре); их сбросили со скалы в реку Эна (вверху справа), а когда они отказались утонуть, их заживо сварили в котле (верхний угол), а затем обезглавили. [11]
Центральная панель картины выставлена в Музее дворца короля Яна III в Вилянуве в Варшаве . [12]
Усилия по поиску пропавших панелей продолжаются, хотя бы ради исторических данных. О левой стороне триптиха ничего не известно, включая сюжет. Часть наружной панели правого крыла (разрезанная пополам) находится в Московском ГМИИ . [13] а внутренняя часть той же правой панели крыла находится в Музее города Брюсселя . [9] [14] [15]
Триптих с чудесами Христа
[ редактировать ]
Триптих с чудесами Христа хранится в коллекции Национальной галереи Виктории в Мельбурне. Это довольно небольшая по масштабу работа размером примерно 112 на 184 см. [16] Хотя до сих пор нет единого мнения относительно атрибуции каждой панели работы, принято считать, что триптих представляет собой сотрудничество трех художников, работавших в Брюсселе одновременно: Мастера легенды о Святой Екатерине (центральная панель), Мастер княжеских портретов (левая створка) и Аэрт ван ден Босше.
Есть основания полагать, что произведения не были созданы в одной мастерской, где их можно было бы разместить рядом во время исполнения. Скорее, тот факт, что линия горизонта различается на каждой панели и что масштаб фигур и перспектива совпадают, указывает на то, что три части триптиха были созданы в разных местах, где каждый художник работал изолированно от других. Предполагалось, что возможная причина такого метода работы была связана со срочностью заказа или тем, что это было ответом на конкретные указания заказчика работ. [17]
Заказчиком работы был Адольф Клевский, лорд Равенштейн , влиятельный человек, связанный с правителями Бургундии. Он изображен в передней и средней части левой панели, озаглавленной «Брак в Кане» . [17] Триптих изображает на левой крыле первое чудо Христа на свадьбе в Кане и завершается последним чудом Христа, воскрешением Лазаря , которое изображено на правой крыле, приписываемом ван ден Босше. На центральной панели изображено чудо умножения хлебов . [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Аэрт ван ден Босше из Нидерландского института истории искусств (на голландском языке)
- ^ Jump up to: а б с д Колдевей, Йос; Ванденбрук, Пол; Вермет, Бернар (2001). Иероним Босх. Полное собрание картин . Роттердам: Издательство NAi. ISBN 0-8109-6735-9 . Проверено 28 февраля 2013 г.
необходимо упомянуть художников Аерта и Гилиса ван ден Босше, псевдоним (ван) Панхедель. Его отец, Аэрт ван ден Босше, уже работал в Брюсселе в 1490 году и записан там в 1499 году как «Аэрт ван Панхедель, псевдоним ван ден Босше, художник» (художник). (...) В 1505 году Аэрт Панхедель также зарегистрировался в гильдии художников Брюгге под именем «Харноулт ван ден Боске». В той же записи говорится, что у него был 15-летний сын по имени Гилкен ван ден Буске.
- ^ Jump up to: а б Аэрт ван ден Босше и мастер легенды о святом Барбе в Королевских музеях изящных искусств Бельгии
- ^ Коллекция Института искусств Миннеаполиса (28 февраля 2009 г.). «Мастер вышитой листвы, Нидерланды, творил в 1480–1500 гг.» . Художник(и) Неизвестен, возможно, Мастер Мадонны Грог или Аэрт ван ден Босше, бывший Мастер Вышитой Листвы . Институт искусств Миннеаполиса. Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 28 февраля 2013 г.
Дар Фонда Гроувса. Никаких подписей и пометок. Этикетки на оборотной стороне.
- ^ Jump up to: а б Рейксмузеум Амстердам. «Мастер легенды о святой Варваре» . Коллекция проектов Нидерланды и проект Фридлендер (на голландском языке). Национальное управление художественно-исторической документации – базы данных (3.1.2) . Проверено 1 марта 2013 г.
- ^ Мейер, Габриэль (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- ↑ Эти два святых были исключены из литургического календаря (но не объявлены больше святыми) во время реформ Католической церкви II Ватиканского собора .
- ^ Jump up to: а б Дворец-музей в Виланове. «Александр Потоцкий» . Польский биографический словарь . Дворец-музей в Виланове . Проверено 28 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Михал Монтовский, интервью с доктором Гражиной Бастек (22 декабря 2012 г.). «Страшная смерть святых братьев» . Картина голландского художника, о которой мы говорили в Двойке, изображает мученическую кончину Крыспина и Крыспинина — римских сапожников, прославившихся своей добротой и милосердием (на польском языке). Польское радио SA . Проверено 1 марта 2013 г.
На картине датского мастера изображена мученическая кончина святых Криспина и Криспиниана – двух римских сапожников, прославившихся своим состраданием и добротой.
- ^ Международная сеть кураторов искусства из Нидерландов. (2013). «Живопись в Брюсселе 1450-1520 гг.» . Королевские музеи изящных искусств Бельгии, Брюссель . Выставки Codart.nl. Архивировано из оригинала 11 июня 2013 года . Проверено 1 марта 2013 г.
- ^ «Восстань во имя Криспиана» . День Святого Криспина . WTF История искусств . Проверено 1 марта 2013 г.
- ^ Януш Копач (1999). Искусство дороже золота: картины, рисунки и гравюры старых европейских мастеров из польских коллекций . Национальный музей в Варшаве. стр. 104. ISBN 83-71001-00-2 .
- ^ «Два присяжных заседателя гильдии сапожников как дарители — Мученичество святых Крепена и Крепинца (ГМИИ)» . Королевский институт культурного наследия (на французском языке). Брюссель. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Рейксмузеум Амстердам. «Мастер легенды о святой Варваре — Мученичество святых Криспина и Криспаниана (Брюссель)» . Коллекция проектов Нидерланды и проект Фридлендер (на голландском языке). Национальное управление художественно-исторической документации – базы данных (3.1.2) . Проверено 1 марта 2013 г.
- ^ «Мученичество святых Крепен и Крепиниан (Коммунальный музей города Брюсселя)» . Королевский институт культурного наследия (на французском языке). Брюссель.
- ^ Jump up to: а б Линн Ф. Джейкобс, « Открывая двери: новая интерпретация раннего нидерландского триптиха» , Penn State Press, 2012, стр. 148-150
- ^ Jump up to: а б Триптих с чудесами Криса в Королевских музеях изящных искусств Бельгии
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Стейерт, Грит (2007). «Мастер вышитой листвы и искусство ван ден Босше». В Гомберте, Флоренция (ред.). Мастер с вышитой листвой, Подходы художников и методы приписывания произведений анонимному художнику из старых Нидерландов XV века . Лилль. стр. 173–183.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Боненфан-Фейтманс, Анн-Мари (1991). «Аэрт ван ден Босше, художник полиптиха святых Крепен и Крепиниан». Анналы истории искусств и археологии (на французском языке). 13 :43–58. ISSN 0771-2723 .
- Белосток, Ян (1958). Европейская живопись в польских коллекциях ( с 1300 по 1800 годы на польском языке). Варшава : Издательство «Аурига».
- Фламандские примитивы. Биография Дирика Баутса (около 1470-1475). Сотрудничество с Аэртом ван ден Босше. Коллекция фламандского искусства.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Аэртом ван ден Босше, на Викискладе?