Jump to content

Вилянувский дворец

Вилянувский дворец
Дворец в Виланове
Вид на фасад из сада
Вилянувский дворец расположен в Польше.
Вилянувский дворец
Расположение в Польше
Общая информация
Тип Дворец
Архитектурный стиль Барокко
Расположение Варшава , Польша
Координаты 52 ° 9'55 "N 21 ° 5'25" E  /  52,16528 ° N 21,09028 ° E  / 52,16528; 21.09028
Текущие арендаторы Вилянувский дворец-музей
Строительство началось 23 апреля 1677 г. [ 1 ]
Завершенный 1696 [ 1 ]
Клиент Иоанн III Собеский
Владелец Национальный музей, Варшава
Проектирование и строительство
Архитектор(ы) Огюстен Винсенти Лоччи
Веб-сайт
www.wilanow-palac.pl

Вилянувский дворец ( польский : Pałac w Wilanów , Польское произношение: [ˈpawad͡z v vilaˈnɔvjɛ] ) — бывший королевский дворец, расположенный в районе Вилянув в Варшаве , Польша. Он был построен в 1677–1696 годах для короля Польши Яна III Собеского по проекту архитектора Августина Винцентия Лоччи. Вилянувский дворец пережил разделы Польши и обе мировые войны и поэтому служит одним из самых замечательных образцов архитектуры барокко в стране.

Это один из самых важных памятников Польши. , Музей дворца основанный в 1805 году, является хранилищем королевского и художественного наследия страны и ежегодно принимает около 3 миллионов посетителей (2019 год), что делает его одним из самых посещаемых дворцов и памятников в мире . [ 2 ] Во дворце и парке Виланува проводятся культурные мероприятия и концерты, в том числе летние королевские концерты в Розовом саду и Международная летняя академия старинной музыки.

Дворец, вместе с другими элементами Старого города Варшавы Польши , является одним из официальных национальных исторических памятников , признанным 16 сентября 1994 года. Его список поддерживается Национальным институтом культурного наследия . С 2006 года дворец является членом международной Ассоциации королевских резиденций Европы . [ 3 ]

Вилянувский дворец был построен для короля Яна III Собеского в последней четверти 17 века, а позже был расширен другими владельцами. [ 4 ] Он представляет собой характерный тип в стиле барокко загородной резиденции , построенной entre cour et jardin (между входным двором и садом). Его архитектура оригинальна и представляет собой слияние общеевропейского искусства с характерными польскими строительными традициями. [ 4 ] На его фасадах и в интерьере дворца древние символы прославляют род Собеских, особенно военные триумфы короля. [ 5 ]

Вилянувский дворец, вид с северо-востока, автор Бернардо Беллотто (1777 г.).

После смерти Яна III Собеского в 1696 году дворцом владели его сыновья, а затем известные магнатские семьи Сенявских , Чарторыйских , Любомирских , Потоцких и семьи Браницких . В 1720 году поместье приобрела польская государственная женщина Эльжбета Сенявская, которая расширила дворец. [ 4 ] Между 1730 и 1733 годами это была резиденция Августа II Сильного , короля Польши (дворец был обменян при нем на Голубой дворец на Сенаторской улице), а после его смерти собственность перешла к дочери Сенявской Марии Софье Чарторыйской . [ 6 ] Каждый владелец менял интерьер дворца, а также сады и территории в соответствии с модой и потребностями. В 1778 году имение унаследовала Изабела Любомирская , прозванная Голубой маркизой . [ 6 ] В период 1792–1793 годов она отремонтировала некоторые интерьеры в неоклассическом стиле и построила кордегард , кухонное здание и здание ванной комнаты под руководством Шимона Богумила Цуга . [ 6 ]

В 1805 году владелец Станислав Костка Потоцкий открыл в части дворца музей, один из первых публичных музеев в Польше. [ 4 ] Наиболее ярким примером коллекции является конный портрет Потоцкого, выполненный известным французским художником-неоклассиком Жаком-Луи Давидом в 1781 году. [ 7 ] Помимо европейского и восточного искусства, центральная часть дворца была посвящена королю Яну III Собескому и славному национальному прошлому. Дворец был поврежден немецкими войсками во время Второй мировой войны. [ 8 ] но он не был снесен после Варшавского восстания 1944 года . После войны дворец был отреставрирован, а большая часть украденной Германией коллекции была репатриирована. В 1962 году он был вновь открыт для публики. [ 9 ]

Внешняя структура

[ редактировать ]

Конструкция была спроектирована Огюстеном Винсенти Лоччи. [ 10 ] Архитектура дворца представляет собой уникальный образец различных строительных традиций — напоминает польские аристократические особняки с боковыми башнями, итальянскую загородную виллу и французские дворцы entre cour et jardin с двумя продолговатыми крыльями по обе стороны курдонёра . [ 11 ]

Солнечные часы с Хроносом.

На первом этапе строительства, между 1677 и 1680 годами, здание представляло собой типичный польский усадебный дом с четырьмя альковными башнями, пристроенными к одноэтажному квадратному зданию. Между 1681 и 1688 годами здание было расширено и добавлено два флигеля-галереи, заканчивающиеся башнями. Этот новый внешний вид, вероятно, был вдохновлен Палладио виллой Монтаньяна . [ 11 ] Вскоре после смерти короля завершился третий этап реконструкции. Между 1688 и 1696 годами был возведен павильон над главным зданием, а башни были покрыты шпилями в стиле барокко , все это напоминало виллу Дориа Памфили в Риме (особенно ее первоначальный проект Джованни Франческо Гримальди ). [ 11 ]

Северное крыло возведено Эльжбетой Сенявской.

Король и его библиотекарь Адам Адамандий Кочанский приняли активное участие в проектировании и строительстве дворца. [ 12 ] Последний отвечал за идейно-художественную программу, где мотивы и элементы декора играли важную роль в прославлении монарха, его жены и республики - бюсты короля и королевы среди изображений античных персонажей, богов и богинь, римских императоров и императрицы (такие как Диоскуры , Зевс-Амон , Сивилла , Ромул , Рея Сильвия , Александр Великий , Клеопатра , Дидона и Веспасиан среди прочих), Орел и Погония , олицетворения областей Речи Посполитой ( Мазовии и Великой Польши , Жемайтии , Красной Малороссии и Королевской Пруссии ). [ 13 ] Их выполнили скульпторы Андреас Шлютер (много рельефов и других второстепенных деталей фасада), [ 14 ] Стефан Шванер и декоратор по лепнине Антоний Вилянувский . Некоторые скульптуры были изготовлены в Нидерландах мастерской Лодевийка Виллемсенса и Артуса Квеллинуса Старшего , отправлены в Гданьск , а затем перевезены в Варшаву. [ 15 ] Богато украшенные солнечные часы на южной стене с Хроносом вместе с противоположной композицией с Ураном на северной стене были призваны подчеркнуть покровительство короля науке и порядку в Содружестве во время его правления. [ 16 ] Их выполнил Антоний Вилянувский по эскизам Иоганна Гевелия (астрономический аспект), Адама Адаманди Кочанского (математический аспект) и Августина Лоччи (художественный аспект). [ 17 ] [ 18 ]

Боковые флигели, охватывающие внутренний двор, были построены по инициативе короля Эльжбетой Сенявской спустя много времени после его смерти . Они были построены на четвертом этапе расширения между 1720 и 1729 годами. [ 11 ] Сенявская была очень озабочена сохранением значительной исторической резиденции Rex victoriosmusus (Короля-победителя), как ее называли. [ 19 ] Несмотря на это, она превратила дворец во французский дворец в очаровательном стиле по проекту Джованни Спаццио с двумя новыми крыльями, гармонирующими с корпусом 17-го века . Для этого проекта она наняла самых известных архитекторов и художников, таких как ранее упомянутый Спаццио, Ян Зигмунт Дейбель , Юзеф Фонтана , Ян Ежи Плерш и Джованни Росси. В то время как первоначальный королевский дворец был украшен рельефами, изображающими деяния Иоанна III, новые крылья были украшены боевыми достижениями мужа и тестя Сенявской - Адама Николая и Николая Иеронима Сенявских , товарищей Собеского. [ 20 ]

Внутреннее пространство

[ редактировать ]
Плафон с аллегорией осени работы Ежи Семигиновского-Элейтера .

В оформлении дворцовых интерьеров участвовали виднейшие польские и зарубежные художники. Его доверили художникам Мартино Альтомонте Яну Райзнеру , Львовскому , Микеланджело Паллони , скульптору Стефану Шванеру и декораторам лепнины Шимону Юзефу Беллотти, Антонию Виляновскому и Аврааму Парису. [ 21 ] Их курировали официальные придворные художники Клод Калло, а затем Ежи Семигиновский-Элейтер . Последний, один из крупнейших польских живописцев того времени, оказал значительное влияние на последующие внутренние аспекты дворца ( плафоны в парадных залах , фрески ). [ 21 ] Внутренним убранством также руководил Адам Кочанский, большой поклонник Китая, который поддерживал более тесные экономические связи Речи Посполитой с «центральной нацией». Благодаря его влиянию Вилянув и другие резиденции были полны роскошных китайских импортных товаров и шинуазри . [ 22 ] [ 23 ]

Африканский слуга, несущий попугая (фрагмент фрески Джузеппе Росси).

Дворцовые описи XVII века включали произведения величайших современных и древних мастеров, таких как Рембрандт ( «Португальский раввин» , «Девушка в рамке» , «Поклонение волхвов» , «Авраам и Агарь» , «Портрет старика в так называемом Голландская комната дворца), Питер ван Лаер , прозванный Бамбоччо ( Путешественники ), Антонис ван Дейк ( Христос в Гефсиманском саду ), Фердинанд ван Кессель (батальные сцены, аллегорические картины и натюрморты ), Рафаэль , братья Караччи , Гвидо Рени и Бернардо Строцци . [ 24 ] Покои были наполнены драгоценной мебелью, такой как серебряная ширма , серебряная пирамида с 11 корзинами, трехэтажный серебряный фонтан или шелковый балдахин, подаренный шахом Персии . [ 24 ] К сожалению, они были рассеяны сменявшими друг друга владельцами, присвоенными Фридрихом Августом. [ нужны разъяснения ] Саксонии . и перевезен в Дрезден [ 25 ] или разграблены немцами во время Второй мировой войны (например, черепаховый шкаф Иоанна III, который так и не был найден). [ 26 ]

Среди художников, назначенных для оформления интерьеров дворца в 18 веке, были Джузеппе Росси, итальянский художник -фрескист , украсивший покои картинами -тромплей , и декораторы лепнины Франческо Фумо и Пьетро Инноченте Компаретти. Следуя примеру королевы Марии Казимиры Собеской , которая заказала изображение себя в образе богини на дворцовых плафонах, Эльжбета Сенявская украсила нижний вестибюль фреской Флоры . По ее инициативе стены в царских покоях были покрыты генуэзским бархатом. [ 27 ] Стены второго этажа, то есть Большой столовой , были покрыты фресками, изображающими Аполлона , Минерву и Геркулеса как аллегорию Virtus Heroica (Героической доблести), Гебу, символизирующую Венусту (Красоту), дополненную панопиями . Дочь Сенявской, Мария Софья Чарторыйская , обустроила дворец новыми каминами из бело-вишневого мрамора , увенчанными зеркалами в богатых рамах в стиле рококо . [ 28 ]

В договоре с королем Августом II Мария Зофия обязывала его сохранить дворец в неизменном виде. Поэтому его действия ограничились отделкой новой столовой, получившей название Белой комнаты в южном крыле, и украшением некоторых незавершенных интерьеров. [ 29 ] Плафоны и другие картины были выполнены Жюльеном Пуазоном, Иоганном Самуэлем Моком и Лоренцо Росси, а декоративные лаковые панно в Китайской комнате были выполнены Мартином Шнеллом. [ 30 ]

Дворцовые сады

Неотъемлемой частью дворца практически с самого начала является сад. Первоначально он имел характер барочного итальянского сада полукруглой формы, окружавшего дворец с востока. По своей композиции этот геометрический сад хорошо вписывался в старинные узоры и дворцовую планировку. Он состоял из верхнего сада, расположенного на террасе с двумя беседками в виде фонарей в каждом углу, и нижнего сада. На третьем этапе реконструкции дворца геометрические садовые партеры были заменены вышитыми партерами во французском стиле, вдохновленными Андре Ленотра . работами [ 31 ] В то время сад украшали позолоченные свинцовые скульптуры работы Гаспара Рихтера из Гданьска и вазы, вырезанные из вишневого мрамора из Хенцин . [ 32 ] В начале 18 века сад был расширен, партерный орнамент позднего барокко был заменен мотивами эпохи Режанса, дополненными гербом Сенявской Шренявы в северной части и ее монограммой в южной части. [ 28 ] В 1784 году Изабела Любомирская превратила соседние территории Вилянувского фольварка в англо-китайский сад по Шимона Богумила Цуга проекту . Этот новый сад с богатой растительностью, извилистыми дорожками и каскадами был вдохновлен работами Уильяма Чемберса , Томаса Уэйтли и Августа Мошинского. [ 33 ]

Панорама

[ редактировать ]
Вид на корделоги со стороны курдонёра.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «История Вилянувского дворца – официальный сайт» . 19 мая 2010 г.
  2. ^ «ЭГМУС 2016» . Проверено 23 ноября 2019 г.
  3. ^ «Европейские королевские резиденции» . Проверено 19 мая 2010 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д «Дворец» . Wilanow-palac.art.pl . Проверено 21 февраля 2008 г.
  5. ^ Фиялковский 1983 , стр. 31.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Фиялковский 1983 , стр. 115,119.
  7. ^ «Конный портрет Станислава Костки Потоцкого» . Wilanow-palac.art.pl . Проверено 3 ноября 2011 г.
  8. ^ Моника Кунке (1997). " Аполлон и две музы - счастливое возвращение из Павловска" . www.nimoz.pl (на польском языке). ценный, бесценный, потерянный. Архивировано из оригинала 10 марта 2016 года . Проверено 21 февраля 2008 г.
  9. ^ «Борьба за памятники Вилянува» . wilanow-palac.art.pl (на польском языке) . Проверено 21 февраля 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  10. Августин Винцентий Лоччи, автор Вилянувского дворца в Вилянувском дворце-музее, получено 9 ноября 2011 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Фиялковский 1983 , стр. 17–20
  12. ^ Фиялковский 1983 , стр. 21.
  13. ^ Статуи Полесья , Подолья , Волыни и Смоленска с Черниговом , предназначенные для украшения фасада южной галереи, так и не были реализованы. Фиялковский 1983 , стр. 45–47, 53.
  14. ^ Веслав Герловский. «Янтарный кабинет короля Фридриха I» . amber.com.pl . Проверено 5 ноября 2011 г.
  15. ^ Фиялковский 1983 , стр. 30,38.
  16. ^ Фиялковский 1983 , стр. 54.
  17. ^ «Астрономия в Вилянове» . wilanow-palac.art.pl (на польском языке) . Проверено 21 февраля 2008 г.
  18. ^ З. Мругальский. «История часового искусства – деятели польского часового искусства» . zegarkiclub.pl (на польском языке) . Проверено 21 февраля 2008 г.
  19. ^ Фиялковский 1983 , стр. 12,111.
  20. ^ Фиялковский 1983 , стр. 112.
  21. ^ Перейти обратно: а б Фиялковский 1983 , стр. 21–23
  22. ^ Фиялковский 1983 , стр. 23–24
  23. ^ «Мода на шинуазри в Вилянувском дворце» . Wilanow-palac.art.pl . Проверено 2 ноября 2011 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б Фиялковский 1983 , стр. 96–97
  25. ^ Кеневич 1984 , стр. 149,212.
  26. ^ Моника Кунке (2000). «Ценни дар для zwycięzcy spod Wiednia» . www.nimoz.pl (на польском языке). ценный, бесценный, потерянный. Архивировано из оригинала 7 марта 2016 года . Проверено 21 февраля 2008 г.
  27. ^ Фиялковский 1983 , стр. 114.
  28. ^ Перейти обратно: а б Фиялковский 1983 , стр. 115.
  29. ^ Фиялковский 1983 , стр. 116.
  30. ^ Фиялковский 1983 , стр. 117.
  31. ^ Фиялковский 1983 , стр. 102.
  32. ^ Фиялковский 1983 , стр. 104.
  33. ^ Фиялковский 1983 , стр. 120.

Источники

[ редактировать ]
  1. Фиялковский, Войцех (1983), Вилянув. Rezydencja Króla Zwycięzcy (Виланув. Резиденция Короля-победителя) (на польском языке), Варшава: Krajowa Agencja Wydawnicza .
  2. Кеневич, Стефан (1984), Варшава в 1526–1795 годах (Варшава в 1526–1795 годах) (на польском языке), Варшава: Национальное издательство, ISBN  83-01-03323-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5a19929c0c2453f3b670c6ea7e60dd2e__1724484120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5a/2e/5a19929c0c2453f3b670c6ea7e60dd2e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wilanów Palace - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)