Вилянувский дворец
Вилянувский дворец | |
---|---|
Дворец в Виланове | |
![]() Вид на фасад из сада | |
Общая информация | |
Тип | Дворец |
Архитектурный стиль | Барокко |
Расположение | Варшава , Польша |
Координаты | 52 ° 9'55 "N 21 ° 5'25" E / 52,16528 ° N 21,09028 ° E |
Текущие арендаторы | Вилянувский дворец-музей |
Строительство началось | 23 апреля 1677 г. [ 1 ] |
Завершенный | 1696 [ 1 ] |
Клиент | Иоанн III Собеский |
Владелец | Национальный музей, Варшава |
Проектирование и строительство | |
Архитектор(ы) | Огюстен Винсенти Лоччи |
Веб-сайт | |
www.wilanow-palac.pl |
Вилянувский дворец ( польский : Pałac w Wilanów , Польское произношение: [ˈpawad͡z v vilaˈnɔvjɛ] ) — бывший королевский дворец, расположенный в районе Вилянув в Варшаве , Польша. Он был построен в 1677–1696 годах для короля Польши Яна III Собеского по проекту архитектора Августина Винцентия Лоччи. Вилянувский дворец пережил разделы Польши и обе мировые войны и поэтому служит одним из самых замечательных образцов архитектуры барокко в стране.
Это один из самых важных памятников Польши. , Музей дворца основанный в 1805 году, является хранилищем королевского и художественного наследия страны и ежегодно принимает около 3 миллионов посетителей (2019 год), что делает его одним из самых посещаемых дворцов и памятников в мире . [ 2 ] Во дворце и парке Виланува проводятся культурные мероприятия и концерты, в том числе летние королевские концерты в Розовом саду и Международная летняя академия старинной музыки.
Дворец, вместе с другими элементами Старого города Варшавы Польши , является одним из официальных национальных исторических памятников , признанным 16 сентября 1994 года. Его список поддерживается Национальным институтом культурного наследия . С 2006 года дворец является членом международной Ассоциации королевских резиденций Европы . [ 3 ]
История
[ редактировать ]Вилянувский дворец был построен для короля Яна III Собеского в последней четверти 17 века, а позже был расширен другими владельцами. [ 4 ] Он представляет собой характерный тип в стиле барокко загородной резиденции , построенной entre cour et jardin (между входным двором и садом). Его архитектура оригинальна и представляет собой слияние общеевропейского искусства с характерными польскими строительными традициями. [ 4 ] На его фасадах и в интерьере дворца древние символы прославляют род Собеских, особенно военные триумфы короля. [ 5 ]

После смерти Яна III Собеского в 1696 году дворцом владели его сыновья, а затем известные магнатские семьи Сенявских , Чарторыйских , Любомирских , Потоцких и семьи Браницких . В 1720 году поместье приобрела польская государственная женщина Эльжбета Сенявская, которая расширила дворец. [ 4 ] Между 1730 и 1733 годами это была резиденция Августа II Сильного , короля Польши (дворец был обменян при нем на Голубой дворец на Сенаторской улице), а после его смерти собственность перешла к дочери Сенявской Марии Софье Чарторыйской . [ 6 ] Каждый владелец менял интерьер дворца, а также сады и территории в соответствии с модой и потребностями. В 1778 году имение унаследовала Изабела Любомирская , прозванная Голубой маркизой . [ 6 ] В период 1792–1793 годов она отремонтировала некоторые интерьеры в неоклассическом стиле и построила кордегард , кухонное здание и здание ванной комнаты под руководством Шимона Богумила Цуга . [ 6 ]
В 1805 году владелец Станислав Костка Потоцкий открыл в части дворца музей, один из первых публичных музеев в Польше. [ 4 ] Наиболее ярким примером коллекции является конный портрет Потоцкого, выполненный известным французским художником-неоклассиком Жаком-Луи Давидом в 1781 году. [ 7 ] Помимо европейского и восточного искусства, центральная часть дворца была посвящена королю Яну III Собескому и славному национальному прошлому. Дворец был поврежден немецкими войсками во время Второй мировой войны. [ 8 ] но он не был снесен после Варшавского восстания 1944 года . После войны дворец был отреставрирован, а большая часть украденной Германией коллекции была репатриирована. В 1962 году он был вновь открыт для публики. [ 9 ]
Дизайн
[ редактировать ]Внешняя структура
[ редактировать ]Конструкция была спроектирована Огюстеном Винсенти Лоччи. [ 10 ] Архитектура дворца представляет собой уникальный образец различных строительных традиций — напоминает польские аристократические особняки с боковыми башнями, итальянскую загородную виллу и французские дворцы entre cour et jardin с двумя продолговатыми крыльями по обе стороны курдонёра . [ 11 ]

На первом этапе строительства, между 1677 и 1680 годами, здание представляло собой типичный польский усадебный дом с четырьмя альковными башнями, пристроенными к одноэтажному квадратному зданию. Между 1681 и 1688 годами здание было расширено и добавлено два флигеля-галереи, заканчивающиеся башнями. Этот новый внешний вид, вероятно, был вдохновлен Палладио виллой Монтаньяна . [ 11 ] Вскоре после смерти короля завершился третий этап реконструкции. Между 1688 и 1696 годами был возведен павильон над главным зданием, а башни были покрыты шпилями в стиле барокко , все это напоминало виллу Дориа Памфили в Риме (особенно ее первоначальный проект Джованни Франческо Гримальди ). [ 11 ]

Король и его библиотекарь Адам Адамандий Кочанский приняли активное участие в проектировании и строительстве дворца. [ 12 ] Последний отвечал за идейно-художественную программу, где мотивы и элементы декора играли важную роль в прославлении монарха, его жены и республики - бюсты короля и королевы среди изображений античных персонажей, богов и богинь, римских императоров и императрицы (такие как Диоскуры , Зевс-Амон , Сивилла , Ромул , Рея Сильвия , Александр Великий , Клеопатра , Дидона и Веспасиан среди прочих), Орел и Погония , олицетворения областей Речи Посполитой ( Мазовии и Великой Польши , Жемайтии , Красной Малороссии и Королевской Пруссии ). [ 13 ] Их выполнили скульпторы Андреас Шлютер (много рельефов и других второстепенных деталей фасада), [ 14 ] Стефан Шванер и декоратор по лепнине Антоний Вилянувский . Некоторые скульптуры были изготовлены в Нидерландах мастерской Лодевийка Виллемсенса и Артуса Квеллинуса Старшего , отправлены в Гданьск , а затем перевезены в Варшаву. [ 15 ] Богато украшенные солнечные часы на южной стене с Хроносом вместе с противоположной композицией с Ураном на северной стене были призваны подчеркнуть покровительство короля науке и порядку в Содружестве во время его правления. [ 16 ] Их выполнил Антоний Вилянувский по эскизам Иоганна Гевелия (астрономический аспект), Адама Адаманди Кочанского (математический аспект) и Августина Лоччи (художественный аспект). [ 17 ] [ 18 ]
Боковые флигели, охватывающие внутренний двор, были построены по инициативе короля Эльжбетой Сенявской спустя много времени после его смерти . Они были построены на четвертом этапе расширения между 1720 и 1729 годами. [ 11 ] Сенявская была очень озабочена сохранением значительной исторической резиденции Rex victoriosmusus (Короля-победителя), как ее называли. [ 19 ] Несмотря на это, она превратила дворец во французский дворец в очаровательном стиле по проекту Джованни Спаццио с двумя новыми крыльями, гармонирующими с корпусом 17-го века . Для этого проекта она наняла самых известных архитекторов и художников, таких как ранее упомянутый Спаццио, Ян Зигмунт Дейбель , Юзеф Фонтана , Ян Ежи Плерш и Джованни Росси. В то время как первоначальный королевский дворец был украшен рельефами, изображающими деяния Иоанна III, новые крылья были украшены боевыми достижениями мужа и тестя Сенявской - Адама Николая и Николая Иеронима Сенявских , товарищей Собеского. [ 20 ]
Внутреннее пространство
[ редактировать ]
В оформлении дворцовых интерьеров участвовали виднейшие польские и зарубежные художники. Его доверили художникам Мартино Альтомонте Яну Райзнеру , Львовскому , Микеланджело Паллони , скульптору Стефану Шванеру и декораторам лепнины Шимону Юзефу Беллотти, Антонию Виляновскому и Аврааму Парису. [ 21 ] Их курировали официальные придворные художники Клод Калло, а затем Ежи Семигиновский-Элейтер . Последний, один из крупнейших польских живописцев того времени, оказал значительное влияние на последующие внутренние аспекты дворца ( плафоны в парадных залах , фрески ). [ 21 ] Внутренним убранством также руководил Адам Кочанский, большой поклонник Китая, который поддерживал более тесные экономические связи Речи Посполитой с «центральной нацией». Благодаря его влиянию Вилянув и другие резиденции были полны роскошных китайских импортных товаров и шинуазри . [ 22 ] [ 23 ]

Дворцовые описи XVII века включали произведения величайших современных и древних мастеров, таких как Рембрандт ( «Португальский раввин» , «Девушка в рамке» , «Поклонение волхвов» , «Авраам и Агарь» , «Портрет старика в так называемом Голландская комната дворца), Питер ван Лаер , прозванный Бамбоччо ( Путешественники ), Антонис ван Дейк ( Христос в Гефсиманском саду ), Фердинанд ван Кессель (батальные сцены, аллегорические картины и натюрморты ), Рафаэль , братья Караччи , Гвидо Рени и Бернардо Строцци . [ 24 ] Покои были наполнены драгоценной мебелью, такой как серебряная ширма , серебряная пирамида с 11 корзинами, трехэтажный серебряный фонтан или шелковый балдахин, подаренный шахом Персии . [ 24 ] К сожалению, они были рассеяны сменявшими друг друга владельцами, присвоенными Фридрихом Августом. [ нужны разъяснения ] Саксонии . и перевезен в Дрезден [ 25 ] или разграблены немцами во время Второй мировой войны (например, черепаховый шкаф Иоанна III, который так и не был найден). [ 26 ]
Среди художников, назначенных для оформления интерьеров дворца в 18 веке, были Джузеппе Росси, итальянский художник -фрескист , украсивший покои картинами -тромплей , и декораторы лепнины Франческо Фумо и Пьетро Инноченте Компаретти. Следуя примеру королевы Марии Казимиры Собеской , которая заказала изображение себя в образе богини на дворцовых плафонах, Эльжбета Сенявская украсила нижний вестибюль фреской Флоры . По ее инициативе стены в царских покоях были покрыты генуэзским бархатом. [ 27 ] Стены второго этажа, то есть Большой столовой , были покрыты фресками, изображающими Аполлона , Минерву и Геркулеса как аллегорию Virtus Heroica (Героической доблести), Гебу, символизирующую Венусту (Красоту), дополненную панопиями . Дочь Сенявской, Мария Софья Чарторыйская , обустроила дворец новыми каминами из бело-вишневого мрамора , увенчанными зеркалами в богатых рамах в стиле рококо . [ 28 ]
В договоре с королем Августом II Мария Зофия обязывала его сохранить дворец в неизменном виде. Поэтому его действия ограничились отделкой новой столовой, получившей название Белой комнаты в южном крыле, и украшением некоторых незавершенных интерьеров. [ 29 ] Плафоны и другие картины были выполнены Жюльеном Пуазоном, Иоганном Самуэлем Моком и Лоренцо Росси, а декоративные лаковые панно в Китайской комнате были выполнены Мартином Шнеллом. [ 30 ]
Сад
[ редактировать ]Неотъемлемой частью дворца практически с самого начала является сад. Первоначально он имел характер барочного итальянского сада полукруглой формы, окружавшего дворец с востока. По своей композиции этот геометрический сад хорошо вписывался в старинные узоры и дворцовую планировку. Он состоял из верхнего сада, расположенного на террасе с двумя беседками в виде фонарей в каждом углу, и нижнего сада. На третьем этапе реконструкции дворца геометрические садовые партеры были заменены вышитыми партерами во французском стиле, вдохновленными Андре Ленотра . работами [ 31 ] В то время сад украшали позолоченные свинцовые скульптуры работы Гаспара Рихтера из Гданьска и вазы, вырезанные из вишневого мрамора из Хенцин . [ 32 ] В начале 18 века сад был расширен, партерный орнамент позднего барокко был заменен мотивами эпохи Режанса, дополненными гербом Сенявской Шренявы в северной части и ее монограммой в южной части. [ 28 ] В 1784 году Изабела Любомирская превратила соседние территории Вилянувского фольварка в англо-китайский сад по Шимона Богумила Цуга проекту . Этот новый сад с богатой растительностью, извилистыми дорожками и каскадами был вдохновлен работами Уильяма Чемберса , Томаса Уэйтли и Августа Мошинского. [ 33 ]
Панорама
[ редактировать ]
Галерея
[ редактировать ]-
Дворец в Вилянуве , гравюра Михала Ключевского, 1874 г.
-
Спальня королевы в Вилянувском дворце , Александр Грыглевский , 1874 г.
-
Белая комната , Виллибальд Рихтер, 1850 г.
-
Портрет графа Станислава Потоцкого работы Жака-Луи Давида , 1781 год.
-
Интерьер дворца с галереей картин.
-
Интерьер дворца
-
Королевские апартаменты
-
Вид на дворец из сада
-
Южное крыло дворца
-
Главные ворота дворца
-
Статуя короля Иоанна III Собеского
-
короля Прихожая
-
Садовые скульптуры
-
Фонтан в дворцовом саду
-
Церковь Святой Анны возле дворца
-
Мавзолей семьи Потоцких.
См. также
[ редактировать ]- Список дворцов в Польше
- Список резиденций в стиле барокко
- Список наиболее посещаемых дворцов и памятников
- Музей дворца короля Иоанна III в Вилануве
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «История Вилянувского дворца – официальный сайт» . 19 мая 2010 г.
- ^ «ЭГМУС 2016» . Проверено 23 ноября 2019 г.
- ^ «Европейские королевские резиденции» . Проверено 19 мая 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Дворец» . Wilanow-palac.art.pl . Проверено 21 февраля 2008 г.
- ^ Фиялковский 1983 , стр. 31.
- ^ Перейти обратно: а б с Фиялковский 1983 , стр. 115,119.
- ^ «Конный портрет Станислава Костки Потоцкого» . Wilanow-palac.art.pl . Проверено 3 ноября 2011 г.
- ^ Моника Кунке (1997). " Аполлон и две музы - счастливое возвращение из Павловска" . www.nimoz.pl (на польском языке). ценный, бесценный, потерянный. Архивировано из оригинала 10 марта 2016 года . Проверено 21 февраля 2008 г.
- ^ «Борьба за памятники Вилянува» . wilanow-palac.art.pl (на польском языке) . Проверено 21 февраля 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ↑ Августин Винцентий Лоччи, автор Вилянувского дворца в Вилянувском дворце-музее, получено 9 ноября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Фиялковский 1983 , стр. 17–20
- ^ Фиялковский 1983 , стр. 21.
- ^ Статуи Полесья , Подолья , Волыни и Смоленска с Черниговом , предназначенные для украшения фасада южной галереи, так и не были реализованы. Фиялковский 1983 , стр. 45–47, 53.
- ^ Веслав Герловский. «Янтарный кабинет короля Фридриха I» . amber.com.pl . Проверено 5 ноября 2011 г.
- ^ Фиялковский 1983 , стр. 30,38.
- ^ Фиялковский 1983 , стр. 54.
- ^ «Астрономия в Вилянове» . wilanow-palac.art.pl (на польском языке) . Проверено 21 февраля 2008 г.
- ^ З. Мругальский. «История часового искусства – деятели польского часового искусства» . zegarkiclub.pl (на польском языке) . Проверено 21 февраля 2008 г.
- ^ Фиялковский 1983 , стр. 12,111.
- ^ Фиялковский 1983 , стр. 112.
- ^ Перейти обратно: а б Фиялковский 1983 , стр. 21–23
- ^ Фиялковский 1983 , стр. 23–24
- ^ «Мода на шинуазри в Вилянувском дворце» . Wilanow-palac.art.pl . Проверено 2 ноября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фиялковский 1983 , стр. 96–97
- ^ Кеневич 1984 , стр. 149,212.
- ^ Моника Кунке (2000). «Ценни дар для zwycięzcy spod Wiednia» . www.nimoz.pl (на польском языке). ценный, бесценный, потерянный. Архивировано из оригинала 7 марта 2016 года . Проверено 21 февраля 2008 г.
- ^ Фиялковский 1983 , стр. 114.
- ^ Перейти обратно: а б Фиялковский 1983 , стр. 115.
- ^ Фиялковский 1983 , стр. 116.
- ^ Фиялковский 1983 , стр. 117.
- ^ Фиялковский 1983 , стр. 102.
- ^ Фиялковский 1983 , стр. 104.
- ^ Фиялковский 1983 , стр. 120.
Источники
[ редактировать ]- Фиялковский, Войцех (1983), Вилянув. Rezydencja Króla Zwycięzcy (Виланув. Резиденция Короля-победителя) (на польском языке), Варшава: Krajowa Agencja Wydawnicza .
- Кеневич, Стефан (1984), Варшава в 1526–1795 годах (Варшава в 1526–1795 годах) (на польском языке), Варшава: Национальное издательство, ISBN 83-01-03323-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]