Конный портрет графа Станислава Потоцкого
Конный портрет графа Станислава Потоцкого | |
---|---|
Польский: Конный портрет Станислава Костки Потоцкого. | |
![]() | |
Художник | Жак-Луи Давид |
Год | 1781 |
Середина | Холст, масло |
Движение | Неоклассицизм |
Предмет | Станислав Костка Потоцкий |
Размеры | 304 см × 218 см (120 × 86 дюймов) |
Расположение | Музей дворца короля Яна III в Вилянуве , Варшава |
Конный портрет графа Станислава Потоцкого ( польск . Portret konny Stanisława Kostka Potocki ) [ Примечание 1 ] — картина маслом на холсте, выполненная французским -неоклассиком художником Жаком-Луи Давидом в 1781 году. Крупномасштабный конный портрет , на работе изображен польский политик , дворянин и писатель эпохи Просвещения Станислав Костка Потоцкий . Художник изображает Потоцкого верхом на коне с кушаком польского ордена Белого Орла . Когда Потоцкий приветственно поднимает шляпу зрителю, лошадь кланяется, а в левом нижнем углу картины можно увидеть лающую собаку.
художника 1779–1780 годов Потоцкий впервые встретил Жака-Луи Давида в Италии во время Гран-тура портрета , хотя детали заказа остаются спорными. Некоторые историки полагают, что Потоцкий напрямую попросил об этом в 1780 году, в то время как другие предполагают, что Фердинанд IV Неаполитанский заказал эту работу после того, как Потоцкий произвел на него впечатление, укрощая дикую лошадь. Портрет Потоцкого впервые был выставлен в Парижском салоне в 1781 году и привезен в Варшаву где-то до 1801 года. В том же году работа была перенесена в Вилянувский дворец , построенный первоначально как королевский дворец в конце 17 века для Яна III Собеского , который с 1799 года принадлежал семье Потоцких. В 1805 году дворец стал одним из первых публичных художественных музеев Давида был выставлен конный портрет графа Станислава Потоцкого работы в Польше, где наряду с остальной частью художественной коллекции семьи Потоцких .
Картина была разграблена войсками немецко-фашистскими в декабре 1944 года, а затем перевезена в Германию. В 1952 году советские официальные лица проинформировали польское правительство (к тому времени входившую в состав Советской Польской Народной Республики ), что портрет был среди множества других работ из коллекции Вилянува , которые были возвращены СССР после войны. В 1956 году картина Давида была официально возвращена Польше и помещена в коллекцию Национального музея в Варшаве . В 1990 году, после падения коммунистического правления в Польше , он был перенесен обратно в Вилянув и выставлен на постоянную экспозицию. ныне являющийся частью государственного музея дворца короля Яна III , Конный портрет графа Станислава Потоцкого, считается одним из шедевров Давида. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] знаменующее возвращение конного портрета в европейскую живопись конца XVIII века.
Исторический контекст
[ редактировать ]Жак-Луи Давид (1748–1824)
[ редактировать ]Жак-Луи Давид был крупным французским представителем неоклассицизма , стиля 19-го века в европейском академическом искусстве, находящегося под глубоким влиянием эстетического порядка и монументальности классической античности . [ 4 ] Между 1775 и 1780 годами Давид жил в Риме, где на него оказали влияние картины итальянских мастеров Высокого Возрождения и раннего барокко , побудившие его отказаться от стиля рококо , господствовавшего тогда во Франции, в пользу подхода, характеризовавшегося, по мнению историк искусства Кэтрин Колли Галиц, своими точными контурами, четко очерченными формами и изысканными поверхностями. Стиль Давида также отличался приверженностью классическим формам, перекликаясь с визуальным языком греческого и римского искусства, особенно после его визита в Неаполь в 1779 году. [ 5 ] [ 6 ] Плодовитый портретист, Дэвид выполнял заказы от множества покровителей , не только аристократии , но и тех, кого историк искусства Эллисон Ли Палмер назвала «просвещенным средним классом ». [ 7 ] Хотя политические союзы художника со временем менялись (он активно участвовал во Французской революции «первым художником императора» , прежде чем был назначен Наполеоном в 1804 году), Давид оставался приверженным принципам неоклассицизма на протяжении всей своей карьеры. [ 5 ] [ 6 ] [ Примечание 2 ]
Станислав Костка Потоцкий (1755–1821)
[ редактировать ]художника 1779–1780 годов Сообщается, что Потоцкий впервые встретил Дэвида в Италии во время Гран-тура . [ 8 ] Потоцкий был польским дворянином, который позже стал влиятельным политиком в Речи Посполитой . Он много путешествовал по Европе, посетив Италию, Францию, Швейцарию и Германию между 1772 и 1775 годами. [ 9 ] В 1776 году он женился на Александре Любомирской , члене аристократического польского рода Любомирских , а свою политическую деятельность начал в 1778 году в качестве депутата сейма Речи Посполитой от Люблинского воеводства . [ 9 ]
Потоцкий был патриотом и служил генералом во время польско-русской войны 1792 года , решающего военного конфликта, который ускорил второй раздел Польши в 1793 году. [ 10 ] Его вклад в развитие страны был отмечен двумя государственными наградами: орденом Святого Станислава в 1780 году и орденом Белого Орла в 1781 году. Обе награды позже были отражены в изображении Потоцкого Давидом. [ 2 ] Убежденный сторонник государственного образования, он был соучредителем Варшавского общества друзей науки ( польский : Towarzystwo Przyjaciół Nauk ) в 1800 году и Варшавского университета в 1816 году. [ 11 ] Потоцкий также был заядлым коллекционером произведений искусства и сильно интересовался классической древностью. [ 12 ] Он перевел на польский язык «Историю античного искусства» , трактат немецкого историка искусства Иоганна Иоахима Винкельмана 1764 года . Книга Винкельмана, представляющая собой комплексное научное исследование истории западного древнего искусства, оказала глубокое влияние на эволюцию неоклассического искусства по всей Европе. [ 13 ]
Комиссия
[ редактировать ]
Хотя путешествия Потоцкого в Италию между 1779 и 1780 годами, а также его последующая встреча с Давидом хорошо задокументированы, точные обстоятельства заказа портрета остаются предметом научных дискуссий. Некоторые искусствоведы предполагают, что Потоцкий прямо просил Давида написать его портрет где-то в 1780 году. [ 8 ] [ 14 ] В каталоге коллекции, опубликованном семьей Потоцких в 1834 году, упоминалось, что «портрет был завершен в Париже по наброску, сделанному с натуры в Неаполитанской школе верховой езды». [ 15 ] [ Примечание 3 ]
Эту версию событий позже подтвердил внук Давида Жак-Луи-Жюль Давид, который в 1880 году опубликовал альбом под названием Le peintre Louis David 1748–1825, посвященный творчеству художника. [ 16 ] Он утверждал, что Фердинанд IV Неаполитанский заказал картину в 1780 году после того, как Потоцкий посетил его в Неаполе. По словам Жака-Луи-Жюля, Потоцкий произвел впечатление на короля, приручив дикую лошадь во время охоты , что побудило Фердинанда попросить у Давида конный портрет. [ 16 ] Это заставило некоторых ученых поверить, что Давид начал писать работу в Риме в 1780 году, а затем закончил ее в Париже в 1781 году и в том же году выставил ее в Парижском салоне . [ 15 ] официальная художественная выставка, организованная членами Королевской академии живописи и скульптуры ( Académie royale de peinture et de скульптура ). В 1960-х годах польский историк искусства Анджей Рышкевич оспорил эту версию, заявив об отсутствии исторических свидетельств , подтверждающих, что встреча Давида и Потоцкого в Неаполе в 1780 году когда-либо имела место. [ 17 ]
Хотя заявление Рышкевича повлияло на искусствоведческие исследования происхождения произведения в последующие десятилетия, отчет о консервации 2019 года из Музея дворца короля Яна III в Виланове придал достоверность рассказу внука Давида. [ 18 ] В отчете анализируются рентгеновские снимки оригинальной картины и ранняя модель композиции — подготовительный рисунок, который первоначально считался эскизом XIX века. На рисунке изображен Потоцкий, украшенный лентой ордена Святого Станислава , врученного в 1780 году, а не польского ордена Белого Орла , который он получил в 1781 году. Эти находки привели исследователей к выводу, что рисунок 1780 года был оригинальной работой Давида. , созданный в Неаполе. Кроме того, рентгеновские лучи выявили красную краску под существующей синей лентой, что еще раз подтверждает мнение о том, что первоначальный дизайн картины был предназначен для демонстрации Ордена Святого Станислава. [ 18 ]
Анализ
[ редактировать ]Описание
[ редактировать ]
Давид изображает Потоцкого верхом на коне на фоне серой стены, на вершине которой две классические колонны расположены . Историк искусства Антуан Шнаппер отмечает, что наличие соломы лошади под копытами может указывать на стабильную обстановку, в то время как «величественная архитектура» на заднем плане может намекать на воображаемый или идеализированный фон. [ 15 ] Потоцкий изображен без пальто, и только синяя лента Польского ордена Белого Орла, высшего гражданского ордена страны, указывает на его звание. Он одет в то, что Палмер назвал «лучшей» одеждой: желтые брюки и белая рубашка . Видно, как Потоцкий снимает шляпу в сердечном приветствии зрителю, а лошадь опускает голову. В левом нижнем углу можно увидеть собаку, лающую на лошадь. [ 7 ]
Влияния и стипендия
[ редактировать ]Портрет был описан как один из шедевров Давида . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] и знаменует возвращение конной портретной живописи в европейскую живопись конца XVIII века. [ 19 ] Историк искусства Лоренц Эйтнер отмечает влияние двух фламандских художников эпохи барокко 17-го века, Питера Пауля Рубенса и Антониса ван Дейка , на портрет Давида 1781 года, и утверждает, что картина «дает предчувствие того, как [Давид] позже относиться к современным, национальным сюжетам». [ 20 ] , написанный Ван Дейком в 1634 году По словам Антуана Шнаппера, картина напоминает конный портрет Томаса Фрэнсиса, принца Кариньяно , эскиз которого Давид выполнил до того, как написал картину польского дворянина. [ 15 ] [ 21 ]
Шнаппер также приходит к выводу, что «передние конечности лошади» соответствуют фрагменту гобелена 17-го века , иллюстрирующему историю Публия Деция Муса 4-го века до нашей эры , римского консула , известного тем, что он принес себя в жертву во время Второй Латинской войны . [ 15 ] [ 22 ] Гобелен, созданный по мотивам композиции, первоначально написанной Рубенсом в 1618 году, был скопирован Давидом где-то до 1780 года и позже выставлен в Лувре . [ 15 ] Важность Рубенса отмечает и американский искусствовед Роберт Розенблюм, который описал лошадь на портрете Потоцкого как «рубенсовского жеребца ». [ 1 ] Французский искусствовед XVIII века Шарлотта Гишар, рассматривая формальные особенности композиции, обращает внимание на нетипичное расположение подписи художницы на золотом ошейнике собаки в левом нижнем углу картины. Она предполагает, что, «динамично врываясь в пространство изображения, блестящее имя Дэвида сияет, привлекая свет и внимание зрителя». [ 23 ]
Ученые также обратили внимание на политический резонанс картины. По мнению Палмера, портрет мог символизировать « предреволюционные дебаты» о том, было ли дворянство «превосходством только по крови или еще и по духу». [ 7 ] Анализируя восточноевропейское представление в западном искусстве конца XVIII века, историк Ларри Вольф считает, что мотив верховой езды отсылает к «укрощению и запряжению» Восточной Европы в более широком смысле, как и другие произведения искусства 1780-х годов. Он отмечает, что «польский дворянин верхом на прекрасно уравновешенной, мускулистой лошади, с покорно склоненной головой под эффектной гривой» изображен с большой дисциплиной. [ 24 ] Более того, французский искусствовед Филипп Борд ставит картину рядом с другими современными Давиду портретами выдающихся общественных деятелей, включая изображение французского химика Антуана-Лорана Лавуазье и его жены Мари-Анны Пьерет Польз 1788 года, созданное художником, который, как он утверждает, был « полон решимости использовать свой талант, чтобы подняться по социальной лестнице ». [ 25 ]
Прием и владение
[ редактировать ]Парижский салон (1781 г.)
[ редактировать ]
В своем биографическом исследовании художника 1930 года историк искусства Ричард Кантинелли отметил, что Дэвид начал работу над « Конным портретом графа Станислава Потоцкого» в Риме и уехал в Париж 17 июля 1780 года. В Париже он закончил картину и выставил ее на выставке. 1781 Салон . [ 26 ] Выставка стала дебютом Давида в Салоне, а портрет Потоцкого был показан рядом с Велисарием, просящим милостыни , Святым Рохом, ходатайствующим перед Богородицей за пораженных чумой , Погребальными играми Патрокла и композицией под названием «Женщина, кормящая ребенка» , все из которых получили высокую оценку. французского философа-просветителя и выдающегося писателя Дени Дидро . [ 3 ] Говоря о портрете Потоцкого, Дидро выделил светлую цветовую палитру Давида , которая контрастировала с историческими картинами, написанными художником в тот же период. [ 15 ]
[Дэвид] демонстрирует великолепие во всем, что он делает. У него есть душа, голова имеет выражение без аффектации, позы благородны и естественны, он рисует, умеет расставлять драпировки и делать красивые складки, цвет у него красивый (...)
- Дени Дидро, 1781 г. [ 27 ]
Хотя «Велисарий, просящий милостыню», получил самую высокую оценку современных критиков, [ 28 ] Конный портрет графа Станислава Потоцкого с тех пор называют одной из картин, «закрепивших успех Давида». [ 29 ] Дебют Дэвида в Салоне 1781 года оказался важной художественной вехой и помог утвердить его как «самого многообещающего художника подрастающего поколения». [ 30 ] После показа в Париже портрет был отправлен в Варшаву, хотя точные сроки его перемещения остаются неопределенными. [ Примечание 4 ] Существующие записи указывают на то, что 5 декабря 1801 года он был перенесен в Вилянувский дворец, бывшую королевскую резиденцию недалеко от Варшавы, принадлежавшую Потоцкому. [ 18 ] Дворец в стиле барокко и прилегающие к нему сады, первоначально построенные для короля Иоанна III Собеского и его жены Марии Казимира Луизы де ла Гранж д'Аркиен в 1681–1696 годах, в 1778 году унаследовала Изабела Любомирская , сестра жены Потоцкого Александры. [ 31 ]
Более поздние годы (1781–1939)
[ редактировать ]
В 1799 году право собственности на Вилянув перешло к Потоцкому, который собрал значительную коллекцию европейского и восточноазиатского искусства. Портрет Потоцкого, выполненный Давидом, был помещен на восточной стене Большого зала (ныне известного как Белый зал ) дворца. В 1805 году коллекция была официально открыта для публики, став одним из первых публичных художественных музеев в Польше. [ 18 ] [ 32 ] В 1831 году, на фоне опасений по поводу возможного российского грабежа из-за Ноябрьского восстания — вооруженного восстания , вспыхнувшего 29 ноября 1830 года против оккупирующей Российской империи , — портрет Потоцкого был перевезен на хранение в Варшаву, где он оставался до 1834 года. [ 18 ]
Выставленный на всеобщее обозрение во дворце до 1864 года, затем он был перенесен в частные покои и стал частью коллекции семейных портретов Потоцких, собранной Августом Потоцким, внуком Станислава. В 1877 году Александра Потоцкая, вдова Августа, опубликовала иллюстрированный каталог вилянувской коллекции , в который вошла репродукция Давидовского портрета Станислава Костки Потоцкого . [ 18 ] В 1892 году право собственности на дворец и коллекцию перешло к семье Браницких . [ 15 ] Давида В 1913 году он был представлен в ретроспективе под названием «David et ses Eleves» в Пти-Пале в Париже. [ 28 ] В 1932 году портрет вместе с несколькими другими работами Дэвида был показан на Выставке французского искусства 1200–1900 годов — обширной обзорной выставке французского искусства на протяжении семи веков, организованной в Королевской академии художеств в Лондоне. [ 33 ] В 1937 году он был выставлен на Международной выставке искусств и техники в современной жизни в Париже. [ 34 ]
Вторая мировая война и ее последствия
[ редактировать ]В 1944 году, во время Второй мировой войны, «Конный портрет графа Станислава Потоцкого» был разграблен нацистскими войсками. Согласно сохранившимся записям, картина была украдена в декабре 1944 года группой под руководством вермахта генерала Эберхарда Кинцеля , которая перевезла ее сначала в Свидницу , а затем в Германию. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] : 396 Во время выставки, посвященной двухсотлетнему юбилею Жака-Луи Давида в Париже в 1948 году, историк искусства Дуглас Купер назвал портрет Потоцкого одной из «важных работ», отсутствующих на выставке. [ 37 ] В 1952 году советские власти проинформировали польское правительство (к тому времени входившую в состав СССР Польскую Народную Республику ), что они вернули многочисленные произведения из коллекции Вилянува в рамках своей более широкой послевоенной кампании по реституции, которая охватывала всю Германию. [ 36 ] : 397 По словам Станислава Лоренца , который в то время был директором Национального музея в Варшаве , первоначальный комплект работ был репатриирован в Польшу в том же году. Остальные работы, в том числе портрет Давида и Яна Матейко « Станьчик » 1862 года, среди множества других картин и работ на бумаге, были возвращены во время официальной церемонии, состоявшейся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде) в 1956 году. [ 36 ] : 398 [ 38 ]
Впоследствии портрет был помещен в коллекцию Национального музея в Варшаве. [ 2 ] В 1990 году, после падения коммунизма в Польше , работа была перевезена обратно в Вилянув , тогда входившую в состав Национального музея в Варшаве, и выставлена на всеобщее обозрение. [ 2 ] В 1995 году дворец стал независимым национальным музеем, а в 2013 году он был переименован в Музей дворца короля Иоанна III в Вилянуве . В 2016 году, после обширной консервации, картина была перенесена из Северного зала в Белый зал, где она находилась в начале 1800-х годов, где картина Дэвида остается выставленной на обозрение по состоянию на апрель 2023 года. [update]. [ 2 ]
Печать репродукций и копий
[ редактировать ]Картина часто воспроизводилась в печати , наиболее известным из которых является публикация Жака-Луи-Жюля Давида 1880 года, что привело к возобновлению интереса к портрету Потоцкого работы Давида в конце 19 века. [ 18 ] Более того, говорят, что со временем было завершено несколько копий картины, в том числе написанных самим Дэвидом. Некоторые ученые предположили, что картина, первоначально заказанная Фердинандом IV, могла отличаться от другой работы, предназначенной для Потоцкого, о чем свидетельствует наличие квитанции, которую художник предоставил Потоцкому 30 июня 1780 года, и последующая переписка между ними от 10 июля. 1780. [ 18 ]
В бухгалтерской книге 1877 года из Вилянувского дворца « Конный портрет графа Станислава Потоцкого » описан как «этюд Давида», сделанный в 1781 году и позже купленный в Париже Эльжбетой Изабелой Любомирской для ее дочери Александры Потоцкой, что побудило некоторых исследователей предположить, что портрет В настоящее время в коллекции Вилянува сама может быть копией оригинальной работы Дэвида. В бухгалтерской книге также не упоминается Парижский салон 1781 года, где, как полагают, впервые была выставлена оригинальная картина. [ Примечание 5 ] Существующие записи также указывают на версии работы, созданные другими художниками, в том числе копию 1791 года польского художника Францишека Смуглевича , которая с тех пор была утеряна, а также копию, сделанную примерно в 1905 году художником Вацлавом Павлишаком. Утверждения о существовании предполагаемых дополнительных копий портрета появились и в XXI веке, хотя эти утверждения еще не подтверждены исследователями. [ 18 ] [ Примечание 6 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Квитанция, выданная Давидом Потоцкому за продажу произведения искусства в Риме в 1780 году.
-
Репродукция копии портрета Давида, сделанная Павлишаком примерно в 1905 году.
-
На картине Винцента Каспшицкого « Вид на дворец из парка» , хранящейся в Национальном музее в Варшаве, показано крыло дворца, в котором до 1834 года была показана картина Давида.
-
Жак-Луи Давид, Античная скульптура лошади , 1780, графит, наложенный на бумагу ( Национальная галерея искусств )
-
Антон Графф , Станислав Костка Потоцкий , 1785 ( Вилянувский дворец-музей)
См. также
[ редактировать ]- Академическое искусство
- История Польши
- История Варшавы
- Список картин Жака-Луи Давида
- Разделы Польши
- Российская Империя
- Джентри
Примечания
[ редактировать ]- ↑ написание Станислав В этой статье при обсуждении портрета используется Станислав . , а в качестве субъекта —
- ↑ Что касается политики Дэвида, Эйтнер писал: «Хотя мало что известно о его взглядах до 1789 года, не может быть никаких сомнений в том, что он приветствовал революцию с энтузиазмом и постоянно поддерживал ее наиболее радикальные идеи. Его политическая деятельность сначала ограничивалась Академией, в котором он стал лидером диссидентской фракции младших членов, заручившись помощью Парижской Коммуны , затем Национального собрания и, наконец, Якобинского клуба , ему удалось ликвидировать привилегии академии один за другим. Поклонник (январь и октябрь 1793 г.) и и друг Робеспьера , он голосовал за обезглавливание короля и королевы некоторое время председательствовал на нем. Соглашение ." Эйтнер 2000 , с. 194
- ^ Английский перевод соответствует Schnapper 1975 .
- ^ Первая запись о работе, соответствующая описанию портрета Потоцкого, сделанного Давидом, появляется в реестре, датированном 1783–1794 годами ( Cataloges des Tableaux, Estampe Portraits Dessins Statues Bustes ect de la Galleries de Willanow ait l'anne 1725. Chambre qui предшествует la Gallerie ), под номером 66 работа под названием Portrait d'un homme à cheval gr:nat: Peintres: de David . Другой источник 1791 года указывает, что работа, вероятно, хранилась в мастерской польского художника Францишека Смуглевича (1745–1807) в Королевском замке в Варшаве, где он позже создаст свою собственную копию композиции. В документе 1798–1799 годов «конный портрет» значился как часть коллекции произведений искусства, находящейся во дворце Потоцких, расположенном на Краковском предместье в Варшаве. Подробное обсуждение происхождения картины того периода см. в Guzowska, Kwiatkowska & Walawender-Musz 2019 .
- ^ Эта гипотеза предложена Гузовской, Квятковской и Валавендер-Муш 2019 .
- ^ По состоянию на 2019 год исследователи обнаружили еще три существующих копии, созданных неизвестными последователями Дэвида, в том числе одну, проданную в 2015 году на аукционном доме Друо в Париже. Гузовская, Квятковская и Валавендер-Муш 2019 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Розенблюм, Роберт (1973). «Давид «Похороны Патрокла» ». Журнал Берлингтон . 115 (846): 567–577. ISSN 0007-6287 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Куц, Моника (7 августа 2016 г.). «Портрет Станислава Костки Потоцкого вернулся в Вилянув» . Речь Посполитая (на польском языке) . Проверено 25 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Леви, Майкл (1993). Живопись и скульптура во Франции, 1700-1789 гг . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 292. ИСБН 0-300-05344-4 . OCLC 26586498 .
- ^ Гонтар, Кибела (октябрь 2003 г.). «Неоклассицизм » искусств Хайльбрунна Хронология истории Нью-Йорк: Метрополитен-музей . Получено 23 апреля.
- ^ Перейти обратно: а б Эйтнер, Лоренц (2000). «Жак-Луи Давид». Французская живопись девятнадцатого века, часть I: до импрессионизма (PDF) . Том. 1. Вашингтон, округ Колумбия: Систематический каталог коллекций Национальной галереи искусств. стр. 193–196. ISBN 0-89468-227-Х .
- ^ Перейти обратно: а б Галиц, Кэтрин Колли (октябрь 2004 г.). «Наследие Жака Луи Давида (1748–1825)» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей . Проверено 31 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Палмер, Эллисон Ли (2020). Исторический словарь неоклассического искусства и архитектуры . Лэнхэм, Мэриленд: Издательство Rowman & Littlefield. п. 90. ИСБН 978-1-5381-3359-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Бадеа-Паун, Габриэль (2007). Портрет общества: живопись, престиж и стремление к элегантности . Лондон: Темза и Гудзон. п. 40. ИСБН 978-0-500-23842-4 . OCLC 185155882 .
- ^ Перейти обратно: а б Гетка-Кениг, Николай (2021). Станислав Костка Потоцкий: исследование карьеры магната в эпоху падения и «воскрешения» Польши (на польском языке). Варшава: Музей дворца короля Яна III в Вилянове. ISBN 978-83-66104-75-4 .
- ^ «Потоцкий Станислав Костка» . Энциклопедия PWN (на польском языке). Варшава: Польское научное издательство . Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ Попженцка, Мария (2005). «Необыкновенный портрет» . Они говорят веками (по-польски) (8). ISSN 1230-4018 .
- ^ Дю Прей, Пьер де ла Руффиньер (1994). Виллы Плиния от древности до потомков . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 148. ИСБН 0-226-17300-3 .
- ^ Гайл, Кэролайн С. (декабрь 2013 г.). «Винкельман в Польше: ответ восемнадцатого века на« историю античного искусства » ». Журнал искусствоведения (9). Университет Бирмингема: 1–24.
- ^ Кроу, Томас Э. (1985). Художники и общественная жизнь в Париже восемнадцатого века . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 203. ИСБН 0-300-03354-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Шнаппер, Антуан (1975). «Портрет графа Станислава Потоцкого». В Каммингсе, Фредерик Дж.; Розенберг, Пьер; Розенблюм, Роберт (ред.). Французская живопись 1774–1830: Эпоха революции (исх. кат.). Нью-Йорк и Детройт: Метрополитен-музей, Детройтский институт искусств. стр. 363–364. ISBN 978-1135414801 .
- ^ Перейти обратно: а б Давид, Жак-Луи-Жюль (1880). Художник Луи Давид 1748–1825. Воспоминания и неопубликованные документы (на французском языке). Париж. п. 13.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Рышкевич, Анджей (1964). «Жак Луи Давид и поляки». Ежегодник истории искусств (на польском языке). 4 . Варшава: Польская академия наук: 89–90.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Гузовская, Анна; Квятковская, Анна; Валавендер-Муш, Доминика (15 октября 2019 г.). «Конный портрет Станислава Костки Потоцкого Ж.-Л. Давида в свете новых реставрационных и архивных исследований» [Конный портрет Станислава Костки Потоцкого Ж.-Л. Давид в свете новой консервации и архивных исследований. Музей дворца короля Яна III в Вилянуве (на польском языке) . Проверено 31 марта 2023 г.
- ^ Сандстрем, Биргитта (1988). «Конный портрет герцога Орлеанского работы Александра Рослина». Бюллетень Детройтского института искусств . 64 (1): 52. дои : 10.1086/DIA41504785 . ISSN 0011-9636 . S2CID 192745494 .
К середине восемнадцатого века конные портреты стали редкостью. Ни одного великого изображения всадника в старой традиции не было написано, хотя некоторые хорошие образцы были воспроизведены в скульптуре. К концу века жанр вернулся, ознаменованный великолепным портретом графа Потоцкого работы Давида.
- ^ Эйтнер, Лоренц (2021). Очерк европейской живописи XIX века от Давида до Сезанна . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 15–31. ISBN 978-0-429-70891-6 .
- ^ Борд, Филипп (2022). Жак-Луи Давид: радикальный рисовальщик . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 93.
- ^ Беренс, Эдвард (3 января 2023 г.). «Рубенс и выдающееся проявление римской добродетели» . Журнал «Аполлон» . Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ Гишар, Шарлотта (апрель 2018 г.). «Подписи, авторство и автография во французской живописи восемнадцатого века». История искусств . 41 (2): 278–279. дои : 10.1111/1467-8365.12328 . ISSN 0141-6790 .
- ^ Вольф, Ларри (1994). Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании Просвещения . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 103. ИСБН 0-8047-2314-1 .
- ^ Борд, Филипп (2005). Жак-Луи Давид: Империя в изгнании . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. п. 127. ИСБН 0-300-10447-2 .
- ^ Кантинелли, Ричард Р. (1930). Жак-Луи Давид, 1748–1825 (на французском языке). Париж: Г. ван Ост. п. 13.
- ^ Фрид, Майкл (1988). Поглощение и театральность: живопись и наблюдатель в эпоху Дидро (английский перевод Фрида). Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 160. ИСБН 0-226-26213-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Гронковский, Камилла (1913). « Давид и его ученики» в Пти-Пале». Журнал Берлингтон . 23:87 .
- ^ Шнаппер, Антуан (1982). Дэйвид . Нью-Йорк: Коллекция альпийского изящного искусства. п. 54. ИСБН 0-933516-59-2 .
- ^ Джонс, Кристофер М.С. (2006). «Римский опыт Жака-Луи Давида, 1775-80». В Джонсоне, Дороти (ред.). Жак-Луи Давид: новые перспективы . Ньюарк, Делавэр: Издательство Университета Делавэра. п. 67. ИСБН 0-87413-930-9 .
- ^ Фиялковский, Войцех (1983). Вилянув. Резиденция короля-завоевателя [ Вилянув. Резиденция Короля-победителя ] (на польском языке). Варшава: Национальное издательское агентство. стр. 115–119.
- ^ Цидзик, Яцек; Фиялковский, Войцех; Купец, Эдмунд (1975). Вилянув . Варшава: Аркадий. стр. 272.
- ^ Кангаслахти, Кейт (12 декабря 2016 г.). «Живопись национального портрета: ретроспективные выставки французского и итальянского искусства 1930-х годов» . Культурная столица. Исследования ценности культурного наследия . 14 . Мачерата: Университет Мачераты: 295.
- ^ Перейти обратно: а б Качмажик, Дариуш (1976). «Дневник выставки «Варшава обвиняет»: 3 мая 1945 г. — 28 января 1946 г. в Национальном музее в Варшаве» . Ежегодник Национального музея в Варшаве (на польском языке) (20). Национальный музей в Варшаве: 629. doi : 10.11588/diglit.19582.17 .
Конный портрет Станислава Костки Потоцкого, написанный Давидом, одно из красивейших произведений всемирно известной живописи. Выставлялась на Международной художественной выставке в Париже в 1937 году. Была украдена и вывезена генералом Кинзелем в конце декабря 1944 года в Германию.
- ^ Кудельский, Ярослав Роберт (7 августа 2019 г.). «Произведения искусства Вилянува в немецком каталоге. Конфискованные произведения искусства в Генерал-губернаторстве» . Muzealnictwo (60): 189–198. дои : 10.5604/01.3001.0013.3341 . ISSN 2391-4815 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Яроцкий, Роберт (1981). Беседы с Лоренцем (на польском языке). Варшава: Национальный издательский институт. стр. 396–398. ISBN 83-06-00572-4 .
- ^ Купер, Дуглас (октябрь 1948 г.). «Жак-Луи Давид: выставка, посвященная двухсотлетию» . Журнал Берлингтон . 90 (547): 276–280 – через JSTOR.
- ^ Вита, Игнаций (10 июля 1956 г.). «Работы спасены от пожара войны» . Жице Варшавы . п. 3.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Портрет Станислава Костки Потоцкого [ постоянная мертвая ссылка ] (на польском языке)