Jump to content

Фламандская живопись в стиле барокко

Питер Пауль Рубенс, «Воздвижение креста» , ок. 1610–1611 гг.

Фламандская живопись в стиле барокко была стилем живописи в Южных Нидерландах во время испанского контроля в 16 и 17 веках . Этот период примерно начинается, когда Голландская республика была отделена от регионов Габсбургской Испании на юге с возвращением испанцами Антверпена в 1585 году, и продолжается примерно до 1700 года, когда власть испанских Габсбургов закончилась со смертью короля Карла II . [1] Антверпен, родина выдающихся художников Питера Пауля Рубенса , Антониса ван Дейка и Якоба Йорданса , был художественным центром, в то время как другие известные города включают Брюссель и Гент . [1]

Рубенс, в частности, оказал сильное влияние на визуальную культуру семнадцатого века. Его инновации помогли определить Антверпен как один из крупнейших художественных городов Европы, особенно в области изображений Контрреформации , а его ученик Ван Дейк сыграл важную роль в установлении новых направлений в английской портретной живописи. Другие разработки во фламандской живописи в стиле барокко аналогичны тем, которые можно найти в голландской живописи Золотого века . [1] с художниками, специализирующимися в таких областях, как историческая живопись , портретная живопись , жанровая живопись , пейзажная живопись , натюрморт .

Общие характеристики

[ редактировать ]

«Фламандский» в контексте этого и художественных периодов, таких как «Фламандские примитивы» (на английском языке, теперь « Ранняя нидерландская живопись »), часто включает регионы, не связанные с современной Фландрией , включая герцогство Брабантское и автономное принце-епископство Льеж . [1] Однако к семнадцатому веку Антверпен стал главным городом новаторского художественного творчества, во многом благодаря присутствию Рубенса. Брюссель был важен как место расположения двора, что привлекло Давида Тенирса Младшего в конце века .

Франс Хогенберг, кальвинистский иконоборческий бунт 20 августа 1566 года, когда многие картины и церковные украшения были уничтожены и впоследствии заменены художниками позднего северного маньеризма и барокко.

Поздний маньеризм

[ редактировать ]

Хотя картины, созданные в конце 16-го века, принадлежат к общим подходам северного маньеризма и позднего Возрождения , которые были распространены по всей Европе, такие художники, как Отто ван Вин , Адам ван Ноорт , Мартен де Вос и семья Франкен , сыграли особенно важную роль в создании сцена для местного барокко. Между 1585 и началом 17 века они построили множество новых алтарей взамен разрушенных во время иконоборческих вспышек 1566 года . Также в это время Франс Франкен Младший и Ян Брейгель Старший стали важными благодаря своим небольшим кабинетным картинам , часто изображающим мифологические и исторические сюжеты.

«Эпоха Рубенса»

[ редактировать ]

Питер Пауль Рубенс (1577–1640), ученик Отто ван Вина и Адама ван Ноорта, провел восемь лет в Италии (1600–1608), за это время он изучал образцы классической античности , итальянского Возрождения и современников Адама Эльсхаймера. и Караваджо . После своего возвращения в Антверпен он основал важную студию, обучая таких студентов, как Антонис ван Дейк, и в целом оказывая сильное влияние на направление фламандского искусства. Большинство художников, работавших в городе в первой половине 17 века, находились под прямым влиянием Рубенса.

Питер Пауль Рубенс и Франс Снайдерс, «Прометей связанный» , 1611–1612 гг. Художественный музей Филадельфии. Эта картина является примером сотрудничества и специализации фламандского барокко. Снайдерс, специализировавшийся на животных, нарисовал орла, а Рубенс — фигуру Прометея.

Специализации и сотрудничество

[ редактировать ]

Фламандское искусство примечательно большим объемом сотрудничества между независимыми мастерами, что отчасти было связано с местной тенденцией специализироваться в определенной области. Франс Снейдерс , например, был художником-анималистом, а Ян Брейгель Старший восхищался своими пейзажами и изображениями растений. Оба художника работали с Рубенсом, который обычно рисовал фигуры, и другими художниками для создания совместных произведений.

Франс Франкен Младший, Preziosenwand ( Стена сокровищ ), 1636 год. Художественно-исторический музей, Вена. Этот тип живописи был одним из явно фламандских новшеств, появившихся в начале 17 века.

Инновации

[ редактировать ]

Цветочные натюрморты , возникшие около 1600 года такими художниками, как Ян Брейгель Старший, были частично фламандским нововведением. [2] нашли отклик в Голландской республике в работах уроженца Антверпена Амброзиуса Босхарта (1573–1621). [3] Однако в Антверпене этот новый жанр также развился в специфически католический тип живописи — цветочную гирлянду . Другие типы картин, тесно связанные с фламандским барокко, включают монументальные сцены охоты Рубенса и Снайдерса, а также картины галерей таких художников, как Виллем ван Хехт и Давид Тенирс Младший .

Историческая живопись

[ редактировать ]

Историческая живопись, включающая библейские, мифологические и исторические сюжеты, считалась теоретиками XVII века самым благородным искусством. Авраам Янссенс был выдающимся художником-историком в Антверпене между 1600 и 1620 годами, хотя после 1609 года Рубенс был ведущей фигурой. И Ван Дейк, и Якоб Йорданс активно писали монументальные исторические сцены. После смерти Рубенса Йорданс стал самым выдающимся фламандским художником. Среди других известных художников, работающих в стиле Рубенса, — Гаспар де Крайер , который работал в Брюсселе, Артус Вольффорт , Корнелис де Вос , Ян Коссье , Теодор ван Тульден , Абрахам ван Дипенбек и Ян Бекхорст . Во второй половине века художники-историки сочетали местное влияние Рубенса со знанием классицизма и качеств итальянского барокко . В число таких художников входят Эразм Квеллин Младший , Ян ван ден Хекке , Питер ван Линт , Корнелис Шут и Томас Виллебуртс Босхарт . Позже в том же веке многие художники обратились к Антонису ван Дейку, оказавшему большое влияние. [4] Среди них были Питер Тийс , Лукас Франшуа Младший и художники, которые также были вдохновлены театральностью позднего барокко, такие как Теодор Бойерманс и Ян-Эразм Квеллинус . Кроме того, фламандский вариант караваггизма был выражен Теодором Ромбоутсом и Жераром Зегерсом .

Религиозная живопись

[ редактировать ]

Рубенс тесно связан с развитием барочного алтаря . аркебузиров Написанный для гильдии « Снятие с креста» триптих (1611–14; Собор Богоматери, Антверпен ) — с боковыми крыльями, изображающими Посещение и Сретение в храме , и наружными панелями, изображающими Св. Христофора и Отшельника , — важное отражение идей Контрреформации об искусстве в сочетании с барочным натурализмом, динамизмом и монументальностью. [5] Роже де Пилес объясняет, что «художник настолько полно вошел в выражение своего предмета, что вид этой работы имеет силу тронуть ожесточенную душу и заставить ее испытать страдания, перенесенные Иисусом Христом, чтобы искупить ее». [6]

Антонис ван Дейк, Портрет короля Карла I , 1635 год. Лувр, Париж.

Портретная живопись

[ редактировать ]

Хотя Рубенс не является преимущественно портретистом, его вклад включает ранние работы, такие как « Портрет Бригиды Спинола-Дориа» (1606, Национальная художественная галерея , Вашингтон, округ Колумбия ), картины его жен (« Жимолость Бауэр» и «Хет Пельскен ») и многочисленные портреты. друзей и знати. Он также оказал сильное влияние на портретную живопись в стиле барокко через своего ученика Антониса ван Дейка . Ван Дейк стал придворным художником английского короля Карла I и оказал влияние на последующую английскую портретную живопись. Среди других успешных портретистов Корнелис де Вос и Якоб Йорданс . Хотя большая часть фламандских портретов выполнена в натуральную величину или монументальна, Гонсалес Кокес и Гиллис ван Тилборх специализировались на небольших групповых портретах.

Адриан Брауэр, «Горький напиток» , ок. 1630–1640 . Экспрессивные крестьяне Брауэра типичны для «бедной» жанровой живописи.

Жанровая живопись

[ редактировать ]

Жанровые картины , или сцены повседневной жизни, распространены в 17 веке. Многие художники следуют традиции Питера Брейгеля Старшего в изображении крестьянских тем «низкой жизни», хотя также распространены элегантные сюжеты «светской жизни», изображающие модно одетые пары на балах или в садах любви. Адриан Брауэр , чьи небольшие картины часто изображают крестьян, дерущихся и пьющих, оказал особое влияние на последующих художников. Изображения женщин, выполняющих работу по дому, популяризированные в северных Нидерландах Питером де Хохом и Яном Вермеером , не являются значимой темой на юге, хотя такие художники, как Ян Сиберехтс, в некоторой степени исследовали эти темы.

Традиция Брейгеля

[ редактировать ]

Фламандская жанровая живопись тесно связана с традициями Питера Брейгеля Старшего и представляла собой стиль, который продолжался вплоть до 17 века через копии и новые композиции, сделанные его сыновьями Питером Брейгелем Младшим и Яном Брейгелем Старшим . Многие из них представляют собой картины кермиса и сцены, где крестьяне участвуют в других развлечениях на свежем воздухе, рассматриваемые с возвышенности. Художники Голландской Республики, такие как уроженец Фламандии Дэвид Винкбонс и Руландт Савери , также создавали аналогичные работы, популяризируя деревенские сцены повседневной жизни, тесно связанные с голландской и фламандской живописью.

Адриан Брауэр и его последователи

[ редактировать ]

Адриан Брауэр (1605 или 1606–1638) обычно рисовал небольшие сцены, в которых оборванные крестьяне дерутся, играют, пьют и вообще демонстрируют преувеличенное и грубое поведение. Брауэр родился в Южных Нидерландах и провел 1620-е годы в Амстердаме и Харлеме , где попал под влияние Франса и Дирка Хальса , а также других художников, работавших в свободной живописной манере. По возвращении в Антверпен около 1631 или 1632 года он представил новый влиятельный формат, в котором сюжеты изображались как внутренние, а не внешние сцены. Он также рисовал выразительные этюды лица, такие как «Горький напиток » (иллюстрировано), жанр, называемый трони («лица»). Искусство Брауэра было признано еще при его жизни и оказало мощное влияние на фламандское искусство. На момент смерти Рубенсу принадлежало больше его работ, чем любому другому художнику, и такие художники, как Давид Тенирс Младший , Ян ван де Венн , Йоос ван Крэсбек и Давид Рикарт III, продолжали работать в аналогичной манере.

Элегантные корпоративные сцены

[ редактировать ]

Картины элегантных пар по последней моде, часто с основной темой любви или пяти чувств , обычно писали Иероним Франкен Младший , Луи де Коллери , Симон де Вос , Давид Тенирс Младший и Давид Рикарт III . Рубенса «Сад любви» ( ок . 1634–1635; музей Прадо К этим традициям принадлежит ).

Монументальные жанровые сцены

[ редактировать ]

В то время как элегантные труппы и работы Брауэра и его последователей часто были небольшими по размеру, другие художники искали вдохновения у Караваджо и рисовали масштабные, театрально вдохновленные сцены, в которых музыканты, карточные игроки и гадалки выдвигаются на передний план композиции. . Эти картины, как и другие работы Караваджисти , обычно освещены сильными световыми эффектами. Адам де Костер , Жерар Сегерс и Теодор Ромбоутс были главными представителями этого популярного стиля в начале 17 века, который был популяризирован итальянскими последователями Караваджо, такими как Бартоломео Манфреди , и Утрехтскими Караваджистами, такими как Геррит ван Хонтхорст . Ромбоутс также находился под влиянием своего учителя Авраама Янсенса , который начал включать влияние Караваджа в свои исторические картины первого десятилетия 17 века..

Якоб Йорданс, «Король пьет» . Йорданс был хорошо известен своими большими картинами с моралистическими жанровыми сценами, такими как изображение праздника Крещения .

Якоб Йорданс

[ редактировать ]

Якоб Йорданс, который стал самым важным художником Антверпена после смерти Рубенса в 1640 году, хорошо известен своими монументальными жанровыми картинами на такие темы, как «Король пьет» и «Как поют старые, так трубят молодые» . Многие из этих картин используют композиционные и световые эффекты, подобные тем, что были в Караваджистах , а обработка сюжетов вдохновила голландских художников, таких как Ян Стин .

Батальные сцены

[ редактировать ]

Другим популярным видом живописи, изобретенным в Нидерландах, были пейзажи с историческими и вымышленными сражениями, а также стычками и грабежами. Себастьян Вранкс и его ученик Питер Снайерс специализировались на этом жанре, а ученик Снайера Адам-Франс ван дер Мейлен продолжал рисовать их в Антверпене, Брюсселе и Париже до конца века.

Михаэль Свертс, Борцовский поединок , 1649 год. Карлсруэ, Государственный Кунстхалле. На стиль Свертса повлияло время, проведенное в Риме, и в этой картине он сочетает жанровую тему с классическими позами и итальянским колоритом.

Следуя давней традиции, многие северные художники в 17 веке отправились в Италию. Фламандские художники, такие как Ян Миэль (1599–1664), Майкл Свертс (1618–1664), Антон Губо (1616–1698) и Виллем Ройтер (около 1642–1681), отправились в Рим, где некоторое время работали. Здесь на них повлияли работы жанровых художников, действовавших в Риме, известных как Бамбоччанти . Бамбоччанти состояли в основном из голландских и фламандских художников, которые принесли существующие традиции изображения крестьянских сюжетов из нидерландского искусства шестнадцатого века . с собой в Италию [7] и обычно создавал небольшие кабинетные картины или гравюры, изображающие повседневную жизнь низших классов Рима и его сельской местности. [8] Голландский художник Питер ван Лаер по прозвищу «Иль Бамбоччо» (что по-итальянски означает «уродливая кукла» или «марионетка») начал жанровую живопись этого типа в Риме. В целом жанровая живопись не была принята в Италии, особенно официальными организациями, такими как Академия Святого Луки . Многие из художников также были членами Bentvueghels , общества преимущественно фламандских и голландских художников, работавших в Риме. Она выступала в качестве сети поддержки нуждающихся нидерландских художников в Риме, но более известна « богемным » образом жизни своих членов и пьяными праздниками. [9]

Пейзаж и морской пейзаж

[ редактировать ]

Ранняя пейзажная живопись

[ редактировать ]

Гиллис ван Конинкслоо был художником-новатором в Антверпене в конце 16 века, который представил более естественный вид вместо традиционного мирового пейзажа, популяризированного более ранними художниками, такими как Иоахим Патинер . Он оказал сильное влияние на северную пейзажную живопись в целом во время своего пребывания в Амстердаме и в качестве одного из основателей школы Франкенталя . Лесные и горные пейзажи писали Авраам Говертс , Александр Кейринкс , Гейсбрехт Лейтенс , Тобиас Верхахт и Йоос де Момпер . Поль Бриль поселился в Риме, где специализировался как художник-пейзажист, украшавший римские виллы и создававший небольшие кабинетные картины .

Питер Пауль Рубенс, Пейзаж с видом на Хет Стен , 1636 г.

Рубенс и более поздние художники

[ редактировать ]

Ян Вильденс и Лукас ван Уден рисовали природные пейзажи, вдохновленные Рубенсом, и часто сотрудничали с художниками-фигуристами или специалистами по животным для рисования фона. Рубенс обратился к пейзажной живописи в 1630-х годах, сосредоточив внимание на местности вокруг своего замка Хет Стен. Известный пример — « Пейзаж с видом на Хет Стин» ( Национальная галерея Лондона ).

Морская живопись

[ редактировать ]

Еще одной популярной темой были небольшие морские пейзажи ( зикены ). Такие художники, как Бонавентура Петерс, рисовали кораблекрушения и атмосферные виды кораблей в море, а также воображаемые виды экзотических портов. Хендрик ван Миндерхаут , который был родом из Роттердама и поселился в Антверпене, продолжил эту последнюю тему одновременно с развитием морской живописи в Голландской республике.

Архитектурная живопись

[ редактировать ]

Внутренние архитектурные виды, обычно церквей, развились на основе работ Ганса Фредемана де Фриза конца шестнадцатого века . Многие из них были реальными местами. Питер Неффс I , например, выполнил многочисленные интерьеры собора Богоматери в Антверпене . Хендрик ван Стенвейк II , с другой стороны, последовал прецеденту Фредемана в живописи воображаемых интерьеров. Жанр продолжился в конце семнадцатого века Антоном Герингом и Вильгельмом Шубертом ван Эренбергом , но фламандские примеры не демонстрируют тот же уровень новаторства, который можно найти в голландских взглядах Питера Янса Саенредама или Эмануэля де Витте . [10]

Давид Тенирс Младший, Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в своей галерее в Брюсселе . В этой работе Тенирс задокументировал коллекцию картин эрцгерцога, когда он был придворным художником в Брюсселе.
[ редактировать ]

Картины галереи появились в Антверпене около 1610 года и развивались, как и архитектурные интерьеры, на основе композиций Ганса Фредемана де Фриза . [11] Одним из первых новаторов этого нового жанра был Франс Франкен Младший , который представил тип работ, известный как Preziosenwand (стена сокровищ). В них гравюры, картины, скульптуры, рисунки, а также коллекционные предметы из мира природы, такие как ракушки и цветы, собраны вместе на переднем плане у стены, имитирующей энциклопедические кабинеты раритетов . Аналогичной вариацией этих коллекций художественных богатств являются серии « Пять чувств» , созданные Яном Брейгелем Старшим и Рубенсом ( Музей Прадо , Мадрид ). Виллем ван Хехт (1593–1637) разработал еще один вариант, в котором иллюстрации реальных произведений искусства выставляются в галерее фэнтезийного искусства, а знатоки и любители искусства восхищаются ими.

Позже в том же веке Давид Тенирс Младший , работавший в качестве придворного художника эрцгерцога Леопольда Вильгельма Австрийского , задокументировал коллекцию итальянских картин эрцгерцога в Брюсселе в качестве художников галереи, а также в печатном каталоге - Theatrum Pictorium . Фламандская галерея и картины из художественной коллекции были интерпретированы как своего рода визуальная теория искусства. [12] Подобные картины продолжали создавать в Антверпене Жерар Томас (1663–1721) и Бальтазар ван ден Босше (1681–1715) и предвещают развитие ведуты в Италии и галерей Джованни Паоло Паннини .

Ян Брейгель Старший, «Цветочный натюрморт» , 1606/7. Брейгель был новатором жанра цветочного натюрморта.

Натюрморт и живопись животных

[ редактировать ]

Цветочная живопись

[ редактировать ]

Ян Брейгель Старший был одним из важных новаторов цветочного натюрморта около 1600 года. [2] Эти картины, представлявшие безукоризненно соблюденные аранжировки и композиции, представляли собой воображаемые творения цветов, цветущих в разное время года. [2] Они пользовались популярностью среди ведущих покровителей и знати по всей Европе и, как правило, имеют в основе мотив Vanitas . Композиции картин Брейгеля также оказали влияние на более поздние голландские цветочные композиции. [13] Сыновья Брейгеля Ян Брейгель Младший и Амброзиус Брейгель также были специалистами по цветам. Осиас Берт (1580–1624) был еще одним художником-цветочником начала 17 века. Его картины имеют много общего с картинами северных современников, таких как Амброзиус Босхарт Старший . [13]

Роспись гирлянды

[ редактировать ]

С цветочным натюрмортом тесно связан жанр живописи «цветочная гирлянда», придуманный Яном Брейгелем в сотрудничестве с кардиналом Федерико Борромео в Милане . [14] Ранние версии этих картин, такие как совместная работа Брейгеля и Рубенса в Мюнхене ( Старая пинакотека , Мюнхен ), изображают Деву Марию и младенца Христа в окружении гирлянды цветов. Их интерпретировали как явно контрреформационные изображения, где цветы подчеркивали нежность Богородицы с Младенцем, изображения которых были уничтожены в большом количестве во время иконоборческих вспышек 1566 года. [15] Ученик Брейгеля, -иезуит художник Даниэль Зегерс , также написал многие из этих работ для международной клиентуры. [16] В более поздних вариантах мясистая Мадонна с Младенцем уступила место скульптурным нишам и даже языческим темам.

Осиас Берт, Натюрморт с устрицами , ок . 1610. Государственная галерея Штутгарта . Натюрморты Берта типичны для типа «завтрак», написанные в начале 17 века.
 

Завтрак и банкетный натюрморт

[ редактировать ]

Ontbijtje , или «маленький завтрак», — это тип натюрморта, который был популярен как в северных, так и в южных Нидерландах, изображающий разнообразные сосуды для еды и питья, а также такие продукты, как сыр и хлеб, на нейтральном фоне. Осиас Берт , Клара Петерс , Корнелис Маху и Якоб Фоппенс ван Эс ( ок . 1596–1666) были художниками, создавшими подобные виды живописи. Более сложными являются пронк , или «роскошные», натюрморты. Этот стиль развился в Голландской республике и был привезен в Антверпен Яном Давидсом де Хемом . Они показывают в большем масштабе, чем более ранние работы, сложные композиции из дорогих предметов, редких продуктов и мясистых, очищенных фруктов. Эти картины связаны с ванитами и мотивами мимолетности.

Франс Снейдерс, «Кладовая» , ок . 1620.

Животный натюрморт

[ редактировать ]

Франс Снейдерс (1579–1657) писал большие натюрморты, посвященные мертвой дичи и животным. Его сочинения, а также сочинения его последователя Адриана ван Утрехта (1599–1652). оглянитесь на картины Питера Артсена и Иоахима Бекелера шестнадцатого века , но привнесите эту традицию монументальности в стиле высокого барокко. [17] Последующие художники Ян Фит и Питер Боэль развили этот тип, добавив заметную смесь живых животных и мертвой дичи. Эти последние картины тесно связаны с изображениями охоты, вошедшими в моду во фламандской живописи 17 века.

Питер Пауль Рубенс, «Охота на тигра, леопарда и льва» , ок . 1617–1618. Музей изящных искусств, Ренн. Эта картина типична для «экзотических» охот Рубенса, написанных примерно между 1615 и 1625 годами.

Сцены охоты

[ редактировать ]

Рубенс представил монументальную охоту фламандскому искусству, крупно изобразив рукопашную битву, вдохновленную его изучением классической античности и « Леонардо да Винчи Битвой при Ангиари» . В этих работах показаны как благородные охоты, например « Охота на волка и лисицу» ( Метрополитен-музей ), так и экзотические охоты, например « Охота на льва» ( Старая пинакотека , Мюнхен ). Франс Снайдерс и Поль де Вос создали такие же большие картины, которые отличаются от работ Рубенса акцентом на животных и отсутствием участия человека.

Роспись кабинета

[ редактировать ]

Маленькие, замысловатые картины, обычно изображающие историю и библейские сюжеты, производились в больших количествах в Южных Нидерландах на протяжении 17 века. Многие из них были созданы анонимными художниками, однако такие художники, как Ян Брейгель Старший , Хендрик ван Бален , Франс Франкен Младший и Хендрик де Клерк, были успешными кабинетными художниками в первой половине 17 века. Эти художники, а также последователи Адама Эльшаймера, такие как Давид Тенирс Старший , частично оставались под влиянием продолжающихся стилистических тенденций в стиле маньеризма. Однако Рубенс оказал влияние на ряд более поздних художников, которые включили его стиль барокко в небольшой контекст этих работ. Среди них Франс Воутерс , Ян Томас ван Йеперен , Симон де Вос , Питер ван Линт и Виллем ван Херп . Эти небольшие картины широко продавались по всей Европе, а также через Испанию в Латинскую Америку . [18]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Влей, с. 1.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Влиге, стр. 207–212.
  3. ^ Сливы, о. 279.
  4. ^ Влиге, стр. 98–104.
  5. ^ Белкин, стр. 113–121.
  6. ^ Мартин, Барокко , стр. 20–21.
  7. ^ Левин, Дэвид А. (декабрь 1988 г.). «Римские печи для обжига извести Бамбоччанти». Художественный вестник. Ассоциация искусств колледжа. 70 (4), с. 570
  8. ^ Хаскелл, Фрэнсис (1993). «Глава 8». Меценаты и художники: искусство и общество в Италии в стиле барокко. Издательство Йельского университета, стр. 132–134.
  9. ^ Левин, Дэвид А., «Бентвюэгелы: 'Bande Académique»» в IL60: Очерки в честь Ирвинга Лавина в честь его шестидесятилетия, редактор Мэрилин Аронберг Лавин. Нью-Йорк: Italica Press, 1990, стр. 216
  10. ^ Влиге, стр. 200–202.
  11. ^ Влиге, с. 202.
  12. ^ Влиге, стр. 202–206.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Влиге, с. 208.
  14. ^ Дэвид Фридберг, «Происхождение и рост фламандских мадонн в цветочных гирляндах, украшениях и преданности», Мюнхенский ежегодник изящных искусств , xxxii, 1981, стр. 115–150.
  15. ^ Фридберг (1981), соч. цит.
  16. ^ Влиге, с. 209.
  17. ^ Влиге, стр. 211–216.
  18. ^ Влиге, стр. 105–114.

Источники

[ редактировать ]
  • Белкин, Кристин Лозе (1998). Рубенс . Лондон: Phaidon Press . ISBN   0-7148-3412-2
  • Мартин, младший (1977). Барокко . Нью-Йорк: Харпер и Роу . ISBN   0-06-435332-X
  • Слайв, С. (1995). Голландская живопись 1600-1800 гг . Издательство Йельского университета «Пеликанская история искусства». Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета . ISBN   0-300-06418-7
  • Саттон, ПК, и Виземан, Мэн (1993). Эпоха Рубенса . Бостон: Музей изящных искусств совместно с Гентом. ISBN   0-8109-1935-4
  • Влиге, Ганс (1998). Фламандское искусство и архитектура, 1585-1700 гг . Издательство Йельского университета «Пеликанская история искусства». Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN   0-300-07038-1
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 21be709884f685eff8c008c8bdc86d4c__1706258400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/21/4c/21be709884f685eff8c008c8bdc86d4c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Flemish Baroque painting - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)