Фламандская живопись в стиле барокко
Фламандская живопись в стиле барокко была стилем живописи в Южных Нидерландах во время испанского контроля в 16 и 17 веках . Этот период примерно начинается, когда Голландская республика была отделена от регионов Габсбургской Испании на юге с возвращением испанцами Антверпена в 1585 году, и продолжается примерно до 1700 года, когда власть испанских Габсбургов закончилась со смертью короля Карла II . [1] Антверпен, родина выдающихся художников Питера Пауля Рубенса , Антониса ван Дейка и Якоба Йорданса , был художественным центром, в то время как другие известные города включают Брюссель и Гент . [1]
Рубенс, в частности, оказал сильное влияние на визуальную культуру семнадцатого века. Его инновации помогли определить Антверпен как один из крупнейших художественных городов Европы, особенно в области изображений Контрреформации , а его ученик Ван Дейк сыграл важную роль в установлении новых направлений в английской портретной живописи. Другие разработки во фламандской живописи в стиле барокко аналогичны тем, которые можно найти в голландской живописи Золотого века . [1] с художниками, специализирующимися в таких областях, как историческая живопись , портретная живопись , жанровая живопись , пейзажная живопись , натюрморт .
История голландской и фламандской живописи |
---|
Периоды |
|
Списки |
Часть серии о |
Католик Контрреформация |
---|
Католическая Реформация и Возрождение |
Общие характеристики
[ редактировать ]«Фламандский» в контексте этого и художественных периодов, таких как «Фламандские примитивы» (на английском языке, теперь « Ранняя нидерландская живопись »), часто включает регионы, не связанные с современной Фландрией , включая герцогство Брабантское и автономное принце-епископство Льеж . [1] Однако к семнадцатому веку Антверпен стал главным городом новаторского художественного творчества, во многом благодаря присутствию Рубенса. Брюссель был важен как место расположения двора, что привлекло Давида Тенирса Младшего в конце века .
Поздний маньеризм
[ редактировать ]Хотя картины, созданные в конце 16-го века, принадлежат к общим подходам северного маньеризма и позднего Возрождения , которые были распространены по всей Европе, такие художники, как Отто ван Вин , Адам ван Ноорт , Мартен де Вос и семья Франкен , сыграли особенно важную роль в создании сцена для местного барокко. Между 1585 и началом 17 века они построили множество новых алтарей взамен разрушенных во время иконоборческих вспышек 1566 года . Также в это время Франс Франкен Младший и Ян Брейгель Старший стали важными благодаря своим небольшим кабинетным картинам , часто изображающим мифологические и исторические сюжеты.
«Эпоха Рубенса»
[ редактировать ]Питер Пауль Рубенс (1577–1640), ученик Отто ван Вина и Адама ван Ноорта, провел восемь лет в Италии (1600–1608), за это время он изучал образцы классической античности , итальянского Возрождения и современников Адама Эльсхаймера. и Караваджо . После своего возвращения в Антверпен он основал важную студию, обучая таких студентов, как Антонис ван Дейк, и в целом оказывая сильное влияние на направление фламандского искусства. Большинство художников, работавших в городе в первой половине 17 века, находились под прямым влиянием Рубенса.
Специализации и сотрудничество
[ редактировать ]Фламандское искусство примечательно большим объемом сотрудничества между независимыми мастерами, что отчасти было связано с местной тенденцией специализироваться в определенной области. Франс Снейдерс , например, был художником-анималистом, а Ян Брейгель Старший восхищался своими пейзажами и изображениями растений. Оба художника работали с Рубенсом, который обычно рисовал фигуры, и другими художниками для создания совместных произведений.
Инновации
[ редактировать ]Цветочные натюрморты , возникшие около 1600 года такими художниками, как Ян Брейгель Старший, были частично фламандским нововведением. [2] нашли отклик в Голландской республике в работах уроженца Антверпена Амброзиуса Босхарта (1573–1621). [3] Однако в Антверпене этот новый жанр также развился в специфически католический тип живописи — цветочную гирлянду . Другие типы картин, тесно связанные с фламандским барокко, включают монументальные сцены охоты Рубенса и Снайдерса, а также картины галерей таких художников, как Виллем ван Хехт и Давид Тенирс Младший .
Историческая живопись
[ редактировать ]Историческая живопись, включающая библейские, мифологические и исторические сюжеты, считалась теоретиками XVII века самым благородным искусством. Авраам Янссенс был выдающимся художником-историком в Антверпене между 1600 и 1620 годами, хотя после 1609 года Рубенс был ведущей фигурой. И Ван Дейк, и Якоб Йорданс активно писали монументальные исторические сцены. После смерти Рубенса Йорданс стал самым выдающимся фламандским художником. Среди других известных художников, работающих в стиле Рубенса, — Гаспар де Крайер , который работал в Брюсселе, Артус Вольффорт , Корнелис де Вос , Ян Коссье , Теодор ван Тульден , Абрахам ван Дипенбек и Ян Бекхорст . Во второй половине века художники-историки сочетали местное влияние Рубенса со знанием классицизма и качеств итальянского барокко . В число таких художников входят Эразм Квеллин Младший , Ян ван ден Хекке , Питер ван Линт , Корнелис Шут и Томас Виллебуртс Босхарт . Позже в том же веке многие художники обратились к Антонису ван Дейку, оказавшему большое влияние. [4] Среди них были Питер Тийс , Лукас Франшуа Младший и художники, которые также были вдохновлены театральностью позднего барокко, такие как Теодор Бойерманс и Ян-Эразм Квеллинус . Кроме того, фламандский вариант караваггизма был выражен Теодором Ромбоутсом и Жераром Зегерсом .
Религиозная живопись
[ редактировать ]Рубенс тесно связан с развитием барочного алтаря . аркебузиров Написанный для гильдии « Снятие с креста» триптих (1611–14; Собор Богоматери, Антверпен ) — с боковыми крыльями, изображающими Посещение и Сретение в храме , и наружными панелями, изображающими Св. Христофора и Отшельника , — важное отражение идей Контрреформации об искусстве в сочетании с барочным натурализмом, динамизмом и монументальностью. [5] Роже де Пилес объясняет, что «художник настолько полно вошел в выражение своего предмета, что вид этой работы имеет силу тронуть ожесточенную душу и заставить ее испытать страдания, перенесенные Иисусом Христом, чтобы искупить ее». [6]
Портретная живопись
[ редактировать ]Хотя Рубенс не является преимущественно портретистом, его вклад включает ранние работы, такие как « Портрет Бригиды Спинола-Дориа» (1606, Национальная художественная галерея , Вашингтон, округ Колумбия ), картины его жен (« Жимолость Бауэр» и «Хет Пельскен ») и многочисленные портреты. друзей и знати. Он также оказал сильное влияние на портретную живопись в стиле барокко через своего ученика Антониса ван Дейка . Ван Дейк стал придворным художником английского короля Карла I и оказал влияние на последующую английскую портретную живопись. Среди других успешных портретистов Корнелис де Вос и Якоб Йорданс . Хотя большая часть фламандских портретов выполнена в натуральную величину или монументальна, Гонсалес Кокес и Гиллис ван Тилборх специализировались на небольших групповых портретах.
Жанровая живопись
[ редактировать ]Жанровые картины , или сцены повседневной жизни, распространены в 17 веке. Многие художники следуют традиции Питера Брейгеля Старшего в изображении крестьянских тем «низкой жизни», хотя также распространены элегантные сюжеты «светской жизни», изображающие модно одетые пары на балах или в садах любви. Адриан Брауэр , чьи небольшие картины часто изображают крестьян, дерущихся и пьющих, оказал особое влияние на последующих художников. Изображения женщин, выполняющих работу по дому, популяризированные в северных Нидерландах Питером де Хохом и Яном Вермеером , не являются значимой темой на юге, хотя такие художники, как Ян Сиберехтс, в некоторой степени исследовали эти темы.
Традиция Брейгеля
[ редактировать ]Фламандская жанровая живопись тесно связана с традициями Питера Брейгеля Старшего и представляла собой стиль, который продолжался вплоть до 17 века через копии и новые композиции, сделанные его сыновьями Питером Брейгелем Младшим и Яном Брейгелем Старшим . Многие из них представляют собой картины кермиса и сцены, где крестьяне участвуют в других развлечениях на свежем воздухе, рассматриваемые с возвышенности. Художники Голландской Республики, такие как уроженец Фламандии Дэвид Винкбонс и Руландт Савери , также создавали аналогичные работы, популяризируя деревенские сцены повседневной жизни, тесно связанные с голландской и фламандской живописью.
Адриан Брауэр и его последователи
[ редактировать ]Адриан Брауэр (1605 или 1606–1638) обычно рисовал небольшие сцены, в которых оборванные крестьяне дерутся, играют, пьют и вообще демонстрируют преувеличенное и грубое поведение. Брауэр родился в Южных Нидерландах и провел 1620-е годы в Амстердаме и Харлеме , где попал под влияние Франса и Дирка Хальса , а также других художников, работавших в свободной живописной манере. По возвращении в Антверпен около 1631 или 1632 года он представил новый влиятельный формат, в котором сюжеты изображались как внутренние, а не внешние сцены. Он также рисовал выразительные этюды лица, такие как «Горький напиток » (иллюстрировано), жанр, называемый трони («лица»). Искусство Брауэра было признано еще при его жизни и оказало мощное влияние на фламандское искусство. На момент смерти Рубенсу принадлежало больше его работ, чем любому другому художнику, и такие художники, как Давид Тенирс Младший , Ян ван де Венн , Йоос ван Крэсбек и Давид Рикарт III, продолжали работать в аналогичной манере.
Элегантные корпоративные сцены
[ редактировать ]Картины элегантных пар по последней моде, часто с основной темой любви или пяти чувств , обычно писали Иероним Франкен Младший , Луи де Коллери , Симон де Вос , Давид Тенирс Младший и Давид Рикарт III . Рубенса «Сад любви» ( ок . 1634–1635; музей Прадо К этим традициям принадлежит ).
Монументальные жанровые сцены
[ редактировать ]В то время как элегантные труппы и работы Брауэра и его последователей часто были небольшими по размеру, другие художники искали вдохновения у Караваджо и рисовали масштабные, театрально вдохновленные сцены, в которых музыканты, карточные игроки и гадалки выдвигаются на передний план композиции. . Эти картины, как и другие работы Караваджисти , обычно освещены сильными световыми эффектами. Адам де Костер , Жерар Сегерс и Теодор Ромбоутс были главными представителями этого популярного стиля в начале 17 века, который был популяризирован итальянскими последователями Караваджо, такими как Бартоломео Манфреди , и Утрехтскими Караваджистами, такими как Геррит ван Хонтхорст . Ромбоутс также находился под влиянием своего учителя Авраама Янсенса , который начал включать влияние Караваджа в свои исторические картины первого десятилетия 17 века..
Якоб Йорданс
[ редактировать ]Якоб Йорданс, который стал самым важным художником Антверпена после смерти Рубенса в 1640 году, хорошо известен своими монументальными жанровыми картинами на такие темы, как «Король пьет» и «Как поют старые, так трубят молодые» . Многие из этих картин используют композиционные и световые эффекты, подобные тем, что были в Караваджистах , а обработка сюжетов вдохновила голландских художников, таких как Ян Стин .
Батальные сцены
[ редактировать ]Другим популярным видом живописи, изобретенным в Нидерландах, были пейзажи с историческими и вымышленными сражениями, а также стычками и грабежами. Себастьян Вранкс и его ученик Питер Снайерс специализировались на этом жанре, а ученик Снайера Адам-Франс ван дер Мейлен продолжал рисовать их в Антверпене, Брюсселе и Париже до конца века.
Няни
[ редактировать ]Следуя давней традиции, многие северные художники в 17 веке отправились в Италию. Фламандские художники, такие как Ян Миэль (1599–1664), Майкл Свертс (1618–1664), Антон Губо (1616–1698) и Виллем Ройтер (около 1642–1681), отправились в Рим, где некоторое время работали. Здесь на них повлияли работы жанровых художников, действовавших в Риме, известных как Бамбоччанти . Бамбоччанти состояли в основном из голландских и фламандских художников, которые принесли существующие традиции изображения крестьянских сюжетов из нидерландского искусства шестнадцатого века . с собой в Италию [7] и обычно создавал небольшие кабинетные картины или гравюры, изображающие повседневную жизнь низших классов Рима и его сельской местности. [8] Голландский художник Питер ван Лаер по прозвищу «Иль Бамбоччо» (что по-итальянски означает «уродливая кукла» или «марионетка») начал жанровую живопись этого типа в Риме. В целом жанровая живопись не была принята в Италии, особенно официальными организациями, такими как Академия Святого Луки . Многие из художников также были членами Bentvueghels , общества преимущественно фламандских и голландских художников, работавших в Риме. Она выступала в качестве сети поддержки нуждающихся нидерландских художников в Риме, но более известна « богемным » образом жизни своих членов и пьяными праздниками. [9]
Пейзаж и морской пейзаж
[ редактировать ]Ранняя пейзажная живопись
[ редактировать ]Гиллис ван Конинкслоо был художником-новатором в Антверпене в конце 16 века, который представил более естественный вид вместо традиционного мирового пейзажа, популяризированного более ранними художниками, такими как Иоахим Патинер . Он оказал сильное влияние на северную пейзажную живопись в целом во время своего пребывания в Амстердаме и в качестве одного из основателей школы Франкенталя . Лесные и горные пейзажи писали Авраам Говертс , Александр Кейринкс , Гейсбрехт Лейтенс , Тобиас Верхахт и Йоос де Момпер . Поль Бриль поселился в Риме, где специализировался как художник-пейзажист, украшавший римские виллы и создававший небольшие кабинетные картины .
Рубенс и более поздние художники
[ редактировать ]Ян Вильденс и Лукас ван Уден рисовали природные пейзажи, вдохновленные Рубенсом, и часто сотрудничали с художниками-фигуристами или специалистами по животным для рисования фона. Рубенс обратился к пейзажной живописи в 1630-х годах, сосредоточив внимание на местности вокруг своего замка Хет Стен. Известный пример — « Пейзаж с видом на Хет Стин» ( Национальная галерея Лондона ).
Морская живопись
[ редактировать ]Еще одной популярной темой были небольшие морские пейзажи ( зикены ). Такие художники, как Бонавентура Петерс, рисовали кораблекрушения и атмосферные виды кораблей в море, а также воображаемые виды экзотических портов. Хендрик ван Миндерхаут , который был родом из Роттердама и поселился в Антверпене, продолжил эту последнюю тему одновременно с развитием морской живописи в Голландской республике.
Архитектурная живопись
[ редактировать ]Внутренние архитектурные виды, обычно церквей, развились на основе работ Ганса Фредемана де Фриза конца шестнадцатого века . Многие из них были реальными местами. Питер Неффс I , например, выполнил многочисленные интерьеры собора Богоматери в Антверпене . Хендрик ван Стенвейк II , с другой стороны, последовал прецеденту Фредемана в живописи воображаемых интерьеров. Жанр продолжился в конце семнадцатого века Антоном Герингом и Вильгельмом Шубертом ван Эренбергом , но фламандские примеры не демонстрируют тот же уровень новаторства, который можно найти в голландских взглядах Питера Янса Саенредама или Эмануэля де Витте . [10]
Живопись галереи и коллекции произведений искусства
[ редактировать ]Картины галереи появились в Антверпене около 1610 года и развивались, как и архитектурные интерьеры, на основе композиций Ганса Фредемана де Фриза . [11] Одним из первых новаторов этого нового жанра был Франс Франкен Младший , который представил тип работ, известный как Preziosenwand (стена сокровищ). В них гравюры, картины, скульптуры, рисунки, а также коллекционные предметы из мира природы, такие как ракушки и цветы, собраны вместе на переднем плане у стены, имитирующей энциклопедические кабинеты раритетов . Аналогичной вариацией этих коллекций художественных богатств являются серии « Пять чувств» , созданные Яном Брейгелем Старшим и Рубенсом ( Музей Прадо , Мадрид ). Виллем ван Хехт (1593–1637) разработал еще один вариант, в котором иллюстрации реальных произведений искусства выставляются в галерее фэнтезийного искусства, а знатоки и любители искусства восхищаются ими.
Позже в том же веке Давид Тенирс Младший , работавший в качестве придворного художника эрцгерцога Леопольда Вильгельма Австрийского , задокументировал коллекцию итальянских картин эрцгерцога в Брюсселе в качестве художников галереи, а также в печатном каталоге - Theatrum Pictorium . Фламандская галерея и картины из художественной коллекции были интерпретированы как своего рода визуальная теория искусства. [12] Подобные картины продолжали создавать в Антверпене Жерар Томас (1663–1721) и Бальтазар ван ден Босше (1681–1715) и предвещают развитие ведуты в Италии и галерей Джованни Паоло Паннини .
Натюрморт и живопись животных
[ редактировать ]Цветочная живопись
[ редактировать ]Ян Брейгель Старший был одним из важных новаторов цветочного натюрморта около 1600 года. [2] Эти картины, представлявшие безукоризненно соблюденные аранжировки и композиции, представляли собой воображаемые творения цветов, цветущих в разное время года. [2] Они пользовались популярностью среди ведущих покровителей и знати по всей Европе и, как правило, имеют в основе мотив Vanitas . Композиции картин Брейгеля также оказали влияние на более поздние голландские цветочные композиции. [13] Сыновья Брейгеля Ян Брейгель Младший и Амброзиус Брейгель также были специалистами по цветам. Осиас Берт (1580–1624) был еще одним художником-цветочником начала 17 века. Его картины имеют много общего с картинами северных современников, таких как Амброзиус Босхарт Старший . [13]
Роспись гирлянды
[ редактировать ]С цветочным натюрмортом тесно связан жанр живописи «цветочная гирлянда», придуманный Яном Брейгелем в сотрудничестве с кардиналом Федерико Борромео в Милане . [14] Ранние версии этих картин, такие как совместная работа Брейгеля и Рубенса в Мюнхене ( Старая пинакотека , Мюнхен ), изображают Деву Марию и младенца Христа в окружении гирлянды цветов. Их интерпретировали как явно контрреформационные изображения, где цветы подчеркивали нежность Богородицы с Младенцем, изображения которых были уничтожены в большом количестве во время иконоборческих вспышек 1566 года. [15] Ученик Брейгеля, -иезуит художник Даниэль Зегерс , также написал многие из этих работ для международной клиентуры. [16] В более поздних вариантах мясистая Мадонна с Младенцем уступила место скульптурным нишам и даже языческим темам.
Завтрак и банкетный натюрморт
[ редактировать ]Ontbijtje , или «маленький завтрак», — это тип натюрморта, который был популярен как в северных, так и в южных Нидерландах, изображающий разнообразные сосуды для еды и питья, а также такие продукты, как сыр и хлеб, на нейтральном фоне. Осиас Берт , Клара Петерс , Корнелис Маху и Якоб Фоппенс ван Эс ( ок . 1596–1666) были художниками, создавшими подобные виды живописи. Более сложными являются пронк , или «роскошные», натюрморты. Этот стиль развился в Голландской республике и был привезен в Антверпен Яном Давидсом де Хемом . Они показывают в большем масштабе, чем более ранние работы, сложные композиции из дорогих предметов, редких продуктов и мясистых, очищенных фруктов. Эти картины связаны с ванитами и мотивами мимолетности.
Животный натюрморт
[ редактировать ]Франс Снейдерс (1579–1657) писал большие натюрморты, посвященные мертвой дичи и животным. Его сочинения, а также сочинения его последователя Адриана ван Утрехта (1599–1652). оглянитесь на картины Питера Артсена и Иоахима Бекелера шестнадцатого века , но привнесите эту традицию монументальности в стиле высокого барокко. [17] Последующие художники Ян Фит и Питер Боэль развили этот тип, добавив заметную смесь живых животных и мертвой дичи. Эти последние картины тесно связаны с изображениями охоты, вошедшими в моду во фламандской живописи 17 века.
Сцены охоты
[ редактировать ]Рубенс представил монументальную охоту фламандскому искусству, крупно изобразив рукопашную битву, вдохновленную его изучением классической античности и « Леонардо да Винчи Битвой при Ангиари» . В этих работах показаны как благородные охоты, например « Охота на волка и лисицу» ( Метрополитен-музей ), так и экзотические охоты, например « Охота на льва» ( Старая пинакотека , Мюнхен ). Франс Снайдерс и Поль де Вос создали такие же большие картины, которые отличаются от работ Рубенса акцентом на животных и отсутствием участия человека.
Роспись кабинета
[ редактировать ]Маленькие, замысловатые картины, обычно изображающие историю и библейские сюжеты, производились в больших количествах в Южных Нидерландах на протяжении 17 века. Многие из них были созданы анонимными художниками, однако такие художники, как Ян Брейгель Старший , Хендрик ван Бален , Франс Франкен Младший и Хендрик де Клерк, были успешными кабинетными художниками в первой половине 17 века. Эти художники, а также последователи Адама Эльшаймера, такие как Давид Тенирс Старший , частично оставались под влиянием продолжающихся стилистических тенденций в стиле маньеризма. Однако Рубенс оказал влияние на ряд более поздних художников, которые включили его стиль барокко в небольшой контекст этих работ. Среди них Франс Воутерс , Ян Томас ван Йеперен , Симон де Вос , Питер ван Линт и Виллем ван Херп . Эти небольшие картины широко продавались по всей Европе, а также через Испанию в Латинскую Америку . [18]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Влей, с. 1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Влиге, стр. 207–212.
- ^ Сливы, о. 279.
- ^ Влиге, стр. 98–104.
- ^ Белкин, стр. 113–121.
- ^ Мартин, Барокко , стр. 20–21.
- ^ Левин, Дэвид А. (декабрь 1988 г.). «Римские печи для обжига извести Бамбоччанти». Художественный вестник. Ассоциация искусств колледжа. 70 (4), с. 570
- ^ Хаскелл, Фрэнсис (1993). «Глава 8». Меценаты и художники: искусство и общество в Италии в стиле барокко. Издательство Йельского университета, стр. 132–134.
- ^ Левин, Дэвид А., «Бентвюэгелы: 'Bande Académique»» в IL60: Очерки в честь Ирвинга Лавина в честь его шестидесятилетия, редактор Мэрилин Аронберг Лавин. Нью-Йорк: Italica Press, 1990, стр. 216
- ^ Влиге, стр. 200–202.
- ^ Влиге, с. 202.
- ^ Влиге, стр. 202–206.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Влиге, с. 208.
- ^ Дэвид Фридберг, «Происхождение и рост фламандских мадонн в цветочных гирляндах, украшениях и преданности», Мюнхенский ежегодник изящных искусств , xxxii, 1981, стр. 115–150.
- ^ Фридберг (1981), соч. цит.
- ^ Влиге, с. 209.
- ^ Влиге, стр. 211–216.
- ^ Влиге, стр. 105–114.
Источники
[ редактировать ]- Белкин, Кристин Лозе (1998). Рубенс . Лондон: Phaidon Press . ISBN 0-7148-3412-2
- Мартин, младший (1977). Барокко . Нью-Йорк: Харпер и Роу . ISBN 0-06-435332-X
- Слайв, С. (1995). Голландская живопись 1600-1800 гг . Издательство Йельского университета «Пеликанская история искусства». Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета . ISBN 0-300-06418-7
- Саттон, ПК, и Виземан, Мэн (1993). Эпоха Рубенса . Бостон: Музей изящных искусств совместно с Гентом. ISBN 0-8109-1935-4
- Влиге, Ганс (1998). Фламандское искусство и архитектура, 1585-1700 гг . Издательство Йельского университета «Пеликанская история искусства». Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-07038-1