Йоос ван Крэсбек

Йоос ван Крэсбек [ 1 ] ( ок . 1605/06 – ок . 1660) был фламандским булочником и художником , сыгравшим важную роль в развитии фламандской жанровой живописи середины 17 века своими тавернными сценами и развратными портретами. В его жанровых сценах изображены представители низшего общества, а также сцены людей среднего класса. [ 2 ] Он создал несколько композиций на религиозную тематику. [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Йоос ван Крэсбек родился в Неерлинтере (ныне деревня во Фламандском Брабанте , Бельгия). Его отца также звали Йоос, и считается, что он был пекарем. Его мать звали Гертруда ван Калленборх. В 1630 или 1631 году Йоос ван Крэсбек женился на Йоханне Тиленс. Отец его жены был пекарем, но в ее семье также были художники: художник-пейзажист Ян Тиленс был ее дядей, а двое ее дядей по материнской линии были скульпторами Мельхиором и Каспаром Гризоном. [ 4 ]
Семья Тиленс также отвечала за работу пекарни в Цитадели Антверпена . Когда художник Адриан Брауэр был заключен в тюрьму в цитадели, ван Кресбек, вероятно, познакомился с ним. На основании информации, предоставленной современным фламандским биографом Корнелисом де Би в его книге Het Gulden Cabinet, ван Крэсбек считается учеником и лучшим другом Брауэра. Их отношения де Би описал как «Soo d'oude songhen, soo pypen de jonghen» («Как старики пели, так и щебечут молодые»). [ 2 ] Стилистическое сходство ранних работ ван Крэсбека с работами Брауэра, кажется, подтверждает такое ученичество. [ 3 ]

Ван Кресбек стал мастером Антверпенской гильдии Святого Луки в 1633–1634 годах как пекарь и художник. [ 3 ] В 1637 году он овдовел и получил наследство. [ 2 ] В том же году он записан владельцем нового дома с пекарней в Антверпене. [ 3 ] С этого времени он смог полностью посвятить себя живописи. [ 2 ]
Передвижения ван Кресбека между 1637 и 1651 годами, когда он стал магистром брюссельской гильдии Святого Луки, не ясны. Вполне вероятно, что его переезд в Брюссель был связан с переездом Давида Тенирса Младшего , который поселился в Брюсселе 7 сентября 1650 года. В 1653 году Адриан Ромбоутс . его учеником был [ 4 ] По словам биографа художника Джейкоба Кампо Вейермана , Даниэль Бун также был его учеником, но независимых доказательств такого обучения нет. [ 5 ]
Дата смерти ван Крэсбека точно неизвестна, но, вероятно, она приходится на период между 1660 и 1661 годами, поскольку в 1660 году Лукас Витерс был зарегистрирован его учеником в Гильдии, а год спустя Корнелис де Би сообщил о нем как о умершем. [ 4 ]

Работа
[ редактировать ]Эволюция
[ редактировать ]Йос ван Крэсбек писал в основном жанровые сцены и несколько композиций на религиозную тематику. В его жанровых сценах изображены представители низшего общества, а также сцены людей среднего класса. [ 2 ] Хронологию его работ установить сложно, поскольку только одна картина, ныне отсутствующий «Автопортрет перед зеркалом подписана ». Помимо одной картины, подписанной его полным именем, существует еще около 30 картин с монограммой cb или jvcb. [ 3 ] Несмотря на трудность датировки его картин, считается, что его ранние работы во многом обязаны тематике и стилю Брауэра. [ 2 ] В этих ранних работах он опирался на типы Брауэра и следовал палитре Брауэра в ее тонких гармониях с редкими блестящими бликами. Как и Брауэр, он наносил цвет очень тонко, оставляя видимыми части земли. [ 3 ]

После смерти Брауэра в 1638 году ван Кресбек обратился за вдохновением к другим художникам и заимствовал идеи у современных голландских художников. Однако художники Антверпена оставались его главным источником вдохновения. Он смог найти свою индивидуальную интерпретацию повседневных предметов, которые составляли основную часть его произведений. [ 2 ] В его палитре преобладали коричневые и серые цвета. [ 3 ]
Еще на более позднем этапе, когда он жил в Брюсселе, он написал свои зрелые работы, которые в значительной степени независимы от Брауэра. Набор работ этого периода характеризуется яркими красками и использованием собственного репертуара фигур: бородатые мужчины в плоских или меховых шапках, женщины в белых шляпках или заметных соломенных шляпах. [ 3 ]
Трони
[ редактировать ]Его мастер Брауэр сыграл важную роль в развитии жанра « Трони ». Термин «трони» обычно относится к исследованиям фигур, предназначенным не для изображения идентифицируемого человека, а скорее для исследования различных форм выражения лица. Таким образом, трони — это форма жанровой живописи в портретном формате. Ван Кресбек был талантливым практиком этого жанра.

Многие из его тронов на самом деле являются автопортретами. Он нарисовал как минимум пять предполагаемых автопортретов, на которых изобразил себя в «развратной» манере. Развратный автопортрет — форма самоизображения художников, возникшая в голландской и фламандской жанровой живописи 17 века. Это была инверсия ренессансного идеала «picctor doctus», который считал художника интеллектуалом и джентльменом. На смену этому идеалу пришла новая модель блудного художника, отличавшаяся творческим вдохновением и талантом. Эти автопортреты стремились подчеркнуть распутную натуру художников, создавая ассоциации с традиционными нравственными темами, такими как « Пять чувств» и « Блудный сын в таверне» . Ван Крэсбек четыре раза изображал себя в низшем облике. Эти автопортреты также можно рассматривать как троны , поскольку они изображают художника с преувеличенной экспрессией и часто представляют одно из пяти чувств. [ 6 ]
В своих автопортретах ван Кресбек обычно изображал чувство «вкуса», которое он выражал, изображая себя пьющим или курильщиком. Пример — «Курильщик» в Лувре . Чаще всего он изображал себя пьющим, как в «Автопортрете пьющего» . На этой картине он изображен улыбающимся, с выпученными глазами, распущенными волосами и одетым в крестьянскую одежду. Он сжимает полный бокал вина. Грубый стиль этих автопортретов типичен для крестьянского языка жанра. Его живая, хамская мимика показывает глубокое понимание крестьянского характера. [ 6 ]

Ван Кресбек часто развивал тему пяти чувств. Его композиция «Мастерская художника» представляет собой живую картину, на которой изображены фигуры, символизирующие пять чувств, сидящие вокруг стола, в то время как художник работает за мольбертом. Каждая фигура в группе представляет одно из чувств: лютнист (Слух), мужчина, держащий бокал (Вкус), мужчина с трубкой (Запах), интимная пара (Осязание) и читающая женщина (Зрение). . [ 6 ]
Сцены в таверне
[ редактировать ]Он расписал множество интерьеров таверн. Некоторые из этих работ являются отражением новых тем, которые были привнесены в жанровую живопись северными последователями Караваджо, например, самим музыкантом.
Примером может служить «Лютнист» ( Музей Лихтенштейна ), на котором изображены две женщины, развлекающие кавалера, который, кажется, потерял сознание с полным бокалом вина перед ним. Флейта, висящая над головой старика, склонившегося через плечо лютнистки, символизирует мысли мужчины. Ван Крэсбек модернизировал модель, введенную Караваджистами, изображающую фигуры, сидящие вокруг стола, а фигуры впереди изображены в силуэте, более полно описывая внутреннее пространство, показывая эффект дневного света и выбирая более вертикальный формат. [ 2 ]

Такие картины, как «Смерть жестока и быстрая», типичны для его небольших театральных изображений крестьянских драк, наполненных жестокими выразительными фигурами, уже изображенными Брауэрсом. Крохотный скелет, помещенный в кружку в правом нижнем углу переднего плана, играет в композиции роль смерти. [ 7 ]
Сцена в караульном помещении
[ редактировать ]Ван Крэсбек также нарисовал «Интерьер караульного помещения с солдатами, играющими в карты» , который попадает в жанр сцены караульного помещения. Сцена в караульном помещении обычно изображает внутреннюю сцену, где офицеры и солдаты веселятся. Сцены в караульной комнате часто включали наемников и проституток, делящих добычу, преследующих пленников или занимающихся другими видами предосудительной деятельности. [ 8 ]
"Пискейкен"
[ редактировать ]Он также написал несколько картин в поджанре, называемом «piskijken» («смотрящий на мочу»), на которых обычно изображена женщина с врачом или шарлатаном, проводящая тест на беременность, глядя на образец своей мочи. Примером может служить «Визит к врачу» ( Музей Брукенталя ), где на заднем плане изображена молодая женщина, которая, кажется, упала в обморок и ее утешают. На переднем плане стоит человек (врач или шарлатан?), держащий в руках пузырек с женской мочой. Во флаконе видна тень плода — признак того, что молодая женщина беременна. [ 9 ]

Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ганс Влиге (1998). Фламандское искусство и архитектура, 1585-1700 гг . Пеликан История искусства. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-07038-1
- Карольен Де Клиппель (2006), Йоос Ван Крэсбек (1605/06 – ок. 1660): художник-жанрист Брабанта (Pictura Nova XI) . Тюрнхаут»: Издательство Бреполс.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Варианты имени: Хосс ван Крэсбек, Йос ван Крэсбек, Хосс ван Крэсбек, Йоос ван Крэсбек, Джос ван Крэсбек
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Лихтенштейн, Княжеские коллекции , Метрополитен-музей, 1985, с. 304-305
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Конрад Ренгер, Крэсбек [Крэсбеке], Йоос ван, Grove Art Online. Oxford University Press , [по состоянию на 1 марта 2015 г.]
- ^ Перейти обратно: а б с Йос ван Крэсбек из Нидерландского института истории искусств.
- ↑ Даниэль Бун, Человек, который ест из глиняного горшка в Рейксмузеуме.
- ^ Перейти обратно: а б с Ингрид А. Картрайт, Мотыга, Шилдер, Уайлдер: Развратный автопортрет в голландском и фламандском искусстве семнадцатого века , Консультанты: Уилок, Артур, доктор философии, 2007 г., диссертация, Университет Мэриленда, Университет Мэриленда (Колледж-Парк, Мэриленд)
- ^ Дженнифер Экман, Запретные индульгенции: исследование крестьянских сцен Адриана Брауэра, 1631-1638 гг. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , магистерская диссертация Университета Цинциннати, 1 мая 2006 г., стр. 58
- ^ Обзор Йохая Розена, «Солдаты на досуге», «Сцена в гауптвахте в голландской жанровой живописи Золотого века» у историков нидерландского искусства
- ^ Клэр Витлокс, Искусство наблюдения за мочеиспусканием в Золотой век Нидерландов, О развитии отдельного жанра живописи , Магистерская диссертация 2011, Факультет гуманитарных наук, Утрехтский университет, с. 18 (на голландском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]медиафайлы, связанные с: Джошем ван Крэсбеком Викискладе есть