Караваджисти
Караваджисты барокко (или «Караваджи»; единственное число: «Караваджиста») были стилистическими последователями итальянского конца 16-го века в стиле художника Караваджо . Его влияние на новый стиль барокко, возникший в конечном итоге из маньеризма, было глубоким. Караваджо никогда не открывал мастерскую, как это делали большинство других художников, и поэтому не имел школы для распространения своих техник. Он также никогда не излагал своего основного философского подхода к искусству, психологического реализма , который можно вывести только из его сохранившихся работ. Но это можно увидеть прямо или косвенно в творчестве Рубенса , Джузепе де Рибера , Бернини и Рембрандта . Известный при жизни, сам Караваджо был забыт почти сразу после его смерти. Многие из его картин были переписаны его последователям, например, «Взятие Христа» приписывалось голландскому художнику Герриту ван Хонтхорсту . , которое до 1990 года [1]
Только в 20 веке важность Караваджо для развития западного искусства была вновь открыта. В 1920-х годах Роберто Лонги еще раз поместил его в европейскую традицию: «Рибера, Вермеер , Латур и Рембрандт никогда не могли бы существовать без него. А искусство Делакруа , Курбе и Мане было бы совершенно другим». [2] Влиятельный Бернар Беренсон заявил: «За исключением Микеланджело , ни один другой итальянский художник не оказал такого большого влияния». [3]
итальянский
[ редактировать ]Рим
[ редактировать ]На пике своей популярности в Риме в конце 1590-х и начале 1600-х годов драматический новый стиль Караваджо оказал влияние на многих его коллег в мире римского искусства. В состав первых Караваджистов входили Марио Миннити , Джованни Бальоне (хотя его фаза Караваджо была недолгой), Леонелло Спада и Орацио Джентилески . В следующем поколении были Карло Сарасени , Бартоломео Манфреди и Орацио Борджианни, а также анонимные мастера, такие как Мастер Игроков . Джентилески, несмотря на то, что он был значительно старше, был единственным из этих художников, который прожил намного дольше 1620 года и в конечном итоге стал придворным художником Карла I в Англии . Его дочь Артемизия Джентилески также была близка Караваджо и была одной из самых одаренных представителей этого движения, включая работу «Юдифь, убивающая Олоферна» . Тем не менее, в Риме и в Италии в конечном итоге восторжествовало не Караваджо, а влияние Аннибале Карраччи , сочетающее элементы Высокого Возрождения и ломбардского реализма. Стоит упомянуть и о других художниках, работающих в Риме: Анджело Кароселли , Пьер Франческо Мола , Томмазо Салини и Франческо Буонери . Джачинто Бранди работал в основном в Риме и Неаполе. Голландский художник Давид де Хаен работал в Риме между 1615 и 1622 годами. Бартоломео Кавароцци работал в Риме, но работал в Мадриде с 1617 по 1618-19 годы и, как полагают, сыграл роль в распространении караваджизма в Испании. [4] [5]
- Бальоне – Божественный Эрос побеждает земной Эрос , ок. 1602 г., Gemäldegalerie.
- Борджианни – Христос среди врачей , ок. 1605–1610 гг.
- Сарацени – Юдифь с головой Олоферна , 1610–1615, Художественно-исторический музей
- Артемизия Джентилески – Автопортрет в образе лютниста , 1615–1617, Художественный музей Уодсворта Атенеум
- Бартоломео Кавароцци – Святое семейство со святой Екатериной Александрийской , 1618, Музей Прадо
Неаполь
[ редактировать ]В мае 1606 года после убийства Рануччо Томассони Караваджо бежал в Неаполь со смертным приговором на голове . [6] Там он выполнил несколько заказов, двумя основными из которых были « Мадонна с четками» и «Семь дел милосердия» . [6] Его работы оказали глубокое влияние на местных художников, а его краткое пребывание в Неаполе породило известную школу неаполитанских Караваджистов, в которую вошли Баттистелло Караччоло , Бернардо Каваллино , Карло Селлитто , Массимо Станционе , Франческо Гуарино , Маттиа Прети , Андреа Ваккаро , Чезаре Фраканцано и Антонио. де Беллис . Джачинто Бранди работал в основном в Риме и Неаполе. Движение Караваджистов там закончилось страшной вспышкой чумы в 1656 году, но в то время Неаполь был владением Испании и там уже распространилось влияние караваджизма.
- Караччоло – Два юноши с виноградом , 1605–1610 гг.
- Каваллино – Геркулес и Омфала , ок. 1640 г.
- Селлитто – Саломея с головой Иоанна Крестителя
- Станционе – Юдифь с головой Олоферна , ок. 1640 г.
- Чезаре Фраканцано – Пьяный Силен , ок. 1630–1635 гг.
Северная Италия
[ редактировать ]Известно, что Марко Антонио Бассетти побывал в Риме в 1616 году и, возможно, прибыл туда двумя годами ранее. В Риме он попал под влияние картин Караваджо и Орацио Борджанни. По возвращении в Верону он нарисовал Святого Петра и святых для церкви Сан-Томазо и Коронацию Богородицы для Сант-Анастасии. Он умер от чумы в Вероне в 1630 году.
Бернардо Строцци , родившийся и в основном работавший в Генуе , а затем в Венеции , считается главным основателем венецианского стиля барокко. В 1620-х годах Строцци постепенно отказался от своего раннего маньеристского стиля в пользу более личного стиля, характеризующегося новым натурализмом, заимствованным из работ Караваджо и его последователей. Стиль живописи караваджистов был принесен в Геную как Доменико Фьязеллой после его возвращения из Рима в 1617–1618 годах, так и последователями Караваджо, которые проводили время, работая в городе.
Итальянский художник Бьяджо Манцони работал в Фаэнце . Итальянский художник Бартоломео Скедони из Реджо-Эмилии , Даниэле Креспи из Милана и Лука Камбьязи , также известный как Лука Камбьязо и Лука Канджаджио, ведущий художник Генуи XVI века, часто изображали блестяще освещенные фигуры, поставленные на темном фоне. Феличе Бозелли , работавший в Пьяченце , использовал контрастное освещение Караваджисти для своих натюрмортов. Танцио да Варалло (или просто иль Танцио) действовал в основном в Ломбардии и Пьемонте , включая Сакро Монте в Варалло Сезия , где он работал одновременно с Пьером Франческо Маццучелли (иль Мораццоне). Итальянский живописец и гравер Бернардино Мей работал в родной Сиене и в Риме, находя покровительство прежде всего в семье Киджи.
Центральная Италия
[ редактировать ]Пьетро Рикки (или Иль Луккезино), родившийся в Лукке , также часто изображал ярко освещенные фигуры, поставленные на темном фоне (см. Св. Себастьян).
Сицилия
[ редактировать ]Марио Миннити был итальянским художником, работавшим на Сицилии после 1606 года. В возрасте 16 лет он даже позировал для картины Караваджо « Мальчик с корзиной фруктов» .
фламандский
[ редактировать ]Рубенс, вероятно, был одним из первых фламандских художников, испытавших влияние Караваджо . В период 1600–1608 Рубенс проживал в Италии. Он поселился в Мантуе при дворе герцога Винченцо I Гонзаги, но также провел время в Риме. Во время пребывания в Риме в 1601 году он познакомился с творчеством Караваджо. Позже он сделал копию « Погребения Христа » Караваджо и рекомендовал своему покровителю, герцогу Мантуанскому, приобрести «Смерть Богородицы» ( Лувр ). После своего возвращения в Антверпен Рубенс сыграл важную роль в приобретении «Мадонны с четками» Караваджо ( Музей истории искусств, Вена ) для церкви Святого Павла в Антверпене. [7] Во время своего пребывания в Италии Рубенс расширил свой интерес к творчеству Караваджо, включив в него « Ужин 1606 года в Эммаусе в Милане» ( Пинакотека Брера ) и « Призвание святого Матфея» 1600 года , а также более поздние работы в Санта-Мария-ин-Валличелла и базилике. Сант-Агостино . Хотя некоторая часть этого интереса к Караваджо отражена в его рисунках во время его итальянской резиденции, только после его возвращения в Антверпен в 1608 году его работы демонстрируют открыто караваджские черты, такие как Каин, убивающий Авеля (1608–1609) ( Институт Курто Искусство ). Однако влияние Караваджо на творчество Рубенса было бы менее значительным, чем влияние Рафаэля , Корреджо , Бароччи и венецианцев. [8] Художники, находившиеся под влиянием Рубенса, такие как Питер ван Мол , Гаспар де Крайер и Виллем Якоб Херрейнс , также использовали определенный резкий реализм и сильные контрасты света и тени, характерные для стиля Караваджисти.
Современник Рубенса Абрахам Янссенс был еще одним фламандским художником, который путешествовал по Италии (с 1597 по 1602 год), где познакомился с творчеством Караваджо. Его работы после возвращения в Антверпен демонстрируют влияние Караваджо. Композиция «Скальдис и Антверпия» 1609 года черпает свою выразительную силу в использовании сильных контрастов света и тени ( светотень ), впервые предложенных Караваджо. [9]
Наибольшее влияние Караваджо оказали в основном фламандские художники поколения после Рубенса, пришедшего на художественную сцену в 1620-х годах. Можно даже сказать, что увлечение караваджизмом во Фландрии наблюдалось примерно с 1620 по 1640 год. [10] Художников часто называют Гентскими Караваджистами и Антверпенскими Караваджистами по названию города, в котором они в основном работали. Однако между этими двумя движениями нет заметного стилистического различия, кроме отдельных. Среди гентских караваджистов можно перечислить Яна Янсенса , Мельхиора де ла Марса и Антуна ван ден Хевеля . Список Антверпенских Караваджистов значительно длиннее, что отражает важность этого города как выдающегося художественного центра Фландрии. В их число входят Теодор Ромбоутс , Жерар Зегерс , Ян Коссье , Адам де Костер , Жак де Л'Анж и Ян ван Дален . В Брюгге . Якоб ван Ост писал жанровые и исторические картины, показывающие влияние творчества Караваджо и Манфреди, чьи работы он изучал в Риме [11] Некоторые фламандские караваджисты покинули свою родину и перебрались в Италию, где находились под влиянием творчества Караваджо и его последователей, и так и не вернулись домой. Так обстоит дело с Луи Финсоном из Брюгге, который после пребывания в Неаполе и Риме провел большую часть своей карьеры во Франции. [12] Другим примером фламандского караваджиста-эмигранта является Хендрик де Сомер из Локерена или Локристи , который провел большую часть своей жизни и карьеры в Неаполе , где рисовал в стиле караваггистов под влиянием испанского художника Хусепе де Рибера . [13]
Что общего у большинства этих художников, так это то, что они, вероятно, посетили Италию, где имели непосредственный контакт с работами Караваджо или его итальянских и голландских последователей. Влияние Караваджо и его последователей на их работы можно увидеть в использовании драматических световых эффектов и выразительных жестов, а также в новых сюжетах, таких как шулеры, гадалки, отречение Святого Петра и т. д. [10] [14] [15] Некоторые художники сосредоточились на определенных аспектах творчества Караваджо. Например, Адама де Костера называли Pictor Noctium (художником ночей) из-за его предпочтения использовать резкую светотень и повторяющийся мотив поясных фигур, освещенных прикрытой свечой. [16]
Многие из этих художников, такие как Ромбоутс, Коссье и Зегерс, позже отказались от своей строгой приверженности стилю и тематике караваджистов и начали двигаться в разных направлениях, часто под влиянием старшего поколения фламандских художников, которые оказали такое доминирующее влияние на фламандское искусство в 17 века, т.е. Рубенс и Ван Дейк . [10] [15]
- Де Костер – Мужчина, поющий при свечах , 1620 г.
- Ромбоутс – Лютнист , 1620 г.
- Зегерс – Отречение от Святого Петра , ок. 1623 г.
- Ян Янссенс – Терновое венчание , ок. 1648–1650 гг.
- Ван Ост, Призвание святого Матфея , 1641 г.
Голландский
[ редактировать ]В первые три десятилетия 17-го века некоторые католические художники из города Утрехт в Голландской республике отправились в Рим, где на них оказали глубокое влияние творчество Караваджо и его последователей. Первым из этих художников прибыл Хендрик тер Брюгген (впервые записанный в Италии в 1607 году), за ним позже последовали Геррит ван Хонтхорст , Дирк ван Бабюрен и Ян ван Байлерт . По возвращении в Утрехт их работы в стиле Караваджо вдохновили на недолгий, но влиятельный расцвет произведений искусства, косвенно вдохновленных по стилю и тематике работами Караваджо и итальянских последователей Караваджо. Этот стиль или школа живописи позже была названа Утрехтским караваггизмом . [17] Кратковременный расцвет утрехтского караваджизма закончился примерно в 1630 году, когда крупные художники либо умерли, как в случае с ван Бабюреном и Тербрюггеном, либо изменили стиль, как, например, переход ван Хонтхорста к портретной живописи и историческим сценам, вдохновленный фламандскими тенденциями, популяризированными Рубенсом и его последователи. В следующем поколении влияние Караваджо, хотя и смягченное, можно увидеть в работах Вермеера , Рембрандта и Геррита Доу «нишевых картинах» .
- Ван Бабюрен – Христос с терновым венцом , 1623 г.
- Ван Хонтхорст – Веселая компания , 1623 г.
- Ван Байлерт – Призвание святого Матфея , 1625-1630 гг.
- Тер Брюгген – Дуэт , 1628 г.
Французский
[ редактировать ]Одним из первых французских художников, работавших в студии в Риме в годы Караваджо, был Жан Леклерк , который учился у Сарацени в начале 17 века. Симон Вуэ провел обширный период времени в Италии, с 1613 по 1627 год. Среди его покровителей были семья Барберини , Кассиано даль Поццо , Паоло Джордано Орсини и Винченцо Джустиниани . [18] Он также посетил другие части Италии: Венецию ; Болонья (где семья Карраччи имела свою академию); Генуя , (где с 1620 по 1622 год работал у принцев Дориа ); и Неаполь. Он впитал то, что видел, и воплотил это в своей картине: драматическое освещение Караваджо; итальянский маньеризм; Паоло Веронезе Цвет и цвет в су или ракурсе; и искусство Карраччи , Гверчино , Ланфранко и Гвидо Рени . Успех Вуэ в Риме привел к его избранию президентом Академии Сан-Лука в 1624 году. Несмотря на свой успех в Риме, Вуэ вернулся во Францию в 1627 году. Новый стиль Вуэ был отчетливо итальянским, импортируя во Францию стиль итальянского барокко. Среди других французских художников, очарованных новым стилем, был Валентин де Булонь , который жил в Риме к 1620 году и учился у Вуэ, а затем у ученика Булони Николя Турнье .
Жорж де Латур Предполагается, что в начале своей карьеры путешествовал либо в Италию, либо в Нидерланды. Его картины отражают влияние Караваджо, но оно, вероятно, достигло его через голландских Караваджисти и других северных ( французских и голландских ) современников. В частности, Ла Тура часто сравнивают с голландцем Хендриком Тербрюггеном . [19] Луи Финсон , также известный как Людовикус Финсониус, был фламандским художником в стиле барокко, который также работал во Франции.
- Биго – Юдифь и Олоферн
- Булонь – Обманщики , 1618–1620 гг.
- Башня – Гадалка , 1630 г.
- Вуэ – Гадалка , 1617 г.
- де Булонь – Лютнист , 1626 г.
испанский
[ редактировать ]Франсиско Рибальта стал одним из первых последователей в Испании стиля тенебризма . Неясно, посетил ли он непосредственно Рим или Неаполь , где у стиля Караваджо было много приверженцев, хотя благодаря связям с Неаполем Испания, вероятно, уже познакомилась с Караваджизимом к началу 17 века. Говорят, что его сын Хуан Рибальта , Висенте Кастельо и Хусепе де Рибера были его учениками, хотя вполне возможно, что Рибера приобрел свой тенебризм, когда переехал в Италию. Этот стиль собрал множество приверженцев в Испании и оказал влияние на испанских художников эпохи барокко или золотого века , особенно Сурбарана , Веласкеса и Мурильо . Даже искусство натюрморта в Испании, бодегон, часто рисовали в таком же резком и строгом стиле. Орацио Борджианни подписал петицию об открытии итальянской академии живописи в Испании и выполнил серию из девяти картин для монастыря Портакоэли в Вальядолиде, где они и остаются. Джованни Баттиста Крещенци был итальянским художником и архитектором периода раннего барокко, работавшим в Риме и Испании, где он помогал украшать пантеон испанских королей в Эль-Эскориале. Он приобрел известность как художник во время правления Папы Павла V, но к 1617 году переехал в Мадрид, а с 1620 года работал в Эль-Эскориале. Филипп III Испанский наградил его титулом маркиза де ла Торре, рыцаря Сантьяго. Его ученик Бартоломео Кавароцци действовал в Испании в 1617–1619 гг.
- Рибальта – Христос с крестом , 1612 г.
- Веласкес – Старуха, жарящая яйца (Старая кухарка) , 1618 год
- Сурбаран – Мученичество святого Серапиона , 1628 г.
- Мурильо — Богоматерь с четками , ок. 1650–1655 гг.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Харр, Джонатан (2005). Утерянная картина: В поисках шедевра Караваджо . Случайный дом. ISBN 0-375-50801-5 .
- ^ Роберто Лонги, цитируется по Ламберту, op. соч., стр.15
- ^ Бернард Беренсон, в Ламберте, соч. соч., стр.8
- ^ Музей Прадо, Энциклопедия — Голос: Кавароцци, Бартоломео . По состоянию на 3 декабря 2022 г.
- ^ Музей Дж. Пола Гетти: Бартоломео Кавароцци . По состоянию на 3 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэтрин Пуглиси (1998). Караваджо . Файдон. ISBN 0-7148-3966-3 .
- ^ Сирджакобс, Раймонд. Антверпен Синт-Паулюскерк: Рубенс и тайны Розария = Rubens Et Les Mystères Du Rosaire = Рубенс и тайны Розария , Антверпен: Sint-Paulusvrienden, 2004
- ^ Грегори, Мина, Луиджи Салерно и Ричард Э. Спир, Эпоха Караваджо , Метрополитен-музей, 1985.
- ^ Роджер А. д'Хюльст, Абрахам Янссенс - Scaldis en Antwerpia. Архивировано 23 октября 2020 г. в Wayback Machine в Openbaar Kunstbaarheid Vlaanderen (на голландском языке).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Матиас Депоортер, Теодор Ромбаутс о барокко в Южных Нидерландах» . Проверено 31 июля 2019 г.
- ^ Ганс Влиге. «Восток, Джейкоб ван, я». Гроув Арт Онлайн. Оксфорд АртОнлайн. Издательство Оксфордского университета. Веб. 3 августа 2019 г.
- ^ Луи Финсон из Нидерландского института истории искусств (на голландском языке)
- ^ Дамиан, Вероника и Кьяра Нальди, Массимо Станционе, Гверчино, Хендрик де Сомер и Фра Гальгарио , Париж: Galerie Canesso, 2016, стр. 20-25
- ^ «Матиас Депоортер, Ян Янссенс о барокко в Южных Нидерландах» . Проверено 31 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Матиас Депоортер, Жерар Сегерс о барокко в Южных Нидерландах» . Проверено 31 июля 2019 г.
- ^ Адам де Костер, Отрицание Святого Петра на Sotheby's
- ^ [ https://www.rijksmuseum.nl/en/rijksstudio/styles/caravaggism Караваггизм в Рейксмузеуме
- ^ Брежон де Лавернье, Барбара. «Саймон Вуэ», Oxford Art Online .
- ^ Энтони Блант, «Искусство и архитектура во Франции, 1500–1700», 1953, Penguin
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фигуры реальности. Французские Караваджисти, Жорж де Латур, братья Ле Нэн. Архивировано 27 сентября 2020 г. в Wayback Machine.
- Орацио и Артемизия Джентилески , полностью оцифрованный каталог выставки из библиотек Метрополитен-музея, который содержит материалы о Караваджистах (см. Указатель)
- Сурбаран , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Караваджистах (см. Указатель)
- Хусепе де Рибера, 1591–1652 , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Караваджистах (см. Указатель)