Син-ханга




Син-ханга ( 新版画 , букв. «новые гравюры», «новые гравюры на дереве») — художественное движение в Японии начала 20-го века, в периоды Тайсё и Сёва , которое возродило традиционное укиё-э, искусство укоренившееся в Японии. в периоды Эдо и Мэйдзи (17–19 вв.). В нем сохранялась традиционная укиё-э система сотрудничества (система ханмото ), в которой художник, резчик, печатник и издатель занимались разделением труда, в отличие от параллельного движения сосаку-ханга (творческие гравюры).
Движение было инициировано и поддержано издателем Ватанабэ Сёдзабуро (1885–1962) и процветало примерно с 1915 по 1942 год, возобновившись в меньших масштабах после Второй мировой войны в 1950-х и 1960-х годах. Ватанабэ обратился к европейским художникам, проживающим в Токио, Фридриху Капелари и Чарльзу В. Бартлетту с просьбой создать гравюры на дереве, вдохновленные европейским импрессионизмом (который сам был заимствован из укиё-э ).
Художники син-ханга включили западные элементы, такие как впечатление от света и выражение индивидуальных настроений. Он избегал традиций укиё-э подражания рисованным мазкам, стремясь вместо этого «создавать произведения, наполненные творчеством и богатые художественным качеством, избегая порабощения рисованной живописью или старыми моделями». [1]
Ватанабэ представил новые методы печати, в первую очередь широкое использование печатных слоев либо голого судзи-дзури (печатные знаки, намеренно оставленные барэном ) , либо гома-дзури (печатные крапинки), напечатанных на более толстой и обычно менее влажной бумаге, чем предыдущие укиё. -e печатает. Ватанабэ считал син-хангу изобразительным искусством ( гейдзюцу ) и отдельным от синсаку-ханга , термина, который он использовал для описания менее трудоемких сувенирных отпечатков, таких как работы Такахаси Сётэя . [2] синханги Однако темы оставались строго традиционными; темы пейзажей ( фукейга ), знаменитых мест ( мэйсё ), красивых женщин ( бидзинга ), актёров кабуки ( якуша-э ) и птиц и цветов ( качо-э ).
История
[ редактировать ]Первоначально ориентированные на зарубежные рынки, гравюры син-ханга понравились западным вкусам к ностальгическим и романтизированным взглядам на Японию и, как таковые, пользовались огромной популярностью за рубежом. появились В 1920-е годы статьи о син-ханге в журналах International Studio , The Studio , The Art News и The Art Digest . Первыми экспортированными синханга были гравюры Капелари и Бартлетта в 1916 году, однако зарубежные выставки не проводились до марта 1924 года в Бостоне. Более крупная выставка из 68 работ прошла в Художественном институте Херрона в октябре 1926 года. Позже промоутер По словам передвижных выставок Бостона и Индианаполиса, художник Хироши Йошида помог организовать и продвигать две очень большие выставки в Художественном музее Толедо в Огайо в 1930 и 1936 годах. [3] В 1930-е годы, а затем и после Второй мировой войны такие торговцы произведениями искусства, как Роберт О. Мюллер (1911–2003), импортировали синхангу, чтобы удовлетворить спрос Запада.
В Японии не было большого внутреннего рынка гравюр син-ханга . Гравюры укиё-э рассматривались японцами как массовая коммерческая продукция, в отличие от европейского взгляда на укиё-э как изобразительное искусство в период расцвета японизма . После десятилетий модернизации и вестернизации в эпоху Мэйдзи архитектура, искусство и одежда в Японии стали следовать западным образцам. Японские студенты-художники обучались в западных традициях. Западные картины маслом ( йога ) считались высоким искусством и получили официальное признание на Бунтене (Выставка изящных искусств Министерства образования). С другой стороны, гравюры Син-ханга считались разновидностью устаревшего укиё-э . Они были уволены Бунтеном и подчинены картинам маслом и скульптурам . [4]
По мере того, как в 1920-е годы иностранный спрос на син-хангу увеличивался, сложность гравюр уменьшалась. грунтовые слои барэн-судзи и гома Реже встречались , а общее количество печатных оттисков уменьшалось. Чтобы удовлетворить зарубежных коллекционеров, цвета стали ярче и насыщеннее. Син-ханга вытеснила синсаку-хангу на сувенирном рынке, и последняя прекратила производство.
Син-ханга пришла в упадок, поскольку военное правительство ужесточило контроль над искусством и культурой во время войны. В 1939 году под патронажем Отдела армейской информации была создана Ассоциация армейского искусства для пропаганды военного искусства. К 1943 году была создана официальная комиссия по военной живописи и нормированы материалы художников. В то же время зарубежный рынок японской гравюры резко сократился. [5]
Спрос на синхангу после войны так и не восстановился. Тем не менее небольшое количество художников продолжили традицию. Такие художники, как Ито Синсуи (1898–1972) и Симура Тацуми (1907–1980) продолжали использовать систему сотрудничества в 1960-х и 1970-х годах. Вместо этого в последние десятилетия 20-го века издатели сосредоточились на репродукциях син-ханги начала 20-го века; Тем временем Сосаку-ханга пользовалась огромной популярностью и престижем на международной художественной сцене. В начале 21 века наблюдается некоторое возрождение популярности синханги , особенно рыночный спрос на более ранних мастеров, таких как Кавасе Хасуи (1883–1957) и Хироши Ёсида (1876–1950), а также на новых художников, продолжающих синханга. эстетику такие как Пол Бинни (1967–). [6]
Стив Джобс , глава Apple, входил в число выдающихся коллекционеров синханги . [7]
Синсаку Ханга против Син-ханги
[ редактировать ]Синсаку-ханга ( 新作版画 , букв. «недавно сделанные гравюры», «недавно сделанные, а не укиё-э репродукции ») и син-ханга часто смешивают. Синсаку-ханга была предшественником син-ханги и аналогичным образом была создана издателем Ватанабэ Сёдзабуро . Оно началось в 1907 году с гравюр Такахаси Сётэя и процветало примерно до 1927 года, причем его популярность падала обратно пропорционально растущей популярности син-ханги . К 1935 году оно полностью прекратилось. [8]
Синсаку-ханга была по сути модернизацией укиё-э и особенно гравюр Хиросигэ . По сравнению с син-ханга , он не изображал современную Японию, вместо этого он предлагал ностальгические взгляды на доиндустриальную Японию до эпохи Мэйдзи с современными методами гравюры. Техники, характеризующиеся продолжением копирования нарисованных от руки мазков укиё-э ( син-ханга явно сопротивлялся повторению мазков кисти), в то же время начиная избегать контурных линий и больших плоских цветных областей, типичных для исторического укиё-э . [9]
Этот стиль изначально был очень популярен среди туристов в Японии (Ватанабэ называл их «сувенирными принтами») и для экспорта за границу. Его, как правило, меньшие по размеру отпечатки (меньше, чем син-ханга ), было дешевле производить и дешевле покупать, и в конечном итоге они обеспечили Ватанабэ финансовую стабильность для развития движения син-ханга .
Самыми известными художниками синсаку-ханга были Такахаси Сётей, Охара Косон , Ито Созан и Наразаки Эйсё. Каждый из этих художников позже перешел в син-хангу .
Известные художники
[ редактировать ]- Хасигути Гойо
- Хирано Хакухо
- Ито Синсуй
- Кабураги Киёката
- Кавасе Хасуи
- Элизабет Кейт
- Китано Цунэтоми
- Кобаякава Киёси
- Натори Сюнсен
- Охара Косон
- Коичи Окада
- Ота Масамицу (также известный как Ота Гако)
- Сеттай Комура
- Тацуми Шимура
- Сиро Касаматсу
- Такахаси Сётей (также известный как Хироаки)
- Такеджи Асано
- Тории Котондо
- Цучия Коицу
- Цучия Ракусан
- Ямакава Сюхо
- Ямамура Тойонари
- Хироши Ёсида
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ватанабэ, Сёдзабуро Син-ханга о цукуру ни цуите но ватаси но икен [Мое мнение о том, как сделать син-хангу]
- ^ Симидзу, Хисао Издатель Ватанабэ Сёдзабуро и рождение Шин-Ханги
- ^ Стивенс, Эми Рейгл (1993). Новая волна: японские гравюры ХХ века из коллекции Роберта О. Мюллера . ISBN 1870076192 .
- ^ Браун, К. и Гудолл-Кристанте, Х.
- ^ Браун, К. и Гудолл-Кристанте, Х.
- ^ Браун, К. и Гудолл-Кристанте, Х.
- ^ «За простотой – Стив Джобс и Шин-Ханга» . НХК . 2 января 2021 г.
- ↑ Симидзу, Хисао. Издатель Ватанабэ Сёдзабуро и рождение Шин-Ханги в Брауне, К. стр. 29.
- ↑ Симидзу, Хисао. Издатель Ватанабэ Сёдзабуро и рождение Шин-Ханги в Брауне, К. стр. 23.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блэр, Дороти. Современные японские гравюры: напечатано на основе фотографической репродукции двух выставочных каталогов современных японских гравюр, изданных Художественным музеем Толедо в 1930–1936 годах . Огайо: Художественный музей Толедо, 1997.
- Браун К. и Гудолл-Кристанте Х. Шин-Ханга: Новые гравюры в современной Японии . Музей искусств округа Лос-Анджелес, 1996. ISBN 0-295-97517-2
- Хаманока, Синдзи. Женский образ: гравюры японских красавиц XX века . Хотей Паблишинг 2000. ISBN 90-74822-20-7
- Дженкинс, Д. Образы меняющегося мира: японские гравюры двадцатого века . Портленд: Художественный музей Портленда, 1983. ISBN 0-295-96137-6
- Мензис, Джеки. Современный мальчик, современная девушка: современность в японском искусстве 1910–1935 гг . Сидней, Австралия: Художественная галерея Нового Южного Уэльса, гр. 1998. ISBN 0-7313-8900-X
- Мерритт, Хелен и Нанако Ямада. (1995). Путеводитель по современным японским гравюрам на дереве, 1900–1975 гг. Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN 9780824817329 ; ISBN 9780824812867 ; ОСЛК 247995392
- Мерритт, Хелен. Современные японские гравюры на дереве: ранние годы . Гонолулу: Издательство Гавайского университета, 1990. ISBN 0-8248-1200-X
- Майло, Марко. Современная японская гравюра на дереве , Edizioni Clandestine, 2023 г., ISBN 88-6596-746-3
- Мирвисс, Джоан Б. Напечатано до совершенства: японские гравюры двадцатого века из коллекции Роберта О. Мюллера . Вашингтон, округ Колумбия: Галерея Артура М. Саклера, Смитсоновский институт и издательство Hotei Publishing, 2004. ISBN 90-74822-73-8
- Ньюленд, Эми Рейгл. (2005). Хотей Энциклопедия японских гравюр на дереве. Амстердам: Хотей. ISBN 9789074822657 ; ОСЛК 61666175
- Смит, Лоуренс. Современные японские гравюры 1912–1989 гг . Нью-Йорк, Лондон, Париж: Cross River Press, 1994.
- Суинтон, Элизабет де Сабато. Потрясающий Токио: панорама в гравюрах 1860-1930-х годов . Вустер: Художественный музей Вустера, 1998. ISBN 0-936042-00-1
- Масуда, Ко. Новый японско-английский словарь Кенкюши , Kenkyusha Limited, Токио, 1991, ISBN 4-7674-2015-6
- Симидзу, Хисао Издатель Ватанабэ Сёдзабуро и рождение Син-Ханги в воде и тени: Кавасэ Хасуи и японские пейзажные гравюры под редакцией Кендалла Брауна, Hotei Publishing, 2014. ISBN 9789004284654
- Ватанабэ, Сёдзабуро Син-ханга о цукуру ни цуите но ватаси но икен [Мое мнение о том, как сделать син-хангу] в Bijutsu gaho vol 44 № 8 (август 1921 г.).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Видео, показывающее печать работы син-ханги мастера Дэвида Булла (16 минут)
- «Движение Шин Ханга в Америке» Видеолекция доктора Кендалла Брауна о роли художника Хироси Ёсиды и музейного работника Дж. Артура Маклина в распространении искусства (50 минут)
- Шин ханга — Просмотр веб-сайта «Японская гравюра» Джона Фиорилло
- современных японских гравюр и картин из коллекции Роберта О. Мюллера Миры снов: онлайн-выставка
- Роберт О. Мюллер Информация о человеке, создавшем одну из самых известных коллекций Shin Hanga.