Утагава Куниёси
Утагава Куниёси | |
---|---|
Куниеси Утагава | |
![]() Автопортрет из альбома сюнга Чинпэн синкейбай, 1839 г. | |
Рожденный | Утагава Куниёси 1 января 1798 г. |
Умер | 14 апреля 1861 г. Или | (63 года)
Национальность | японский |
Известный | Художник, гравер, художник укиё-э, художник, иллюстратор |
Заметная работа | «Коучи Ура Сомы» и другие |
Движение | Чернила-е |

Утагава Куниёси ( японский : Утагава Куниёси , [ɯtaɡawa kɯɲiꜜjoɕi] ; 1 января 1798 г. [1] — 14 апреля 1861) — один из последних великих мастеров японской -э . гравюры укиё и живописи [2] Он был членом школы Утагава. [3]
В круг сюжетов Куниёси входило множество жанров: пейзажи, женщины, актеры кабуки , кошки, мифические животные . Он известен изображениями сражений легендарных героев -самураев . [4] Его работы включали аспекты западного изображения в пейзажной живописи и карикатуре . [2]
Жизнь
[ редактировать ]Куниёси родился 1 января 1798 года в семье красильщика шелка Янагии Кичиэмона. [5] первоначально звали Ёсисабуро. Очевидно, он помогал своему отцу в бизнесе дизайнера узоров, и некоторые предполагают, что этот опыт повлиял на его богатое использование цветов и текстильных узоров в гравюрах. Говорят, что в возрасте семи или восьми лет Куниёси был впечатлен гравюрами воинов укиё-э, а также изображениями ремесленников и простолюдинов (как они изображены в руководствах для мастеров), и возможно, что они повлияли на его собственные более поздние гравюры.

Ёсисабуро доказал свои таланты рисования в 12 лет, быстро привлекая внимание известного мастера гравюры укиё-э Утагавы Тоёкуни . [3] Он был официально принят в студию Тоёкуни в 1811 году и стал одним из его главных учеников. Он оставался учеником до 1814 года, после чего ему дали имя «Куниёси» и он стал независимым художником. В этом году он выпустил свою первую опубликованную работу — иллюстрации к кусадзоси гокан Гобудзи Тюшингура , пародии на оригинальную историю Тюшингуры . Между 1815 и 1817 годами он создал ряд книжных иллюстраций к ёмихону , коккейбону , гокану и ханашибону , а также напечатал отдельные полноцветные гравюры с изображениями воинов и актёров кабуки .
Несмотря на свой многообещающий дебют, молодой Куниёси не смог создать много работ в период с 1818 по 1827 год, вероятно, из-за отсутствия заказов от издателей и конкуренции со стороны других художников внутри школы Утагава (Утагаварю ) . [3] Однако в это время он действительно создавал изображения красивых женщин (« биджин-га ») и экспериментировал с крупными текстильными узорами и эффектами света и тени, встречающимися в западном искусстве, хотя его попытки показали больше имитации, чем реального понимания этих принципов.
В какой-то момент его экономическое положение стало отчаянным, когда он был вынужден продавать использованные татами . Случайная встреча со своим преуспевающим однокурсником Кунисадой , над которым он чувствовал превосходство в художественном таланте, побудила его удвоить свои усилия (но не вызвала какой-либо затяжной неприязни между ними, которые позже сотрудничали в ряде сериалов). ).
В 1820-е годы Куниеси создал ряд героических триптихов , в которых проявляются первые признаки индивидуального стиля. В 1827 году он получил свой первый крупный заказ на серию « Все рассказали сто восемь героев популярного Суйкодэна» ( Tsūzoku Suikoden gōketsu hyakuhachinin no hitori ), основанного на невероятно популярной китайской сказке « Шуйху Чжуань» . В этой серии Куниеси иллюстрировал отдельных героев на отдельных листах, рисуя на своих героях татуировки - новинка, которая вскоре повлияла на моду Эдо . Серия Суйкодэн стала чрезвычайно популярной в Эдо, а спрос на гравюры воинов Куниёси возрос, что позволило ему войти в основные укиё-э и литературные круги.

Он продолжал создавать гравюры о воинах, черпая большую часть своих сюжетов из военных сказок, таких как «Сказка о Хэйке» ( Heike monogatari ) и «Взлет и падение Минамото и Тайра» ( Genpei Seisuiki ). Его гравюры с воинами были уникальны тем, что на них изображались легендарные популярные личности с дополнительным акцентом на снах, призрачных видениях, предзнаменованиях и сверхчеловеческих подвигах. Эта тема заложена в его работах «Призрак Тайра-но Томомори в бухте Даймоцу » ( Taira Tomomoriborei no zu ) и триптихе 1839 года «Мост Годзё» ( Gōjō no bashi no zu ), где ему удается вызвать эффективное ощущение интенсивности действия. в его изображении боя между Ёсицунэ и Бэнкэем . Эти новые тематические стили удовлетворили интерес публики ко всему ужасному, захватывающему и причудливому, который рос в то время.
Реформы Тэнпо 1841–1843 годов были направлены на смягчение экономического кризиса путем контроля над публичной демонстрацией роскоши и богатства, а изображение куртизанок и актеров в укиё-э в то время было официально запрещено. Возможно, это оказало некоторое влияние на создание Куниёси карикатурных гравюр или комиксов ( гига ), которые использовались для маскировки реальных актеров и куртизанок. Многие из них символически и с юмором критиковали сёгунат (например, рисунок 1843 года, изображающий спящего Минамото-но Ёримицу , преследуемого Земляным Пауком и его демонами) и стали популярными среди политически недовольной общественности. Тимоти Кларк, куратор отдела японского искусства Британского музея , утверждает, что репрессивные традиции того времени привели к непредвиденным последствиям. Созданные правительством ограничения стали своего рода художественным вызовом, который фактически поощрял творческую изобретательность Куниёси, заставляя его искать способы аллегорически завуалировать критику сёгуната. [6]

В течение десятилетия, предшествовавшего реформам, Куниеси также создавал пейзажные гравюры ( фукейга ), которые находились за пределами цензуры и удовлетворяли растущую популярность личных путешествий в Японии позднего периода Эдо . Среди них следует выделить «Знаменитые произведения провинций» ( Санкай мейсан дзукуси , ок. 1828–1830 гг.), в которых он использовал западные оттенки, перспективу и пигменты, а также « Знаменитые виды восточной столицы в начале 1830-х годов, на которые, безусловно, повлиял Хокусай ». Начало 1830-х годов «Тридцать шесть видов горы Фудзи» ( Фугаку сандзюроккей ). Куниёси также создавал в это время произведения чисто естественной тематики, особенно животных, птиц и рыб, которые имитировали традиционную японскую и китайскую живопись.
В конце 1840-х годов Куниёси снова начал иллюстрировать гравюры актеров, на этот раз уклоняясь от цензуры (или просто пробуждая творческий подход) посредством детских, мультяшных портретов известных актеров кабуки, наиболее известным из которых является «Каракули на стене склада» ( Nitakaragurakabe no madagaki). ). Здесь он творчески использовал элементарный, детский сценарий, небрежно написанный кана под лицами актеров. Отражая свою любовь к кошачьим, Куниёси также начал использовать кошек вместо людей в кабуки и сатирических гравюрах. Также известно, что в это время он экспериментировал с широкой композицией, увеличивая визуальные элементы изображения для достижения драматического, преувеличенного эффекта (например, дочь Масакадо, принцесса Такаяша, в старом дворце Сома ).В 1856 году Куниёси страдал параличом, из-за которого ему было трудно двигать конечностями. Говорят, что с этого момента его работы стали заметно слабее в использовании линий и общей жизненности. Перед своей смертью в 1861 году Куниеси смог стать свидетелем открытия портового города Иокогама для иностранцев, а в 1860 году создал две работы, изображающие жителей Запада в городе ( Йокогама-э , напр. «Вид на Хончо» и «Кварталы удовольствий, Иокогама» ). Он умер в возрасте 63 лет в апреле 1861 года в своем доме в Геньядане.
Ученики
[ редактировать ]Куниёси был прекрасным учителем, и у него было множество учеников, которые продолжили его ветвь школы Утагава. Среди наиболее известных были Ёситоси , Ёситора , Ёсиику , Ёсиказу , Ёсицуя и Ёсифудзи . Обычно его ученики начинали обучение, в ходе которого они работали в основном над муся-э в стиле, подобном стилю их учителя. По мере того, как они становились независимыми художниками, многие из них продолжали развивать свои собственные инновационные стили. Его самым важным учеником был Ёситоси , который сейчас считается «последним мастером» японской гравюры на дереве.
Среди тех, кто находился под влиянием Куниёси, был Тоёхара Чиканобу . [7] Такаси Мураками отмечает новаторское влияние Куниеси, повлиявшее на его творчество. [4]
Серия печати
[ редактировать ]
Вот неполный список его серий печатных изданий с датами:
- Иллюстрированная сокращенная биография основателя (ок. 1831 г.)
- Знаменитые виды восточной столицы (ок. 1834 г.)
- Герои Суйкодэна нашей страны (ок. 1836 г.)
- Истории мудрых и добродетельных женщин (ок. 1841-1842 гг.)
- Пятьдесят три параллели Токайдо (1843–1845) (с Хиросигэ и Тоёкуни III )
- Двадцать четыре образца сыновней почтительности (1843–1846)
- Зеркало двадцати четырех образцов сыновней почтительности (1844–1846)
- Шесть хрустальных рек (1847–1848)
- Верность в мести (ок. 1848 г.)
- Двадцать четыре китайских образца сыновней почтительности (ок. 1848 г.)
- Шестьдесят девять станций вдоль Кисокайдо (1852 г.)
- Портреты верных самураев (1852 г.)
- 24 генерала провинции Кай (1853 г.)
- Поясной портрет Госяку Сомегоро
- Ведьма Такияша и призрак-скелет
Посмотрите проект Куниёси. [8] для более обширного списка.
Галерея
[ редактировать ]Многолистные оттиски, триптихи.
[ редактировать ]- Ведьма Такаяша и призрак-скелет , ок. 1844 г.
- Кадзивара Кагесуэ , Сасаки Такацуна и Хатакеяма Сигэтада мчатся через реку Удзи перед второй битвой при Удзи во время войны Генпей. [9]
- Первый император династии Цинь в Китае в поисках волшебных трав долголетия построил десять огромных кораблей, а придворный маг Сюй Фу с пятьюстами мальчиков и девочек, перевозивших сокровища, продовольствие и снаряжение, отправился в путь. Гора Пэнлай (ок. 1843 г.)
Йоко-э , печать в горизонтальном или «альбомном» формате.
[ редактировать ]- На берегу реки Сумида
- Гора Фудзи со стороны Сумиды
- Паломники у водопада
Формат одного листа
[ редактировать ]- Баннеры для фестиваля Дня мальчиков
- Куртизанка на тренировке
- Такэда Нобусигэ из сериала «24 генерала провинции Кай»
- из сериала « Сто восемь героев популярного суикодена: все рассказано»
- из серии Суйкоден Героев нашей страны
- Ханагами Дандзё-но дзё Аракаге сражается с гигантской саламандрой
- Миямото Мусаси [10] убийство гигантской ящерицы
- Сайто Онивакамару , молодой Бэнкэй , сражается с гигантским карпом у водопада Бисимон.
- Хацухана совершает покаяние под водопадом Тоносава.
- Кеямура Рокусуке под водопадом Хикосан Гонген
- Портрет Чиказей Гойо (У Юн) из «Водной опушки» (1827–1830)
- Укиё-э порядка и гражданства
- Утагава Куниёси, Ёсицунэ и Бэнкэй защищаются в своей лодке во время шторма, вызванного призраками побежденных клана Тайра. воинов
Темы
[ редактировать ]Работы Куниёси можно проанализировать тематически, как в этой группе изображений с кошками.
- Кошки, образующие символы сома
- Четыре кошки в разных позах, иллюстрирующие японские пословицы
- Кошки предложены как «Пятьдесят три станции Токайдо».
Карикатуры были одной из тем Куниёси.
- Писать на стене склада
- На первый взгляд он выглядит очень свирепым, но на самом деле он добрый человек.
Тюшингура Монстра (Бакэмоно Тюшингура) , ок. 1836, Художественный музей Принстонского университета.
- Акты 9–11 «Канадехон Тюшингура» : девятый акт вверху справа, десятый акт внизу справа, одиннадцатый акт, сцена 1 вверху слева, одиннадцатый акт, сцена 2 внизу слева
- Акты 5–8 « Канадехон Тюшингура» : пятый акт вверху справа, шестой акт внизу справа, седьмой акт вверху слева, восьмой акт внизу слева.
- Акты 1–4 « Канадэхон Тюшингура» : первый акт вверху справа, второй акт внизу справа, третий акт вверху слева, четвертый акт внизу слева.
Работы Куниёси хранятся в постоянных коллекциях многих музеев мира, в том числе Метрополитен-музея , [12] Художественный музей Принстонского университета, [13] Нашера Художественный музей , [14] университета Музей искусств Мичиганского , [15] Уолтерса Художественный музей , [16] Портлендский художественный музей , [17] Художественный музей Сиэтла , [18] Бирмингемский художественный музей , [19] Музеи изящных искусств Сан-Франциско , [20] Индианаполиса Художественный музей , [21] Бруклинский музей , [22] и музей Ван Гога . [23]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Окубо, Дзюнъити (1994), «Утагава Куниёси», Асаси Нихон рекиси дзинбутсу дзитен (Словарь японских исторических деятелей Асахи) (на японском языке), Токио, Япония: Asahi Shimbun Company, ISBN 4023400521 , заархивировано из оригинала 5 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Нуссбаум, Луи Фредерик и др. (2005). «Куниёси» в Японской энциклопедии, стр. 576. , с. 576, в Google Книгах.
- ^ Перейти обратно: а б с Нуссбаум, «Утагава-рю» в с. 1018. , с. 1018, в Google Книгах.
- ^ Перейти обратно: а б Любов, Артур. «Все, кроме роботов: ретроспектива Куниёси раскрывает корни манги», журнал New York Magazine. 7 марта 2010 г.
- ^ Робинсон (1961), с. 5
- ^ Джонсон, Кен. «Эпосы и эротика от дедушки аниме» , New York Times. 15 апреля 2010 г.
- ^ «Ёсю Чиканобу [некролог]», Мияко Симбун , № 8847, 2 октября 1912 г. с. 195.
- ^ «Проект Куниёси» .
- ^ Китагава, Хироши и др. (1975). «Сказка о Хейке», стр. 511–513.
- ^ Нуссбаум, «Миямото Мусаси», с. 650. , с. 650, в Google Книгах.
- ^ Нуссбаум, «Какиномото но хитомаро» в стр. 456. , с. 456, в Google Книгах.
- ^ «Минакути, Исибе, Кусацу, Оцу, Киото» www.metmuseum.org Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ «Чушингура монстра (Bakemono Chūshingura 化物令宗赵) (2015-6735ac)» . artmuseum.princeton.edu Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ «Воин на белом коне» . Музей искусств Нашера в Университете Дьюка . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ «Обмен: Косо гоитидай рякузу: Нитирэн, идущий босиком по снегу» . Exchange.umma.umich.edu . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ «Бандо Мицугоро III (или IV) в роли Дарумы» . Художественный музей Уолтерса . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ «Отмель у берегов провинции Бузен» . portlandartmuseum.us . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ «Художник Оцу-э и предметы его живописи» . art.seattleartmuseum.org . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ «Вас перенаправляют...» www.artsbma.org . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ «(Итикава Дандзюро VIII) в роли Тераоке Хээмона — Утагава Куниёси» . FAMSF Поиск в коллекциях . 08 мая 2015 г. Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ «Рокуёсай Куниёси дзиман; Сакку» . Интернет-коллекция Художественного музея Индианаполиса . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ «Бруклинский музей» . www.brooklynmuseum.org . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ «Ходогая, из серии «Токайдо в пятидесяти трёх парах» — Музей Ван Гога» . vangoghmuseum-prod.azurewebsites.net . Проверено 17 февраля 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Китагава, Хироши и Брюс Т. Цучида, изд. (1975). Сказка о Хейке. Токио: Издательство Токийского университета . ISBN 0-86008-128-1 OCLC 164803926
- Нуссбаум, Луи Фридерик и Кете Рот. (2005). Японская энциклопедия. Кембридж: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-01753-5 ; ОСЛК 48943301
- Утагава, Куниёси; Роберт Рорекс и Виктория Ровин. (1997). Истории самураев: гравюры на дереве Ичиусай Куниёси из частной коллекции. Айова-Сити, Айова: Художественный музей Университета Айовы. ОСЛК 37678997
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Форбс, Эндрю; Хенли, Дэвид (2012). Сорок семь ронинов: издание Утагавы Куниёси . Чиангмай: Книги знатоков. ASIN: B00ADQM8II
- Мерлин К. Дэйли, Дэвид Стэнсбери, Утагава Куниёси: выставка работ Утагавы Куниёси на основе коллекции японских гравюр Раймонда А. Бидвелла в Спрингфилдском музее изящных искусств (Музей изящных искусств, Спрингфилд, 1980)
- Мерлин К. Дэйли, Коллекции гравюр Раймонда А. Бидвелла Утагавы Куниёси (Музей изящных искусств, Спрингфилд, 1968). Примечание: том совершенно отличается от предыдущего.
- Кломпмейкерс, Инге, «Татуированные герои Суйкодена Куниёси», Андон , № 87, 2009 г., стр. 18–26.
- Б.В. Робинсон , Куниёси (Виктория и Альберт, Лондон, 1961)
- Б. В. Робинсон , Куниёси: гравюры воина (Корнеллский университет, Итака, 1982) содержит полный список его гравюр.
- Роберт Шаап, Тимоти Т. Кларк, Матти Форрер, Инагаки Синъити, « Герои и призраки: японские гравюры Куниеси 1797–1861» (Хотэй, Лейден, 1998) теперь являются окончательной работой о нем.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Кошки Утагавы Куниёси
- Проект Куниёси
- Утагава Куниёси Онлайн
- Карикатуры укиё-э 1842–1905 гг. База данных факультета восточноазиатских исследований Венского университета. Включено более 400 гравюр Куниёси.
- Краткая биография в Artelino
- Выставка «Графические герои, волшебные монстры» в галерее Японского общества в Нью-Йорке, где представлены гравюры Куниёси.