Минамото-но Ёсицунэ
Минамото Ёсицунэ | |
---|---|
Родное имя | Ёсицунэ Минамото |
Рожденный | Ушивакамару в. 1159 Хэйан-кё , Хэйан, Япония |
Умер | 15 июня 1189 г. (30 лет) Битва на реке Коромо Хираидзуми , сёгунат Камакура |
Семья | Минамото |
Битвы/войны | Битва при Удзи (1184 г.) Битва при Авазу (1184 г.) Битва при Ити-но-Тани (1184 г.) Битва при Яшиме (1185 г.) Битва при Дан-но-уре (1185 г.) Битва на реке Коромо (1189 г.) |
Супруг (а) | Сато Гозен |
Отношения | Сидзука Гозен (наложница) Минамото-но Ёситомо (отец) Токива Гозен (мать) Минамото-но Ёритомо (сводный брат) Минамото-но Нориёри (брат) |
Подпись |
Минамото-но Ёсицунэ ( 源 義経 , ок. 1159 – 15 июня 1189) был военачальником клана Минамото в Японии в конце периода Хэйан и начале периода Камакура . Во время Войны Гэмпэй он возглавил серию сражений, в результате которых была свергнута ветвь Исэ-Хейши клана Тайра , помогая своему сводному брату Ёритомо консолидировать власть. Его считают одним из величайших и самых популярных воинов своей эпохи, а также одним из самых известных самураев в истории Японии. [ 1 ] Ёсицунэ погиб после того, как его предал сын верного союзника, и был назван трагическим героем.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ёсицунэ был девятым сыном Минамото-но Ёситомо , а также третьим и последним сыном и ребёнком, которого Ёситомо родил от Токивы Годзена . [ 2 ] Старший сводный брат Ёсицунэ Минамото-но Ёритомо (третий сын Ёситомо) основал сёгунат Камакура . В детстве Ёсицунэ звали Ушивакамару или молодой бык ( 牛若丸 ). Он родился незадолго до восстания Хэйдзи в 1160 году, во время которого были убиты его отец и два старших брата. [ 3 ] Он пережил этот инцидент, сбежав из столицы вместе со своей матерью, а его сводный брат Ёритомо был сослан в провинцию Идзу . Когда ему было 10 лет, Ёсицунэ был отдан под опеку монахов храма Курама ( 鞍馬寺 ). [ 4 ] : 61 Расположен в горах Хиэй недалеко от столицы Киото . Там его обучал фехтованию и стратегии, согласно одним легендам, Содзёбо , другим — Киичи Хоген (чью книгу « Шесть тайных учений » Ушивакамару украл). Не желая становиться монахом, Ёсицунэ в конце концов ушел и последовал за торговцем золотом, который хорошо знал его отца, и в 1174 году переехал в Хираидзуми , провинция Муцу , где был отдан под защиту Фудзивара-но Хидэхира , главы могущественного региона Северная Фудзивара. клан. [ 3 ] : 325
Карьера
[ редактировать ]Искусный фехтовальщик Ёсицунэ победил легендарного воина-монаха Бэнкэя в поединке . С тех пор Бэнкэй стал вассалом Ёсицунэ и в конце концов погиб вместе с ним при осаде Коромогавы . [ 4 ]
В 1180 году Ёсицунэ услышал, что Ёритомо, ныне глава клана Минамото, собрал армию по просьбе принца Мочихито для борьбы против клана Тайра (также известного как Хэйке), узурпировавшего власть императора. В последовавшей за этим войне между соперничающими самурайскими кланами Минамото и Тайра, известной как Война Гэмпэй , Ёсицунэ присоединился к Ёритомо вместе с Минамото-но Нориёри , всеми братьями, которые ранее не встречались.
Ёсицунэ вместе со своим братом Нориёри одержал победу над Тайра в нескольких ключевых битвах. Он также напал и убил своего двоюродного брата Минамото-но Ёсинака , соперника за контроль над кланом Минамото, в битве при Авазу. [ 5 ] в провинции Оми в начале 1184 г. по приказу Ёритомо.
Ёсицунэ, которому к тому времени было присвоено звание генерала, разбил Тайра в битве при Ити-но-Тани в современном Кобе в марте 1184 года и снова в битве при Яшиме в Сикоку в марте 1185 года. Наконец он уничтожил их месяц спустя в битве при Дан-но-ура на территории современной префектуры Ямагути . [ 3 ] : 289–305
Ёсицунэ получил провинцию Оми в управление После битвы при Авазу . [ 5 ]
Последние годы
[ редактировать ]После войны в Генпее Ёсицунэ был назначен губернатором Иё и награжден другими титулами императором-затворником Го-Сиракавой . [ 6 ] Однако его подозрительный брат Ёритомо выступил против вручения этих титулов и аннулировал их.
Затем Ёсицунэ получил императорское разрешение на союз со своим дядей Минамото-но Юкиэ в противостоянии Ёритомо. [ 3 ] : 316 [ 6 ] : 140–143 Навлекая на себя гнев Ёритомо, Ёсицунэ бежал из Киото в 1185 году. Его верная любовница, Сидзука Годзен , вынашивая его будущего ребёнка, сначала бежала вместе с ним, но затем осталась позади и вскоре была взята под стражу силами, верными Ёритомо.
Ёсицунэ в конце концов добрался до Хираидзуми, Муцу, снова под защитой Фудзивара-но Хидехиры, и какое-то время жил спокойно. Сын Хидехиры Фудзивара-но Ясухира пообещал после смерти Хидехиры выполнить волю отца и продолжать защищать Ёсицунэ, но, поддавшись давлению Ёритомо, предал Ёсицунэ, окружив его резиденцию Коромогава-но-тати своими войсками, разгромив вассалов Ёсицунэ, в том числе Бэнкэй (в знаменитой «стоячей смерти» ) и принуждение Ёсицунэ совершить сэппуку . Затем Ясухира приказал сохранить голову Ёсицунэ в сакэ, поместить ее в черный лакированный сундук и отправить Ёритомо в качестве доказательства его смерти. [ 3 ] Исторические источники различаются относительно судьбы любовницы Ёсицунэ Шизуки и их сына.
Ёсицунэ хранится в Сирахата Джиндзя , синтоистском храме в городе Фудзисава .
Слухи и легенды
[ редактировать ]Смерть Ёсицунэ оказалась очень неуловимой. Согласно историческим свидетельствам айнов , он не совершал сеппуку, а вместо этого избежал осады Коромогавы, сбежав на Хоккайдо и приняв имя Окикуруми/Оинакамуи. Альтернативная легенда гласит, что, избежав смерти, Ёсицунэ пробрался мимо Хоккайдо и отплыл на материковую часть Азии, вновь появившись как Чингисхан . Эту историю придумал Суэмацу Кенчо (1855–1920), когда он учился в Кембриджском университете в 1879 году, с целью повысить престиж Японии после Реставрации Мэйдзи . [ 7 ]
есть храм Хэнсёдзи В Мука, Тотиги, . Согласно старому храмовому журналу и традиции, Хитачибо Кайсон доверил монаху Хитачи Нюдо Нэнсай [ 8 ] с ребенком Минамото-но Ёсицунэ, Кейвакой, как того требовал Хидехира Фудзивара. Кроме того, согласно традиции храма Энмё-дзи в Хиросаки , Аомори , Титосэ Мару, также известный как Кейвакамару, был ребенком Ёсицунэ, которого доверил Датэ Томомунэ Кайсон . После усыновления Кейсон исчезла. [ 9 ]
Косигоэ Письмо
[ редактировать ]« Письмо Косигоэ » было написано Ёсицунэ в 24-й день 5-го месяца второго года Генряку (23 июня 1185 г.), когда он ждал в Косигоэ разрешения Ёритомо на въезд в Камакуру. Это письмо было «последним призывом» Ёсицунэ к Ёритомо о своей лояльности. Письмо представляет собой «смесь бравады и почти мазохистского потворства несчастьям». Отрывок: [ 2 ] : 85–86
Итак, я остаюсь здесь, напрасно проливая алые слезы... Мне не разрешили опровергнуть обвинения моих клеветников или [даже] ступить в Камакуру, но я был вынужден томиться в праздности в течение многих дней без возможности заявить искренность моих намерений. Я так давно не видел сострадательного лица Его Светлости, что узы нашего кровного братства, кажется, исчезли.
В литературе
[ редактировать ]Ёсицунэ уже давно стал популярной фигурой в японской литературе и культуре благодаря своему появлению в качестве главного героя в третьем разделе классического японского литературного произведения «Хэйкэ Моногатари» («Сказка о Хэйке») . Японский термин, обозначающий «симпатию к трагическому герою», Хоган-биики ( 判官贔屓 , букв. Благосклонность Хогана ) , происходит от титула Ёсицунэ Куро Хоган ( 九郎判官 ), который он получил от Императорского двора.
Многие литературные произведения, в которых появляется Ёсицунэ, являются скорее легендами, чем историческими фактами. Легенды о Ёсицунэ впервые начали появляться в четырнадцатом веке. В ранних произведениях того времени Ёсицунэ описывался как остроумный военачальник. [ 10 ] Затем, когда люди стали больше узнавать о нем, появились романтические истории о его раннем детстве и последних годах жизни.
Легенды, связанные с его общественной карьерой, показывают Ёсицунэ как великого и добродетельного воина. Его часто показывали добрым и благородным по отношению к окружающим, но также и наивным. [ 2 ] : 67, 105
Легенды, рассказывающие о детстве Ёсицунэ, показывают юному Ёсицунэ (или Ушивакамару) героические качества. Его изображают храбрым и опытным фехтовальщиком, несмотря на то, что он еще маленький мальчик. Он также был искусен в музыке и учебе, и, как говорили, он мог легко покорять сердца молодых женщин. Эти легенды больше уходят в область фэнтези, чем легенды о его дальнейшей жизни. [ 10 ]
Легенды, относящиеся к тому времени, когда его сводный брат Ёритомо восстал против него, лишают Ёсицунэ некоторых героических качеств. Его больше не изображают великим воином, но он сохраняет свои знания и навыки, ценные при дворе императора. [ 10 ]
Побег Ёсицунэ через барьер Атака является предметом Но пьесы «Атака» и Кабуки пьесы «Канджинчо» . [ 2 ] : 89–93 Позже Канджинчо был драматизирован Акирой Куросавой в фильме 1945 года « Люди, наступающие на хвост тигра» .
, «Гикэйки» или « Хроника Ёсицунэ », повествует о событиях жизни Ёсицунэ после поражения Хэйке. [ 2 ] : 93–100
Семья
[ редактировать ]- Отец: Минамото-но Ёситомо.
- Мать: Токива Годзен
- Жена: Сато Гозен (1168–1189).
- Наложница: Сидзука Гозен
Традиционное искусство
[ редактировать ]Помимо «Сказания о Хэйке» и «Гикеики» , он фигурирует во многих других литературных и драматических произведениях, которые вместе образуют секай («мир») Ёсицунэ, концепцию, родственную понятию литературного цикла .
К ним относятся:
- Ёсицунэ Син Такадати ( дзёрури )
- Ёсицунэ Сенбон Дзакура ( дзёрури и кабуки )
- Канджинчо ( кабуки )
В изобразительном искусстве Ёсицунэ обычно изображается как бисёнэн , хотя это противоречит современным описаниям его внешности.
См. также
[ редактировать ]- Бэнкэй
- Курама-тенгу
- Курозука (рассказ)
- Письмо от Косигоэ [ 6 ] : 139
- Тайны Ёсицунэ I и II
- Сейва Гэндзи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Минамото Ёсицунэ – японский воин» . britannica.com . Архивировано из оригинала 11 июля 2010 г. Проверено 7 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Моррис, Иван (1975). Благородство неудачи . Холт, Райнхарт и Уинстон. стр. 71–72 . ISBN 978-0-03-010811-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и Сансом, Джордж (1958). История Японии до 1334 года . Издательство Стэнфордского университета. стр. 258–260, 291. ISBN. 0-8047-0523-2 .
- ^ Jump up to: а б Тернбулл, Стивен (1977). Самурай, Военная история . MacMillan Publishing Co., Inc. с. 62. ИСБН 0-02-620540-8 .
- ^ Jump up to: а б Тернбулл, Стивен (1998). Справочник по самураям . Касселл и Ко. с. 204. ИСБН 1-85409-523-4 .
- ^ Jump up to: а б с Сато, Хироаки (1995). Легенды самураев . Не обращайте внимания на Дакворта. п. 139. ИСБН 978-1-59020-730-7 .
- ^ Мияваки-Окада, Джунко (2006). «Японское происхождение легенд о Чингисхане » Внутренняя Азия . 8 (1): 123–134. дои : 10.1163/146481706793646819 . JSTOR 23615520 . Получено 30 октября.
- ^ Путеводитель по истории города Мока № 4. Замок Накамура, опубликованный Управлением образования города Мока, коллекция библиотеки префектуры Тотиги.
- ^ Хёрокша (2016), Комментарий к генеалогии Минамото-но Ёсицунэ , стр. 42.
- ^ Jump up to: а б с Маккалоу, Хелен. Ёсицунэ: Японские хроники пятнадцатого века . Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 1966.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1150-е годы рождения
- 1159 рождений
- 1189 смертей
- Обожествленные японские мужчины
- Императорский Дом Японии
- Японский фольклор
- Японские легенды
- японское дворянство
- Персонажи кабуки
- Клан Минамото
- Дворянство из Киото
- Жители Японии периода Хэйан
- Жители Японии периода Камакура
- Люди войны Генпей
- Самурай
- Самоубийства сэппуку
- Уксорициды