Сеппуку

Сеппуку | |||
---|---|---|---|
![]() «Сэппуку» на кандзи | |||
Японское имя | |||
Кандзи | сэппуку | ||
Хирагана | Сепуку | ||
Катакана | Сеппуку | ||
|
Сэппуку ( 切腹 , букв. « разрезание живота » ) , также называемое харакири ( 腹切り , букв. « разрезание живота/живота » , исконное японское чтение кун ) , представляет собой форму японского ритуального самоубийства путем потрошения . Первоначально это было зарезервировано для самураев в их кодексе чести , но также практиковалось и другими японцами в эпоху Сёва. [1] [2] (особенно офицеров в конце Второй мировой войны ), чтобы восстановить честь себя или своих семей. [3] [4] [5]
Как самурайская практика, сэппуку использовалось самураями добровольно, чтобы умереть с честью, а не попасть в руки своих врагов (и, вероятно, подвергнуться пыткам), как форма смертной казни для самураев, совершивших серьезные преступления или действовавших потому, что они были навлекли на себя позор. [6] Церемониальное выпотрошение, которое обычно является частью более сложного ритуала и проводится перед зрителями, состоит из погружения короткого лезвия, традиционно танто , в живот и вытягивания лезвия слева направо, разрезая живот. [ нужна ссылка ] Если порез достаточно глубокий, он может разорвать брюшную аорту , что приведет к смерти от быстрого обескровливания . [7]
Сэппуку произошло в 1177 году Минамото Тамэтомо. [8] Минамото участвовал в войне Хоген . Потерпев поражение в войне, Минамото был сослан в Осима . [8] Минамото решил попытаться захватить остров. Из-за этого враги Минамото послали войска для подавления восстания Минамото. [8] Минамото, оказавшись в проигрыше, совершил сэппуку . в 1177 году [8] Более конкретно ритуал сэппуку когда в первые годы войны Гэмпэй был установлен , Минамото Ёримаса совершил сэппуку после сочинения стихотворения. [8]
Сэппуку использовался воинами, чтобы не попасть в руки врага, смягчить стыд и избежать возможных пыток. [9] [10] Их даймё ( феодалы ) также могли приказать самураям выполнить сеппуку . Позже опальным воинам иногда разрешалось провести сеппуку , а не казнить обычным способом. [ нужна ссылка ] Наиболее распространенной формой сэппуку для мужчин было вскрытие живота с последующим вытягиванием шеи для помощи помощнику при перерезании спинного мозга . Задача ассистента заключалась в том, чтобы обезглавить самурая одним ударом; в противном случае это будет большим позором для помощника и его семьи. Тем, кто не принадлежал к касте самураев, никогда не приказывали и не ожидали выполнения сэппуку . Самураи обычно могли совершить это действие только с разрешения.
Иногда даймё призывали совершить сеппуку в качестве основы мирного соглашения. Это ослабило побежденный клан, и сопротивление фактически прекратилось. Тоётоми Хидэёси несколько раз использовал таким образом самоубийство врага, самый драматичный из которых фактически положил конец династии даймё . Когда клан Ходзё потерпел поражение при Одаваре в 1590 году, Хидэёси настоял на самоубийстве отставного даймё Ходзё Удзимасы и изгнании его сына Удзинао . В результате этого акта самоубийства самая могущественная семья даймё восточной Японии потерпела полное поражение.
Этимология
[ редактировать ]
Термин сэппуку происходит от двух китайско-японских корней : setsu 切 («резать», от среднекитайского tset ; сравните мандаринский qiē и кантонский chit ) и fuku 腹 («живот», от MC pjuwk ; сравните мандаринский fù и кантонский fūk) . ). Он также известен как харакири ( 腹切り , «разрезание желудка»); [11] американские носители английского языка часто неправильно пишут или произносят слова «хири-кири» или «хари-кари»). [12] Харакири пишется теми же кандзи, что и сеппуку , но в обратном порядке с окуриганой . В японском языке более формальное сэппуку , китайское чтение онёми , обычно используется в письменной форме, тогда как харакири , местное чтение кунёми , используется в устной речи. Как отмечает Росс,
Обычно говорят, что харакири — это вульгаризм , но это недоразумение. Харакири — это японское прочтение или Кунёми иероглифов; поскольку в официальных объявлениях стало привычным отдавать предпочтение китайскому чтению, в письменной форме когда-либо использовался только термин сэппуку. Таким образом, харакири — это устный термин, но только для простых людей, а сеппуку — письменный термин, но используемый среди высших классов для обозначения того же действия. [13]
В то время как харакири относится к акту потрошения самого себя, сеппуку относится к ритуалу и обычно включает в себя обезглавливание после акта в знак милосердия. [6]
Практика исполнения сеппуку после смерти хозяина, известная как ойбара (追腹 или 追い腹, кунёми, или японское чтение) или цуйфуку (追腹, онёми, или китайское чтение), следует аналогичному ритуалу.
Слово джигай ( членовредительство ) в переводе с японского означает «самоубийство». Современное слово, обозначающее самоубийство, — дзисацу ( самоубийство ) ; родственные ему слова включают дзикецу ( самоопределение ) , джидзин ( самоистощение ) и джидзин ( самоубийство ) . [14] В некоторых популярных западных текстах, таких как журналы по боевым искусствам, этот термин связан с самоубийством жен самураев. [15] Этот термин был введен на английский язык Лафкадио Хирн в его книге «Япония: попытка интерпретации» . [16] понимание, которое с тех пор было переведено на японский язык. [17] Джошуа С. Мостоу отмечает, что Хирн неправильно понял термин джигай как женский эквивалент сэппуку . [18] Контекст Мостоу представляет собой анализ Джакомо Пуччини » « Мадам Баттерфляй и оригинального рассказа Джона Лютера Лонга «Чио-Чио Сан» . Хотя и история Лонга, и опера Пуччини предшествовали использованию Хирном термина джигай , этот термин использовался в отношении западного японизма , который представляет собой влияние японской культуры на западное искусство. [19]
Ритуал
[ редактировать ]
Практика сэппуку не была стандартизирована до 17 века. В XII и XIII веках, например, во времена сэппуку Минамото-но Ёримаса, практика кайсякунин еще не возникла; таким образом, обряд считался гораздо более болезненным. Определяющей характеристикой было погружение тати (длинного меча), вакидзаси (короткого меча) или танто (ножа) в кишку и горизонтальное разрезание живота. В отсутствие кайсякунин самурай затем вынимал клинок и наносил удар себе в горло или падал на клинок из положения стоя, прижимая его к сердцу.
В период Эдо (1600–1867 гг.) проведение сэппуку стало включать в себя тщательно продуманный и детализированный ритуал. Если это было запланировано, обычно это исполнялось перед зрителями, а не на поле боя. Самурая купали в холодной воде (чтобы предотвратить чрезмерное кровотечение), одевали в белое кимоно , называемое сиро-сёдзоку ( 白装束 ) , и подавали ему свои любимые блюда на последний прием пищи . Когда он закончил, нож и ткань положили на санбо и отдали воину. Одетый церемониально, с мечом, помещенным перед ним, а иногда и на специальной одежде, воин готовился к смерти, написав предсмертное стихотворение . Вероятно, он выпил церемониальный напиток сакэ , а также дал своему слуге чашу, предназначенную для сакэ. [20] [21]
Пока выбранный им кайсякунин стоял рядом, он расстегивал кимоно, брал танто – удерживаемый за лезвие тканью, обернутой вокруг так, чтобы оно не порезало руку и не заставило его потерять хватку – и вонзало его себе в живот. делая разрез слева направо. Затем кайсякунин при котором выполнял кайсяку — удар, воину частично обезглавливали. Маневр следует выполнять в стиле дакикуби ( букв. « объятая голова » ), при котором остается небольшая полоска плоти, прикрепляющая голову к телу, так что голова может свисать вперед, как будто ее обнимают. Из-за точности, необходимой для такого маневра, кайсякунин был опытным фехтовальщиком. Директор школы и кайсякунин заранее договорились, когда последний получит свою долю. Обычно дакикуби происходило, как только кинжал вонзался в живот.
Со временем этот процесс стал настолько ритуализированным, что, как только самурай доставал свой клинок, кайсякунин наносил удар. В конце концов, даже клинок стал ненужным, и самурай мог дотянуться до чего-то символического, например, веера, и уже одно это могло вызвать смертельный удар его кайсякунина. Веер, вероятно, использовался, когда самурай был слишком стар, чтобы использовать клинок, или в ситуациях, когда давать ему оружие было слишком опасно. [22]
Этот сложный ритуал развился после того, как сэппуку перестал быть главным образом полем боя или практикой военного времени и стал парасудебным институтом . Кайсякунин обычно, но не всегда, был другом. Если побежденный воин сражался честно и хорошо, противник, который хотел отдать должное его храбрости, добровольно выступил в роли его кайсякунина.
В « Хагакурэ» Ямамото Цунэтомо писал:
С давних времен самураи считали дурным предзнаменованием называться кайсяку . Причина этого в том, что человек не получает славы, даже если работа выполнена хорошо. Далее, если кто-то ошибется, это станет позором на всю жизнь.В практике прошлых времен были случаи, когда голова отлетала. Говорили, что лучше всего разрезать, оставив немного кожи, чтобы она не отлетела в сторону проверяющих.
Специализированная форма сэппуку в феодальные времена была известна как канши ( 諫死 , букв. « смерть протеста или смерть понимания » ) , при которой вассал совершал самоубийство в знак протеста против решения лорда. Стейкер делал один глубокий горизонтальный разрез на животе, а затем быстро перевязывал рану. После этого человек появлялся перед своим господином, произносил речь, в которой объявлял протест против действий господина, а затем показывал свою смертельную рану. Это не следует путать с фунси ( 憤死 , букв. « смерть от негодования » ) , которое представляет собой любое самоубийство, совершаемое в знак протеста или выражения недовольства. [ нужна ссылка ]
Некоторые самураи предпочитали выполнять значительно более сложную форму сэппуку , известную как дзюмондзи гири ( 十文字切り , букв. « крестообразный разрез » ) , в которой нет кайсякунин , который мог бы быстро положить конец страданиям самурая. Он включает в себя второй, более болезненный вертикальный разрез на животе. Ожидалось, что самурай, исполняющий дзюмондзи гири, будет спокойно переносить свои страдания, пока не истечет кровью и не умрет, закрыв лицо руками. [ нужна ссылка ]
Женское ритуальное самоубийство
[ редактировать ]Женское ритуальное самоубийство (неправильно называемое в некоторых английских источниках джигаем ) практиковалось женами самураев, совершивших сэппуку или нанесших бесчестие. [23] [24]
Некоторые женщины, принадлежащие к самурайским семьям, покончили жизнь самоубийством, перерезав артерии шеи одним ударом, используя нож, такой как танто или кайкен . [25] Основной целью было добиться быстрой и верной смерти, чтобы избежать плена. [25] Перед смертью женщина часто связывала колени вместе, чтобы ее тело находилось в «достойной» позе, несмотря на предсмертные судороги. [25] Армии вторжения часто входили в дома и обнаруживали, что хозяйка дома сидит одна, отвернувшись от двери. Подойдя к ней, они обнаружат, что она закончила свою жизнь задолго до того, как они доберутся до нее. [ нужна ссылка ]

История
[ редактировать ]Стивен Р. Тернбулл приводит обширные доказательства практики ритуального самоубийства женщин, особенно жен самураев, в досовременной Японии. Одним из крупнейших массовых самоубийств стало окончательное поражение Тайра-но Томомори 25 апреля 1185 года . [23] Жена Онодера Джуная, одного из сорока семи ронинов , является ярким примером жены, следующей за сэппуку мужа-самурая. [26] Большое количество самоубийств во имя чести ознаменовало поражение клана Айдзу в войне Босин 1869 года, ведущей к эпохе Мэйдзи . Например, в семье Сайго Таномо , которая выжила, в одной большой семье зарегистрировано в общей сложности двадцать две женщины, покончившие с собой в честь чести. [27]
Религиозный и социальный контекст
[ редактировать ]Добровольная смерть от утопления была распространенной формой ритуального самоубийства или самоубийства в честь чести. [ нужна ссылка ] Религиозным контекстом тридцати трех приверженцев Дзёдо Синсю на похоронах аббата Дзицунё в 1525 году была вера в Амида Будду и вера в возрождение в его Чистой земле , однако мужское сэппуку не имело конкретно религиозного контекста. [28] Напротив, религиозные убеждения Хосокавы Грасии , христианской жены даймё Хосокавы Тадаоки , не позволили ей умереть в результате самоубийства. [29]
В качестве смертной казни
[ редактировать ]Хотя добровольное сэппуку является наиболее известной формой, [6] на практике наиболее распространенной формой сэппуку было обязательное сеппуку , использовавшееся как форма смертной казни для опальных самураев, особенно для тех, кто совершил тяжкое преступление, такое как изнасилование, грабеж, коррупция, неспровоцированное убийство или измена. [30] [31] Самураям обычно подробно рассказывали о совершенном ими преступлении и давали определенное время для совершения сеппуку, обычно до захода солнца в определенный день. В некоторых случаях, если приговоренные отказывались сотрудничать, сеппуку мог провести палач, или, что чаще, фактическая казнь осуществлялась исключительно путем обезглавливания, сохраняя только атрибуты сэппуку; даже танто, разложенное перед отказывающимся от сотрудничества преступником, можно было заменить веером (чтобы не дать отказывающимся преступникам использовать танто в качестве оружия против наблюдателей или палача). Такая форма непроизвольного сеппуку считалась постыдной и недостойной. [32] В отличие от добровольного сэппуку , сеппуку, применяемый палачами в качестве смертной казни, не обязательно освобождает или прощает семью преступника за преступление. В зависимости от тяжести преступления все или часть имущества осужденного могла быть конфискована, а семья наказывалась лишением звания, продажей в длительную каторгу или казнью.
Сэппуку считалось самой почетной смертной казнью, назначенной самураям. Дзаншу ( 斬首 ) и сарасикуби ( 晒し首 ) , обезглавливание с последующим показом головы, считались более жестокими и предназначались для самураев, совершивших более серьезные преступления. Самые суровые наказания, обычно включающие смерть посредством мучительных методов, таких как камаюдэ ( 釜茹で ) , смерть через кипячение , предназначались для простых преступников.
Принудительное сеппуку со временем стало известно как «присужденная смерть», поскольку оно использовалось для наказания самураев-преступников. [32]
Записанные события
[ редактировать ]
15 февраля 1868 года одиннадцать французских матросов « Дюпле» вошли в город Сакаи без официального разрешения . Их присутствие вызвало панику среди жителей. Силы безопасности были направлены, чтобы вернуть моряков на корабль, но завязалась драка, и моряки были застрелены. По протесту представителя Франции была выплачена финансовая компенсация, а виновные приговорены к смертной казни. Капитан Абель-Николя Бергасс дю Пти-Туар присутствовал и наблюдал за казнью. Поскольку каждый самурай совершал ритуальное выпотрошение, насильственный акт шокировал капитана, и он попросил о помиловании, в результате чего девять самураев были спасены. Этот инцидент был инсценирован в известном рассказе Мори Огаи «Сакаи Дзикен» .
В 1860-х годах британский посол в Японии Алджернон Фримен-Митфорд (лорд Редесдейл) жил недалеко от Сенгаку-дзи , где похоронены Сорок семь ронинов. В своей книге «Сказки старой Японии» он описывает человека, пришедшего на могилы, чтобы покончить с собой:
Я добавлю один анекдот, чтобы показать святость могил Сорока семи. В сентябре 1868 года некий мужчина пришел помолиться к могиле Оиси Тикара. Закончив молитвы, он намеренно совершил харакири и, поскольку рана в живот не была смертельной, покончил с собой, перерезав себе горло. При нем были найдены документы, в которых говорилось, что, будучи ронином и не имея средств к существованию, он подал прошение о разрешении ему вступить в клан принца Тёсю , который он считал самым благородным кланом в королевстве; его прошение было отклонено, и ему ничего не оставалось, как умереть, ибо быть ронином было ему ненавистно, и он не хотел служить никому другому господину, кроме принца Тёсю: какое более подходящее место мог он найти, чтобы положить конец для его жизни, чем кладбище этих храбрецов? Это произошло примерно на расстоянии двухсот ярдов от моего дома, и когда я увидел это место час или два спустя, земля была вся забрызгана кровью и потревожена смертельной борьбой этого человека.
Митфорд также описывает рассказ своего друга, очевидца сэппуку :

Существует множество историй о необычайном героизме, проявленном в харакири. Случай с молодым человеком, всего двадцати лет, из клана Тёсю, о котором мне на днях рассказал очевидец, заслуживает упоминания как чудесный пример решимости. Не удовлетворившись нанесением себе единственного необходимого пореза, он нанес себе три пореза по горизонтали и дважды по вертикали. Затем он нанес себе удар в горло, пока кинжал не выступал с другой стороны, острым краем вперед; Стиснув зубы одним величайшим усилием, он обеими руками вонзил нож себе в горло и упал замертво.
Во время Реставрации Мэйдзи исполнял помощник сёгуна Токугава сэппуку:
Еще одна история и я закончил. Во время революции, когда Тайкун (Верховный главнокомандующий) , потерпевший поражение со всех сторон, с позором бежал в Эдо , он, как говорят, решил больше не сражаться, а отдать все. Член его второго совета подошел к нему и сказал: «Сэр, единственный способ для вас сейчас вернуть честь семьи Токугавы — это выпотрошить себя; и доказать вам, что я искренен и незаинтересован в том, что я говорю. , я здесь готов потрошить себя вместе с тобой». Тайкун пришел в ярость, заявив, что не будет слушать такую ерунду, и вышел из комнаты. Его верный слуга, чтобы доказать свою честность, удалился в другую часть замка и торжественно совершил харакири.
[ нужна ссылка ]
В своей книге «Сказки старой Японии » Митфорд описывает, как стал свидетелем харакири: [33]
В качестве следствия к приведенному выше подробному изложению церемоний, которые следует соблюдать во время харакири, я могу здесь описать пример такой казни, свидетелем которой меня официально послали. Осужденным был Таки Дзензабуро, офицер принца Бизена , который отдал приказ обстрелять иностранное поселение Хёго в феврале 1868 года – нападение , о котором я упоминал в преамбуле к истории о Эта Дева и Хатамото . До того времени ни один иностранец не был свидетелем такой казни, на которую скорее смотрели как на басню путешественника.
Церемония, которую приказал сам Микадо (Император), состоялась в 10:30 ночи в храме Сэйфукудзи, штабе войск Сацума в Хиого. Из каждого иностранного представительства был отправлен по свидетелю. Всего нас было семеро иностранцев. После еще одного глубокого поклона Таки Дзензабуро, голосом, в котором выдавалось ровно столько эмоций и колебаний, сколько можно было ожидать от человека, делающего болезненное признание, но без каких-либо признаков ни на лице, ни в манерах, сказал следующее:
Я, и только я, необоснованно отдал приказ стрелять по иностранцам в Кобе и еще раз, когда они пытались бежать. За это преступление я выпотрошу себя и прошу присутствующих оказать мне честь стать свидетелем этого деяния.
Поклонившись еще раз, говорящий позволил своей верхней одежде соскользнуть до пояса и остался обнаженным до пояса. Осторожно, по обычаю, он подоткнул рукава под колени, чтобы не упасть назад; ибо благородный японский джентльмен должен умереть, упав вперед. Сознательно, твердой рукой он взял лежавший перед ним кинжал; он смотрел на это тоскливо, почти ласково; на мгновение он, казалось, в последний раз собрался с мыслями, а затем, нанеся себе удар глубоко ниже пояса с левой стороны, медленно перенес кинжал на правую сторону и, повернув его в ране, дал небольшой разрез вверх. Во время этой отвратительно болезненной операции он ни разу не пошевелил мышцами лица. Вытащив кинжал, он наклонился вперед и вытянул шею; выражение боли впервые промелькнуло на его лице, но он не издал ни звука. В этот момент кайсяку , который, все еще присев рядом с ним, зорко следил за каждым его движением, вскочил на ноги, на секунду поднял меч в воздух; произошла вспышка, тяжелый, уродливый удар, грохот падения; одним ударом голова была отделена от тела.
Наступила мертвая тишина, нарушаемая только отвратительным шумом крови, пульсирующей из инертной кучи перед нами, которой всего мгновение назад был храбрый и рыцарский человек. Это было ужасно.
Кайсяку ; низко поклонился, вытер свой меч куском рисовой бумаги, приготовленной для этой цели, и удалился с фальшпола и запятнанный кинжал был торжественно унесен, как кровавое доказательство казни. Затем два представителя Микадо покинули свои места и, подойдя к месту, где сидели иностранные свидетели, призвали нас засвидетельствовать, что смертный приговор Таки Дзензабуро был добросовестно приведен в исполнение. Когда церемония подошла к концу, мы покинули храм. Церемония, которой место и час придавали дополнительную торжественность, характеризовалась тем чрезвычайным достоинством и щепетильностью, которые являются отличительными чертами поведения японских знатных джентльменов; и важно отметить этот факт, поскольку он несет в себе убежденность в том, что мертвый человек действительно был офицером, совершившим преступление, а не заменителем. Находясь под глубоким впечатлением от ужасной сцены, нельзя было в то же время не восхищаться твердым и мужественным поведением страдальца и тем мужеством, с которым Кайсяку выполнил свой последний долг перед своим хозяином.
В современной Японии
[ редактировать ]Сэппуку как судебное наказание было отменено в 1873 году, вскоре после Реставрации Мэйдзи , однако добровольное сэппуку не вымерло полностью. [34] [35] [31] десятки людей совершили сеппуку . Известно, что с тех пор [36] [34] [37] включая генерала Ноги Маресуке и его жену после смерти императора Мэйдзи в 1912 году, а также многочисленных солдат и гражданских лиц, которые предпочли умереть, а не сдаться в конце Второй мировой войны . [31] Эта практика получила широкую похвалу в армейской пропаганде, в которой фигурировал солдат, захваченный китайцами во время Шанхайского инцидента (1932 г.), который вернулся на место своего захвата, чтобы совершить сэппуку . [38] В 1944 году Хидэёси Обата , генерал-лейтенант Императорской японской армии , совершил сеппуку в Иго, Гуам, после победы союзников над японцами во Второй битве за Гуам . [39] Обате посмертно было присвоено звание генерала. Многие другие высокопоставленные военные чиновники Императорской Японии продолжали совершать сэппуку во второй половине Второй мировой войны, в 1944 и 1945 годах. [40] [31] когда ход войны повернулся против японцев, и стало ясно, что японская победа в войне недостижима. [41] [42] [43]
В 1970 году автор Юкио Мисима. [44] и один из его последователей совершил публичное сэппуку в штаб-квартире Сил самообороны Японии после неудачной попытки спровоцировать вооруженные силы на организацию государственного переворота . [45] [46] Мисима исполнил сеппуку в кабинете генерала Канетоши Машиты. [46] [47] Его кайсякунин , 25-летний мужчина по имени Масакацу Морита , трижды пытался ритуально обезглавить Мисиму, но потерпел неудачу, и в конце концов его голову отрубил Хироясу Кога , бывший чемпион по кендо . [47] Затем Морита попытался сам выполнить сэппуку . [47] но когда его собственные порезы оказались слишком поверхностными, чтобы быть смертельными, он подал сигнал, и Кога обезглавил его. [48] [45] [46]
Известные случаи
[ редактировать ]Список известных случаев сэппуку в хронологическом порядке.
- Минамото-но Тамэтомо (1170)
- Минамото-но Ёримаса (1180)
- Минамото-но Ёсицунэ (1189)
- Ходзё Такатоки (1333)
- Асикага Мочиудзи (1439 г.)
- Азаи Нагамаса (1573)
- Ода Нобунаге (1582)
- Такэда Кацуёри (1582)
- Сибата Кацуиэ (1583)
- Сасса Наримаса (1588)
- Ходзё Удзимаса (1590)
- Сэн-но Рикю (1591)
- Тойота Хидэцугу (1595 г.)
- Тории Мототада (1600 г.)
- Токугава Таданага (1634 г.)
- Сорок шесть из сорока семи ронинов (1703 г.)
- Ватанабэ Казань (1841 г.)
- Танака Синбей (1863)
- Такечи Ханпейта (1865)
- Яманами Кейсуке (1865)
- Бьяккотай (группа юношей-самураев) (1868 г.)
- Сайго Такамори (1877)
- Эмилио Сальгари (1911)
- Ноги Маресукэ и Ноги Сидзуко (1912)
- Чуджиро Хаяси (1940)
- Сейго Накано (1943)
- Ёсицугу Сайто (1944)
- Хидэёси Обата (1944)
- Кунио Накагава (1944)
- Мицуру Ушиджима (1945)
- Исаму Чо (1945)
- Коречика Анами (1945)
- Такидзиро Ониши (1945)
- Чикахико Коидзуми (1945)
- Юкио Мисима (1970)
- Масакацу Морита (1970)
- Исао Инокума (2001)
В популярной культуре
[ редактировать ]
История сорока семи ронинов ( Тюшингура ), совершивших массовое сэппуку после мести за своего господина, вдохновила на создание множества произведений японского искусства, включая кукольные пьесы бунраку , пьесы кабуки и как минимум шесть экранизаций, а также голливудский фильм «47 ронинов». . [49]
Ожидаемое самоубийство чести жены-самурая часто упоминается в японской литературе и кино, например, в «Тайко» Эйдзи Ёсикавы, «Человечество» и «Бумажные воздушные шары» . [50] и Расёмон . [51]
В опере Пуччини » 1904 года « Мадам Баттерфляй обиженная невеста-ребенок Чио-Чио-сан совершает сеппуку в последние минуты оперы, узнав, что отец ее ребенка, хотя он наконец вернулся в Японию, к ее большому удовольствию — тем временем женился на американке и приехал забрать у нее ребенка. [52]
Сеппуку неоднократно упоминается и описывается в Джеймса Клавелла романе 1975 года «Сёгун »; его последующий мини-сериал 1980 года «Сёгун» привлек внимание Запада к этому термину и концепции. Адаптация 2024 года также следует этому примеру, но с большей графической детализацией. [53]
См. также
[ редактировать ]- Харакири — фильм Масаки Кобаяши
- Японские похороны
- Джаухар и Раджпут чтят самоубийство путем самосожжения
- Джунши – следовать за господином после смерти
- Камикадзе , японские террористы-смертники.
- Пупутан , индонезийское ритуальное самоубийство.
- Позор обществу
- Самоубийство в Японии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Косака, Масатака (1990). «Эра Сёва (1926–1989)» . Дедал . 119 (3): 27–47. ISSN 0011-5266 . JSTOR 20025315 .
- ^ «Преступность и уголовная политика в Японии с 1926 по 1988 год: анализ и оценка эпохи Сёва» . Виртуальная библиотека NCJRS . Программы Управления юстиции. Архивировано из оригинала 27 декабря 2022 г. Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ Ротман, Лили (22 июня 2015 г.). «Кровавая дорога японских генералов завершила битву на Окинаве» . Время . Проверено 28 ноября 2020 г.
- ^ Фрэнк, Падение , стр. 319–320.
- ^ Фуллер, Самурай Хирохито
- ^ Jump up to: а б с Равина, Марк Дж. (2010). «Апокрифическое самоубийство Сайго Такамори: самураи, «Сэппуку» и легендарная политика» . Журнал азиатских исследований . 69 (3): 691–721. дои : 10.1017/S0021911810001518 . ISSN 0021-9118 . JSTOR 40929189 . S2CID 155001706 .
- ^ Сонода, Ай; Синкава, Норихиро; Какизаки, Эйдзи; Юкава, Нобухиро (31 мая 2022 г.). «Случай смертельного обескровливания японским коротким мечом». Американский журнал судебной медицины и патологии . 43 (3). Ovid Technologies (Wolters Kluwer Health): 282–286. дои : 10.1097/paf.0000000000000767 . ISSN 1533-404X .
- ^ Jump up to: а б с д и Перес ЛГ. Харакири (Сэппуку). В: Япония в войне . Блумсбери Паблишинг США; 2013. с. 110
- ^ Эндрюс, Эван (23 августа 2018 г.). «Что такое сэппуку?» . ИСТОРИЯ . Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ «Сэппуку | Определение, история и факты» . Британника . Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ «сеппуку» . Бесплатный словарь . Проверено 10 ноября 2013 г.
- ^ Брайан Гарнер (2009). Современное американское использование Гарнера . США: Издательство Оксфордского университета. п. 410. ИСБН 978-0-19-538275-4 .
- ^ Росс, Кристофер. Меч Мисимы , стр.68.
- ^ 0 [самоубийство] . » «Дзигай 1
- ^ Хоузи, Тимоти (декабрь 1980 г.). Черный пояс: женщины-самураи . п. 47.
- ^ Хирн, Лафкадио (2005) [впервые опубликовано в 1923 году]. Япония: попытка интерпретации . п. 318.
- ^ Цукишима, Кензо (1984) Япония Лафкадио Хирна: интерпретации попытка , стр. 48.
- ^ Мостоу, Джошуа С. (2006). Визенталь, Дж. Л. (ред.). Видение Востока: тексты, интертексты и контексты «Мадам Баттерфляй», глава: Железная бабочка Чио-Чио-Сан и японский империализм . п. 190.
- ^ Ридж, Ян Ван (2001). Мадам Баттерфляй: японизм, Пуччини и поиски настоящего Чо-Чо-Сан . п. 71.
- ^ Гейтли, Иэн (2009). Напиток: культурная история алкоголя . Нью-Йорк: Gotham Books . п. 103. ИСБН 978-1-59240-464-3 .
- ^ Самурайские боевые искусства: дух и практика , с. 48, в Google Книгах
- ^ Фусэ, Тойомаса (1979). «Самоубийство и культура в Японии: исследование сэппуку как узаконенной формы самоубийства». Социальная психиатрия и психиатрическая эпидемиология . 15 (2): 57–63. дои : 10.1007/BF00578069 . S2CID 25585787 .
- ^ Jump up to: а б Тернбулл, Стивен Р. (1996). Самурай: Военная история . п. 72.
- ^ Майзе, Аньелло; Гитто, Лоренцо; дель Акила, Массимилиано; Болино, Джорджио (март 2014 г.). «Странный случай самоубийства, совершенный посредством древнего японского ритуала Дзигай». Американский журнал судебной медицины и патологии . 35 (1): 8–10. дои : 10.1097/PAF.0000000000000070 . ПМИД 24457577 .
- ^ Jump up to: а б с «Знаете ли вы, что жены самураев также могли совершить ритуальное самоубийство?» . история.информация . 7 апреля 2024 г.
- ^ Борода, Мэри Риттер (1953). Сила женщин в истории Японии . Вашингтон, Пресса по связям с общественностью. п. 100 .
- ^ Тернбулл, Стивен (2008). Самурай-мечник: Мастер войны . п. 156.
- ^ Блюм, Марк Л. (2008). «Смерть и загробная жизнь в японском буддизме». « В камне», Жаклин Илиза ; Уолтер, Марико Намба (ред.). Коллективное самоубийство на похоронах Дзицуньо . п. 164.
- ^ Тернбулл, Стивен (2012). Женщины-самураи 1184–1877 гг .
- ^ Пьер, Джозеф М. (22 марта 2015 г.). «Культурно санкционированное самоубийство: эвтаназия, сеппуку и террористическое мученичество» . Всемирный журнал психиатрии . 5 (1): 4–14. дои : 10.5498/wjp.v5.i1.4 . ISSN 2220-3206 . ПМЦ 4369548 . ПМИД 25815251 .
- ^ Jump up to: а б с д Дэвис, Лорен (21 июня 2016 г.). «Почему японцы перестали исполнять сэппуку?» . Гизмодо Австралия . Проверено 14 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Фус, Тойомаса (1980). «Самоубийство и культура в Японии: исследование сеппуку как узаконенной формы самоубийства» . Социальная психиатрия . 15 (2): 57–63. дои : 10.1007/BF00578069 . S2CID 25585787 . Проверено 22 марта 2022 г.
- ^ Сказки старой Японии Алджернона Бертрама Фримена-Митфорда
- ^ Jump up to: а б Вуданн, Шерил (24 марта 1999 г.). «Менеджер поручает Хара-Кири бороться с корпоративной реструктуризацией» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ Рейтман, Валери (24 марта 1999 г.). «Японский рабочий покончил с собой возле офиса президента компании» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ «Корпоративный воин совершает харакири» . Хранитель . 24 марта 1999 г. Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ «Бывший менеджер Bridgestone нанес себе ножевое ранение на глазах у президента фирмы» . Уолл Стрит Джорнал . 24 марта 1999 года . Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ Хойт, Эдвин П. (2001). Японская война: Великий Тихоокеанский конфликт . Купер Сквер Пресс. стр. 100–101. ISBN 978-0815411185 .
- ^ Игараси, Ёсикуни (2016). Возвращение домой: запоздалое возвращение пропавших солдат Японии . Издательство Колумбийского университета. п. 152. ИСБН 978-0231177702 .
- ^ Портер, Патрик (2010). «Бумажные пули: американская психологическая война в Тихом океане, 1944–1945» . Война в истории . 17 (4): 479–511. дои : 10.1177/0968344510376465 . ISSN 0968-3445 . JSTOR 26070823 . S2CID 145484317 .
- ^ «Хронология: Последние дни императорской Японии» . Совет по международным отношениям . Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ «Исследование военных преступлений в Японии — вводные эссе» (PDF) .
- ^ «Капитуляция Японии и ее последствия» . НХХК . Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ Уильямс, Джон (21 мая 2020 г.). «Абсурдистский нуар-роман показывает светлую сторону Юкио Мисимы» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Мурамацу, Такеши (16 апреля 1971 г.). «Смерть как заповедь» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Лебра, Джойс (28 ноября 1970 г.). «Очевидец: Мисима» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Мнение | Вспомнили загадочного японского писателя» . Нью-Йорк Таймс . 13 марта 1993 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ Шеппард, Гордон (2003). Ха!: загадка самоубийства . Издательство Университета Макгилла-Куина. п. 269. ИСБН 0-7735-2345-6 .
отрывок из Стоукс, Генри Скотт (2000). Жизнь и смерть Юкио Мисимы . Купер Сквер Пресс . ISBN 0-8154-1074-3 . - ^ Чайлд, Бен. «Киану Ривз сыграет японского самурая в фильме «47 ронинов» , The Guardian (Лондон). 9 декабря 2008 г.
- ^ Филлипс, Аластер; Стрингер, Джулиан (2007). Японское кино: тексты и контексты . п. 57.
- ^ Камир, Орит (2005). В рамке: Женщины в законе и кино . п. 64.
- ^ «Мадам Баттерфляй: японский взгляд» . Финская национальная опера и балет .
- ^ Маккласки, Меган (16 апреля 2024 г.). «Как изображение сэппуку Сёгуном соотносится с реальной историей» . ВРЕМЯ .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Самоубийство |
---|
- Рэнкин, Эндрю (2011) Сеппуку: История самоубийства самураев . ISBN 978-4770031426 .
- Ямамото Цунэтомо (1979). Хагакурэ: Книга самураев Уильям Скотт Уилсон (пер.). Чарльз Э. Таттл. ISBN 1-84483-594-4 .
- Сьюард, Джек (1968). Харакири: японское ритуальное самоубийство . Чарльз Э. Таттл. ISBN 0-8048-0231-9 .
- Росс, Кристопер (2006). Меч Мисимы: Путешествие в поисках легенды самурая . Да Капо Пресс. ISBN 978-0-306-81513-3 .
- Сеппуку. Архивировано 15 сентября 2008 г. в Wayback Machine - Практическое руководство (иронично).
- Бринкманн, Ганс (2 июля 2006 г.). «Японское общество и культура в перспективе: 6. Самоубийство, темная тень» . Архивировано из оригинала 10 января 2007 года.
- Фриман-Митфорд, Алджернон Бертрам (1871). «Рассказ о Харакири» . Сказки старой Японии . Архивировано из оригинала 6 декабря 2012 г.
- «Изобразительное искусство сэппуку» .
- Зуйходэн – Мавзолей Датэ Масамунэ – Когда он умер, двадцать его последователей покончили с собой, чтобы служить ему в следующей жизни. Они лежали в Зуйходене.
- Сэппуку и «жестокие наказания» в конце сёгуната Токугава
- Указ сёгуната Токугава, запрещающий Дзюнси (следовать за своим господином после смерти) Из Буке Сё Хатто (1663 г.) -
- «То, что обычай следовать за хозяином после смерти неправильный и бесполезный, является предостережением, которое иногда высказывалось в древности; но, поскольку это фактически не было запрещено, число тех, кто разрезал себе живот, чтобы следовать их господин после его кончины стал очень великим. В будущем тем слугам, которых может воодушевить такая идея, их соответствующие лорды должны постоянно и очень решительно заявлять о своем неодобрении этого обычая, несмотря на это предупреждение. Если же такая практика произойдет, то будет считаться, что покойный господин был виноват в неготовности. Более того, впредь его сын и преемник будут считаться виновными в некомпетентности, поскольку не предотвратили самоубийства».
- Фьюз, Тойомаса (1980). «Самоубийство и культура в Японии: исследование сеппуку как узаконенной формы самоубийства». Социальная психиатрия . 15 (2): 57–63. дои : 10.1007/BF00578069 . S2CID 25585787 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с сэппуку, на Викискладе?
- Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911. .