Ямамото Цунэтомо
Ямамото Цунэтомо | |
---|---|
Цунэтомо Ямамото | |
![]() | |
Рожденный | 11 июня 1659 г. |
Умер | 30 ноября 1719 г. | (60 лет)
Другие имена | Ямамото Джочо |
Занятия |
|
Цунэтомо Ямамото в под , буддийское монашеское имя Ямамото Дзёчо провинции Хидзэн началом (11 июня 1659 — 30 ноября 1719), был самураем области Сага своего господина Набэсимы Мицусигэ . [ 1 ] [ 2 ] Он стал дзен -буддийским священником и передавал свой опыт, воспоминания, уроки, идеи и афоризмы самураю Таширо Цурамото , который собрал их под названием «Хагакурэ» .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Ямамото Цунэтомо родился 11 июня 1659 года в семье Ямамото Дзинъэмона, которому тогда был 71 год, и женщины, девичья фамилия которой была Маэда. Он был последним рожденным в семье, и отец считал его лишним дополнением, которого собирались отдать торговцу солью. [ 3 ] Большую часть своего детства Цунэтомо был болезненным и утверждал, что врачи сказали ему, что он не доживет и до двадцати лет. Несмотря на его слабое здоровье, в 9 лет его наняли пажом у Набэсимы Мицухиге. Литературные навыки Цунэтомо привели к тому, что Мицухиге поручил ему учиться у известного литератора Куранаги Рихэя. [ 3 ]
Когда Цунэтомо было двадцать с лишним лет, он учился у дзен-буддийского священника Таннена и конфуцианского ученого Исиды Иттея, которые оба оказали большое влияние на его философию. [ 4 ] Последним серьезным фактором, оказавшим влияние на образование Цунэтомо, был его племянник Ямамото Горозаэмон, который был старше Цунэтомо и помог ему получить должность писца в Эдо, а затем в столице империи Киото в 1686 году. В 1687 году Горозаэмон взял на себя ответственность за большой разрушительный пожар. , что привело к тому, что он и Цунэтомо ушли со своих должностей. Цунэтомо вернулся к работе на Мицухиге. [ 5 ]
Буддийское духовенство
[ редактировать ]В 1695 году Мицусигэ вышел в отставку из-за плохого здоровья и поручил Цунэтомо найти копию книги секретных поэтических инструкций под названием Кокиндендзю . Цунэтомо получил копию в Киото и 1 мая 1700 года подарил ее Мицухиге, который умер две недели спустя. [ 5 ] Цунэтомо намеревался покончить жизнь самоубийством, чтобы последовать за своим хозяином после смерти , но и Мицусигэ, и сёгунат в целом запретили эту практику. Вместо того, чтобы продолжать оставаться самураем и добиваться второстепенных должностей, Цунэтомо стал буддийским священником, а его жена стала монахиней и жила в отшельнике в горах. [ 5 ]
Хагакуре
[ редактировать ]Позже (между 1709 и 1716 годами) Цунэтомо поделился многими своими мыслями самураю Таширо Цурамото . Многие из этих афоризмов касались отца и деда его господина Наосигэ, а также упадка касты самураев. Эти комментарии были составлены и опубликованы в 1716 году под названием «Хагакурэ» (葉隠), слово, которое можно перевести как « В тени листьев» или «Скрытые листья» . [ 6 ] [ 7 ]
Хагакурэ , не была широко известна в течение нескольких лет после смерти Цунэтомо, но к 1930-м годам она стала одним из самых известных представителей бусидо преподаваемого в Японии . В 2011 году была опубликована версия манги/комикса Hagakure: The Manga Edition , переведенная Уильямом Скоттом Уилсоном и адаптированная Шоном Майклом Уилсоном и Чи Куцувадой (Kodansha International Ltd., 2011).
Цунэтомо считал, что единение со смертью в мыслях, даже в жизни, было высшим достижением чистоты и сосредоточенности. Он чувствовал, что решение умереть ведет к более высокому состоянию жизни, наполненному красотой и изяществом, недоступным тем, кто заботится о самосохранении. Некоторые считали его человеком немедленных действий из-за некоторых его цитат, а в « Хагакурэ» он раскритиковал тщательно спланированную вендетту Ако Сорока семи ронинов (крупное событие в его жизни) за ее запоздалую реакцию.
Наследие
[ редактировать ]в Японии, В годы милитаризма в 1930-х и 1940-х годах, солдаты приветствовали «Хагакурэ» как ключевой текст для правильного поведения самураев. [ 8 ]
«Хагакуре» — это книга, которую персонаж Пес-призрак читает и по которому живет своей жизнью в фильме « Пес-призрак: Путь самурая» .
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Тернбулл 2006 , с. 71
- ^ Янсен 2002 , стр. 102.
- ^ Перейти обратно: а б Ямамото, Цунэтомо (2012). "Введение" В Уилсоне, Уильям Скотт (ред.). Хагакурэ: Книга самураев с исправленным введением Валун: Шамбала. стр. 100-1 xiii. ISBN 978-1-59030-985-8 .
- ^ Уилсон, «Введение» (2012), xiv.
- ^ Перейти обратно: а б с Уилсон, «Введение» (2012), xv.
- ^ Варлей 2000 , с. 211
- ^ Цунэтомо 2002 , стр. 15.
- ^ Варлей (2000), 212.
Ссылки
[ редактировать ]- Цунэтомо, Ямамото (2002). Хагакурэ: Книга самурая . Уилсон, Уильям Скотт (переводчик). Книги Стэкпола. ISBN 978-4-7700-2916-4 .
- Де Бари, Уильям Теодор; Кэрол Глюк ; Артур Э. Тидеманн; Эндрю Э. Баршай; Уильям М. Бодифорд (2001). Источники японской традиции . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-12984-8 .
- Янсен, Мариус Б. (2002). Создание современной Японии . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-00991-2 .
- Тернбулл, Стивен (2006). Самурай: Мир воина . Чтение: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84176-951-6 .
- Варли, Х. Пол (2000). Японская культура . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-2152-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]