Jump to content

Фукудзава Юкичи

Фукудзава Юкичи
Юкичи Фукудзава
Фукудзава в 1891 году
Рожденный ( 1835-01-10 ) 10 января 1835 г.
Умер 3 февраля 1901 г. ( 1901-02-03 ) (66 лет)
Другие имена Ши-И (子伟)
Сандзю-иккоку-дзин (三一谷人)
Супруг Конечно

Фукудзава Юкичи ( 福澤 諭吉 , 10 января 1835 — 3 февраля 1901) — японский педагог, философ, писатель, предприниматель и самурай , основавший Университет Кэйо , газету Дзидзи-Синпо. [ джп ] и Институт изучения инфекционных заболеваний .

Фукудзава был одним из первых сторонников реформ в Японии . Его идеи об организации государственного управления и структуре социальных институтов произвели неизгладимое впечатление на быстро менявшуюся Японию периода Мэйдзи . Он появляется на банкноте номиналом 10 000 японских иен с 1984 по 2024 год.

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Памятник месту рождения Фукузавы Юкичи, склад-особняк Домена Накацу , в Хотарумати , Фукусима-ку, Осака

Фукудзава Юкичи родился в обедневшей низкоранговой самурайской (военной знати) семье клана Окудайра домена Накацу (современный Оита , Кюсю ) в 1835 году. Его семья жила в Осаке , главном торговом центре Японии того времени. [1] Его семья была бедной после ранней смерти его отца, который также был конфуцианским ученым. В возрасте 5 лет он начал изучать хань , а к 14 годам он изучил основные сочинения, такие как « Аналитики» , «Дао Дэ Цзин» , Цзо Чжуань и Чжуанцзы . [2] На Фукудзаву большое влияние оказал его пожизненный учитель Сёзан Сираиси, который был знатоком конфуцианства и ханьского учения . Юкичи исполнилось 19 лет в 1854 году, вскоре после прибытия экспедиции Перри в Японию, что положило начало открытию Японии для торговли посредством дипломатии канонерок . Как брат патриарха семьи Фукудзавы попросил его поехать в Нагасаки , где располагалась голландская колония в Дэдзиме , чтобы поступить в школу голландских исследований ( рангаку ). Он поручил Юкичи выучить голландский язык , чтобы он мог изучать европейские конструкции пушек и артиллерийское дело .

Моряки « Канрин Мару» , сотрудники посольства Японии в США (1860 г.) . Фукудзава Юкичи сидит справа.
Фукудзава Юкичи (позирует с двенадцатилетней дочерью фотографа Теодорой Элис Шью) в Сан-Франциско, 1860 год.

Ранняя жизнь Фукудзавы состояла из скучной и изнурительной работы, типичной для самураев низшего уровня в Японии периода Токугава . [2] Хотя Фукудзава действительно побывал в Нагасаки, его пребывание было недолгим, поскольку он быстро начал затмевать своего хозяина в Нагасаки, Окудайру Ики. Окудайра планировал избавиться от Фукудзавы, написав письмо, в котором говорилось, что мать Фукудзавы больна. Увидев поддельное письмо, Фукудзава планировал поехать в Эдо и продолжить обучение там, поскольку он не сможет сделать это в своем родном владении Накацу . Однако по возвращении в Осаку его брат убедил его остаться и поступить в школу Текидзюку, которой руководил врач и рангаку ученый- Огата Коан . [2] Фукудзава проучился в Текидзюку три года и полностью овладел голландским языком. В 1858 году он был назначен официальным голландским учителем Накацу семьи вассалов и был отправлен в Эдо, чтобы обучать там .

В следующем году Япония открыла три своих порта для американских и европейских кораблей, и Фукузава, заинтригованный западной цивилизацией , отправился в Канагаву , чтобы увидеть их. Когда он прибыл, он обнаружил, что практически все европейские купцы говорили по-английски, а не по-голландски. Затем он начал изучать английский язык, но в то время англо-японские переводчики были редкостью, а словарей не существовало, поэтому его учеба шла медленно.

В 1859 году сёгунат Токугава направил свою первую дипломатическую миссию в США . Фукудзава предложил свои услуги адмиралу Кимуре Ёситаке . Корабль Кимуры, « Канрин Мару» , прибыл в Сан-Франциско, штат Калифорния , в 1860 году. Делегация пробыла в городе месяц, за это время Фукузава сфотографировался с американской девушкой, а также нашел словарь Вебстера , с которого начал серьезное изучение английского языка.

Политические движения

[ редактировать ]
Фукудзава Юкичи был сотрудником посольства Японии в США (1860 г.) (Вашингтонская верфь).
Фукузава позирует в Утрехте в составе Первого японского посольства в Европе , 1862 год.

По возвращении в 1860 году Фукудзава стал официальным переводчиком сёгуната Токугава . Вскоре после этого он выпустил свою первую публикацию, англо-японский словарь , который он назвал «Каэй Цуго» (перевод с китайско -английского словаря), который стал началом серии его более поздних книг. В 1862 году он посетил Европу в качестве одного из двух английских переводчиков в Первом посольстве Японии в Европе . За год своего пребывания в Европе посольство провело переговоры с Францией , Англией , Нидерландами , Пруссией и, наконец, Россией . В России посольство безуспешно пыталось провести переговоры по южной оконечности Сахалина (по-японски Карафуто ), давнему источнику спора между двумя странами.

Информация, собранная во время этих путешествий, легла в основу его знаменитой работы «Сейё Дзидзё». [ джп ] ( 西洋事情 , Things western   ), которую он опубликовал в десяти томах в 1867, 1868 и 1870 годах. В книгах описываются западная культура и институты простыми и понятными словами, и они сразу же стали бестселлерами. Вскоре Фукузава стал считаться ведущим экспертом по западной цивилизации, что привело его к выводу, что его миссия в жизни заключалась в том, чтобы обучить своих соотечественников новому образу мышления, чтобы дать Японии возможность противостоять европейскому империализму . [ нужна ссылка ]

В 1868 году он изменил название школы, которую он основал для преподавания голландского языка, на Кейо Гидзюку и с тех пор посвятил все свое время образованию. Он также добавил публичные выступления в учебную программу системы образования. [2] Первоначально Кейо представлял собой частную школу западных исследований (Кейо-гидзюку), но в 1890 году она расширилась и основала свой первый университетский факультет. Под названием Университет Кейо-Гиджуку он стал лидером японского высшего образования.

Фукудзава также был активным защитником прав женщин . Он часто выступал за равенство между мужьями и женами, образование девочек и мальчиков и равную любовь дочерей и сыновей. В то же время он обратил внимание на вредные практики, такие как неспособность женщин владеть собственностью от своего имени и семейные страдания, которые возникают, когда женатые мужчины заводят любовниц. Однако даже Фукудзава не был готов предлагать полностью равные права для мужчин и женщин; только для мужей и жен. он также заявил, В своей книге 1899 года «Новое высшее образование для женщин» что хороший брак всегда был лучшим исходом для молодой женщины, и, согласно некоторым личным письмам Фукузавы, он отговаривал своих друзей отправлять своих дочерей получать высшее образование, чтобы они могли получить высшее образование. не станут менее желанными кандидатами на брак. [2] В то время как некоторые из других предложенных Юкичи реформ, таких как реформа образования, нашли активную аудиторию, его идеи о женщинах были встречены менее восторженно. [ нужна ссылка ]

Перенеся инсульт 25 января 1901 года, Фукудзава Юкичи скончался 3 февраля. Он был похоронен в Дзенпуку-дзи , в районе Азабу в Токио. [2] Ежегодно 3 февраля выпускники Университета Кейо-Гиджуку проводят здесь церемонию.

Работает

[ редактировать ]

Сочинения Фукудзавы, возможно, были выдающимися произведениями периодов Эдо и Мэйдзи . Они сыграли большую роль во внедрении западной культуры в Японию.

Англо-японский словарь

[ редактировать ]

В 1860 году он опубликовал англо-японский словарь («Зотэй Каэй Цуго»). Это была его первая публикация. Он купил англо-китайский словарь («Каэй Цуго») в Сан-Франциско в 1860 году. Он перевел его на японский язык и добавил японские переводы к оригинальному учебнику. В своей книге он придумал новые японские иероглифы VU ( ), обозначающие произношение VU, и VA ( ), обозначающие произношение VA. Например, имя Бетховен на современном японском языке пишется как ベートー ェン .

Все страны мира, для детей, написанные в стихах

[ редактировать ]

Его знаменитый учебник Сэкай Кунизукуси («Все страны мира для детей, написанные в стихах», 1869 г.) стал бестселлером и использовался в качестве официального школьного учебника. Вдохновение для написания книг пришло к нему, когда он пытался преподавать мировую географию своим сыновьям. В то время не было учебников по этому предмету, поэтому он решил написать их сам. Он начал с того, что купил для детей несколько книг по японской географии, названных «Миякодзи» («Городские дороги») и «Эдо хогаку» («Карты Токио»), и попрактиковался в чтении их вслух. Затем он написал «Сэкай Кунизукуси» в шести томах в том же лирическом стиле. Первый том охватывал Азию, второй – Африку, третий – Европу, четвертый – Южную Америку, а пятый – Северную Америку и Австралию. Шестой том представлял собой приложение, дающее введение в мировую географию.

Поощрение обучения

[ редактировать ]
Первое издание « Поощрения к обучению » (1872 г.), написанное Фукудзавой Юкичи и Обата Токудзиро.

Под влиянием изданий 1835 и 1856 годов «Элементов моральной науки» Брауновского университета президента Фрэнсиса Уэйланда , [3] с 1872 по 1876 год Фукузава опубликовал 17 томов «Гакумон-но Сусуме» ( 学問のすすめ , «Поощрение обучения   или, более идиоматически, «Об обучении». [4] ). В этих трудах Фукудзава развивает свои взгляды на важность равенства возможностей как принципа, исследует свое понимание этого принципа и подчеркивает, что образование является ключом к максимальному использованию преимуществ принцип и достижение величия. [ нужна ссылка ] По этим причинам он был ярым сторонником государственных школ и верил в прочную умственную основу через обучение и прилежность. [ нужна ссылка ] Фукудзава также отстаивал в этих произведениях свой самый стойкий девиз: «национальная независимость через личную независимость». [5] Создавая самоопределяющуюся социальную мораль для Японии, все еще не оправившейся от политических потрясений, вызванных нежелательным концом ее изоляционизма, и культурных потрясений, вызванных наводнением такого большого количества новинок в продуктах, методах и идеях, Фукудзава надеялся привить чувство личной силы среди народа Японии, чтобы они могли построить нацию, способную конкурировать со всеми остальными. [ нужна ссылка ] По его мнению, западные страны стали более могущественными, чем другие регионы, потому что их общества способствовали образованию , индивидуализму (независимости), конкуренции и обмену идеями. [ нужна ссылка ]

Очерк теории цивилизации

[ редактировать ]
Первое издание «Очерка теории цивилизации» (1875 г.)

Фукудзава опубликовал множество влиятельных эссе и критических работ. Особенно ярким примером является Бунмейрон-но Гайряку ( 文明論之概略 , Очерк теории цивилизации  [6] ), опубликованный в 1875 году, в котором он подробно описывает свою собственную теорию цивилизации. На него повлияли «История цивилизации в Европе» (1828; англ. Trans в 1846) Франсуа Гизо и «История цивилизации в Англии» (1872–1873, 2-е лондонское изд.) Генри Томаса Бакла . По мнению Фукудзавы, цивилизация существует как во времени, так и в сравнении. Например, в то время Китай был относительно цивилизованным по сравнению с некоторыми африканскими колониями, а европейские страны были наиболее цивилизованными из всех.

Коллеги по интеллектуальному обществу Мейрокуса разделяли многие взгляды Фукудзавы, которые он опубликовал в своих статьях в «Мейроку дзасси» (журнал Meiji Six Magazine), научном журнале, который он помогал издавать. В своих книгах и журналах он часто писал о слове «цивилизация» и о том, что оно означает. Он выступал за движение к «цивилизации», под которой имел в виду материальное и духовное благополучие, поднимающее человеческую жизнь на «более высокий уровень». Поскольку материальное и духовное благополучие соответствовало знаниям и «добродетели», «движение к цивилизации» означало продвижение и стремление к знаниям и добродетели самим. Он утверждал, что люди могут найти ответ на свою жизнь или свое нынешнее положение в «цивилизации». Более того, разница между слабыми и сильными, большими и маленькими заключалась лишь в разнице между их знаниями и образованием.

Он утверждал, что Японии не следует импортировать оружие и материалы. Вместо этого оно должно поддерживать приобретение знаний, которые в конечном итоге позволят удовлетворить материальные потребности. Он говорил о японской концепции практичности и прагматичности ( 実学 , джитсугаку ) и о создании вещей, которые являются простыми и полезными для других людей. Короче говоря, для Фукудзавы «цивилизация» по сути означала развитие знаний и образования.

Наследие

[ редактировать ]
Фукудзава Юкичи

Однако самый важный вклад Фукудзавы в усилия по реформированию внес форма газеты под названием Дзидзи Синпо   ( 時事新報 , «Текущие события»), которую он основал в 1882 году по инициативе Иноуэ Каору , Окума Сигэнобу , и Ито Хиробуми, чтобы установить сильное влияние среди народа, и в частности донести до общественности взгляды правительства на проектируемое национальное собрание , а с началом реформ Фукудзава, слава которого уже была несомненна, начал производство « Дзидзи Синпо» , получившего широкое распространение, побуждая людей просвещаться и занимать умеренную политическую позицию по отношению к изменениям, которые планировались в социальных и политических структурах Японии. Он перевел на японский язык множество книг и журналов по широкому кругу предметов, включая химию , искусство , военное дело и общество , а также опубликовал множество книг (в нескольких томах) и журналов, описывающих западное общество, свою собственную философию и перемены и т. д.

Фукудзава появился на банкноте номиналом 10 000 иен , выгравированной Осикири Кацузо .

Фукудзава был одним из самых влиятельных людей, когда-либо помогавших Японии модернизироваться и стать той страной, которой она является сегодня. Он так и не занял никакой высокой должности и всю жизнь оставался обычным гражданином Японии. К моменту смерти его почитали как одного из основателей современной Японии. Все его работы были написаны и выпущены в критический момент японского общества и неопределенности японского народа относительно своего будущего после подписания Неравноправных договоров , их реализации в условиях слабости японского правительства в то время (сёгунат Токугава). и его неспособность противостоять американскому и европейскому влиянию. Следует также отметить, что существовали банды самураев , которые яростно противостояли американцам, европейцам и их друзьям посредством убийств и разрушений. Фукудзава находился в опасности для своей жизни, поскольку группа самураев убила одного из его коллег за поддержку политики, подобной политике Фукудзавы. Фукудзава писал в то время, когда японский народ не определился, следует ли ему горько относиться к принудительным договорам Америки и Европы и империализму или же понять Запад и двигаться вперед. Фукудзава во многом способствовал окончательному успеху сил, выступающих за модернизацию.

Фукузава появился на банкноте номиналом 10 000 иен его сравнивали с Бенджамином Франклином в выпусках 1984 и 2004 годов, и в США . аналогичной стоимости Франклин изображен на 100-долларовой банкноте . Хотя все остальные цифры на японских банкнотах изменились, когда была выпущена серия 2004 года, Фукудзава остался на банкноте в 10 000 иен. В 2024 году его изображение было заменено Сибусавой Эйити .

Фукудзава Юкичи был твердо убежден в том, что западное образование превосходит японское. Однако идея парламентских дебатов ему не понравилась. Еще в 1860 году Фукудзава Юкичи путешествовал по Европе и США . Он считал, что проблема Японии заключается в недооценке математики и естественных наук. [ нужна ссылка ] Кроме того, они страдали от «отсутствия идеи независимости». Японских консерваторов не устраивал взгляд Фукудзавы на западное образование. Поскольку он был другом семьи консерваторов, он близко к сердцу принял их позицию. Позже Фукузава заявил, что зашел слишком далеко. [7]

Одно слово суммирует всю его тему – «независимость». Фукудзава Юкичи считал, что национальная независимость является основой общества на Западе. Однако, чтобы достичь этой независимости, а также личной независимости, Фукудзава выступал за западное обучение. Он считал, что общественная добродетель будет возрастать по мере того, как люди станут более образованными. [1]

Бывшая резиденция Фукудзавы Юкичи

[ редактировать ]
Бывшая резиденция Фукудзавы Юкичи в городе Накацу в префектуре Оита.

Дом, где прошло детство Фукудзавы Юкичи, в районе Русуи-тё города Накацу в префектуре Оита до сих пор существует. Он расположен в нижнем течении реки Накацу, почти к востоку от замка Накацу . 33 ° 36'26 "N 131 ° 11'27" E  /  33,60722 ° N 131,19083 ° E  / 33,60722; 131.19083 ). Фукудзава Юкичи родился в 1835 году на складе Домена Накацу в Осаке, и семья вернулась в Накацу после смерти его отца, когда ему было 18 месяцев. Он жил в этом доме в Накацу до 19 лет. Постройка представляет собой типичную самурайскую резиденцию позднего периода Эдо и представляет собой одноэтажное деревянное здание с соломенной крышей и двумя по 6 татами , одной по 8 татами и одной по 4,5 татами. комнатами . К северу от главного здания расположен двухэтажный склад куры с черепичной крышей. В 1971 году эта бывшая резиденция и руины бывшей резиденции через дорогу были объявлены Национальным историческим памятником . [8] [9] Дом и прилегающий к нему Мемориальный зал Фукудзавы Юкичи, в котором выставлен оригинальный манускрипт Гакаку-но Сусуме и личные вещи Фукудзавы Юкичи, являются основными туристическими достопримечательностями этого города. [10] Он расположен примерно в 15 минутах ходьбы от станции Накацу на главной линии JR Кюсю Ниппо .

Библиография

[ редактировать ]

Оригинальные японские книги

[ редактировать ]
  1. Англо-японский словарь (Дополнительный китайско-английский Tongyu Zōtei Kaei Tsūgo , 1860 г.)
  2. Вещи вестерна (西西事 Сейё Дзидзё , 1866, 1868 и 1870)
  3. Инструкция по обращению с винтовкой ( Райдзю Сохо , 1867 г.)
  4. Путеводитель по западному миру (Western Travel Guide Seiyō Tabiannai , 1867)
  5. Записи одиннадцати стран-участниц договора ( Дзёяку Дзюичи-кокки , 1867 г.)
  6. Западная одежда, еда и жилье (Западная одежда , еда и жилье Сэйё Исёкудзю , 1867)
  7. Справочник для солдат ( Хейши Кайцю Бинран , 1868 г.)
  8. Иллюстрированная книга по физике (蛺 Мэн Цюн Ли 図解 Кинмо Кюри Зукай , 1868 г.)
  9. Очерк западного военного искусства ( Ёхей Мейкан , 1869 г.)
  10. Карманный альманах мира (万国一覧 Shōcyū Bankoku-Ichiran , 1869)
  11. Английский парламент (Английский парламент рассказывает об Эйкоку Гиджииндане , 1869 г.)
  12. Китайско-британские дипломатические отношения ( Син-эй Косай-симацу , 1869 г.)
  13. Все страны мира, для детей, написанные в стихах (世界国尽 Сэкай Кунизукуси , 1869)
  14. Ежедневный урок для детей ( Хиби-но Осиэ , 1871 г.) — Эти книги были написаны для первого сына Фукудзавы Ичитаро и второго сына Сутеджиро.
  15. Книга для чтения и письма для детей ( Кеймо Тенараи-но-Фуми , 1871 г.)
  16. Поощрение обучения ( Гакумон-но Сусуме , 1872–1876)
  17. Младшая книга по этике со множеством сказок из западных стран (童蒙教草 Домо Осие-Гуса , 1872 г.)
  18. Деформированная девушка ( Катава Мусуме , 1872)
  19. Объяснение нового календаря ( Кайреки-Бен , 1873 г.)
  20. Бухгалтерия ( Тёай-но-Хо , 1873 г.)
  21. Карты Японии для детей ( Нихон Тизу Соши , 1873 г.)
  22. Элементарная чтец для детей («Учение букв Модзи-но-Осиэ» , 1873 г.)
  23. Как проводить конференцию ( Кайги-Бен , 1874 г.)
  24. Очерк теории цивилизации ( Бунмейрон-но Гайряку , 1875 г.)
  25. Независимость ума учёного ( Гакуся Аншинрон , 1876)
  26. О разделении властей ( Бункенрон , 1877)
  27. Популярная экономика ( Минкан Кэйзаироку , 1877 г.)
  28. Сборник сочинений Фукудзавы ( Fukuzawa Bunsyū , 1878)
  29. О валюте ( Цукарон , 1878 г.)
  30. Популярный дискурс о правах человека (Цудзоку Минкенрон , 1878 г.)
  31. Популярный дискурс о национальных правах ( Цудзоку Коккенрон , 1878 г.)
  32. Переход образа мышления людей (民情一新 Миндзё Иссин , 1879)
  33. О национальном парламенте (Конгресс на Коккайроне , 1879 г.)
  34. Комментарий к текущим проблемам ( Дзидзи Сёгэн , 1881)
  35. Об общих тенденциях времени ( Дзидзи Тайсейрон , 1882)
  36. Об императорском дворе ( Тейсицурон , 1882)
  37. О вооружении (兵論 Heiron , 1882 г.)
  38. О нравственном воспитании (Нравственное воспитание Токуику-Икан , 1882)
  39. О самостоятельности обучения ( Гакумон-но Докурицу , 1883)
  40. О всеобщей воинской повинности (国徴兵论 Zenkoku Cyōheiron , 1884 г.)
  41. Популярный дискурс о внешней дипломатии ( Цудзоку Гайкорон , 1884 г.)
  42. О японской женственности ( Нихон Фудзинрон , 1885)
  43. О нравственной жизни джентльменов ( Сидзин Сёсейрон , 1885)
  44. О моральном поведении (поведение Хинкорон , 1885 г.)
  45. Об объединении мужчины и женщины ( Наннио Косайрон , 1886)
  46. О японской мужественности ( Нихон Нансирон , 1888)
  47. О почитании императора ( Соннорон , 1888)
  48. Будущее диеты; Происхождение затруднений в диете; Слово об общественной безопасности; О земельном налоге (国会の前途 Коккай-но Дзенто; Коккай Нанкёку-но Юраи; Чиан-Сёгэн; Чисорон , 1892)
  49. По делу (Дзицугёрон , 1893)
  50. Сто бесед Фукузавы ( Фукуо Хякува , 1897)
  51. Предисловие к собранию сочинений Фукузавы ( Fukuzawa Zensyu Cyogen , 1897)
  52. Беседа Фукудзава-сэнсэя о мирской жизни ( Фукудзава-сэнсэй Укиёдан , 1898 г.)
  53. Беседы об учебе для успеха ( Сюгё Риттишихен , 1898)
  54. Автобиография Фукудзавы Юкичи ( Фукуо Дзидэн , 1899)
  55. Упрек в «необходимом обучении для женщин»; Новое необходимое обучение для женщин (Обзор женского университета Оннадайгаку Хёрон ; Новый женский университет Син-Оннадайгаку , 1899 г.)
  56. Еще беседы Фукудзавы ( Фуку Хякуёва , 1901)
  57. Комментарий к национальным проблемам 1877 года; Дух мужественного неповиновения ( Мэйдзи Дзюнен Тейцю Корон ; Ясегаман-но Сэцу , 1901)

английские переводы

[ редактировать ]
  • Автобиография Фукудзавы Юкичи , исправленный перевод Эйичи Киёока , с предисловием Кармен Блэкер , Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1980 [1966], ISBN  978-0-231-08373-7 {{citation}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  • Автобиография Фукудзавы Юкичи , исправленный перевод Эйити Киюки , с предисловием Альберта М. Крейга , Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 2007, ISBN  978-0-231-13987-8 {{citation}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  • Серия «Мысль о Фукудзаве» , (Мягкая обложка) Издательство Университета Кейо

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Нисикава (1993)
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Хоппер, Хелен М. (2005). Фукудзава Юкичи: от самурая к капиталисту . Нью-Йорк: Пирсон/Лонгман. ISBN  978-0321078025 . OCLC   54694712 .
  3. ^ Морита, Ясуо (1996) Юкичи Фукузава и Осака (на японском языке), стр. 126. ISBN.  978-4-87088-820-3 Решающее значение для мысли Фукудзавы имело влияние книги Ф. Вэйланда «Элемент нравственной науки» (F. Wayland: The Element of Moral Science).
  4. ^ Дилворт (2012)
  5. ^ Метро, ​​Дэниел А. (2011). «Демократические тенденции в Японии эпохи Мэйдзи» . Ассоциация азиатских исследований . Проверено 12 января 2024 г.
  6. ^ Дилворт и Херст (2008)
  7. ^ Адас, Стернс и Шварц (1993 , стр. 37).
  8. ^ Исомура, Юкио; Сакаи, Хидея (2012). (Национальная энциклопедия исторических мест , ISBN ).  978-4311750403 . (на японском языке)
  9. ^ «Бывшая резиденция Юкичи Фукудзава» (на японском языке), получено 20 августа 2020 г.
  10. ^ Адас, Стернс и Шварц (1993 , стр. 36).

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 14bcd14c7d927ce8d535b5799abaa27f__1720867080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/14/7f/14bcd14c7d927ce8d535b5799abaa27f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fukuzawa Yukichi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)