Jump to content

Харакири (фильм 1962 года)

Harakiri
Афиша театрального релиза
Режиссер Масаки Кобаяши
Автор сценария Синобу Хашимото
На основе "Ки Ибунрона"
Ясухико Такигучи [ ja ]
Продюсер: Тацуо Хосоя
В главных ролях
Кинематография Ёсио Миядзима
Под редакцией Хисаши Сагара
Музыка Туру Такемицу
Производство
компания
Распространено Сётику
Дата выпуска
  • 16 сентября 1962 г. ( 16 сентября 1962 г. )
Время работы
133 минуты [ 1 ]
Страна Япония
Язык японский

Харакири ( Сэппуку , Сеппуку) [ 2 ] японский дзидайгэки фильм 1962 года режиссёра Масаки Кобаяси . Действие истории происходит между 1619 и 1630 годами, в период Эдо и правления сёгуната Токугава . В нем рассказывается история ронина Ханширо Цугумо. [ 3 ] который просит совершить сеппуку (харакири) в поместье местного феодала , используя возможность объяснить перед аудиторией самураев события, которые заставили его просить о смерти. Фильм продолжает получать признание критиков и часто считается одним из величайших фильмов всех времен .

Действие фильма происходит в Эдо в 1630 году. Ронин по имени Цугумо Ханширо прибывает в поместье клана Ии и говорит, что хочет совершить сэппуку во дворе дворца. Чтобы удержать его, Сайто Кагею, советник даймё старший , рассказывает Ханширо историю другого ронина , Чиджиива Мотомэ — бывшего члена того же клана, что и Ханширо.

Сайто с презрением вспоминает практику, когда ронины просили дать ему возможность совершить сеппуку на земле клана, но на самом деле надеялись, что им откажут и подадут милостыню . Мотоме прибыл во дворец несколькими месяцами ранее и обратился с той же просьбой, что и Ханширо. Разъяренные растущим числом «самоубийственных блефов», три старших самурая клана — Язаки Хаято, Кавабе Уменосукэ и Омодака Хикокуро — убедили Сайто заставить Мотоме довести дело до конца и убить себя, игнорируя его просьбу в течение нескольких дней. задерживать. При осмотре мечей Мотоме выяснилось, что его лезвия сделаны из бамбука . Разъяренный тем, что любой самурай «заложит его душу», Дом Ии заставил Мотоме выпотрошить себя собственным бамбуковым клинком, сделав его смерть медленной, мучительно болезненной и глубоко унизительной.

Несмотря на это предупреждение, Ханширо настаивает на том, что никогда не слышал о Мотоме, и говорит, что искренне желает совершить сэппуку. Когда церемония вот-вот начнется, Ханширо просят назвать самурая, который обезглавит его, когда ритуал завершится. К шоку Сайто и вассалов Ии, Ханширо последовательно называет Хаято, Уменосукэ и Хикокуро — трех самураев, которые вынудили Мотоме совершить самоубийство. Когда посыльных отправляют вызвать их, все трое отказываются приехать, причем каждый утверждает, что слишком болен, чтобы присутствовать.

Ожидая возвращения посланников, Ханширо рассказывает собравшимся самураям историю своей жизни, начиная с признания, что он действительно знал Мотоме. В 1619 году его клан был упразднен Сёгуном . Его господин решил совершить сэппуку, и, как его самый старший самурай, Ханширо планировал умереть вместе с ним . Чтобы предотвратить это, его место занял ближайший друг Ханширо, оставив Ханширо ответственным за своего сына-подростка Мотоме. Чтобы поддержать Мотоме и свою собственную дочь Михо, Ханширо снял лачугу в трущобах Эдо, начав работать мастером по изготовлению вееров и зонтиков, а Мотоме стал учителем. Понимая любовь между Мотоме и Михо, Ханширо организовал их свадьбу. Вскоре у них родился сын Кинго.

Когда Михо заболела туберкулезом , Мотоме не мог вынести мысли о ее потере и сделал все, чтобы собрать деньги и нанять врача. Когда Кинго тоже заболел, Мотоме однажды утром ушел, сказав, что планирует взять ссуду у ростовщика . Позже тем же вечером Хаято, Уменосукэ и Хикокуро принесли домой изуродованное тело Мотоме, описали и высмеяли его смерть перед уходом. Теперь стало ясно, что Мотоме попросил отсрочки, чтобы навестить свою семью и привести свои дела в порядок. Несколько дней спустя Кинго умер, а Михо потеряла желание жить и умерла, оставив Ханширо ни с чем. Завершая свой рассказ, Ханширо объясняет, что его единственное желание — присоединиться к Мотоме, Михо и Кинго после смерти. Однако он объясняет, что они имеют полное право спрашивать его, восторжествовала ли справедливость в отношении их смерти. Поэтому Ханширо спрашивает Сайто, есть ли у него какое-либо заявление о сожалении, которое он мог бы передать Мотоме, Михо и Кинго. Он объясняет, что если Сайто сделает это, он умрет, не сказав ни слова. Сайто отказывается, называя Мотоме «вымогателем», заслужившим смерть.

Вызвав смех Сайто, назвав моральный кодекс самурая бусидо фасадом, Ханширо раскрывает последнюю часть своей истории. Прежде чем приехать в поместье Ийи, он выследил Хаято и Уменосукэ и отрезал им пучки на волосах . Затем Хикокуро посетил хижину Ханширо и с большим уважением вызвал его на дуэль. После короткого, но напряженного боя на мечах Хикокуро терпит двойной позор: его меч сломан, а пучок волос также оторван. В качестве доказательства Ханширо снимает узлы с этикетками на своем кимоно и бросает их во двор дворца. Он высмеивает клан Ийи, говоря, что если бы люди, которых он унизил, были настоящими самураями, они бы не прятались от стыда. Он также ставит под сомнение честь клана и само бусидо, указывая, что им не следовало игнорировать просьбу Мотоме об отсрочке его сэппуку, не выяснив причину, по которой он спросил, но они были слишком озабочены своей предполагаемой честью, чтобы беспокоиться.

Сильно потеряв лицо , разъяренный Сайто называет Ханширо сумасшедшим и приказывает слугам убить его. В ожесточенной битве Ханширо убивает четырех самураев, ранит восемь и презрительно разбивает на куски старинный доспех, символизирующий славную историю Дома Ии. Наконец, клан загоняет Ханширо в угол и готовится убить его не мечами, а тремя фитильными ружьями. Когда Ханширо совершает сеппуку, в него одновременно стреляют все трое боевиков.

В ужасе от того, что клан Ийи будет упразднен, если станет известно, что «полуголодный ронин» убил так много их вассалов, Сайто объявляет, что все смерти, вызванные Ханширо, будут объясняться «болезнью». В то же время возвращается посланник и сообщает, что Хикокуро покончил с собой накануне, а Хаято и Уменосукэ симулируют болезнь. Сайто сердито приказывает заставить Хаято и Уменосукэ совершить сеппуку в качестве искупления за потерю узлов. Эти три смерти также следует отнести на счет «болезни».

Пока доспехи чистятся и устанавливаются заново, закадровый голос зачитывает новую запись в официальных записях Дома Ийи . Объявлено, что Ханширо психически неуравновешен, а он и Мотоме оба умерли от харакири. Говорят, что сёгун вручил личную благодарность правителю клана Ии за то, как его советники справились с самоубийственными блефами Мотоме и Ханширо. В конце своего письма Сёгун восхваляет Дом Ии и их самураев как образцы бусидо. Пока рабочие счищают кровь с земли поместья клана, один из них находит отрезанный пучок и кладет его в свое рабочее ведро.

  • Тацуя Ханширо Накадай Цугумо
  • Рэнтаро Микуни – Сайто Кагею ( 斎藤 勘解由 )
  • Исихама Чиджиива Мотоме Акира
  • Сима Михо Цугумо Ивашита
  • Тэцуро Хикокуро Омодака Тамба
  • Ичиро Накатани – Язаки Хаято ( Yazaki Hayato )
  • Масао Мисима – Инаба Танго ( Inaba Tango )
  • Кей Фукусима Масакацу Сато
  • Ёсио Чиджиива Инаба Дзинай
  • Ёсиро Аоки Кавабе Уменосукэ

Когда его спросили о теме его фильма, Кобаяши сказал: «Все мои картины... посвящены сопротивлению укоренившейся власти. Это, «Харакири» конечно, то, о чем , и «Восстание» тоже. Полагаю, я всегда бросал вызов власти. ". [ 4 ]

Оди Бок описывает тему Харакири как «бесчеловечность этого требования для тех, кто послушно его придерживался, и лицемерие тех, кто насаждал эту практику». [ 5 ] Фильм не столько бросает вызов практике сэппуку; скорее, это подчеркивает случай, когда это произошло в карательной и лицемерной обстановке. Связанные с ним понятия чести и храбрости могут быть ложным прикрытием, как выразился главный герой, служа скорее средством сохранения репутации, чем фактическим искуплением преступления или проступка.

Пустой доспех, показанный вначале, символизирует былую славу клана Ийи, и к нему они относятся с почтением. Однако самураи дома Ии ведут себя трусливо в схватке с Цугумо, который насмешливо пытается использовать доспехи как щит, прежде чем разбить их о землю. Кобаяши подчеркивает, что этот символ военной доблести оказывается пустым. [ 6 ]

Кобаяши также атакует два других важных атрибута самурая: меч и пучок волос. Мотоме узнает, что его мечи ему бесполезны, если он не сможет обеспечить свою семью, и поэтому продает их, чтобы оплатить медицинское обслуживание своего сына. Когда Цугумо мстит троим мужчинам, причастным к смерти Мотоме, он предпочитает снять с них пучки волос, а не убить их. В то время потерять пучок волос было все равно, что потерять меч, и смерть была предпочтительнее такого позора. Однако только один из трех самураев, Омодака, на самом деле совершает сеппуку, а двоих других клан вынуждает покончить с собой, острием меча. Таким образом, способ мести Цугумо очень изощрен: он заставляет клан жить по правилам, которые, как они утверждают, они соблюдают и которые они использовали, чтобы наказать Мотоме. [ 7 ]

Ежедневная книга рекордов клана, которая появляется в начале и в конце фильма, «представляет собой записанную ложь истории». Смерть Цугумо ложно называют самоубийством, говорят, что трое самураев и люди, которых он убил, умерли естественной смертью, а не насилием, а вся история его вызова клану замалчивается, чтобы защитить фасад «смерти Цугумо». несправедливая структура власти», которую представляет клан Ийи. [ 8 ]

Выпускать

[ редактировать ]

Харакири был выпущен в Японии в 1962 году. [ 1 ] Фильм был выпущен компанией Shochiku Film of America с английскими субтитрами в США в декабре 1963 года. [ 1 ]

В современном обзоре « Ежемесячного кинобюллетеня» говорится, что «медленный, размеренный темп Масаки Кобаяши идеально соответствует его сюжету» и что «сама история прекрасно построена». В рецензии высоко оценивается » Тацуи Накадая «блестящая игра в стиле Мифунэ и отмечается, что фильм «иногда был жестоким, особенно в ужасной агонии молодого самурая с его бамбуковым мечом», и что, хотя «некоторые критики заметили [... ] что быть кровавым — не лучший способ сожалеть о бессмысленном кровопролитии, Харакири по-прежнему выглядит великолепно благодаря размеренным следящим кадрам, медленному масштабированию, отражающим кадрам внутреннего двора сверху и частой неподвижности». [ 9 ] Рецензента New York Times Он Босли Кроутера не впечатлила «мучительная человеческая драма в этом фильме», но он добавил, что «г-н Кобаяши делает превосходные вещи с архитектурными композициями, движущимися формами и иногда бурными движениями борющихся фигур на экране размером с CinemaScope. достигает своего рода визуального гипноза, подходящего для любопытного кошмарного настроения». [ 10 ] Сид Корман написал в Film Quarterly , что «красота фильма, кажется, во многом обусловлена ​​лежащей в основе Кобаяши твердостью концепции и преобладающим духом, а также неуклонной заботой о кинематографических ценностях». [ 11 ]

Дональд Ричи назвал его «самой лучшей картиной» режиссера и процитировал наставника Кобаяши Кейсуке Киносита , который включил его в пятерку величайших японских фильмов всех времен. [ 12 ] Оди Бок писала: « Харакири избегает сентиментальности некоторых своих ранних фильмов, таких как «Условие человека» , благодаря новому акценту на визуально-слуховую эстетику с холодной формальностью композиций и электронной партитурой Такемицу. Но ни один из социальных протестов Кобаяши не умаляется. в конструкции фильма – это цикличность, подобная Мидзогучи , которая категорически отрицает всякую надежду на человеческий прогресс». [ 13 ] Роджер Эберт включил Харакири в свой список « Великих фильмов », написав в своем обзоре 2012 года: «Самурайские фильмы, как и вестерны, не обязательно должны быть историями знакомого жанра. Они могут расширяться, включив в себя истории об этических проблемах и человеческих трагедиях. Харакири , один из лучший из них - о старом странствующем самурае, который не торопится, чтобы создать неразрешимую дилемму для старейшины могущественного клана. Играя строго в соответствии с правилами Кодекса Бусидо, который регулирует поведение всех самураев, он заманивает могущественного лидера. в ситуацию, когда чистая голая логика оставляет его униженным перед своими слугами». [ 14 ]

На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет 100% рейтинг на основе 11 рецензий критиков со средней оценкой 8,40/10. [ 15 ]

По состоянию на 31 декабря 2023 года фильм имеет самый высокий рейтинг за все время в социальной сети Letterboxd со средней оценкой 4,68 из 5. [ 16 ]

Фильм был включен в конкурсную категорию Каннского кинофестиваля 1963 года . Он уступил Золотую пальмовую ветвь , «Леопарду» но получил специальный приз жюри . [ 17 ]

переделал фильм Японский режиссер Такаси Миике в 3D-фильм под названием « Хара-Кири: Смерть самурая» . Премьера состоялась на Каннском кинофестивале 2011 года .

  1. ^ Jump up to: а б с д Гэлбрейт IV 1996 , с. 207.
  2. ^ О разнице между терминами харакири (харакири) и сэппуку (сэппуку) см. этимологию .
  3. ^ Джон Берра (2012). Япония 2 . Интеллектуальные книги. стр. 151–153. ISBN  978-1-84150-551-0 .
  4. ^ Хоагланд, Линда (1 мая 1994 г.). «Разговор с Кобаяси Масаки». Позиции . 2 (2): 393. дои : 10.1215/10679847-2-2-382 . ISSN   1067-9847 .
  5. ^ Бок, Оди (1985). Японские режиссеры . Токио: Коданша Интернэшнл. п. 254. ИСБН  0-87011-714-9 . OCLC   12250480 .
  6. ^ Бок, с. 256
  7. ^ Бок, стр. 257-258
  8. ^ Бок, с. 257
  9. ^ «Сэппуку (Харакири), Япония, 1962 год». Ежемесячный кинобюллетень . Том. 32, нет. 372. Лондон: Британский институт кино . 1965. стр. 71–72.
  10. ^ Кроутер, Босли (5 августа 1964 г.). «Экран: Самурай в другом исполнении: «Харакири» Кобаяши прибывает в Тохо» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 2 декабря 2019 г.
  11. ^ Корман, Сид (весна 1964 г.). «Харакири» . Фильм Ежеквартально . 17 (3): 49 – через JSTOR.
  12. ^ Ричи, Дональд (2002). Сто лет японского кино (1-е изд.). Токио: Коданша Интернэшнл. стр. 164–165. ISBN  4-7700-2682-Х . OCLC   47767410 .
  13. ^ Бок, с. 258
  14. ^ Эберт, Роджер (23 февраля 2012 г.). «Честь, мораль и ритуальное самоубийство» . Чикаго Сан-Таймс . Проверено 2 марта 2012 г.
  15. ^ «Харакири (1962)» . Гнилые помидоры . Проверено 9 сентября 2016 г.
  16. ^ «Оценка: мы обновили наши расчеты взвешенного рейтинга • Журнал • Журнал Letterboxd» . Letterboxd.com . 20 июня 2023 г. Проверено 7 августа 2023 г.
  17. ^ «Каннский фестиваль: Харакири» . фестиваль-канны.com . Архивировано из оригинала 4 декабря 2013 года . Проверено 27 февраля 2009 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Гэлбрейт IV, Стюарт (1996). Японская фильмография: 1900-1994 гг . МакФарланд. ISBN  0-7864-0032-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8d5e0018f6796d49dd2b325d9c061e48__1721617380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/48/8d5e0018f6796d49dd2b325d9c061e48.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Harakiri (1962 film) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)