Короткометражный фильм об убийстве
Короткометражный фильм об убийстве | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Кшиштоф Кеслёвский |
Написал |
|
Продюсер: | Рышард Чутковски |
В главных ролях |
|
Кинематография | Славомир Идзяк |
Под редакцией | Ева Смаль |
Музыка | Збигнев Прейснер |
Производство компания | Съемочная группа "Тор" |
Распространено | Польский фильм |
Дата выпуска |
|
Время работы | 84 минуты |
Страна | Польша |
Язык | Польский |
Короткометражный фильм об убийстве ( польский : Krótki Film o Zabijaniu ) — драматический фильм 1988 года режиссёра Кшиштофа Кесьлёвского с Мирославом Бакой , Кшиштофом Глобишем и Яном Тесарцем в главных ролях. Написанный Кшиштофом Кеслёвским и Кшиштофом Песевичем , фильм был расширен из «Декалог: Пять» польского телесериала «Декалог» . Действие фильма происходит в Варшаве . (Польша) В фильме бессмысленное жестокое убийство человека сравнивается с хладнокровной, рассчитанной казнью со стороны государства. [1] Короткометражный фильм об убийстве получил приз жюри и приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале 1988 года . [2] а также Европейскую кинопремию за лучший фильм. [3]
Сюжет [ править ]
средних лет Вальдемар Рековски (Ян Тесарж) — водитель такси из Варшавы . Толстый и грубый мужчина, он любит глазеть на молодых женщин. Яцек Лазар ( Мирослав Бака ) — 21-летний бродяга , недавно приехавший в Варшаву из сельской местности и теперь бесцельно бродящий по улицам города. Кажется, ему доставляет удовольствие причинять несчастья другим людям: он бросает незнакомца в писсуары общественного туалета после того, как к нему приблизились сексуально; он роняет большой камень с моста на проезжающую машину, что приводит к аварии; и он распугивает голубей назло старушке, которая их кормила. Петр Балицкий ( Кшиштоф Глобиш ) — молодой юрист-идеалист, только что сдавший экзамен на адвоката. Он ведет жену в кафе, где они обсуждают свое будущее. В том же кафе Яцек сидит за столом, держа в руках веревку и палку, которые он держит в сумке. Он убирает веревку и палку, когда замечает двух девочек, играющих по другую сторону окна, и вступает с ними в игру. Позже выясняется, что Яцек был глубоко травмирован смертью своей сестры.
Тем временем Вальдемар разъезжает на своем такси по городу в поисках платы за проезд. Он останавливается возле кафе, когда приближается Яцек, и садится в такси. Он просит отвезти его в отдаленную часть города недалеко от сельской местности и настаивает, чтобы водитель выбрал более длинный и отдаленный маршрут. В пункте назначения Яцек убивает Вальдемара, задушив его веревкой, а затем несколько раз ударив его большим камнем.
Некоторое время спустя Яцека ловят и заключают в тюрьму. Его беседует с адвокатом по уголовным делам Петром, для которого это первое дело после окончания юридического факультета. У Петра мало шансов выиграть дело против Яцека из-за веских доказательств против его клиента. Несмотря на усилия Петра, Яцека признают виновным и приговаривают к смертной казни через повешение . После этого Петр подходит к судье и спрашивает, мог ли он сделать больше, чтобы спасти жизнь своего клиента. Судья говорит, что Петр привел лучший аргумент против смертной казни, который он слышал за последние годы, но юридический результат верен.
В назначенный день палач приезжает в тюрьму и готовится к повешению. Петр находится в тюрьме, чтобы присутствовать на казни, и чиновник поздравляет его с тем, что он только что стал отцом. За несколько мгновений до казни Яцек рассказывает Петру, что его младшая сестра была убита трактором , которым управлял его пьяный друг, и что он пил вместе с ним; он говорит, что так и не оправился полностью от этого трагического эпизода. Затем Яцек просит, чтобы ему предоставили последнее место в могиле его семьи, отведенное для его матери, - чтобы он был похоронен рядом с сестрой и отцом. Надзиратель неоднократно спрашивает, закончили ли они говорить; Петр демонстративно заявляет, что никогда не закончит. Яцек обращается к своему адвокату с некоторыми мелкими последними просьбами. Они приходят к выводу, что все сложилось бы иначе, если бы девушка трагически не погибла.
Затем Яцека забирают из камеры и проводят в камеру казней несколько тюремных охранников. Ему зачитывают подтверждение приговора, а также решение об отказе в помиловании. Священник совершает последний обряд, а надзиратель предлагает ему последнюю сигарету. Когда он просит вместо этого дать ему сигарету без фильтра, палач выходит вперед, закуривает одну из сигарет и кладет ее в рот Яцеку. Яцек делает несколько затяжек, прежде чем его тушат. Незадолго до того, как его повесят, он вырывается из-под стражи и бесконтрольно кричит, прежде чем его руки сковывают и его повешивают. После этого Петр едет в пустое поле и рыдает.
В ролях [ править ]
- Мирослав Бака в роли Яцека Лазара
- Кшиштоф Глобиш — Петр Балицкий (адвокат)
- Ян Тесарц в роли Вальдемара Рековски (таксист)
- Збигнев Запасевич - председатель комитета
- Барбара Дзекан — кассир
- Александр Беднарц в роли Палача
- Ежи Засс — командир полиции
- Здзислав Тобиас, как судья
- Артур Барцис в роли молодого человека
- Кристина Янда в роли Дороты
- Ольгерд Лукашевич в роли Анджея
- Питер Фальчи, как британский автомобилист
- Эльжбета Хельман в роли Беатки
- Владислав Бырдый в роли помощника Палача
- Мацей Мацеевский — прокурор [4]
Предыстория [ править ]
Короткометражный фильм об убийстве вышел в прокат в том же году, когда в Польше была приостановлена смертная казнь. В 1988 году в стране была проведена всего одна казнь, а в 1987 году было повешено шесть осужденных заключенных. Метод и процедура казни изображены в основном точно, хотя на самом деле дата казни была неожиданностью для заключенного; осужденного просто вводили в комнату и обнаруживали, что это камера казни. После первых лет коммунистических репрессий казни были довольно редкими и неизменно за убийства; с 1969 года было повешено 183 мужчины и ни одной женщины.
Темы [ править ]
- Социальный класс
В своей статье о фильме Янина Фальковска описывает жестокость воздействия классовых обществ на низший класс, подчеркивая «безнадежность» последних и ложную надежду первых. [5]
- Закон и политика
Фальковска также говорит о законе как о персонифицированной сущности, способной быть одновременно справедливой и несправедливой, ответственной за спасение и разрушение жизней. Таким образом, его целостность имеет важное значение для судьбы главного героя. [5]
- Смерть и мятеж
Автор кинограмотности Чарльз В. Эйдсвик предполагает, что в фильме «присутствует бессмысленная злоба», и эта идея повторяется в формах смерти и мятежа. [6]
Стиль [ править ]
В фильме показана очень мрачная Польша в конце коммунистической эпохи. Этому значительно способствует активное использование цветных фильтров, искажающих изображения Варшавы, создавая необработанное, непривлекательное изображение. Похоже, что отпечаток имеет эффект, похожий на тон сепии или обход отбеливателя — хотя это цветное изображение, фотография в сочетании с серыми участками дает эффект, аналогичный монохромному.
Кесьлевский благодарит своего оператора Славомира Идзяка за эту преднамеренную визуальную непривлекательность в фильме, заявляя: «Я чувствую, что мир становится все более и более уродливым... Я хотел испачкать этот мир... Мы использовали зеленые фильтры, которые дать этот странный эффект, позволяющий нам замаскировать все, что не является существенным для изображения». [7] Когда Кесьлёвский впервые показал Идзяку сценарий, он прокомментировал это так: «Я даже читать это не могу! используйте все мои фильтры, с помощью которых я затемню изображение». Кесьлевский был недоволен, но принял ультиматум, сказав Идзяку: «Если ты хочешь делать зеленое дерьмо, это твое дело». Оператор заключил: «Так возникла графическая концепция, о которой журнал Cahiers Du Cinema написал, что это самый оригинально снятый фильм на Каннском кинофестивале». [8] Идзиак также использовал при съемках ручную камеру; это придало фильму ощущение сырости, поскольку он повторяет повседневную жизнь главного героя фильма.
Производство [ править ]
Места съемок [ править ]
Фильм снимался на натуре в Варшаве и Седльце . Как и мрачные события, изображенные в фильме, столица Варшава изображена как отталкивающее, депрессивное место: серое, жестокое и населенное отчужденными персонажами. Использовано несколько районов города: [9]
- Krakowskie Przedmieście , Средместье, Варшава, Мазовецкое воеводство, Польша
- Старый город, Средместье, Варшава , Мазовецкое воеводство, Польша
- Седльце , Мазовецкое воеводство, Польша.
- Варшава , Мазовецкое воеводство, Польша [10]
Прием [ править ]
Критический ответ [ править ]
Польская премьера совпала с горячими дебатами в Польше о смертной казни. фильма Хотя сюжет не затрагивает напрямую политические события, он единогласно интерпретируется как политическое заявление. Польской аудитории не понравилась параллель между убийством, совершенным отдельным лицом, и убийством, совершенным государством. Несмотря на эти разногласия, большинство критиков высоко оценили фильм Кесьлевского, он был номинирован и получил множество наград. [11] Кинокритик Дерек Малкольм поставил фильм на 56-е место в своем списке «100 лучших фильмов» в 2001 году. [12]
Журнал Sight & Sound каждые десять лет проводит опрос кинорежиссеров, чтобы узнать, какие они считают десятью величайшими фильмами всех времен. В 2012 году Сайрус Фриш проголосовал за короткометражный фильм об убийстве . Фриш прокомментировал: «В Польше этот фильм сыграл важную роль в отмене смертной казни». [13] Этот фильм входит в число 21 классических польских фильмов, отреставрированных в цифровом формате, выбранных для премии «Мартин Скорсезе представляет: шедевры польского кино». [14]
Награды и номинации [ править ]
- 1988 г. Каннского кинофестиваля (Кшиштоф Кеслёвский). приз ФИПРЕССИ Выигран
- Приз жюри Каннского кинофестиваля 1988 года (Кшиштоф Кесьлёвский) выигран.
- Номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля 1988 года (Кшиштоф Кесьлёвский)
- 1988 года Европейская кинопремия за лучший фильм (Кшиштоф Кесьлёвский). Выиграна
- 1988 приз "Золотой лев" на фестивале польского кино (Кшиштоф Кеслёвский). Выигран
- премия Бодиля 1990 года за лучший европейский фильм (Кшиштоф Кесьлёвский) Выиграна
- премия Французского синдиката кинокритиков 1990 года за лучший иностранный фильм (Кшиштоф Кесьлёвский). Выиграна
- премия фестиваля Роберта 1990 года за лучший иностранный фильм (Кшиштоф Кесьлёвский). Выиграна [3]
Отличия от Декалога: пять [ править ]
Согласно соглашению о финансировании, которое Кеслевский заключил с телевидением Польши для создания «Декалога» , два эпизода будут расширены в фильмы. Сам Кесьлевский выбрал «Декалог: Пять» , оставив второй Министерству культуры Польши. Министерство выбрало «Декалог: Шесть» и профинансировало обе постановки. [9]
Премьера кинематографического фильма «Короткометражный фильм об убийствах» состоялась в польских кинотеатрах в марте 1988 года.
Хотя основной сюжет в обеих работах один и тот же, «Декалог: Пять» имеет другой порядок монтажа и больше использует закадровый голос , тогда как фильм начинается по-другому и отводит более заметную роль юристу Петру. Декалог: Пятый внезапно прыгает с места убийства в тюрьму, и нет никакой связи или объяснений того, как арестовали Яцека. Некоторые сцены и строки диалога не представлены в Dekalog: Five , чтобы сохранить временные ограничения для телевидения, как и предполагалось.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Короткометражный фильм об убийстве» . База данных фильмов в Интернете . Проверено 14 февраля 2012 г.
- ^ «Короткометражный фильм об убийстве» . Каннский фестиваль. Архивировано из оригинала 9 октября 2014 года . Проверено 10 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Награда за короткометражный фильм об убийствах» . База данных фильмов в Интернете . Проверено 14 февраля 2012 г.
- ^ «Полный актерский состав и съемочная группа короткометражного фильма об убийстве» . База данных фильмов в Интернете . Проверено 14 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фальковска, Дж. (зима 1995 г.). «Политическое» в фильмах Анджея Вайды и Кшиштофа Кесьлевского» в журнале Cinema Journal . 34 (2), стр. 37-50.
- ^ Эйдсвик, Чарльз (осень 1990) «Короткометражные фильмы Кесьлевского» в Film Quarterly . Найдено здесь: http://www.petey.com/kk/docs/shorts1.txt
- ^ Халтоф, Марек (2004) кино Кшиштофа Кесьлёвского: вариации судьбы и шанса (Лондон: Wallflower Press). Стр. 92-93
- ^ Инсдорф, Аннет (1999). Двойная жизнь, второй шанс: Кино Кшиштофа Кесьлёвского . Нью-Йорк: Гиперион, с. 95.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Халтоф, Марек (2004) кино Кшиштофа Кесьлёвского: вариации судьбы и шанса (Лондон: Wallflower Press)
- ^ «Места съемок короткометражного фильма об убийствах» . База данных фильмов в Интернете . Проверено 14 февраля 2012 г.
- ^ Фальковска, Дж. (зима, 1995 г.). «Политическое в фильмах Анджея Вайды и Кшиштофа Кесьлёвского. Киножурнал. 34 (2), стр.37-50.
- ^ Малькольм, Дерек (18 января 2001 г.). «100 лучших фильмов Дерека Малкольма» . Хранитель .
- ^ БФИ
- ^ Мартин Скорсезе представляет: Шедевры польского кино
Внешние ссылки [ править ]
- фильмы 1988 года
- Криминальные драмы 1988 года
- Польские криминальные драмы
- Польское независимое кино
- Фильмы 1980-х годов на польском языке
- Фильмы о смертной казни
- Лауреаты Европейской кинопремии (фильмы)
- Фильмы, действие которых происходит в Польше
- Фильмы, действие которых происходит в Варшаве.
- Фильмы, озвученные Збигневом Прейснером
- Смертная казнь в Польше
- Фильмы режиссёра Кшиштофа Кесьлёвского.
- Фильмы по сценариям Кшиштофа Песевича
- Фильмы по сценариям Кшиштофа Кесьлёвского
- Фильмы по телесериалам