Дзидайгеки
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2008 г. ) |
Дзидайгеки ( 時代 ) — жанр кино , , телевидения театра видеоигр и Японии в 劇 . Буквально означая « исторические драмы », оно относится к историям, происходящим до Реставрации Мэйдзи 1868 года. [1]
Дзидайгеки показывают жизнь самураев , фермеров, ремесленников и торговцев своего времени. Фильмы о дзидайгэки иногда называют фильмами чамбара , что означает «бой на мечах», хотя чамбара, точнее, является поджанром дзидайгэки . Дзидайгэки опирается на устоявшийся набор драматических условностей, включая использование грима, языка, крылатых фраз и сюжетных линий.
Типы [ править ]
Многие дзидайгэки проходят в Эдо , военной столице. Другие показывают приключения людей, скитающихся с места на место. Длительные телесериалы «Дзенигата Хэйдзи» и «Абарэнбо Сёгун» олицетворяют Эдо дзидайгэки . «Мито Комон» , вымышленная история о путешествиях исторического даймё Токугавы Мицукуни , а также фильмы и телесериалы Дзатоити , служат примером стиля путешествий.
Еще один способ классифицировать дзидайгэки — по социальному статусу главных героев. Главный герой «Абарэнбо сёгун» — Токугава Ёсимунэ , восьмой Токугава сёгун . Глава класса самураев Ёсимунэ принимает облик хатамото низкого ранга , самурая на службе сёгуна. Точно так же Мито Комон - вице-сёгун на пенсии, маскирующийся под торговца.
Напротив, бросающий монеты Хэйдзи из Зенигаты Хэйдзи — простолюдин , работающий на полицию, в то время как Ичи (главный персонаж Затоичи ), слепой массажист, — изгой, как и многие инвалиды в ту эпоху. Фактически, массажисты, которые обычно находились в самом низу профессиональной пищевой цепочки, были одной из немногих профессиональных должностей, доступных слепым в ту эпоху. Гокенин Занкуро - самурай, но из-за своего низкого ранга и дохода ему приходится подрабатывать, к чему самураи более высокого ранга не привыкли.
Независимо от того, играет ли главная роль самурай или простолюдин, дзидайгэки обычно достигает кульминации в грандиозной битве на мечах непосредственно перед финалом. Главный герой сериала всегда побеждает, независимо от того, использует ли он меч или джутте (устройство, которое полиция использует для ловли, а иногда и для сгибания или поломки меча противника).
Роли [ править ]
Среди персонажей дзидайгэки — парад людей, занятия которых незнакомы современным японцам и особенно иностранцам. Вот некоторые из них:
Воины [ править ]
В класс воинов входили самураи, потомственные члены военной службы даймё или сёгуна , который сам был самураем. Ронины , самураи без хозяев, также были воинами и, как и самураи, носили два меча, но не имели наследственной работы или статуса. Бугейся были мужчинами или, в некоторых историях, женщинами, которые стремились усовершенствовать свои боевые искусства, часто путешествуя по стране. Ниндзя были секретной службой, специализирующейся на скрытности, использовании маскировки, взрывчатых веществ и скрытого оружия.
Мастера [ править ]
Среди ремесленников в дзидайгэки были слесари (часто похищенные для чеканки фальшивых монет), изготовители ведер, плотники и штукатуры, а также мастера гравюр на дереве для произведений искусства или газет.
Торговцы [ править ]
Помимо владельцев больших и малых предприятий, дзидайгэки часто изображают служащих. Банто , был высокопоставленным служащим торговца, тэдай младшим помощником. Многие торговцы нанимали детей, или кодзо . В число странствующих торговцев входили организованные торговцы лекарствами, овощеводы из-за города и разносчики на ярмарках возле храмов и святилищ. Напротив, крупные торговцы рисом, лесоматериалами и другими товарами управляли обширными магазинами в городе.
Правительства [ править ]
Высшими чинами сёгуната были родзю . Ниже них располагались вакадосийори , затем различные бугё или администраторы, в том числе дзиша бугё (который управлял храмами и святилищами), кандзё бугё (отвечающий за финансы) и два Эдо мати бугё . Последние по месяцам чередовались на посту главного администратора города. В их роль входили мэр, начальник полиции, судья и присяжные по уголовным и гражданским делам.
Мати бугё курировал полицию и пожарную часть. В состав полиции, или матиката , входили высокопоставленные ёрики и досины, находящиеся ниже них; оба были самураями. В дзидайгэки часто имеются штатные патрульные, окаппики и ситаппики , которые были простолюдинами. (Исторически такие люди были нерегулярными и призывались на службу только в случае необходимости.) Зенигата Хэйдзи — окаппики . Полиция жила в казармах в Хатчобори в Эдо. Они дежурили в банях , сторожевых постах, по всему мегаполису. Джитте ситаппики был символом полиции, ёрики до от .
Отдельная полиция занималась делами, связанными с самураями. Омэцукэ ; были высокопоставленными чиновниками сёгуната мецукэ , и качи-мэцукэ низшие полицейские, которые могли задерживать самураев. Еще одна полиция расследовала поджоги и грабежи, а синтоистские святыни и буддийские храмы перешли под контроль другой власти. Феодальная природа Японии делала эти вопросы деликатными, и споры о юрисдикции в дзидайгэки являются обычным явлением.
В Эдо было три пожарных части. Даймё -бикеши находились на службе у назначенных даймё ; дзёбикеши ; отчитывались перед сёгунатом в то время как мачи-бикеши , начиная с Ёсимунэ, были простолюдинами под управлением мати -бугё . Таким образом, даже пожарные роты ведут войну за сферы влияния в дзидайгэки .
Каждый даймё имел резиденцию в Эдо, где он жил во время санкин-котай . Его жена и дети оставались там, даже когда он был вдали от Эдо, а фрейлины часто занимают видное место в дзидайгэки . Высокопоставленный самурай Эдо-гаро курировал дела в даймё отсутствие . Помимо самураев, в доме были асигару (легковооруженные слуги-воины), а также чуген и якко (слуги, которых часто изображали яркими и кривыми). Многие даймё нанимали врачей- готени ; их аналогом в доме сёгуна был окуиси . Рассчитывайте на то, что они предоставят убивающие яды и исцеляющие зелья.
Другое [ править ]
Актерский состав странствующего дзидайгэки сталкивался с похожей обстановкой в каждом хане . Там каро были куни-гаро и дзёдай-гаро . Напряженность между ними послужила сюжетом для многих историй.
Соглашения [ править ]
Есть несколько драматических условностей дзидайгэки :
- Герои часто красят глаза, а у злодеев часто растрепаны волосы.
- Надуманная форма старомодной японской речи, использующая современное произношение и грамматику с высокой степенью формальности и частыми архаизмами.
- В продолжительных сериалах, таких как «Мито Комон» и «Зенигата Хэйдзи» , иногда меняются главные и второстепенные актеры. Это делается без каких-либо обоснований изменения внешности. На месте старого просто появляется новый актер, и истории продолжаются. Это похоже на серию фильмов о Джеймсе Бонде или фильмы о супергероях, в отличие, например, от британской телевизионной программы «Доктор Кто» .
- В бою на мечах, когда на главного героя нападает большое количество злодеев, они никогда не нападают сразу. Главный герой сначала приступает к длинной преамбуле, подробно описывающей преступления, совершенные злодеями, в конце которой злодеи затем начинают военные действия. Злодеи атакуют поодиночке или парами; остальные ждут своей очереди, чтобы их отправили, и окружают главного героя, пока не придет их очередь быть легко побежденными. Бои на мечах являются грандиозным финалом шоу и проводятся под специально созданную музыкальную тему.
- На телевидении даже смертельные порезы мечом вызывают мало крови и зачастую даже не прорезают одежду. Злодеев рубят смертельными, но совершенно невидимыми ударами меча. Несмотря на это, при ранениях от стрел или ножевых порезах могут наблюдаться кровь или раны.
- В фильмах чамбара насилие, как правило, значительно стилизовано, иногда до такой степени, что порезы мечом вызывают гейзеры крови из ран. Расчленение и обезглавливание также распространены.
Пословицы и крылатые фразы [ править ]
Авторы дзидайгэки вставляют в диалог содержательные высказывания. Вот некоторые из них:
- Тонде хи ни иру нацу но муси : Как жуки, которые летом летят в огонь (они придут к гибели)
- Сиши синчу но муси : волк в овечьей шкуре (буквально паразит в теле льва).
- Кадзи то кэнка ва Эдо но хана : Пожары и драки — цвет Эдо.
- Оэдо счастливаку ячо : «Восемьсот кварталов Эдо».
- Таби ва мичизуре : «В дороге тебе нужен спутник».
Авторы сериалов придумывают свои крылатые фразы под названием кимаризерифу , которые главный герой произносит в одном и том же месте почти в каждой серии. В «Мито Комон» , в котором одноименный персонаж маскируется под простолюдина, в финальном бою на мечах приятель неизменно держит аксессуар с гербом сёгуната и кричит: « Хикаэ!» Коно мондокоро га мне ни хайрану ка? : «Назад! Разве вы не видите эту эмблему?», раскрывая личность до сих пор не подозреваемого старика с бородкой. Затем злодеи мгновенно сдаются и просят прощения.
Точно так же Тояма-но Кин-сан обнажает свое татуированное плечо и рычит: « Коно сакурафубуки о мивасурета то ивасане зо!» : «Я не позволю тебе сказать, что ты забыл эту вишнёвую вьюгу!» Вынеся приговор преступникам, он провозглашает: Коре ните иккен ракучаку : «Дело закрыто».
Примеры [ править ]
Фильмы [ править ]
Видеоигры [ править ]
Ниже представлены японские видеоигры в жанре дзидайгэки .
- Специальный выпуск в центре города: Кунио-кун но Дзидайгэки дайо Дзен'ин Сюго - продолжение фильма «Даунтаун Неккетсу Моногатари» ( «Выкуп речного города в Америке»), действие которого происходит в феодальной Японии.
- Гэндзи: Рассвет самураев
- Хакуоки Серия
- Кенго серия
- Live A Live по сценарию «Сумерки Эдо, Япония»
- Ни-Ох Серия
- Серии Ninja Gaiden «Ниндзя Рюкенден», «Легенда о мече ниндзя-дракона» в Японии
- Серия амбиций Нобунаги «Нобунага но Ябо» в Японии.
- Онимуша Серия
- Рю га Готоку Кензан!
- Рюга Готоку Ишин!
- Samurai — для Sega аркадный экшен , выпущенный в марте 1980 года. [2]
- самураев Shodown Серия
- Воины-самураи «Сэнгоку Мусо» в Японии
- Samurai Warriors 2 «Сэнгоку Мусо 2» в Японии
- Samurai Warriors 3 «Сэнгоку Мусо 3» в Японии
- Samurai Warriors 4 «Сэнгоку Мусо 4» в Японии
- Samurai Warriors 2 : серия Empires «Sengoku Musō 2: Empires» в Японии
- Воины-самураи: Хроники «Сэнгоку Мусо: Куроникуру» в Японии
- Воины-самураи: Катана «Сэнгоку Мусо: Катана» в Японии
- Воины-самураи: Дух Санады «Сэнгоку Мусо: Санада Мару» в Японии
- Секиро: Тени умирают дважды
- Сэнгоку Эйс
- Душа самурая
- Тенчу серия
- «Последний клинок» Серия
- Воины Ороти Серия
- «Путь самурая» . Серия
Хотя дзидайгэки по сути является японским жанром, существуют также западные игры, в которых используется сеттинг, соответствующий тем же стандартам. Примерами являются Ghost of Tsushima , серия Shogun: Total War или японские кампании Age of Empires III .
Аниме и манга [ править ]
- Быстрый
- Василиск
- Дороро
- Огненный триппер
- Гинтама
- Хакуоуки Синсэнгуми Китан
- Хёгэ Моно
- Интрига в Бакумацу – Ироханихохето
- Инуяша
- Казе Хикару
- Одинокий волк и детеныш
- Занятый
- Воскрешение ниндзя
- Свиток ниндзя
- Ой!
- Отогизоши
- Принцесса Мононоке
- Ракудай Ниндзя Рантаро
- Руруни Кеншин
- Самурай 7
- Самурай Чамплу
- Самурай Палач
- Сигуруи
- Сёнен Онмёдзи
- Свитки ниндзя Ягю
- Самурай Дипер Кё
- Меч незнакомца
- Бродяга
- Ясуке
Телевидение в прямом эфире [ править ]
- Таежный драматический сериал на канале NHK .
Выдающиеся режиссёры [ править ]
Имена расположены в западном порядке, после имени следует фамилия.
- Хидео Гоша
- Кон Итикава
- Хироши Инагаки
- Акира Куросава
- Масаки Кобаяши
- Сёдзо Макино
- Кенджи Мисуми
- Кенджи Мидзогучи
- Кихачи Окамото
- Кимиеси Ясуда
- Акира Иноуэ
- Тому Учида
- Эйити Кудо
- Токузо Танака
- Кореёси Курахара
- Кадзуо Икехиро
Выдающиеся актеры [ править ]
- Бандо
- Дендзиро Окоти
- Чиёносукэ Адзума
- Утаэмон Итикава
- Рютаро Отомо
- Кандзюро Араши
- Джуширо Коноэ
- Рюноске Цукигата
- Тьезо Катаока
- Итикава Райзо VIII
- Хасидзо Окава
- Ёрозуя Кинноске
- Тосиро Мифунэ
- Синтаро Катсу
- Томисабуро Вакаяма
- Котаро Сатоми
- Асахи Куризука
- Хироки Мацуката
- Масакадзу Тамура
- Кинья Китаодзи
- Сонни Чиба
- Хидеки Такахаши
- Кен Мацудайра
Влияние [ править ]
«Звездных войн» Создатель Джордж Лукас признался, что его в значительной степени вдохновили исторические работы Акиры Куросавы , и многие тематические элементы, обнаруженные в «Звездных войнах», несут влияние кинопроизводства Чанбара . В интервью Лукас особо упомянул тот факт, что он познакомился с термином дзидайгэки, находясь в Японии, и широко распространено мнение, что он черпал вдохновение для термина «джедай» . именно отсюда [3] [4] [5]
Ссылки [ править ]
- ^ https://kotobank.jp/word/%E6%99%82%E4%BB%A3%E5%8A%87-520322
- ^ «1980» . История аркад Sega . Famitsu DC (на японском языке). Межмозговой мозг . 2002. стр. 40–42 (40).
- ^ Дагган, Джедай М. «История джедаев и религия джедаев» . Святилище джедаев. Архивировано из оригинала 30 июня 2007 г. Проверено 19 июля 2007 г.
- ^ «Министра к «Звездным войнам» (1977)» . База данных фильмов в Интернете . Проверено 19 июля 2007 г.
- ^ «Звездные войны: раскрытое наследие». Звездные войны . 28 мая 2007 г. около 90 минут. Канал истории .
Внешние ссылки [ править ]
- «Человек, клинок, пустая дорога: послевоенный фильм о самураях 1970 года» Аллена Уайта. В этой статье обсуждаются конкретные фильмы чанбара , их отличие от обычных дзидай-гэки и эволюция жанра.
- Героу, Аарон , изд. (2012). «Меч и экран: фильм японского периода 1915–1960 годов» . Комментарии к сериалу . Совет Йельского университета по исследованиям Восточной Азии. Программа серии фильмов дзидайгэки , спонсируемая Йельским центром CEAS и Национальным киноархивом Японии .
- ТОЭИ КИОТО СТУДИЯ ПАРК