Порночанчада
![]() | Примеры и перспективы в этой статье касаются главным образом Бразилии и не отражают мировую точку зрения на этот вопрос . ( декабрь 2023 г. ) |
Порночанчада ( Португальское произношение: [poʁnoʃɐ̃ˈʃadɐ] ) — название жанра секс-комедийных фильмов, снятых в Бразилии , который был популярен с конца 1960-х годов после популярности итальянских комедий сексуального характера . стала широко доступна К 1980-м годам, когда жесткая порнография на тайных видеокассетах , этот жанр пережил значительный упадок. Название, сочетающее в себе порно ( порно ) и чанчада (лёгкая комедия ), которое само по себе сочетало в себе комедию и эротику. [1] [2]
Благодаря слиянию экономических и культурных факторов, особенно с освобождением обычаев , возникла новая тенденция в области кино, ставящая под сомнение обычаи и исследующая эротику . [3] Как типичный культурный продукт Бразилии, порночанчада добилась большого коммерческого успеха в стране на протяжении 1970-х годов, несмотря на низкую стоимость ее продукции, в основном производимой в Бока-ду-Ликсу .
На этот жанр сильно повлияли популярные итальянские комедии, особенно эротического характера, а также переосмысление традиций популярной городской комедии Рио-де-Жанейро и вкрадчивый эротизм фильмов Сан-Паулу конца 1960-х годов. [4] [5] Хотя этот ярлык использовался без разбора, будь то плохо законченные или хорошо сделанные произведения, порночанчада характеризовалась развитием сценариев, подчеркивающих эротические ситуации, инсинуации, шутки, а также приоритетным акцентом на женской анатомии - формуле фильма, которая быстро охватывала большие сегменты бразильский рынок. [6] Сочетая названия с двойным смыслом, сюжеты часто вращались вокруг таких тем, как девственность , романтическое завоевание и прелюбодеяние , среди других. [7]
Многие критики считали порночанчада вульгарными и грубыми, поскольку использовали строгий контроль над культурным производством и информацией во время бразильской военной диктатуры . Более консервативные и моралистические слои общества даже организовали кампании против показа этих фильмов, и сотни из них подверглись жесткой цензуре со стороны федеральных цензоров. [8] Другие утверждали, что этот жанр стал важной фазой рынка бразильского кино в середине 1970-х годов. [4] Одним из примечательных фильмов этого жанра является «Дама до Лотасан» , который является четвертым по прибылям фильмом в истории бразильского кино и собрал 6,5 миллионов зрителей. [9] Именно этому жанру (наряду с эротической драмой) принадлежит фраза «Бразильское кино – это только о сексе». [10]
Упадок порночанчады произошел в начале следующего десятилетия, как из-за ее тематического истощения, так и из-за роста жесткой порнографии , которая положила конец примерно 15-летнему существованию этого жанра как популярного жанра. [6] [11]
История [ править ]
Первые дни [ править ]
По данным Enciclopédia do Cinema Brasileiro (Энциклопедии бразильского кино), порночанчада началась с фильмов Os paqueras (режиссер Реджинальдо Фариа ), Memórias de um gigolô (режиссер Альберто Пьералиси ) и Adultério à brasileira (режиссер Педро Карлос Роваи ) , которые были произведены в Рио-де-Жанейро . [4] Между 1969 и 1972 годами, на первом этапе производства этого жанра, в порночанчаде участвовали опытные продюсеры и режиссеры, снимавшие эротические комедии, уделяя особое внимание актерскому составу, эффективной режиссуре и концепции сценария (включая таких авторов, как Лауро Сезар Мунис и Одувальдо Виана Фильо ). . [4]
Взлет и пик [ править ]

Однако именно на втором этапе жанр получил благодатную почву и укрепился, начиная с региона Луз. ^ и, более конкретно, в районе, который стал известен как Бока-ду-Ликсо . [12] С появлением новых режиссеров и все более разнообразным и значительным производством фильмов, включая некоторые работы, демонстрировавшие признанные качества, порночанчада представляла собой золотой век с точки зрения бразильского кинорынка между 1972 и 1978 годами. [4] Среди 25 лучших кассовых хитов с 1970 по 1975 год девять были порночанчада- фильмами, возглавляемыми рекордсменом A Viúva Virgem (режиссер Педро Карлос Роваи ).
На этом этапе внутри порночанчады возникло несколько поджанров с названиями, посвященными драме , криминалу , ужасам , вестерну и даже экспериментам , в дополнение к тем, которые усиливали их комедийную или эротическую сторону. [4] Появились такие режиссеры, как Карлос Райхенбах , Оди Фрага , Роберто Мауро , Фаузи Мансур , Жан Гаррет , Клаудио Кунья , Хосе Мизиара и Сильвио де Абреу , а также такие режиссеры, как операторы Клаудио Портиоли и Антонио Мелианде , монтажер Эдер Мадзини , и сценарист Раджа де Арагао , а также продюсерские компании Servicine (принадлежащие Альфредо Паласиосу и AP Galante ) и Cinedistri (принадлежащие Освальдо Массаини ). [4]
Благодаря своей способности поддерживать достаточно большую аудиторию, чтобы поддерживать преемственность жанра в прокате, порночанчада способствовала гармоничным отношениям между продюсерами, дистрибьюторами и группами экспонентов (многие из которых были связаны с продюсерами), которые отличались от предыдущих периодов в Бразильское кино, за исключением эпохи чанчада 1950-х годов. [11] Он добился различных коммерческих успехов на бразильском кинорынке, несмотря на возражения моралистических слоев общества и критиков цензуры, которые были шокированы его невежливыми манерами и сомнительным вкусом. было множество Поводов для громких кампаний в гражданском обществе и Национальном конгрессе , помимо того, что Федеральная цензура запретила сцены из сотен фильмов -порночанчада . [8]
Другими субъектами, обеспокоенными порночанчадой, были крупные американские дистрибьюторы, недовольные большим количеством национальных изданий и успешным приобретением доли внутреннего рынка. [4] С точки зрения занятия национального рынка, на бразильские фильмы пришлось 30% проданных в стране билетов, что соответствует примерно 120 миллионам билетов. [13]
Под руководством Boca do Lixo, на долю которого в 1970-е годы приходилось в среднем ежегодно производить около двух третей бразильских фильмов, порночанчаде удалось создать своего рода скромную, но динамичную бразильскую звездную систему , даже без поддержки рекламных схем и телевизионных сетей. Он запустил таких актрис, как Николь Пуцци , Заира Буэно , Вера Фишер , Матильда Мастранджи , Хелена Рамос , Альдина Мюллер , Сандра Барсотти , Мейре Виейра, Арлет Морейра , Адель Фатима , Моник Лафон , Зильда Майо и Альба Валерия , или он соблазнил уже известных такие актрисы, как Сандра Бреа , Соня Брага , Россана Гесса , Кейт Лира , Сельма Эгрей , Марсия Родригес , Мария Люсия Даль , Адриана Прието , Луселия Сантос , Надя Липпи , Кристиана Торлони , Лидия Бронди и даже Ира де Фюрстенберг . Среди актеров самым громким именем в этом жанре был Дэвид Кардосо , который также был компетентным продюсером. [4]
Отклонение и прекращение [ править ]
В начале 1980-х порночанчада уже показывала признаки эстетического и экономического истощения. Его упадок как жанра кино совпал с экономическим кризисом, поразившим Бразилию в тот период, резко повлиявшим на снижение посещаемости как национальных, так и иностранных фильмов в кинотеатрах страны. [11]
Одновременно с доминированием жесткой порнографии из США на бразильском рынке, ранее принадлежавшем фильмам -порночанчада . [6] Столкнувшись с иностранной конкуренцией, бразильские продюсеры колебались, но в конечном итоге начали производство фильмов откровенного секса, вехой которых стало «Эротические фильмы» (режиссер Рафаэле Росси ). [14] [15] Успех первого бразильского порнографического фильма, собравшего в Бразилии более 4 миллионов зрителей, дал толчок к производству новых отечественных фильмов. [14] Некоторые профессионалы из Бока-ду-Ликсу ассоциировали себя с бразильской хардкор-волной, хотя и под псевдонимами, например , Альфредо Штернхейм , Альваро Мойя , Антониу Мелианде , Давид Кардозу , Хосе Мохика Маринс , Оди Фрага и другие. Большинство известных актрис порночанчады отказались от участия в жёстких фильмах, а те немногие, кто согласился, были «дублированы» в откровенных сексуальных сценах. [11]
Из-за более низких затрат на производство и худшего качества, чем порночанчада , фильмы откровенного секса доминировали на значительной части рынка, при этом их производство было значительным по национальным стандартам. Только в 1984 году 69 из 105 бразильских фильмов, показанных в кинотеатрах Сан-Паулу, были жесткими порнографическими фильмами. Это ознаменовало последний этап кинопроизводства в Бока-ду-Ликсо и меланхоличный конец порночанчады . [11]
Библиография [ править ]
- Абреу, Нуно С. Энциклопедия бразильского кино (организаторы: Фернан Рамос и Луис Фелипе Миранда). 2-е изд. Сан-Паулу: Сенак, 2004, стр. 431–433. ISBN 85-7359-093-9
- Симойнс, Инима Ф. Секс в бразильском стиле [ мертвая ссылка ] (на португальском языке). Журнал Алсеу. т.8 н.15. PUC-RJ, июль-декабрь 2007 г., стр. 185-195.
- Вентура, М. За 30 лет бразильской порнографии о «Эротических вещах» появились книги и фильм (на португальском языке). Глобус. Рио-де-Жанейро, 2 сентября 2012 г.
- «Эротические вещи» бросили вызов цензуре во время военного режима (на португальском языке). Folha.com. Сан-Паулу, 15 января 2014 г.
- Кино: отрицаемое влияние (на португальском языке). Государство Сан-Пауло. Сан-Паулу, 1 июля 1979 года.
Ссылки [ править ]
- ^ Джонсон и Стэм 1995. с. 269
- ^ Деннисон 2004. с. 157
- ^ Абреу, 2000, стр.431.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Абреу, 2000, стр.432.
- ↑ O Estado de S.Paulo, 1 июля 1979 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Симойнс, 2007, стр.185.
- ^ Симойнс, 2007, стр.186.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Симойнс, 2007, стр.191.
- ^ Леонардо Филомено (12 июля 2012 г.). «Порночанчады, которые были частью нашей юности» . manualdohomemmmoderno.com.br . Проверено 18 октября 2016 г.
- ^ Клара Азеведо (19 февраля 2014 г.). «Дама ду Лотасан (1978)» . cinecanarinho.com.br. Архивировано из оригинала 19 октября 2016 года . Проверено 18 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Абреу, 2000, стр.433.
- ^ Симойнс, 2007, стр.188.
- ^ Симойнс, 2007, стр.193.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вентура, 2012 г.
- ^ Ливрария да Фолья, 2014 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Интервью с Клаудио Кунья, режиссером (на португальском языке)
- Порночанчада , Любопытный гид (на португальском языке)