Советское параллельное кино
Советское параллельное кино | |
---|---|
Годы | 1970-1990 |
Страна | Россия |
Ключевые места | Москва , Санкт-Петербург |
Основатели | Evgenii Iufit, Boris Yukhananov, Gleb Aleinikov, Igor Aleinikov |
Известные публикации | Кто-Призрак |
Идеологии | Социальный реализм и некрореализм |
Советское параллельное кино — жанр кино и андерграундного кинематографического движения, возникший в Советском Союзе в 1970-е годы. Термин «параллельное кино» (известный как «параллельное кино») впервые ассоциировался с самиздатскими фильмами, снятыми в рамках официальной советской государственной системы. [1] Фильмы параллельного движения считаются авангардными , нетрадиционалистскими и кинематографически подрывными.
Двумя основными группами и основателями движения параллельного кино являются Евгений Юфит и некрореалисты в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) и кружок братьев Алейниковых в Москве . [2] Эти две группы добились феноменальной известности в России в 1980-е годы – и во время распада Советского Союза – благодаря участию в параллельном кинодвижении и «позднем социализме» . [1]
Обзор [ править ]
Происхождение [ править ]
Советское параллельное кино — это ответвление кинодвижения, охватившего Индию в 1960-е и 1970-е годы, под названием «Новое индийское кино», также известное как индийская новая волна или параллельное кино . [3] [2] Как и его советский аналог, он по-прежнему уделял особое внимание необычным постановкам, которые касались реальных представлений общества, включая социокультурный и политический контекст. [4] Это было решительно поддержано темами, методами и работами неореализма . [3]
Внедрение параллельного кино происходит от любительских киностудий и мастерских, которые были распространены в советской культуре того времени. В 1957 году советская государственная система сформировала фонд поддержки профессиональных кинематографистов, а затем и любительских киномастерских. [2] Это усилило государственное регулирование и контроль над распространением идеологии в отрасли. [5] Советское государство установило две системы кинопроизводства: первый контролируемый профессиональный кинотеатр или Государственный комитет кинематографии под названием Госкино и любительские киностудии. [5] Фильмы, снятые вне этих официальных систем, относятся к миру «параллельного кино». Фильмы, снятые в ту эпоху, выходили из-под контроля государства и поэтому были запрещены. [2] Параллельные кинематографисты, такие как Евгений Юфит и братья Алейниковы, использовали для производства своих фильмов студии любительских киноклубов и мастерских. Ленинградский клуб любителей кино, которым пользовался Евгений Юфит и другие, до сих пор существует под названием «Санкт-Петербургский клуб любителей кино и видео». [5] Поскольку в 1980-е годы со сменой власти политический контроль ослаб, любительские киномастерские были переполнены параллельным кинопроизводством. [5] Параллельное движение знаменует собой первый крупный приток творческого самовыражения в советскую культуру после русской революции 1920-х годов. [6]
Предыстория [ править ]
Фильмы советского параллельного кинодвижения классифицируются под эгидой ренегатских самоиздаваемых произведений искусства и литературы Советского государства, называемых самиздатом . [1] Самиздат считался запрещенным и недоступным для распространения из-за его бунтарских идеалов и идеологий, альтернативных Советскому Союзу. [1] Все формы самиздата демонстрировали пренебрежение регулируемым государством распространяемым контентом, поскольку он олицетворял политическую оппозицию и открытый дискурс, направленный на деконструкцию советской империи. [7] В широком смысле параллельное кино, или параллельное кино, также называют кинематографическим самиздатом. [7]
Параллельное кинодвижение в советских государствах сопровождалось появлением кинематографического журнала, или самиздата, под названием «Кино-Фантом» . Компания «Сине-Фантом» была основана Глебом Алейниковым и Игорем Алейниковыми (известными как братья Алейниковы) в 1980-х годах. [8] С тех пор Cine-Fantom стал кинофестивалем, домом собраний, а в настоящее время — театром. [9] Cine-Fantom был художественным журналом, созданным вручную, который был посвящен публикации проблем и событий кино, особенно в отношении параллельного кино. [10] Первоначально журнал создавался и издавался только для друзей двух братьев, однако во второй половине 1980-х годов он приобрел популярность и широко распространялся по России . Он стал широко известен благодаря своей фирменной синей обложке. [10] Журнал первым зафиксировал изменения в советском кинематографе с помощью термина «параллельное кино», появившегося в номере, взятом из энциклопедии. [10] Во время советского параллельного кинематографического движения кинематографисты начали снимать фильмы независимо от официальной советской системы производства. Таким образом, Cine-Fantom был центром внимания этих кинематографистов и авангардной киноиндустрии.
то время как определяемое государством производство искусства было основано на доктрине соцреализма В , движение параллельного кино бросило вызов этой конструкции с подрывной силой. Двумя наиболее скандально известными группами и основателями движения параллельного кино являются «Евгений Юфит и некрореалисты» в Ленинграде и кружок братьев Алейниковых в Москве. [5] Евгений Юфит основал культовый поджанр некрореализм , который был перенят последователями движения по всему Ленинграду. Некрореализм понимается как пародия на соцреализм . [11] Через игру слов и каламбур этот термин подразумевает, что реальностью режима была смерть. [5] Этот термин также сигнализировал об ожидании конца радикализма Российской социал-демократической рабочей партии или большевиков. [11] Фильмы, принимающие эту идеологию, в первую очередь сосредоточены на темных темах, черном юморе , монохромных образах и понятиях абсурда . [11] Некрореалисты сосредоточились на том, чтобы бросить вызов способам представления смерти в советской культуре, особенно через табуированные аспекты, такие как крайнее насилие, самоубийство или разложение тела . [11] В то время в Ленинграде существовало множество подпольных групп, наиболее известными и распространенными из которых были некрореалисты. [5] Некрореалисты сложились вне любительского кинодвижения, однако не были полностью от него оторваны: отдельные кинематографисты создавали свои фильмы на профстудиях и Ленинградском киноклубе. [5]
Историческое значение [ править ]

В начале 1980-х годов и ранее официальное кинопроизводство находилось под контролем советской власти, тогда как параллельный мир кино оставался подпольным. Госкино - государственная студия - монополизировала контроль, регулирование и цензуру в индустрии и кинопроизводстве. [8] Кульминацией работы этого комитета было определение того, какие изображения являются подходящими и приемлемыми для людей с точки зрения политических и социальных идеологий. [10] Таким образом, на этом этапе советское параллельное кино оставалось неофициальным и подпольным киноклубом-ренегатом, бросавшим вызов ограничениям официальной системы.
Советское параллельное кино естественным образом вышло из подполья на поверхность в ходе смены политической власти и исторических изменений, в частности, во время перестройки . [10] Перестройка — программа, разработанная советским лидером Михаилом Горбачевым в середине 1980-х годов. [12] После смерти своего преемника Константина Чеменко в 1985 году Горбачев поднялся со второго места в советской иерархии до руководящего органа Коммунистической партии . [13] Перестройка — это программа, которую он учредил для реструктуризации советского экономического и политического ландшафта. [14] Термин «перестройка» в русском языке означает «перестройка». [1] Реформы этой программы позволили уменьшить сжатие художественного выражения и вывести на поверхность андеграунд. [10] Более того, политические сдвиги сделали государственную бюрократию неэффективной для контроля массы институтов и проведения в жизнь политики. [5] Смягчение государственного контроля способствовало переходу подпольного мира параллельного кино к открытости. В это время контроль со стороны силовиков, таких как КГБ, ослаб, и, как следствие, появились тенденции в культуре и искусстве. [10] Параллельное кино быстро стало авангардом кинематографического производства. Кроме того, эпоха Горбачева знаменует собой сдвиг в характере движения. До реформы художники подвергались подавлению, борьбе и инакомыслию в форме советского параллельного кино. Ослабление контроля позволило движению перейти от восстания к независимому кинопроизводству. [1]
Ключевые цифры
Evgenii Iufit [ edit ]
Евгений Юфит (также известный как Евгений Юфит) был российским художником и режиссером, известным как основатель некрореализма – движущей идеологии параллельного кино. [15] Он родился в 1961 году в Санкт-Петербурге и к началу 1980-х годов начал карьеру в киноиндустрии. [16] Он умер 13 декабря 2016 года. [17] Интерес к искусству и кино Юфит проявил, будучи студентом Ленинградского технического института . [18] Благодаря всеобъемлющему контролю со стороны государственной киноорганизации Госкино он основал альтернативный стиль некрореализма в подпольном движении. [18] Сфера творчества Юфита включала живопись, фотографию и кино.
параллельные фильмы Юфита Авангардные тематически характеризуются гомоэротизмом и гибридизацией черного юмора и фарса . [18] В начале 1986 года, в начале перестройки , он основал первую в Советской России независимую артхаусную киностудию под названием «Мжалала фильм». [16] Продюсерская компания сосредоточилась на производстве экспериментальных короткометражных фильмов от художников, писателей и режиссеров, исповедовавших радикальную эстетику параллельного кино. [19] Среди его фильмов: «Сойер» (1984), «Весна» (1987), «Мужество» (1988) и «Кабан-самоубийство» (1988). [20]
Gleb Aleinikov and Igor Aleinikov [ edit ]

Глеб Алейников и младший брат Игорь Алейников (известные как братья Алейниковы) — известные российские сценаристы , режиссеры и теоретики кино. [21] Вместе с Евгением Юфитом братья являются основателями и видными деятелями движения параллельного кино в Советском Союзе . [22] До прихода в киноиндустрию Глеб Алейников окончил Московский инженерно-строительный институт в 1988 году, а Игорь — в Московский инженерно-физический институт в 1984 году. [22] В этот период учебы братья основали, продвигали и развивали андеграундное движение «Параллельное кино». [22]
В середине 1980-х годов вместе с Борисом Юханановым братья сформировали кинематографический самиздат « Кино-Фантом» и выступали в качестве главных редакторов с 1985 по 1990 год. [5] Фильмы братьев Алейниковых являются подрывными и провокационными – в соответствии с природой параллельного движения – как средство атаки на ограничения господствующей государственной советской системы. [22] Игорь Алейников погиб в авиакатастрофе в марте 1994 года. После его смерти Глеб Алейников в 1999 году опубликовал дневники своих покойных братьев, которые состояли из киноидей, планов и анекдотов подпольного движения. [9] Глеб Алейников в настоящее время руководит вторым по величине телеканалом в России. [9]
Некоторые из их фильмов включают «Жестокая болезнь мужчин» (1987), «В ожидании де Билла» (1990), «Трактористы 2» (1992) - их единственный полнометражный фильм - «Я» (1986), «Тракторы» (1987) и «Борис и Глеб». (1988 ).
Boris Yukhananov [ edit ]
Борис Юхананов — выдающийся российский режиссер, педагог и теоретик, наиболее известный как основатель и активный деятель советского параллельного кинодвижения. [23] Он внес свой вклад в широкий спектр искусства, включая кино, фотографию, театр и письменность. Вместе с братьями Алейниковыми Юхананов находился вне ограничений советских войск, внося большой вклад в самиздатский фильм «Кино-Фантом» . [1] Он присоединился к Cine-Fantom в редколлегии, а также писал теоретические статьи о видео и искусстве. [24]
В 1986 году он создал очень популярный видеороман « Безумный принц» . [25] « Безумный принц » — цикл фильмов, снятых единственной известной камерой VHS в Москве и Ленинграде . [26] По материалам смонтировано пять часовых фильмов. [27] Это ключевая коллекция фильмов, воплотивших идеи параллельного кинодвижения. Фильмы Юханова погружены в контекст ренегатской «молодежной культуры», развивавшейся в то время во всем андеграунде. [23] В « Безумном принце» Юхананов ввел фатальную технологию монтажа. Эта концепция фатального монтажа (известная как фатальный монтаж) широко использовалась при производстве параллельных фильмов на протяжении всей эпохи. [28] Это техника монтажа , которая благодаря функциям видеокамеры безвозвратно заменяет старые кадры новыми. [29]
Список известных фильмов [ править ]
- Безумный принц (1986)
- Сойер (1984)
- Метастазы (1984)
- Я (1986)
- Революционный этюд (1987)
- Тракторы (1987)
- Мне холодно, и что?/Я фригидна, но это не имеет значения (1987)
- Тяжелая болезнь мужчин (1987)
- Сторонник Ольфа (1987)
- Весна (1987)
- Борис и Глеб (1988)
- Мужество (1988)
- Самоубийство кабана (1988)
- Мечты (1988)
- Постполитическое кино (1988)
- Кто-то был здесь (1989)
- Война и мир (1989)
- В ожидании де Билла (1990)
- Трактористы 2 (1992)
- Деревянная комната (1995)
Идентификация характеристик [ править ]
Кинематография [ править ]
Параллельное движение направило кинематографистов к регрессивному и бунтарскому способу кинематографии , опровергающему традиционные условности. После длительного периода консерватизма , ставшего результатом соцреализма , параллельные фильмы ознаменовали переход к более экспериментальному и свободному стилистическому кинопроизводству – во многом подобно фильмам после русской революции 1920-х годов. [9] Из-за нехватки денег и андерграундного характера производства кинематографисты импровизировали, используя грубое оборудование и выражение физического человеческого тела, чтобы придать смысл своим фильмам. [18] Они выпустили дешевые 8- и 16-миллиметровые короткометражки, нарушающие технические нормы и правила кинематографического повествования, разрешенные правительственным режимом . [30] Единство их средств и мотиваций сформировало новый жанр и эпоху в советском кино.
В фильмах этой эпохи демонстрируются экспериментальные и малоизвестные формы монтажа , которые не соответствуют утвержденным государством правилам , которые действовали во всех аспектах кинопроизводства. В официальных Госкино постановках монтаж был заменен изобразительным стилем, который соответствовал официальной советской политике, согласно которой художественное качество определяется содержанием. [31] В то время как бюрократическое давление вытеснило экспериментальный стиль монтажа , параллельные кинематографисты вновь взяли на вооружение автономию и бунтарство. Фильмы этого движения имели примитивный малобюджетный стиль и служили документацией времени, а не повествовательным фильмом . В них присутствуют спорадические сокращения, нелинейность, отсутствие повествования и Бориса Юхананова . фатальный монтаж [32]

Темы и мотивы [ править ]
У параллельного кино нет единой всеобъемлющей темы, кроме того, что оно воплощает идеи борьбы с истеблишментом . [9] Жанр определялся резким отказом от утвержденных государством соцреализма образов в российских фильмах . Благодаря распаду Советского Союза и уменьшению угрозы власти, такой как КГБ , создатели фильма дали волю подавленному творчеству, что привело к созданию фильмов, изображающих алкоголь , ненормативную лексику , насилие и сюрреализм . [33] В своем бунте кинематографисты того времени стремились отобразить суровую правду советского образа жизни, социального ландшафта и политического контекста. [34] Режиссеров и фильмы того времени объединяло чувство эстетической мести, преобладавшее в постановках этих движений. [34]
Советские параллельные фильмы исследуют понятия сексуальности, пародии , смерти и антиутопии в эпоху перестройки . [35] Поскольку кинематографисты работали подпольно и обходили существующие советские правила и цензуру , их фильмы включали социальную сатиру , циничные комментарии о советской жизни и элементы фэнтези . [32] Изображение таких вещей было неявным оскорблением одобренных государством образов и советских условностей. Фильмы той эпохи классифицируются как мрачные, непристойные и противоречивые – их обычно сравнивают с фильмами-нуарами . Фильмы эпохи параллельного кино воплощают российскую концепцию Чернухи. Чернуха — это перестроечный феномен конца 1980-х годов, описывающий тенденцию к неумолимому пессимизму в искусстве и средствах массовой информации . [36] Благодаря ярким изображениям проституток и гангстеров этого фильма идеология представляла насилие и страдания советской жизни. [36] В то время как мотив смерти «Параллельного фильма » и разрушения пронизывает все движение, режиссеры -некрореалисты , такие как Евгений Юфит , особенно сосредоточились на исследовании порогового состояния между жизнью и смертью . [18] В фильмах были представлены апокалиптические пейзажи с зомби, совершающими чрезмерную жестокость, убийства , секс и гомосексуальное насилие . [18] гомоэротизм . Большую роль в снятых фильмах играл [11] Помимо этого, во многих фильмах был показан антиутопический мир нечеловеческих существ, совершающих отвратительные поступки, как средство демонстрации советской реальности. [36]
См. также [ править ]
- Кино Советского Союза
- Параллельное кино
- Жанр фильма
- Распад Советского Союза
- Yevgenii Yufit
- Борис Юхананов
- Социальный реализм
- Перестройка
- Самиздат
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Юрчак, А. (1 декабря 2008 г.). «Приостановление политического: поздние советские художественные эксперименты на окраинах государства» . Поэтика сегодня . 29 (4): 713–733. дои : 10.1215/03335372-082 . ISSN 0333-5372 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Виноградова, Мария (2 января 2016 г.). «Учёные, панки, инженеры и гуру: советская экспериментальная кинокультура 1960–1980-х годов» . Исследования восточноевропейского кино . 7 (1): 39–52. дои : 10.1080/2040350x.2016.1112502 . ISSN 2040-350X . S2CID 191399397 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кун, Аннетт; Вествелл, Гай (2020). «Словарь киноведения» . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780198832096.001.0001 . ISBN 978-0-19-883209-6 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ АКЛА (2021 г.). «Новые перспективы индийской новой волны: пятьдесят лет спустя» . АКЛА .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Виноградова, Мария (18 мая 2012 г.). «Между государством и кино: Любительские киномастерские в Советском Союзе» . Исследования европейского кино . 8 (3): 211–225. дои : 10.1386/сек.8.3.211_1 . ISSN 1741-1548 . S2CID 144566404 .
- ^ «Русское параллельное кино» . Порок . 13 апреля 2010 года . Проверено 11 января 2024 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Комароми, Энн (2004). «Материальное существование советского самиздата» . Славянское обозрение . 63 (3): 597–618. дои : 10.2307/1520346 . ISSN 0037-6779 . JSTOR 1520346 . S2CID 155327040 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кепли, Вэнс (1996). «Первая «Перестройка»: советское кино в первой пятилетке» . Киножурнал . 35 (4): 31–53. дои : 10.2307/1225716 . ISSN 0009-7101 . JSTOR 1225716 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «Русское параллельное кино» . Порок .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Юхананов Борис; Боймерс, Биргит (22 ноября 2017 г.), «Перестройка и параллельное кино» , Разрывы и преемственность в советском/российском кино , Routledge, стр. 15–23, doi : 10.4324/9781315559278-2 , ISBN 978-1-315-55927-8 , получено 31 мая 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Берри, Эллен Э.; Миллер-Погакар, Анеса (1996). «Шоковая терапия общественного сознания: природа и культурная функция русского некрореализма» . Культурная критика (34): 185–203. дои : 10.2307/1354617 . ISSN 0882-4371 . JSTOR 1354617 .
- ^ Британика (2020). «Перестройка» . Британника .
- ^ Британика (24 мая 2023 г.). «Перестройка» . Британника .
- ^ «Перестройка» . Британника . 2020.
- ^ Моллер, Олаф (2007). «Возвращение живых мертвецов». Комментарий к фильму . 43 (1): 13–14.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Русское патографическое кино: фильмы Евгения Юфита» . lib.ugent.be . 2014 . Проверено 11 января 2024 г.
- ^ Арт-форум (2016). «Евгений Юфит (1961–2016)» . Арт-форум .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Айлс, Эндрю (1 октября 2003 г.). «Некрореализм: опыт русской смерти» . БМЖ . 327 (Дополнение S4): 0310386. doi : 10.1136/sbmj.0310386 . ISSN 1756-1833 . S2CID 155825229 .
- ^ Иоффе, Деннис и Евгения Звонкина. 2014. Российское патографическое кино: фильмы Евгения Юфита. https://lib.ugent.be/en/catalog/pug01:5782871 .
- ^ Арт-форум (2016). «Евгений Юфит (1961–2016)». Арт-форум .
- ^ Брашински, Майкл и Эндрю Хортон. 1996. «Российские критики о кино гласности». Фильм Ежеквартально 49 (4): 58-59.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Роллберг, Питер. 2016. «Словарь». В Историческом словаре российского и советского кино Питера Роллберга, 36–37. Роуман и Литтлфилд.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Закон, Альма (1990). «Красная рыба в Америке» . Советский и восточноевропейский спектакль . 10 (2): 41–42.
- ^ Штерианова, Магдалена (2020). «Интервью с Борисом Юханановым» . ЕЕФБ .
- ^ Штерианова, Магдалена (2020). «Интервью с Борисом Юханановым» . ЕЕФБ .
- ^ Петрик, Гордей (2020). «Голова в твоих руках» . ЕЕФБ .
- ^ Петрик, Гордей (2020). «Голова в твоих руках» . ЕЕФБ .
- ^ Петрик, Гордей (2020). «Голова в твоих руках» . ЕЕФБ .
- ^ Юхананов, Борис (1989). «Роковой монтаж» . Борис Юхананов .
- ^ Хансген, Сабина. 2019. «Повторение истории». В книге «Перспективы и ретроспективы звука перформанса кино в Центральной и Восточной Европе» , Альфрун Климс, Томас Гланц и Зорница Казаларска, 67-78.
- ^ Бордвелл, Дэвид (1972). «Идея монтажа в советском искусстве и кино» . Киножурнал . 11 (2): 9–17. дои : 10.2307/1225046 . ISSN 0009-7101 . JSTOR 1225046 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рожавин, Марина; Харт, Тим (22 апреля 2021 г.). Советские фильмы 1970-х - начала 1980-х годов . Рутледж. дои : 10.4324/9780367809737 . ISBN 978-0-367-80973-7 . S2CID 241751718 .
- ^ Сотрудники ВБС (2010). «Причудливый жанр российского кино, рожденный десятилетиями творческого подавления» . CNN .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бойм, Светлана (1 января 1995 г.). «От русской души к посткоммунистической ностальгии» . Представления . 49 (49): 133–166. дои : 10.2307/2928753 . ISSN 0734-6018 . JSTOR 2928753 .
- ^ Гудинг, Джон (январь 1992 г.). «Перестройка как революция изнутри: интерпретация» . Русское обозрение . 51 (1): 36–57. дои : 10.2307/131245 . ISSN 0036-0341 . JSTOR 131245 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Исакава, Ольга; Боймерс, Биргит (22 ноября 2017 г.), «Избыток реальности» , Разрывы и непрерывность в советском/российском кино , Routledge, стр. 147–165, doi : 10.4324/9781315559278-10 , ISBN 978-1-315-55927-8 , получено 31 мая 2021 г.
Библиография [ править ]
- АКЛА. 2021. Новые взгляды на индийскую новую волну: пятьдесят лет спустя. https://www.acla.org/new-perspectives-indian-new-wave-fifty-years-i.
- Арт-форум. 2016. Евгений Юфит (1961–2016). https://www.artforum.com/news/eugene-yufit-1961-2016-65640.
- Берри, Эллен Э. и Анеса Миллер-Погакар. 1996. «Шоковая терапия социального сознания: природа и культурная функция русского некрореализма». Культурная критика (Университет Миннесоты) 34: 185–203.
- Боймерс, Бриджит и Эжени Звонкина. 2017. «Введение: Реконструкция, или перестройка Переосмысление, переделка, переосмысление». В «Разрывах и преемственности в советском/российском кино» , Бриджит Боймерс и Эжени Звонкина, 1–11. Лондон: Рутледж.
- Бордвелл, Дэвид. 1972. «Идея монтажа в советском искусстве и кино». Киножурнал 11 (2): 9–17.
- Бойм, Светлана. 1995. «Постсоветская кинематографическая ностальгия: от «элитного кино» до мыльной оперы». Беседа 17 (3): 75-84.
- Брашински, Майкл и Эндрю Хортон. 1996. «Российские критики о кино гласности». Film Quarterly 49 (4): 58–59.
- Британника. 2020. Перестройка. https://www.britanica.com/topic/perestroika-Soviet-government-policy.
- ЕЕФБ. 2020. Редакция. https://eefb.org/volumes/vol-109-november-2020/editorial-109/.
- Гудинг, Джон. 1992. «Перестройка как революция изнутри: интерпретация». Русское обозрение 51 (1): 36–57.
- Хансген, Сабина. 2019. «Повторение истории». В книге «Перспективы и ретроспективы звука перформанса кино в Центральной и Восточной Европе» , Альфрун Климс, Томас Гланц и Зорница Казаларска, 67–78.
- Ильс, Эндрю. 2003. «Некрореализм: опыт русской смерти». БМЖ. 327.
- Ioffe, Dennis, and Eugenie Zvonkine. 2014. Russian pathographical cinema: the films of Evgenii Iufit. https://lib.ugent.be/en/catalog/pug01:5782871.
- Исакава, Ольга. 2017. «Реальность сверхъестественного чернуховского кино конца 1980-х». В «Разрывах и преемственности в советском/российском кино» , Бриджит Боймерс и Эжени Звонкина, 147–165. Лондон: Рутледж. https://www.encyclepedia.com/history/encyclepedias-almanacs-transcripts-and-maps/chernukha.
- Кепли, Вэнс. 1996. «Первая «Перестройка»: советское кино первой пятилетки». Журнал кино (Техасский университет Press) 35 (4): 31–53.
- Комароми, Энн. 2004. «Материальное существование советского самиздата». Славянское обозрение (Издательство Кембриджского университета) 63 (3): 597–618.
- Закон, Альма (1990). «Красная рыба в Америке». Советский и восточноевропейский спектакль . 10 (2): 41–42.
- Моллер, Олаф. 2007. «Возвращение живых мертвецов». Комментарий к фильму 43 (1): 13–14.
- Петрик, Гордей. 2020. Голова в твоих руках. https://eefb.org/retrospectives/boris-yuhananovs-video-novel-the-mad-prince-sumashedshiy-prints-1986/.
- Рожавин, Марина и Тим Харт. 2021. «Введение». В советских фильмах 1970-х и начала 1980-х годов «Конформизм и нонконформизм на фоне застоя» , Марина Рожавин и Тим Харт. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
- Роллберг, Питер. 2016. «Словарь». В Историческом словаре российского и советского кино Питера Роллберга, 36–37. Роуман и Литтлфилд.
- Штерианова, Магдалена. 2020. Интервью с Борисом Юханановым. https://eefb.org/country/russia/interview-with-boris-yuhananov/.
- Персонал ВБС. 2010. «Причудливый» жанр российского кино, рожденный десятилетиями творческого подавления. http://edition.cnn.com/2010/WORLD/europe/04/13/vbs.russian.parallel.cinema/index.html.
- Сотрудники ВИЦЕ. 2010. Российское параллельное кино. https://www.vice.com/en/article/kwz5yz/russian-parallel-cinema-part-1-of-3.
- Виноградова Мария. 2012. «Между государством и кино: Мастерские любительского кино в Советском Союзе». Исследования европейского кино (Routledge) 8 (3): 211–225.
- Виноградова Мария. 2016. «Ученые, панки, инженеры и гуру: советская экспериментальная кинокультура 1960–1980-х годов». Исследования восточноевропейского кино 7 (1): 39–52.
- Вествелл, Гай и Аннетт Кун. 2020. Киноведческий словарь $ Киноведческий словарь. https://www-oxfordreference-com.ezproxy.library.sydney.edu.au/view/10.1093/acref/9780198832096.001.0001/acref-9780198832096-e-0476.
- Юхананов Борис. 1989. Роковой монтаж. февраль. https://borisyuhananov.com/archive/item.htm?id=12532.
- Юхананов Борис. 2017. «Перестройка и параллельное кино». « Разрывы и преемственности в советском/российском кино» Бориса Юхананова и Бриджит Боймерс. Рутледж.
- Юрчак, Алексей. 2008. «Приостановление политического: поздние советские художественные эксперименты на окраинах государства». Поэтика сегодня 29 (4): 713–733.
- Движения в кино
- Жанры фильмов
- Кино Советского Союза
- Европейские фильмы
- Советские исторические фильмы
- Советские исторические музыкальные фильмы
- Советские исторические драмы
- Советские исторические комедии
- Советские исторические боевики
- Советские исторические приключенческие фильмы
- Списки российских фильмов
- Фильм нуар
- Насилие
- 1970-е в кино
- 1980-е в кино
- 1990-е в кино