Военная научная фантастика
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2024 г. ) |
Военная научная фантастика — поджанр и научной фантастики военной фантастики , который изображает использование научно-фантастических технологий, включая космические корабли и оружие , в военных целях и обычно главных героев, которые являются членами военной организации, обычно во время войны; происходящие иногда в космическом пространстве или на другой планете или планетах. Он существует в различных средствах массовой информации, включая литературу, комиксы, фильмы, телевидение и видеоигры.
Подробное описание конфликта, воюющих сторон (в которых могут быть инопланетяне), тактики и используемого для него оружия, а также роли военной службы и отдельных членов этой военной организации составляют основу типичного произведения военной научной фантастики. В историях часто используются черты реальных прошлых или текущих земных конфликтов: страны заменяются планетами или галактиками со схожими характеристиками, линкоры заменяются космическими линкорами, стрелковое оружие и артиллерия заменяются лазерами, солдат заменяются космическими десантниками, а некоторые события изменяются таким образом. автор может экстраполировать то, что могло произойти.
Характеристики [ править ]
Часто подчеркиваются традиционные военные ценности мужества под огнем, чувства долга, чести, самопожертвования, верности и товарищества. Действие обычно описывается с точки зрения солдата в научно-фантастической обстановке сражения или вблизи него . [1] Как правило, технология более совершенна, чем нынешняя, и подробно описана. Однако в некоторых историях технологии довольно статичны и используется оружие, знакомое современным солдатам, но другие аспекты общества изменились. В таких историях технологиям может быть уделено не столько внимания, сколько другим аспектам военной жизни, культуры или общества персонажей. Например, женщины могут быть приняты как равные партнеры на боевых должностях или иметь преимущество перед мужчинами.
Когда «экстравагантные» изображения войны в космических операх исчезли вместе с криминальным чтивом в целом, военная научная фантастика развивалась с «более дисциплинированным и более реалистичным представлением о том, какие армии могут вести межпланетные и межзвездные войны, а также виды оружия, которые они могут использовать». [2]
Во многих историях использование или развитие определенной технологии играет роль в развитии сюжета, например, использование нового оружия или космического корабля. В некоторых работах проводятся серьезные параллели с историей человечества и с тем, как научный прорыв или новая военная доктрина могут существенно изменить ход войны, исход битвы и судьбы участников боевых действий. Во многих работах исследуется, как человеческий прогресс, открытия и страдания влияют на военную доктрину или битву, а также как главные герои и антагонисты размышляют над такими изменениями и адаптируются к ним.
Многие авторы либо использовали вымышленную империю, охватывающую галактику, в качестве фона для истории, либо исследовали рост и/или упадок такой империи. Столицей галактической империи иногда является «центральный мир», например, планета, расположенная относительно недалеко от сверхмассивной черной дыры, расположенной в центре галактики, которая значительно продвинулась в науке и технологиях по сравнению с нынешней человеческой цивилизацией. Характеристики этих империй могут сильно различаться: от злонамеренных сил, нападающих на симпатизирующих жертвам, до апатичной или аморальной бюрократии и более разумных образований, ориентированных на социальный прогресс.
Писатель может предложить форму путешествия со скоростью, превышающей скорость света , чтобы облегчить огромные масштабы межзвездной войны . Длительные промежутки времени (например, десятилетия или столетия), необходимые солдатам-людям для путешествия на межзвездные расстояния, даже на релятивистских скоростях, и последствия для персонажей — это дилемма, которую исследуют такие авторы, как Джо Холдеман и Аластер Рейнольдс . Другие авторы, такие как Ларри Нивен, создали правдоподобный межпланетный конфликт, основанный на колонизации человеком пояса астероидов и внешних планет с помощью технологий, использующих законы физики в том виде, в котором они понимаются сейчас. [ нужна ссылка ]
Определения в отличие от [ править ]

Несколько подвидов военной научной фантастики имеют общие черты с поджанром космической оперы , концентрируясь на крупномасштабных космических сражениях с использованием футуристического оружия в межзвездной войне . Многие истории можно отнести к одному или обоим поджанрам военной научной фантастики и космической оперы, например, «Хроники Стена» Аллана Коула и Криса Банча , серия «Игры Эндера» Орсона Скотта Карда , «Вселенная Хонор» Дэвида Вебера , «Ловец смерти» Саймона Р. Зеленый и Броня Джона Стикли.
С одной стороны, военно-фантастический рассказ может строить предположения о войне в будущем, в космосе или связанных с космическими путешествиями, или о влиянии такой войны на людей; с другой стороны, история с вымышленным военным сюжетом может содержать относительно поверхностные элементы научной фантастики. Термин «военная космическая опера» может иногда обозначать этот последний стиль, как его использовал, например, критик Сильвия Келсо при описании « Лоис Макмастер Буджолд » Саги о Форкосиганах . [3] Примеры, в которых присутствуют аспекты как военной научной фантастики, так и космической оперы, включают франшизу «Звездный крейсер «Галактика»» и роман Роберта А. Хайнлайна 1959 года «Звездный десант» .
Ключевое отличие военной научной фантастики от космической оперы заключается в том, что космические оперы больше фокусируются на приключенческих историях и мелодрамах, а военная научная фантастика больше фокусируется на войне и технических аспектах. Главными героями космической оперы также являются не военные, а гражданские или военизированные формирования . Истории обоих поджанров часто касаются межзвездной войны , в которой люди сражаются сами с собой и/или с нечеловеческими существами. Однако действие военной научной фантастики не обязательно происходит в космическом пространстве или в нескольких мирах, как в космической опере и космическом вестерне . [4]
И военная научная фантастика, и космический вестерн межзвездную войну и угнетение со стороны галактической империи могут рассматривать в качестве фона истории . Они могут сосредоточиться на одиноком стрелке , солдате или ветеране в футуристическом космическом пространстве . Западные элементы и условности в военной научной фантастике могут быть явными, как, например, ковбои в космосе, или более тонкими, как, например, космическая колония, требующая защиты от нападения на границе. [5] Джин Родденберри описал «Звездный путь: Оригинальный сериал» как космический вестерн (или, более поэтично, как « Поезд к звездам»). [6] Телесериал «Светлячок» и его кинематографическое продолжение «Безмятежность» буквально воплотили западные аспекты поджанра космического вестерна, популяризированного «Звездным путем» : в нем представлены приграничные города, лошади и визуальный стиль, напоминающий классические Джона Форда . вестерны [7] [8] Миры, которые были терраформированы, могут быть изображены как представляющие собой те же проблемы, что и пограничные поселения в классическом вестерне. [9] Шестизарядники и лошади могут быть заменены лучевыми пушками и ракетами. [10]
«Тематическое подразделение» MSF — это работы, в которых «бывшие военные главные герои [используют] свой боевой опыт для проведения жестких и жестоких операций в (более или менее) гражданской жизни», обычно в правоохранительных органах. Некоторые примеры включают книгу Ричарда Моргана Такаши Ковача, такую как «Видоизмененный углерод» (2002), и книги Элизабет Беар о Дженни Кейси, такие как «Hammered» (2004). [2]
История [ править ]
19 век и до начала 20 века [ править ]

Предшественников военной научной фантастики можно найти в рассказах о «войне будущего», начиная, по крайней мере, с Джорджа Чесни рассказа « Битва при Доркинге » (1871). [11] Написанный сразу после победы Пруссии во франко-прусской войне , он описывает вторжение в Британию немецкоязычной страны, в ходе которого Королевский флот был уничтожен футуристическим чудо-оружием («смертельными двигателями»).
Затем последовали другие произведения военной научной фантастики, в том числе » Герберта Уэллса « Наземные броненосцы . В нем описывались танкоподобные «сухопутные броненосцы длиной от 80 до 100 футов (от 24 до 30 м), », боевые бронированные машины на борту которых находятся стрелки, инженеры и капитан и которые вооружены полуавтоматическими винтовками .
Послевоенная эпоха [ править ]

В конце концов, когда научная фантастика стала устоявшимся и отдельным жанром, военная научная фантастика утвердилась как поджанр. Одно из таких произведений — » Х. Бима Пайпера ( «Восстание Уллера 1952) (по мотивам событий сипайского мятежа ). Роберта А. Хайнлайна «Звездный десант» (1959) — еще одно произведение военной научной фантастики, наряду с Диксона » Гордона «Дорсаем (1960), и считается, что они в основном ответственны за популяризацию популярности этого поджанра среди молодых читателей того времени. [ нужна ссылка ]
Война во Вьетнаме привела к «поляризации научно-фантастического сообщества», что можно увидеть в июньском номере журнала « Galaxy Science Fiction» за 1968 год , в котором на одной странице были указаны имена провоенных авторов научной фантастики, а на другой странице — антивоенная научная фантастика. авторы указывают свои имена. [2] Война во Вьетнаме была отмечена Энциклопедией научной фантастики как оказавшая влияние на такие антологии, как « В поле огня» (1987) и такие романы, как «Война целителя» (1988) Элизабет Энн Скарборо и «Дитя мечты » (1989) Брюса Макаллистера . [2] В Энциклопедии научной фантастики говорится, что влияние войны во Вьетнаме можно косвенно увидеть в таких романах, как « Джо Холдемана » Вечная война (опубликованная в журнале «Аналог» в 1972–1975 годах) и «Жизнь Люциуса Шепарда во время войны » (1987). [2] Война во Вьетнаме привела к тому, что ветераны с боевым опытом решили писать научную фантастику, в том числе Джо Холдеман и Дэвид Дрейк . » Холдемана На протяжении 1970-х годов такие произведения, как «Вечная война Дрейка, и «Удары молота» помогли повысить популярность этого жанра. [11] Также были популярны короткие рассказы, собранные в таких книгах, как Combat SF под редакцией Гордона Р. Диксона . В эту антологию входит один из первых рассказов Hammer's Slammers, а также один из BOLO рассказов Кейта Лаумера и один из рассказов Фреда Саберхагена о Берсеркере . Похоже, что эта антология стала первым случаем, когда истории, посвященные войне как теме, были собраны и проданы как таковые. [ нужна ссылка ] Серия антологий с групповым названием « Там будет война» под редакцией Пурнеля и Джона Ф. Карра (девять томов с 1983 по 1990 год) помогла сохранить эту категорию активной и побудила новых писателей пополнять ее. [ нужна ссылка ]
Дэвид Дрейк писал рассказы о будущих наемниках, в том числе серию «Hammer's Slammers» (1979), рассказывающую о карьере будущего наемного танкового полка . Сериал Дрейка, который «помог положить начало моде на фантастику о наемниках», в том числе «Ученик воина» (1986) Лоис Макмастер Буджолд . [2]
был представлен новый поворот, Гарри Горлицы » В серии «Мировая война изображающий альтернативную историю , в которой Вторая мировая война прерывается инопланетянами, вторгшимися на Землю в 1942 году, вынуждая людей прекратить сражаться друг с другом и объединиться против этого общего врага. Горлица подробно описывает тактику и стратегию этого нового хода войны, показывая, как американские, британские, советские и немецкие солдаты и еврейские партизаны (некоторые из них являются историческими личностями) справляются с этой необычной новой ситуацией, а также дает представление о том, как несимпатичная детальная точка зрения отдельных воинов-захватчиков. В военной ситуации, изложенной Горлицой, захватчики обладают превосходящим вооружением, но разрыв не слишком велик, чтобы люди могли его преодолеть. Например, у захватчиков есть более совершенные танки, но противостоящие им танкисты немецкого Вермахта – главная тема сериала – более квалифицированы и гораздо более опытны.
В Энциклопедии научной фантастики перечислены три известные женщины-авторы MSF: Лоис Макмастер Буджолд ; Элизабет Мун (особенно ее рассказы Familias Regnant, такие как «Охотничья вечеринка» (1993)) и Карен Трэвисс . [2]
Политические темы [ править ]
Некоторые авторы представили рассказы с политическими посланиями разного типа в качестве основных или второстепенных тем своих произведений.
Дэвид Дрейк часто писал об ужасах и тщетности войны. В послесловиях к нескольким своим книгам «Hammer's Slammers» (1979 и позже) он сказал: [ нужна ссылка ] что одна из причин его написания – рассказать тем людям, которые не сталкивались с войной, но которым, возможно, придется принять решение о начале или одобрении войны (как политики или избиратели), о том, что такое война на самом деле и каковы полномочия властей. и ограничения вооруженных сил как инструмента политики.
Дэвид Вебер сказал:
Для меня военная фантастика — это научная фантастика, написанная о военной ситуации с фундаментальным пониманием того, чем образ жизни и персонажи военных отличаются от образа жизни и персонажей гражданских лиц. Это научная фантастика, которая пытается реалистично изобразить армию в контексте научной фантастики. Это не «отстрелы ошибок». Речь идет о людях и представителях других видов, вовлеченных в войну и резню. Это не оправдание упрощенным решениям проблем. [12]
Практическое применение военными [ править ]
В 1980 и 1981 годах два автора научной фантастики вдохновили президента Рональда Рейгана на разработку Стратегической оборонной инициативы , в рамках которой спутники будут созданы для стрельбы по ядерным ракетам. [13] Двумя авторами были Ларри Нивен , автор серии «Мир-Кольцо», и Джерри Пурнелл . Вместе с коллегами-единомышленниками они сформировали комитет для лоббирования Соединенных Штатов по космическим вопросам и влияния на космическую политику Рейгана. Пурнель выступал за «сильное технократическое военное государство». [13] Помимо научно-фантастических произведений Пурнель, он написал «документ для ВВС о роли стабильности в национальной безопасности».
Президент Рейган прочитал космический совет, подготовленный Нивеном, Пурнеллем и их коллегами, который повлиял на Стратегическую оборонную инициативу Рейгана 1983 года . [13] «Нивен и Пурнель увидели возможность сформировать великую пустоту в своем политическом имидже, а Рейган рассматривал космос как еще один инструмент защиты Америки от коммунистической сверхдержавы…». Авторы научной фантастики, такие как Артур Кларк и Айзек Азимов, раскритиковали Стратегическую оборонную инициативу. [13]
После терактов 11 сентября группа авторов-фантастов под названием «Сигма», в том числе Пурнель и Нивен, консультировала «Министерство внутренней безопасности по технологическим стратегиям борьбы с террористическими угрозами». [13]
В 2021 году Worldcrunch сообщил, что французские военные наняли писателей-фантастов для разработки футуристических сценариев войны, включая ситуации, которые военные не могут напрямую изучать по «этическим причинам, таким как автономные системы летального оружия (ALWS) или дополненные люди». [14] Французские военные говорят, что авторов просят представить военные ситуации, которые «дестабилизируют нас, пугают, обвиняют или даже избивают нас», чтобы предоставить армии «свежий набор практических сценариев». [14] Военные планировщики используют сценарии авторов научной фантастики, чтобы «подготовиться к ранее непродуманным ситуациям», «повысить творческий потенциал» и помочь военным стать «более изобретательными». [14]
Немецкие военные также используют научную фантастику, чтобы помочь своим военным, но в своем подходе они не нанимают писателей-фантастов для разработки сценариев. Вместо этого они «используют существующую научную фантастику», чтобы помочь армии «предсказать «следующий потенциальный конфликт в мире». [14]
Министерство обороны Великобритании (МО) наняло двух писателей-фантастов для написания рассказов о том, «как будут выглядеть войны завтрашнего дня». [15] Министерство обороны наняло Питера Уоррена Сингера и Августа Коула для написания восьми коротких рассказов об угрозах, исходящих от «новых технологий», включая « искусственный интеллект (ИИ), моделирование данных, рои дронов, квантовые вычисления и усовершенствование человека» в контексте поля боя. [15] Министерство обороны наняло писателей-фантастов, потому что они обладают «уникальной способностью представлять невообразимое». Кроме того, оба автора знают о «темах безопасности и современной войне». [15] Они выступают за использование «вымышленного интеллекта» («FicInt»), который они определяют как «полезные выдумки». FicInt, концепция, разработанная Коулом в 2015 году, сочетает в себе «написание художественной литературы с интеллектом, позволяющим представить сценарии будущего способами, основанными на реальности». [15]
См. также [ править ]
- Список военно-фантастических произведений и авторов
- Космическая война в научной фантастике
- Оружие в научной фантастике
- Военный роман
Ссылки [ править ]
- ^ Уотерсон, Рик (14 ноября 2008 г.). «Добро пожаловать в Windycon 35!». Книга программ Windycon . 35 . Палатин, Иллинойс: ISFiC: 1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г «Военная НФ» . Энциклопедия научной фантастики . 20 июня 2022 г. Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Дэвид Г. Хартвелл, Кэтрин Крамер, Возрождение космической оперы , Tor Books, ISBN 0-7653-0617-4 . Введение, с. 251
- ^ «23 лучшие книги военной фантастики – лучшие научно-фантастические книги» . 14 марта 2015 г.
- ^ Грин, Пол (14 октября 2009 г.). Энциклопедия странных вестернов: элементы сверхъестественного и научной фантастики в романах, фильмах, комиксах, фильмах, телевидении и играх . МакФарланд . стр. 3–4. ISBN 9780786458004 . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ «Первый показ пилотной серии «Звездного пути»» . Нью-Йорк Таймс . 22 июля 1986 г. с. 18 . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Мюррей, Ноэль; Боуман, Донна (1 июня 2012 г.). «Светлячок: «Безмятежность» » . АВ-клуб . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Френч, Даррен. «12 признаков того, что это проект Джосса Уидона» . Развлекательный еженедельник . Архивировано из оригинала 22 января 2014 года . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Боулд, Марк; Батлер, Эндрю; Робертс, Адам; Винт, Шерил (2009). Routledge Companion к научной фантастике . Рутледж . п. 508. ИСБН 9781135228361 . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Лилли, Натан Э. (30 декабря 2009 г.). «Освобождение Бэта Дёрстона, или: «Я из Айовы, работаю только в космосе» » . Странные горизонты . Архивировано из оригинала 14 марта 2014 года . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Определение жанра: военная фантастика» . Фандомания. 2008 год . Проверено 11 ноября 2008 г.
- ^ «Интервью Стивена Ханта» . Архивировано из оригинала 24 января 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Венц, Джон (11 октября 2017 г.). «Как два писателя-фантаста подтолкнули президента США к созданию оружия в космосе» . Триллерист . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Эйсберг, Майке (26 августа 2021 г.). «Почему мировые военные лидеры набирают писателей-фантастов» . Мировой кризис . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Моул, Рассел (3 марта 2023 г.). «Правительство Великобритании нанимает писателей-фантастов, чтобы предсказать, как будет выглядеть Третья мировая война» . ИФЛС . Проверено 4 марта 2023 г.