Jump to content

История научной фантастики

Литературный жанр научной фантастики разнообразен, и его точное определение остается спорным вопросом как среди ученых, так и среди любителей. Отсутствие консенсуса отражается в дебатах об истории жанра, особенно об определении его точного происхождения. Существует два широких лагеря мысли, один из которых определяет корни этого жанра в ранних фантастических произведениях, таких как шумерский эпос о Гильгамеше (самые ранние шумерские текстовые версии около 2150–2000 гг. до н.э.). [1] Второй подход утверждает, что научная фантастика стала возможной только где-то между 17 и началом 19 веков, после научной революции и крупных открытий в астрономии , физике и математике .

Научная фантастика развивалась и процветала в 20 веке, поскольку глубокая интеграция науки и изобретений в повседневную жизнь способствовала росту интереса к литературе , исследующей взаимосвязь между технологиями , обществом и человеком. Ученый Роберт Скоулз называет историю научной фантастики «историей изменения отношения человечества к пространству и времени… историей нашего растущего понимания Вселенной и положения нашего вида в этой вселенной». [2] За последние десятилетия этот жанр диверсифицировался и прочно утвердился, оказав большое влияние на мировую культуру и мышление.

Ранняя научная фантастика

[ редактировать ]
Двадцать тысяч лье под водой, иллюстрация Невилля и Риу. «Двадцать тысяч лье под водой» , Роман Жюля Верна вышедший в 1870 году, считается одним из самых ранних произведений современной научной фантастики.

Древние и ранние современные предшественники

[ редактировать ]

Одним из самых ранних и наиболее часто цитируемых текстов для тех, кто ищет ранних предшественников научной фантастики, является древний месопотамский эпос о Гильгамеше , самые ранние текстовые версии которого датируются примерно 2000 годом до нашей эры. Американский писатель-фантаст Лестер дель Рей был одним из таких сторонников использования Гильгамеша в качестве отправной точки, утверждая, что «научная фантастика точно так же стара, как и первая записанная художественная литература. Это « Эпос о Гильгамеше ». [3] Французский писатель-фантаст Пьер Версен также утверждал, что «Гильгамеш» был первым научно-фантастическим произведением из-за того, что в нем рассматривается человеческий разум и поиски бессмертия . [4] Кроме того, в «Гильгамеше» присутствует сцена наводнения, которая чем-то напоминает произведение апокалиптической научной фантастики . Однако отсутствие явных научных или технологических данных в этой работе привело к тому, что некоторые [5] утверждать, что ее лучше отнести к фантастической литературе .

Иллюстрация Шакуна Вимана 1923 года.

Древняя индийская поэзия, такая как индуистский эпос « Рамаяна » (5-4 века до н.э.), включает виману , летательные аппараты, способные путешествовать в космос или под водой и разрушать целые города с помощью современного оружия. В первой книге собрания Ригведы санскритских гимнов (1700–1100 гг. до н.э.) есть описание «механических птиц», которые «быстро прыгают в пространство на корабле, использующем огонь и воду… содержащем двенадцать стамг (столбов) ), одно колесо, три машины, 300 шарниров и 60 инструментов». [6] Древний индуистский мифологический эпос « Махабхарата» (8-й и 9-й века до н.э.) включает в себя историю царя Какудми , который отправляется на небеса, чтобы встретиться с создателем Брахмой , и потрясен, узнав, что прошло много веков, когда он возвращается на Землю, предвкушая концепцию путешествие во времени . [7]

Уильям Стрэнг, иллюстрация межпланетной битвы Люциана с гигантскими пауками

Одним из часто цитируемых текстов является сирийско-греческого писателя Лукиана Самосаты книга II века сатирическая « Правдивая история» , в которой путешествие в космос и беседы с инопланетными формами жизни комментируются по поводу использования преувеличений в туристической литературе и дебатах . Типичные научно-фантастические темы и топосы «Истинной истории» включают путешествие в космос, встречу с инопланетными формами жизни (включая опыт первой встречи), межпланетную войну и планетарный империализм , мотив гигантизма , существа как продукты человеческой технологии , миры. работа по набору альтернативных физических законов и явное стремление главного героя к исследованиям и приключениям. [8] Став свидетелем межпланетной битвы между Людьми Луны и Людьми Солнца как борьбы за право колонизировать Утреннюю Звезду , Люциан описывает гигантских космических пауков, которые «были назначены плести паутину в воздухе между Луной и Солнцем». «Утренняя звезда», что было сделано в одно мгновение, и провела простую кампанию, в которую были высажены пешие силы». Л. Спрэг де Камп и ряд других авторов утверждают, что это один из самых ранних, если не самый ранний пример научной фантастики или протонаучной фантастики. [8] [9] [10] [11] [12] Однако, поскольку текст был задуман как откровенно сатирический и гиперболический, другие критики неоднозначно относятся к его законному месту как предшественника научной фантастики. Например, английский критик Кингсли Эмис писал, что «это вряд ли можно назвать научной фантастикой, поскольку в ней намеренно нагромождается экстравагантность за экстравагантностью ради комического эффекта», однако он неявно признал ее научно-фантастический характер, сравнив ее сюжет с космическими операми начала 20-го века : «Я буду просто отметим, что живость и утонченность « Истинной истории» заставляют ее читать как шутку в ущерб почти всей научной фантастике раннего Нового времени, написанной, скажем, между 1910 и 1940 годами». [13] Люцианский переводчик Брайан Рирдон высказывается более откровенно, описывая произведение как «рассказ о фантастическом путешествии – на Луну, в подземный мир, во чрево кита и т. д. На самом деле это не научная фантастика, хотя иногда ее называют в этом нет никакой «науки». [14]

Кагуя-химэ возвращается на Луну в «Сказке о резаке бамбука»

Ранняя японская сказка об Урасиме Таро предполагает путешествие во времени, в далекое будущее. [15] и впервые был описан в « Нихонги» (написанном в 720 г.). [16] Речь шла о молодом рыбаке по имени Урасима Таро, который посещает подводный дворец и остается там три дня. Вернувшись домой в свою деревню, он попадает на 300 лет в будущее, где о нем давно забывают, его дом лежит в руинах, а его семья давно мертва. [15] Японское повествование X века «Сказка о резаке бамбука» также можно считать протонаучной фантастикой. Главная героиня истории, Кагуя- химэ , принцесса с Луны, которую отправляют на Землю в целях безопасности во время небесной войны, а затем находит и воспитывает резчик бамбука в Японии. Позже ее забирает обратно на Луну ее настоящая внеземная семья. На иллюстрации рукописи изображен круглый летательный аппарат, похожий на летающую тарелку . [17]

Тысяча и одна ночь

[ редактировать ]

Несколько рассказов из «Тысячи и одной ночи» ( «Арабские ночи» , 8–10 вв. н.э.) также содержат элементы научной фантастики. Одним из примеров являются «Приключения Булукии», где главного героя поиски Булукии травы бессмертия побуждают его исследовать моря, путешествовать в Эдемский сад и Джаханнам (исламский ад), а также путешествовать по космосу в разные миры. больше, чем его собственный мир, предвосхищая элементы галактической научной фантастики; [18] по пути он встречает общества джиннов , [19] русалки , говорящие змеи , говорящие деревья и другие формы жизни. [18]

В «Рыбаке Абдулле и Моряке Абдулле» главный герой обретает способность дышать под водой и обнаруживает подводное подводное общество, которое изображается как перевернутое отражение общества на суше, поскольку подводное общество следует форме примитивного коммунизма , где концепции как денег и одежды не существует.

Другие сказки «Тысячи и одной ночи» рассказывают об утерянных древних технологиях, сбившихся с пути развитых древних цивилизациях и катастрофах, которые их поразили. [20] В «Городе латуни» рассказывается о группе путешественников, отправляющихся в археологическую экспедицию. [21] через Сахару, чтобы найти древний затерянный город и попытаться вернуть медный сосуд, который библейский царь Соломон когда-то использовал для ловли джиннов. [22] и по пути встретите мумифицированную королеву , окаменевших жителей, [23] реалистичные гуманоидные роботы и автоматы , соблазнительные марионетки, танцующие без веревочек, [24] и латунный робот -всадник, который направляет отряд к древнему городу.

Арабская рукопись « Тысячи и одной ночи»

«Эбеновая лошадь» представляет собой робота. [25] в виде летающей механической лошади, управляемой с помощью клавиш, которая могла лететь в космос и к Солнцу, [26] в то время как в «Повести Третьего Каландара » также присутствует робот в форме сверхъестественного моряка . [25] «Город латуни» и «Эбеновая лошадь» можно считать ранними образцами протонаучной фантастики. [17] [27] Другие примеры ранней арабской протонаучной фантастики включают аль-Фараби об «Мнения жителей великолепного города» утопическом обществе и некоторые элементы «Тысячи и одной ночи», такие как ковер-самолет . [28]

Другая средневековая литература

[ редактировать ]

По словам доктора Абу Шади аль-Руби, [29] Последние две главы арабского богословского романа «Фадиль ибн Натик» (ок. 1270), также известного как «Теолог Автодидактус» , написанного арабским -эрудитом писателем Ибн ан-Нафисом (1213–1288), можно охарактеризовать как научную фантастику. В богословском романе рассматриваются различные элементы научной фантастики, такие как самозарождение , футурология , апокалиптические темы , эсхатология , воскресение и загробная жизнь , но вместо того, чтобы давать сверхъестественные или мифологические объяснения этих событий, Ибн ан-Нафис попытался объяснить эти элементы сюжета, используя свою владеть обширными научными знаниями в области анатомии, биологии, физиологии , астрономии, космологии и геологии . Например, именно в этом романе Ибн ан-Нафис представляет свою научную теорию обмена веществ . [29] и он ссылается на свое собственное научное открытие малого круга кровообращения , чтобы объяснить телесное воскресение. [30] роман был переведен на английский язык как Theologis Autodidactus Позже в начале 20 века .

В эпоху европейского средневековья научно-фантастические темы появлялись во многих рыцарских романах и легендах. Роботы и автоматы фигурируют в романах, начиная с двенадцатого века, «Ле Пелеринаж Карла Великого» и «Энеас» . среди первых [31] : 5–6  В « Романе Трои» , еще одном произведении двенадцатого века, изображена знаменитая Палата Красот, содержащая четыре автомата, один из которых держал волшебное зеркало, один из которых совершал сальто, один из которых играл на музыкальных инструментах, а третий показывал людям, что они наиболее нужны. [31] : 7  Автоматы в этих работах часто амбивалентно ассоциировались с некромантией и часто охраняли входы или предупреждали о злоумышленниках. [32] : 171  Эта ассоциация с некромантией часто приводит к появлению автоматов, охраняющих гробницы, как это происходит в «Энее» , «Флорисе и Бланшфлоре» и «Романе д’Александра» , тогда как в «Ланселоте» они появляются в подземном дворце. [32] : 172  Однако автоматам не обязательно быть людьми. Медный конь входит в число чудесных подарков, подаренных камбюсканцам в » Джеффри Чосера « Рассказе сквайра . Эта металлическая лошадь напоминает аналогичных металлических лошадей в ближневосточной литературе и может доставить своего наездника в любую точку мира с невероятной скоростью, повернув колышек в ухо и прошептав ему определенные слова. [33] Медный конь — лишь одно из технологических чудес, появляющихся в «Рассказе оруженосца»: Камбюскан, или хан , также получает зеркало, которое показывает отдаленные места, которое толпа свидетелей объясняет как действующее за счет манипулирования углами и оптикой, и меч, который наносит и лечит смертельные раны, что, как толпа объясняет, возможно с использованием передовых кузнечного дела техник .

Технологические изобретения также распространены в романах об Александре . в Джона Гауэра Александр «Исповеди Амантиса» Например, Македонский конструирует летательный аппарат, привязывая двух грифонов к платформе и подвешивая над ними мясо на шесте. Это приключение заканчивается только прямым вмешательством Бога , который уничтожает устройство и швыряет Александра обратно на землю. Однако это не останавливает легендарного Александра, который строит гигантский стеклянный шар, который использует для путешествий под водой. Там он видит необыкновенные чудеса, которые в конечном итоге превосходят его понимание. [34]

Состояния, подобные анабиозу, также появляются в средневековых романах, таких как Historia Destructis Troiae и Roman d'Eneas . В первом случае царь Приам погребает тело героя Гектора в сети золотых труб, проходящих через его тело. По этим трубкам проходил полулегендарный жидкий бальзам , который, как тогда считалось, обладал способностью сохранять жизнь. Эта жидкость сохраняла труп Гектора так, как если бы он был еще жив, поддерживая его в постоянном вегетативном состоянии , во время которого продолжались вегетативные процессы , такие как рост волос на лице. [35]

Границы между средневековой художественной литературой с научными элементами и средневековой наукой могут быть в лучшем случае размытыми. В таких произведениях, как » Джеффри Чосера « Дом славы , предполагается, что титульный Дом славы является естественным домом звука , описываемым как разрыв в воздухе, к которому в конечном итоге притягиваются все звуки, в том же самом Таким образом, Земля считалась естественным домом Земли, к которому все это в конечном итоге было привлечено. [36] Точно так же средневековые рассказы о путешествиях часто содержали научно-фантастические темы и элементы. Такие работы, как «Путешествия Мандевиля», включали автоматы , альтернативные виды и подвиды людей, включая киноэнцефалов и гигантов , а также информацию о половом размножении алмазов . [37] Однако «Путешествия Мандевиля» и другие рассказы о путешествиях в этом жанре сочетают в себе реальные географические знания со знаниями, которые теперь известны как вымышленные, и поэтому трудно отличить, какие части следует считать научно-фантастическими или считались таковыми в средние века.

Протонаучная фантастика в эпоху Просвещения и эпохи разума

[ редактировать ]

В результате научных открытий, характерных для эпохи Просвещения , в Европе 16 века начали формироваться несколько новых типов литературы. В художественном и политическом философском произведении мыслителя гуманиста - Томаса Мора 1516 года под названием «Утопия» описывается вымышленный остров, жители которого усовершенствовали все аспекты своего общества. Название общества прижилось, породив мотив утопии , который стал настолько широко распространен в позднейшей научной фантастике, описывая мир, который, казалось бы, идеален, но либо в конечном итоге недостижим, либо имеет извращенные недостатки. Легенда о Фаусте (1587 г.) содержит ранний прототип «истории безумного ученого». [38]

Фронтиспис немецкого перевода книги Годвина « Человек на Луне» 1659 года.

В 17 и 18 веках так называемый « Век разума » и широкий интерес к научным открытиям способствовали созданию спекулятивной фантастики, которая предвосхитила многие образы более поздней научной фантастики. Несколько работ расширили тему воображаемых путешествий на Луну, сначала в Иоганна Кеплера ( «Сомнии» « Сон» , 1634 г.), который и Карл Саган , и Исаак Азимов назвали первым произведением научной фантастики. Аналогично, некоторые [ ВОЗ? ] идентифицируют Фрэнсиса Годвина » « Человек на Луне (1638 г.) как первое научно-фантастическое произведение на английском языке и Сирано де Бержерака » «Комическую историю лунных государств и империй (1656 г.). [39] Космические путешествия также занимают видное место в Вольтера » «Микромегасе (1752), который также примечателен предположением о том, что люди из других миров могут быть в некотором смысле более развиты, чем жители Земли.

Другие произведения, содержащие элементы протонаучной фантастики Эпохи Разума 17 и 18 веков, включают (в хронологическом порядке):

Переходы XIX века

[ редактировать ]

Шелли и Европа в начале 19 века.

[ редактировать ]
Мэри Шелли Ротвелла Ричарда (1840–41)

В XIX веке произошло значительное ускорение этих тенденций и особенностей, что наиболее отчетливо видно в новаторской публикации Мэри Шелли «Франкенштейна » ; или «Современный Прометей» 1818 года. В коротком романе рассказывается об архетипическом « безумном ученом », экспериментирующем с передовыми технологиями. [40] В своей книге « Веселье на миллиард лет » [41] Брайан Олдисс утверждает, что «Франкенштейн» представляет собой «первую плодотворную работу, к которой можно логически прикрепить ярлык научной фантастики». Это также первый фильм из поджанра « безумный ученый ». Хотя роман обычно ассоциируется с жанром готического ужаса , в нем представлены темы научной фантастики, такие как использование технологий для достижений, выходящих за рамки науки того времени, и инопланетянин как антагонист , позволяющий взглянуть на состояние человека с внешней точки зрения. Олдисс утверждает, что научная фантастика в целом заимствует свои условности из готического романа. В рассказе Мэри Шелли « Роджер Додсворт: реанимированный англичанин » (1826) человек, замороженный во льду, оживает в наши дни, включающий теперь распространенную научно-фантастическую тему крионики , а также иллюстрирующий использование Шелли науки как тщеславия для продвижения своих историй. . Еще один футуристический роман Шелли «Последний человек» . [42] также часто цитируется [ ВОЗ? ] как первый настоящий научно-фантастический роман.

In 1836 Alexander Veltman published Predki Kalimerosa [43] : Александр Филиппович Македонский (Предки Калимера: Александр, сын Филиппа Македонского), который был назван первым оригинальным русским научно-фантастическим романом и первым романом, в котором используется путешествие во времени . [44] Хотя путешествие во времени достигается с помощью волшебного гиппогрифа , а не с помощью технологических средств. Рассказчик встречает Аристотеля и отправляется в путешествие с Александром Великим, прежде чем вернуться в 19 век.

Каким-то образом под влиянием научных теорий XIX века, но, скорее всего, под влиянием идеи человеческого прогресса, Виктор Гюго написал в «Легенде столетий» (1859) длинное стихотворение, состоящее из двух частей, которое можно рассматривать как антиутопию / утопию . называется 20-м веком . В первой сцене он показывает корпус разбитого огромного корабля, величайшего произведения гордого и глупого человечества, назвавшего его Левиафаном , блуждающего в пустынном мире, где дуют ветры и царит гнев раненой Природы; человечество, наконец воссоединившееся и умиротворенное, отправилось к звездам на звездолете , чтобы искать и нести свободу на свет.

Среди других известных авторов и произведений протофантастов начала 19 века:

  • » Жана-Батиста Кузена де Грейнвиля ( «Последний человек 1805, «Последний человек» ).
  • историка Феликса Бодена «Роман де l'Avenir» (1834 г.) и Эмиля Сувестра «Le Monde Tel Qu'il Sera» (1846 г.) — два романа, в которых делается попытка предсказать, каким будет следующее столетие.
  • Книга Джейн К. Лаудон « Мумия!: Или повесть двадцать второго века» (1827 г.), в которой Хеопс возрождается научными средствами в мире, переживающем политический кризис, где технологии продвинулись к газовым пламенным украшениям и домам, которые мигрировать по рельсам и т.д.
  • Луи Жоффруа ( «Наполеон и завоевание мира» 1836), альтернативная история мира, завоеванного Наполеоном .
  • Дефонтенэ «Звезда К.И. или Пси Кассиопеи» (1854 г.), Олафа Стэплдона . хроника инопланетного мира и цивилизации, похожая на
  • Словацкий писатель Густав Ройсс « Густав Ройсс : Hviezdoveda alebo životopis Krutohlava, čo na Zemi, okolo Mesiaca a Slnka skúsil a čo o beežniciach, vlasaticiach, pôvode a konci sveta vedel» («Наука о звездах, или Жизнь Крутоглава, посетившего Луну и Луну» Солнце и знали о планетах, кометах, начале и конце света») (1856). В этой книге Густав Ройсс отправляет своего героя по имени Крутоглав, учёного из региона Гемер, прямо на Луну... на воздушном шаре. Когда герой возвращается, он строит своего рода драконоподобный межзвездный корабль, на котором персонажи путешествуют по всей известной Солнечной системе и в конечном итоге посещают все страны Земли.
  • Книга астронома Камиллы Фламмариона « Множество миров» (1862 г.), в которой размышляли о внеземной жизни.
  • Эдвард С. Эллис « Паровой человек из прерий» (1868) Первый роман начинается с того, что Итан Хопкинс и Микки МакСквизл — «янки» и «ирландец» — встречают в американских прериях колоссального человека, работающего на паре. Этот пароход был построен Джонни Брейнердом, мальчиком-подростком, который использовал парового человека, чтобы возить его в карете в различных приключениях.
  • Эдвард Бульвер-Литтон « Грядущая раса» (1871), роман, в котором главный герой обнаруживает высокоразвитую подземную цивилизацию. ПСИ-способностям дано логическое и научное объяснение, достигнутое посредством биологической эволюции и технического прогресса, а не чего-то магического или сверхъестественного.

Верн и Уэллс

[ редактировать ]
Жюль Верн
Жюль Верн
Герберт Уэллс
Герберт Уэллс

Собственно европейский бренд научной фантастики зародился позже, в 19 веке, с научных романов Герберта Уэллса и научно-ориентированных, социально-критических романов Жюля Верна . [45] Приключенческие рассказы Верна, особенно «Путешествие к центру Земли» (1864 г.), «С Земли на Луну» (1865 г.) и «Двадцать тысяч лье под водой» (1869 г.), сочетают в себе смелые романтические приключения с новейшими технологиями. логически экстраполируется в будущее. Они имели огромный коммерческий успех и доказали, что автор может сделать карьеру на таком причудливом материале. Л. Спраг де Камп называет Верна «первым в мире штатным писателем-фантастом ».

С другой стороны, в рассказах Уэллса используются научно-фантастические приемы, чтобы изложить дидактические замечания о его обществе. Например, в «Машине времени» (1895) технические детали машины быстро замалчиваются, чтобы Путешественник во времени мог рассказать историю, критикующую расслоение английского общества. История также использует дарвиновскую эволюцию (как и следовало ожидать от бывшего ученика защитника Дарвина Хаксли ) и демонстрирует понимание марксизма . В «Войне миров » (1898) технология марсиан не объясняется, как это было бы в рассказе Верна, а история раскрывается посредством deus ex machina , хотя и научно объясненного.

Разногласия между Верном и Уэллсом подчеркивают противоречие, существовавшее в научной фантастике на протяжении всей ее истории. Вопрос о том, представлять ли реалистичную технологию или сосредоточиться на персонажах и идеях, стоял всегда, равно как и вопрос о том, рассказать ли захватывающую историю или сделать дидактическое замечание.

Расширение конца 19 века

[ редактировать ]
Выход из оперы в 2000 году , раскрашенная вручную литография Альберта Робиды (конец 19 века).

У Уэллса и Верна было немало соперников в ранней научной фантастике. Рассказы и повести на темы фантастического воображения появлялись в журналах на протяжении конца XIX века, и многие из них использовали научные идеи в качестве трамплина для воображения. «Эревон» — это роман Сэмюэля Батлера, опубликованный в 1872 году и посвященный идее, что машины однажды смогут стать разумными и вытеснить человеческую расу. В 1886 году был опубликован роман «Ева будущего» французского писателя Огюста Вилье де Л'Иль-Адам , в котором Томас Эдисон строит искусственную женщину. более известен благодаря Шерлоку Холмсу Хотя сэр Артур Конан Дойл , он также написал раннюю научную фантастику, особенно используя характер профессора Челленджера . Редьярда Киплинга Вклад в этот жанр в начале 1900-х годов заставил Кэмпбелла назвать его «первым современным писателем-фантастом». [46] Другими писателями в этой области были бенгальские авторы научной фантастики, такие как Сукумар Рэй и Бегум Рокия Сахават Хусейн , написавшие самое раннее известное феминистское научно-фантастическое произведение «Мечта Султаны» . [47] Еще одним ранним феминистским научно-фантастическим произведением того времени была книга Шарлотты Перкинс Гилман « Херланд ».У Уэллса и Верна была международная читательская аудитория, и они особенно оказали влияние на писателей в Америке. Вскоре отечественная американская научная фантастика стала процветать. Европейские писатели нашли больше читателей, продавая свои произведения на американском рынке и писая в американизированном стиле.

Американская протонаучная фантастика XIX века.

[ редактировать ]

В последние десятилетия XIX века в Америке было много произведений научной фантастики для взрослых и детей, хотя она еще не получила названия «научная фантастика».В рассказах Натаниэля Хоторна и Фитц-Джеймса О'Брайена были элементы научной фантастики . Эдгар Аллан По часто упоминается вместе с Верном и Уэллсом как основатели научной фантастики (хотя «Франкенштейн» Мэри Шелли появился раньше). Ряд рассказов По и роман «Повесть об Артуре Гордоне Пиме из Нантакета» являются научной фантастикой. Сатирический роман философа Джорджа Такера 1827 года «Путешествие на Луну» иногда называют первым американским научно-фантастическим романом. [48]

В 1835 году Эдгар Аллан По опубликовал рассказ « Бесподобное приключение Ганса Пфааля », в котором описан полет на Луну на воздушном шаре. В нем есть отчет о запуске, конструкции кабины, описания пластов и многие другие научные аспекты. [49] Помимо рассказа По, примечателен рассказ, написанный в 1813 году голландцем Виллемом Бильдердейком. В своем романе « Kort verhaal van eene aanmerkelijke luchtreis en nieuwe planeetontdekking» («Краткий отчет о замечательном путешествии в небо и открытии новой планеты») Бильдердейк рассказывает о европейце, застрявшем в арабской стране, где он хвастается, что умеет построить воздушный шар. который может поднимать людей и позволять им летать по воздуху. Используемые газы оказались гораздо более мощными, чем ожидалось, и через некоторое время он приземлился на планете, расположенной между Землей и Луной. Писатель использует эту историю, чтобы дать обзор научных знаний о Луне во всех аспектах, с которыми может столкнуться путешественник в это место. Немало общего можно найти в рассказе По, опубликованном двадцать лет спустя.

Джон Леонард Ридделл , профессор химии из Нового Орлеана, опубликовал рассказ « План воздушной навигации Оррина Линдсея», в котором рассказывается о его исследованиях в высших областях атмосферы и его чудесном путешествии вокруг Луны! в 1847 году на брошюре . В нем рассказывается история студента Оррина Линдси, который изобретает сплав , предотвращающий гравитационное притяжение, и на сферическом корабле покидает Землю и отправляется на Луну. В рассказе содержатся алгебраические и научные сноски, что делает его ранним примером жесткой научной фантастики . [50]

Министр -унитарист и писатель Эдвард Эверетт Хейл написал «Кирпическую луну» , вдохновленную Верном новеллу, впервые опубликованную серийно в 1869 году в журнале «Атлантик Монти» и примечательную как первая работа, описывающая искусственный спутник . Написанный во многом в том же стиле, что и другие его работы, он использует псевдожурналистский реализм, чтобы рассказать приключенческую историю, мало основанную на реальности.

Уильям Генри Роудс опубликовал в 1871 году рассказ «Дело Саммерфилда» в газете Sacramento Union и представил оружие массового поражения . Безумный ученый и злодей по имени Черный Барт пытается шантажировать мир порошком калия, способным уничтожить планету, превратив ее воды в огонь.

Газетчик Эдвард Пейдж Митчелл публиковал свои новаторские научно-фантастические рассказы в The Sun более десяти лет, за исключением своего первого рассказа, который был опубликован в Scribner's Monthly в 1874 году. Его рассказы включали невидимость, путешествия быстрее, чем свет, телепортацию, путешествия во времени. , криогеника, перенос разума, мутанты, киборги и механический мозг.

Одним из самых успешных произведений ранней американской научной фантастики был второй по популярности роман в США XIX века: « Эдварда Беллами ( Взгляд назад» 1888), его влияние простиралось далеко за пределы области литературы. «Взгляд назад» экстраполирует будущее общество на основе наблюдения за нынешним обществом.

Марк Твен исследовал темы науки в своем романе «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» . Посредством «переселения душ», «переноса эпох – и тел» янки Твена переносится назад во времени, а вместе с ним и его знания о технологиях XIX века. Написанный в 1889 году роман «Янки из Коннектикута» , кажется, предсказывает события Первой мировой войны, когда старые представления Европы о рыцарстве в войне были разрушены новым оружием и тактикой.

Чарльз Кертис Дэйл, юрист из Кентукки, опубликовавший в 1890 году роман « Уиллмот-Странник, или Человек с Сатурна» , заставил своего главного героя путешествовать по Солнечной системе, покрыв свое тело антигравитационной мазью. [51] [52]

В 1894 году Уилл Харбен опубликовал «Страну меняющегося солнца», фэнтези-антиутопию, действие которой происходит в центре Земли. В рассказе Харбена ядро ​​Земли населено развитой с научной точки зрения цивилизацией, живущей под сиянием механического солнца.

Начало 20 века

[ редактировать ]

американского писателя Л. Фрэнка Баума Серия из 14 книг (1900–1920), основанная на его диковинном сеттинге Страны Оз , содержала изображения странного оружия ( «Дороти и Волшебник в стране Оз» , «Глинда из страны Оз» ), механических людей ( «Тик-Ток») . из страны Оз ) и множество еще не реализованных технологических изобретений и устройств, включая, возможно, первое литературное появление портативных беспроводных коммуникаторов ( Тик-Ток из страны Оз ).

Джек Лондон написал несколько научно-фантастических рассказов, в том числе « Красный » (история с участием инопланетян), «Железная пята» (действие происходит в будущем с точки зрения Лондона) и « Беспрецедентное вторжение » (история о будущей бактериологической войне и этнических очищение ). Он также написал рассказ о невидимости и рассказ о непреодолимом энергетическом оружии . Эти истории начали менять черты научной фантастики.

Вклад Редьярда Киплинга в научную фантастику выходит за рамки его прямого влияния в начале 20 века. Истории « Воздушного совета управления» и его критика британской армии «Армия мечты » были не только очень современными по стилю, но и оказали сильное влияние на таких авторов, как Джон У. Кэмпбелл и Роберт Энсон Хайнлайн , последний из которых написал роман, «Звездный десант» , который содержит все элементы «Армии мечты», и чей «Незнакомец в чужой стране» можно сравнить с «Книгой джунглей» , где человеческий ребенок воспитывается марсианами, а не волками. Хайнлайна Техника косвенного изложения впервые появляется в трудах Киплинга. Хайнлайн, оказавший большое влияние на научную фантастику начиная с 1930-х годов, также описал себя как находящийся под влиянием Джорджа Бернарда Шоу , чья самая длинная работа «Назад к Мафусаилу» (1921) сама по себе была научной фантастикой.

Роберт Хью Бенсон написал одну из первых современных антиутопий « Властелин мира » (1907), частично в ответ на атеистические утопические произведения Уэллса, которые Бенсон отверг как христианские. [53]

Эдгар Райс Берроуз (1875–1950) начал писать научную фантастику для журналов незадолго до Первой мировой войны, а свой первый рассказ « Под лунами Марса» опубликовал в 1912 году. На протяжении всего остального времени он продолжал публиковать приключенческие рассказы, многие из которых были научной фантастикой. его жизни. В газетах публиковались всевозможные приключенческие рассказы. Научно-фантастические истории должны были сочетаться с загадками убийств , ужасами , фэнтези Эдгара Райса Берроуза и собственным Тарзаном .

Следующими великими писателями-фантастами после Герберта Уэллса был Олаф Стэплдон (1886–1950), чьи четыре основные работы «Последние и первые люди» (1930), «Странный Джон» (1935), «Создатель звезд» (1937) и «Сириус» (1944) представили множество идей, которые с тех пор переняли писатели, и Ж.-Х. Росни Эне , родившийся в Бельгии , отец «современной» французской научной фантастики , писатель, которого также можно сравнить с Гербертом Уэллсом , написавшим классические « Les Xipehuz» (1887) и «La Mort de la Terre» (1910). Однако в двадцатые и тридцатые годы жанр будет представлен в новом формате.

Рождение пульпы

[ редактировать ]

Развитие американской научной фантастики как самосознательного жанра отчасти относится к 1926 году, когда Хьюго Гернсбек основал журнал Amazing Stories , посвященный исключительно научно-фантастическим рассказам. [54] Хотя научно-фантастические журналы издавались в Германии и раньше, Amazing Stories стал первым англоязычным журналом, публикующим исключительно научную фантастику. Поскольку он примечателен тем, что выбрал вариант термина «научность» для описания этого зарождающегося жанра, этап развития жанра, его имя и термин «научность» часто считаются неразрывно связанными. Хотя Гернсбек поощрял рассказы, демонстрирующие научный реализм, чтобы познакомить своих читателей с научными принципами, такие истории разделяли страницы с захватывающими историями, мало основанными на реальности. Большую часть того, что опубликовал Гернсбек, называли «гаджетной фантастикой». [55] [56] о том, что происходит, когда кто-то делает технологическое изобретение. Публикуемые в этом и других бульварных журналах с большим и растущим успехом, подобные научные рассказы рассматривались не как серьезная литература, а как сенсация . Тем не менее, журнал, полностью посвященный научной фантастике, стал большим стимулом для повышения осведомленности общественности об истории научных спекуляций. «Удивительные истории» конкурировали с несколькими другими журналами, в том числе «Weird Tales» (которые в основном публиковали фантастические рассказы), «Astounding Stories» и «Wonder Stories» на протяжении 1930-х годов. Именно в эпоху Гернсбака фэндом научной фантастики возник благодаря колонкам « Письма в редакцию » журнала Amazing и его конкурентов. В августе 1928 года «Удивительные истории» опубликовали «Космический жаворонок» и «Армагеддон 2419 года нашей эры» , а «Странные сказки» опубликовали Эдмонда Гамильтона , «Сокрушающие солнца» все из которых олицетворяли рождение космической оперы .

Фрица Ланга Фильм «Метрополис» (1927), в котором был показан первый кинематографический -гуманоид робот , и любовь итальянских футуристов к машинам свидетельствуют как о надеждах, так и о страхах мира между мировыми войнами. [57] «Метрополис» был чрезвычайно успешным фильмом, и его эстетика, вдохновленная ар-деко, на какое-то время стала ведущей эстетикой научно-фантастических журналов.

В конце 1930-х годов Джон В. Кэмпбелл стал редактором Astounding Science Fiction , второго журнала, посвященного научной фантастике, первоначально опубликованного как Astounding Stories of Super-Science в 1930 году. Пребывание Кэмпбелла в Astounding считается началом Золотого века. научной фантастики , поскольку он помог сместить акцент с сочных приключенческих историй на те, которые характеризуются жесткими научно-фантастическими историями, прославляющими научные достижения и прогресс. [54]

Модернистское письмо

[ редактировать ]

Писатели пытались отреагировать на новый мир в эпоху после Первой мировой войны. В 1920-е и 30-е годы писатели, совершенно не связанные с научной фантастикой, исследовали новые способы повествования и новые способы обращения со временем, пространством и опытом в повествовательной форме. Посмертно опубликованные произведения Франца Кафки (умершего в 1924 году) и произведения писателей- модернистов, таких как Джеймс Джойс , Т.С. Элиот , Вирджиния Вульф и других, представляли собой истории, в которых время и индивидуальная идентичность могли расширяться, сжиматься, зацикливаться и иным образом искажаться. Хотя эта работа не была связана с научной фантастикой как жанром, она все же касалась влияния современности (технологий, науки и перемен) на жизнь людей, а десятилетия спустя, во время движения «Новая волна» , некоторые модернистские литературные приемы вошли в научную фантастику.

чешского драматурга Карела Чапека Пьесы «Дело Макропулоса» , «РУР» , «Жизнь насекомых » и роман « Война с саламандрами» были модернистской литературой, в которой были изобретены важные научно-фантастические мотивы. RUR , в частности, известен тем, что ввел слово «робот» в мировой словарь.

Сильной темой в модернистских произведениях было отчуждение , придание странности знакомому окружению, так что обстановка и поведение, обычно считающиеся « нормальными », воспринимаются так, как если бы они были, казалось бы, причудливыми практиками чужой культуры. Зрители модернистских пьес или читатели современных романов часто подвергаются сомнению во всем.

В то же время начала развиваться традиция более литературных научно-фантастических романов, рассматривающих диссонанс между воспринимаемыми утопическими условиями и полным выражением человеческих желаний: роман-антиутопия . В течение некоторого времени научно-фантастические элементы этих произведений игнорировались ведущими литературными критиками, хотя они в гораздо большей степени обязаны жанру научной фантастики, чем модернисты. Искренние утопические произведения, в том числе большая часть произведений Уэллса, также оказали глубокое влияние на научную фантастику, начиная с « Хьюго Гернсбака » Ральфа 124C 41+ . Роман Евгения Замятина 1920 года « Мы» изображает тоталитарную попытку создать утопию, которая приводит к антиутопическому состоянию, в котором теряется свобода воли. Олдос Хаксли преодолел разрыв между литературным истеблишментом и миром научной фантастики своим произведением « О дивный новый мир » (1932), ироничным портретом стабильного и якобы счастливого общества, построенного благодаря человеческому мастерству генетических манипуляций.

Джордж Оруэлл написал, пожалуй, самую уважаемую из этих литературных антиутопий, «Девятнадцать восемьдесят четыре» , в 1948 году. Он представляет себе технологически управляемый тоталитарный режим, который доминирует в обществе посредством тотального информационного контроля. » Замятина Признано, что «Мы оказали влияние как на Хаксли, так и на Оруэлла; Оруэлл опубликовал рецензию на книгу « Мы» вскоре после того, как она была впервые опубликована на английском языке, за несколько лет до написания «1984» .

Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» , Урсулы К. Ле Гуин «Обделенные: двусмысленная утопия» , большая часть произведений Курта Воннегута и многие другие произведения более поздней научной фантастики продолжают этот диалог между утопией и антиутопией.

Влияние научной фантастики на публику

[ редактировать ]

» Орсона Уэллса Театр «Меркурий выпустил радиоверсию «Войны миров» , которая, согласно городскому мифу, вызвала панику у большого количества людей, которые считали эту программу настоящим выпуском новостей. [58] Однако есть сомнения относительно того, насколько анекдоты о массовой панике имели какое-либо отражение в реальности, и этот миф, возможно, зародился среди газет, завидовавших новому выскочке - радио. [59] Однако, бесспорно, идея о гостях или захватчиках из космоса прочно укоренилась в сознании обычных людей.

Во время Второй мировой войны американские военные планировщики изучали научную фантастику в поисках идей. Британцы сделали то же самое и также попросили авторов представить диковинные идеи, которые правительство передало странам Оси, как реальные планы. [60] Пилоты размышляли о происхождении « истребителей Фу », которые они видели в воздухе. Тем временем немцы разработали летающие бомбы, известные как Фау-1 и Фау-2, напоминающие «ракетные корабли», постоянно присутствующие в бульварной научной фантастике, предвещающие космические полеты. реактивные самолеты и атомная бомба Были разработаны . « Крайний срок », рассказ Клива Картмилла о вымышленном проекте атомной бомбы, побудил ФБР посетить офис Astounding Science Fiction .

Азимов сказал, что « падение атомной бомбы в 1945 году сделало научную фантастику респектабельной. Как только произошел ужас Хиросимы, любой мог увидеть, что писатели-фантасты в конце концов были не просто мечтателями и сумасшедшими, и что многие из мотивов этого класса литературы теперь постоянно были частью газетных заголовков». [61] После истории о крушении летающей тарелки в Розуэлле, штат Нью-Мексико , в 1947 году научная фантастика стала современным фольклором .

Золотой век

[ редактировать ]

Период 1940-х и 1950-х годов часто называют Золотым веком научной фантастики .

Поразительный журнал

[ редактировать ]

С появлением в 1937 году требовательного редактора Джона Кэмпбелла-младшего журнала Astounding Science Fiction , а также с публикацией рассказов и романов таких писателей, как Айзек Азимов , Артур Кларк и Роберт А. Хайнлайн , наука художественная литература стала приобретать статус серьезной фантастики.

Кэмпбелл оказал необычайное влияние на творчество своей группы писателей, сформировав тем самым направление научной фантастики. Азимов писал: «Мы были его продолжением, мы были его литературными клонами». Под руководством Кэмпбелла 1938–1950 годы стали известны как «Золотой век научной фантастики» . [54] хотя Азимов отмечает, что термин «Золотой век» использовался более широко для обозначения других периодов в истории научной фантастики.

Руководство Кэмпбелла для своих писателей включало его знаменитое изречение: «Напишите мне существо, которое думает так же хорошо, как человек, или лучше, чем человек, но не как человек». Он подчеркивал более высокое качество письма, чем редакторы до него, уделяя особое внимание развитию группы молодых писателей, которые присоединились к нему.

Респектабельности добавило и увлечение этим жанром писателей, не занимавшихся исключительно научной фантастикой. Однако обложки журналов с изображением пучеглазых монстров и полураздетых женщин сохранили образ сенсационного жанра, доступного только подросткам. Общественное стремление к сенсациям, желание людей вырваться из скучной жизни в мир космических путешествий и приключений.

Интересным примечанием к режиму Кэмпбелла является его вклад в развитие Л. Рона Хаббарда религии Саентологии . Хаббарда считали многообещающим писателем-фантастом и протеже Кэмпбелла, опубликовавшего первые статьи Хаббарда о Дианетике и его новой религии. По мере того как Кэмпбелл занимал должность редактора журнала Astounding , Кэмпбелл уделял больше внимания идеям, подобным идеям Хаббарда, и писал редакционные статьи в поддержку Дианетики. Хотя у Astounding по-прежнему оставались преданные поклонники, читатели начали обращаться к другим журналам в поисках научно-фантастических рассказов.

Золотой век в других СМИ

[ редактировать ]

Благодаря новому исходному материалу, предоставленному авторами Золотого века, достижениям в области спецэффектов и стремлению общественности к материалам, учитывающим достижения технологий того времени, были созданы все элементы для создания значительных произведений научно-фантастического кино.

В результате в 1950-х годах появился научно-фантастический фильм, в котором были созданы такие фильмы, как « Пункт назначения: Луна» , «Они!». , «Вторжение похитителей тел» , «Запретная планета » и многие другие. Многие из этих фильмов были основаны на рассказах писателей Кэмпбелла. «Существо из другого мира» было адаптировано из рассказа Кэмпбелла, «Они» и «Вторжение похитителей тел» основано на романах Джека Финни , «Пункт назначения Луны» — на романе Хайнлайна, а «Чудовище из 20 000 глубин» — на основе рассказа Рэя Брэдбери. Джона Уиндема Уютные катастрофы , в том числе «День триффидов» и «Пробуждение Кракена» , также послужили важным исходным материалом.

Научная фантастика также появлялась в американских комиксах, таких как Planet Comics , но важным шагом вперед стала серия антологий Weird Science и Weird Fantasy , изданная EC Comics , которая будет включать в себя некоторые адаптации таких авторов, как Рэй Брэдбери, а также многие другие. оригинальные истории. Classics Illustrated уже публиковала адаптации рассказов Уэллса и Верна.

В то же время научная фантастика стала появляться на новом носителе – телевидении. В 1953 году по британскому телевидению был показан «Эксперимент Куотермасс» , первое значимое научно-фантастическое шоу, хотя его также можно было охарактеризовать как ужастик . [ нужна ссылка ] В Соединенных Штатах были показаны такие герои научной фантастики, как Капитан Видео , Флэш Гордон и Бак Роджерс , программы, которые больше напоминали докемпбелловскую научную фантастику. На этих шоу также были показаны побочные продукты комиксов.

Конец Золотого Века

[ редактировать ]

В поисках большей свободы выражения мнения писатели начали публиковать свои статьи в других журналах, в том числе в The Magazine of Fantasy and Science Fiction , журнале If , возрожденном журнале Amazing Stories и, в первую очередь, в Galaxy .

Под руководством редакторов Х. Л. Голда , а затем Фредерика Пола , «Гэлакси» делала упор на более литературную форму научной фантастики, которая опиралась на более распространенную литературу. Кэмпбелла В ней было меньше требований к научной достоверности, чем в «Поразительном» . Возникновение Галактики ознаменовало конец научной фантастики Золотого века, хотя большинство писателей Золотого века смогли адаптироваться к изменениям в жанре и продолжать писать. Некоторые, однако, перешли в другие области. Айзек Азимов и некоторые другие стали писать почти исключительно о научных фактах.

Новая волна и ее последствия

[ редактировать ]

Основные издатели

[ редактировать ]

Примерно до 1950 года журналы были единственным способом публикации новых рассказов. Только небольшие специализированные издательства, такие как Arkham House и Gnome Press, публиковали научно-фантастические книги в твердом переплете, причем все они были перепечатками журнальных рассказов. За редкими исключениями, такими как сборники « Приключения во времени и пространстве» и «Сокровищница научной фантастики» , крупные массовые издательства печатали только «Верна и Уэллса». Большинство жанровых книг продавалось по почте по небольшим рекламным объявлениям в журналах, поскольку в книжных магазинах редко продавалась научная фантастика. [62]

К 1951 году небольшие типографии доказали, что на научно-фантастические книги существует спрос, достаточный, чтобы журналы начали печатать регулярные обзорные колонки. Крупные ведущие компании публиковали крутые криминальные романы во время Второй мировой войны; Doubleday в 1950 году, затем Simon & Schuster , Scribner's , Putnam и другие теперь вышли на рынок научной фантастики. Они выпустили такие исправления , как «Марсианские хроники» , новые версии сериализованных рассказов и оригинальную художественную литературу. Спрос на контент рос, поскольку специализированные типографии исчерпали запасы легко переиздаваемых высококачественных статей; появились журналы нового жанра (в 1953 г. в США и Великобритании существовало 38 различных научно-фантастических изданий); и журналы с большим тиражом, такие как Playboy , Collier's и Esquire , публиковали рассказы. Жанровые рассказы, такие как Уолтера М. Миллера-младшего, стали «Песнь Лейбовицу» популярными бестселлерами как книги. Впервые автор мог писать научную фантастику на постоянной основе; Барри Н. Мальцберг подсчитал, что, производя 1000 слов в день, можно заработать вдвое больше среднего национального дохода. [62] [63] и Азимов перестал преподавать в Медицинской школе Бостонского университета после того, как заработал больше денег как писатель. [64]

Большие тиражи и дистрибьюторские сети основных книжных компаний снизили цены и увеличили доступность, но вытеснили мелких издателей; Позже Альгис Будрис сказал, что «они сами не извлекут ничего, кроме катастрофы» из бума научной фантастики 1950-х годов, который они помогли начать. [62] В то время как продажи книг продолжали расти, журнальная индустрия почти рухнула из-за переизбытка новых наименований: их количество сократилось с 23 в середине 1957 года до шести к концу 1960 года, в то время как такие авторы, как Хайнлайн, Кларк, Воннегут и Брэдбери, публиковались в нежанровых изданиях. публикации, которые платили по гораздо более высоким ставкам. Ведущие писатели, такие как Будрис, Миллер, Теодор Стерджен и Роберт Сильверберг , покинули индустрию. [63]

Предвестники новой волны

[ редактировать ]

Сэмюэля Беккета оказали «Безымянный» и «В ожидании Годо» влияние на писательство 1950-х годов. В первом случае вообще отсутствуют чувства места и времени; все, что остается, — это голос, балансирующий между стремлением продолжать существование и стремлением обрести тишину и забвение. (Единственным крупным писателем, использовавшим в качестве названия «Безымянное», был Г. П. Лавкрафт .) В последнем время и парадоксы причины и следствия становятся тематическими. Влияние Беккета на интеллигенцию, а также общее влияние экзистенциализма и юридические баталии за публикацию книг, которые тогда классифицировались как непристойные, сделали научную фантастику более сложной, особенно в Великобритании.

Уильям С. Берроуз (1914–1997) был писателем, который, наконец, соединил научную фантастику с тенденциями постмодернистской литературы . С помощью Джека Керуака Берроуз опубликовал «Голый обед» , первый из серии романов, использующих полудадаистическую технику под названием « Нарезка» и постмодернистскую деконструкцию обычного общества, срывающую маску нормальности и обнажающую ничто под ней. Берроуз показал видение общества как заговора инопланетян, монстров, полицейских государств, торговцев наркотиками и альтернативных уровней реальности. Лингвистика научной фантастики слилась с экспериментами постмодернизма в гештальте поколения битов .

Новая волна

[ редактировать ]

В 1960 году британский писатель Кингсли Эмис опубликовал «Новые карты ада» — историю литературы и исследование области научной фантастики. Это серьезное внимание со стороны популярного, приемлемого писателя в конечном итоге принесло много пользы репутации научной фантастики.

Еще одной вехой стала публикация в 1965 году « » Фрэнка Герберта , Дюны сложного художественного произведения, показывающего политические интриги в будущей галактике, мистические религиозные верования и экосистему пустынной планеты Арракис . Другим примером стало появление работ Роджера Желязны , чьи романы, такие как «Властелин света» и его знаменитые «Хроники Амбера», показали, что границы между научной фантастикой, фэнтези, религией и социальными комментариями могут быть очень тонкими.

Также в 1965 году в французского режиссера Жана-Люка Годара фильме «Альфавиль» использовалась антиутопическая и апокалиптическая научная фантастика для исследования языка и общества.

В Британии поколение писателей 1960-х годов, получившее название « Новая волна », экспериментировало с различными формами научной фантастики. [39] расширение жанра в сторону сюрреализма , психологической драмы и основных течений. Новая волна 60-х годов была сосредоточена вокруг статей в журнале New Worlds после того, как Майкл Муркок взял на себя редакционный контроль в 1963 году. Большое влияние оказал Уильям Берроуз. Писатели «Новой волны» также считали, что опираются на наследие французского художественного движения «Новая волна» . Хотя «Новая волна» была в основном британским движением, в то же время в американской научной фантастике происходили параллельные события. Связь британской «новой волны» с американской научной фантастикой была прояснена в Харлана Эллисона оригинальной антологии «Опасные видения» , в которой представлены писатели-фантасты, как американские, так и британские, пишущие рассказы, раздвигающие границы того, что было приемлемо в научно-фантастическом журнале. Айзек Азимов, написав введение к антологии, назвал ее Второй революцией после первой революции, приведшей к Золотому веку.

«Новая волна» и их современники уделяли больше внимания стилю и более интеллектуальным формам повествования. Они также искали полемику по темам, которых старшие писатели-фантасты избегали. Впервые сексуальность, на которую, как жаловался Кингсли Эмис, почти игнорировалась в научной фантастике, серьезно рассматривалась такими писателями, как Сэмюэл Р. Делани , Урсула К. Ле Гуин , Норман Спинрад и Теодор Стерджен . Современные политические проблемы также получили право голоса: Джон Бруннер и Дж. Баллард написали предостерегающие истории о перенаселении и апокалипсисе соответственно.

Азимов отметил, что Вторая революция была гораздо менее четкой, чем первая, объяснив это развитием антологии, которая сделала старые истории более заметными. Но с приходом «Новой волны» ряд писателей Золотого века изменили свой стиль. Роберт А. Хайнлайн перешел от своих рассказов «Кемпбелловская история будущего» к стилистически авантюрным, сексуально открытым художественным произведениям, особенно «Чужой в чужой стране» и «Луна — суровая хозяйка» . Айзек Азимов написал «Новую волну» в духе «Сами боги» . Многие другие также успешно продолжили свою деятельность, несмотря на смену стилей.

Научно-фантастические фильмы черпали вдохновение из изменений в жанре. Стэнли Кубрика придали «2001: Космическая одиссея» и «Заводной апельсин» визуальную форму новому стилю жанра. Множество других фильмов, включая THX 1138 и Soylent Green , изображали антиутопическое будущее.

Урсула К. Ле Гуин экстраполировала социальные и биологические изменения, носившие антропологический характер. [65] Филип К. Дик исследовал метафизику разума в серии романов и рассказов, которые редко зависели от научно-фантастического содержания. Ле Гуин, Дик и им подобные стали ассоциироваться с концепцией мягкой научной фантастики больше, чем с «Новой волной».

Мягкая научная фантастика противопоставлялась понятию « жесткая научная фантастика» . Хотя научная правдоподобность была центральным принципом этого жанра со времен Гернсбака, такие писатели, как Ларри Нивен и Пол Андерсон, дали новой жизни научной фантастике, создавая истории с более сложным стилем письма и более глубоко охарактеризованными главными героями, сохраняя при этом высокий уровень научной сложности. . [66]

Научная фантастика 1980-х годов.

[ редактировать ]

Киберпанк

[ редактировать ]

К началу 1980-х годов рынок фэнтези был намного больше, чем у почти всех авторов научной фантастики. [67] «Новая волна» утратила свое значение в научно-фантастическом мире. Поскольку новые технологии персональных компьютеров стали неотъемлемой частью общества, писатели-фантасты почувствовали потребность сделать заявления о их влиянии на культурный и политический ландшафт. Опираясь на творчество «Новой волны», Киберпанк в начале 80-х годов развилось движение . Хотя она оказала такое же влияние на стиль, как и «Новая волна», она разработала свой собственный уникальный стиль, обычно сосредотачиваясь на «панках» их воображаемого преступного мира будущего. киберпанка, Авторы такие как Уильям Гибсон, отвернулись от традиционного оптимизма и поддержки прогресса традиционной научной фантастики. [68] Книга Уильяма Гибсона «Нейромант» , опубликованная в 1984 году, провозгласила движение киберпанка в широком литературном мире и имела огромный коммерческий успех. Среди других ключевых писателей движения были Брюс Стерлинг , Джон Ширли , а позднее Нил Стивенсон . Хотя позже киберпанк перерос в другие стили научной фантастики, вначале, похоже, существовало некоторое понятие идеологической чистоты. Джон Ширли сравнил движение Киберпанк с племенем. [69]

В течение 1980-х годов в Японии было выпущено большое количество киберпанк -манги и аниме , наиболее заметными из которых являются манга «Акира » 1982 года и ее аниме-экранизация 1988 года , аниме «Мегазона 23» 1985 года и манга « Призрак в доспехах » 1989 года, которая также была адаптирован в аниме-фильм в 1995 году.

Современная научная фантастика и ее будущее

[ редактировать ]

Современная научная фантастика характеризуется распространением киберпанка на другие части рынка идей. Киберпанк больше не является геттоным племенем в научной фантастике, а является неотъемлемой частью этой области, взаимодействие которой с другими частями было основной темой научной фантастики начала XXI века.

Примечательно, что киберпанк оказал влияние на кино в таких произведениях, как «Джонни Мнемоник» и «Матрица» сериал , на аниме, такое как «Акира» и «Призрак в доспехах» , а также на развивающуюся среду видеоигр с получившими признание критиков Deus Ex и Metal Gear сериями . Это проникновение киберпанка в мейнстримовую культуру привело к тому, что стилистические мотивы киберпанка стали доступны массам, особенно стиль моды киберпанк . Это также привело к другим событиям, включая стимпанк (поджанр научной фантастики и фэнтези, который включает в себя технологии и эстетический дизайн, вдохновленный промышленными паровыми машинами XIX века) и дизельпанк (который сочетает в себе эстетику дизельных технологий межвоенного периода). период до 1950-х годов с ретрофутуристическими технологиями и постмодернистскими чувствами).

Новые темы в 1990-х годах включали проблемы окружающей среды, последствия глобального Интернета и расширяющейся информационной вселенной, вопросы биотехнологии и нанотехнологии , а также интерес пост- холодной войны к пережившим дефицит обществам, Нила Стивенсона « ; В книге Алмазный век » эти темы всесторонне исследуются. Романы Лоис Макмастер Буджолд о Форкосиганах вернули известность истории, основанной на персонажах. [70]

Зависимость киберпанка от научной фантастики о ближайшем будущем усилилась. В романе Уильяма Гибсона 2003 года «Распознавание образов » история представляет собой историю киберпанка, рассказанную в настоящем, конечном пределе экстраполяции ближайшего будущего.

Однако идеи киберпанка распространились и в других направлениях. Авторы космических опер написали произведения с мотивами киберпанка, в том числе « Люди из печи» Дэвида Брина и серию «Осенняя революция» Кена МакЛауда . Это слияние двух разрозненных направлений научной фантастики 1980-х годов привело к появлению экстраполяционной литературы, в отличие от тех технологических историй, которые рассказываются в настоящее время.

Джон Клют пишет, что научную фантастику начала XXI века можно понимать двояко: «видение триумфа научной фантастики как жанра и как серии выдающихся текстов, которые представляли нашему взору значительное будущее, которое в в те годы произошли... [или]... неотличимые от мира тех лет... фатально неотличимые от мира, который он пытался обозначить, обозначить».

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Барбини, Франческа Т. (14 мая 2015 г.). «Эпос о Гильгамеше и происхождение научной фантастики» . Сеть научной фантастики и фэнтези . Проверено 20 апреля 2022 г.
  2. ^ Скоулз, Роберт ; Рабкин, Эрик С. (1977). «1. Краткая литературная история научной фантастики». Научная фантастика: история, наука, видение . Лондон: Издательство Оксфордского университета. п. 3 . ISBN  978-0-19-502174-5 .
  3. ^ дель Рей, Лестер (1980). Мир научной фантастики, 1926–1976: история субкультуры . Гирлянда. п. 12.
  4. ^ Вас-Дейрес, Наташа; Аталлах, Марк. «Пьер Версен и Энциклопедия утопии, научной фантастики и необыкновенных путешествий (1972)» (на французском языке). Архивировано из оригинала 30 июля 2020 года . Проверено 16 мая 2013 г.
  5. ^ Эндрюс, Стив; Реннисон, Ник (2006). 100 научно-фантастических романов, которые стоит прочитать . Лондон: A. & C. Black. п. хв. ISBN  978-1-4081-0371-5 . OCLC   191696087 .
  6. ^ Мукунда, HS; Дешпанде, С.М.; Нагендра, HR; Прабху, А .; Говиндараджу, СП (1974). «Критическое исследование произведения «Виманика Шастра» » (PDF) . Научное мнение : 5. Архивировано (PDF) из оригинала 27 июля 2011 года . Проверено 16 мая 2013 г.
  7. ^ Гиббс, Лора. «Ревати» . Энциклопедия эпосов Древней Индии . Архивировано из оригинала 30 июля 2020 года . Проверено 16 мая 2013 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Фредерикс, SC Люциана « Истинная история в научной фантастике» . Университет ДеПау . Проверено 29 декабря 2022 г.
  9. ^ Гревелл, Грег (2001). «Колонизация Вселенной: научная фантастика тогда, сейчас и в (воображаемом) будущем». Обзор языка и литературы Скалистых гор . 55 (2): 25–47. дои : 10.2307/1348255 . JSTOR   1348255 . S2CID   171048588 .
  10. ^ Суонсон, Рой Артур. «Правда, ложь и истинно ложь: философская научная фантастика Люциана» . Университет ДеПау . Проверено 29 декабря 2022 г.
  11. ^ Георгиаду, Аристола (1998). Научно-фантастический роман Люциана «Правдивые истории : интерпретация и комментарий» . Дэвид Х.Дж. Лармур. Лейден: Брилл. ISBN  90-04-10667-7 . OCLC   38356089 .
  12. ^ Ганн, Джеймс Э. , изд. (1988). Новая энциклопедия научной фантастики . Нью-Йорк: Викинг. п. 249. ИСБН  0-670-81041-Х . OCLC   17841875 .
  13. ^ Эмис, Кингсли (1961). Новые карты ада: обзор научной фантастики . В. Голланц. п. 28. OCLC   459386663 .
  14. ^ Рирдон, Брайан П. (2008). Сборник древнегреческих романов . Издательство Калифорнийского университета. п. 619.
  15. ^ Перейти обратно: а б Йорк, Кристофер (февраль 2006 г.). «Мальхрония: крионика и бионика как примитивное оружие в войне со временем» . Журнал эволюции и технологий . 15 (1): 73–85. Архивировано из оригинала 16 мая 2006 года . Проверено 29 августа 2009 г.
  16. ^ Розенберг, Донна (1997). Фольклор, мифы и легенды: взгляд на мир . МакГроу-Хилл . п. 421. ИСБН  0-8442-5780-Х .
  17. ^ Перейти обратно: а б Ричардсон, Мэтью (2001). Холстедская сокровищница древней научной фантастики . Рашкаттерс-Бэй, Новый Южный Уэльс: Halstead Press. ISBN  1-875684-64-6 . ( см. "Давным-давно" . Изумрудный город (85). Сентябрь 2002 г. Архивировано из оригинала 11 сентября 2019 г. Проверено 17 сентября 2008 г. )
  18. ^ Перейти обратно: а б Ирвин, Роберт (2003). «Тысяча и одна ночь: спутник» . Таурис Парк в мягкой обложке . п. 209. ИСБН  1-86064-983-1 .
  19. ^ Ирвин, Роберт (2003). «Тысяча и одна ночь: спутник» . Таурис Парк в мягкой обложке . п. 204. ИСБН  1-86064-983-1 .
  20. ^ Ирвин, Роберт (2003). «Тысяча и одна ночь: спутник» . Таурис Парк в мягкой обложке . стр. 211–2. ISBN  1-86064-983-1 .
  21. ^ Хамори, Андрас (1971). «Аллегория из арабских ночей: Город латуни». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 34 (1). Издательство Кембриджского университета : 9–19 [9]. дои : 10.1017/S0041977X00141540 . S2CID   161610007 .
  22. ^ Пино, Дэвид (1992). Техники рассказывания историй в «Тысячи и одной ночи» . Издательство «Брилл» . стр. 148–9 и 217–9. ISBN  90-04-09530-6 .
  23. ^ Ирвин, Роберт (2003). «Тысяча и одна ночь: спутник» . Таурис Парк в мягкой обложке . п. 213. ИСБН  1-86064-983-1 .
  24. ^ Хамори, Андрас (1971). «Аллегория из арабских ночей: Город латуни». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 34 (1). Издательство Кембриджского университета : 9–19 [12–3]. дои : 10.1017/S0041977X00141540 . S2CID   161610007 .
  25. ^ Перейти обратно: а б Пино, Дэвид (1992). Техники рассказывания историй в «Тысячи и одной ночи» . Издательство «Брилл» . стр. 10–11. ISBN  90-04-09530-6 .
  26. ^ МакКогри, Джеральдин; Фаулер, Розамунд (1999). Тысяча и одна арабская ночь . Издательство Оксфордского университета . стр. 247–51 . ISBN  0-19-275013-5 .
  27. ^ «Ислам и научная фантастика - О научной фантастике, исламе и мусульманах» . Проверено 29 декабря 2022 г.
  28. ^ Хаммас, Ахмед А.В. «Почти полное отсутствие элемента «будущего» » . Телеполис . Проверено 29 декабря 2022 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б «Исламсет-Мусульманские учёные-Ибн ан-Нафис как философ» . 6 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 6 февраля 2008 г. Проверено 29 декабря 2022 г.
  30. ^ Фэнси, Нахайян А.Г. (2006). Легочный транзит и телесное воскресение: взаимодействие медицины, философии и религии в трудах Ибн ан-Нафиса (умер в 1288 г.) . Электронные диссертации и диссертации (Диссертация). Университет Нотр-Дам . стр. 232–3. Архивировано из оригинала 4 апреля 2015 года . Проверено 18 сентября 2008 г.
  31. ^ Перейти обратно: а б Брюс, Дж. Дуглас (апрель 1913 г.). «Человеческие автоматы в классической традиции и средневековом романсе». Современная филология . 10 (4): 511–526. дои : 10.1086/386901 . ISSN   0026-8232 . S2CID   162154237 .
  32. ^ Перейти обратно: а б Труитт, ER (2004). «Trei poete, sages dotors, qui mout sorent di nigromance: Знания и автоматы во французской литературе двенадцатого века». Конфигурации . 12 (2): 167–193. дои : 10.1353/con.2006.0006 . ISSN   1080-6520 .
  33. ^ Ингхэм, Патрисия (2009). «Мелочи: Рассказ сквайра и амбиции гаджетов» . Исследования эпохи Чосера . 31 : 53–80. дои : 10.17613/m64x2f .
  34. ^ Лайтси, Скотт (2007). Рукотворные чудеса в средневековой культуре и литературе . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, США. дои : 10.1057/9780230605640 . ISBN  978-1-349-53502-6 .
  35. ^ Э. Р. Труитт (2009). Свойства бальзама в средневековой литературе , 727–728 гг.
  36. ^ «Дом славы — современный английский перевод» . eChaucer: Чосер в двадцать первом веке . стр. 781–842. Архивировано из оригинала 11 мая 2015 года.
  37. ^ «Книга Джона Мандевиля» . Рочестерский университет. Архивировано из оригинала 31 марта 2015 года . Проверено 4 апреля 2015 г.
  38. ^ Туми, Кристофер П. (осень 1992 г.). «Моральный облик сумасшедших ученых: культурная критика науки» (PDF) . Наука, технологии и человеческие ценности . 17 (4). Шалфей: 417. doi : 10.1177/016224399201700401 . S2CID   145398106 . Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2017 года.
  39. ^ Перейти обратно: а б "Научная фантастика" . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 12 июня 2008 года . Проверено 17 января 2007 г.
  40. ^ Клют, Джон ; Николлс, Питер (1993). «Мэри В. Шелли» . Энциклопедия научной фантастики . Orbit/Time Warner Book Group UK. Архивировано из оригинала 16 ноября 2006 года . Проверено 17 января 2007 г.
  41. ^ говорит: Двести лет после года без лета | (7 мая 2011 г.). «Веселье на миллиард лет» . Проверено 15 марта 2024 г.
  42. ^ Чантер, Рэйчел (23 июня 2020 г.). «Последняя женщина – апокалиптическое видение Мэри Шелли» . Журнал Питера Харрингтона — редкие и первые издания книг . Проверено 15 марта 2024 г.
  43. ^ «ПАРАДОКС ПАРКВЕЙ» . www.paradoxparkway.com . Проверено 15 марта 2024 г.
  44. ^ "Lib.ru/Классика: Акутин Юрий. Александр Вельтман и его роман "Странник" " . az.lib.ru . Retrieved 29 December 2022 .
  45. ^ "Научная фантастика" . Интернет-энциклопедия Encarta . Майкрософт. 2006. Архивировано из оригинала 28 октября 2009 года . Проверено 17 января 2007 г.
  46. ^ «Киплинг Редьярд» . writershistory.com . Архивировано из оригинала 25 апреля 2015 года.
  47. ^ «Амардип Сингх: ранняя бенгальская научная фантастика» . Проверено 29 декабря 2022 г.
  48. ^ «Веб-карта ЮВА: Павильон IX» . Вирджиния.edu . Архивировано из оригинала 7 октября 2012 года . Проверено 22 октября 2011 г.
  49. ^ По, Эдгар Аллан . Произведения Эдгара Аллана По, том 1, «Бесподобные приключения некоего Ганса Пфааля» . Архивировано из оригинала 27 июня 2006 года . Проверено 17 января 2007 г.
  50. ^ Роуленд, Маркус . «План Оррина Линдсея по воздушной навигации, автор Дж. Л. Ридделл, доктор медицины» « Забытое будущее » . Архивировано из оригинала 24 января 2018 года . Проверено 5 апреля 2018 г.
  51. ^ «Энергетическое будущее: как научная фантастика подпитывает себя» . Архивировано из оригинала 1 января 2020 года . Проверено 1 января 2020 г.
  52. ^ «СС Дэйл» . Архивировано из оригинала 1 января 2020 года . Проверено 1 января 2020 г.
  53. ^ Мартиндейл, CC (1916). Жизнь монсеньора Роберта Хью Бенсона, Том. 2. Лондон: Longmans, Green & Co., стр. 69, 78.
  54. ^ Перейти обратно: а б с Таормина, Агата (19 января 2005 г.). «История научной фантастики» . Общественный колледж Северной Вирджинии. Архивировано из оригинала 18 февраля 2005 года . Проверено 16 января 2007 г.
  55. ^ Эвальд, Роберт Дж. (апрель 2006 г.). Когда горят огни и дует ветер с севера: пасторальная научная фантастика Клиффорда Д. Саймака . ISBN  9781557422187 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2021 года . Проверено 18 октября 2020 г.
  56. ^ Пол, Фредерик (октябрь 1965 г.). «Послезавтра» . Редакция. Галактическая научная фантастика . стр. 4–7.
  57. ^ Бриони, Симона; Комбериати, Даниэле (18 июля 2019 г.). Симона Бриони и Даниэле Комбериати, Итальянская научная фантастика: Другой в литературе и кино. Нью-Йорк: Пэлгрейв, 2019 . ISBN  9783030193263 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2021 года . Проверено 8 августа 2019 г.
  58. ^ «Война миров, Орсон Уэллс и вторжение с Марса» . Архивировано из оригинала 27 января 2007 года . Проверено 28 мая 2007 г.
  59. ^ «Вызвала ли радиопередача «Войны миров» в 1938 году общенациональную панику?» . 28 октября 2016 г. Архивировано из оригинала 30 октября 2021 г. Проверено 24 ноября 2019 г.
  60. ^ Голд, HL (май 1954 г.). «Готовься, целься — экстраполируй!» . Галактика (редакция). п. 4 . Проверено 30 ноября 2013 г.
  61. ^ Азимов, Исаак (1969). Сумерки и другие истории . Даблдэй. п. 93.
  62. ^ Перейти обратно: а б с Будрис, Альгис (октябрь 1965 г.). «Книжная полка Галактика» . Галактическая научная фантастика . стр. 142–150.
  63. ^ Перейти обратно: а б Лэтэм, Роб (2009). «Художественная литература, 1950–1963» . В Боулде, Марк; Батлер, Эндрю М.; Робертс, Адам; Винт, Шерил (ред.). Routledge Companion к научной фантастике . Рутледж. стр. 80–89. ISBN  9781135228361 . Архивировано из оригинала 26 января 2021 года . Проверено 18 октября 2020 г.
  64. ^ Азимов, Исаак (1972). Ранний Азимов; или «Одиннадцать лет попыток» . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. стр. 560–564.
  65. ^ Браунинг, Тоня (1993). «Краткий исторический обзор женщин-писательниц-фантастов» . Техасский университет в Остине. Архивировано из оригинала 8 декабря 2006 года . Проверено 19 января 2007 г.
  66. ^ «ВРЕМЯ НФ 1960–1970» . Волшебный Дракон Мультимедиа. 24 декабря 2003 г. Архивировано из оригинала 16 октября 2015 г. Проверено 17 января 2007 г.
  67. ^ «Locus Online: отрывки из интервью Бетси Уоллхейм» . Локус . Июнь 2006 г. Архивировано из оригинала 31 января 2011 г. Проверено 6 декабря 2017 г.
  68. ^ Хейворд, Филип (1993). Видения будущего: новые технологии экрана . Британский институт кино. стр. 180–204. Архивировано из оригинала 21 февраля 2007 года . Проверено 17 января 2007 г.
  69. ^ Кэдиган, Пэт (2004). Настоящий киберпанк . Ibooks. ISBN  0-7434-8652-8 . OCLC   904779871 .
  70. ^ «Осколки чести» . НЕСФА Пресс . 10 мая 2004 г. Архивировано из оригинала 11 июня 2015 г. Проверено 17 января 2007 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8d9fdc35fc049209fc49634fccfb07b2__1720658460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/b2/8d9fdc35fc049209fc49634fccfb07b2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of science fiction - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)