Jump to content

Война с саламандрами

Война с саламандрами
Обложка издания Bantam в мягкой обложке 1955 года.
Автор Карел Чапек
Оригинальное название Война с саламандрами
Язык чешский
Жанр Сатирический научно-фантастический роман
Издатель о. Боровы, Прага
Дата публикации
1936
Место публикации Чехословакия
Опубликовано на английском языке
1937 , Аллен и Анвин , Лондон
Тип носителя Печать ( в твердом и мягком переплете )
Страницы 240 (издание Catbird Press, 1990 г.)

Война с саламандрами ( Válka s Mloky на чешском языке ), также переводится как Войны саламандр» — сатирический научно-фантастический роман 1936 года чешского « писателя Карела Чапека . Речь идет об обнаружении в Индийском океане морской расы, разумной породы тритонов , которую изначально порабощали и эксплуатировали. Они приобретают человеческие знания и восстают, что приводит к глобальной войне за превосходство. [1] Есть очевидное сходство с более ранним RUR Чапека , но есть и некоторые оригинальные темы.

Война с саламандрами была описана писателем-фантастом и критиком Дэймоном Найтом как «классическое произведение» научной фантастики . [2]

Краткое содержание сюжета

[ редактировать ]

Только последние четыре из 27 глав книги посвящены одноименной войне. Остальная часть книги посвящена открытию саламандр, их эксплуатации и эволюции, а также растущей напряженности между людьми и саламандрами в преддверии войны.

В книге нет единого главного героя , а вместо этого рассматривается развитие саламандр с широкой социальной точки зрения. В разные моменты что рассказчик кажется , регистр переходит в журналиста , историка или антрополога . Три самых центральных персонажа: капитан Дж. ван Тох, моряк, обнаруживший саламандр; г-н Гасси Х. Бонди, промышленник, возглавляющий развитие тритоновой промышленности; и г-н Повондра, швейцар г-на Бонди. Все они повторяются на протяжении всей книги, но нельзя сказать, что ни один из них не оказывает существенного влияния на повествование. Все трое — чехи.

Роман разделен на три раздела или «книги».

Книга первая – Андриас Шейхцери

[ редактировать ]

В первом разделе рассказывается об открытии капитаном ван Тохом саламандр на Танахмасе , небольшом острове недалеко от Суматры , их первоначальном использовании в целях выращивания жемчуга , начале их распространения по океанам мира, а также развитии их речи и поглощения. человеческой культуры. Раздел завершается основанием Синдиката Саламандр, амбициозного плана, разработанного г-ном Бонди, чтобы перенаправить ресурсы тритонов из приходящей в упадок жемчужной промышленности на более крупные гидротехнические проекты. Хотя на этом повествовательное развитие этого раздела завершается, после него следует еще одно приложение, озаглавленное «Половая жизнь саламандр». саламандр В нем исследуются сексуальность и репродуктивные процессы в стилистике академического языка.

Ископаемое вымершей гигантской саламандры Andrias scheuchzeri , основу тритонов Чапека.

Тон первого раздела в целом представляет собой беззаботную сатиру, в отличие от более мрачного тона более поздних частей истории. Чапек нацелен на целый ряд человеческих слабостей, от поверхностности голливудских звезд до высокомерия, преобладающего в Европе в отношении небелых рас. Он также подрывает самоуверенность науки; неоднократно замечены учёные, недооценивающие возможности саламандр и ложно оценивающие другие связанные с ними вопросы, всегда находящиеся в полной уверенности в обоснованности своих утверждений.

Книга вторая – Вверх по лестнице цивилизации

[ редактировать ]

Второй раздел посвящен развитию саламандр от основания Синдиката Саламандр до начала первых военных действий между саламандрами и людьми. В нем всего три главы: одна длинная – безусловно, самая длинная в романе – дополненная двумя короткими. В первой главе г-н Повондра начинает собирать газетные вырезки о саламандрах. Длинная средняя глава принимает форму исторического эссе, написанного в какой-то неопределенный момент в будущем. В эссе цитируются вырезки г-на Повондры в качестве основного источника исторических свидетельств и включается ряд сносок и цитат из его сборника. Третья глава возвращается к дому Повондр через несколько лет после событий первой главы и знакомит с ранним конфликтом саламандр и людей.

Книга третья – Война с саламандрами

[ редактировать ]

Последний раздел возвращается к той же форме, что и первый раздел, но с более темным тоном. В нем рассказывается о серии стычек между саламандрами и людьми, которые в конечном итоге привели к началу войны, когда саламандры заявили о своей необходимости уничтожить части мировых континентов, чтобы создать новые береговые линии и таким образом расширить свое жизненное пространство . Сатирическими целями Чапека здесь являются главным образом национализм ( британцы , французы и немцы изображаются неисправимо упрямыми и националистическими), немецкие расовые теории (см. ниже) и предполагаемая неэффективность международной дипломатии . В предпоследней главе тон становится назидательным : «Мы все несем за это ответственность», - заявляет рупор Чапека, взрослый сын г-на Повондры.

Последняя глава, озаглавленная «Автор разговаривает сам с собой», принимает метавымышленный оборот. Поскольку одна пятая суши Земли разрушена, а человечество оказывает мало сопротивления, глава переходит от действия к разговору между двумя личностями автора, называемыми Автором и Писателем. Вместе они намечают долгосрочную историю саламандр: саламандры практически уничтожат земную сушу, оставив лишь крошечную горстку человечества работать на них на их фабриках. В конце концов они образуют отдельные страны и уничтожат себя, совершая те же глупости, что и человечество; люди тогда унаследуют то, что останется от земли; возникнут новые континенты, и «Америку» будут смутно вспоминать как мифическую страну, подобную Атлантиде .

К началу 1930-х годов страна автора, Чехословакия, находилась в шаткой политической ситуации. Чапек был обеспокоен развитием национал-социализма в Германии. Он начал писать свои «Апокрифические рассказы» — короткие аллегорические произведения, отражающие тревогу, которую испытывали многие чехословаки того времени. Возможно, они послужили толчком к книге «Война с саламандрами» , которая писалась в течение четырех месяцев летом 1935 года. [3]

Он описывает первоначальную мысль романа так: «Вы не должны думать, что эволюция, породившая нашу форму жизни, была единственным эволюционным процессом на планете». 27 августа 1935 года Чапек написал: «Сегодня я завершил последнюю главу моего утопического романа. Главным героем этой главы является национализм. Содержание довольно простое: разрушение мира и его людей. Это отвратительная глава, основанная на исключительно по логике. Однако так и должно было закончиться. Нас погубит не космическая катастрофа, а просто государственные, экономические, престижные и т. д.». [3]

Как сатира и социальный комментарий

[ редактировать ]

Книга представляет собой мрачную сатиру , широко высмеивающую современную европейскую политику, включая колониализм , фашизм и нацизм , сегрегацию в Америке и гонку вооружений . Примечательным сатирическим моментом является упомянутое исследование немецкого ученого, который установил, что немецкие саламандры на самом деле являются высшей нордической расой и что как таковые они имеют право расширять свое жизненное пространство за счет низших пород саламандр.

Мнение автора о социальных проблемах Соединенных Штатов также выглядит очень пессимистичным, поскольку всякий раз, когда эта страна упоминается как переживающая кризис, американская мафия « линчевает негров» как козлов отпущения. [ нужна ссылка ] Иногда саламандры изображаются так же, как и черные, например, когда белая женщина утверждает, что была изнасилована одним из них. Несмотря на физическую невозможность поступка, люди верят ей и устраивают линчевания Ньюта.

Один отрывок, изображающий европейские страны, готовые передать Китай саламандрам при условии, что их самих пощадят и подавляющие отчаянные протесты китайцев, кажется предчувствием Мюнхенского соглашения , состоявшегося через три года после написания книги, в котором автор сам страну постигла та же участь в тщетных попытках умиротворить нацистов.

Другой отрывок, кажется, высмеивает ограниченность и изоляционизм . Чехи следят за новостями о наступлениях и завоеваниях саламандр с отдаленным интересом, чувствуя, что, будучи страной, не имеющей выхода к морю и далекой от любого моря, им самим не о чем беспокоиться – до того дня, когда саламандра увидят купающимся в пражской реке Влтаве , и Чехи вдруг понимают, что они — следующая цель. [ нужна ссылка ]

Дарко Сувин назвал «Войну с саламандрами» «пионером всей антифашистской и антимилитаристской научной фантастики». [4]

Переводы

[ редактировать ]

Роман был переведен на несколько языков в течение года после первой публикации. Во время Второй мировой войны он был занесен в черный список нацистами в 1940 году в Германии и в 1941 году в оккупированной нацистами Норвегии.

«Война с саламандрами» переводилась на английский язык как минимум трижды. Рецензенты описывают перевод Allen & Unwin 1936 года , выполненный супружеской парой Мари и Роберта Уэзералл, как компетентный, но скучный. Язык эпохи сохранен, но некоторые литературные приемы Чапека скрыты. [5] Перевод 1985 года, выполненный чехом Эвальдом Осерсом , рассматривается многими рецензентами как превосходный, отражающий четкость и сильные метафоры оригинала. [5] Этот перевод был поддержан Коллекцией репрезентативных произведений ЮНЕСКО . Опытный переводчик Кафки Дэвид Уилли завершил еще один перевод. новые переводы на русский , польский , французский , немецкий , голландский , норвежский , испанский , шведский и венгерский языки С 1960-х годов появились .

Адаптации

[ редактировать ]

В 1981 году Кенни Мюррей и Кен Кэмпбелл адаптировали эту историю в пьесу, которая была показана в Театре Everyman в Ливерпуле. [6] Спектакль 2003 года, основанный на английском переводе Эвальда Осерса, был адаптирован для сцены Э. Б. Соломоном и показан на фестивале прелюдий в Центре Кеннеди , а затем в Католическом университете Америки и в лаборатории театра Мид. В 2010 году адаптация Джейсона Лоуита и Джастина Д.М. Палмера (в сотрудничестве с художником-кукловодом Майклом Монтенегро) была показана в Next Theater в Эванстоне, штат Иллинойс.

В 1981 году Кен Кэмпбелл поставил «Войну с саламандрами» на студии Riverside Studios в Хаммерсмите, Лондон. С Генри Дэвисом, Txi Whiz ; консультант Найджел Борн

В 1998 году Стефан Копловиц поставил/поставил/продюсировал художественную/театральную/музыкальную постановку « Война с саламандрами» в Dance Theater Workshop, сценарий был адаптирован Дэвидом Линдси-Абэром, музыка Эндрю Уоршоу. [7]

В 2005 году была выпущена адаптация радио BBC с Дермотом Кроули , Салли Хокинс , Генри Гудманом , Джеффри Биверсом , Тиной Грей и Адрианом Скарборо в главных ролях . [8]

В 2022 году выйдет музыкальный подкаст « Саламандры!». был спродюсирован PRX и The Truth , совместно созданный Яном Коссом и Сэмом Джеем Голдом. [9]

Роберт Зубрин сказал, что его роман 2003 года «Святая земля » — сатира на ближневосточный конфликт и войну с террором — был вдохновлен «Войной с саламандрами» . [10] [11]

В Ярослава Калфаржа « романе Краткая история вечной жизни» 2023 года главная героиня — ведущая актриса экранизации « Великая война саламандр» .

В разработке находится анимационная экранизация чешского режиссера Аурела Климта . [12]

Видеоигра «Хрот» включает уровень, во многом вдохновленный « Войной с саламандрами» .

Дэйв Лэнгфорд сделал обзор «Войны с саламандрами» для журнала «Белый карлик № 74» и заявил, что «утонченное остроумие Чапека превращает то, что могло быть утомительной сатирой, во что-то до боли смешное». [13]

  • Обзор Джорджа Д. Мартиндейла (1955) в журнале Inside and Science Fiction Advertiser , май 1955 г. [14]
  • Обзор Энтони Баучера (1955) в Журнале фэнтези и научной фантастики , июль 1955 г.
  • Обзор Дэймона Найта (1955) в журнале Science Fiction Stories , июль 1955 г.
  • Обзор П. Шайлер Миллер (1968) в журналах Analog Science Fiction and Science Fact , февраль 1968 г.
  • Обзор Тони Садбери (1969) в журнале Vector 54, осень 1969 г.
  • Обзор Аллана Данцига (1976) в The Science Fiction Review Monthly , январь 1976 г.
  • Обзор, в титрах не указан (1976) в The Science Fiction Review Monthly , сентябрь 1976 г.
  • Обзор Дона Д'Аммассы (1977) в журнале Delap's F & SF Review , июнь 1977 г.
  • Обзор Брайана Стейблфорда (1986) в Fantasy Review , февраль 1986 г.
  • Рецензия Дениз Горс (1986) в книге «Инферно в мягкой обложке» , № 60.
  • Обзор Криса Моргана (1986) в Vector 132
  • Обзор Бэрда Сирлза (1991) в журнале научной фантастики Исаака Азимова , сентябрь 1991 г.
  • Обзор Риса Хьюза (2014) в Big Sky, № 4: SF Masterworks 2

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Энциклопедия научной фантастики , Питер Николлс, Гранада, 1981, ISBN   0-586-05380-8
  2. ^ Брайан Аттебери , «Эра журнала» в «Кембриджском справочнике по научной фантастике» под редакцией Эдварда Джеймса и Фары Мендлесон . Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2003. ISBN   0521816262 (стр. 45).
  3. ^ Перейти обратно: а б Клима, Иван (2001). Карел Чапек: жизнь и творчество . Нью-Хейвен, Коннектикут: Catbird Press. стр. 191–200. ISBN  0-945774-53-2 .
  4. ^ Дарко Сувин, «Чапек, Карел» в книге Писатели-фантасты двадцатого века Кертиса К. Смита « ». Сент-Джеймс Пресс, 1986 г., ISBN   0-912289-27-9 (стр.842-4).
  5. ^ Перейти обратно: а б Маслен, Элизабет (1987). «Правильные слова в правильных местах: вызов «Войны с саламандрами» Чапека » . Научно-фантастические исследования . 14 (1): 82–92.
  6. ^ «Хронология: восьмидесятые» . Everymantheatre.ac.uk . Проверено 5 ноября 2011 г.
  7. ^ Андерсон, Джек (12 мая 1998 г.). «DANCE REVIEW; Остерегайтесь этих саламандр: они угроза миру» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 2 апреля 2017 г.
  8. ^ «Драма на 3 – Война с саламандрами» . Би-би-си . Проверено 5 ноября 2011 г.
  9. ^ Куа, Николас (10 июня 2022 г.). «Групповой иск, тритоны и еще 4 подкаста, которые стоит попробовать» . Стервятник .
  10. Электронное письмо Роберта Зубрина Тиму МакМахону от 18 сентября 2003 г.
  11. ^ Джек Дж. Вёр (17 ноября 2003 г.). «Галактика наносит ответный удар» . Войдите на сцену справа . Проверено 14 июля 2013 г.
  12. ^ Дворжак, Станислав. "Климт снимает Войну с саламандрами, Мадл около 1968 года - Новости" . www.novinky.cz (на чешском языке) . Проверено 27 марта 2023 г.
  13. ^ Лэнгфорд, Дэйв (февраль 1986 г.). «Критическая масса». Белый Карлик . № 74. Мастерская игр . п. 11.
  14. ^ «Название: Война с саламандрами» . isfdb.org .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ed1ac153ef70b67aeece464ef3255630__1720264200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ed/30/ed1ac153ef70b67aeece464ef3255630.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
War with the Newts - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)