Австралийская научная фантастика
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2008 г. ) |
Австралия, в отличие от Европы, не имеет долгой истории в жанре научной фантастики. Книга Невила Шута « На пляже » , опубликованная в 1957 году и снятая в 1959 году , стала, пожалуй, первым заметным международным успехом. Хотя Шут не родился в Австралии, он провел там свои последние годы, и действие книги происходит в Австралии. Было бы хуже, если бы во время Второй мировой войны импорт американских журналов не был ограничен , что вынудило местных писателей заняться этой деятельностью. Различные журналы-сборники начали появляться в 1960-х годах, и эта область продолжала приобретать определенное значение. Сегодня в Австралии процветает жанр научной фантастики и фэнтези, имена которого известны во всем мире. В 2013 году трилогия уроженца Сиднея Бена Пика была продана на аукционе британскому издателю за шестизначную сумму. [1]
История
[ редактировать ]Ранняя (до Второй мировой войны ) австралийская научная фантастика часто была тем, что сегодня можно было бы считать расистской и ксенофобской , подогреваемой современными опасениями по поводу вторжения и иностранцев (см. Политику Белой Австралии ). Но к 1950-м годам австралийская научная фантастика вобрала в себя основные принципы американской научной фантастики и отвернулась от местных проблем. [2] 1952 год стал годом первых регулярных австралийских съездов научной фантастики . [3]
Эмбарго времен Второй мировой войны на импорт целлюлозы из США
[ редактировать ]Истоки местной индустрии научной фантастики в Австралии возникли из-за военного эмбарго на импорт различных второстепенных товаров из-за пределов Австралии, особенно из Америки. На выставке «Криминальное чтиво» в Университете Отаго отмечалось: «В 1939 году австралийское правительство наложило эмбарго на американские бульварные журналы. Это решение было вызвано моральным большинством, которое утверждало, что комиксы и другие «нежелательные» материалы подрывают общественные нравы, и кризис импорта из-за Второй мировой войны». [4]
Во время Второй мировой войны Дарвин подвергся более сильному воздушному налету, чем Перл-Харбор . Брум , Кэтрин и Кэрнс также подверглись бомбардировке. Японские подводные лодки атаковали Сидней, а «Спитфайры» и «Зеро» вели бой над северными побережьями и городами Австралии. Единственная американская научная фантастика, дошедшая до Австралии, была в британских изданиях. Единственные подлинные американские научно-фантастические журналы, доставленные в Австралию в этот период, прибыли на кораблях в качестве балласта. Импортная научная фантастика в этих обстоятельствах была для Австралии немыслимой роскошью, однако из-за инерции правительства эмбарго было снято только через тринадцать лет после окончания войны, в 1958 году. Неограниченное возвращение неавстралийской научной фантастики ознаменовало конец одного периода рост отечественного написания и публикации научной фантастики в Австралии.
Первым научно-фантастическим журналом в Австралии был Thrills, Incorporated (1950–52), издаваемый Transport Publishing Co и выходными данными издательства Horwitz Publishing House . Многие перепечатки из Thrills, Incorporated позже были использованы в британском научно-фантастическом журнале Amazing Science Stories .
Рост австралийской научной фантастики с 1960-х годов
[ редактировать ]Австралийская научная фантастика значительно выросла в 1960-х годах и стала заметной областью примерно в 1980-х годах. Большинство австралийских писателей -фантастов сегодня пишут для международного рынка.
1960-е годы
[ редактировать ]Австралийская научная фантастика стала заметной областью мировой научно-фантастической литературы примерно в 1960-х годах. ежемесячный журнал «Австралийский научно-фантастический обзор» В 1966 году впервые был опубликован ; в 1969 году к нему присоединилась SF Commentary . В том же году была учреждена премия Ditmar Awards , присуждаемая в нескольких категориях.
Первая Австралийская Всемирная конвенция научной фантастики Aussiecon прошла в 1975 году в Мельбурне ; В том же году Пол Коллинз начал издавать научно-фантастический журнал Void . Коллинз продолжал публиковать множество научно-фантастических названий под своей книгой «Пустота» и издательством «Коллинз», включая книги таких писателей, как Дэвид Лейк , Рассел Блэкфорд , Тревор Донахью, Винн Уайтфорд и Кит Тейлор . Джон Бакстер отредактировал ряд ранних сборников австралийской научной фантастики для издателей Angus и Robertson.
В дополнение к области научной фантастики в Австралии существовали различные публикации, которые можно рассматривать как ужасы или темное фэнтези. Основным производителем такого материала в 1960-е годы было издательство «Хорвиц» .
1970-е годы
[ редактировать ]В 1970-х годах Ван Икин основал важный критический журнал «Научная фантастика», соредактором которого был Терри Даулинг . Икин редактировал ряд плодотворных антологий, в том числе «Прорыв стеклянных рептилий» , «Австралийская научная фантастика» и «Смертельный огонь» (последний — с Терри Даулингом). Дэмиен Бродерик помимо своей писательской работы также редактировал многочисленные антологии. Дженни и Рассел Блэкфорд редактировали многолетний критический журнал Australian SF Review . Опубликованы две книжные подборки эссе из этого журнала. [5]
1980-е годы
[ редактировать ]Число авторов и публикаций росло, особенно с развитием короткометражной художественной литературы к середине 1980-х годов, когда в том же десятилетии был опубликован первый профессиональный австралийский научно-фантастический журнал ( Omega Science Digest ); в 1990-х к нему присоединились Aurealis: Австралийский журнал фэнтези и научной фантастики и Eidolon: Журнал австралийской научной фантастики и фэнтези . Джонатан Страхан , соредактор последнего, стал самым плодовитым редактором научной фантастики в Австралии.
Дэвид Г. Хартвелл отметил, что, хотя, возможно, «в австралийской научной фантастике нет ничего австралийского», многие австралийские писатели научной фантастики (а также фэнтези и ужасов ) на самом деле являются международными англоязычными авторами, и их работы обычно публикуются во всем мире. Это также объясняется тем фактом, что внутренний рынок Австралии невелик ( население Австралии составляет всего 24 миллиона человек), а продажи за рубежом имеют решающее значение для большинства австралийских писателей. [6] [7]
А. Бертрам Чендлер , хотя и не родился в Австралии, но эмигрировал туда уже взрослым, все свои произведения научной фантастики написал, живя в Австралии. Будущая история, ведущая ко времени его главного героя-космонавта Джона Граймса, — это история, в которой Австралия стала крупной мировой державой на Земле и ведущим центром исследования и колонизации космоса. Некоторые из галактических приключений Граймса происходят на планетах, заселенных австралийцами, жители которых до сих пор сохраняют узнаваемые черты австралийской культуры. [8]
В 1980-х годах австралийский ужас вышел на передний план как поджанр спекулятивной фантастики с публикацией журнала «Австралийский журнал ужасов и фэнтези» и его преемника «Terror Australis» .
Критический вклад
[ редактировать ]Дональд Х. Так , учёный-любитель из Тасмании , написал первую крупную энциклопедию научной фантастики « Энциклопедия научной фантастики и фэнтези » в трёх частях (1974, 1978, 1983), получив в 1984 году премию Хьюго за свой вклад. [9] Другой австралиец, Питер Николлс , был удостоен премии Хьюго в 1980 году. [10] и поделился одним с Джоном Клютом в 1994 году. [11] (для исправленной версии) аналогичного критического обзора мировой научной фантастики «Энциклопедия научной фантастики» .
Помимо романов Пика — «Жертвоприношение», «Невинность» и «Воплощение», Тор также купил в 2013 году два романа Рьюрика Дэвидсона. The Guardian сообщает, что:
«Пик и Дэвидсон присоединяются к множеству имен, которых читатели спекулятивной фантастики во всем англоязычном мире будут узнают: Гарта Никса, Труди Канаван, Марго Ланаган, Сару Дуглас, Дэмиена Бродерика, Сесилу Дарт-Торнтон, Грега Игана, Элисон Гудман, Шона Макмаллена, Гленду Ларк, Шона Уильямса и Жюстин Ларбалестье». [12]
Писатели
[ редактировать ]Среди известных австралийских писателей и редакторов научной фантастики и фэнтези:
- Ли Баттерсби
- К.А. Бедфорд
- Дебора Бьянкотти
- Дэмиен Бродерик
- Джон Броснан
- Саймон Браун
- Труди Канаван
- Питер Кэри
- Изобель Кармоди
- А. Бертрам Чендлер
- Робби Коберн
- Пол Коллинз
- ДМ Корниш
- Сесилия Дарт-Торнтон
- Марианна де Пьер
- Сара Дуглас
- Терри Даулинг
- Грег Иган
- Дженнифер Фэллон
- Кейт Форсайт
- Линн Фрам
- Элисон Гудман
- Ли Хардинг
- Трэйси Хардинг
- Ричард Харланд
- Саймон Хейнс
- Из Икина
- Ян Ирвин
- Кэтлин Дженнингс
- Виктор Келлехер
- Марго Ланаган
- Розалин Лав
- Фиона Макинтош
- Шон МакМаллен
- Кашелмор
- Гарт Никс
- Стивен Полсен
- Бен Пик
- Дэвид Рим
- Джоэл Шеперд
- Nevil Shute
- Анджела Слэттер
- Катриона Спаркс
- Джонатан Страхан
- Билл Стрэттон
- Найк Салвей
- Люси Сассекс
- Джордж Тернер
- Каарон Уоррен
- Джанин Уэбб
- Шон Уильямс
- Патрисия Райтсон
См. также
[ редактировать ]- Австралийский национальный съезд научной фантастики
- Австралийское научно-фантастическое телевидение
- Категория:Австралийские писатели-фантасты
- Категория:Австралийские премии в области научной фантастики
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «TOR UK ПРИОБРЕТАЕТ НОВУЮ ФЭНТЕЗИОННУЮ ТРИЛОГИЮ — австралийца Бена Пика, 22 апреля 2013 г., Джули Крисп» . Архивировано из оригинала 10 января 2017 года . Проверено 9 января 2017 г.
- ^ « Австралия » . Энциклопедия научной фантастики . Проверено 29 мая 2024 г.
- ^ Эдмондс, Ли (2024). Гордый и одинокий: история фэндома научной фантастики в Австралии, часть первая: 1936–1961 гг . Норстрилия Пресс. п. 76. ИСБН 978-0-6453696-8-7 .
- ^ «Кабинет 1: Целлюлоза США» . www.library.otago.ac.nz . Выставка «Криминального чтива», Университет Отаго, Новая Зеландия . Проверено 7 февраля 2016 г.
- ^ Дэмиен Бродерик и др. (редакторы) Скиффи и Мимезис: Еще лучшее из ASFR: Обзор австралийской научной фантастики (вторая серия). Борго Пресс, 2010; Прикованный к инопланетянину: лучший обзор австралийской научной фантастики (вторая серия) , Borgo Press, 2009 г.
- ^ Дэвид Г. Хартвелл, Дэмиен Бродерик (редактор), Центавр: лучшее из австралийской научной фантастики , Дэмиен Бродерик, Введение , стр. 10-21 Tor Books, 1999m ISBN 0-312-86556-2
- ^ Дэвид Г. Хартвелл, Дэмиен Бродерик (редактор), Центавр: лучшее из австралийской научной фантастики , Дэвид. Дж. Хартвелл, Введение другого редактора , стр. 22–25 Tor Books, 1999 г. ISBN 0-312-86556-2
- ^ « Чендлер, Бертрам » . Энциклопедия научной фантастики . Проверено 29 мая 2024 г.
- ^ Премия Хьюго 1984 года
- ^ Премии Хьюго 1980 года
- ^ 1994 Премии Хьюго
- ^ «Фантастика и фэнтези: чудесные волшебники страны Оз» . Проверено 9 января 2017 г.
- Рассел Блэкфорд , Ван Икин и Шон МакМаллен (редакторы). Странные созвездия: история австралийской научной фантастики . (Гринвуд Пресс, 1999).
- Дэвид Сид и Рассел Блэкфорд. Товарищ по научной фантастике Малден, Массачусетс: Blackwell Publishing, 2005. ISBN 978-1-4051-1218-5
- Пол Коллинз (редактор). Энциклопедия австралийской научной фантастики и фэнтези MUP . (Помощники редактора Стивен Полсен и Шон МакМаллен ). Мельбурн: Издательство Мельбурнского университета, 1998.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Список книжных магазинов, издателей, авторов, писателей и художников научной фантастики.
- Австралийский фонд научной фантастики
- Лучшее австралийское научно-фантастическое произведение – обзор
- Информация об австралийской научной фантастике (архивная версия сайта, сейчас офлайн)
- Aurealis , главный австралийский журнал научной фантастики и фэнтези.