История научно-фантастических фильмов

История научно-фантастических фильмов параллельна истории киноиндустрии в целом, хотя прошло несколько десятилетий, прежде чем к этому жанру стали относиться серьезно. С 1960-х годов крупным научно-фантастическим фильмам удалось привлечь большую аудиторию, и фильмы этого жанра стали постоянным продуктом киноиндустрии. Научно-фантастические фильмы стали лидерами в области технологий спецэффектов , а также использовались в качестве средства социальных комментариев .
Немой фильм
[ редактировать ]Наука художественные фильмы |
---|
![]() |
По десятилетию |
Научно-фантастические фильмы появились очень рано, в эпоху немого кино . Первоначальные попытки представляли собой короткометражные фильмы продолжительностью от 1 до 2 минут, снятые в черно-белом режиме , но иногда с цветной тонировкой . Обычно они имели технологическую тему и часто носили юмористический характер. «Путешествие на Луну» , созданное Жоржем Мельесом в 1902 году, часто считается первым научно-фантастическим фильмом. Он опирался на Жюля Верна и Герберта Уэллса в изображении космического корабля , запускаемого на Луну с помощью большой пушки. [1] Его новаторские спецэффекты проложили путь к будущим научно-фантастическим фильмам, и после его выхода он стал широко популярен. [2]
Научно-фантастическая литература продолжала оказывать влияние на ранние фильмы. Классический роман Жюля Верна 1870 года «Двадцать тысяч лье под водой» неоднократно адаптировался, в частности, для фильма 1916 года , одного из первых полнометражных научно-фантастических фильмов. Другие, такие как Edison Studios в экранизация романа Мэри Шелли «Франкенштейн» 1818 года, выпущенная 1910 году ; или «Современный Прометей » и » 1913 года экранизация романа Роберта Льюиса Стивенсона « Доктор Джекил и мистер Хайд привнесли в кино концепцию безумных учёных . Эти двое также продемонстрировали раннее совпадение жанров научной фантастики и ужасов . В 1920-е годы еще одним успехом стал «Затерянный мир» , основанный на сэра Артура Конан Дойля одноименной книге . Это был один из самых ранних примеров покадровой анимации , а также он представил несколько ныне известных концепций научной фантастики, таких как монстры , динозавры и затерянные миры . [3]
Между тем в Европе 1920-е годы явно отличались от американского кино. Европейские кинематографисты начали использовать этот жанр для предсказаний и социальных комментариев. В Советской России в фильме «Аэлита» социальная революция обсуждалась в контексте путешествия на Марс. В Германии одним из важнейших пионеров научной фантастики был экспрессионист Фриц Ланг . Его фильм 1927 года «Метрополис» был самым дорогим фильмом, когда-либо выпущенным на тот момент. [4] Действие игры разворачивается в 2026 году и включает в себя такие элементы, как автономный робот, безумный ученый, общество-антиутопия и тщательно продуманные футуристические декорации. Его работа 1929 года «Женщина на Луне» появилась, когда эра немого кино подходила к концу, и, в частности, представила идею обратного отсчета времени до запуска ракеты. [5]
1930-е и 1940-е годы
[ редактировать ]На фильмы 1930-х годов во многом повлияло появление звука и диалогов, а также последствия Великой депрессии , начавшейся в 1929 году. [6] Зрители начали смотреть фильмы с более эскапистской тематикой, что привело к сокращению количества серьезных спекулятивных фильмов. После провала высокобюджетного американского фильма 1930 года « Просто представьте» , студии не хотели финансировать дорогие футуристические декорации, необходимые для фильмов такого типа. Хотя британский фильм 1936 года « Грядущие события », написанный Гербертом Уэллсом, спроецировал мир на 100 лет вперед и предсказал начало Второй мировой войны , он также потерпел неудачу в прокате, и фильмы с серьезными предположениями и визуальным зрелищем будущее в значительной степени исчезло бы до 1950-х годов.
Вместо этого в десятилетии появилось множество сериалов : малобюджетные, быстро выпускаемые короткометражки, изображающие футуристические героические приключения. экшн , мелодраматические сюжеты и гаджеты . Первым был «Призрачная империя» (1935) с Джином Отри в главной роли , о развитой подземной цивилизации, у которой были лучевые пушки и экраны телевизионной связи. [7] Одними из самых популярных в ту эпоху были различные фильмы о Флэше Гордоне , подвигах Бака Роджерса и другие, такие как квазинаучная фантастика « Дик Трейси» . Они продолжали использовать элементы научной фантастики, такие как космические путешествия, высокотехнологичные гаджеты, заговоры о мировом господстве и безумные ученые. Отголоски этого стиля до сих пор можно увидеть в научной фантастике и боевиках, а также в различных фильмах о Джеймсе Бонде .
Другие элементы научной фантастики были перенесены в растущий жанр ужасов, чему способствовал огромный успех фильма «Франкенштейн » студии Universal Studios и его продолжения «Невеста Франкенштейна» . Во многих универсальных фильмах ужасов , таких как «Человек-невидимка» и «Доктор Джекил и мистер Хайд», широко представлены сумасшедшие ученые и неудачные эксперименты, как и в других фильмах о монстрах, таких как «Летучая мышь-вампир» , «Доктор Икс» и «Доктор Циклоп» . [8]
Сиквелы успешных фильмов ужасов продолжались и во время Второй мировой войны , а в 1940-х годах также появились патриотические сериалы о супергероях, такие как студии Fleischer Studio анимационные о Супермене короткометражки , которые часто служили военной пропагандой . Однако научная фантастика как самостоятельный жанр на протяжении всей войны по большей части бездействовала.
Послевоенное время и 1950-е годы
[ редактировать ]Два события в конце Второй мировой войны существенно повлияли на жанр научной фантастики. Разработка атомной бомбы усилила интерес к науке, а также тревогу по поводу возможных апокалиптических последствий ядерной войны. [9] В этот период также началось начало Холодной войны и широко распространилась коммунистическая паранойя в Соединенных Штатах. Это привело к значительному увеличению количества научно-фантастических фильмов, созданных на протяжении 1950-х годов , и созданию Золотого века научной фантастики , который соответствовал тому, что происходит в литературе. [10]
Одним из первых и наиболее важных фильмов той эпохи был широко разрекламированный фильм « Пункт назначения: Луна» , выпущенный в 1950 году. В нем рассказывается о ракетном корабле с ядерной установкой, который доставляет на Луну четырех человек на фоне конкуренции с Советским Союзом. Благодаря сценарию, написанному в соавторстве с Робертом А. Хайнлайном , и астрономическим декорациям известного космического художника Чесли Бонестелла , фильм имел коммерческий и художественный успех и привел к увеличению финансирования студий научно-фантастических фильмов. Продюсером «Пункта назначения Луны» был, в частности, Джордж Пал , который также участвовал в создании «Когда миры сталкиваются» , «Машина времени» , «Война миров » и псевдодокументального фильма об освоении космоса с экипажем « Завоевание космоса» . Хотя «Покорение космоса» было коммерческим провалом, отбросившим карьеру Пэла, каждый из четырех остальных получил премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты , что продемонстрировало возросшее техническое совершенство и критическое признание жанра. [11]
В 1950-е годы популярность фильмов о пришельцах резко возросла. Многие из них содержали политические комментарии, смешанные с концепцией НЛО, которая укоренилась в общественном сознании после инцидентов с Кеннетом Арнольдом и Розуэллом в 1947 году. Двумя из первых были «День, когда Земля остановилась » режиссера Роберта Уайза и Говард Хоукс. « Вещь из другого мира » с их противоположными взглядами на первый контакт . В то время как у первого была мирная раса инопланетян, призывающих людей контролировать использование ими ядерного оружия, титульное существо второго преследовало команду в Арктике с параноидальными последними словами: «Смотри на небо!» Идея вторжений инопланетян как аллегория повторилась в фильме Дона Сигела 1956 года « Вторжение похитителей тел» . Признанная критиками как классика, она рассматривалась как завуалированная критика маккартизма , так и предостерегающая история о проникновении коммунистов. [12]
Другой важный фильм об НЛО, « Земля против летающих тарелок» , имел спецэффекты, созданные Рэем Харрихаузеном , мастером покадровой анимации , который ранее работал с Кинг-Конга аниматором Уиллисом О'Брайеном . Его работа также появилась в таких фильмах, как « 20 миллионов миль до Земли » и популярном фильме 1953 года « Чудовище с 20 000 саженей» . В этом фильме, основанном на рассказе Рэя Брэдбери , рассказывается о вымышленном редозавре, который был вытащен из Арктики в результате атомных испытаний и начал опустошать некоторые районы Соединенных Штатов. Его огромный успех положил начало новой волне научно-фантастических фильмов о монстрах. Как и в 1930-х годах, эти фильмы демонстрировали смесь ужасов и научной фантастики, теперь часто смешанную с тревогой по поводу ядерных технологий или опасностей космического пространства. [13] Их! , « Оно пришло из глубин моря » и « Тарантул» , вышедшие в течение двух лет после «Чудовища из 20 000 морских глубин» , все они представляли собой огромных животных, созданных в результате ядерных испытаний. Это! «Ужас из-за пределов космоса» , «Капля» , «Злая красная планета » и «Кронос» С другой стороны, в фильмах фигурировали инопланетные монстры. Третьи, такие как «Муха» , «Удивительный колоссальный человек » и «Невероятно уменьшающийся человек» , сосредоточились на человеческой мутации.
Эта тенденция не ограничивалась Соединенными Штатами; Пожалуй, самыми успешными фильмами о монстрах были фильмы кайдзю , выпущенные японской киностудией Тохо . [14] [15] Фильм 1954 года «Годзилла» с заглавным «монстром, атакующим Токио», приобрел огромную популярность, породил множество сиквелов, привел к появлению других фильмов о кайдзю, таких как «Родан» , и создал одного из самых узнаваемых монстров в истории кино. Японские научно-фантастические фильмы, особенно жанры токусацу и кайдзю, были известны широким использованием спецэффектов и приобрели всемирную популярность в 1950-х годах. Фильмы кайдзю и токусацу, особенно «Предупреждение из космоса» (1956), пробудили Стэнли Кубрика интерес к научно-фантастическим фильмам и повлияли на фильм «2001: Космическая одиссея» (1968). По словам его биографа Джона Бакстера , несмотря на «неуклюжие модельные эпизоды, фильмы часто хорошо фотографировались в цвете… а их мрачные диалоги транслировались в хорошо продуманных и хорошо освещенных декорациях». [16]
Финансовый успех этих фильмов зависел от того, что студии привлекли большую подростковую аудиторию, воспользовавшись преимуществами таких популярных методов, как автокинотеатры и 3D , которые особенно использовались в таких фильмах, как «Существо из Черной лагуны» или «Гог» . [17] Помимо увеличения аудитории, многие научно-фантастические фильмы того времени создавались с мизерными бюджетами; фраза «фильм категории B» стала обозначать фильм шаблонного жанра, снятый с низкими затратами на производство (обычно менее 400 000 долларов). Эта концепция была проиллюстрирована в студийной записке о фильме « Они!» В нем говорилось: «Нам нужна картина с теми же возможностями использования, что и в « Чудовище из 20 000 саженей ». Мы все знаем, что это не будет «классный спектакль», но в нем есть все ингредиенты для того, чтобы стать успешным кассовым аттракционом». [18] Идея низкокачественных и недорогих фильмов была доведена до крайности такими режиссерами, как Роджер Корман , Коулман Фрэнсис и Эд Вуд , а фильм последнего «План 9 из космоса» был провозглашен одним из худших фильмов всех времен. .
Однако во второй половине десятилетия устойчивый успех этого жанра привел к тому, что некоторые студии попытались снять серьезные фильмы с большими бюджетами, включая холодно-реалистическое изображение мира после ядерной войны, « На пляже » и «Запретную планету» , научное исследование. художественная переосмысление шекспировской «Бури» . Второй фильм будет влиять на жанр на долгие годы; он включал в себя первую полностью электронную музыку, представил персонажа Робби-робота и послужил источником вдохновения для Джина Родденберри » «Звездного пути .
Успех научно-фантастических фильмов также способствовал распространению этого жанра на международном уровне. В Британии был период заметного производства, когда компания Hammer Films адаптировала сериал Найджела Нила « Кватермасс ». Успех телевизионных версий вдохновил компанию на создание серии экранизаций. Научно-фантастические фильмы также начали появляться в бенгальском кино , в том числе Сатьяджита Рэя 1958 года магический реалистический фильм «Параш Патар» ( «Философский камень» ) и фильм Ритвика Гхатака ») 1958 года «Аджантрик» ( «Немеханический , в котором исследуются отношения между человеком и машиной.
1960-е годы
[ редактировать ]После наплыва научно-фантастических фильмов в 1950-е годы в 1960-е их было относительно мало ; многие из них были больше ориентированы на детей, чем на взрослую аудиторию, что отражает распространенность детских телевизионных программ того периода. Продолжали выпускаться экранизации рассказов Верна и Герберта Уэллса , в том числе фильмы «Машина времени» и «Первые люди на Луне» , но они казались чем-то вроде продолжения научно-фантастических фильмов 1950-х годов.
научной фантастики «Галактика» Редактор Фредерик Пол написал в 1962 году, что последним хорошим научно-фантастическим фильмом, который большинство читателей могли бы назвать, была «Запретная планета» . Он объяснил, что студийная система производит «очень большие» или «очень маленькие» фильмы. Большие фильмы часто были ремейками других крупных фильмов, немногие из которых были научной фантастикой, а в фильмах категории B использовались авторы, не относящиеся к жанру, вместо того, чтобы основываться на существующей качественной научной фантастике. [19] он сказал, В 1968 году после 2001 года что «научно-фантастический фильм, которого мы все ждали, до сих пор не вышел» и что « Грядущее » - последний серьезный крупнобюджетный фильм с хорошими актерами и сценаристом-фантастом. . [20] Однако во второй половине 1960-х годов появился ряд исключительных фильмов, преобразовавших научно-фантастическое кино. В 1966 году были выпущены два значительных фильма: сначала «451 градус по Фаренгейту» был социальным комментарием о свободе слова и правительственных ограничениях, а затем «Фантастическое путешествие» , где научно-фантастический фильм «смело пошел туда, куда раньше не ступал ни один человек», когда Ракель Уэлч рискнула проникнуть внутрь человеческого тела. Наконец, в 1968 году чрезвычайно лагерная Барбарелла отдала дань уважения глупой стороне ранней научной фантастики.
В конце 1960-х годов индийский режиссер Сатьяджит Рэй планировал снять «Чужого» — историю о мальчике из Бенгалии , который подружился с инопланетянином. Производство фильма было отменено, но сценарий был выпущен и доступен во всем мире. Рэй считал, что Стивена Спилберга фильм 1982 года «Инопланетянин» был основан на «Чужом» , хотя Спилберг утверждает, что это не так. [21] [22]
«Планета обезьян» (1968) пользовалась огромной популярностью, породив четыре продолжения и телесериал. Некоторые фильмы о Джеймсе Бонде, строго говоря, не являются научной фантастикой, но включают в себя различные приспособления, напоминающие научную фантастику.
Возможно, самым значительным научно-фантастическим фильмом 1960-х годов был фильм «2001: Космическая одиссея» 1968 года, снятый Стэнли Кубриком по сценарию Кубрика и Артура Кларка . 2001 год считается плодотворным произведением в жанре научной фантастики, поскольку он повлиял на несколько более поздних произведений. Стивен Спилберг , один из самых известных деятелей жанра, метко назвал 2001 год «большим взрывом научной фантастики».
Этот фильм был новаторским по качеству визуальных эффектов, реалистичному изображению космических путешествий, а также эпическому и трансцендентному размаху истории. Научно-фантастические фильмы, последовавшие за этим фильмом, будут иметь все более большие бюджеты и постоянно улучшающиеся спецэффекты. Кларк рассказал о показе более ранних научно-фантастических фильмов Кубрика, и Кубрик назвал их все без исключения ужасными, даже «Грядущее» . «2001» стал первым научно-фантастическим художественным фильмом , имевшим философский размах, которого не было в предыдущих фильмах. Многие критики назвали это непонятным беспорядком, когда оно впервые появилось. Сегодня критики широко оценивают его как один из величайших фильмов всех времен.
В 1963 году в Индии был снят тамильский фильм «КАЛАИ АРАСИ» - первый фильм, основанный на инопланетянах в Индии, режиссер А.Касилингам. Он выпущен 19 апреля 1963 года. Хотя идея была хорошей, но она потерпела неудачу в прокате. Сегодня Критики широко хвалят его как один из величайших инновационных фильмов в тамильской киноиндустрии.
1970-е годы
[ редактировать ]возродился интерес к научно-фантастическим фильмам на тему «космических приключений» В 1970-е годы . «Звездные войны» и «Близкие контакты третьего рода» , вышедшие в 1977 году, содержали мистический элемент, напоминающий « 2001: Космическая одиссея» . Космические открытия 1970-х годов породили растущее чувство удивления по поводу Вселенной, которое отразилось в этих фильмах.
Однако в начале 1970-х годов также продолжалась тема паранойи, когда человечество подвергалось угрозе со стороны экологических или технологических противников, созданных им самим. Известные фильмы этого периода включали Стэнли Кубрика » «Заводной апельсин 1971 года (человек против промывания мозгов), THX 1138 1971 года (человек против государства), «Безмолвный бег» 1972 года (экология), продолжения « Планеты обезьян» (человек против государства). эволюция) и «Мир Дикого Запада» , 1973 г. (человек против робота).
Триллеры о заговоре были популярным продуктом того периода, когда паранойя по поводу заговоров национального правительства или корпоративных структур заменила подразумеваемого коммунистического врага 1950-х годов. В число этих фильмов вошли такие фильмы, как «Чужой» (1979), «Козерог-1» (1977), «Вторжение похитителей тел» , «Бег Логана» (1976), «День дельфина» (1973), «Зеленый сойлент» (1973) и «Мир будущего» (1976).
Медленный «Солярис 1972 года», снятый Андреем Тарковским (и переделанный в гораздо более короткий фильм Стивеном Содербергом в 2002 году), соответствует, а по некоторым оценкам превосходит «2001 год» по визуальному оформлению и философскому размаху, в то время как другие критики находят его утомительным и претенциозным.
Научно-фантастическая комедия пережила, пожалуй, свои лучшие часы в 1970-х годах: « Вуди Аллена » Спящий (1973) и Дэна О’Бэннона » «Темная звезда (1974).
После огромных кассовых успехов в 1977 году «Звездных войн» и «Близких контактов третьего рода», а в 1978 году последовал «Супермен» , в 1979 году появились три заметных научно-фантастических фильма: «Звездный путь: Кинофильм» вывел столь любимый телесериал на большой экран. первый раз. «Чужой» поднял ставку на то, насколько страшным может быть экранный монстр. В 1979 году фильм «Время за временем» противопоставил Герберта Уэллса Джеку -Потрошителю по сценарию Николаса Мейера , который позже стал режиссером двух частей серии фильмов «Звездный путь» . В 1979 году компания Walt Disney Productions также попыталась заняться жанром научной фантастики с фильмом «Черная дыра» , который был плохо принят, но высоко оценен за его спецэффекты.
1980-е годы
[ редактировать ]После огромного успеха «Звездных войн » научная фантастика снова стала прибыльной, и каждая крупная студия бросилась к производству своих доступных проектов. В результате телесериал «Звездный путь» возродился как кинофраншиза, которая продолжалась на протяжении 1980-х и 1990-х годов .
Благодаря «Звездные войны 1977» и «Звездный путь 1979» франшизам эскапизм стал доминирующей формой научно-фантастических фильмов в 1980-е годы. Крупнобюджетные экранизации « » Фрэнка Герберта ( Дюны 1984) и Артура Кларка сиквела «2001» и «2010» в 1984 году оказались неудачными в прокате, что отговорило продюсеров вкладывать средства в научно-фантастическую литературу.
Ридли Скотта 1979 года «Чужой» сыграл важную роль в создании нового визуального стиля будущего. Эта альтернатива не представляла гладкой, упорядоченной вселенной, а представляла будущее темным, грязным и хаотичным. Основываясь на более ранних фильмах, таких как « Безумный Макс » 1979 года, это антиутопическое видение стало преобладающим во многих научно-фантастических фильмах и романах того периода. В их число вошли « Чёрная дыра » 1979 года, « Сатурн 3 » 1980 года, « Чужестранка » 1981 года, «2010» 1984 года, « Враг мой » 1985 года, « Чужие (фильм) Скотта » 1986 года с его сиквелами и « Бегущий по лезвию» 1982 года.
Наибольший вклад в развитие этого жанра во второй половине десятилетия внесли Джеймс Кэмерон и Пол Верховен , создавшие фильмы «Терминатор» 1984 года и «Робокоп» 1987 года.
Стивена Спилберга «Инопланетянин » 1982 года стал одним из самых успешных фильмов 1980-х годов. Влиятельным фильмом стал «Сканеры» (1981), фильм, которому в течение следующих двух десятилетий будут копировать несколько раз.
С 1980 года грань между научной фантастикой, фэнтези и фильмами о супергероях стиралась, во многом благодаря влиянию «Звездных войн» 1977 года. игнорируются в ночь на Оскар, за исключением технических категорий. Диснеевский фильм «Трон» 1982 года имел уникальный визуальный стиль и был одним из первых крупных студийных фильмов, в которых использовалась обширная компьютерная графика .
В 1980-е годы и позже наблюдался рост анимации как средства создания научно-фантастических фильмов. Особенно успешным это было в Японии , где аниме- индустрия выпустила «Акиру» (1988) и «Призрак в доспехах» (1995). Серьезная анимация еще не оказалась коммерчески успешной в Соединенных Штатах , а анимационные научно-фантастические фильмы западного производства, такие как «Световые годы» (1988), «Железный гигант» (1999) и «Титан AE» (2000), не привлекли значительной зрительской аудитории. Однако постепенно аниме приобрело культовый статус, и с середины 1990-х его популярность неуклонно растет во всем мире.
1990-е годы
[ редактировать ]Появление Всемирной паутины и жанра киберпанк в 1990-е годы породило несколько фильмов на интернет-тематику. И «Газонокосильщик» (1992), и «Виртуозность» (1995) имели дело с угрозами сети со стороны интерфейса человек-компьютер. В «Джонни Мнемонике» (1995) и «Вспомнить все» (1990) воспоминания главных действующих лиц были изменены с помощью аналогичного интерфейса, а «Матрица» (1999) создала для человечества виртуальную тюрьму, управляемую машиной. Интернет также предоставил готовую среду для кинофанов , которые могли более непосредственно поддерживать (или критиковать) такие сериалы медиа-франшиз, как «Звездный путь» и «Звездные войны» .
Фильмы-катастрофы оставались популярными, а их темы обновлялись с учетом недавних влияний. И Армагеддон (1998), и Глубокий удар (1998) использовали угрозу массивного столкновения с Землей. «День независимости» ( 1996 год в кино ) переработал фильмы о вторжении инопланетян 1950-х годов с хищными и всепоглощающими инопланетянами. Достижения генетической науки также были представлены в « Парке Юрского периода» (1993 г.) и «Гаттаке» (1997 г.).
По прошествии десятилетия компьютеры играли все более важную роль как в добавлении спецэффектов, так и в производстве фильмов. Большие фермы рендеринга , состоящие из множества компьютеров в кластере, использовались для детализации изображений на основе трехмерных моделей. Поскольку программное обеспечение развивалось, оно использовалось для создания более сложных эффектов, таких как движение волн, взрывы и даже покрытые мехом инопланетяне. Улучшения в спецэффектах позволили переиздать оригинальную трилогию «Звездных войн» в 1997 году со многими улучшениями.
Как и в 1980-е годы, в каждый год 1990-х годов снимался один или несколько крупных научно-фантастических или фэнтезийных фильмов.
2000-е
[ редактировать ]Как ни странно, в 2000-е (десятилетие) научно-фантастические фильмы, казалось, отвернулись от космических путешествий, и преобладало фэнтези. За исключением фильмов «Звездный путь» и «Звездные войны» , единственными фильмами о Земле, вышедшими в первой половине 2000-х (десятилетия), были «Серенити» , «Титан AE» и плохо принятые «Миссия на Марс» и «Красная планета» . С другой стороны, было много фильмов в жанре фэнтези и супергероев, а также приземленной научной фантастики, такой как «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция» .
Научная фантастика в последнее время снова стала инструментом политических комментариев благодаря таким фильмам, как «Искусственный интеллект искусственного интеллекта» и «Доклад меньшинства» , где первый ставит под сомнение растущий материализм сегодняшнего мира, а второй ставит под сомнение политическую ситуацию, окружающую мир после 11 сентября. [23] Примерно в это же время были выпущены уникальные произведения в этом жанре — первый научно-фантастический роман « Вечное сияние чистого разума» .
К середине десятилетия аудитория театра начала сокращаться, и это отразилось на количестве посетителей выпусков научно-фантастических фильмов того периода. Сложные системы домашнего кинотеатра максимально приблизились к ощущениям от кинотеатра и позволили избежать затрат и неудобств. Киностудии начали размещать рекламу продукции до начала показа фильмов в кинотеатрах, ища другие способы увеличения своей прибыли и отталкивая часть аудитории, посещающей кинотеатры. Потери доходов от кинотеатров компенсировались продажей и прокатом высококачественных DVD- релизов, многие из которых включали ранее вырезанные сцены и дополнительный материал. [ нужно обновить ]
2010-е годы
[ редактировать ]Используя резервируемых актеров , научно-фантастические фильмы все чаще входили в массовое кино с такими фильмами, как «Гравитация» (2013) и «Начало» (2010). Научно-фантастические комедии имели умеренный успех, такие как «Люди в черном 3» (2012), «Машина времени в гидромассажной ванне» (2010) и сиквел «Машина времени в гидромассажной ванне 2» (2015), включая фильмы для всей семьи, такие как «Мегамозг» (2012) и четыре фильма. франшизы «Гадкий Я» .
Франшизы десятилетней давности столкнулись с трудностями по мере старения оригинальных актеров. [24] Технологические решения, такие как виртуальные актеры [25] и неизданные кадры [26] позволил знакомым персонажам появиться в новых фильмах. Переоборудование вымышленных вселенных также позволило создать новые фильмы, в том числе «Изгой-один: Истории звездных войн» (2016), « реткон » которого дает ссылку на первый фильм 1977 года. Благодаря перезагрузке в 2005 году действие новых фильмов «Звездный путь» происходит в альтернативная временная шкала твоего отца , рекламируемая как «это не « Звездный путь ». [27] Поклонник оригинальной временной шкалы не был забыт в «Звездном пути: Дискавери» (2017–), и в новое десятилетие его сопровождал «Звездный путь: Пикард» (2020). Возрожденные в 2012 году продажей Lucasfilm компании Disney , четыре новых фильма «Звёздные войны» вошли в число 20 самых кассовых фильмов всех времён: «Звёздные войны: Пробуждение силы» (2015) , «Изгой-один: Звёздные войны. Истории » (2016), «Звёздные войны » «Войны: Последние джедаи» (2017 г.) и «Звездные войны: Скайуокер. Восхождение» (2019 г.).
См. также
[ редактировать ]- История научной фантастики
- История аниме
- История фильма
- История фильмов ужасов
- Списки научно-фантастических фильмов
- Список научно-фантастических телефильмов
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Путешествие на Луну (1902)» .
- ^ Эзра, Элизабет (2000). Жорж Мельес: Рождение автора . Издательство Манчестерского университета . стр. 120–1. ISBN 0-7190-5396-Х .
- ^ «Киносайт АМС» . НАУЧНО-ФАНТАСТИЧНЫЕ ФИЛЬМЫ .
- ^ «Тотальная научная фантастика онлайн» . Туннель времени: Метрополис . Архивировано из оригинала 1 января 2010 г.
- ^ Корнилс, Инго (сентябрь 1995 г.). «Проблемы визуализации: образ неизвестного в немецкой научной фантастике». Джеффри Моррисон и Флориан Кробб (ред.). Текст в изображение, изображение в текст: материалы междисциплинарной двухсотлетней конференции . Колледж Святого Патрика, Мейнут: Родопи. стр. 287–296. ISBN 90-420-0153-4 .
- ^ Крафтон, Дональд (1999). Звуковые фильмы: переход американского кино к звуку, 1926–1931 гг . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-22128-1 .
- ^ Отри, Джин (1978). Снова в седле . Нью-Йорк: Даблдей. ISBN 978-0385032346 . стр. 51
- ^ Уивер, Джеймс Б.; Тамборини, Рональд К. (1996). Фильмы ужасов: текущие исследования предпочтений и реакции аудитории . Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс. стр. 54–55. ISBN 0-8058-1174-5 .
- ^ Хендершот, Сидни (1999). «Паранойя, бомба и научно-фантастические фильмы 1950-х годов». Популярная пресса Государственного университета Боулинг-Грин .
- ^ Лэнгфорд, Барри (2005). Жанр фильма: Голливуд и за его пределами (2-е изд.). Издательство Эдинбургского университета . п. 185 . ISBN 0-7486-1903-8 .
- ^ «Архив кино и телевидения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе» . Джордж Пал . Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе. Архивировано из оригинала 23 октября 2011 г. Проверено 3 июля 2011 г.
- ^ «Проект «Все силы» . Красная паника: Фильмография . Проверено 4 июля 2011 г.
- ^ Джонс, Стивен (1995). Иллюстрированный путеводитель по фильмам о динозаврах . Книги Титана. п. 42.
- ^ Худ, Роберт. «Горшечная история Годзиллы» . Проверено 9 февраля 2008 г.
- ^ Краткое содержание «Годжира/Годзилла (1954)» . Архивировано из оригинала 24 декабря 2007 г. Проверено 9 февраля 2008 г.
- ^ Бакстер, Джон (1997). Стэнли Кубрик: Биография . Нью-Йорк: Основные книги. п. 200 . ISBN 0786704853 .
- ^ Виера, Марк А. (август 2004 г.). «Не наступайте на него! Жуки-убийцы, детки и звери в автокинотеатре 1950-х годов». Киножурнал «Яркий свет» (45).
- ^ Хейс, Дейд; Бинг, Джонатан (21 сентября 2004 г.). "Разнообразие" . Развенчание мифа о челюстях . Проверено 5 июля 2011 г.
- ^ Пол, Фредерик (октябрь 1962 г.). «Бизнес быть плохим» . Редакция. Галактическая научная фантастика . стр. 4–7.
- ^ Пол, Фредерик (июль 1968 г.). «Неделя, которая была» . Редакция. Галактическая научная фантастика . п. 4.
- ^ Ньюман Дж (17 сентября 2001 г.). «Коллекция Сатьяджита Рэя получает грант Packard и пожертвования на лекции» . Калифорнийский университет в Санта-Крус-Каррентс онлайн. Архивировано из оригинала 4 ноября 2005 г. Проверено 29 апреля 2006 г.
- ^ «Несотворенный луч» . Общество Сатьяджита Рэя. Архивировано из оригинала 08.11.2006 . Проверено 4 ноября 2006 г.
- ^ «История научно-фантастического кино» . 10 июля 2019 г.
- ^ Ван Рипер, А. Боудойн (6 мая 2015 г.). «Под широким и звездным небом: Голливуд и стареющие астронавты ». Стареющие герои: старение в популярной культуре . Джонс, Норма; Бэтчелор, Боб. Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-4422-5007-9 .
- ^ Галлахер, Натан (8 ноября 2019 г.). «Киностудии не должны наживаться на мертвых звездах | Никому не должно быть разрешено использовать компьютерную графику для воскрешения умерших актеров на экране» . Журнал королевы . Проверено 24 февраля 2020 г. .
Большим вкладом в усилия ILM стало открытие Ноллом слепка комедийного головы Кушинга, который был снят для фильма 1984 года . Художники по визуальным эффектам отсканировали это, чтобы получить полностью точную цифровую модель головы Кушинга.
- ^ Перри, Спенсер (5 декабря 2019 г.). «Звездные войны: Скайуокер. Восход» не использует кадры Кэрри Фишер из «Последних джедаев» . Комикс . Проверено 22 декабря 2019 г.
Мы использовали только кадры из «Пробуждения силы» действительно не было ничего, , из «Последних джедаев» что не было бы использовано в этом фильме.
- ^ Бейкер, Джойми (06 марта 2018 г.). Смело идти: маркетинг мифа о «Звездном пути» . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-83860-973-3 .
Ссылки
[ редактировать ]- Джон Бакстер, «Научная фантастика в кино» , AS Barnes & Co, 1969 , ISBN 0-498-07416-1 .
- Уэлч Эверман, Культовые научно-фантастические фильмы , Citadel Press, 1995 , ISBN 0-8065-1602-X .
- Питер Гутмахер, Легендарные научно-фантастические фильмы , 1997 , ISBN 1-56799-490-3 .
- Фил Харди , Энциклопедия фильмов «Оверлук», научная фантастика . Уильям Морроу и компания, Нью-Йорк, 1995 г. ISBN 0-87951-626-7 .
- Грегг Рикман, «Читатель научно-фантастических фильмов» , 2004 , ISBN 0-87910-994-7 .
- Вивиан Собчак, «Пространство показа: американский научно-фантастический фильм» . Нью-Брансуик: Издательство Университета Рутгерса , 1998 , ISBN 0-8135-2492-X .