Эволюция в художественной литературе

Эволюция была важной темой в художественной литературе, включая спекулятивную эволюцию в научной фантастике , с конца 19 века, хотя она началась до времен Чарльза Дарвина и отражает взгляды прогрессистов и ламаркистов , а также взгляды Дарвина. [1] Дарвиновская эволюция широко распространена в литературе, независимо от того, воспринимается ли она оптимистично с точки зрения того, как человечество может развиваться в направлении совершенства, или пессимистически с точки зрения ужасных последствий взаимодействия человеческой природы и борьбы за выживание. Другие темы включают замену человечества другими видами или разумными машинами .
Контекст [ править ]
Чарльза Дарвина путем Эволюция естественного отбора , изложенная в его книге « Происхождение видов» 1859 года , является доминирующей теорией в современной биологии. [2] [3] но она сопровождается как в философии, так и в художественной литературе двумя более ранними эволюционными теориями: прогрессионизмом ( ортогенезом ) и ламаркизмом . [1] Прогрессионизм — это точка зрения, согласно которой эволюция — это прогресс к какой-то цели совершенствования и что она каким-то образом направлена к этой цели. [4] Ламаркизм, философия, возникшая задолго до Жана-Батиста де Ламарка , представляет собой точку зрения, согласно которой эволюция направляется наследованием характеристик, приобретенных в результате использования или неиспользования в течение жизни животного. [5]
Прогрессионизм [ править ]
Идеи прогресса и эволюции были популярны задолго до дарвинизма, в 18 веке, что привело к созданию Николя-Эдме Ретифа аллегорического рассказа 1781 года La découverte Australe par un homme volant (Открытие Южного полушария летающим человеком). [1]
Биолог-эволюционист Кайла М. Хардвик цитирует фильм « Человек из стали» 2013 года , где злодей Фаора заявляет: «Тот факт, что вы обладаете чувством морали, а мы нет, дает нам эволюционное преимущество. И если история научила нас что угодно, но эволюция всегда побеждает». Она указывает, что идея о том, что эволюция побеждает, является прогрессивной, в то время как (она утверждает) идея о том, что эволюция дает злу преимущество перед моралью и добром, приводя к созданию грозных монстров, является заблуждением популярной научной фантастики. [6] Хардвик приводит в качестве примеров эволюции «черт плохих парней» морлоков в Герберта Уэллса 1895 года « Машине времени» жуков , кастовую систему в Роберта Хайнлайна 1959 года «Звездных десантниках» и эффективную колонизацию Дона Сигела в 1956 году. Вторжение инопланетян-похитителей тел . [6]
Ламаркизм [ править ]
Во французской литературе XIX века эволюционная фантазия была ламаркистской, как это видно из книги Камиля Фламмариона 1887 года « Люмен» и его книги «Омега: последние дни мира» 1894 года Ж.-Х. Рони 1887 года «Les Xipéhuz» и его «La mort de la terre» 1910 года , а также Жюля Верна 1901 года «La grande forêt, le Village aérien» . Творческая эволюция философа Анри Бергсона, движимая предполагаемым жизненным порывом, вероятно, вдохновила Дж. Д. Бересфорда английскую эволюционную фантазию , его «Гэмпденширское чудо» 1911 года . [1]
Дарвинизм [ править ]

Дарвиновская версия эволюции широко исследовалась в художественной литературе, как в фантазиях, так и в творческих исследованиях ее мрачных последствий « выживания наиболее приспособленных », при этом большое внимание уделялось возможной эволюции человека. Герберта Уэллса «Машина времени» Уже упоминавшиеся , его «Остров доктора Моро» 1896 года и «Война миров » 1898 года пессимистично исследуют возможные ужасные последствия темных сторон человеческой природы в борьбе за выживание. [1] В более широком смысле, Джозефа Конрада 1899 года «Сердце тьмы» и » Р. Л. Стивенсона 1886 года «Доктор Джекил и мистер Хайд изображают дарвиновское мышление в основной английской литературе . [7]
Биолог-эволюционист Дж.Б.С. Холдейн написал оптимистическую повесть « Страшный суд » в сборнике « Возможные миры» 1927 года . Это повлияло на книгу Олафа Стэплдона « 1930 года Последние и первые люди» , в которой изображено множество видов, которые произошли от людей за миллиард лет. Другой взгляд на дарвинизм — это идея, популярная с 1950-х годов, о том, что у людей разовьются более или менее богоподобные умственные способности, как в книге Артура Кларка 1950 года «Конец детства» и в книге Брайана Олдисса 1959 года «Галактики, подобные песчинкам» . Еще одна тема научной фантастики — замена человечества на Земле другими видами или разумными машинами . Например, Улофа Йоханнессона 1966 года «Великий компьютер» отводит людям роль в развитии разумных машин, а Курта Воннегута 1985 года «Галапагосские острова» — один из нескольких романов, в которых изображен новый вид. [1]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Стейблфорд, Брайан М.; Лэнгфорд, Дэвид Р. (5 июля 2018 г.). «Эволюция» . Энциклопедия научной фантастики . Голланц . Проверено 24 июля 2018 г.
- ^ Койн, Джерри А. (2009). Почему эволюция верна . Издательство Оксфордского университета . п. 17 . ISBN 978-0-19-923084-6 .
- ^ «Ресурсы эволюции» . Вашингтон, округ Колумбия: Национальные академии наук, техники и медицины . 2016. Архивировано из оригинала 3 июня 2016 г.
- ^ Русе, Майкл (1996). Монада человеку: концепция прогресса в эволюционной биологии . Издательство Гарвардского университета. стр. 526–539 . ISBN 978-0-674-03248-4 .
- ^ Зиркль, Конвей (1935). «Наследование приобретенных признаков и предварительная гипотеза пангенезиса». Американский натуралист . 69 (724): 417–445. дои : 10.1086/280617 . S2CID 84729069 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хардвик, Кайла М. (22 октября 2014 г.). «Естественный отбор в кино: развиваются только плохие парни» . Ничто в биологии не имеет смысла [кроме как в свете эволюции] . Проверено 24 июля 2018 г.
- ^ Левин, Джордж (5 октября 1986 г.). «Дарвин и эволюция художественной литературы» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 июля 2018 г.