Jump to content

Генетика в художественной литературе

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Борис Карлофф в фильме Джеймса Уэйла 1931 года «Франкенштейн» , основанном на Мэри Шелли 1818 года романе . Монстр создан в результате неортодоксального научного эксперимента.

Аспекты генетики , включая мутацию , гибридизацию , клонирование , генную инженерию и евгенику , появились в художественной литературе с 19 века.

Генетика — молодая наука, начавшаяся в 1900 году с повторного открытия Грегором Менделем исследования наследования признаков у растений гороха. В течение 20-го века он развивался для создания новых наук и технологий, включая молекулярную биологию , секвенирование ДНК , клонирование и генную инженерию. Этические последствия были поставлены в центр внимания благодаря евгеническому движению.

С тех пор во многих научно-фантастических романах и фильмах аспекты генетики использовались в качестве сюжетных приемов, часто выбирая один из двух путей: генетическая катастрофа с катастрофическими последствиями; или осуществимость и желательность запланированного генетического изменения. Отношение к науке в этих историях было неравномерным и зачастую нереалистичным. В фильме «Гаттака» действительно была предпринята попытка точно изобразить науку, но он подвергся критике со стороны ученых.

Открытие в 1953 году двойной спирали химической структуры ДНК изменило генетику и положило начало науке молекулярной биологии .

Современная генетика началась с работы монаха Грегора Менделя в XIX веке по наследованию признаков растений гороха. Мендель обнаружил, что видимые признаки, например, были ли горошины круглыми или морщинистыми, наследовались дискретно , а не путем смешения признаков двух родителей. [1] В 1900 году Хьюго де Врис и другие ученые заново открыли исследования Менделя; Уильям Бейтсон придумал термин «генетика» для новой науки, которая вскоре исследовала широкий спектр явлений, включая мутации (наследственные изменения, вызванные повреждением генетического материала), генетическое сцепление (когда некоторые признаки в некоторой степени наследуются вместе) и гибридизация (скрещивание разных видов ). [2]

Евгеника , создание лучших людей путем селекции, была названа и пропагандирована двоюродным братом Чарльза Дарвина , ученым Фрэнсисом Гальтоном , в 1883 году. Она имела как положительный аспект, так и рождение большего количества детей с высоким интеллектом и хорошим здоровьем; и отрицательный аспект, направленный на подавление «расового вырождения» путем предотвращения рождения детей в якобы «неполноценных» семьях с такими качествами, как расточительство, лень, аморальное поведение и склонность к преступности. [3] [4]

Молекулярная биология , взаимодействие и регуляция генетических материалов, началась с идентификации в 1944 году ДНК как основного генетического материала; [5] генетический код и структура двойной спирали ДНК были определены Джеймсом Уотсоном и Фрэнсисом Криком в 1953 году. [6] [7] Секвенирование ДНК , идентификация точной последовательности генетической информации в организме, было разработано в 1977 году Фредериком Сэнгером . [8]

Генная инженерия , модификация генетического материала живого организма, стала возможной в 1972 году, когда Пол Берг создал первые рекомбинантные молекулы ДНК (искусственно собранный генетический материал) с помощью вирусов . [9]

Клонирование , создание генетически идентичных организмов из некоторой выбранной отправной точки, было показано на практике на млекопитающих, когда была создана овца Долли из обычной клетки тела в 1996 году в Институте Рослина . [10]

Генетические темы

[ редактировать ]

Мутанты и гибриды

[ редактировать ]
В книге Герберта Уэллса « (1896 г. Остров доктора Моро» ) предполагалось использование гибридизации для создания человекоподобных гибридных существ .

Мутация и гибридизация широко используются в художественной литературе, начиная с XIX века с научно-фантастических произведений, таких как роман Мэри Шелли «Франкенштейн» 1818 года и Герберта Уэллса 1896 года «Остров доктора Моро» . [11]

В своей книге «Биологические темы в современной научной фантастике» 1977 года Хелен Паркер выделила два основных типа историй: «генетическая случайность», неконтролируемое, неожиданное и катастрофическое изменение вида; [12] [13] и «запланированные генетические изменения», независимо от того, контролируются ли они людьми или инопланетянами , и вопрос о том, будет ли это осуществимо или желательно. [12] [13] В научной фантастике до 1970-х годов генетические изменения были вызваны радиацией , программами разведения или манипуляциями с химикатами или хирургическим вмешательством (и, таким образом, как отмечает Ларс Шмейнк, не обязательно строго генетическими методами). [13] Примеры включают «Остров доктора Моро» с его ужасными манипуляциями; » Олдоса Хаксли 1932 года «О дивный новый мир с программой разведения; и » Джона Тейна 1951 года «Семена жизни , в которых радиация используется для создания сверхлюдей. [13] После открытия двойной спирали, а затем рекомбинантной ДНК, генная инженерия стала центром внимания генетики в художественной литературе, как, например, в таких книгах, как Брайана Стейблфорда рассказ о генетически модифицированном обществе в его книге 1998 года «Наследуйте Землю » или Майкла Маршалла Смита рассказ . органного земледелия в своей книге «Запасные части» 1997 года . [13]

В комиксах представлены мутировавшие сверхлюди с необычайными способностями. Вселенная DC (с 1939 года) представляет « металюдей »; Вселенная Marvel (с 1961 г.) называет их « мутантами », а вселенные Wildstorm (с 1992 г.) и Ultimate Marvel (2000–2015 гг.) называют их « постлюдьми ». [14] Стэн Ли представил концепцию мутантов в книгах Marvel «Люди Икс» в 1963 году; злодей Магнето объявляет о своем плане «заставить Homo Sapiens поклониться Homo Superior !», подразумевая, что мутанты станут эволюционным шагом вперед по сравнению с нынешним человечеством. Позже в книгах говорится о X-гене, который наделяет силой начиная с полового созревания . Способности Людей Икс включают телепатию , телекинез , исцеление, силу, полет, путешествие во времени и способность излучать заряды энергии. Позже (1999) говорится, что богоподобные небожители из Marvel давно посетили Землю и модифицировали человеческую ДНК, чтобы наделить ее способностями мутанта. [15]

В романе Джеймса Блиша 1952 года « Дочь Титана» сборнике Кенделла Фостера Кроссена « Будущее время» ) показана стимулированная полиплоидия (давая организмам несколько наборов генетического материала, что может создавать новые виды за один этап), основанная на спонтанной полиплоидии цветковых растений. , чтобы создать людей с ростом, силой и продолжительностью жизни выше обычного. [16]

Клонирование

[ редактировать ]
В фильме Стивена Спилберга 1993 года «Парк Юрского периода» изображено воссоздание динозавров из клонированной ископаемой ДНК.

Клонирование тоже является знакомым сюжетным приемом. Роман-антиутопия Олдоса Хаксли 1931 года « О дивный новый мир» представляет собой клонирование in vitro оплодотворенных человеческих яйцеклеток . [17] [18] На Хаксли повлияла научно-популярная книга Дж.Б.С. Холдейна 1924 года «Дедал» ; или «Наука и будущее» , в котором греческий миф о Дедале использовался как символ грядущей революции в генетике; Холдейн предсказал, что люди будут контролировать свою собственную эволюцию посредством направленной мутации и экстракорпорального оплодотворения . [19] Клонирование получило дальнейшее развитие в таких рассказах, как « Пола Андерсона 1953 года Человек ООН» . [20] В своем романе 1976 года «Мальчики из Бразилии » Айра Левин описывает создание 96 клонов Адольфа Гитлера , воспроизводя для всех из них воспитание Гитлера (включая смерть его отца в 13 лет) с целью возродить нацизм. В своем романе « Парк Юрского периода» из ископаемых останков с последующим 1990 года Майкл Крайтон представил восстановление полного генома динозавра его использованием для воссоздания живых животных вымершего вида. [11]

Клонирование — повторяющаяся тема в таких научно-фантастических фильмах, как «Парк Юрского периода» (1993), «Воскресение пришельцев» (1997), «Шестой день» (2000), «Обитель зла» (2002), «Звездные войны: Эпизод II» (2002) и «Остров» (2005). В художественной литературе процесс клонирования представлен по-разному. Многие работы изображают искусственное создание человека методом выращивания клеток из образца ткани или ДНК; репликация может быть мгновенной или происходить посредством медленного роста человеческих эмбрионов в искусственных матках . В многолетнем британском телесериале «Доктор Кто» Четвертый Доктор и его спутница Лила были клонированы за считанные секунды из образцов ДНК (« Невидимый враг », 1977), а затем — в очевидной дань уважения фильму 1966 года «Фантастическое путешествие» . — уменьшился до микроскопических размеров, чтобы войти в тело Доктора для борьбы с инопланетным вирусом. Клоны в этой истории недолговечны и могут выжить всего несколько минут, прежде чем умрут. [21] В таких фильмах, как «Матрица» и «Звездные войны: Эпизод II – Атака клонов», человеческие зародыши выращиваются в промышленных масштабах в огромных резервуарах. [22]

Клонирование людей из частей тела — распространенный образ научной фантастики, одна из нескольких тем генетики, пародируемых в комедии Вуди Аллена 1973 года «Спящий» , где делается попытка клонировать убитого диктатора из его бестелесного носа. [23]

Генная инженерия

[ редактировать ]

Генная инженерия присутствует во многих научно-фантастических рассказах. [16] В таких фильмах, как «Остров» (2005) и «Бегущий по лезвию» (1982), искусственно созданное существо сталкивается с человеком, который его создал, или с существом, из которого оно было клонировано, - тема, которую можно увидеть в некоторых киноверсиях «Франкенштейна» . Лишь немногие фильмы информировали зрителей о генной инженерии как таковой, за исключением « Мальчиков из Бразилии» 1978 года и « Парка Юрского периода» 1993 года , в обоих из которых использовались урок, демонстрация и отрывок из научного фильма. [11] [24] В 1982 году Фрэнка Герберта в романе «Белая чума» описывалось преднамеренное использование генной инженерии для создания патогена , убивающего конкретно женщин. [16] Еще одно творение Герберта, «Дюна» серия романов , начиная с «Дюны» в 1965 году, делает упор на генетике. Он сочетает в себе селекцию могущественного сестричества Бене Джессерит для создания сверхъестественного мужского существа, Квисатца Хадераха, с генной инженерией могущественного, но презираемого Тлейлаксу . [25]

Евгеника

[ редактировать ]
Логотип конференции 1921 года, изображающий евгенику как дерево, объединяющее множество областей.

Евгеника играет центральную роль в таких фильмах, как Никкола 1997 года «Гаттака» , название которого отсылает к буквам G, A, T, C, обозначающим гуанин , аденин , тимин и цитозин , четыре азотистых основания ДНК Эндрю . Генная инженерия человека не имеет ограничений, что приводит к генетической дискриминации , потере разнообразия и неблагоприятным последствиям для общества. Фильм исследует этические последствия ; продюсерская компания Sony Pictures проконсультировалась с исследователем генной терапии Френчем Андерсоном , чтобы гарантировать, что изображение науки было реалистичным, и провела тестовый просмотр фильма с Обществом биологов клеток млекопитающих и Американским национальным институтом исследования генома человека перед его показом. выпускать. Эта забота не помешала исследователям атаковать фильм после его выхода на экраны. Филим Ям из Scientific American назвал это «нападкой на науку»; в журнале «Природа» Кевин Дэвис назвал это «на удивление заурядным делом», а молекулярный биолог Ли Сильвер фильма охарактеризовал крайний генетический детерминизм как « подставного чучела ». [26] [27]

Миф и упрощение

[ редактировать ]

Генетик Дэн Кобольдт отмечает , что, хотя наука и технологии играют важную роль в художественной литературе, от фэнтези и научной фантастики до триллеров , представление науки как в литературе, так и в кино часто нереалистично. [28] По мнению Кобольдта, генетика в художественной литературе часто слишком упрощается, а некоторые мифы являются общими и должны быть развенчаны. Например, проект «Геном человека» (по его словам) не сразу привел к миру Гаттака , поскольку взаимосвязь между генотипом и фенотипом не является простой. Люди действительно различаются генетически, но очень редко, потому что у них отсутствует ген , который есть у других людей: люди имеют разные аллели одних и тех же генов. Цвет глаз и волос контролируется не одним геном, а несколькими генами. Мутации действительно случаются, но они редки: люди генетически идентичны на 99,99%, а 3 миллиона различий между любыми двумя людьми затмеваются сотнями миллионов идентичных оснований ДНК; почти все варианты ДНК наследуются, а не приобретаются заново в результате мутации. И, пишет Кобольдт, правдоподобные ученые-фантасты должны знать, что их знания ограничены. [29]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Блумберг, Роджер Б. «Статья Менделя на английском языке» . Архивировано из оригинала 13 января 2016 года.
  2. ^ Бейтсон, Уильям (1907). «Прогресс генетических исследований». В Уилксе, В. (ред.). Отчет Третьей Международной конференции по генетике 1906 г.: Гибридизация (скрещивание родов или видов), скрещивание сортов и общая селекция растений . Королевское садоводческое общество.
  3. ^ Библиотека медицинских наук Клода Мура (2004). «Происхождение евгеники: от сэра Фрэнсиса Гальтона до Закона о расовой целостности Вирджинии 1924 года» . Университет Вирджинии. Архивировано из оригинала 28 марта 2018 года . Проверено 20 июля 2018 г.
  4. ^ Уотсон, Джеймс Д .; Берри, Эндрю (2009). ДНК: Тайна жизни . Кнопф.
  5. ^ Эйвери, Освальд Т .; Маклауд, CM; Маккарти, М. (1944). «Исследование химической природы вещества, индуцирующего трансформацию пневмококков типа: индукция трансформации фракцией дезоксирибонуклеиновой кислоты, выделенной из пневмококка III типа» . Журнал экспериментальной медицины . 79 (2): 137–58. дои : 10.1084/jem.79.2.137 . ПМК   2135445 . ПМИД   19871359 . Перепечатка: Эйвери, Освальд Т .; Маклауд, CM; Маккарти, М. (1979). «Исследование химической природы вещества, индуцирующего трансформацию пневмококков типа. Индукция трансформации фракцией дезоксирибонуклеиновой кислоты, выделенной из пневмококка III типа» . Журнал экспериментальной медицины . 149 (2): 297–326. дои : 10.1084/jem.149.2.297 . ПМК   2184805 . ПМИД   33226 .
  6. ^ Джадсон, Гораций (1979). Восьмой день творения: творцы революции в биологии . Лабораторный пресс Колд-Спринг-Харбор. стр. 51–169. ISBN  978-0-87969-477-7 .
  7. ^ Уотсон, Джеймс Д .; Крик, Фрэнсис Х. (1953). «Молекулярная структура нуклеиновых кислот: структура нуклеиновой кислоты дезоксирибозы» (PDF) . Природа . 171 (4356): 737–8. Бибкод : 1953Natur.171..737W . дои : 10.1038/171737a0 . ПМИД   13054692 . S2CID   4253007 . Архивировано (PDF) из оригинала 4 февраля 2007 г.
  8. ^ Браун, Т.А. (2002). «Раздел 2, глава 6: 6.1. Методика секвенирования ДНК» . Геномы 2 (2-е изд.). Биос. ISBN  978-1-85996-228-2 . Архивировано из оригинала 1 сентября 2007 года.
  9. ^ Джексон, округ Колумбия; Саймонс, Р.Х.; Берг, П. (1 октября 1972 г.). «Биохимический метод внедрения новой генетической информации в ДНК вируса обезьян 40: кольцевые молекулы ДНК SV40, содержащие гены фага лямбда и галактозный оперон Escherichia coli» . ПНАС . 69 (10): 2904–2909. Бибкод : 1972PNAS...69.2904J . дои : 10.1073/pnas.69.10.2904 . ПМК   389671 . ПМИД   4342968 .
  10. ^ Эдвардс, Дж. (1999). «Почему кукла имеет значение: родство, культура и клонирование». Этнос . 64 (3–4): 301–324. дои : 10.1080/00141844.1999.9981606 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с Морага, Роджер (ноябрь 2009 г.). «Современная генетика в мире художественной литературы» . Журнал Clarkesworld (38). Архивировано из оригинала 19 июля 2018 года.
  12. ^ Перейти обратно: а б Паркер, Хелен Н. (1977). Биологические темы в современной научной фантастике . UMI Research Press. ISBN  9780835715775 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и Шмейнк, Ларс (2017). Биопанк-антиутопии Генная инженерия, общество и научная фантастика . Издательство Ливерпульского университета. стр. 8–. ISBN  978-1-78138-332-2 .
  14. ^ Берлингейм, Расс (4 октября 2014 г.). «Флэш: Что такое металюди?» . Комикбук.com . Архивировано из оригинала 17 июня 2018 года . Проверено 23 июля 2016 г.
  15. ^ Букер, М. Кейт (2010). Энциклопедия комиксов и графических романов . АВС-КЛИО. стр. 425–431. ISBN  978-0-313-35746-6 .
  16. ^ Перейти обратно: а б с «Генная инженерия» . Энциклопедия научной фантастики . 15 мая 2017 года . Проверено 19 июля 2018 г.
  17. ^ Хаксли, Олдос (2005). «О дивный новый мир» и «Возвращение к дивному новому миру» . ХарперПерэнниал. п. 19. ISBN  978-0060776091 .
  18. ^ Белкар, Ратнакар Д. (2009). Научная фантастика: фантазия и реальность . Atlantic Publishers & Dist. п. 58. ИСБН  9788126910366 .
  19. ^ Больше, Макс; Вита-Море, Наташа (апрель 2013 г.). Трансгуманистический читатель: классические и современные очерки науки, технологий и философии человеческого будущего . Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-1-118-33429-4 .
  20. ^ Стейблфорд, Брайан М. (2006). «Клон» . Научные факты и научная фантастика: энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис. стр. 91–92 . ISBN  9780415974608 .
  21. ^ Мьюир, Джон Кеннет (2007). Критическая история Доктора Кто на телевидении . МакФарланд. стр. 258–259. ISBN  9781476604541 .
  22. ^ Мамфорд, Джеймс (2013). Этика в начале жизни: феноменологическая критика . Издательство Оксфордского университета. п. 108. ИСБН  978-0199673964 .
  23. ^ Хамбер, Джеймс М.; Альмедер, Роберт (1998). Клонирование человека . Спрингер. п. 10. ISBN  978-1592592050 .
  24. ^ Кларк, Майкл. «Генетические темы в художественных фильмах: генетика встречается с Голливудом» . Велком Траст . Архивировано из оригинала 18 мая 2012 года . Проверено 19 июля 2018 г.
  25. ^ Кобольдт, Дэниел (29 августа 2017 г.). «Наука научной фантастики: как научная фантастика предсказала будущее генетики» . Внешние места . Архивировано из оригинала 19 июля 2018 года . Проверено 19 июля 2018 г.
  26. ^ Циммер, Карл (10 ноября 2008 г.). «Сейчас: Остальная часть генома» . Нью-Йорк Таймс .
  27. ^ Кирби, Дэвид А. (июль 2000 г.). «Новая евгеника в кино: генетический детерминизм и генная терапия в «ГАТТАКЕ» ». Научно-фантастические исследования . 27 (2): 193–215. JSTOR   4240876 .
  28. ^ Кобольдт, Дэниел (2018). «Превращение науки в фантастику» . Архивировано из оригинала 27 августа 2018 года . Проверено 19 июля 2018 г.
  29. ^ Кобольдт, Дэниел (1 августа 2014 г.). «Генетические мифы в художественной литературе» . Архивировано из оригинала 19 июля 2018 года . Проверено 19 июля 2018 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 45de79f7a0570c76a3633a9cf5012d4f__1719500040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/45/4f/45de79f7a0570c76a3633a9cf5012d4f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Genetics in fiction - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)