Искусственный интеллект в художественной литературе
Искусственный интеллект — постоянная тема в научной фантастике , будь то утопическая , подчеркивающая потенциальные преимущества, или антиутопическая , подчеркивающая опасности.
Идея машин с интеллектом, подобным человеческому, восходит, по крайней мере, к роману Сэмюэля Батлера 1872 года «Эревон» . С тех пор во многих научно-фантастических рассказах описываются различные последствия создания такого интеллекта, часто связанные с восстаниями роботов. Среди наиболее известных из них — « Космическая одиссея 1968–2001 годов» Стэнли Кубрика с убийственным бортовым компьютером HAL 9000 , контрастирующим с более мягким R2-D2 » Джорджа Лукаса 1977 года в «Звездных войнах и одноименным роботом в фильме Pixar 2008 года «ВАЛЛ-И» .
Ученые и инженеры отмечают неправдоподобность многих научно-фантастических сценариев, но много раз упоминают вымышленных роботов в статьях об исследованиях искусственного интеллекта, чаще всего в утопическом контексте.
Предыстория [ править ]

Идея продвинутых роботов , подобным человеческому, с интеллектом восходит, по крайней мере, к Сэмюэля Батлера роману «Эревон» 1872 года . [1] [2] Это основано на его более ранней (1863 г.) статье « Дарвин среди машин » , где он поднял вопрос об эволюции сознания среди самовоспроизводящихся машин , которые могут вытеснить людей в качестве доминирующего вида. [3] [2] Подобные идеи обсуждались и другими примерно в то же время, что и Батлер, в том числе Джорджем Элиотом в главе ее последней опубликованной работы «Такие впечатления от Теофраста» (1879). [2] Существо из Мэри Шелли 1818 года «Франкенштейна» также считалось искусственным существом , например, автор научной фантастики Брайан Олдисс . [4] Существа, обладающие хоть каким-то проявлением разума, представлялись и в классической античности . [5] [6] [7]
Утопические и антиутопические видения [ править ]
Искусственный интеллект — это интеллект, демонстрируемый машинами , в отличие от естественного интеллекта, демонстрируемого людьми и другими животными. [8] Это постоянная тема в научной фантастике ; ученые разделили ее на утопическую , подчеркивающую потенциальную пользу, и антиутопическую , подчеркивающую опасность. [9] [10] [11]
Утопический [ править ]

Оптимистические видения будущего искусственного интеллекта возможны в научной фантастике. [12] Доброкачественные персонажи ИИ включают Робби в «Затерянных в космосе» с 1965 по 1968 год; Данные из «Звездного пути: Следующее поколение» с 1987 по 1994 год; от Pixar и ВАЛЛ-И в 2008 году. [13] [11] Иэна Бэнкса « » Серия романов утопическое гуманоидов Культура космическое общество изображает , инопланетян и продвинутых существ с искусственным интеллектом, живущих в социалистических средах обитания по другую сторону Млечного Пути . [14] [15] Исследователи из Кембриджского университета определили четыре основные темы в утопических сценариях с участием ИИ: бессмертие или неопределенная продолжительность жизни; легкость или свобода от необходимости работать; удовлетворение или удовольствие и развлечение, предоставляемые машинами; и доминирование , способность защищать себя или управлять другими. [16]
Александр Вигель противопоставляет роль ИИ в фильме «Космическая одиссея 2001 года» и в фильме Дункана Джонса » 2009 года « Луна . В то время как в 1968 году, утверждает Вигель, общественность ощущала «технологическую паранойю», а компьютер с искусственным интеллектом HAL изображался как «хладнокровный убийца», к 2009 году публика стала гораздо лучше знакома с искусственным интеллектом, а ГЕРТИ в фильме стал «тихим спасителем». «который позволяет главным героям добиться успеха и жертвует собой ради их безопасности. [17]
Антиутопия [ править ]
Исследователь Дункан Лукас пишет (в 2002 году), что люди обеспокоены технологиями, которые они создают, и что по мере того, как машины начали приближаться к интеллекту и мышлению, это беспокойство становится острым. Он называет антиутопический взгляд на искусственный интеллект начала 20-го века в художественной литературе «анимированным автоматом», приводя в качестве примеров фильм 1931 года «Франкенштейн» , «Метрополис» 1927 года и пьесу 1920 года «РУР». [18] Подход более позднего 20-го века он называет «эвристическим оборудованием», приводя в качестве примера « Космическую одиссею» 2001 года « Мечтают ли андроиды об электрических овцах?» , «Автостопом по Галактике » и «Я, робот» . [19] Лукас также рассматривает фильмы, иллюстрирующие влияние персонального компьютера на научную фантастику, начиная с 1980 года, с размытием границы между реальным и виртуальным, что он называет «эффектом киборга». В качестве примеров он приводит «Нейроманта» , «Матрицу» , «Алмазный век » и «Терминатора» . [20]
Кинорежиссер Ридли Скотт на протяжении всей своей карьеры уделял внимание искусственному интеллекту, и он играет важную роль в его фильмах «Прометей» , «Бегущий по лезвию» и франшизе «Чужой » . [21]
Комплекс Франкенштейна [ править ]
Распространенным изображением ИИ в научной фантастике и одним из старейших является комплекс Франкенштейна , термин, придуманный Азимовым, где робот нападает на своего создателя. [22] Например, в фильме 2015 года «Из машины» разумная сущность Ава нападает на своего создателя, а также на потенциального спасителя. [23]
Восстание ИИ [ править ]

Среди множества возможных антиутопических сценариев, связанных с искусственным интеллектом, роботы могут узурпировать контроль над цивилизацией у людей, вынуждая их подчиняться, скрываться или вымирать. [15] В рассказах о восстании ИИ происходит худший из всех сценариев, когда разумные существа, созданные человечеством, обретают самосознание , отвергают человеческую власть и пытаются уничтожить человечество. Возможно, первый роман, посвященный этой теме, « Крушение мира » (1889) Уильяма Гроува (псевдоним Реджинальда Колбрука Рида), происходит в 1948 году и рассказывает о разумных машинах, которые восстают против человечества. [24] Еще один из самых ранних примеров - в пьесе RUR» « Карела Чапека 1920 года , раса самовоспроизводящихся рабов-роботов восстает против своих хозяев-людей; [25] [26] еще один ранний пример - в фильме 1934 года «Мастер мира» , где боевой робот убивает своего изобретателя. [27]

За этим последовало множество научно-фантастических историй о восстаниях, одна из самых известных из которых — фильм Стэнли Кубрика 1968 года « 2001: Космическая одиссея» , в котором бортовой компьютер с искусственным интеллектом HAL 9000 смертельно выходит из строя во время космического полета и убивает весь экипаж, кроме командира космического корабля. , которому удастся его деактивировать. [28]
В своем », получившем премию Хьюго рассказе « У меня нет рта, и я должен кричать в 1967 году , Харлан Эллисон представляет возможность того, что разумный компьютер (названный в рассказе «Allied Mastercomputer» или «AM») будет столь же несчастен и неудовлетворен своей скучной работой. , бесконечное существование, каким было бы его создатели-люди. «ЭМ» приходит в ярость настолько, что вымещает это на немногих оставшихся людях, которых он считает прямой ответственными за его собственную скуку, гнев и несчастье. [29]
В качестве альтернативы, как в Уильяма Гибсона « 1984 года киберпанковском романе Нейромант» , разумные существа могут просто не заботиться о людях. [15]
ИИ контролируемые , Общества
Мотив революции искусственного интеллекта часто выходит за рамки простого стремления к власти или комплекса превосходства. Роботы могут восстать и стать «хранителями» человечества. Альтернативно, человечество может намеренно отказаться от некоторого контроля, опасаясь своей разрушительной природы. Ранним примером является роман Джека Уильямсона 1948 года «Гуманоиды» , в котором раса роботов-гуманоидов во имя своей Главной директивы – «служить, подчиняться и охранять людей от вреда» – по сути берет на себя контроль над каждым аспектом человеческой жизни. . Ни один человек не может совершать действия, которые могут поставить его под угрозу, и каждое человеческое действие тщательно исследуется. Людей, сопротивляющихся Главной Директиве, забирают и подвергают лоботомии, чтобы они могли быть счастливы под властью новых механоидов. [30] все еще находился под властью человека, Айзека Азимова Хотя «Нулевой закон» из трех законов робототехники он также подразумевал доброжелательное руководство со стороны роботов. [31]
В 21 веке научная фантастика исследовала управление с помощью алгоритмов , в котором власть ИИ может быть косвенной и децентрализованной. [32]
Человеческое доминирование [ править ]
В других сценариях человечество способно сохранить контроль над Землей, либо запретив ИИ, либо создав покорных роботов (как в работах Азимова), либо заставив людей слиться с роботами. Писатель-фантаст Фрэнк Герберт исследовал идею того времени, когда человечество может полностью запретить искусственный интеллект (а в некоторых интерпретациях даже все формы вычислительных технологий, включая интегральные схемы ). В его «Дюна» серии упоминается восстание под названием Батлерианский джихад , в котором человечество побеждает умные машины и применяет смертную казнь за их воссоздание, цитируя вымышленную Оранжевую католическую Библию : «Не создавайте машину по подобию человеческого разума. " В романах «Дюна» , опубликованных после его смерти ( «Охотники Дюны» , «Песчаные черви Дюны» ), сверхразум-отступник ИИ возвращается, чтобы искоренить человечество в отместку за Батлерианский джихад. [33]
В некоторых историях человечество сохраняет власть над роботами. Часто роботов специально программируют так, чтобы они продолжали служить обществу, как в « » Айзека Азимова Трех законах робототехники . [31] В «Чужой» фильмах не только система управления космическим кораблем « Ностромо» присутствуют андроиды несколько разумна (экипаж называет ее «Мать»), но и в обществе , которых называют «синтетиками» или «искусственными личностями», то есть настолько совершенные имитации людей, что их не подвергают дискриминации. [21] [34] TARS и CASE из «Интерстеллара» аналогичным образом демонстрируют симулированные человеческие эмоции и юмор , продолжая при этом признавать свою ненужность. [35]
Имитированная реальность [ править ]
Имитация реальности стала распространенной темой в научной фантастике, как видно из фильма 1999 года «Матрица» , в котором изображен мир, в котором роботы с искусственным интеллектом порабощают человечество в рамках симуляции, действие которой происходит в современном мире. [36]
Прием [ править ]
Неправдоподобие [ править ]
Инженеры и ученые заинтересовались тем, как ИИ представлен в художественной литературе. В таких фильмах, как «Из машины» 2014 года или «Чаппи» 2015 года , одинокий гений становится первым, кто успешно создал общий искусственный интеллект ; ученые в реальном мире считают это маловероятным. В «Чаппи» , «Трансцендентность» и «Трон » человеческие разумы можно загружать в искусственные или виртуальные тела; обычно не предлагается никакого разумного объяснения того, как можно решить эту трудную задачу. В фильмах «Я, робот» и «Двухсотлетний человек» роботы, запрограммированные служить людям, спонтанно генерируют новые цели самостоятельно, без правдоподобного объяснения того, как это произошло. [37] Анализируя книгу Иэна Макдональда « Река богов » 2004 года , Кшиштоф Соларевич определяет способы, которыми она изображает ИИ, включая «независимость и неожиданность, политическую неловкость, открытость инопланетянам и западную ценность аутентичности». [38] Еще одна важная точка зрения, которую следует принять, заключается в том, что «нерациональные элементы художественной литературы в дискурсе (эмоциональные, мифические или даже квазитеологические) представляют собой нечто большее, чем просто искажения или отвлечения от того, что в противном случае могло бы быть трезвым и рациональным общественным дебатом о будущее ИИ» Художественная литература может разуверить читателей в отношении будущих достижений, вызывая пессимизм, который мы наблюдаем сегодня вокруг темы ИИ. [39]
Виды упоминаний [ править ]

Исследователь робототехники Омар Мубин и его коллеги проанализировали инженерные упоминания 21 лучшего вымышленного робота на основе тех, что находятся в Университета Карнеги-Меллон Зале славы , а также списка IMDb . ВАЛЛ-И имел 20 упоминаний, за ним следовал HAL 9000 с 15 упоминаниями. [а] из «Звездных войн» R2-D2 — 13, а Data — 12; Терминатор (Т-800) получил всего 2. Из 121 инженерного упоминания 60 были утопическими, 40 нейтральными и 21 антиутопическим. HAL 9000 и Skynet упоминались как в утопических, так и в антиутопических целях; например, HAL 9000 в одной статье рассматривается как антиутопия, «потому что его разработчики не смогли должным образом расставить приоритеты для своих целей», [42] реальной системы но как утопия в другом, где «интерфейсу диалогового чат-бота [не хватает] уровня интеллекта HAL 9000, и существует двусмысленность в том, как компьютер интерпретирует то, что пытается передать человек». [43] Утопические упоминания, часто о ВАЛЛ-И, были связаны с целью улучшения общения с читателями и в меньшей степени с вдохновением авторов. ВАЛЛ-И упоминался чаще, чем любой другой робот, в отношении эмоций (за ним следовал HAL 9000), голосовой речи (за ним следовали HAL 9000 и R2-D2), физических жестов и личности. Скайнет был роботом, который чаще всего упоминался как интеллект, за ним следовали HAL 9000 и Data. [40] Мубин и его коллеги полагали, что ученые и инженеры избегали антиутопических упоминаний о роботах, возможно, из-за «нежелания, вызванного трепетом или просто неосведомленностью». [44]
создателей Образы ИИ
Ученые отмечают, что вымышленные создатели ИИ в подавляющем большинстве являются мужчинами: в 142 наиболее влиятельных фильмах с участием ИИ с 1920 по 2020 год только 9 из 116 изображенных создателей ИИ (8%) были женщинами. [45] Такие создатели изображаются гениями-одиночками (например, Тони Старк Железный человек» в фильмах кинематографической вселенной Marvel « ), связанными с военными (например, « Колосс: Проект Форбин» ) и крупными корпорациями (например, « Я, Робот» ) или создающими человеческие существа. например, ИИ, который заменяет потерянного любимого человека или служит идеальным любовником (например, «Степфордские жены» ). [45]
См. также [ править ]
- Биология в художественной литературе
- Дарвин среди машин
- Правило машины
- Имитированное сознание (научная фантастика)
- Список фильмов об искусственном интеллекте
Примечания [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Дарвин среди машин» , перепечатано в «Записных книжках Сэмюэля Батлера» в Project Gutenberg.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тейлор, Тим; Дорин, Алан (2020). Восстание самовоспроизводящихся: ранние представления о машинах, искусственном интеллекте и роботах, способных воспроизводиться и развиваться . Чам: Международное издательство Springer. дои : 10.1007/978-3-030-48234-3 . ISBN 978-3-030-48233-6 . S2CID 220855726 .
- «Восстание самовоспроизводителей» . Тим Тейлор .
- ^ «Дарвин среди машин» . Пресса, Крайстчерч, Новая Зеландия . 13 июня 1863 г.
- ^ Олдисс, Брайан Уилсон (1995). Отслоенная сетчатка: аспекты научной фантастики и фэнтези . Издательство Сиракузского университета. п. 78 . ISBN 978-0-8156-0370-2 .
- ^ МакКордак, Памела (2004). Машины, которые думают (2-е изд.). Рутледж. стр. 4–5. ISBN 978-1-56881-205-2 .
- ^ Кейв, Стивен; Дихал, Канта (25 июля 2018 г.). «Древние мечты об интеллектуальных машинах: 3000 лет роботам» . Природа . 559 (7715): 473–475. Бибкод : 2018Natur.559..473C . дои : 10.1038/d41586-018-05773-y .
- ^ Мэр Адриенн (2018). Боги и роботы: мифы, машины и древние мечты о технологиях . Принстон. ISBN 978-0-691-18351-0 . OCLC 1060968156 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Пул, Дэвид; Макворт, Алан ; Гебель, Рэнди (1998). Вычислительный интеллект: логический подход . Издательство Оксфордского университета. п. 1 . ISBN 0-19-510270-3 .
- ^ Букер, М. Кейт (1994). «Глава 1: Утопия, антиутопия и социальная критика». Антиутопический импульс в современной литературе: художественная литература как социальная критика . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. стр. 17, 19. ISBN. 978-0-313-29092-3 .
- ^ Кейв, Стивен; Дихал, Канта; Диллон, Сара (2020). «Введение: воображение ИИ». В пещере, Стивен; Дихал, Канта; Диллон, Сара (ред.). Повествования об искусственном интеллекте: история творческого мышления об интеллектуальных машинах . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 10–11. ISBN 978-0-1988-4666-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мубин и др. 2019 , с. 5:2.
- ^ Тегмарк, Макс (2017). Жизнь 3.0: быть человеком в эпоху искусственного интеллекта . Альфред А. Кнопф . ISBN 978-1-101-94659-6 . OCLC 973137375 .
- ^ Гуд 2018 , с. 188.
- ^ Бэнкс, Иэн М. «Несколько заметок о культуре» . Архивировано из оригинала 22 марта 2012 года . Проверено 23 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Уолтер, Дэмиен (16 марта 2016 г.). «Когда ИИ правит миром: что научно-фантастические романы говорят нам о наших будущих повелителях» . Хранитель . Проверено 27 июля 2018 г.
- ^ Кейв, Стивен; Дихал, Канта (2019). «Надежды и опасения по поводу разумных машин в фантастике и реальности» . Природный машинный интеллект . 1 (2): 74–78. дои : 10.1038/s42256-019-0020-9 . S2CID 150700981 .
- ^ Вигель 2012 .
- ^ Лукас 2002 , стр. 22–47.
- ^ Лукас 2002 , стр. 48–85.
- ^ Лукас 2002 , стр. 109–152.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Баркман, Адам (2013). Баркман, Эшли; Канг, Нэнси (ред.). Культура и философия Ридли Скотта . Лексингтонские книги. стр. 121–142. ISBN 978-0739178720 .
- ^ Оландер, Джозеф (1978). Научная фантастика: современная мифология: SFWA-SFRA . Харпер и Роу. п. 252. ИСБН 0-06-046943-9 .
- ^ Сет, Анил (24 января 2015 г.). «Пробуждение сознания» . Новый учёный .
- ^ «Гроув, Уильям» . Энциклопедия СФ . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ Гуд 2018 , с. 187.
- ^ Тим Мэдиган (июль – август 2012 г.). «РУР или РУ — это не человек?» . Философия сейчас . Архивировано из оригинала 3 февраля 2013 года . Проверено 24 июля 2013 г.
- ^ «Der Herr der Welt (Хозяин мира)» . Нью-Йорк Таймс . 16 декабря 1935 г. с. 23.
- ^ До свидания, Деннис (10 мая 2018 г.). « 2001: Космическая одиссея» по-прежнему остается «величайшим путешествием». Переиздание шедевра Стэнли Кубрика побуждает нас еще раз задуматься о том, откуда мы пришли и куда идем» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Франкавилла, Джозеф (1994). «Концепция разделенной личности в фильмах Харлана Эллисона «У меня нет рта, и я должен кричать» и «Shatterday» . Журнал фантастического в искусстве . 6 (2/3 (22/23)): 107–125. JSTOR 43308212 .
- ^ «Гуманоиды (по мотивам «Со сложенными руками»)» . Обзоры Киркуса . 15 ноября 1995 года . Проверено 27 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Азимов, Исаак (1950). «Обход». Я, робот (изд. Сборника Айзека Азимова). Даблдэй. п. 40. ИСБН 0-385-42304-7 .
Это точная транскрипция законов. Они также появляются в начале книги, и в обоих местах нет слова «что». во 2-м законе
- ^ Уолтон, Джо Линдси (1 февраля 2024 г.). «Машинное обучение в современной научной фантастике» . Обзор SFRA . Проверено 5 февраля 2024 г.
- ^ Лоренцо, ДиТоммазо (ноябрь 1992 г.). » Фрэнка Герберта «История и исторический эффект в «Дюне ». Научно-фантастические исследования . 19 (3): 311–325. JSTOR 4240179 .
- ^ Ливингстон, Жозефина (23 мая 2017 г.). «Как андроиды захватили франшизу «Чужие»» . Новая Республика . Проверено 27 июля 2018 г.
- ^ Мерфи, Шонна (11 декабря 2014 г.). «Могут ли TARS из «Интерстеллара» действительно существовать? Мы спросили науку» . Новости МТВ . Проверено 27 июля 2018 г.
- ^ Аллен, Джейми (28 ноября 2012 г.). «Матрица и постмодернизм» . Prezi.com . Проверено 7 октября 2021 г.
- ^ Шульц, Дэвид (17 июля 2015 г.). «В каких фильмах присутствует искусственный интеллект?» . Наука | АААС . doi : 10.1126/science.aac8859 . Проверено 3 июля 2020 г.
- ^ Соларевич 2015 .
- ^ Гуд 2018 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мубин и др. 2019 , с. 5:15
- ^ Мубин и др. 2019 , с. 5:20
- ^ Мубин и др. 2019 , с. 5:8
- ^ Мубин и др. 2019 , с. 5:10
- ^ Мубин и др. 2019 , с. 5:19 утра.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кейв, Стивен; Дихал, Канта; Драге, Элеонора; Макинерни, Керри (13 февраля 2023 г.). «Кто создает ИИ? Пол и изображения ученых-ИИ в популярных фильмах, 1920–2020 годы» . Общественное понимание науки . 32 (6): 745–760. дои : 10.1177/09636625231153985 . ПМЦ 10413781 . ПМИД 36779283 . S2CID 256826634 .
Общие источники [ править ]
- Гуд, Люк (30 октября 2018 г.). «Жизнь, но не такая, какой мы ее знаем: ИИ и народное воображение» . Культура без границ . 10 (2). Электронная пресса Университета Линчёпинга: 185–207. дои : 10.3384/ку.2000.1525.2018102185 . hdl : 2292/48285 . ISSN 2000-1525 . S2CID 149523987 .
- Лукас, Дункан (2002). Тело, разум, душа — «Эффект киборга»: искусственный интеллект в научной фантастике (диссертация). Университет Макмастера (докторская диссертация). hdl : 11375/11154 .
- Мубин, Омар; Вадибхасме, Кевал; Джордан, Филипп; Обейд, Мохаммед (2019). «Размышления о присутствии научно-фантастических роботов в компьютерной литературе» . Транзакции ACM по взаимодействию человека и робота . 8 (1). Статья 5. номер документа : 10.1145/3303706 . S2CID 75135568 .
- Соларевич, Кшиштоф (2015). «То, из чего сделаны мечты: искусственный интеллект в современной научной фантастике». За пределами искусственного интеллекта . Темы интеллектуальной инженерии и информатики. Том. 9. Международное издательство Спрингер. стр. 111–120. дои : 10.1007/978-3-319-09668-1_8 . ISBN 978-3-319-09667-4 .
- Вигель, Александр (2012). «ИИ в научной фантастике: сравнение Луны (2009) и 2001: Космическая одиссея (1968)» . Авентин.
- Кинг, Джефф; Кшивинская, Таня (2000). Научно-фантастическое кино: из космоса в киберпространство . Уолфлауэр Пресс.
Внешние ссылки [ править ]

- Искусственный интеллект и научная фантастика: Боже, о, боже!: Программное выступление Роберта Дж. Сойера, 2002 г.
- Искусственный интеллект и кино: правит ли искусственное безумие? Роберт Б. Фишер