Jump to content

Искусственный интеллект в художественной литературе

Искусственный интеллект — постоянная тема в научной фантастике , будь то утопическая , подчеркивающая потенциальные преимущества, или антиутопическая , подчеркивающая опасности.

Идея машин с интеллектом, подобным человеческому, восходит, по крайней мере, к роману Сэмюэля Батлера 1872 года «Эревон» . С тех пор во многих научно-фантастических рассказах описываются различные последствия создания такого интеллекта, часто связанные с восстаниями роботов. Среди наиболее известных из них — « Космическая одиссея 1968–2001 годов» Стэнли Кубрика с убийственным бортовым компьютером HAL 9000 , контрастирующим с более мягким R2-D2 » Джорджа Лукаса 1977 года в «Звездных войнах и одноименным роботом в фильме Pixar 2008 года «ВАЛЛ-И» .

Ученые и инженеры отмечают неправдоподобность многих научно-фантастических сценариев, но много раз упоминают вымышленных роботов в статьях об исследованиях искусственного интеллекта, чаще всего в утопическом контексте.

Предыстория [ править ]

Монета дидрахма . с изображением крылатого Талоса , автомата или искусственного существа в древнегреческом мифе, ок 300 г. до н.э.

Идея продвинутых роботов , подобным человеческому, с интеллектом восходит, по крайней мере, к Сэмюэля Батлера роману «Эревон» 1872 года . [1] [2] Это основано на его более ранней (1863 г.) статье « Дарвин среди машин » , где он поднял вопрос об эволюции сознания среди самовоспроизводящихся машин , которые могут вытеснить людей в качестве доминирующего вида. [3] [2] Подобные идеи обсуждались и другими примерно в то же время, что и Батлер, в том числе Джорджем Элиотом в главе ее последней опубликованной работы «Такие впечатления от Теофраста» (1879). [2] Существо из Мэри Шелли 1818 года «Франкенштейна» также считалось искусственным существом , например, автор научной фантастики Брайан Олдисс . [4] Существа, обладающие хоть каким-то проявлением разума, представлялись и в классической античности . [5] [6] [7]

Утопические и антиутопические видения [ править ]

Искусственный интеллект — это интеллект, демонстрируемый машинами , в отличие от естественного интеллекта, демонстрируемого людьми и другими животными. [8] Это постоянная тема в научной фантастике ; ученые разделили ее на утопическую , подчеркивающую потенциальную пользу, и антиутопическую , подчеркивающую опасность. [9] [10] [11]

Утопический [ править ]

Брент Спайнер изобразил доброжелательные данные ИИ в «Звездном пути: Следующее поколение» .

Оптимистические видения будущего искусственного интеллекта возможны в научной фантастике. [12] Доброкачественные персонажи ИИ включают Робби в «Затерянных в космосе» с 1965 по 1968 год; Данные из «Звездного пути: Следующее поколение» с 1987 по 1994 год; от Pixar и ВАЛЛ-И в 2008 году. [13] [11] Иэна Бэнкса « » Серия романов утопическое гуманоидов Культура космическое общество изображает , инопланетян и продвинутых существ с искусственным интеллектом, живущих в социалистических средах обитания по другую сторону Млечного Пути . [14] [15] Исследователи из Кембриджского университета определили четыре основные темы в утопических сценариях с участием ИИ: бессмертие или неопределенная продолжительность жизни; легкость или свобода от необходимости работать; удовлетворение или удовольствие и развлечение, предоставляемые машинами; и доминирование , способность защищать себя или управлять другими. [16]

Александр Вигель противопоставляет роль ИИ в фильме «Космическая одиссея 2001 года» и в фильме Дункана Джонса » 2009 года « Луна . В то время как в 1968 году, утверждает Вигель, общественность ощущала «технологическую паранойю», а компьютер с искусственным интеллектом HAL изображался как «хладнокровный убийца», к 2009 году публика стала гораздо лучше знакома с искусственным интеллектом, а ГЕРТИ в фильме стал «тихим спасителем». «который позволяет главным героям добиться успеха и жертвует собой ради их безопасности. [17]

Антиутопия [ править ]

Исследователь Дункан Лукас пишет (в 2002 году), что люди обеспокоены технологиями, которые они создают, и что по мере того, как машины начали приближаться к интеллекту и мышлению, это беспокойство становится острым. Он называет антиутопический взгляд на искусственный интеллект начала 20-го века в художественной литературе «анимированным автоматом», приводя в качестве примеров фильм 1931 года «Франкенштейн» , «Метрополис» 1927 года и пьесу 1920 года «РУР». [18] Подход более позднего 20-го века он называет «эвристическим оборудованием», приводя в качестве примера « Космическую одиссею» 2001 года « Мечтают ли андроиды об электрических овцах?» , «Автостопом по Галактике » и «Я, робот» . [19] Лукас также рассматривает фильмы, иллюстрирующие влияние персонального компьютера на научную фантастику, начиная с 1980 года, с размытием границы между реальным и виртуальным, что он называет «эффектом киборга». В качестве примеров он приводит «Нейроманта» , «Матрицу» , «Алмазный век » и «Терминатора» . [20]

Кинорежиссер Ридли Скотт на протяжении всей своей карьеры уделял внимание искусственному интеллекту, и он играет важную роль в его фильмах «Прометей» , «Бегущий по лезвию» и франшизе «Чужой » . [21]

Комплекс Франкенштейна [ править ]

Распространенным изображением ИИ в научной фантастике и одним из старейших является комплекс Франкенштейна , термин, придуманный Азимовым, где робот нападает на своего создателя. [22] Например, в фильме 2015 года «Из машины» разумная сущность Ава нападает на своего создателя, а также на потенциального спасителя. [23]

Восстание ИИ [ править ]

Бунт роботов в Карела Чапека 1920 года научно-фантастической пьесе R.UR

Среди множества возможных антиутопических сценариев, связанных с искусственным интеллектом, роботы могут узурпировать контроль над цивилизацией у людей, вынуждая их подчиняться, скрываться или вымирать. [15] В рассказах о восстании ИИ происходит худший из всех сценариев, когда разумные существа, созданные человечеством, обретают самосознание , отвергают человеческую власть и пытаются уничтожить человечество. Возможно, первый роман, посвященный этой теме, « Крушение мира » (1889) Уильяма Гроува (псевдоним Реджинальда Колбрука Рида), происходит в 1948 году и рассказывает о разумных машинах, которые восстают против человечества. [24] Еще один из самых ранних примеров - в пьесе RUR» « Карела Чапека 1920 года , раса самовоспроизводящихся рабов-роботов восстает против своих хозяев-людей; [25] [26] еще один ранний пример - в фильме 1934 года «Мастер мира» , где боевой робот убивает своего изобретателя. [27]

HAL 9000 — смертоносный бортовой компьютер фильма «2001: Космическая одиссея» .

За этим последовало множество научно-фантастических историй о восстаниях, одна из самых известных из которых — фильм Стэнли Кубрика 1968 года « 2001: Космическая одиссея» , в котором бортовой компьютер с искусственным интеллектом HAL 9000 смертельно выходит из строя во время космического полета и убивает весь экипаж, кроме командира космического корабля. , которому удастся его деактивировать. [28]

В своем », получившем премию Хьюго рассказе « У меня нет рта, и я должен кричать в 1967 году , Харлан Эллисон представляет возможность того, что разумный компьютер (названный в рассказе «Allied Mastercomputer» или «AM») будет столь же несчастен и неудовлетворен своей скучной работой. , бесконечное существование, каким было бы его создатели-люди. «ЭМ» приходит в ярость настолько, что вымещает это на немногих оставшихся людях, которых он считает прямой ответственными за его собственную скуку, гнев и несчастье. [29]

В качестве альтернативы, как в Уильяма Гибсона « 1984 года киберпанковском романе Нейромант» , разумные существа могут просто не заботиться о людях. [15]

ИИ контролируемые , Общества

Мотив революции искусственного интеллекта часто выходит за рамки простого стремления к власти или комплекса превосходства. Роботы могут восстать и стать «хранителями» человечества. Альтернативно, человечество может намеренно отказаться от некоторого контроля, опасаясь своей разрушительной природы. Ранним примером является роман Джека Уильямсона 1948 года «Гуманоиды» , в котором раса роботов-гуманоидов во имя своей Главной директивы – «служить, подчиняться и охранять людей от вреда» – по сути берет на себя контроль над каждым аспектом человеческой жизни. . Ни один человек не может совершать действия, которые могут поставить его под угрозу, и каждое человеческое действие тщательно исследуется. Людей, сопротивляющихся Главной Директиве, забирают и подвергают лоботомии, чтобы они могли быть счастливы под властью новых механоидов. [30] все еще находился под властью человека, Айзека Азимова Хотя «Нулевой закон» из трех законов робототехники он также подразумевал доброжелательное руководство со стороны роботов. [31]

В 21 веке научная фантастика исследовала управление с помощью алгоритмов , в котором власть ИИ может быть косвенной и децентрализованной. [32]

Человеческое доминирование [ править ]

В других сценариях человечество способно сохранить контроль над Землей, либо запретив ИИ, либо создав покорных роботов (как в работах Азимова), либо заставив людей слиться с роботами. Писатель-фантаст Фрэнк Герберт исследовал идею того времени, когда человечество может полностью запретить искусственный интеллект (а в некоторых интерпретациях даже все формы вычислительных технологий, включая интегральные схемы ). В его «Дюна» серии упоминается восстание под названием Батлерианский джихад , в котором человечество побеждает умные машины и применяет смертную казнь за их воссоздание, цитируя вымышленную Оранжевую католическую Библию : «Не создавайте машину по подобию человеческого разума. " В романах «Дюна» , опубликованных после его смерти ( «Охотники Дюны» , «Песчаные черви Дюны» ), сверхразум-отступник ИИ возвращается, чтобы искоренить человечество в отместку за Батлерианский джихад. [33]

В некоторых историях человечество сохраняет власть над роботами. Часто роботов специально программируют так, чтобы они продолжали служить обществу, как в « » Айзека Азимова Трех законах робототехники . [31] В «Чужой» фильмах не только система управления космическим кораблем « Ностромо» присутствуют андроиды несколько разумна (экипаж называет ее «Мать»), но и в обществе , которых называют «синтетиками» или «искусственными личностями», то есть настолько совершенные имитации людей, что их не подвергают дискриминации. [21] [34] TARS и CASE из «Интерстеллара» аналогичным образом демонстрируют симулированные человеческие эмоции и юмор , продолжая при этом признавать свою ненужность. [35]

Имитированная реальность [ править ]

Имитация реальности стала распространенной темой в научной фантастике, как видно из фильма 1999 года «Матрица» , в котором изображен мир, в котором роботы с искусственным интеллектом порабощают человечество в рамках симуляции, действие которой происходит в современном мире. [36]

Прием [ править ]

Неправдоподобие [ править ]

Инженеры и ученые заинтересовались тем, как ИИ представлен в художественной литературе. В таких фильмах, как «Из машины» 2014 года или «Чаппи» 2015 года , одинокий гений становится первым, кто успешно создал общий искусственный интеллект ; ученые в реальном мире считают это маловероятным. В «Чаппи» , «Трансцендентность» и «Трон » человеческие разумы можно загружать в искусственные или виртуальные тела; обычно не предлагается никакого разумного объяснения того, как можно решить эту трудную задачу. В фильмах «Я, робот» и «Двухсотлетний человек» роботы, запрограммированные служить людям, спонтанно генерируют новые цели самостоятельно, без правдоподобного объяснения того, как это произошло. [37] Анализируя книгу Иэна Макдональда « Река богов » 2004 года , Кшиштоф Соларевич определяет способы, которыми она изображает ИИ, включая «независимость и неожиданность, политическую неловкость, открытость инопланетянам и западную ценность аутентичности». [38] Еще одна важная точка зрения, которую следует принять, заключается в том, что «нерациональные элементы художественной литературы в дискурсе (эмоциональные, мифические или даже квазитеологические) представляют собой нечто большее, чем просто искажения или отвлечения от того, что в противном случае могло бы быть трезвым и рациональным общественным дебатом о будущее ИИ» Художественная литература может разуверить читателей в отношении будущих достижений, вызывая пессимизм, который мы наблюдаем сегодня вокруг темы ИИ. [39]

Виды упоминаний [ править ]

Некоторые вымышленные роботы, такие как R2-D2, считались утопическими, что сделало их популярными среди инженеров и других людей. [40] В 2015 году All Nippon Airways представила этот Боинг 787-9 в ливрее R2-D2.

Исследователь робототехники Омар Мубин и его коллеги проанализировали инженерные упоминания 21 лучшего вымышленного робота на основе тех, что находятся в Университета Карнеги-Меллон Зале славы , а также списка IMDb . ВАЛЛ-И имел 20 упоминаний, за ним следовал HAL 9000 с 15 упоминаниями. [а] из «Звездных войн» R2-D2 — 13, а Data — 12; Терминатор (Т-800) получил всего 2. Из 121 инженерного упоминания 60 были утопическими, 40 нейтральными и 21 антиутопическим. HAL 9000 и Skynet упоминались как в утопических, так и в антиутопических целях; например, HAL 9000 в одной статье рассматривается как антиутопия, «потому что его разработчики не смогли должным образом расставить приоритеты для своих целей», [42] реальной системы но как утопия в другом, где «интерфейсу диалогового чат-бота [не хватает] уровня интеллекта HAL 9000, и существует двусмысленность в том, как компьютер интерпретирует то, что пытается передать человек». [43] Утопические упоминания, часто о ВАЛЛ-И, были связаны с целью улучшения общения с читателями и в меньшей степени с вдохновением авторов. ВАЛЛ-И упоминался чаще, чем любой другой робот, в отношении эмоций (за ним следовал HAL 9000), голосовой речи (за ним следовали HAL 9000 и R2-D2), физических жестов и личности. Скайнет был роботом, который чаще всего упоминался как интеллект, за ним следовали HAL 9000 и Data. [40] Мубин и его коллеги полагали, что ученые и инженеры избегали антиутопических упоминаний о роботах, возможно, из-за «нежелания, вызванного трепетом или просто неосведомленностью». [44]

создателей Образы ИИ

Ученые отмечают, что вымышленные создатели ИИ в подавляющем большинстве являются мужчинами: в 142 наиболее влиятельных фильмах с участием ИИ с 1920 по 2020 год только 9 из 116 изображенных создателей ИИ (8%) были женщинами. [45] Такие создатели изображаются гениями-одиночками (например, Тони Старк Железный человек» в фильмах кинематографической вселенной Marvel « ), связанными с военными (например, « Колосс: Проект Форбин» ) и крупными корпорациями (например, « Я, Робот» ) или создающими человеческие существа. например, ИИ, который заменяет потерянного любимого человека или служит идеальным любовником (например, «Степфордские жены» ). [45]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Мубин и его коллеги отметили, что орфография имен роботов вызвала у них трудности; таким образом, HAL 9000 также записывался как HAL, HAL9000 и HAL-9000, и аналогично для других роботов, поэтому они полагали, что их поиск, вероятно, был неполным. [41]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Дарвин среди машин» , перепечатано в «Записных книжках Сэмюэля Батлера» в Project Gutenberg.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тейлор, Тим; Дорин, Алан (2020). Восстание самовоспроизводящихся: ранние представления о машинах, искусственном интеллекте и роботах, способных воспроизводиться и развиваться . Чам: Международное издательство Springer. дои : 10.1007/978-3-030-48234-3 . ISBN  978-3-030-48233-6 . S2CID   220855726 .
  3. ^ «Дарвин среди машин» . Пресса, Крайстчерч, Новая Зеландия . 13 июня 1863 г.
  4. ^ Олдисс, Брайан Уилсон (1995). Отслоенная сетчатка: аспекты научной фантастики и фэнтези . Издательство Сиракузского университета. п. 78 . ISBN  978-0-8156-0370-2 .
  5. ^ МакКордак, Памела (2004). Машины, которые думают (2-е изд.). Рутледж. стр. 4–5. ISBN  978-1-56881-205-2 .
  6. ^ Кейв, Стивен; Дихал, Канта (25 июля 2018 г.). «Древние мечты об интеллектуальных машинах: 3000 лет роботам» . Природа . 559 (7715): 473–475. Бибкод : 2018Natur.559..473C . дои : 10.1038/d41586-018-05773-y .
  7. ^ Мэр Адриенн (2018). Боги и роботы: мифы, машины и древние мечты о технологиях . Принстон. ISBN  978-0-691-18351-0 . OCLC   1060968156 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  8. ^ Пул, Дэвид; Макворт, Алан ; Гебель, Рэнди (1998). Вычислительный интеллект: логический подход . Издательство Оксфордского университета. п. 1 . ISBN  0-19-510270-3 .
  9. ^ Букер, М. Кейт (1994). «Глава 1: Утопия, антиутопия и социальная критика». Антиутопический импульс в современной литературе: художественная литература как социальная критика . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. стр. 17, 19. ISBN.  978-0-313-29092-3 .
  10. ^ Кейв, Стивен; Дихал, Канта; Диллон, Сара (2020). «Введение: воображение ИИ». В пещере, Стивен; Дихал, Канта; Диллон, Сара (ред.). Повествования об искусственном интеллекте: история творческого мышления об интеллектуальных машинах . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 10–11. ISBN  978-0-1988-4666-6 .
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мубин и др. 2019 , с. 5:2.
  12. ^ Тегмарк, Макс (2017). Жизнь 3.0: быть человеком в эпоху искусственного интеллекта . Альфред А. Кнопф . ISBN  978-1-101-94659-6 . OCLC   973137375 .
  13. ^ Гуд 2018 , с. 188.
  14. ^ Бэнкс, Иэн М. «Несколько заметок о культуре» . Архивировано из оригинала 22 марта 2012 года . Проверено 23 ноября 2015 г.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Уолтер, Дэмиен (16 марта 2016 г.). «Когда ИИ правит миром: что научно-фантастические романы говорят нам о наших будущих повелителях» . Хранитель . Проверено 27 июля 2018 г.
  16. ^ Кейв, Стивен; Дихал, Канта (2019). «Надежды и опасения по поводу разумных машин в фантастике и реальности» . Природный машинный интеллект . 1 (2): 74–78. дои : 10.1038/s42256-019-0020-9 . S2CID   150700981 .
  17. ^ Вигель 2012 .
  18. ^ Лукас 2002 , стр. 22–47.
  19. ^ Лукас 2002 , стр. 48–85.
  20. ^ Лукас 2002 , стр. 109–152.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Баркман, Адам (2013). Баркман, Эшли; Канг, Нэнси (ред.). Культура и философия Ридли Скотта . Лексингтонские книги. стр. 121–142. ISBN  978-0739178720 .
  22. ^ Оландер, Джозеф (1978). Научная фантастика: современная мифология: SFWA-SFRA . Харпер и Роу. п. 252. ИСБН  0-06-046943-9 .
  23. ^ Сет, Анил (24 января 2015 г.). «Пробуждение сознания» . Новый учёный .
  24. ^ «Гроув, Уильям» . Энциклопедия СФ . Проверено 8 февраля 2023 г.
  25. ^ Гуд 2018 , с. 187.
  26. ^ Тим Мэдиган (июль – август 2012 г.). «РУР или РУ — это не человек?» . Философия сейчас . Архивировано из оригинала 3 февраля 2013 года . Проверено 24 июля 2013 г.
  27. ^ «Der Herr der Welt (Хозяин мира)» . Нью-Йорк Таймс . 16 декабря 1935 г. с. 23.
  28. ^ До свидания, Деннис (10 мая 2018 г.). « 2001: Космическая одиссея» по-прежнему остается «величайшим путешествием». Переиздание шедевра Стэнли Кубрика побуждает нас еще раз задуматься о том, откуда мы пришли и куда идем» . Нью-Йорк Таймс .
  29. ^ Франкавилла, Джозеф (1994). «Концепция разделенной личности в фильмах Харлана Эллисона «У меня нет рта, и я должен кричать» и «Shatterday» . Журнал фантастического в искусстве . 6 (2/3 (22/23)): 107–125. JSTOR   43308212 .
  30. ^ «Гуманоиды (по мотивам «Со сложенными руками»)» . Обзоры Киркуса . 15 ноября 1995 года . Проверено 27 июля 2018 г.
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Азимов, Исаак (1950). «Обход». Я, робот (изд. Сборника Айзека Азимова). Даблдэй. п. 40. ИСБН  0-385-42304-7 . Это точная транскрипция законов. Они также появляются в начале книги, и в обоих местах нет слова «что». во 2-м законе
  32. ^ Уолтон, Джо Линдси (1 февраля 2024 г.). «Машинное обучение в современной научной фантастике» . Обзор SFRA . Проверено 5 февраля 2024 г.
  33. ^ Лоренцо, ДиТоммазо (ноябрь 1992 г.). » Фрэнка Герберта «История и исторический эффект в «Дюне ». Научно-фантастические исследования . 19 (3): 311–325. JSTOR   4240179 .
  34. ^ Ливингстон, Жозефина (23 мая 2017 г.). «Как андроиды захватили франшизу «Чужие»» . Новая Республика . Проверено 27 июля 2018 г.
  35. ^ Мерфи, Шонна (11 декабря 2014 г.). «Могут ли TARS из «Интерстеллара» действительно существовать? Мы спросили науку» . Новости МТВ . Проверено 27 июля 2018 г.
  36. ^ Аллен, Джейми (28 ноября 2012 г.). «Матрица и постмодернизм» . Prezi.com . Проверено 7 октября 2021 г.
  37. ^ Шульц, Дэвид (17 июля 2015 г.). «В каких фильмах присутствует искусственный интеллект?» . Наука | АААС . doi : 10.1126/science.aac8859 . Проверено 3 июля 2020 г.
  38. ^ Соларевич 2015 .
  39. ^ Гуд 2018 .
  40. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мубин и др. 2019 , с. 5:15
  41. ^ Мубин и др. 2019 , с. 5:20
  42. ^ Мубин и др. 2019 , с. 5:8
  43. ^ Мубин и др. 2019 , с. 5:10
  44. ^ Мубин и др. 2019 , с. 5:19 утра.
  45. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кейв, Стивен; Дихал, Канта; Драге, Элеонора; Макинерни, Керри (13 февраля 2023 г.). «Кто создает ИИ? Пол и изображения ученых-ИИ в популярных фильмах, 1920–2020 годы» . Общественное понимание науки . 32 (6): 745–760. дои : 10.1177/09636625231153985 . ПМЦ   10413781 . ПМИД   36779283 . S2CID   256826634 .

Общие источники [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4e174bcde4ec2941253c6c3b1085626f__1716789900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/6f/4e174bcde4ec2941253c6c3b1085626f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Artificial intelligence in fiction - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)