Гендер в спекулятивной фантастике
Часть серии о |
Секс и сексуальность в спекулятивная фантастика |
---|
Гендер был важной темой, изучаемой в спекулятивной художественной литературе . Жанры, составляющие спекулятивную фантастику, научную фантастику , фэнтези , фантастику о сверхъестественном , ужасы , фантастику о супергероях , научную фантастику и родственные жанры ( утопическую и антиутопическую фантастику ), всегда предлагали писателям возможность исследовать социальные условности , включая гендер, гендерные роли. и убеждения о гендере. Как и все литературные формы, жанр научной фантастики отражает популярные представления об эпохах, в которых писали отдельные авторы; и реакция этих создателей на гендерные стереотипы и гендерные роли.
Многие писатели предпочитали писать, практически не подвергая сомнению гендерные роли, вместо этого эффективно отражая свои собственные культурные гендерные роли в своем вымышленном мире. Однако многие другие писатели предпочитали использовать научную фантастику и нереалистичные форматы, чтобы исследовать культурные традиции, особенно гендерные роли. В этой статье обсуждаются работы, в которых исследуются или расширяются аспекты гендерной проблематики в научной фантастике.
Хотя некоторая научная фантастика исследует гендерный опыт человека, существуют также гипотетические инопланетные виды и роботы, а также воображаемые трансреальные гендеры, например, инопланетяне, которые действительно являются гермафродитами или имеют третий пол , или роботы, которые могут менять пол по своему желанию или без него. пол. [1]
Критический анализ
[ редактировать ]Научную фантастику называют полезным инструментом для изучения отношения общества к гендеру и его представлений; [2] это особенно верно в отношении литературы, в большей степени, чем в отношении других средств массовой информации. [3] Условные обозначения жанров спекулятивной фантастики побуждают писателей исследовать тему биологического пола и представлять альтернативные модели для обществ и персонажей с разными взглядами на гендер. [3] Экстраполяция первоначальной спекулятивной предпосылки может с такой же легкостью начаться с идеи о брачных обычаях или хромосомах, как и с технологических изменений. [3] Несмотря на этот потенциал, говорят, что научная фантастика представляет только те идеи о сексе и гендере, которые модны или противоречивы в наши дни, которые затем проецируются в будущее или в фантазийную обстановку. [4]
Научная фантастика, в частности, традиционно была пуританским жанром, ориентированным на читательскую аудиторию-мужчину. [5] и его описывают как мужчины для мужчин, а иногда и для мальчиков. [6] Большинство стереотипных образов научной фантастики, таких как инопланетяне , роботы или сверхспособности, могут использоваться таким образом, чтобы служить метафорами гендера. [7]
Фэнтези считается более восприимчивым к женщинам по сравнению с научной фантастикой или фильмом ужасов (и предлагает больше ролей, чем историческая фантастика или любовные романы ), но при этом редко пытается подвергнуть сомнению или ниспровергнуть предвзятость мужского превосходства. [8] Тенденция научной фантастики смотреть в будущее и представлять различные общества дает ей возможность исследовать гендерные роли и предубеждения, тогда как использование архетипов и квазиисторических сеттингов в фэнтези часто включает в себя патриархат. [8]
Изображение женщин
[ редактировать ]
Изображение женщин в умозрительных жанрах сильно различалось на протяжении всей истории жанров. Некоторые писатели и художники бросают вызов гендерным нормам своего общества при создании своих произведений; другие этого не сделали. Среди тех, кто бросил вызов общепринятым представлениям и представлениям о гендере и сексуальности, конечно, были значительные различия. В общепринятом восприятии роли женских персонажей в научно-фантастических произведениях долгое время доминировал один из двух стереотипов: женщина-злая ( злодейка ) или беспомощная ( девица в беде ). Эти персонажи обычно физически привлекательны и вызывающе одеты, часто в скудных доспехах . [9] и требуют искупления и признания со стороны героя -мужчины . [10] По мере появления более современной спекулятивной фантастики вместе с ней появляются новые гендерные роли и способ рассмотрения существ, идентифицируемых как женщины. Зрители видят женственность в новом свете, поскольку в мир спекулятивной фантастики приходит все больше женщин-авторов и поклонниц. Были женские персонажи в образе сильных женщин-воинов или даже в качестве главных героев, способных думать самостоятельно. [11] Примеры нарушения этих гендерных правил можно увидеть во многих текстах, таких как « Властелин колец » Дж.Р.Р. Толкина и даже « Человек в высоком замке » Филипа К. Дика . Поскольку все больше и больше читателей и поклонников научной фантастики отождествляют себя с женщинами, изображение женских персонажей меняется так же, как меняется спекулятивная фантастика. [12]
Первой критической работой, посвященной женщинам в научной фантастике, был «Симпозиум: Женщины в научной фантастике» (1975) под редакцией Джеффри Д. Смита. [13] и другие влиятельные работы включают « Будущие женщины: критическая антология» (1981) под редакцией Марлин С. Барр . [14] [15]
Роботы и киборги и изображение женщин
[ редактировать ]Гиноид — это робот, созданный так, чтобы выглядеть как женщина, в отличие от андроида, созданного по образцу мужчины (или бесполого) человека. Гиноиды «непреодолимо связаны» с мужской похотью и в основном созданы как сексуальные объекты, не имеющие никакого применения, кроме «удовлетворения жестоких сексуальных желаний мужчин». [16] В художественной литературе мужчин существует давняя традиция, пытающаяся создать стереотипную «идеальную женщину». [17] Примеры включают греческий миф о Пигмалионе и женщину-робота Марию в » Фрица Ланга , «Метрополисе а также классический фильм 1970-х годов «Степфордские жены». Женщины-киборги аналогичным образом использовались в художественной литературе, где естественные тела модифицируются, чтобы стать объектами фантазии. [17] Художественная литература о гиноидах или женщинах-киборгах усиливает «эссенциалистские идеи женственности». [18]
Изображение мужчин
[ редактировать ]Многие главные герои научной фантастики-мужчины являются отражением одного героического архетипа, часто имеют научные призвания или интересы, являются «крутыми, рациональными, компетентными», «на удивление бесполыми», взаимозаменяемыми и безвкусными. [19] [20] Аннетт Кун утверждает, что эти асексуальные персонажи - это попытки обрести независимость от женщин и матерей, и что это, а также их неизменное механическое мастерство - то, что дает им поклонников. [21] «Супермужчина» и мальчик-гений также являются распространенными стереотипами, часто воплощаемыми мужскими персонажами. [22] [23]
Хотя фетишизированные объекты являются женскими, гендерные исследования приходят к такому выводу, а мужественность в литературе вытекает из социологических концепций. По мнению Джонатана Резерфорда , сложная природа мужественности была упрощена и сделана более понятной, чем природа женственности. [24] Таким образом, концепция гегемонистской мужественности стала предметом исследования. более известная как универсальное определение сегодняшнего восприятия мужественности, Гегемонистская маскулинность, предполагает, что существует целый спектр мужественности, поскольку эта концепция вытекает из постструктурализма . [24] Хотя мужественность, как правило, определяют в рамках единственного понятия о том, каким должен быть главный герой-мужчина, большинство мужчин не поддерживают это понятие. Точно так же большинство мужчин, которые пытаются реформировать гендерные роли во множестве обществ, от неолиберального до милитаристского.
Критики утверждают, что большая часть научной фантастики фетишизирует мужественность и что включение технологий в научную фантастику представляет собой метафору воображаемой футуристической мужественности. Примерами могут служить использование «сверхмужских киборгов и консольных ковбоев». Такие технологии желательны, поскольку они подтверждают мужественность читателей и защищают от феминизации. [25] Эта фетишизация мужественности с помощью технологий в научной фантастике отличается от типичной фетишизации в других жанрах, в которых фетишизированный объект всегда является женским. [25]
В книге «Распространение мизандрии» утверждается, что научная фантастика часто используется для выдвижения необоснованных политических заявлений о гендере и попыток обвинить мужчин во всех бедах общества. [4]
Изображение трансгендеров
[ редактировать ]![]() | Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( декабрь 2017 г. ) |
Хотя способность менять пол распространена в спекулятивной и научной фантастике, человеческие персонажи-трансгендеры представлены очень мало, и они используются автором не более чем как сюжетный ход. [26] Авторы-мужчины используют способность менять пол либо размышляя о медицинских технологиях, либо воплощая в жизнь идеал женственности. Авторы-женщины используют смену пола, чтобы обсудить условия идентификации женщины. Оба создают трансидентифицированных персонажей как карикатуры на женщин, а не как на полноценных людей. Ситуация начинает меняться по мере того, как все больше авторов, идентифицированных как трансгендерные и гомосексуальные, пишут в жанрах научной фантастики, спекулятивной фантастики и фэнтези. [27] [ самостоятельный источник ]
Одногендерные миры: утопии и антиутопии
[ редактировать ]Однополые миры или однополые общества уже давно являются одним из основных способов изучения последствий гендера и гендерных различий. [28] В спекулятивной художественной литературе считалось, что миры, предназначенные только для женщин, возникли в результате действия болезней, уничтожающих мужчин, а также развития технологических или мистических методов, позволяющих женскому партеногенному воспроизводству . часто называют утопическим Создавшееся в результате общество писательницы-феминистки . Многие влиятельные феминистские утопии такого рода были написаны в 1970-е годы; [28] [29] [30] наиболее часто изучаемые примеры включают «Женщину-мужчину » Джоанны Расс , Сьюзи Макки Чарнас , «Путь на край света» и «Материнские линии» а также Мардж Пирси « Женщину на краю времени» . [30] Утопии, придуманные авторами-мужчинами, обычно включают равенство полов, а не их разделение. [31] Такие миры чаще всего изображались авторами-лесбиянками или феминистками; их использование миров, предназначенных только для женщин, позволяет исследовать женскую независимость и свободу от патриархата . Общества не обязательно могут быть лесбийскими или вообще сексуальными — известным ранним бесполым примером является «Херланд» (1915) Шарлотты Перкинс Гилман . [29] Общества, состоящие только из мужчин, встречаются гораздо реже; Одним из примеров является Атос в «Итане Афонском» (1986) Лоис Макмастер Буджолд . Джоанна Расс предполагает, что общества, состоящие только из мужчин, обычно не представляют, потому что мужчины не чувствуют себя угнетенными, и поэтому представление о мире, свободном от женщин, не подразумевает увеличения свободы и не так привлекательно. [32]
Утопии использовались для исследования того, почему гендер является либо социальной конструкцией, либо жестко запрограммированным императивом. [33] В » Мэри Джентл пол « Золотой ведьме не выбирается до достижения зрелости, и пол не имеет никакого отношения к социальным ролям. Напротив, Дорис Лессинг в книге «Брак между зонами третьей, четвертой и пятой» (1980) предполагается, что мужские и женские ценности присущи полу и не могут быть изменены, что делает необходимым компромисс между ними. «Сон Султаны » (1905) Бегум Рохеи Сахават Хоссейн , писательницы и ранней мусульманской феминистки, представляет собой историю Ледиленда — вселенной, где женщины подавляют агрессивных мужчин. В «Моей собственной утопии » (1961) Элизабет Манн-Боргезе пол существует, но зависит от возраста, а не от пола: бесполые дети вырастают в женщин, некоторые из которых в конечном итоге становятся мужчинами. [33] Шарлин Болл пишет в «Энциклопедии женских исследований» , что использование спекулятивной фантастики для изучения гендерных ролей в будущих обществах более распространено в Соединенных Штатах, чем в Европе и других странах. [33]
Литература
[ редактировать ]
[...] научно-фантастические и фэнтезийные журналы были ориентированы в основном на мальчиков [...]. Женские персонажи лишь изредка включались в научно-фантастические рассказы; длинные объяснения главных героев-мужчин женщинам с ограниченными знаниями раскрыли заговоры
Эрик Гарбер, Лин Палео, «Предисловие» в уранских мирах . [34]
Эрик Лейф Дэвин, например, задокументировал почти 1000 рассказов, опубликованных в научно-фантастических журналах более чем 200 авторами-женщинами в период с 1926 по 1960 год. [35]
Прото СФ
[ редактировать ]В начале двадцатого века некоторые писательницы восстали против романов, в которых доблестные мужчины спасали слабых женщин или боролись с лишенными юмора авторитарными женскими режимами. [10] Шарлотта Перкинс Гилман написала «Герланд» , важную раннюю феминистскую утопию. [36] а Вирджиния Вульф написала «Орландо» . И Перкинс, и Вульф твердо придерживались первой волны феминизма того периода и ее призывов к равным правам и избирательному праву для женщин. [10]
В связи с этим движущая сила призыва к гендерному равенству исходит из восприятия мужчинами женщин. [37] Отклонение ценности женщин в сторону обесценивания женских качеств, эти острые черты женоненавистничества характеризовали страх и ненависть, которые мужчины испытывали по отношению к женщинам. Точно так же неспособность мужчин сохранять свободу действий в отношении противоположного пола вызывала в более примитивные времена чувство собственной незначительности.
На протяжении многих лет гендерная политика исследовала нюансы и различия между гендерными ролями до такой степени, что гендерная идентичность теряет свое значение. [37] Таким образом, снижение гендерной дискриминации стало огромным шагом в правильном направлении для избирательного права женщин и всеобщих гендерных прав.
Эра целлюлозы и золотой век (1920–1950-е гг.)
[ редактировать ]Научно-фантастические изображения будущих обществ оставались в целом патриархальными, а женские персонажи по-прежнему оставались гендерно стереотипными и отводились стандартным ролям, которые поддерживали главных героев-мужчин. Ранние феминистские научно-фантастические представления об утопиях, состоящих исключительно из женщин, были перевернуты авторами журналов, чтобы рассказать поучительные истории о «сексуальной войне», в которой храбрым мужчинам приходилось спасать общество от безрадостных и диктаторских женщин, обычно к удовлетворению обоих полов. [10] Джона Кэмпбелла Книга «Поразительная научная фантастика» была необычной тем, что на ее обложках не были изображены мужчины с лучевыми пистолетами и женщины с большой грудью. [38] Уильям Ноулс написал в своей статье в журнале Playboy 1960 года об эпохе «Девушки Бога слизи», что [39]
Дрожащая грудь не была чем-то новым для героя фантастики тридцатых годов. Космические девушки выражали большую часть своих эмоций через грудные мышцы. Груди покачивались, дрожали, вздымались, дрожали, танцевали или надулись в зависимости от настроения своих обладательниц. На самом деле, если бы герой тех дней был немного более наблюдательным и носил с собой рулетку, он мог бы избавить себя от многих неприятностей. Когда он открывал шлюзовую камеру и оттуда выпадала великолепная безбилетница, разорвав униформу, ему обычно требовалось пять или шесть страниц, чтобы выяснить, венерианская шпионка она или нет, тогда как читатель знал это сразу. Если на ее порванной униформе виднелась надутая молодая грудь, значит, с ней все в порядке — возможно, это чья-то младшая сестра. Если бы у нее была энергичная, напряженная грудь, она была бы героиней. Но девушка с гордой, высокомерной грудью определенно была шпионкой, а спелая, полная грудь означала, что она Королева Пиратов и скоро разразится ад.
Айзек Азимов не согласился с этим, заявив в 1969 году, что «до 1960 года нигде не существовало отрасли литературы (за исключением, возможно, детских рассказов в бюллетенях воскресных школ), столь же пуританской, как научная фантастика», и что Ноулзу приходилось черпать свои цитаты из одного « 1938- 39 », который, по словам Азимова, перед «заслуженной смертью» публиковал «пикантные» истории для своих «немногочисленных читателей». [40] Флойд К. Гейл в своей рецензии на «Чужой в чужой стране» 1962 года сказал, что до недавнего времени «научно-фантастические персонажи не имели половых органов». [41]
В 1940-х годах, после Второй мировой войны, появились писательницы, такие как Джудит Меррил и Ли Брэкетт, которые вернули себе женские персонажи и завоевали уважение сами по себе. [10] К.Л. Мур — пример женщины, успешно пишущей беллетристические рассказы под бесполым псевдонимом. Ее рассказ «Женщиной не рождается» (1944), [б] в котором разум женского персонажа переносится в мощное тело робота с женскими атрибутами, является ранним примером работы, которая бросила вызов гендерным стереотипам своего времени, объединив женственность с силой. Брайан Аттебери предполагает, что если бы робот выглядел мужчиной, его пол был бы ничем не примечательным или даже невидимым для читателей, поскольку можно было бы ожидать, что мужские фигуры будут могущественными. [7]
В эпоху пульпы неблагоприятные представления о матриархальных обществах, даже антиутопии , были обычным явлением. [42] Например, в Джона Уиндема книге «Посмотри на ее пути » (1956) мужское правление описывается как репрессивное по отношению к женщинам, но свобода от патриархата была достигнута посредством авторитарного общества, состоящего только из женщин, по образцу общества муравьев . [43]
В 1930-е годы фэнтези зародилось как отдельный издательский жанр. Реагируя на жесткие, научные, дегуманизирующие тенденции современной научной фантастики, это новое направление научной фантастики опиралось на мифологические и исторические традиции и романтическую литературу, включая греческую и римскую мифологию, скандинавские саги , « Тысячи и одной ночи» и приключенческие рассказы, такие как Александра Дюма » « Три . Мушкетеры . [10] Конвенции принесли с собой тенденцию к патриархату и отвели женщинам ограничительные роли, определенные еще в пьесах Еврипида. В число этих ролей входили роли «девицы-помощницы» или «демона-производителя». [10]
В 1930-е годы также появился поджанр бульварных сказок о мече и колдовстве , который привнес явную сексуализацию в изображение женщин в фэнтези. Хотя физически более способные, женские персонажи часто продолжали выступать в качестве помощников главных мужчин, но теперь изображались чрезвычайно привлекательными и очень коротко одетыми. Первой главной героиней истории о мече и волшебстве была Жирел из Джойри , созданная К. Л. Муром и впервые появившаяся в «Поцелуе Черного Бога» ( Weird Tales , том 24, номер 4, октябрь 1934 года).
Новая волна (1960-1970-е)
[ редактировать ]В то время как 1940-е и 1950-е годы в целом называют Золотым веком научной фантастики, 1960-е и 1970-е годы считаются наиболее важными и влиятельными периодами в изучении гендера в спекулятивной фантастике. [15]
В этот творческий период появилось множество влиятельных романов авторов-женщин, в том числе « » Урсулы К. Ле Гуин ( Левая рука тьмы 1969), описанная как книга, с помощью которой научная фантастика «потеряла свою невинность в вопросах пола и гендера». и «Обделенные» (1974); [15] Джоанны Расс Наиболее важные работы , особенно «Женщина-мужчина» (1975), которую многие считают центральной работой женской научной фантастики; [15] и «Они двое» (1978); Энн Маккефри пророческий роман о киборгах «Корабль, который пел» (1969); [15] Вонды Макинтайр Два самых влиятельных романа : «Ожидание изгнанника» (1975) и «Змея снов» (1978); [15] » Мардж Пирси ( « Женщина на краю времени 1976), самый важный вклад в феминистскую научную фантастику автора, известного главным образом своими реалистическими работами; [15] и несколько романов Октавии Батлер , особенно «Сородичи» (1979) и «Дикое семя» (1980), которые были названы новаторскими и установили афроамериканский женский голос в научной фантастике.
В число важных рассказов вошли многие из Джеймса Типтри-младшего (мужской псевдоним, используемый Элис Шелдон), [44] например, «Женщины, которых мужчины не видят» (1973), «Девушка, которую подключили к сети» (1973) и «Решение для мух» (1977). [с] [45]
Эти работы совпали с началом применения феминистской теории к научной фантастике. [15] создавая застенчивую феминистскую научную фантастику . Феминистская научная фантастика отличается от более ранних феминистских утопических произведений большим вниманием к характеристике и включению гендерного равенства. [31]
Писатели-мужчины также начали по-новому подходить к изображению гендера: Сэмюэл Р. Делани зарекомендовал себя как наиболее радикальный голос среди мужских деятелей научной фантастики, репрезентирующих альтернативную сексуальность и гендерные модели в ряде крупных работ, что наиболее важно (с уважением). гендеру) в «Тритоне» (1976). [15] Гэри Вестфаль отмечает, что «Хайнлайн представляет собой проблемный случай для феминисток; с одной стороны, в его работах часто присутствуют сильные женские персонажи и энергичные заявления о том, что женщины равны мужчинам или даже превосходят их; но эти персонажи и заявления часто отражают безнадежно стереотипные взгляды». о типичных женских качествах, например, приводит в замешательство то, что Хайнлайн в «Расширенной Вселенной» призывает к созданию общества, в котором все юристы и политики — женщины, главным образом на том основании, что они обладают таинственной женской практичностью, которую мужчины не могут воспроизвести». [46]
Современная научная фантастика (1980–2000-е)
[ редактировать ]К 1980-м годам пересечение феминизма и научной фантастики уже стало основным фактором производства самой литературы. [45]
Такие авторы, как Никола Гриффит и Шери С. Теппер, часто пишут на гендерные темы. Работы Теппер были описаны как «определение феминистской научной фантастики», а ее отношение к гендеру варьировалось от ранних оптимистических научных фантазий, в которых женщины были столь же способны, как и мужчины, до более пессимистических работ, включая « Ворота в женскую страну » в котором люди являются причиной войн и загрязнения, а истинное равенство может быть достигнуто только путем полного преодоления человечества. [47]
Книга премии Хьюго , Небулы и Артура Кларка удостоенная «Вспомогательное правосудие», Энн Леки (2013), изображает общество, в котором пол является неважной деталью в жизни людей. Он называет большинство персонажей женщинами, если только они не говорят на языке, отличном от доминирующего. Из-за этого пол большинства персонажей остается неясным.
Антология « Тем временем в другом месте », вышедшая в сентябре 2017 года , представляет собой сборник рассказов, написанных авторами- трансгендерами о трансгендерных персонажах. В антологию вошли книга Джинн Торнтон «Ангелы здесь, чтобы помочь нам», в которой исследуется доступ к технологиям, деньгам и привилегиям, а также «Дар» Рики Аоки о молодой транс-девушке, которая выходит из мира, где быть трансгендером – это полностью принят. Книга была отредактирована Кэт Фицпатрик и Кейси Плетт и опубликована издательством Topside Press. [48] [49]
Комиксы
[ редактировать ]
Было время, когда девочки читали комиксы больше, чем мальчики. [ когда? ] но эти комиксы в целом были реалистичными , с упором на любовные и криминальные истории. [50] Однако на протяжении большей части своего существования предполагалось, что аудитория комиксов состоит в основном из мужчин. Женские персонажи и супергерои были ориентированы на эту мужскую аудиторию, а не на читателей-женщин. [51] Хотя было создано множество женщин-супергероев, очень немногие снимались в собственных сериалах или добились отдельного успеха. Спорили о том, вызвано ли отсутствие женской читательской аудитории тем, что писателям-мужчинам неудобно писать о женщинах или для них, или же в индустрии комиксов доминируют мужчины из-за отсутствия внутреннего интереса женщин к комиксам. [51]
Первой известной женщиной-супергероем является писателя-художника Флетчера Хэнкса второстепенный персонаж Фантома . [52] нестареющая древняя египетская женщина в наши дни, которая могла превращаться в существо с черепом, обладающее сверхспособностями для борьбы со злом; она дебютировала в 1940 году в комиксах Fiction Houses Jungle Comics .
В начале 1940-х годов в линии DC доминировали сверхспособные мужские персонажи, такие как Зеленый Фонарь , Бэтмен и его главный персонаж Супермен . Первая широко узнаваемая женщина-супергерой — Чудо-женщина , созданная Уильямом Моултоном Марстоном для All-American Publications , одной из трёх компаний, которые объединились в DC Comics . [53] Марстон задумал, чтобы этот персонаж стал сильным женским образцом для подражания для девочек, обладающим «всей силой Супермена и всем очарованием хорошей и красивой женщины». [54]
Таким образом, гендерные предпочтения Чудо-женщины вызывали беспокойство с момента ее зачатия. В свете этого Вертам определил, что главные роли женщин в комиксах резко контрастируют с женскими нормами середины века. [55] Впоследствии женские персонажи комиксов воспринимались читателями как устрашающие. В свою очередь, этот архетип женского характера часто называли « моллс ». Эти персонажи-моллы иногда проявляли распутные и криминальные наклонности, демонстрируя при этом женскую свободу действий в фантастической обстановке, которая в противном случае идеализировалась женщинами в обществе во время публикации комикса. [55]
Кино и телевидение
[ редактировать ]Фильм
[ редактировать ]
Женские персонажи в ранних научно-фантастических фильмах, таких как «Барбарелла» (1968), часто изображались как простые сексуальные котята. [56]
Профессор Шерри Иннесс сказала, что образы крутых женщин в более поздней научной фантастике воплощают женские фантазии о расширении прав и возможностей. [57] такие как персонажи Шарроу в Иэна М. Бэнкса романе «На темном фоне» (1993) или Алекс в фильме «Немезида 2» , которые оба физически одолевают нападавших мужчин. [57] [58]
Другим примером может служить в комиксах DC изображение Женщины-кошки , персонаж представляет собой идеальную фантазию о мощном женском персонаже. Хотя соблазнительная натура персонажа вызывает у некоторых противоречия, Женщина-кошка служит для женщин способом «осознать» силу и авторитет, которых женская аудитория желает в своей жизни. [59] Хотя властная героиня DC зарекомендовала себя как королева червей среди читательниц комиксов, ее обтягивающий комбинезон намекает на ее внешний вид, являющийся пиршеством для глаз мужской аудитории. [59] С этой целью Женщина-кошка не упускает возможности сыграть движущую силу феминистских идеалов в литературе комиксов.
Телевидение
[ редактировать ]Раннее телевидение изображало женщин прежде всего как идеализированных «идеальных домохозяек» или (часто чернокожих ) домашних работниц. [60] К середине 1960-х и 1970-х годов культурные нравы смягчились, и сексуальная объективация женщин стала более распространенным явлением. В этот период также наблюдалась диверсификация женских ролей с размытием ролей домохозяйки и работающей матери из среднего класса и представлениями женщин разного возраста, расы, класса и сексуальной ориентации. Появление сильных женских персонажей, таких как в «Ангелах Чарли» , по-прежнему ограничивалось ассоциациями власти с мужским одобрением. [61]
В 1960-е и 70-е годы также началось внедрение элементов научной фантастики и фэнтези в телевизионные программы. [61]
Популярные ранние научно-фантастические программы 1960-х годов сочетали использование научно-фантастических образов, наделяющих женщин полномочиями, со стереотипами о женской социальной сфере и женственности. Это было замечено в популярных сериалах, таких как «Я мечтаю о Джинни» и «Заколдованные» , в которых главными героями являются женщины с магическими способностями. [61] Саманта из «Заколдованных» — ведьма, которая предпочитает использовать свои способности в качестве домохозяйки, а ее муж предпочитает, чтобы она максимально ограничивала такие проявления силы, особенно когда они могут бросить вызов его эго. В основном она использовала магию для того, чтобы спасти своего мужа, выглядящего глупо перед своими сверстниками, или устранить вмешательство со стороны ее более сильной и феминистской матери Эндоры. [61] Напротив, главная героиня « Я мечтаю о Джинни» была неспособна выполнять свои обязанности домохозяйки и с большей вероятностью использовала свою магию, когда считала это уместным. Однако это всегда было на службе ее «Учителя», который требовал ее природу как джинна держать в секрете . Подчинение Джинни и откровенная одежда также идентифицировали ее прежде всего как сексуальный объект. [62] Обе программы показали, что женщины получают больше власти и известности благодаря метафоре магии, но эта сила была ограничена готовностью женщин подчиняться мужской власти. [62]
В 1960-е годы также появились первые спекулятивные представления женщин за пределами семейной жизни. [62] «Звездного пути» из . Лейтенант Ухура — известный ранний пример женщины-исследовательницы космоса, а ее раса сделала ее образцом для подражания, в частности, для чернокожих женщин Ее включение в сериал привело к привлечению большего количества женщин в поклонники научной фантастики. Этот персонаж рассматривался как успех феминистского движения и движения за гражданские права той эпохи, олицетворяющий идеал расового равенства и способность женщин найти значимую работу вне брака и семьи. Тем не менее, ее роль никогда не выходила за рамки футуристической секретарши , а ее униформа и заметное, но в целом молчаливое размещение на заднем плане сцен сделали ее главным украшением сериала. [62]
НФ-сериалы 1970-х годов следовали в том же духе: спекулятивные элементы использовались для расширения прав и возможностей женщин, в то время как общество требовало, чтобы они притворялись типичными и не представляющими угрозы. Примеры включают «Бионическую женщину» и телевизионную адаптацию «Чудо-женщины» . [62]
Примечания
[ редактировать ]а Для удобства НФ повсюду используется как сокращение от спекулятивной фантастики. Научная фантастика и слэш-фантастика при конкретном упоминании пишутся полностью.
б Собрано в «Двуручном паровозе: Избранные истории Генри Каттнера и К. Л. Мура».
с Собран в Her Smoke Rose Up Forever .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Феррандо, Франческа (2015). «О рождении постчеловека: гендер, утопия и постчеловек». В Хаускеллере, М.; Карбонелл, К.; Филбек, Т. (ред.). Справочник по постгуманизму в кино и телевидении . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-137-43032-8 .
- ^ Аттебери, с. 1
- ^ Jump up to: а б с Аттебери, с. 4.
- ^ Jump up to: а б Натансон, Пол; Кэтрин К. Янг (2001). Распространение мизандрии: учение о презрении к мужчинам в популярной культуре . McGill-Queen's Press. п. 108. ИСБН 978-0-7735-2272-5 .
- ^ Клют, Джон и Николлс, Питер , Энциклопедия научной фантастики , «Секс», с. 1088, 2-е изд. (1999), Орбита, Великобритания, ISBN 1-85723-897-4
- ^ Клют, Джон и Николлс, Питер , Энциклопедия научной фантастики , Лиза Таттл , «Женщины, изображенные в научной фантастике», стр. 1343, 2-е изд. (1999), Орбита, Великобритания, ISBN 1-85723-897-4
- ^ Jump up to: а б Аттебери, с. 5.
- ^ Jump up to: а б Клют, Джон и Джон Грант , Энциклопедия фэнтези , «Гендер», стр. 393, 1-е изд. (1997), Орбита, Великобритания, ISBN 1-85723-368-9
- ^ Гринер, Дэвид (4 июня 2013 г.). «Вырастет ли когда-нибудь жанр фэнтези и откажется от кольчужного бикини? Обложка отраслевого бюллетеня вызывает огненную бурю» . Рекламная неделя . Проверено 7 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Краткая история феминизма и спекулятивной фантастики» . Sevenglobal.org. Архивировано из оригинала 3 февраля 2009 года . Проверено 10 марта 2009 г.
- ^ Хэтчер, Мелисса МакКрори. «В поисках женской роли во «Властелине колец». Мифлор: журнал Дж. Р. Р. Толкина, К. С. Льюиса, Чарльза Уильямса и мифопоэтической литературы, том. 25, нет. 3–4, 2007, стр. 43–54.
- ^ Бейнбридж, Уильям. «Женщины в научной фантастике». Сексуальные роли, том. 8, нет. 10, 1982, стр. 1081–1093.
- ^ Смит, Джеффри Д. (1975). Симпозиум: Женщины в научной фантастике . Фантасмикон Пресс.
- ^ Барр, Марлин С. (1981). Будущие женщины: критическая антология . Популярная пресса Боулинг-Грин.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Фридман, Карл (июль 2000 г.). «Научная фантастика и триумф феминизма» . Научно-фантастические исследования . 27 (2). Университет ДеПау . Проверено 14 марта 2009 г.
- ^ Мельцер, Патрисия инопланетные конструкции: научная фантастика и феминистская мысль , стр. 204 University of Texas Press, 2006, ISBN 978-0-292-71307-9 .
- ^ Jump up to: а б Мельцер, Патрисия Инопланетные конструкции: научная фантастика и феминистская мысль , стр. 202 Издательство Техасского университета, 2006 г., ISBN 978-0-292-71307-9 .
- ^ Гребович, Маргрет; Л. Тиммель Дюшан; Никола Гриффит; Терри Биссон (2007). Научная фантастика мысленным взором: чтение науки через научную фантастику . Открытый суд. п. XVIII. ISBN 978-0-8126-9630-1 .
- ^ Кун, Аннет (1990). Чужая зона: теория культуры и современное научно-фантастическое кино . Версо.
- ^ Кун, с. 107
- ^ Кун, с. 108
- ^ Кун, с. 25
- ^ Кун, с. 28
- ^ Jump up to: а б Хоббс, Алекс (2013). «Исследования мужественности и литература». Литературный компас . 10 (4): 383–395. дои : 10.1111/lic3.12057. ISSN 1741-4113.
- ^ Jump up to: а б Фетишизация мужественности в научной фантастике: Киборг и консольный ковбой, Аманда Фернбах, Исследования научной фантастики , Том. 27, № 2 (июль 2000 г.), с. 234
- ^ Симпозиум SFS: Сексуальность в научной фантастике, Исследования научной фантастики (2009) 36 (3): 385-403
- ^ «Изменение образов трансгендеров в научной фантастике и фэнтези» . Мьюсинг Шерил . 16 августа 2010 г. Проверено 6 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Аттебери, с. 13.
- ^ Jump up to: а б Гаэтан Брюлотт и Джон Филлипс, Энциклопедия эротической литературы, «Научная фантастика и фэнтези», стр.1189, CRC Press, 2006, ISBN 1-57958-441-1
- ^ Jump up to: а б Бартер, стр.101
- ^ Jump up to: а б Бартер, стр.102
- ^ Ромейн, с. 329
- ^ Jump up to: а б с Тирни, Хелен (1999). Энциклопедия женских исследований . Издательская группа Гринвуд. п. 1442. ИСБН 978-0-313-31073-7 .
- ^ Эрик Гарбер, Лин Палеоуранские миры: Путеводитель по альтернативной сексуальности в научной фантастике, фэнтези и ужасах , «Предисловие», с. VIII Зал ГК: 1983 г. ISBN 0-8161-8573-5
- ^ Эрик Лейф Дэвин, «Партнеры в чудесе: женщины и рождение научной фантастики», 1926–1965 .
- ^ Тирни, Хелен (1999). Энциклопедия женских исследований . Издательская группа Гринвуд. п. 1443. ИСБН 978-0-313-31073-7 .
- ^ Jump up to: а б Алькофф, Л. (1988). Культурный феминизм против постструктурализма: кризис идентичности в феминистской теории. Знаки, 13 (3), 405. Получено с сайта. ПроКвест 1300116377
- ^ Понтин, Марк Уильямс (ноябрь – декабрь 2008 г.). «Чужой романист» . Обзор технологий Массачусетского технологического института .
- ^ Ноулс, Уильям (1997) [1960]. Резник, Майк (ред.). Девочки для Бога слизи . Эймс, Айова: Obscura Press. ISBN 0-9659569-0-3 .
- ^ Азимов, Исаак (1969). Сумерки и другие истории . Даблдэй. п. 307.
- ^ Гейл, Флойд К. (июнь 1962 г.). «5-звездочная полка Галактики» . Галактическая научная фантастика . стр. 191–194.
- ^ Аттебери, Брайан (2002). Расшифровка гендера в научной фантастике . Рутледж. п. 13 . ISBN 978-0-415-93950-8 .
- ^ Ларбалестьер, «Мама, вернись домой; Пародии на сексуальную войну», стр.72
- ^ Ван дер Спек, Инес (2000). Инопланетные сюжеты: женская субъективность и божественное в свете книги Джеймса Типтри «Мгновенный вкус бытия» . Издательство Ливерпульского университета. стр. 7–8 . ISBN 978-0-85323-814-0 .
- ^ Jump up to: а б Вольноотпущенник
- ^ Гэри Вестфаль, «Суперледи в ожидании: как женщина-герой почти появляется в научной фантастике», Foundation , vol. 58, 1993, стр. 42–62.
- ^ Бартер, стр. 103-4.
- ^ «Магазин товаров экспедициониста постреальности» . Магазин припасов экспедициониста постреальности . Проверено 6 декабря 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ « Тем временем в другом месте» открывает новый мир для читателей-трансгендеров» . Сука Медиа . Архивировано из оригинала 07.12.2017 . Проверено 6 декабря 2017 г.
- ^ Роббинс, Трина . От девочек до грррлз: история женских комиксов от подростков до журналов (Сан-Франциско: Chronicle Books, 1999), стр. 7; ISBN 0-7567-8120-5
- ^ Jump up to: а б Райт, с. 250
- ↑ Toonopedia Дона Маркштейна: Fantomah. Архивировано 25 мая 2024 г. на archive.today.
- ^ ' Кто была Чудо-женщина? Архивировано 4 января 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Лес Дэниелс, Чудо-женщина: Полная история (DC Comics, 2000), стр. 28-30.
- ^ Jump up to: а б Тилли, Кэрол Л. (2 октября 2018 г.). «Регрессивная формула извращенности: Вертам и женщины комиксов». Журнал лесбийских исследований . 22 (4): 354–372. дои : 10.1080/10894160.2018.1450001. ISSN 1089-4160. ПМИД 29694275.
- ^ Иннесс, Шерри А. (1998). Крутые девчонки: женщины-воины и чудо-женщины в массовой культуре . Опубликовано издательством Пенсильванского университета. п. 102 . ISBN 978-0-8122-3466-4 .
- ^ Jump up to: а б Иннесс, Шерри А. (1998). Крутые девчонки: женщины-воины и чудо-женщины в массовой культуре . Опубликовано издательством Пенсильванского университета. п. 23 . ISBN 978-0-8122-3466-4 .
- ^ Иннесс, Шерри А. (1998). Крутые девчонки: женщины-воины и чудо-женщины в массовой культуре . Опубликовано издательством Пенсильванского университета. п. 25 . ISBN 978-0-8122-3466-4 .
- ^ Jump up to: а б Мадрид, Майк. Супергёрл: феминизм, фэнтези и история героинь комиксов (переработанное и обновленное) . Уничтожение Angel Press, 2016.
- ^ Хелфорд, с. 1
- ^ Jump up to: а б с д Хелфорд, с. 2
- ^ Jump up to: а б с д и Хелфорд, с. 3
Источники
[ редактировать ]- Аттебери, Брайан (2002). Расшифровка гендера в научной фантастике . Рутледж. ISBN 978-0-415-93950-8 .
- Ромейн, Сюзанна (1999). Общение о гендере . Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс. п. 329. ИСБН 978-0-8058-2926-6 .
- Ларбалестье, Жюстин (2002). Битва полов в научной фантастике . Издательство Уэслианского университета. ISBN 0-8195-6527-Х .
- Хелфорд, Элис Рэй (2000). Девушки-фэнтези: гендер в новой вселенной научной фантастики и фэнтезийного телевидения . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-8476-9835-6 .
- Бартер, Марта А. (2004). Утопическая фантастика: избранные очерки двадцатой ICFA . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0-313-31635-7 .
- Кун, Аннет (2000). Теория культуры и современное научно-фантастическое кино . Версо. ISBN 978-0-86091-993-3 .
- Робертс, Робин (1993). Новый вид: гендер и наука в научной фантастике . Урбана: Издательство Университета Иллинойса.
- Нунан, Бонни (2005). Женщины-учёные в фантастических фильмах пятидесятых годов . МакФарланд и Ко. ISBN 978-0-7864-2130-5 .