Дикое семя (роман)
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( апрель 2016 г. ) |
Автор | Октавия Батлер |
---|---|
Художник обложки | Джон Кайя [ 1 ] |
Язык | Английский |
Ряд | Паттернист Серия |
Жанр | научная фантастика |
Издатель | Книги Даблдэй (США) Сиджвик и Джексон (Великобритания) |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Опубликовано на английском языке | 1980 |
Тип носителя | Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке ) |
Страницы | 248 стр. |
ISBN | 0-385-15160-8 |
ОКЛК | 731027178 |
Предшественник | Выживший |
С последующим | Ковчег Клея |
«Дикое семя» — научно-фантастический роман американской писательницы Октавии Батлер . Хотя она была опубликована в 1980 году как четвертая книга серии «Паттернисты» , это самая ранняя книга в хронологии мира паттернистов. Другие книги этой серии, в порядке хронологии паттернистов: «Разум моего разума» (1977), «Ковчег Клэя» (1984), «Выживший» (1978) и «Мастер шаблонов» (1976).
Сюжет
[ редактировать ]«Дикое семя» — это история двух бессмертных африканцев по имени Доро и Аньянву. Доро — дух, который может вселяться в тела других людей, убивая всех и вся на своем пути, а Аньянву — женщина с целебными способностями, которая может превращаться в любого человека или животное. Когда они встречаются, Доро чувствует способности Аньянву и хочет добавить ее в одну из своих семенных деревень в Новом Свете, где он выращивает сверхлюдей. Доро убеждает Аньянву поехать с ним в Америку, говоря ей, что он подарит ей детей, которым ей никогда не придется смотреть, как они умирают. Хотя Доро планирует оплодотворить ее сам, он также хочет разделить ее со своим сыном Исааком. Исаак обладает очень сильными телекинетическими способностями и является одним из самых успешных семян Доро. Объединив Аньянву и Исаака, Доро надеется получить детей с особыми способностями.
Доро обнаруживает, что когда Аньянву превращается в животное, он не может ее почувствовать или убить. Чувствуя угрозу из-за ее способности менять форму, он задается вопросом, достаточно ли он контролирует ее. Аньянву становится свидетелем варварских поступков Доро и явного пренебрежения к своему народу, что пугает ее. Когда они прибывают в деревню семян, Доро говорит Аньянву, что она должна выйти замуж за Исаака и родить ему детей и детей того, кого выберет Доро. Аньянву в конце концов соглашается, как только Исаак убеждает ее, что она может быть единственной, кто сможет дозвониться до Доро.
Пятьдесят лет спустя Доро возвращается в деревню семян. Его отношения с Аньянву ухудшились, и единственное, что удерживает его от ее убийства, - это ее успешный брак с Исааком. Он вернулся домой, потому что чувствует, что дочь Аньянву, Нвеке, полностью обретает свои силы. Во время своего перехода Нвеке атакует Аньянву. Пытаясь защитить Аньянву, Исаак случайно убивает Нвеке и у него случается сердечный приступ. Аньянву понимает, что она слишком слаба, чтобы исцелить Исаака, и он умирает. Боясь, что Доро убьет ее теперь, когда Исаака нет рядом, чтобы защитить ее, Аньянву превращается в животное и убегает.
Спустя столетие Доро наконец выслеживает Аньянву на плантации в Луизиане . К его удивлению, Аньянву создала собственную колонию, которая во многих отношениях более успешна, чем колония Доро. Она защищает свой народ до прибытия Доро, после чего он навязывает свою программу размножения ее сообществу. Один мужчина, которого он приводит для спаривания с одной из дочерей Аньянву, разрушает гармонию колонии, что приводит к гибели нескольких человек. Аньянву устает от контроля Доро, поскольку его бессмертие делает его единственной постоянной вещью в ее жизни. Она решает покончить жизнь самоубийством. Ее решение заставляет Доро изменить свое мнение. В отчаянии он соглашается пойти на компромисс, пока она продолжает жить. С этого момента Доро больше не убивает так небрежно, чтобы остаться бессмертным, и не выбирает убийства из людей, которых он должен защищать. Он также перестает использовать Аньянву для размножения; с этого момента она помогает ему в его поисках более перспективных семян, но является скорее союзником и партнером, чем его рабыней.
Персонажи
[ редактировать ]Солнце
[ редактировать ]Аньянву - чернокожая главная героиня «Дикого семени», которая родилась в деревне игбо (или ибо, как говорит Доро) в Африке с генетическими мутациями, которые наделяют ее бессмертием и физической силой. Она также обладает сверхъестественной способностью исцелять больных и раненых, включая себя. Аньянву — «оборотень», человек, способный изменять свои клетки, чтобы создать новую идентичность, например, другое тело, пол, возраст или даже видовые метаморфозы, к которым она призывает, когда это необходимо для обеспечения ее выживания. Когда Доро приходит к ней, ее рассматривают как своего рода мифическое существо, живущее на окраине деревни ее народа (включая ее многочисленных детей). Ей всего несколько сотен лет по сравнению с несколькими тысячами Доро на момент их свадьбы. Хотя у нее есть способность причинять вред, Аньянву — высокоморальная женщина с сильным чувством человечности. Для Аньянву важны семья и сообщество, автономия и общение, любовь и свобода, и все это оказывается под угрозой, когда она встречает Доро.
Доро
[ редактировать ]Доро - антагонист истории. Он тоже мутант, родившийся недалеко от Египта, в Куше во времена правления фараонов. Приближаясь к половому созреванию, Доро совершенно случайно узнает, что он «похититель тел», а это означает, что его жизнь продлевается за счет убийства ближайшего к нему человека и подчинения его/ее физического тела. Таким образом, его бессмертие подпитывается жестокостью и стремлением к власти и контролю. Давным-давно он увлекся выведением сверхлюдей, чтобы сформировать псионическое общество, которое обеспечит его необходимыми ему человеческими телами, а также сексуальными партнерами. Качества Доро богоподобны, что заставляет членов его общества одновременно бояться и уважать его. Однако на земле нет никого, кто мог бы удовлетворить его потребность в общении, пока он не встретит Аньянву.
Исаак
[ редактировать ]Исаак — любимый сын Доро. Айзек физически человек во всех отношениях, но обладает непревзойденными телекинетическими способностями, которых Доро больше всего желает для своего построенного общества. Доро успешно планирует связать своего сына Исаака со своей женой Аньянву как прародителей новой линии сверхлюдей. Исааку очень нравится эта пара, поскольку ему очень нравится Аньянву и он находит ее привлекательной, но она считала этот брак почти кровосмесительным, потому что в то время она была замужем за Доро, его отцом. Позже пара сформировала любящую и прочную связь и вместе создала семью. Как самый доверенный и уважаемый сын Доро, Исаак установил прекрасные отношения с другими жителями Уитли, одной из семенных деревень Доро, и считался лидером, пока Доро отсутствовал.
Томас
[ редактировать ]Томас — болезненный, пьяный, злой и угрюмый псионик, ведущий жизнь отшельника в лесу. Доро приказывает Аньянву спариваться с ним, чтобы преподать ей урок послушания, а также произвести на свет очень одаренного ребенка.
Один
[ редактировать ]Рут Нвеке - дочь Аньянву и Томаса, она воспитывается в семье Аньянву и Исаака. Нвеке — многообещающий псионик, чьи способности настолько чувствительны, что представляют опасность. Ее переход во взрослую псионическую жизнь был интенсивным и болезненным, и его результат стал неудачей для программы евгеники Доро.
Стивен
[ редактировать ]Стивен Ифейинва - сын Аньянву, который живет с ней на юге, на плантации. Она обожает его; он не является продуктом программы разведения Доро.
Второстепенные персонажи
[ редактировать ]- Окойе — внук Аньянву, которого она встречает в африканском невольничьем порту.
- Уденкво — дальний родственник Аньянву. Она выходит замуж за Окойе.
- Бернард Дейли — правая рука Доро в рабовладельческом бизнесе.
- Джон Вудли — обычный сын Доро и капитан невольничьего корабля.
- Лале Сакс - «дикий» псионический сын Доро, которого Аньянву убивает в целях самообороны.
- Джозеф Толер — злонамеренный агент, подброшенный Доро на плантацию Аньянву в Луизиане.
- Хелен Обьягели и Маргарет Ннека — дочери Аньянву из Луизианы. Маргарет не прошла через свой переход, но позже в латентном состоянии выходит замуж за Джозефа (также первоначально считавшегося латентным).
- Айе - партнер Стивена Ифейинвы и мать его ребенка. Поначалу Аньянву она не очень нравится, но он забирает ее и ее детей с улицы. В конце концов она начинает заботиться об Ие, поскольку оказывается любящей и нежной матерью для ребенка Ифейинвы.
- Луиза — пожилая женщина, работающая на плантации у семьи Аньянву, Рита — повар, а Сьюзен — полевой рабочий.
Темы
[ редактировать ]Она снова сидела, глядя на огонь, возможно, принимая решение. Наконец она посмотрела на него, изучила его с таким усердием, что ему стало не по себе. Его дискомфорт поразил его. Он больше привык доставлять другим людям дискомфорт. И ему не нравился ее оценивающий взгляд – как будто она решала, покупать его или нет. Если бы он смог завоевать ее живой, он бы когда-нибудь научил ее хорошим манерам!
Дикие семена , pdf 16.
Борьба за власть
[ редактировать ]Wild Seed комментирует динамику власти через конфликт между его главными героями, Доро и Аньянву. Доро и Аньянву — бессмертные со сверхъестественными способностями, но представляют совершенно разные мировоззрения. Как паразитическая сущность, Доро является заводчиком, хозяином, убийцей и потребителем жизней, в то время как, будучи заземлена в своем теле, Аньянву является заботливой «земной» матерью, целительницей и защитницей жизни. [ 2 ] [ 3 ]
Судя по всему, им суждено стать связанными, как следует из их имен (Доро означает «восток», а Аньянву означает «солнце»), [ 2 ] они участвуют в столкновении воли, которое длится более века. Некоторые критики рассматривают их борьбу как борьбу между «мужскими» и «женскими» перспективами: Доро — патриархом , который контролирует и доминирует над своим народом, а Аньянву — матриархом , который питает и защищает свой народ. [ 4 ] Другие считают, что их отношения напоминают отношения господина и раба. Например, первая оценка Доро Аньянву — это ценное «дикое семя», гены которого улучшат его эксперименты по размножению, и поэтому он решает «приручить и вывести ее». [ 3 ] Эта динамика хозяина/раба усложняется, когда Аньянву отказывается подчиняться просьбам Доро и защищает свой народ от него. Ближе к концу романа Доро понимает, что не может подчинить волю Аньянву, и, признавая ее ценность, он отказывается от части своей абсолютной власти, чтобы примириться с ней. [ 2 ] [ 4 ]
Евгеника
[ редактировать ]Ему нужна была женщина. Она была диким семенем лучшего сорта. Она усилила бы любую линию, к которой он ее привел, усилила бы ее неизмеримо.
Дикие семена , стр. 15.
Несмотря на то, что его классифицируют как фэнтези, «Дикое семя» считается основным выразителем интереса Батлера к евгенике как средству дальнейшей эволюции человека. Сама Батлер охарактеризовала роман как «более научную фантастику, чем думает большинство людей», потому что способности Аньянву изменять форму и исцелять делают ее медицинским экспертом. [ 5 ]
Мария Алин Феррейра идет еще дальше, описывая Доро и Аньянву как «инженеров-протогенетиков», чье глубокое понимание того, как функционирует человеческое тело, помогает им переделывать себя и трансформировать других. [ 6 ]
Для Эндрю Шаппера « Дикое семя» — это отправная точка к «этике контролируемой эволюции», которая пронизывает романы Батлера, особенно в трилогии «Ксеногенез» . Будучи ранним романом на эту тему, « Дикое семя» выдает тревогу Батлер по поводу того, что евгенические манипуляции и селективное размножение могут привести к неэтичному злоупотреблению властью, и поэтому она противопоставляет этому «иудео-христианский этический подход к святости человеческой жизни», представленный персонаж Аньянву. [ 7 ]
Джерри Канаван утверждает, что Wild Seed бросает вызов традиционным расовым фантазиям, заставляя евгенический проект Доро на тысячелетия вытеснить евгенический проект Европы. В этой «альтернативной истории» «сама Америка — теперь превратившаяся в промежуточный этап между тайной историей экспериментов Доро и жестокими последствиями их ужасного успеха — пересказывается здесь как африканская история, в африканском рецентрировании истории, которое служит как ярую антиколониалистскую провокацию, даже если результаты в основном антиутопичны». Тем не менее, хотя евгенический проект Доро представляет собой «сверхмощную черноту», которая отрицает идеи превосходства белых, его эксплуатация своего народа как простые генетические эксперименты перекликается с методами размножения рабовладельцев Нового Света, воспроизводя таким образом реальную историю расового рабства, практикуемого Западный мир. [ 8 ]
Аньянву - сильная чернокожая главная героиня
[ редактировать ]У Аньянву было слишком много силы. Несмотря на увлечение Доро ею, его первым желанием было убить ее. У него не было привычки оставлять в живых людей, которых он не мог абсолютно контролировать. ... В форме дельфина, а до этого в форме леопарда Доро обнаружил, что его разум не может ее найти.
Дикие семена , стр. 88-89.
Как объясняет ученый Батлера Рут Сальваджио, «Дикое семя» было опубликовано в то время, когда сильных чернокожих женщин-героев практически не существовало за пределами романов Батлера. [ 9 ] Создав могущественного персонажа Аньянву, Батлер вытеснил стереотипы о женщинах в жанре научной фантастики. [ 10 ] Лисбет Гант-Бриттон описывает Аньянву как «яркий пример героинь, которую изображает Батлер. Волевые, физически способные и обычно наделенные некоторыми дополнительными умственными или эмоциональными способностями… тем не менее, им часто приходится переносить чрезвычайно жестокие условия, когда они пытаются проявлять некоторую степень свободы воли». [ 11 ]
История Аньянву также является важным вкладом в женскую литературу, поскольку она иллюстрирует, как цветные женщины пережили как гендерное, так и расовое угнетение. Как объясняет Элис Рэй Хелфорд, «помещая свой роман в реалистической Африке и Америке прошлого, [Батлер] показывает своим читателям силу, борьбу и выживание чернокожих женщин в годы рабства в истории Соединенных Штатов». ." [ 4 ]
Как и многие сильные афроамериканские персонажи Батлера женского пола, Аньянву находится в конфликте с мужским персонажем Доро, который столь же силен, как и она. Батлер использует этот тип несоответствия, чтобы показать, насколько по-разному мужчины и женщины демонстрируют свою силу и ценности. [ 2 ] Поскольку путь Аньянву, как отмечает Дж. Эндрю Деман, «это путь целителя», а не убийцы, [ 10 ] ей не нужно насилие, чтобы продемонстрировать свою истинную силу или мощь. Как утверждает Гант-Бриттон, истинная сила Аньянву показана много раз на протяжении истории, но она определенно проявляется, когда она угрожает покончить жизнь самоубийством, если Доро не прекратит использовать ее для создания новых видов, заставив Доро подчиниться «своей воле во имя любовь», хотя бы на мгновение. [ 11 ]
Дикое семя как альтернативный феминистский нарратив
[ редактировать ]Аньянву хотелось бы, чтобы у нее были боги, которым можно было бы молиться, боги, которые могли бы ей помочь. Но у нее была только она сама и магия, которую она могла творить своим телом.
Дикое семя , стр. 24.
было опубликовано в 1980 году, Несмотря на то, что «Дикое семя» оно отклоняется от типичного повествования «будущей утопии» Второй волны , которое доминировало в феминистской научной фантастике 1960-х и 1970-х годов. [ 12 ] Как Л. Тиммель Дюшан утверждает , « Дикое семя », а также «Сородичи» предоставили альтернативу «белому буржуазному повествованию, основанному на идее суверенного индивидуализма», которое писательницы-феминистки использовали в качестве прототипа для своих освободительных историй. Не следуя «борьбе по принципу «все или ничего»» западной художественной литературы, «Дикое семя» лучше представляет трудные компромиссы, на которые должны пойти настоящие женщины, чтобы жить в патриархальном , репрессивном обществе. [ 3 ]
Контроль
[ редактировать ]Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( декабрь 2021 г. ) |
Персонаж Доро играет важную роль в романе, поскольку он полностью контролирует всех остальных персонажей. Одна из причин того, что Доро имеет такой большой контроль, заключается в том, что он определяет, жить ли человеку или умереть. У Доро есть дар и проклятие: он может принять тело любого, кого пожелает. Это дар, потому что он способствует его бессмертию, но это проклятие, потому что, когда тело хозяина стареет, он должен отказаться от него и заменить его, чтобы жить; чтобы Доро выжить, он должен убивать. Это заставляет других персонажей очень осторожно относиться к Доро, потому что они знают, что он может покончить с ними в любой момент. Контроль Доро также проистекает из его мужественности. Будучи мужчиной в обществе, где доминируют мужчины, ему намного легче контролировать женщин, даже Аньянву. Аньянву достаточно сильна физически, чтобы сражаться с Доро, но бывают случаи, когда она не принимает ответных мер на его физическое насилие. Доро использует секс, чтобы приблизить к себе женщин и создать эмоциональную связь, из-за которой им будет трудно расстаться. [ нужна ссылка ]
Аньянву как изображение идентичности киборга
[ редактировать ]Ученые рассматривают меняющего облик Аньянву как вымышленное представление «киборгской» личности Донны Харауэй , как она определена в ее эссе 1985 года « Манифест киборга ». В частности, Аньянву воплощает «живую социальную и телесную реальность Харауэй, в которой люди не боятся своего совместного родства с животными и машинами, не боятся постоянно частичных идентичностей и противоречивых точек зрения», поскольку ее способности к изменению формы конкурируют с генной инженерией Доро. [ 12 ] [ 13 ] Гибридность Аньянву, ее способность представлять несколько одновременно идентичностей позволяют ей выжить, иметь свободу выбора и оставаться верной себе и своей истории посреди мучительного угнетения и перемен. [ 12 ]
Стейси Алаймо далее утверждает, что Батлер использует «полностью воплощенную» Аньянву не только для того, чтобы противодействовать «ужасающей картезианской субъективности» Доро, но и для того, чтобы фактически преодолеть дихотомию между разумом и телом, поскольку Аньянву способна «читать» другие тела по своему собственному. Таким образом, она иллюстрирует концепцию Харауэя « расположенного знания », в которой субъект (знающий) не дистанцируется от объекта (известного) и, таким образом, предлагает альтернативный способ познания мира. Таким образом, тело Аньянву представляет собой «пограничное пространство», которое стирает традиционное разделение мира на «природу» и «культуру». [ 14 ]
Для Джерри Канавана очевидное удовольствие и радость Аньянву от каннибализации Другого в Себя (особенно животных и особенно дельфинов) представляет нам альтернативу циклу насилия и стремления к власти, предлагаемому сверхчеловеческими паттернистами (и, в метафорическом расширении, , история человечества). Ее общение с Инаковостью позволяет расширить сознание, а не просто повторять модели доминирования. [ 8 ]
Афроцентризм/афрофутуризм
[ редактировать ]На момент публикации « Дикое семя» считалось новаторским, поскольку в жанре научной фантастики не существовало ни другой африканской точки зрения, ни африканского главного героя. Роман Батлера минималистичен на западноафриканском фоне, но, тем не менее, ему удается передать богатый дух культуры Онитша через героиню игбо, Аньянву. [ 15 ] В частности, Wild Seed занимается сетью африканских родственных связей. [ 2 ]
Помимо афроцентрической точки зрения, «Дикое семя» также было классифицировано как афрофутуристический текст. Как утверждает Элси Рэй Хелфорд, роман является частью более крупного проекта Батлера, призванного «изобразить выживание афроамериканской культуры на протяжении всей истории и в будущем». [ 4 ] Действительно, как история происхождения серии «Паттернисты», рассказывающей о подвигах расы генетически мутировавших черных сверхлюдей, которые в конечном итоге стали править Землей в 27 веке, « Дикое семя» пересматривает наше представление о человеческой истории, руководствуясь принципом превосходства белых. [ 8 ]
Комментарий к рабству в Новом Свете
[ редактировать ]Wild Seed представляет и комментирует историю плантационного рабства в Соединенных Штатах . Сцены романа изображают захват и продажу африканцев; характер европейских работорговцев; Средний проход ; и плантационная жизнь в Америке. [ 16 ] Доро также напоминает рабовладельца, потому что его программа принудительного воспроизводства направлена на создание исключительных особей ценой деградации человечности ее участников. [ 8 ]
Кроме того, можно сказать, что отношения между двумя главными героями романа, Аньянву и Доро, комментируют аспекты работорговли. Аньянву выгоняют из дома и отправляют в Америку, чтобы выводить потомство от имени Доро. Таким образом, Доро интерпретировался как символ контроля над местом и сексуальностью в работорговле, а Аньянву как символ колонизированного и подчиненного коренного населения. [ 10 ] Конфликты Аньянву с Доро также иллюстрируют эмоциональные и психологические последствия рабства и возможности рабовладения в сопротивлении Аньянву контролю Доро. [ 4 ]
Животность
[ редактировать ]В «Диком семени » Батлер изображает различие между животным и человеком как плавное. Аниванву обладает магической способностью превращаться в любое животное, которое пожелает, после того, как вкусит его плоть. Ее вход в мир животных предлагает спасение от насилия и доминирования, присущих человеческим социальным и сексуальным отношениям. [ нужна ссылка ] Например, после принятия облика дельфина рассказчик отмечает: «Она помнила, как над ней издевались, когда она была самкой животного, как ее преследовали настойчивые самцы, но только в своем истинном женском облике она могла вспомнить, как ее серьезно ранили самцы – мужчины. ..Купаться с [дельфинами] было все равно, что быть с другим народом. Здесь нет работорговцев с клеймами и цепями. Никакой Доро с нежными, ужасными угрозами ее детям, ей самой». [ 17 ]
Патриархат и западная современность
[ редактировать ]Во время их первой встречи Батлер историзирует прошлое Доро и Аньянву. Батлер делает это не для того, чтобы изменить ход истории, а для того, чтобы в конечном итоге разобраться в том, как западная современность использует расизм, а также патриархат для создания и поддержания колониальных проектов.
«История» репродуктивных колоний Доро, которые он называет «деревнями семени», воплощает в себе обоснование западной современности. Доро также представляет эти «деревни семени» как альтернативу западной современности, точнее, рабству и колонизации. Как мы видим, в тот момент, когда Аньянву соглашается на продолжение Доро его колониального проекта, она соглашается на патриархальную систему управления, которая контролирует не только ее способность воспроизводить потомство, но и того, кого выберет Доро. Этот контроль над воспроизводством женщин мало чем отличается от того же патриархального управления воспроизводством в условиях рабства и колонизации. После ее согласия отношения Доро и Аньянву описываются в диалектике хозяин-раб/, колонизатор/колонизированный. В этом случае колонизация связана с патриархальными желаниями, особенно с желаниями контроля над воспроизводством. [ нужна ссылка ]
Кроме того, удовольствие, которое Доро получает от размножения, переосмысливает его роль колонизатора/хозяина:
«...Вначале он преследовал их точно по той же причине, по которой волки охотятся за кроликами. Вначале он разводил их точно по той же причине, по которой люди разводят кроликов... Он строил людей, которые могли умереть, не знал, какими врагами могут быть одиночество и скука». [ 18 ]
Описывая чудовищность колониального проекта Доро как проистекающую из «естественных» желаний и человеческих склонностей, Октавия Батлер в « Диком семени » выполняет работу по созданию преемственности между патриархальными проектами Запада и созданием Доро «деревен семени». Батлер использует тот же пафос, который использовался для описания некоторых из самых печально известных колонизаторов/хозяев (например, Христофора Колумба), чтобы рационализировать действия Доро. Именно патриархальное желание в данный момент стирает грань между западной современностью и проектом Доро.
Постколониализм и неоколониализм
[ редактировать ]Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( декабрь 2021 г. ) |
«Дикое семя» подрывает некоторые характеристики постколониализма. Постколониализм предполагает, что мир вступил в период, когда колонизация больше не является реальностью. Это также предполагает, что колонизация закончилась в одни и те же сроки как для колонизированных, так и для колонизаторов. [ 19 ] Доро — воплощение колонизатора. Когда Доро прибывает в деревню семян в начале романа, он признает, что «Работорговцы были там до него. Своим оружием и своей жадностью они за несколько часов разрушили работу тысячи лет». [ 20 ] Доро колонизировал мир своими семенными деревнями за тысячи лет до того, как европейцы смогли сделать то же самое. Более того, Доро по-прежнему управляет семеноводческими деревнями и до сих пор занимается селекционным разведением своих людей вплоть до 1800-х годов. Таким образом, «Дикое семя» показывает, что колониализм — это непрерывный процесс, не имеющий определенного начала или конца.
Постколониалистская теория также предполагает, что антиколониальные движения и националистические движения третьего мира не существуют в постколониальную эпоху. [ 19 ] Аньянву — метафорический Третий мир в романе Батлера. Она не говорит по-английски, когда впервые встречает Доро, поддерживает традиции своей родины и не владеет передовыми технологиями. Доро чувствует необходимость цивилизовать ее, когда приводит ее в новый мир. Он заставляет ее одеваться в новых мировых стилях и заставляет ее изучать английский язык и новые мировые обычаи. Кроме того, Доро использует ее для выращивания детей со сверхъестественными способностями. В первой половине романа Аньянву полезна Доро только потому, что она может менять форму и потому что ее тело может адаптироваться к любому яду и болезни, которым она его подвергает. Таким образом, Доро эксплуатирует ее ради ее ресурсов, заставляя действовать по-западному или «цивилизованно». [ нужна ссылка ]
Характерной чертой неоколониализма является то, что колониальные державы продолжают эксплуатировать ресурсы своего колонизированного аналога в экономических или политических интересах. [ 19 ] «Дикое семя» демонстрирует неоколониализм в отношениях между Доро и Аньянву, а также в отношениях между Доро и его потомками. Доро использует детей Аньянву, чтобы продолжить эксплуатацию ее сверхъестественных способностей. Он отмечает, что «ее дети держали бы ее, даже если бы ее муж этого не делал». [ 21 ] Аньянву не хочет подвергать опасности своих детей, пытаясь сбежать или убить Доро. Даже после того, как она пытается начать новую жизнь на плантации, он размножается с ней, чтобы передать ее сверхъестественные способности своим детям. Он заинтересован в ее силах и отказывается отпустить ее. Дети Аньянву сталкиваются с той же проблемой, пытаясь сбежать от Доро. Доро угрожает им смертью, чтобы держать их под своим контролем. Он намеренно создает деревни для своих людей, чтобы, если они решат уйти, они остались ни с чем. Они полагаются на Доро как на родство и защиту. В свою очередь Доро использует их в своих целях.
Пересмотр историй происхождения
[ редактировать ]Ученые отметили, что Wild Seed пересматривает множество мифов. Хотя большинство рассматривает создание Доро и Аньянву новой расы как афроцентрическую ревизию иудео-христианской истории Книги Бытия , [ 22 ] подтексте романа Элизабет А. Линн и Эндрю Шаппер сосредотачивают внимание на прометеевском . [ 23 ] Линн сравнила его с Мэри Шелли » «Франкенштейном . [ 23 ] Наконец, Джон Р. Пфайффер видит в «ненасытной… жажде существования» Доро отсылку к мифу о Фаусте и легендам о вампирах . [ 24 ]
Фоны
[ редактировать ]В интервью Ларри Маккаффери и Джиму Макменанину Батлер призналась, что написание « Дикого семени» помогло ей поднять настроение после завершения мрачной фантазии, которой был ее рабский рассказ « Сородичи» . [ 25 ] Она заинтересовалась написанием романа о народе игбо (или ибо) в Нигерии после прочтения произведений нигерийского писателя Чинуа Ачебе . [ 2 ] «Дикое семя» потребовало значительного объема исследований, поскольку Батлер предполагал, что игбо — это один народ с одним языком, но обнаружил, что они общаются на пяти диалектах. [ 25 ]
Среди источников, к которым Батлер обращалась по поводу африканского происхождения своего романа, были «Список слов Ибо» » Ричарда Н. Хендерсона , «Король в каждом мужчине Ирис Андрески и «Сказки старых жен» . [ 2 ] Упоминание в книге Хендерсона легенды Онитши об Атагбуси, которая, как считалось, могла превращаться в крупных животных, стало основой образа Аньянву. [ 22 ] Как Батлер сказал Маккаффери и Макменанину:
«Атагбуси была оборотнем, которая всю свою жизнь помогала своему народу, а когда она умерла, ей посвятили рыночные ворота, которые позже стали символом защиты. Я подумал про себя: «Описание этой женщины идеально — кто сказала, что она должна умереть?» [ 25 ]
В интервью Розали Дж. Харрисон Батлер рассказала, что сделать Аньянву целителем пришла к ней после того, как она стала свидетельницей смерти друга от рака. [ 26 ]
Характер Доро, как рассказала Батлер в более позднем интервью Рэндаллу Кенану, возник из ее собственных подростковых фантазий «жить вечно и разводить людей». И хотя она уже дала ему имя, позже она обнаружила, что его имя на нубийском языке означает «направление, откуда приходит солнце», что хорошо сочеталось с именем ее героини игбо, Аньянву, что означает «солнце». [ 5 ]
Исследователь Батлера Сандра Ю. Гован отмечает, что выбор Батлером аутентичной африканской обстановки и персонажей был беспрецедентным нововведением в научной фантастике. Она прослеживает западноафриканское происхождение Батлера для «Дикого семени» Чинуа Ачебе до «Вещи разваливаются» и «Времена года 2000» Айе Армы , отмечая, как в романе используются сети западноафриканского родства для противодействия перемещению африканцев во время Среднего пути и их расселению после прибытия в Новый путь. Мир. [ 2 ]
Прием
[ редактировать ]Wild Seed получил много положительных отзывов, особенно за свой стиль: Washington Post похвалила из Элизабет А. Линн сочинения Батлер как «сдержанные и уверенные, и даже в моменты сильного напряжения она никогда не теряет контроля над своим темпом или чувством ритма». история». [ 23 ] В своем обзоре творчества Батлера критик Бертон Раффел выделяет «Дикое семя » как пример «главного литературного таланта» Батлера, называя прозу книги «точной и четкой ритмичностью», «сильной, потому что она сфокусирована» и «вымышленно великолепно эффективной, потому что она в каждой детали соответствует жизни персонажей». В своей книге 2001 года « Как писать научную фантастику и фэнтези» знаменитый писатель-фантаст Орсон Скотт Кард использовал отрывки из первых абзацев «Дикого семени» , чтобы проиллюстрировать принципы написания хорошей художественной литературы (например, как правильно называть персонажей, как поддерживать заинтригованность читателя). ), а также хороших спекулятивных писаний (как отсрочка, импликация и буквализм могут работать вместе, создавая фантастические реальности, которые, тем не менее, правдоподобны). [ 27 ]
Некоторые рецензенты также высоко оценили умение Батлера объединить фэнтези и реализм, а Analog из Том Истон заявил, что «история Батлера, несмотря на то, что это вымысел, звучит правдоподобно, как только лучшие романы». [ 28 ] Отметив, что «сама по себе история устрашающе увлекательна и хорошо продумана», Майкл Бишоп отметил, что величайшим достижением Батлер было создание двух бессмертных персонажей, которые, тем не менее, полностью правдоподобны в образе людей, что делает « Дикое семя » «одной из самых странных любовных историй, какие только можно себе представить». когда-нибудь, вероятно, прочитаю». [ 15 ] Линн также отметила, что «использование [Батлером] истории в качестве фона для борьбы ее бессмертных главных героев создает текстуру реализма, которую воображаемому будущему, каким бы правдоподобным оно ни было, будет трудно достичь». [ 23 ] Джон Пфайффер назвал его «вероятно, лучшим романом Батлера… сочетанием блестящей басни Батлера и реальной истории» и описал Доро и Аньянву одновременно как «эпических и достоверных, вызывающих у читателя трепет, восхищение или сочувствие». [ 16 ]
ТВ-адаптация
[ редактировать ]В апреле 2019 года было объявлено, что американская писательница нигерийского происхождения Ннеди Окорафор напишет сценарий телеадаптации «Дикого семени» вместе с кенийским режиссером Ванури Кахиу для Amazon Prime Video . Его продюсируют Виола Дэвис и Джулиус Теннон. [ 29 ] [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ИСФДБ. « Список публикаций: Дикое семя ». База данных спекулятивной фантастики в Интернете. Механизм ISFDB и Интернет.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гован, Сандра Ю. « Связи, связи и расширенные сети: закономерности в научной фантастике Октавии Батлер ». Литературный форум чернокожих американцев 18.2 (1984): 82–87.
- ^ Jump up to: а б с Дюшан, Л. Тиммель. «Женщина-Солнце» или «Дикое семя»? Как молодая писательница-феминистка нашла альтернативу повествовательным моделям белой буржуазии в ранних романах Октавии Батлер». Странные спаривания: научная фантастика, феминизм, голоса афроамериканцев и Октавия Э. Батлер . Эд. Ребекка Дж. Холден и Ниси Шаль. Сиэтл: Aqueduct Press, 2013. 82–95. Распечатать.
- ^ Jump up to: а б с д и Хелфорд, Элис Рэй. «Дикое семя» . Мастер-сюжеты II: Серия женской литературы (1995): 1-3.
- ^ Jump up to: а б Кенан, Рэндалл. «Интервью с Октавией Э. Батлер» . Каллалоо 14.2 (1991): 495–504.
- ^ Феррейра, Мария Алин. «Симбиотические тела и эволюционные тропы в творчестве Октавии Батлер». Научно-фантастические исследования 37.3 (2010): 401-415.
- ^ Шаппер, Эндрю (2014). «Евгеника, генетический детерминизм и стремление к расовой утопии в научной фантастике Октавии Э. Батлер» . hdl : 11343/41002 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Сальваджо, Рут. «Октавия Батлер и черная героиня научной фантастики». Литературный форум чернокожих американцев 18.2 (1984): 78–81. Веб. 02 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Деман, Дж. Эндрю. «Вынос мусора: дикое семя Октавии Э. Батлер и феминистский голос в американской научной фантастике». FEMSPEC 6.2 (2005): 6-15.
- ^ Jump up to: а б Гант-Бриттон, Лисбет. «Батлер, Октавия (1947–)». Афроамериканские писатели . Эд. Валери Смит. 2-е изд. Том. 1. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 2001. 95–110.
- ^ Jump up to: а б с Холден, Ребекка Дж. «Я начала писать о власти, потому что у меня было так мало»: влияние ранних работ Октавии Батлер на феминистскую научную фантастику в целом (и на одного ученого-феминистку-фантаста в частности)» Ред. Ребекка Дж. Холден и Ниси Шаль. Странные спаривания: научная фантастика, феминизм, голоса афроамериканцев и Октавия Э. Батлер . Сиэтл: Aqueduct Press, 2013. Печать.
- ^ Харауэй, Донна. «Манифест киборгов: наука, технологии и социалистический феминизм в конце двадцатого века». В читателе киберкультур . Ред. Дэвид Белл и Барбара М. Кеннеди. Лондон: Рутледж, 2000. 291–324.
- ^ Алаймо, Стейси. «Кожные сны»: телесные проступки Филдинга Берка, Октавии Батлер и Линды Хоган». Экофеминистская литературная критика: теория, интерпретация, педагогика . Эд. Грета К. Гаард и Патрик Д. Мерфи. Урбана: University of Illinois Press, 1998. . Печать 123-138.
- ^ Jump up to: а б Бишоп, Майкл. Преподобный « Дикое семя » Октавии Батлер. Фонд 21 (1981): 86.
- ^ Jump up to: а б Пфайффер, Джон Р. «Батлер, Октавия Эстель (р. 1947)». В книгах писателей-фантастов: критические исследования основных авторов с начала девятнадцатого века до наших дней. Эд. Ричард Блейлер. 2-е изд. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1999. 147–158. Коллекция виртуальной литературы Гейла.
- ^ Батлер, Октавия Э. Дикое семя . Нью-Йорк: Warner Books, 1980. стр. 91.
- ^ Батлер, Октавия (2007). Семя для сбора урожая . Издательство Гранд Сентрал. стр. 90–91 . ISBN 978-0446698900 .
- ^ Jump up to: а б с Шохат, Элла. « Заметки о постколониальном периоде ». Социальный текст 31/32 (1992): 99–113.
- ^ Батлер, Октавия Э. Дикое семя . Нью-Йорк: Warner Books, 1980. стр. 3.
- ^ Батлер, Октавия Э. Дикое семя . Нью-Йорк: Warner Books, 1980. стр. 82.
- ^ Jump up to: а б Гован, Сандра Ю. (1986). «Дань традиции: Октавия Батлер обновляет исторический роман» . МЕЛУС . 13 (1/2): 79–96. дои : 10.2307/467226 . ISSN 0163-755X . JSTOR 467226 .
- ^ Jump up to: а б с д «Вампиры, пришельцы и додо» . Вашингтон Пост . 28 сентября 1980 г. ISSN 0190-8286 . Проверено 7 августа 2023 г.
- ^ Пфайффер, Джон Р. «Серия паттернистов». Путеводитель Мэгилла по научной фантастике и фэнтези-литературе (1996): 1-3.
- ^ Jump up to: а б с Маккаффери, Ларри и Джим Макменамин. «Интервью с Октавией Батлер». Через раненые галактики: интервью с современными американскими писателями-фантастами . Урбана: Издательство Университета Иллинойса, 1990. Печать.
- ^ Харрисон, Розали Г. «Научно-фантастические видения: интервью с Октавией Батлер». В Батлер, Октавия Э. и Консула Фрэнсис, изд. Разговоры с Октавией Батлер . Джексон: Университетское издательство Миссисипи, 2010. Печать.
- ^ Кард, Орсон Скотт. Как писать научную фантастику и фэнтези . Огайо: Writer's Digest Books, США, 2001. 90–100. Распечатать.
- ^ Истон, Том. «Обзор диких семян ». Аналоговая научная фантастика/научные факты 150.1 (5 января 1981 г.): 168. Rpt. в современной литературной критике . Эд. Дэниел Дж. Маровски и Роджер Матуз. Том. 38. Детройт: Гейл, 1986.
- ^ «Дикое семя» Октавии Батлер будет адаптировано для маленького экрана . theportalist.com . 03.04.2019 . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ «Ннеди Окорафор и Ванури Кахиу адаптируют WILD SEED Октавии Батлер для Amazon» . КНИЖНЫЙ БУНТ . 27 марта 2019 г. Проверено 23 апреля 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Колл, Льюис (2001), «Структуры желания: постанархистский излом в спекулятивной фантастике Октавии Батлер и Сэмюэля Делани». Анархизм и сексуальность: этика, отношения и власть. Эд. Джейми Хеккерт и Ричард Клеминсон. Рутледж, 131–153.
- Кард, Орсон Скотт (1990). « Книги, которые стоит искать: фэнтези и научная фантастика, февраль 1990 г. ». Река Хатрак - Официальный сайт Орсона Скотта Карда.
- Хэмптон, Грегори Джером (2010), Изменение тел в художественной литературе Октавии Батлер: рабы, пришельцы и вампиры. Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books.
- Смит, Малаика Дане (1994), «Афроамериканская героиня в « Диком семени Октавии Батлер и притче о сеятеле » . Диссертация. Университет Калифорнии, Лос-Анджелес
- Уайтсайд, Бриана (2014), «Странные женщины Октавии Батлер: структура и персонажи в серии «Паттернист» , диссертация»
- Американские романы 1980 года
- Романы Октавии Батлер
- Научно-фантастические романы 1980 года
- Фэнтезийные романы 1980 года
- Книги Doubleday (издатель)
- Фантастика об изменении формы
- Афрофутуристические романы
- Феминистские научно-фантастические романы
- Романы о колониализме
- Романы о рабстве
- Работы по евгенике