Выживший (роман Октавии Батлер)
Автор | Октавия Батлер |
---|---|
Язык | Английский |
Ряд | Паттернист Серия |
Жанр | научная фантастика |
Издатель | Даблдей (США) Сиджвик и Джексон (Великобритания) |
Дата публикации | 1978 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Распечатать |
Страницы | 185 |
ISBN | 0-385-13385-5 |
ОКЛК | 3480629 |
813/.5/4 | |
Класс ЛК | ПЗ4.Б98674 Су ПС3552.У827 |
Предшественник | Разум моего разума |
С последующим | Дикое семя |
«Выживший» — научно-фантастический роман американской писательницы Октавии Э. Батлер . » Батлера Впервые опубликованный в 1978 году как часть серии «Паттернист , «Выживший» — единственный из ранних романов Батлера, который не переиздавался после первых изданий. Батлер выразил неприязнь к произведению, назвав его «моим романом о Звездном пути ». [ 1 ] [ 2 ]
Введение в сюжет
[ редактировать ]«Выживший» следует за ранним контактом между миссионерами, группой людей-колонистов, спасающихся от чумы на Земле, и конами, разумными уроженцами планеты, на которую прибыли миссионеры. В частности, роман фокусируется на Аланне, приемной дочери лидера миссионеров, которая пытается предотвратить уничтожение или ассимиляцию миссионеров руками доминирующей местной культуры. По ходу романа опыт Аланны по ассимиляции и ведению переговоров с Коном опирается на ее более ранний аналогичный опыт присоединения к самим миссионерам, и способность Аланны взаимодействовать с различными культурами становится ключом к их выживанию.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]разворачивается в рамках более широкого сюжета серии «Паттернист» Хотя весь сюжет «Выжившего» , он в значительной степени отделен от событий других книг серии.
Батлер начинает роман в medias res , во время «спасения» главной героини Аланны от «Техкона», группы инопланетян. Хотя основное повествование отражает точку зрения Аланны после спасения, Батлер также вставляет серию воспоминаний, некоторые из которых - с точки зрения других персонажей. Благодаря этому литературному приему читатели постепенно узнают о прошлом Аланны, одновременно следя за усилиями других персонажей по раскрытию этого прошлого.
В конце концов, повествование раскрывает биографию Аланны. Действие романа разворачивается в неопределенном будущем, где-то после событий, которые Батлер позже описала в своем романе « Ковчег Клэя» , и до событий «Мастера Узоров» . Во времена Survivor человечеству угрожает «чума Клайарка», внеземная болезнь, которая уничтожила половину населения Земли, либо убив их, либо мутировав их и их детей в звероподобных «Клайарков». Человечество выживает в состоянии боевой готовности, при некоторой поддержке «Паттернистов», группы людей-мутантов, ранее живших тайно. (Развитие Паттернистов более подробно описано в «Дикое семя» и «Разум моего разума» , а более поздний этап их конфликта с Клайарками описан в «Мастере узоров» .)
До основных событий романа родители Аланны погибли, спасая ее от нападения Клайарка. После нескольких лет жизни в диком детстве Аланна была схвачена группой миссионеров, христианской религиозной сектой, посвятившей себя сохранению человечества как избранной Богом формы перед лицом конкуренции Клайарка и Паттернистов. Хотя некоторые миссионеры не доверяли Аланне либо из-за ее дикого воспитания, либо из-за ее афроамериканского и азиатского происхождения, она быстро адаптировалась и стала приемной дочерью лидера группы Жюля Веррика и его жены Ниэлы. Некоторое время спустя миссионеры получают возможность покинуть Землю на звездолете Паттернистов в рамках программы по рассеванию человечества на других планетах, чтобы сохранить этот вид от чумы Клайарка.
После прибытия на планету миссионеры столкнулись с Конами, разумными жителями планеты. Хотя у конов был мех, маскировочные способности и когти, в целом они были гуманоидами, и местное племя — Гаркон — помогало миссионерам в развитии их поселения. Вскоре после этого поселение подверглось набегу со стороны Техкона, конкурирующей группы Кона, и несколько Гарконов и миссионеров были схвачены, включая Аланну.
В конце концов, история показывает, что так же, как Аланна однажды изменила свое поведение, чтобы вписаться в число миссионеров и «выжить», ей также удалось присоединиться к Техкону, в конечном итоге выйти замуж за их лидера Диута и родить ребенка. Благодаря своему опыту общения с Техконами Аланна узнала, что Гарконы подсадили миссионеров на растение, находящееся под их контролем, и намерены ассимилировать физически более слабых миссионеров и использовать их технологии против Техконов.
Понимая, что она потеряет доверие людей, если они поймут, что она находится в отношениях с туземцем, Аланна ведет опасную игру, но в конечном итоге добивается успеха, заставляя миссионеров доверять (неохотно) Техконам достаточно долго, чтобы избежать влияния обе родные нации с помощью Техкона. В этот момент Аланна раскрывает свои отношения с другими людьми, отец отрекается от нее и возвращается, чтобы жить с Техконами.
Персонажи
[ редактировать ]Аланна
[ редактировать ]Аланна является главным героем романа, а также рассказчиком большей части романа. В романе Аланна поэтапно раскрывает свое прошлое как другим персонажам, так и читателю через свое сложное повествование. Осиротевшая во время нападения зверей Клайарков, Аланна несколько лет прожила как дикий ребенок , прежде чем ее нашли «Миссионеры» — христианская группа, посвятившая себя сохранению человечества перед лицом угрозы Клайарков. Социальный хамелеон, Аланна способна адаптироваться к социальным нормам миссионеров, становится членом их группы и усыновляется Жюлем Верриком, лидером миссионеров.
Позже, после того, как группа Веррика покидает Землю и сталкивается с инопланетянином «Кон», Аланна попадает в плен к «Техкон», одному из двух конкурирующих племен Кон. И снова она способна адаптироваться и становится членом Техкон, в конечном итоге выходя замуж за Диута, лидера Техкон или Хао. После своего возвращения к миссионерам Аланна использует свое членство в обеих группах и свою способность действовать как социальный хамелеон, чтобы освободить миссионеров от контроля двух племен Кон. Однако ее отец в конечном итоге не может принять ее отношения с Диутом, и Аланна возвращается к Техконам, своим новым людям.
По словам Батлер, Аланна была ее первой попыткой написать «персонаж такого большого размера, как я… не обязательно толстый, но она очень высокая и андрогинного вида». [ 3 ]
Второзаконие
[ редактировать ]Диут — это Техкон Хао . У Конов есть естественная иерархия , основанная на оттенках синего. Чем темнее оттенок синего их меха, тем выше их ранг или статус в сообществе. «Хао» — это Кон с очень темным оттенком синего цвета. Коны используют свои цвета, чтобы сообщить о самых разных вещах. Этот темный оттенок вызывает послушание у всех Конов, Техконов и Гарконов.
В результате Дьют буквально рожден, чтобы руководить, и не привык, чтобы ему отказывали в указаниях. Странность Аланны и ее готовность не соглашаться с ним первоначально привели к конфликту, но ко времени «спасения» Аланны привели их к явно стабильным романтическим отношениям.
В начале Survivor Дьют уже понял, что Гарконы надеются ассимилировать миссионеров в свое племя, пристрастив миссионеров к местному наркотику и используя технологии миссионеров, чтобы получить преимущество над Техконами. Из-за своей любви к Аланне Диут соглашается помочь миссионерам сбежать в место, где они смогут свободно основать свое собственное общество, вместо того, чтобы захватывать их или убивать, чтобы не дать Гарконам использовать их.
Жюль Веррик
[ редактировать ]Жюль Веррик — лидер миссионеров. Бывший раб телепатической ветви человечества, известной как «Паттернисты», Жюль обладает силой воли, чтобы защитить миссионеров от и чувствительностью, чтобы усыновить Аланну, несмотря на опасения других миссионеров по поводу межрасового усыновления. Хотя Жюль не осознает угрозу, исходящую от союзников Гарконов-миссионеров в начале романа, он достаточно волевой и гибкий, чтобы победить физическую зависимость, которую Гарконы навязали ему, и однажды вступить в союз с Диутом и Техконами. он осознал угрозу. Несмотря на эту гибкость и его очевидную любовь к Аланне, Жюль не может принять отношения Аланны с Диутом, которого он продолжает воспринимать как «нечеловека». В результате он и Аланна расстаются в конце романа с неопределенными перспективами воссоединения.
Основные темы
[ редактировать ]Как и во многих других произведениях Батлера, несколько авторов рассматривали темы расы в «Выжившем» . В романе Батлер намеренно откладывает раскрытие этнического происхождения Аланны, раскрывая ее афроамериканское и азиатское происхождение только в воспоминаниях после того, как персонаж был установлен. (Батлер использует аналогичный прием со своими главными героями в «Рассвете» и «Притче о сеятеле» .) [ 3 ] : стр.52
Многие писатели анализировали «Выжившего» как метафору расы, особенно опыта афроамериканцев в тот период, когда роман был написан и опубликован, а также как метафору расовых отношений. Аланна, которая сама является сочетанием своих родителей-афроамериканцев и азиатов, оказывается в положении, когда ей приходится вести переговоры и интегрироваться в три группы: преимущественно белые миссионеры и две группы конов, уроженцев Ханаана, которые буквально являются «цветными людьми». - которые определяют свой социальный статус и иерархию прежде всего через цвет шерсти. [ 4 ]
Как и многие работы Батлера, «Выживший» также содержит сильную тему ассимиляции . В начале романа Аланна присоединилась к миссионерскому сообществу и научилась жить как член этого сообщества, не теряя навыков и качеств, которым она научилась у своих родителей или в своей дикой юности. Позже эта же способность ассимилироваться, сохраняя при этом свою собственную идентичность, позволяет Аланне стать полноправным членом Техкон и использовать это членство, чтобы помочь миссионерам избежать их собственной (принудительной) ассимиляции в общество Гаркона.
Аллюзии/ссылки на другие работы
[ редактировать ]«Выживший» Батлера содержит многочисленные отсылки, которые лежат в основе серии романов «Паттернист». Хотя Аланна никогда не описывает встречу ни с мутировавшими Клайарками, ни с их главными противниками, экстрасенсами-«паттернистами», события в Survivor описывают более раннюю стадию того же конфликта, который описан в более раннем романе Батлера « Мастер шаблонов» .
Литературное значение и критика
[ редактировать ]Батлер назвала «Выжившего» наименее любимой из ее работ, раскритиковав ее идею как оскорбительное клише из научной фантастики: [ 2 ]
- Когда я был молод, многие люди писали о том, как отправились в другой мир и нашли либо маленьких зеленых человечков, либо маленьких коричневых человечков, и в каком-то смысле они всегда были меньше. Они были немного хитрыми или немного похожими на «туземцев» из очень плохого старого фильма. И я подумал: «Ни в коем случае. Если не считать всех этих людей, населяющих галактику, это действительно оскорбительный мусор». Люди спрашивают меня, почему мне не нравится «Выживший» , мой третий роман. И это потому, что это немного похоже на это. Некоторые люди попадают в другой мир и сразу же начинают спариваться с инопланетянами и заводить от них детей. Я думаю об этом как о своем романе «Звездный путь» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Батлер, Октавия Э., «Октавия Э. Батлер сажает семя земли» , Amazon.com , заархивировано из оригинала 18 апреля 2000 г.
- ^ Jump up to: а б Уолтон, Джо (5 февраля 2009 г.). « Мой роман о Звездном пути»: Выжившая Октавия Батлер» . Тор.com . Проверено 22 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Батлер, Октавия (весна 2001 г.). Мэрилин Мехаффи; Аналуиза Китинг (ред.). « 'Радиовоображение': Октавия Батлер о поэтике повествовательного воплощения». МЕЛУС . 26 (1): 69. дои : 10.2307/3185496 . JSTOR 3185496 .
- ^ Андерсон, Кристал С. (весна 2006 г.). « Девушка не белая: новые расовые измерения в « Выжившем» Октавии Батлер ». Экстраполяция . 47 (1): 37–48. дои : 10.3828/extr.2006.47.1.6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барр, Марлин С. (1993). «Октавия Батлер и Джеймс Типтри не пишут о пистолетах-зарядниках: позиционирование феминистской научной фантастики внутри феминистских сказок» . В Барре, Марлин (ред.). Затерянные в космосе: исследование феминистской научной фантастики и не только . Издательство Университета Северной Каролины. стр. 97–107 . ISBN 978-0-8078-2108-4 .
- Сальваджо, Рут (1984). «Октавия Батлер и черная героиня научной фантастики». Литературный форум чернокожих американцев . 18 (2): 78–81. дои : 10.2307/2904131 . JSTOR 2904131 .
- выживших Список названий в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики
- Октавия Батлер — электронная книга «Выживший» на Scribd